МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой;... ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех;... путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя;... возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс.118:29,105,127–128 ). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 244 . Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Как возник обычай возжигать свечи и лампады Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ( Исх. 25:31-37 ). В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом ( Исх.30:8 ). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ( Пс.118:105 ). Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян.20:8 ). В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

http://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavno...

Протоиерей Валериан Кречетов: Наказание — это вразумление (+Аудио) Что такое наказание? Наказание — это вразумление, поучение. Господь посылает нам что-то только тогда, когда мы можем понять это. Что толку посылать, когда понять не можешь, когда ты, глаза безумные, ничего не слышишь, не видишь… 13 декабря, 2014 Что такое наказание? Наказание — это вразумление, поучение. Господь посылает нам что-то только тогда, когда мы можем понять это. Что толку посылать, когда понять не можешь, когда ты, глаза безумные, ничего не слышишь, не видишь… Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Самое главное – это истинная вера. Такая, о которой, прежде всего, сказано: закон Твой, свет стезей моих (ср.: Пс. 118, 105). Пути наши, наши стопы, как сказано, от Бога исправляются (ср.: Пс. 36, 23). То есть Господь каждому человеку дает дарования, таланты, и человек должен исполнять волю Божию. Для исполнения воли Божией нам дано Слово Божие, которое нас учит — это «свет стезей моих». Поэтому все, что сказано в Слове Божием — истина. Так воспринимали это святые отцы, так и мы должны воспринимать. Когда же мы начинаем говорить: нет, это ко мне может не относиться! – нужно помнить, что  есть вещи, которые относятся ко всем. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» — то есть мы все невольно согрешаем. Сказано, что и само небо нечисто перед Богом. И в Ангелах Господь зрит нечто строптивое — в Слове Божием об этом сказано. Насколько святые отцы были великими, но и они каялись. Однажды у одного из них спросили: «Отче, неужели ты нуждаешься в покаянии?», и он ответил: «Положил я только начало покаянию». И это святые отцы говорили, что они грешные, и не знают еще покаяния! Что нам после такого говорить? Прости нас, Господи!

http://pravmir.ru/protoierey-valerian-kr...

