109. Н.А. Семенов. Афон гора святая. – М.: «Безбожник», 1928. 110. И. Половнев. Страна Псху. Очерки. – Сухум. Абгосиздат. 1931. 111. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. – М.-Рига, 1995. 112. Переписка Николая и Александры Романовых. 1914–1915 гг., т. 3. – М.-Пг., 1925. 113. Старец Силуан. – М. 1994. 114. Священник Александр Чесноков. Глинская пустынь и её старцы. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. (Указано Евгением Лукьяновым). 115. Архив русской революции, издаваемый И.В. Гессеном. XII. – Берлин, 1923; М. 1991. 116. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий – «Невский»). 1835–1926. Автор-составитель Татьяна Гроян. – М. 1996. 117. Летопись Скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845–1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова) . Публикация и комментарии Р.В. Багдасарова.//Православие и русская народная культура. Научный сборник (выпуск 1). М, 1994. (Указано Евгением Лукьяновым.) 118. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Составитель Г.П. Чинякова. – М. 1996. 119. Поместный Собор. – Симбирск, 1923. 120. «Вменихомся яко овцы заколения» ( Пс. 43:23 ). – «Православная Абхазия». 1996, май. стр. 4–5. 121. ЖМП. 1947. 122. Карманный словарь атеиста. – М. 1983, стр. 104–105. (Указано С. Антоненко.) 123. Русский Пастырь. Сан Франциско. – 1992, 124. В. Капитанчук. Имяславие. – «Царь-Колокол». 1990. 125. А.В. Гулыга. Диалектика жизни. – «Родина». 1989. 126. «Начала». 1995. Имяславие, вып. 1. 127. А.А. Дмитриевский . Афон и его новое политическое международное положение. СПб. 1913. 128. Константин К. Папулидис. Русское имяславие на Святой Горе. Фессалоники. 1977 (на греческом языке, предоставлено С.С. Демидовым). 129. Журнал «Наставления и утешения св. веры христианской». Издание Русского Св.-Андреевского Общежительного Скита на Афоне. Одесса. 130. Истинно-православные в Воронежской епархии. Публикация М.В. Шкаровского//Минувшее-19. М.-СПб., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

113. Соблазняющий мирян не останется безнаказанным, а подстрекающий их — порочит звание свое. 114. Того, кто приводит в смятение Церковь Господню, истребит огонь, а того, кто противится иерею, поглотит земля. 115. Любящий пчел вкушает соты от них, а собирающий этих пчел в ульи — преисполнится Духом. 116. Почитай Господа — и познаешь логосы нетелесных вещей; служи Ему — и Он явит тебе логосы веков. 117. Без ведения не вознесется горе сердце, и дерево не расцветет без влаги. 118. Плоть Христова есть деятельные добродетели, и едящий Её станет бесстрастным. 119. Кровь Христова есть созерцание тварных вещей, и пьющий её умудрится Ею. 120. Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет Богословом. 121. Умозритель и посвящающий себя духовному деланию повстречались друг с другом, ибо посередине их стоял Господь. 122. Тот, кто стяжал любовь, стяжал сокровище, ибо воспринял благодать от Господа. 123. Мудрость ведает догматы бесов, благоразумие же выявляет коварство их. 124. Не отвергай святые догматы, которые установили отцы твои, не оставляй веры крещения твоего и не уничтожай духовной печати, дабы Господь всегда пребывал в душе твоей и сохранил тебя в день лютый. 125. Слова еретиков — вестники смерти, и принимающий их губит свою душу. 126. Ныне же, сын, послушай меня: не приступай к дверям мужей беззаконных и не броди около ловушек их, дабы не быть уловленным ими. Удали душу свою от лжеведения. Ведь я часто говорил с ними, выведывая мрачные речи их, и яд аспидов (Пс. 139,3) нашел в них. Нет благоразумия и нет мудрости в словах их. Все, принимающие их, — погибнут, а любящие их — преисполнятся всяческим злом. Зато я знаю отцов догматов ваших, и в пустыне не раз встречался с ними. Враги Господа шли мне навстречу, бесы прелестными речами боролись со мной, и я не узревал в словах их истинного света. 127. Лжец отпадет от Бога, а вводящий в заблуждение ближнего своего впадет в несчастия. 128. Рай Божий лучше вертограда зелейного, и река Господня лучше великой реки, затемняющей землю.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

