Если кто-то исповедь расскажет и осудит То такой ответит пред Богом на Суде Исповедавшийся же всегда невинным будет И грехов своих избавленным уже 19 . Кающиеся в древние времена стояли у дверей церковных и исповедовали свои грехи перед всем множеством людей, входивших в церковь, как говорит Созомен: «Сначала священникам было угодно, чтобы грехи исповедовали, как в театре, при свидетельстве множества церковного» 20 , и 56 и 75-е правила великого Василия говорят то же самое. Праведный Иов не стыдился исповедоваться перед множеством людей, как сам это возвещает: «Не посрамихся бо народнаго множества, еже не исповедати пред ними» 21 , и тебе, брат мой, будучи грешным и исповедаясь перед одним только человеком, зачем бояться? 22 . 1 Если ты знаешь грамоту, брат, отмечай свои грехи и на бумаге, чтобы их не забыть. Тебе следует знать также и то, что, если ты не проведёшь подобающее испытание своих грехов перед исповедью, то те грехи, которые ты забудешь и не исповедаешь, не прощаются, потому что эта забывчивость была вольной по твоей вине, поскольку ты мог их вспомнить, произведя испытание, и этого не сделал. Если, однако, ты проведёшь подобающее испытание и случайно забудешь какой-то свой грех, по забывчивости, свойственной человеку, то такой грех, как говорят некоторые, прощается вместе с другими, которые ты исповедал, потому что эта забывчивость не вольная, но невольная. Если же после исповеди ты его вспомнишь, нужно снова сходить к духовнику и его исповедать. 2 См. http://www.agionoros.ru/docs/421.html 3 Лк.15:18. 4 Лк.15:18 5 Пс.118:7. 6 Я сказал, что ты должен своими собственными устами назвать свои грехи, потому что, если ты запишешь их, чтобы не забыть, однако, ты обязан сам прочитать их своему духовнику, поэтому те, которые записывают свои грехи и, отдав записку духовнику, уходят, поступают плохо и неправильно и исповедь их является несовершённой, и пусть они впредь оставят эту нелепость и сами читают рукописание своих грехов. 7 Поэтому и божественный Златоуст, толкуя слова «глаголи ты прежде беззакония твоя», говорит: «Не ожидай обличающего, не надейся на обвинителя, но сам, предварив, похить первое слово».

http://pravoslavie.ru/59142.html

Тогда Ангел Господень сошёл с Неба и ответил старцу: — Не печалься и не думай, что это произошло вопреки воли Божией. Ибо всё в жизни случается или по попущению Божию, или для воспитания людей, или по Божиему домостроительству. Итак, слушай: Тот, кто потерял золотые монеты, — сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью в сто золотых монет. Богатый же, будучи жадным, заставил его отдать ему сад за половину стоимости. Пострадав от богача, сосед не зная кому жаловаться, стал молить Бога заступиться за него. Бог так и устроил: найдя золотые монеты, он получил то, что ему следовало. Тот же бедняк, который, по-видимому, несправедливо пострадал, в свои юные годы сам совершил убийство. Потом он искренне покаялся в этом грехе и остальную жизнь проводил богоугодно. Тем не менее, мучаясь в душе за свой тяжелый грех, Он молил Бога послать ему такую смерть, которой он искупил бы свой грех убийства невинного человека. Конечно, милостивый Господь простил его, видя его полное исправление. Тем не менее допустил ему умереть насильственным способом, чтобы увенчать его страдальческим венцом, как тот сам просил себе! Наконец, жадный богач, потерявший золотые монеты, был наказан за свое сребролюбие тем, что Бог попустил ему впасть в тяжелый грех убийства. Потрясенный этим случаем, он пришел в себя и с великой скорбью стал каяться. Потом, раздав свои богатства, он оставил мир и стал монахом в одном из монастырей. Итак, в каком из этих трех событий ты усматриваешь несправедливость или слепой рок? Поэтому смирись пред Богом и в дальнейшем не испытывай судьбы Его, ибо Он все творит праведно и ведет к лучшему. Закончив этот рассказ, Старец Паисий привел слова Псалма: “Праведен еси, Господи, и правы суды Твои” (Пс 118:137). (Прп. Паисий Святогорец) Комментарии Всего комментариев: 16 2016/02/09, 22:12:29 Кажется, более верно - ПРОМСЛ Божий... простите, если смущаю! 2015/06/13, 18:18:14 Спасибо Тебе Паисий и Боженька, что послал мне для исповеди мне моего Отца Тимофея! Мир и покой помоги не растерять!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

