прот. Иоанн Козлов Закон естественный, писаный и благодатный Симеон новый богослов , вып. 1, сл. 2, стр. 23–24–25: «Поскольку непременяемость и неизменяемость есть свойство одного безначального и несозданного Божества, то созданный человек естественно был пременяем и изменяем, хотя имел возможность, при помощи Божией, не подвергнуться пременению или изменению. Так свят был человек и, как святый, не имел нужды ни в каком законе: ибо для праведника закон не нужен. Какая нужда в законе для святого, бесстрастного и чистого?.. Так – тогда, в раю, не нужен был закон ни писанный, ни духовный. Но после того, как человек вкусил от того запрещенного древа и умер горькою смертию, т. е. отпал от Бога и подвергся растлению, – тогда, чтобы совсем не отпал он от всякого добра... дан был ему закон, чтоб показывал, что хорошо, и что худо. Ибо человек стал слеп, вышел из ума и обессмыслел; почему и имел нужду в научении, как написано в Псалмах: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 ). Вразуми мя и научуся заповедем твоим ( Пс.118:73 ). Видишь, в какое жалкое состояние пришел человек, и как потому имел нужду в писанном законе?... После же, когда пришел Христос и так тесно соединил в себе божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящияся, т. е. божество и человечество. стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными, – с того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим, и не имеет более нужды ни в каком писанном законе, потому что божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание. Почему ап. Павел, перечислив такие плоды Св. Духа, и говорит в конце: на таковых несть закона ( Гал.5:22–23 ): ибо для праведника не требуется закон... Все старание и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святого: ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». Читать далее Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке/Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, XVII, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

1 Тит 3:5. 2 Ср.: Кол 1:13. 3 Рим 2:8—10. 4 Имеется в виду Карфагенский собор 416 г. против Пелагия и Целестия.. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 175//PL Т. 33. Со1 758—762; а также в PL Т. 33. Со1. 1711—1712 (сокращенный вариант). — Прим. ред 5 Имеется в виду собор 416 г. в Милевии (Нумидия) против пелагиан. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 176//PL Т. 33. Со1. 762—764; а также в PL Т. 33. Со1. 1712—1713 (сокращенный вариант). Прим. ред. 6 Это послание папе Иннокентию было написано пятью африканскими епископами: Аврелием, Алипием, Августином, Еводием и Поссидием после двух упомянутых соборов 416 г. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 177//PL Т. 33. Со1. 764—772; а также в PL Т. 33. Со1. 1713—1714 (сокращенный вариант). — Прим. ред. 7 Текст посланий папы Иннокентия I см. среди писем Августина — пись­ма 181—183//PL Т. 33. Со1. 780—788; а также в PL Т. 33. Col. 1714—1715 (сокращенный вариант). Русский перевод фрагментов из первого послания см. в сборнике: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб.. 2002. С. 242. — Прим. ред. 8 Имеется в виду Карфагенский собор 417 г. против Пелагия и Целестия. О послании Отцов собора папе Зосиме см.: PL Т. 45. Со1. 1723—1724; а также: Проспер Аквитанский. Contra Collatorem, 15. — Прим. ред 9 Текст послания папы Зосимы (417—418 гг.) см.: PL Т. 45. Со1. 1725—1726. — Прим. ред. 10 Имеется в виду XVI Карфагенский собор 418 г. (так называемый concilium generale, или universale). Каноны собора см.: PL Т. 45. Со1. 1728— 1730. Русский перевод восьми канонов см. в сборнике: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002. С. 170, 331 —333. — Прим. ред 11 Рим 12:3. 12 Притч 4:26—27 (по LXX). В Синод, пер.: Обдумай стезю для ноги тво­ей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни нале­во; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Гос­подь, а левые — испорчены]. 13 Пс 1:6. 14 Мф 25:12; 7:23; Лк 13:27. 15 2 Кор 5:21; 1 Пет 2:22. 