Если же око твое лукаво будет, то есть, повреждено и болезненно, то все тело твое темно будет; всякое, то есть, движение твоего тела будет несовершенно, непорядочно и подобно бываемым ночью и в темном месте. Движения твои тогда бывают такие же среди света, каковы они бывают среди тьмы, при здравствующих очах. Итак если очи твои, свет сущие твоего тела, будут темны: то колико темнее и несовершеннее будут движения тела по свойству темного? Но какую цель имеют сии Спасителя нашего слова? Какой прикрывают смысл сии имена? «Светильник» значит наставника, по сему: «светильник ногама моима закон твой» ( Пс.118:105 ), то есть, наставник мой закон Твой. Око же значит разум: понеже разум и видит, и слышит. Тело же означает расположения и производимые посредством тела дела, из коих добрые суть светлые, а худые и непотребные – темные. И так, весь иносказуемый смысл в сей притче есть таковый: наставник каждого телесного расположения и действия есть разум. Если разум твой есть прост и непорочен, то и расположения и дела тела твоего бывают благие и Богоугодные; если же разум твой лукав, то и всякое расположение и действие твоего тела бывает лукаво и развращенно. Поелику, если твой разум, данный тебе от Бога для просвещения и руководства твоего, помрачится лукавыми помыслами, то кольми паче будут темны и развращенны расположения и пожелания тела твоего, сущыя тьма, поелику стремятся и клонятся всегда ко греху. Если военачальника око лишится света, то под его начальством водимые воины коликое потемнение и смущение претерпят! Если кормчий ослепнет, то колико восслепотствуют управляемые им мореплаватели! Если разум непрестанно помышляет о лукавых делах, то и деяния мои без сомнения должны быть гнусны и лукавы: ибо разум наставляет, разум управляет, дело за разумом последует. Каковые суть в разуме помышления, таковые и человеческие действия. Почему необходимо нужно присное, беспрерывное иметь внимание на охранение чистоты, непорочности ума нашего. Поелику же Богочеловек представил слово о умозрении и деянии, о наставнике и наставляемом, о разуме и теле; то, дабы мы не погрешили, думая, аки бы разум наш можем мы посвящать Богу, а тело – суетности, и следственно двум господинам работать, присовокупил и нижеследующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Путь заповедей Твоих О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю 14.09.2018 960 Время на чтение 105 минут Эту работу можно рассматривать и как некий комментарий к аудиозаписям бесед с одноименным и как самостоятельное произведение. Не обо всем, что здесь написано, рассказывается в беседах. Не все мысли, озвученные во время бесед, были включены сюда. Хотя в название работы и включено слово «алкоголь» и беседы и работа - не столько о алкоголе, сколько о жизни. Рассматриваются проблемы, имеющие потенциал ввести человека в состояние кризиса. Во что этот кризис выльется, зависит от особенностей конкретного человека. Кто-то начинает пить, кто-то начинает заниматься чем-то иным. Поэтому речь идет не столько о борьбе с самим алкоголем, сколько о путях выхода из тех проблем, которые могут толкнуть человека к нему. Продолжением цикла бесед о «тирании мозга» и алкоголе является цикл - «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье», в котором поднимаются аналогичные указанным проблемы у женщин. Этот цикл может восприниматься не только как продолжение настоящего, но и как автономно-существующий. В статье помимо ссылок на творения духовных наставников приводятся ссылки на творения некоторых светских авторов. Наличие ссылки на их работы не означает принятия всего, что эти авторы сказали, сделали или написали. Из их работ вычленены мысли, согласующиеся с христианским мировоззрением. Из того факта, что в статье приняты некоторые мысли авторов, нельзя делать тот вывод, что принимается все то, что эти авторы сказали, сделали или написали. «Путь заповедей Твоих текох» (Пс. 118, 32) - «По пути заповедей Твоих я шел» - эти слова в качестве квинтэссенции своего опыта выхода из зависимого поведения привел один человек, многие годы употреблявший как алкоголь, так и опий. Его история приведена в цикле бесед с одноименным в названием (беседы 4b и 5), а также в эпилоге книги « " Победить свое прошлое " : Исповедь - начало новой жизни». Этот человек как в беседах, так и в книге наименован как «бывший рецидивист». Он действительно когда-то шел по преступному пути, но со временем полностью изменил свою жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/14/...

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Всеприсутствие Божие ощущается и просматривается буквально во всем: природе, истории, творчестве и судьбе отдельного человека. Именно об этом речь в книге, рассказ из которой читает автор. " Как известно, «благодать» подразумевает любовь и добро, которые в полноте просияли в Сыне Человеческом. В ней нуждался всякий, обреченный идти на поводу греховных наклонностей. Боговоплощение стало ответом на ожидание веков, а Голгофский Крест сделался центромвсемирной истории. От грехопадения до распятия, вечно согрешающий, но кающийся человек жил надеждой на пришествие Спасителя. Она красной нитью проходит через всю ветхозаветную историю. Христос, обличая маловерие иудеев, напоминает им: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Какое бы время не проходило за нашим окном, православные христиане держатся правила: «Слово Твое –светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/02/20-3...

