Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы. Послушай, что говорит пророк: " вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе " (Пс.62:7). Но, скажешь, я очень утомился в продолжение дня, и не могу. Это отговорка и предлог; сколько бы ты ни трудился, не потрудишься более ковача меди, который опускает столь тяжелый молот с великой высоты, брызжет искрами, по всему телу пропитывается дымом, и однако проводит в этом большую часть ночи. И вы, жены, знаете, когда вам бывает нужно идти в поле, или придти в ночное собрание, что там проводят целую ночь без сна. Так и у тебя пусть будет духовная кузница, чтобы устроять не котлы и сковороды, но душу твою, которая гораздо лучше всякого произведения из меди и золота. Ее, устаревшую от грехов, ввергни в горнило покаяния; ударяй ее с великой высоты молотом, т.е. исповеданием грехов; воспламени огонь Духа. Твое искусство гораздо лучше. Ты устрояешь не золотые сосуды, по душу, драгоценнее всякого золота, подобно тому, как ковач меди свое изделие. Ты не вещественный приготовляешь сосуд, но освобождаешь душу от всякого житейского попечения. Пусть предстоит пред тобою светильник, не этот сгорающий, но тот, который имел у себя пророк, когда он говорит: " светильник ногам моим - закон Твой " (Пс.118:105). Воспламени душу молитвою; если увидишь, что она имеет довольно (огня), то вынь ее (из этого горнила) и устрой ее, как хочешь. Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину (металла), сколько ночная молитва ржавчину грехов наших. Устыдимся, если не кого другого, то хотя ночных стражей. Они, повинуясь человеческому закону, обходят во время стужи, громко крича и проходя по улицам, часто под дождем и цепенея (от холода), для тебя, для твоей безопасности и для охранения твоего имущества. Тот о твоем имуществе оказывает такое попечение; а ты не (оказываешь) даже о душе своей. И притом я не заставляю тебя ходить, подобно ему, под открытым небом, ни громко кричать и надрываться; но, находясь в том же самом жилище, в той же самой спальне, преклони колена, обратись с молитвою к Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1681...

102. Вредно монаху разделять общество с женщиною. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет. 103. Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и правого изволения, – и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной чистоте имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка, и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Не назирай чуждыя красоты (Сир. 9, 8), – и ум твой да будет пригвожден к страху Божию (Ис. 118, 120). 104. Не должно монаху с особенною тщательностию мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников. 105. Не мала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении внушают такую мысль: «никто тебя не видит; чего боишься?» А содействующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, – и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «где они? Пока никого здесь не видно». На этом содейственники святыни прерывают его: «не видишь?! – Правду сказал ты: ибо написано: ослепи их злоба (Иер. 2, 21). Создавый око не сматряетли (Пс. 93, 9)? Где укроешься от Бога (Пс. 138, 1-12)?» – Вот что вложи себе в помысл, – и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святе. 106. Храни чистоту тела своего о Господе, как драгоценную жемчужину; не щеголяй одеждами; взор обращай долу, а душу горе; с юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить – лишнее дело; с отроком не дли беседы, и не входи в сообщество с упивающимися и смехотворами, но весь пребывай в страхе Божием, помня заповедь Апостола: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