16 Еф 2:10. В Синод, пер.: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. 17 Пс 118:104. В Синод, пер.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. 18 Рим 3:8. 19 Рим 6:1—2. 20 Еф 2:4. CPL 262. Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 971—974. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vo1. 57. Р. 387—396. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2786...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН [Гермоген] (кон. II - нач. III в.), ересеучитель, худож. ( Tertull. Adv. Herm. 1. 2). Происходил из Сирии. Вероятно, был неск. раз женат ( Idem. De monog. 16. 1). В 1-й четв. III в. Е., уже обратившись в христианство, перебрался в Карфаген. Отличительной чертой его учения была попытка соединить христ. богословие с отдельными положениями платонизма и стоицизма. С Е. полемизировали Феофил Антиохийский, написавший соч. «Против ереси Ермогена» ( Euseb. Hist. eccl. 4. 24), к-рое не сохранилось, и Тертуллиан, опровергавший учение Е. в трактатах «Против Ермогена» (Adversus Hermogenem, ок. 203) и «О свойстве души» (De censu animae, 204/5; не сохр.). Наибольшую критику со стороны христ. писателей вызвало учение Е. о том, что материя вечна и существовала прежде творения мира Богом. Именно из нее Бог сотворил мир. Эта материя, с одной стороны, телесна, с другой - бестелесна. Она ниже, чем Бог. В Свящ. Писании, где понятие «материя» не встречается, вечная материя, по мнению Е., обозначается словом «земля». Если бы материи не было изначально, то Бог не мог бы называться Господом прежде творения человека. Е. опровергал не только учение о творении из ничего, но и учение об эманации мира из Бога. Поскольку с учением о вечности материи тесно связан вопрос о происхождении зла, Е. считал, что вечная материя, предоставив Богу вещество для творения мира, стала источником зла. Человеческие души также происходят из материи, а не от Бога ( Tertull. De monog. 16. 2; Idem. De anim. 1, 11, 21, 22, 24). При этом Е. признавал, что Христос родился от Девы и Св. Духа и был во всем подобен людям ( Hipp. Refut. 8. 17. 3). Однако он утверждал, опираясь на толкование на Пс 18. 5 [LXX], что тело Иисуса Христа после Вознесения оказалось на Солнце, а Сам Он вернулся к Отцу ( Clem. Alex. Eclog. Proph. 56. 2; Hipp. Refut. 8. 17. 4; Theodoret. Haer. fab. 1. 19). Судя по всему, Е. не хотел отделяться от Церкви, и его учение следует относить скорее к философским спекуляциям в рамках правосл. богословия, чем к гностической ереси. Однако у Филастрия Брешианского встречается упоминание о секте гермогениан ( Filastr. Divers. haer. 53; Филастрий также повествует о неких Селевке и Гермии, проповедовавших схожие с Е. взгляды в Галатии; возможно, второй из них - одно лицо с Е.). Лит.: Heintzel E. Hermogenes: der Hauptvertreter des philosophischen Dualismus in der alten Kirche. B., 1902; Bolgiani F. Sullo scritto perduto di Teofilo d " Antiocha «Contro Hermogene»//Paradoxos politeia: Studi patristici in onore di G. Lazzati. Mil., 1979. P. 77-118. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/190189.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Бессоница (Зима. Февраль 1997) Бессоница Звуки ночные приносят бессонницу Мартовским зовом совы. Тех, кто за вас и страдает, и молится, Часто не знаете вы. Если вам в трудностях легче становится, Снимется камень с груди, Значит, о вас кто-то плачет и молится В эти тяжелые дни. Февраль 1997 г. Егда разширил еси сердце мое. Пс. 118,32 Архимандриту А. Ширь земная — лес да горы! Вместе с ними без конца Расширяются просторы, Расширяются сердца! Раскрывается сознанье, Как подснежник от тепла, И душа на расстоянье Отделяется от зла. Словно в ней от отделенья Начинается пора Ее нового рожденья И познания добра! Февраль 1997 г. На Иверскую Я хожу по земле, Я хочу измениться, Чтобы только Тебе Со слезами молиться. Одному лишь Тебе Чтоб в любви признаваться. Потому на земле Не хочу оставаться. Буду в крайней нужде Или в бедности биться — Все приму, чтоб Тебе Со слезами молиться! Февраль 1997 г. О. Серафиму У порога солнце бродит, В дом заглянет и