В сегодняшнем Апостольском чтении большое значение имеет и то, что новые члены Церкви Христовой просили апостола Петра побыть у них еще несколько дней. Это говорит нам о том, что Таинство Крещения есть только начало жизни христианской. Последователи Господа должны стремиться более глубоко и полно познать Бога. Божественные тайны открываются нам настолько, насколько мы можем и духовно готовы их принять. И потому процесс Богопознания бесконечен, а Боговедение, которым мы в нынешнем состоянии обладаем, не предел, а лишь малая толика того, что способны вместить наш разум и запечатлеть душа. Потому что невозможно в полной мере постичь весь Промысл Божий и величие Его благости. Святитель Иоанн Златоуст резонно замечает: «Не измеряй силы Божией по своим соображениям слабого человека. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь представить.» Ни одна мать не даст грудному ребенку, питающемуся молоком, хлеб или мясо, зная, что его организм пока не может вкушать эту пищу. Точно так же и Отец наш Небесный, любви ради и заботы о нашем благе, никогда не обрушит на нас высшую премудрость, которую мы не способны уразуметь. Говоря о Богопознании, надо всегда помнить и понимать собственную немощь и невежество перед Божественной истиной. Ведь тот, кто утверждает, что познал Бога, есть безумец с гордым воображением. Хотя правдой является и то, что Создатель открывается нам потому, что хочет быть познанным нами. Но, по словам святителя Тихона Задонского, «чтобы познать Бога, нужно откровение свыше». Потому что, как далее сказано тем же святителем, «слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем». Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: …никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). Святой псалмопевец Давид молит Всевышнего: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:18 ). Что же нужно для того, чтобы Создатель отверз нам духовные очи? Чистота сердечная, смирение, терпение, вера и принимающая Бога душа. Святитель Василий Великий пишет: «Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благости». Научимся же непрестанно познавать Господа через слово Божие и исполнение Божественных заповедей, через покаяние в совершённых грехах и истинную христианскую любовь, видя над всем происходящим Божественное провидение, взывая всем сердцем словами Святого Евангелия: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение ( Мф.11:25-26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В чем была сила апостола Петра? В том, что он всегда уповал на волю Божию. И когда спокойно спал, прикованный между стражниками, в темнице в ожидании приговора. И когда шел за Ангелом Господним, безропотно подчиняясь его приказаниям. И когда, наконец, встретился с возлюбленными братьями своими во Христе, просветил их правдой, но не мог остаться с ними, зная, что ему уготован иной, не менее опасный путь благовестия слова Божия и просвещения народов Божественным учением. Преподобный Макарий Египетский наставляет: «Бог истинно познается только достойной и угодной Ему душой». А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса — нужно иметь признающую душу». Вот так и апостол Петр чудесное избавление свое из темницы воспринял как милость Божию, совершившуюся не за собственные его заслуги, а по Божественной любви. Более того, душа его была распахнута для чуда, готова принять чудесное как должное, раз так угодно Господу. Вот каково благодатное осознание, несущее в себе огромную животворящую и преобразующую силу! Псалмопевец Давид восклицает: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:18 ). Нам бы всем, братья и сестры, не помешало просить у Господа подобного зрения. Как часто мы глаза свои, замутненные земными греховными образами, обращаем на то, что недостойно нашего внимания. И наоборот, то, что нужно видеть, не видим. Только вера открывает нам истину, устремляет взор наш к небесному, отвращая его от всего временного, страстного и тленного. Верой награждает нас Господь для того, чтобы мы постигали духовные тайны, недоступные ни нашему разуму, ни нашим чувствам. Как бы ни были сильны плотские человеческие помышления и немощные мудрования, вера возвышает нас над всем чувственным, делает способными к любви, состраданию и милосердию. От многих жизненных невзгод покрывает нас святая вера. Потому что с настоящей и глубокой верой приходит ощущение Божиего присутствия во всем и всегда, вездесущее действие Божественного Промысла. Но при этом следует помнить мудрые слова святителя Иоанна Златоуста: «Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Все это мы поистине видим во Христе. Этого не знал ученый Платон, этого не разумел красноречивый Демосфен. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1, 19). Истинная мудрость погубит ложную мудрость. И хотя в учении о Кресте есть буйство проповеди, однако апостол Павел говорит: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2, 6–7). А премудрость Божия есть Христос. Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Эта премудрость была сокрыта в тайне, почему и надписание 9го псалма гласит о тайнах Сына, в котором все сокровища мудрости и разума сокровенны и Который Сам был сокровен в тайне, предуставлен прежде век. Он же был предзнаменован и предызображен законом и пророками. Посему и пророки называются видящими, ибо они видели Того, Кого другие не видали. Авраам видел день Его и возрадовался (см.: Ин. 8, 56). Отверзаются для Иезекииля небеса, заключенные для грешного народа. Открый очи мои, говорит Давид, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Ибо закон духовен, и нужно откровение, чтобы мы могли уразуметь его и открытым лицом созерцать славу Божию. В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга (Отк. 5, 1); и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что эта книга запечатленна». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатленную книгу и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр. 3, 7)! В Деяниях апостольских святой евнух или муж (ибо и тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8, 30–31).

http://pravoslavie.ru/2718.html

И полагает сряду шесть похвал Божественному закону, аки бы рекл: красно есть небо, еще краснее солнце, но закон Господень несравненно прекраснее. Светло есть небо, еще светлее солнце, но закон Господень несравненно пресветлее: полезно для людей небо, еще полезнее солнце, но закон Господень несравненно полезнее. Закон Господень непорочен, обращаяй души, то есть: закон Господень прекрасен потому, что не имеет никакого порока или скверны, когда ни единаго греха не терпит, как терпят законы человеческие. И потому, когда закон Господень будет прилежно разсматриваем и разсуждаем, обращает души, то есть, заставляет любить себя: и следовательно привлекает людей к Богу, Творцу толь прекраснаго закона. Вторая похвала содержится в оных словах: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы, где чрез свидетельство разумеется тот же самый закон, который в Священном Писании, а наипаче во псалмах, не токмо нарицается законом, и повелением, и заповедию, и установлением и прочими сим подобными именами, и у других писателей закон означающими, но и свидетельством, и правдою, и оправданием, и судом, как явствует наипаче из псалма 118. Ибо свидетельствует людям, что есть воля Божия, и чего от нас требует Господь, какия наказания преступникам, и какия награды сохраняющим закон уготовал. Глаголет убо: свидетельство Господне верно, то есть, закон Господень непреложно возвещает как добрым людям награды, так злым наказания. Он умудряет младенцы, то есть, людям малосмыслящим подает свет благоразумия, дабы знали добрыя дела творить и избегать грехов. Ибо младенцами в сем месте нарицает Пророк людей, не имеющих духовнаго разума, каковы суть все рачители века сего; а под именем умудрения разумеет мудрость духовную, которая исправляет нравы, научает жить сообразно предписанию Божественнаго закона. Пс.18:9 . Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Третия похвала Божественнаго закона состоит в том, что когда человек начнет любить Его, как сказано в первом пункте, а потом и хранить, как сказано во втором, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