113 Ср.: пс.-Максим, Различные главы V, 82, PG 90, 1384А (­ БИ IV, 6, 150, 8– 14, 701В) и V, 91, PG 90, 1388АВ (­ БИ VII, 4, 199, 8–18, 872D-873A). 114 Позиция самого Оригена была сложнее. Современные исследования позволяют думать, что «бестелесное» у него означало только отсутствие грубого земного тела, но не отсутствие тонкого, световидного тела вообще. Душа всегда одета в тело, но плотность последнего зависит от среды ее обитания. См.: В.В.Петров, «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Космос и душа..., с. 669–671. 115 О предсуществовании см.: О трудностях XLII (PG91, 1325D-1328A), о предвидении падения – О трудностях VIII (PG 91,1104АВ). 116 ВО I, 5–13 (PG 90, 269АВ). В Об устроении человека 16 (PG 44, 185А) Григорий Нисский говорит о предведении Богом нового способа человеческого размножения. Сей способ «скотский» ( κτηνδης), Там же 16; 17; 18 и 28 (PG44, 181В; D ; 193В; 232С). О различении на мужчину и женщину, см.: Там же 16; 17 и 22 (PG44, 185А; D; 189С; 205А). См. также: Иоанн Дамаскин , гл. XXX (44) – О предведении и предопределении (рус. пер. с. 231–233). 118 Тунберг (Thunberg 1985, р. 60) полагает, что Максим пытался избежать этой опасности. Тем не менее Шервуд замечает, что иногда Максим думает в терминах тождества между началом и концом (Sherwood 1955, р. 90–91). 119 ВО LXI, 13 (ВО, БТ, с. 75). Ср., возможно: Там же, LIX, 262 (АО 1 (19), 1999, с. 67): «человек через преступление оставил позади свое начало вместе с бытием ( μα τ ε ναι). Бальтазар понимает μα τ ε ναι как «одновременно со вступлением в бытие» (АО 2 (16), 1998, с. 124). Его мнение разделяет Ларше (см.: Larchet, р. 187). 120 Ср.: Ириней Лионский , Против ересей IV, 38, 1 (рус. пер. с. 433): «Если кто скажет: что же? не мог ли Бог вначале представить человека совершенным? то пусть знает, что... [люди] не имеют совершенства как не несотворенные... Они находятся в состоянии младенческом, а потому необучены и еще неупражнены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец»; 39, 2 (рус. пер. с. 437): «как же будет Богом тот, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией». Ср. также: Леонтий Византийский (PG 86, 1348D): «На основании чего тело того, кто был вначале сотворен, должно было быть нетленным? Он не был бессмертным по своему устроению, и еще менее нетленным. Потому что, если бы он был в таком устроении, он не нуждался бы во вкушении от древа жизни...», пер. о. Дионисия (Шленова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

16, 29; [Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.] 10, 5, 31. [цифры написаны ошибочно, стихи не соответствуют теме.– п. С. П.] Рим. 3, 21 ; [ Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,] Рим. 1, 16 ; [ Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.] Ин. 20, 31 ; [Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. ] Пс . 118, 5–6, 33–35, 113; [ О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! 6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: 33 Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. 34 Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. 35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. 113 Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.] Деян. 20, 27–31 . [ ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.] Деян. 1, 1 . [ Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала]. 1925 года января 26 дня был вместе с о. Мих[аилом] Ан[дреевичем] Окуньковым в д[еревне] Феодоровке. Сперва беседовали по разным вопросам с исполнителем Мих[аилом] Афанасьев[ичем] Капитоновым, у него жена сектантка, а сам колеблющийся. Сект[анты:] Иван Феодор[ович] Сук[аев ?], Василий Иванович Сук[аев] (курит), Тимофей Ив[анович] Аверьянов. Прав[ославные]: Егор Афанасьевич Иванов, Иван Иванович Андрианов. Беседовали о Т[аинстве] Причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

4:3-5). Есть Церковь Христова Православная, а есть басни, сплетающиеся с ней. Мы обязаны, следовательно, избегать, отвращаться басен, быть бдительными, упражняя себя в благочестии; а для этого нужно именно распознавать эти басни, которые выдают себя за церковное учение. И главное, первое условие здесь — быть честным перед собою и перед Богом. Нынешний упадок церковного сознания характеризуется, в том числе, и некоей боязнью правды, и даже больше — внесением лжи в Церковь. В качестве примера могу привести хотя бы приписывание свт. Филарету Московскому известной фразы: «Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими, ненавидь врагов Отечества». Нигде в книгах, где встречается это высказывание, я не находил ссылки на сочинения свт. Филарета. Кликушеский бестселлер «Россия перед вторым пришествием», например, приведя этот афоризм, ссылается не на творения, хоть какие–нибудь, московского святителя, а на какие–то сомнительные издания. Мы же с вами должны искать правды и убегать лжи и не прятаться от вопросов и противоречий, но выяснять подлинно церковную точку зрения на них. Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Это прямая заповедь Божия. Нужно также распознавать ложь, избегать ее, бороться с ней, памятуя, что диавол — отец лжи (Ин. 8:44). Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5:20). И смущению, что мы якобы «судим» Церковь, места не должно быть. Не Церковь мы судим: в Церкви нет лжи и не может быть. А отделить от Церкви то, что ею не является, но выдает себя за нее, — мы обязаны — хотя бы ради себя, чтобы не уклониться от правого пути. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю (Пс. 118:113), — говорит Псалмопевец; если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15:19), — говорит Господь через пророка. Каковы же критерии, по которым мы можем отличить «драгоценное« от «ничтожного»? Как нам различить, где учение Церкви, а где древние, традиционные, многими почитаемые «подмены»? Эти критерии дают нам Священное Писание и Священное Предание, а что это такое — будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