Зов Христа «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ). – «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Этот зов Спасителя – идти к Нему и искать себе счастья в общении с Ним – Святая Церковь пронесла через почти две тысячи прошедших лет своей жизни, и она понесет людям этот призыв идти за счастьем к ногам Христовым и после нас. Надо только открыть двери сердца, чтобы стать наследниками Царства Божия. Ведь Господь хочет, чтобы оно стало достоянием каждого верующего в Господа сердца. Царство Божие, которое вселяется в сердце истинного христианина, – это праведная жизнь, согласная с законом Божиим; это мир, покой совести человеческой, какой может дать человеку только Господь; это тихая радость о том, что мы знаем своего Господа, веруем в Него, идем за Ним, носим Его в себе, что мы – чада Божии, наследники вечного Небесного Царства; это – плод спокойной совести, спутник того, кто живет со Христом и во Христе. И для того, чтобы Царство Божие сошло в наше грешное сердце, для того, чтобы это сердце стало жить со Христом и во Христе, нужно прежде всего этого захотеть. Без желания жить свято никто не спасался. Для того, чтобы жить со Христом, нужно не только пожелать этого счастья всем сердцем, но нужно знать, что ведет к этому счастью. В псалме 118 стихе 105 ( Пс. 118:105 ) сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». Закон Божий, слово Божие и ведет нас по пути к счастью носить в себе Царство Божие. Но для того, чтобы приобрести Царство Божие, надо к желанию жить со Христом и к знанию воли Божией присоединить и самопринуждение; надо непременно принуждать себя исполнять Божий закон. Хотя бы и не хотелось нам этого по нашей лености и слабости, хотя бы это казалось нам тяжелым или невыгодным по земным расчетам, – надо не жалеть себя в этом самоотвержении, в этих трудах ко спасению души. Если бы мы делали добро только тогда, когда будет к этому желание, не проходили ли бы бесплодно для вечности многие годы нашей жизни? Если бы мы для молитвы ждали вдохновения и для покаяния ждали настроения, не засохло ли бы вконец сердце в ожидании этой минуты? Ведь наша внутренняя природа испорчена, и мы всегда охотнее худое думаем, слушаем, делаем, чем доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Сходны миниатюры: Евангелие публ. библ. 105 (л. 106 об.: внизу один 118 (л. 194). В коптском Евангелии нац. библ. (л. 217 об.) Иисус Христос вверху в облаках с книгой и благословляющей десницей; внизу в четырех рядах расположены апостолы; все они пали ниц. Очевидно, не византийская схема. В ипатьевском Евангелии 1 обычное типическое изображение; в Евангелии 2 являются три св. жены среди апостолов; некоторые из апостолов пали ниц, другие смотрят вверх. В сийском Евангелии (л. 19) на горе, с которой возносится Иисус Христос, видны следы двух ступней Иисуса Христа. В армянском Евангелии эчмиадзинской библиотеки XIII в. Богоматерь в миниатюре вознесения сидит на кафисме среди апостолов 2701 ; в армянском Евангелии публ. библ. 1635 г. (л. 19) и 1688 г. схема византийская. Часто повторяется вознесение в лицевых псалтирях; формы его здесь также довольно однообразны: тип византийский обычный, как в лицевых Евангелиях; иногда оно сокращено применительно к букве текста: опущены ангелы, Богоматерь и даже апостолы. Образцы: в лобковской псалтири, Пс. 17; 46; 56; 88 2702 ; в барбериновой псалтири, Пс. 17; 23; 47 ; в ватиканской псалтири, Пс. 17 ; Общества любителей древней письменности, Пс. 17; 46  и 56 2703 ; в псалтири угличской, Пс. 17  и 46, и в псалтирях годуновских (рукоп. С.-Петерб. Дух. Акад., Пс. 46 , л. 197; 56, л. 225). Оригинальное уклонение в миниатюрах, относящихся к словам Пс. 23:7  «возмите врата, князи, ваша»: вверху над возносящимся Спасителем изображено небо в виде круга синего; два ангела раскрывают небесные врата, куда начинает уже проникать ореол Иисуса Христа. Это изображение находится в псалтирях – Лобкова и барбериновой (ср. слав. псалт. Хлудова, л. 36 об.) 2704 . 191. Миниатюра рукописи бесед Иакова. Высшая ступень развития византийской композиции в миниатюрах бесед Иакова (ватик., л. 2 об.; париж. перед 1-й бес.; см. рис. 191) 2705 . Обстановка архитектурная: изображен пятикупольный храм, внутреннее пространство которого разделено четырьмя колоннами на три неравных нефа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010