– «Нищих его насыщу хлебом», – урожаи пшеницы и ячменя будут так обильны, что бедняки, не имеющие своих посевов, будут собирать себе хлеб в достаточном количестве на нивах богачей, оставшийся после их жнецов (– что было в обыкновении, как это видно из распоряжения Вооза своим жнецам – позволить бедной Руфи собирать колосья на его богатой ниве в окрестностях Вифлеема). – Священников его облеку во спасение, – дарую милость, именно – прощение грехов самим священникам и всем, за кого они будут ходатайствовать в своих молитвах, принося жертвы, особенно – чрез первосвященника: и как одежды защищают тело, так эти молитвы священников будут спасать души их и всех, ищущих чрез них спасения. – И преподобные или благочестивые люди радостью возрадуются, ибо будут век и всегда получать прощение грехов, по милости Божией и при посредстве священников, здесь – во храме, от обитающего в нем Господа Бога. 17–18. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя. Высшее благословение свое Господь дарует самому царю Сиона, Давиду и всем его преемникам, кои пребудут верны навету с Богом (ст. 11–12). – Тамо – на Сионе Я возращу рог Давиду, говорит Господь: рог Давида, это образ могущества его царской власти, которое и обещает Господь возрастить или возвеличить победами его над врагами. – Уготовах светильник помазанному Моему, т. е. царю Давиду Я дам в руководство Свой Закон, как бы поставлю ему светильник, при свете; которого он будет видеть все опасности, своевременно их устранять и удобно и правильно разрешать всякие государственные дела, а потому и будет вполне благополучен ( Пс.118:1,45,105,130,133,165,175 ). – Враги его облеку студом, – враги царя Давида, как помазанника Божия, облекутся стыдом, т. е. при своих нападениях потерпят полное поражение и лица их покроются краской стыда, и сами они или оденутся в позорный одежды пленников или даже закованы будут в цепи, как жалкие рабы... На нем же процвет святыня моя – на Давиде, как царе-победителе, процветет святыня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ориген очень внимательно сличил текст Септуагинты с еврейским текстом и отметил особыми значками разночтения между «переводом семидесяти» и еврейской Библией. То, что не доставало в Септуагинте против еврейского подлинника, Ориген заимствовал чаще всего из Феодотиона и присоединял к тексту LXX, обозначая звездочками (астерисками), а что находил излишнего против подлинника, обозначал знаком обела (или обелиском). Это произведение было одним из самых грандиозных проектов в области библейской текстологии (а в древности — не имеющим аналогов и непревзойденным), и объем его достигал около 6500 страниц. Творчески соединил оба основных толковательных подхода Константинопольский святитель Иоанн Златоуст: «Экзегетический принцип Златоуста лежит в рамках толковательной практики антиохийцев» , при этом он не отвергает и александрийской традиции. Как и для Оригена, ярчайшего представителя Александрийской школы богословия, для Иоанна Златоуста «нет не только ни одного места, но даже ни одной буквы, ни одного титла, где бы не скрывалось особого таинственного смысла, поэтому священнейшая обязанность всякого толкователя Писания — более и более углубляться в него, искать в нем высшей таинственной мудрости и рыться в нем исследующею мыслию, как в неистощимом богатом руднике, чтобы выносить из глубоких недр его сокрытые в нем и незримые миру сокровища золота или божественной, небесной истины» . Обращаясь к вопросу о перемене имени Савла, ставшего апостолом Павлом, и о его самоименовании рабом Иисус Христовым, святитель Иоанн Златоуст использует широкое цитатное поле, демонстрируя необходимость указания важных параллельных мест. «Для чего Бог переменил ему имя и бывшего Савла назвал Павлом? Для того чтобы ему и в этом отношении не быть меньше апостолов, но какое преимущество имел верховный из учеников, такое же приобрел и Павел, и получил основание для большего с ними союза. Не без намерения же называет он себя рабом Христовым. Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором сказано: ибо все служит Тебе (Пс. 118:91), и еще: раб мой Навуходоносор (Иер. 25:9), потому что всякая тварь порабощена своему Творцу. Другой вид — рабство от веры, о котором говорится: Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6:17-18). Наконец, есть рабство по образу жизни, о котором сказано: Моисей раб Мой скончася (Нав. 1:2); хотя и все иудеи были слугами, но Моисей преимущественно сиял жизнью. А так как Павел был рабом во всех видах рабства, то вместо самаго почетнаго титула употребляет наименование: раб Иисус Христов» .