93 Кол.3:23 . 94 Гал.3:28 . 95 Лк.12:42 . 96 Иак.5:4 . 97 2Фес.3:10 . 98 1Кор.9:7 . 99 1Кор.9:14 . 100 Лк.3:14 . 101 Мф.10:9-10 . 102 Лк.10:7 . 103 Мф.20:1–16 104 В переводе, выполненном под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) : «Идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам» ( Мф.20:4 ) 105 Мф.20:15 . В переводе под редакцией епископа Кассиана: «Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом?» 106 Из всей многочисленной литературы по календарному вопросу хотелось бы выделить брошюру А.Н. Зелинского Конструктивные принципы древнерусского календаря.- М. 1996., в которой показаны преимущества и совершенство церковного Юлианского календаря. 107 Дан.4:16 . 108 Ин.11:9 . 109 Деян.3:1 . 110 Быт.2:3 . По словам св. Иоанна Златоуста «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие», не оставляя промыслительной деятельности о мире и человеке 111 Исх.20:8-11 . 112 Мк.2:23, 3:2 . 113 Лк.14:5 . 114 Подробно об этом см. Болотов В.В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христианское чтение. 1893. Вып. IV (июль – август) С. 156–167. 115 Подробнее о смысле использования метоновского цикла см. указ. соч. А.Н. Зелинского. 116 Никитина С.К. История российского предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001 117 В Законах царя Хаммурапи, например, запрещалось взымать более 20% по денежной и 33% по натуральной ссуде. 118 Исх.22:25 . 119 Вт.23:9–20. 120 Лев.25:35–37 . 121 Ис.24:2 . 122 Под лихвой, по-видимому, разумеется превышение количество возвращенного должником, над количеством взятого в долг им, особенно при ссуде в натуральной форме. 123 Иез.18:8,17 . 124 Пс.14:1–2, 5 . 125 Иез.18:8,13,17; 22:12 . 126 Неем.5:1-6 . 127 Неем.5:7–11 . 128 Флавий Иосиф. Иудейские древности: В 2т. Т. 2. Приложение. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 605. 129 Иез.45:11–12 . 130 Иез.45:9 . 131 Мф.25:14–30 . 132 Лк.19:12–27 . 133 Лк.6:34–35 . 134 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества.: Пер.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В 1870 г. Симеон совершил паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и другим святым местам Палестины и оттуда вновь посетил св. Афонскую гору. Путь его был из г. Вятки рекой на барже купца М.А.Казенина, который дал ему на дорогу 80 рублей. В продолжении пути на барже он несколько раз на дню читал акафист Покрову Пресвятой Богородицы, любил это чтение слушать и М.А.Казенин. Когда доплыли до Симбирска, Казенин остался там продавать товар, а Симеон продолжал путешествие с мальчиком Ильёй через города Калач-на-Дону, потом Ростов, и из Ростова на лодке в Таганрог по Дону, из Таганрога на пароходе в Одессу, из Одессы в Иерусалим, а потом на Афон. Живя на Афоне, Симеон продолжал свои занятия духовной литературой, пользуясь советами отца Иеронима – духовника Пантелеймонова монастыря, который любил Симеона за его доброту и откровенность, потому и благословил ему жить в уединенной келии Святогорца отца Серафима. Но Симеон не мог долго оставаться на Афоне, его влекло на родину. И отец Иероним благословил его, сказав: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине. Гряди с миром Божиим». В 1870 г. в селе Филейском была открыта земская школа. Крестьяне, будучи благодарны Симеону за многие годы обучения их детей, избрали его своим школьным учителем, с чем согласилось и земство. 17 В первую же зиму к нему собрались 170 учеников. Пришло бы и больше, но места не хватило, многие сидели на полу. С детьми Симеон обращался ласково. Они же, любя своего учителя за это, скоро перенимали от него грамоту. Он учил их не по светским учебникам, а по Евангелию и Псалтири, которые приобретал на свои средства. Позже в одном из своих сочинений преп. Стефан изложит свой взгляд на обучение детей: «Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди здравого учения принимать не будут и от истины отвратят слух, и к басням уклонятся» ( 2Тим.4:3–4 ). Не таковы ли мы ныне и есть? Не то ли самое время и настало ныне, в которое даже и учат книжному чтению детей не иначе, как по басням! «Вымыслов человеческих ненавижу», – говорил перед Богом пророк Давид, – «А закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). У тех же, которые поставлены в руководители детей и презрели премудрость, сходящую свыше, все делается напротив: они предпочитают ей бабьи речи и сказки про зайчиков, думая, что этими выдумками малоумных людей можно скорее человека облагородить. И не разумеют невежды, что эта образованность есть мерзость пред Богом». 18