       «если око твое будет просто πλος, то все тело твое светло будет; если же око твое будет лукаво, то все тело твое темно будет» ( Мф.6:22,23 ). Простота же есть отсутствие примесей 105 , как сказал Христос апостолам: «будьте мудры, как змии, и беспримесны (κραιοι), как голуби» ( Мф.10:16 ). Образ «переплавки» позволяет передать мысль, что в «испытании» нечто разрушается и восстанавливается – проходит через смерть и очищается для другой жизни. Духом человек «беспримесный» являет собой «жизнь будущего века» – именно это и составляет суть апостольского служения. Господь испытывает (переплавляет) и праведного, и нечестивого. Но бессмысленно подвергать переплавке того, в ком нет искомого вещества: это тот, кто «любит неправду, связанную с насилием (хамас)». Между нечестивым и Господом существует как бы естественное отторжение: нечестивый любит насилие, а его самого ненавидит душа Яхве. Но если человек не подлежит испытанию и исправлению, какова его участь? Об этом следующий стих. Пс.10:6             Одождит на нечестивого сети, огнь и серу,                         и дух жгучий – часть чаши его. «Сети» – «силки» для ловли птиц ( Притч.7:23 ); сети падают сверху и густо, как дождь; птице (образ души) не вылететь 106 . «Огнь и серу» – курение серы и огонь – средства очищения. Огонь и сера, которые падают с неба дождем, – это такое очищение местности, после которого жизнь на ней не возобновляется. Так было при истреблении Содома. Дождь серы и огня был на Содом «с неба» ( Быт.19:14 ) – следовательно, для всей обитаемой земли гибель Содома была милостью. «Содом», погибший от серы и огня стал в Писании знаком утраты человеческого облика в сытой, беспечной и развратной жизни. А ведь мы видим часто, что нечестивые (которых Господь не испытывает) живут сытно, беспечно, развязно и долго. Псалом исправляет наше зрение: таковым, говорит Давид, – огонь и сера. Так произошло некогда в этой жизни (в Содоме), а после – «дух жгучий часть чаши их». «Дух жгучий» – чтобы представить, что такое «жгучий», у нас есть только два примера из Писания. 1) Когда человек голодает так, что у него на коже начинается воспаление, то это голод – «жгучий»: «кожа наша, как печь, воспалилась от жгучего голода» ( Плч.5:10 ). 2) Когда праведный окружен предателями веры, им овладевает «горячность», ревность: «горячность овладела мной от [вида] нечестивых, оставляющих Закон Твой» ( Пс.119 /118:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Протоиерей Валериан Кречетов: Наказание — это вразумление (+Аудио) Что такое наказание? Наказание — это вразумление, поучение. Господь посылает нам что-то только тогда, когда мы можем понять это. Что толку посылать, когда понять не можешь, когда ты, глаза безумные, ничего не слышишь, не видишь… 13 декабря, 2014 Что такое наказание? Наказание — это вразумление, поучение. Господь посылает нам что-то только тогда, когда мы можем понять это. Что толку посылать, когда понять не можешь, когда ты, глаза безумные, ничего не слышишь, не видишь… Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Самое главное – это истинная вера. Такая, о которой, прежде всего, сказано: закон Твой, свет стезей моих (ср.: Пс. 118, 105). Пути наши, наши стопы, как сказано, от Бога исправляются (ср.: Пс. 36, 23). То есть Господь каждому человеку дает дарования, таланты, и человек должен исполнять волю Божию. Для исполнения воли Божией нам дано Слово Божие, которое нас учит — это «свет стезей моих». Поэтому все, что сказано в Слове Божием — истина. Так воспринимали это святые отцы, так и мы должны воспринимать. Когда же мы начинаем говорить: нет, это ко мне может не относиться! – нужно помнить, что  есть вещи, которые относятся ко всем. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» — то есть мы все невольно согрешаем. Сказано, что и само небо нечисто перед Богом. И в Ангелах Господь зрит нечто строптивое — в Слове Божием об этом сказано. Насколько святые отцы были великими, но и они каялись. Однажды у одного из них спросили: «Отче, неужели ты нуждаешься в покаянии?», и он ответил: «Положил я только начало покаянию». И это святые отцы говорили, что они грешные, и не знают еще покаяния! Что нам после такого говорить? Прости нас, Господи!

http://pravmir.ru/protoierey-valerian-kr...