http://bogoslov.ru/event/5801870

Оставалось бы теперь поступить с ними по другой заповеди и другому повелению Господа, сказавшего: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси, брата твоего; аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единаго, или два: да при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви; аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ). После всех свидетельств, какие слышали об истине наши раскольники из уст не одного, не двух или трех, а целого собора просвещенных пастырей и святителей, противляясь которым, они противляются самой Церкви, можно бы со всею справедливостью поступить с ними, как с язычниками и мытарями. Но не смотря на их закоснелое и упорное противление, Церковь щадит их и прилагает об них свое попечение в ожидании от них покаяния и исправления. Это делает она по преизбытку своей любви, движущей ее на благо и пользу отпадших от нее и изменивших ей. – И действительно, можно ли быть спокойным и равнодушным, при виде такого числа заблуждающих, в каком являются нам наши раскольники? Можно ли оставаться холодным зрителем этой опустевшей нивы Божией, которую покрывают терние и плевелы? Нет, это не в свойстве благодатного чувства, под влиянием которого человек невольно располагается сердцем к святой печали и повторяет слова царя Давида: печаль прият мя от грешник, оставляющих закон твой, Господи ( Пс.118:53 ). Заблуждающие достойны сожаления по двум причинам: во-первых они, отпадая от истины, вместе с этим отпадают от тех благ, какие соединяются с жизнью во истине и пребыванием в благодати; дух их находится в томлении и предощущении страданий смерти вечной: как не пожалеть о них по чувству человеколюбия? – Во-вторых, отпадая от истины, они отпадают от достояния Божия, обращаются в наследие и собственность врага Божия – диавола; следовательно, составляют особую некоторую убыль и лишение в дому Отца небесного: как не поскорбеть о них по чувству любви и ревности к славе Божией? Какой сын, если только в нем есть любовь к отцу своему, не возскорбит о потере и лишениях отеческих? Потому-то и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Такова и другая евангельская заповедь: вся елика имаши, продаждь, и раздай нищим… и гряди в след Мене ( Лк.18:22 ); ибо если бы все обязаны были сделать это, то кто же бы стал покупать продаваемые имущества? С другой стороны, если бы всякая клятва запрещалась, то пророк не сказал бы: кляхся и поставих сохранити заповеди Твоя ( Пс.118:106 ), и православные цари, составители законов, не издали бы законов, предписывающих совершение клятв. Итак, не всякая клятва законная и незаконная запрещена, но незаконная и нерассудительная. А когда один благородный человек в 3й день одной седмицы (то есть вторник) сказал (о себе) державному и святому нашему императору, что не станет есть мяса, несмотря даже на то, что праздновалось в этот день Рожество Христа и Бога нашего, так как он поклялся в 3и дни всех седмиц года поститься в честь честнаго Предотечи, то боговенчанный наш самодержец повелел предложить на разрешение синода, согласно ли с канонами соблюдать эту клятву и оставлять без торжественного празднования даже пасхальный вторник? И когда вопрос был предложен, святейший оный патриарх Кир-Лука с большим в то время синодом сказал, что хорошее дело поститься и во всякое время, но присовокупил к сему, что такой клятвы не должно предпочитать Господу и Богу нашему. Ибо если Апостольские правила наказывают того, кто преклоняет колена или постится в какую-либо субботу или в воскресный день (разумеется 64е Апостольское правило), то гораздо более должен быть наказан постящийся в пасхальный праздник Христа по той причине, чтобы не была нарушена его самовольная клятва. И синод разрешил благородному есть мясо. Да и сам патриарх евнуха Циту, который дал клятву сходить на поклонение святым местам в Иерусалиме и не пошел, потому что переменил свое намерение, собор не разрешил от клятвы, уврачевав его умеренною епитимиею. Однако же из слов правила: никое создание Божие отметено, с благодарением приемлемо ( 1Тим.4:4 ), не выводи такого заключения, что нам предоставлено есть всех животных, но скажи, что правило говорит о тех, которые употребляются православными в пищу на основании обычая и церковного предания.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010