уходит. Что-то в памяти стирается, Забывается, забывается. На пригреве снег садится, Хлеб из рук клюет синица, Солнце в море опускается — Забывается, забывается. Мы прощаем, нас прощают. Забывают, забывают. Чья-то дружба прерывается, Забывается, забывается. Жалко живших и живущих, Всех ушедших и идущих. На тропе твой след теряется, Расплывается, расплывается. Февраль 1997 г. Архимандриту Спиридону, миссионеру Отдаленное ржанье коня, Летних сумерек синие сколки — Это стало началом меня — В ковылях, где кричат перепелки. Я лежал в ковылях на спине, Чуя жизни могучую зрелость, И ее преизбытку во мне И смеяться, и плакать хотелось. Целость жизни сливалась со мной, Из груди исторгая рыданье, Обнимая ковыльный покой И коня отдаленное ржанье. Февраль 1997 г. Ангел-хранитель Ангел-хранитель, Нежный и грозный! Ангел-хранитель, Ночью морозной Пламенем веры согрей! В жаркой пустыне безводной Влагой надежды повей! Всем, как и я, одиноким в ночи Воду живую любви источи! Февраль 1997 г. NN Не скорби об утрате, Но скажи: до свиданья! Это более кстати, Чем пустые терзанья. Кротко скорби приемля, Не вздыхай глубоко. Ведь написано: «Бремя Мое легко...» Февраль 1997 г. Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=249

Послание 243(431). Игумену Афанасию Я уже давно беспокоился и хотел узнать о твоем преподобии. Нужно ли говорить, какое удовольствие и радость принесло мне твое письмо? Узнав о твоем здоровье, о телесном состоянии и о состоянии честной твоей души, я отложил заботы и прославил благого Бога нашего. Ведь каково твое письмо! Оно полно братской любви, проникнуто божественным мужеством, пышет огненной ревностью, изобилует истинными дарами Духа. И это, несмотря на то, что ты в оковах, сидишь в тюрьме. О, прекрасное твое исповедание! О, стойкое сердце! Ты претерпел за Христа бичевание не один раз, а дважды. Будучи избит, ты гордился, изгнание ты принял с радостью. Мучения за Бога стали для тебя предметом наслаждений. Поэтому я величаю тебя своим отцом и отцом многих, борцом за благочестие, столпом и утверждением истины и, конечно, исповедником Христовым. О тебе нельзя сказать, будто ты, пройдя первый круг в беге мученичества, затем ослабел и обратился назад, подобно поскользнувшимся сторонникам Иосифа. К ним вполне применимо такое выражение: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Велико их нечестие, еще больше их позор в мире и осуждение на мельничный камень за соблазн ( Лк.17:2 ). Но ты один за другим совершил много прекрасных подвигов, и я уверен, – с помощью Божией еще совершишь до получения венца за все. Радуйся, сильный Афанасий! Радуйся, носящий великое и почетное для всех имя, оно дано тебе вполне справедливо 299 . Радуйся, многоколесное прозябение Господа, Который, видя тебя, утешается. «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» ( Пс.118:9 ). Радуйся, дражайший мой сын и отец, сын по силе любви, отец – по достоинству, мой собрат по трудам и сподвижник, если только можно принять в расчет и меня, негодного, ибо я ничего хорошего не сделал и не внес в Церковь Божию. А если что и сделал, то только по Божией милости и с помощью вашего примера и взаимной поддержки, «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих», как написано, «многие возблагодарили за нас» ( 2Кор.1:11 ). Таково небольшое приветствие от меня, ничтожного. А ты, священная глава, созидая на добром основании, соверши себя в дом Божий, будь готов до крови пострадать за исповедание Христа. Молитвенно всегда желай и мне того же, чтобы я по своим грехам моим не был отлучен от священной вашей троицы, равным образом и от прочих равночестных вам отцов. Ведь есть еще такие, «чьи колени не преклонялись пред Ваалом» ( 3Цар.19:18 ). Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Глава II. Три слова Обидимым, обидящим и скорбящим. Размышление о молитве и спасении. О благодушии Вся елико аще нанесено ти будет, прими за благо ( Сир.2:3 ), – говорит Писание, – ибо все пути Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидания Его ( Пс.24:10 ). Любящим Бога... вся поспешествует во благое ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божиею? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. Иже не верует в Сына, не узрит живота, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что через них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я блуждал; а ныне слово Твое храню ( Пс.118:71, 67 ). Господь гордым противится – сказано в Писании – смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18: 27 )? Кто говорил: аз есмь червь, а не человек ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, зрак раба приим ( Фил. 2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О благодушии «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно» ( Сир.2:4 ), – говорит Писание, – ибо «все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс.24:10 ). «Любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. «Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. «Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:71, 67 ). «Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 )? Кто говорил: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Закон Закон Божий дан а) Адаму: Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него ( Быт.2:16–17 ); б) израильтянам чрез Моисея: Когда Бог перестал говорит с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим ( Исх.31:18 ): Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего ( Исх.20:1–17 ; Втор.5:1–21 ). Моисей сказал: вот, я научил вас законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали ( Втор.4:5 ); в) чрез посредство ангелов: Вы приняли закон при служении ангелов ( Деян.7:53 ). Закон преподан чрез ангелов рукою посредника ( Гал.3:19 ); г) язычникам в их совести: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую ( Рим.2:14–15 ). Закон Божий а) вечен: Все заповеди Его тверды на веки и веки ( Пс.110:7 ). Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:18 ); б) дан для тщательного хранения: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо ( Пс.118:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава XIX. Познание добра и зла Или учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Призвав благодать Божию, содействующую всему доброму, хочу изъяснить о высоком достоинстве добродетелей и вреде пороков, которых мы, по привычке к ним, и не сознаем такими. Понуждением сему служит не своя воля, которая у всякого человека склонна ко злу, и по которой можно также делать добро, но с желанием показать себя пред людьми, или же имея в виду, что и благочестие служит для прибытка. Таким делателям сказано, что они уже получают награду свою ( Мф.6:2 ); а тем, кто взирает на воздаяние вечных благ, заповедано искать пользы ближнего, и ради сего наставлять друг друга каждый день (Ср. Евр.3:13 ). Блажен, кто сотворит и научит: сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:19 ); но и кто не сотворит, может и тот быть помилован, если исполнит только сей совет Господень: надлежало тебе отдать сребро Мое торгующим ( Мф.25:27 ). Посему и блажен, – как сказано, – поведаяй во уши послушающих ( Сир.25:12 ); ибо и слово могущее умудрить во спасение, для спасаемых служит паче даяния блага ( Сир.18:17 ). Благ мне закон уст Твоих, – говорил Давид, – паче тысящ злата и серебра; ибо слово Твое оживляет меня ( Пс.118:72, 50 ). Есть муж, как сказано, искусен в слове и многих учит, а для души своей бесполезен ( Сир.37:22 ); но лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость ( Сир.20:31 ). Чтобы не быть хуже глупого и не уподобиться тому рабу, который талант свой зарыл в землю, приношу вот знание, которое получил из сокровищницы Божией – Божьего слова, и отдаю сребро торгующим – приобретающим спасение душ своих. Пусть Господь, мой Дародатель, получит Свое с прибылью (см. Мф.25:27 ), и принявшие от меня учение сие да воздадут Богу должную о мне молитву, чтобы подал мне силу делать то, чему других учу. Ибо устне многоречивых не своя си поведят: глаголю бо и не творю ( Сир.21:28 ). Слушание слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010