Не все заголовки объясняются так же легко, как заголовки к Псалмам 50, 29 или 33. Что, например, значит фраза «Псалом Давида»: псалом, который посвящен ему или псалом, который он сам написал? Таких псалмов, с заголовком «Псалом Давида», насчитывается 73. Давид, конечно же, мог и сам писать псалмы, ибо был искусным музыкантом ( 1Цар.16:1423, 18:10 ), мог он также и посвящать псалмы себе. Он сочинил плачи о Сауле и Ионафане ( 2Цар.1:1927 ) и Лбнере ( 2Цар.3:3334 ), он также руководил организацией музыкантов в иерусалимском святилище ( 1Пар.6:3132, 16:47, 25:1 ; 2Пар.23:18 ). Поздняя иудейская традиция считает, что Давид «редактировал» все псалмы. Но это было бы невозможно, потому что некоторые из них были написаны после его смерти. Тем не менее, к I веку до тт.э. имя Давида плотно закрепилось за всеми псалмами. И, например, в Послании к Евреям 4:7 слова Псалма 94:78 приписываются Давиду, хотя сам Псалом автора не указывает. Остальные псалмы были, вероятно, написаны отдельными авторами, но от имени группы поклоняющихся. Так мы находим псалмы с заголовком «сынам Кореевым/сынов Кореевых» – Пс.4148, 8384, 8687 и псалмы «Асафа» или посвященные «Асафу» – Пс.49, 7282 . Псалмы другой группы, называемой «песни древних» (Псалмы 119133), возможно, поначалу также имели индивидуальный характер, но впоследствии были адаптированы для совместного поклонения. Они стали песнопениями паломников, идущих на поклонение в Иерусалим. Здесь нужно заметить, что песни хвалы и благодарения в Израиле существовали с самых ранних времен. В Исходе 15:118 записан торжественный гимн-благодарение Богу за избавление Израиля от египтян. Можно предположить, что этот гимн был записан самим Моисеем, который вел своего рода путевой дневник, фиксируя события из жизни народа ( Чис.33:2 ). История времен Давида рассказывает про группу, состоящую из Асафа и его братьев, которые были специально поставлены, чтобы петь благодарственную песнь Богу ( 1Пар.16:17 ). Песня, которую они должны были петь (16:816) была составлена из Псалма 104:115 и вариаций на тему Псалма 95:113. К ней была также прибавлено славословие из Псалма 105:4748. Еще один пример – 2 Царств 22, где мы встречаем Псалом 17. 639 Эти примеры свидетельствуют о том, что некоторые псалмы были созданы и сохранены, с небольшими изменениями, еще до составления Псалтири, то есть изначально не входили в формальную коллекцию богослужебных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Так, у LXX соединяются разделяемые в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й псалом у LXX числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у LXX соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовать его с делением псалмов по славянскому и русскому переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной Церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1—8 псс.; 2 каф. 9—16; 3 каф. 17—23; 4 каф. 24—31; 5 каф. 32—36; 6 каф. 37—45; 7 каф. 46—54; 8 каф. 55—63; 9 каф. 64—69; 10 каф. 70—76; 11 каф. 77—84; 12 каф. 85—90; 13 каф. 91—100, 14 каф. 101—104; 15 каф. 105—108; 16 каф. 109—117; 17 каф. 118 пс.; 18 каф. 119—133; 19 каф. 134—142; 20 каф. 143—150 пс. Это деление относится к IV веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением.    От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например пророческие речи на те или другие народы (Ис.1:1; 2:1; 13:1; Иер.1:1; 2:1; 50:1; Авв.3:1), части книг (Притч.10:1; 25:1…) и т. п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению (2Цар.22:1; 23:1; 1Пар.16:8). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам, свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Ибо Павел, зная, что враг многое, и против всех, замышляет, хочет, чтобы к низложению его ухищрения все, по примеру Павлову жительствующие, готовы были противостать нападениям врага, и иногда вооружает щитом веры, бронею правды, шлемом спасения, мечом духовным, а иногда как борцов умащает на подвиг и говорит: Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы (Еф. 6, 12), чтобы подвизающиеся, узнав многочисленность врагов и то, что ведут они брань во тьме и по природе невидимы, трезвились, всегда бодрствуя и не выпуская из рук оружия, но имея оное совершенно готовым к отражению. Поелику, по словам премудрого Соломона, отимется сон у врагов, и не спят, и не уснут, аще зла не сотворят (ср.: Притч. 