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь. Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине. Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими... Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда. Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребролюбия. с. 105.] Если очистишь себя... и пожелаешь угождать Христу, соблюдая непорочность тела своего в любви Божией, которая есть столп всех добродетелей; то уподобишься царской порфире, и будешь сиять среди братьев, подобно светилу, и Господь отвратит от тебя восстающих на тебя. Страх Божий, ко­торый возлюбил ты, будет для тебя стеной, и обретешь благодать перед Богом и перед людьми. с. 193.] Давая брату дело, делаешь доброе дело, если только воздашь ему награду в любви Божией, потому что не делать другому вреда – дело благоговейное. с. 113.] Будем искренне сохранять любовь и, с нею преуспев в добродетелях, сподобимся стояния одесную Единородного Сына Божия, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возьмет от нас. с. 235.] Все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их перед Ангелами и человеками. с. 217.] В унынии нападает нерадение, а когда есть... терпение, нападает высокоумие; но кто действительно любит Господа, тот отклоняет от себя то и другое. с. 139.] Храни чистоту тела своего. Любовь есть матерь добродетелей, а чистота – светильник и опора. Светильник также для них – безмолвие, и стена для них – страх Господень. Соблюдем, братья, чистоту тела своего в любви Божией, чтобы Господь сопричел нас к святым Ангелам Своим. О любящем чистоту радуется Дух Святой и подает ему терпение. А чистота достигается воздержанием, кротостью и безмолвием в любви. с. 199.] Возлюби... чистоту в любви Христовой; она так же прилична твоему житию, как плотнику прилично иметь скобель. с. 133.] Возлюбленный, приобрети себе безмолвие, возлюби его, да насладишися на пути свидений Божиих, яко о всяком богатстве ( Пс.118:14 ). с. 209.]

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Желаю, чтобы ты в обучении твоем не малодушествовала, но при помощи Божией познавала свои немощи. Мир Божий и благословение Его да будут с тобою! Многогрешный И. Макарий. 9 ноября 1846 года. 118 Из последнего твоего письма вижу, что скорбящие родные утешены для праздника Рождества Христова; и встречают оный с чувством радости и благодарения, утолив печаль житейскую. Но о всём да будет слава Господу; «не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» ( Пс.113:9 )! Два года исполнилось твоему пребывание в монастыре; благодари Бога, приведшего тебя сюда, и показавшему правый путь. За посланную радость благодари, но не увлекайся оною, да не сочтешь себя достойною оной; а что в промежуток времени, бывали времена горьки, тяжки и томны, то без этого нельзя обойтись. На чувственной войне многие бывают ранены, и претерпевают болезни: кольми паче на сей духовной брани многи раны приемлют от духов злобы, а паче когда вознадеемся на свои силы и разум, то и побеждаемся, пока смиримся, познавши свою немощь. «Идеже падение последовало, тамо предварила гордость», пишет св. Лествичник. Отсечение своей воли и разума имей компасом в жизни твоей; однако помни, что «сие требует и до смерти подвига и труда кровава», по слову старца Паисия, помещенному в письме к иерею Димитрию. И враг более вооружается на тебя..., дабы сие святое основание поколебать. Прочти у св. Феодора Едесского главы 40 и далее, какими враг кознями восстает на живущих в повиновении. Когда будешь следовать учению св. отцов, то и капризы твои уничтожатся; но только уже не будешь думать, что ты их не имеешь, a просветившимися душевными твоими очесами будешь видеть грехи свои, яко песок морской. Знай, что смирение не в том состоит, чтобы видеть, что ты смиренна; а прочти о сем у св. Лествичника, у аввы Дорофея и св. Петра Дамаскина . Привычку оклеветать ближнего побеждай самоукорением и сознанием в оном. О N. надобно иначе судить, она пришла в таких летах, что уже трудно было иметь духовное обучение; а путь спасения от неё не отнимется; а нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других; но считать себя последнейшими из всех; в сем то состоит и разум духовный и духовное обучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010