4, 16), то бдительное око, как говорит Апостол, да имеют воины, наблюдая за устремлением неприятелей, чтобы от беззаботности не потерпеть чего-либо неприятного. И советует как можно скорее поспешать к почести вышняго звания и охранять вместе стремящегося, чтобы не преткнулся где от него и вместе идущий; когда нет противоборников, иметь в ратоборном движении руки, сим упражнением приучая себя к опытности, а когда враги налицо и вступят в битву, тогда не в пустом воздухе вращать оружие, какое есть в руках, но стараться рассечь им самую голову врагов и терзать их ногтями. А поелику противоборники, как миродержители тьмы, обыкли состреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10, 2) – и всякий умысел, чтобы трудно или вовсе невозможно было предостеречься, приводят в исполнение во тьме, достигая сим того, что злоумышляют, и вредят, будучи невидимы, то Господь говорит: Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии (Лк. 12, 35), желая поясом доставить нам удобство к скорому шествию, а горящим светильником охранить от вредного столкновения с идущим вместе. Ибо сие сказал Павел: Аз убо тако теку, не яко безвестно (1 Кор. 9, 26), то есть пользуясь светом как путеводителем в добром непреткновенном шествии. И Давид говорит: Светилник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105); и путь заповедей Твоих прохожу-де уже неукоризненно, а какие соприкосновенно с ними лежат на стезе соблазны, частию осмотрительно уклоняюсь от них, а частию в быстром стремлении своего течения переношусь чрез них, однажды преуспев в парении разума и потом безопасно обозревая повсюду предстоящие на пути преткновения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

   Грех есть нарушение закона. Три же вещи встречаются нам при нарушении закона: законодатель, закон и нарушение закона. Чем более вникнешь в каждое из сих, тем паче увидишь, коль великое зло есть грех.    Законодатель есть Тот, Который из не сущего сотворил небо и землю, и море, и вся, иже в них; Который, взяв брение от земли, создал человека, вдунул в лице его дыхание жизни, сотворил его по образу Своему, ввел его в рай сладости, поставил обладателем и господином и царем всея земли, «и покорил вся под нозе его» (Пс.8:7). Той, ради последовавшего прельщения падшего человека и спасения его души, сшел на землю, воплотился от Святого Духа и Марии Девы вочеловечился, страдал яко осужденник, и умер на крестном древе. Законодатель, говорю, есть Тот, Коему служат Ангелы, повинуется тварь, боятся стихии, трепещут беси. Тот есть Законодатель, Который единым мановением соорудил небо и землю, и преисподняя, и вся видимая и невидимая. Законодатель есть праведнейший Судия и сострадательнейший Бог, обещающий хранящим закон Его вечное царствие, а нарушающим нескончаемую муку. Законодателя лице высочайшее, могущество беспредельное, слава неувядающая, честь преславная, власть неограниченная, благость безмерная, правда бесподобная, милосердие нескончаемое, суд неумолимый.    Закон же, который Бог Законодатель дал людям, весь клонится к пользе же человеческой. Он есть светильник и свет. «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс.118:105). Яко светильник, просвещает ум твой к доброму житию; и яко свет, руководит тебя ко стези спасения. Смотри же, колико преуспевают и в сем временном мире хранящие закон Божий, и колико бедствуют его презирающие. Кого почитает мир? Воров ли и хищников, или творящих правду и не прикасающихся к чужому стяжанию? Кого почитает мир? Блудников ли и похотливых, или воздержных и трезвых? Кому вверяют имение свое, разбойникам ли, убийцам и лжесвидетелям, или никого не обижающим, добро творящим ближнему своему, и ненавидящим неправды? Кого похваляем, того ли, кто чтит отца и матерь свою, или того, кто презирает и поносит родителей своих? Весь мир, братие, хранящих токмо заповеди Божия почитает, хвалит, полагается на них, верит им и всячески вспомоществует. Преступников же закона ненавидит, не доверяет им и отвращается от них. И так, добро творящие люди в сем мире, как бы залог будущего воздаяния, имеют почтение и доброжелательство человеческое; а после сей временной жизни ожидает их радость неизглаголанная, свет невечерний, небесное царствие, жизнь вечная: «аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф.19:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010