1 Коллиандер Тито. Узкий путь. М.: Даниловский благовестник, 1995. С. 31. 2 Цит. по: О молитве Иисусовой. Сборник, составленный игуменом Харитоном. Сортавала, 1936. С. 31. 3 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 4 Цитата из: «Время Господу действовать: завет твой разорили» (Пс. 118:126). Некоторые комментаторы толкуют это место как «время принести (жертву) Господу», но наше толкование богаче по смыслу и также имеет множество сторонников. В греческом оригинале стоит слово kairoz: «....наступил kairoz для Господа действовать». Под kairoz подразумевается решающий момент: молящийся использует этот момент, дабы начать молиться. 5 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 6 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим в сотне глав 4. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 307. 7 Об Иисусовой молитве ничего не говорится, к примеру, ни в подлинных текстах св. Симеона Нового Богослова, ни в объемной антологии духовных писаний Эвергетинос (Evergetinos) (оба XI в.). 8 Горячее почитание святого Имени Иисусова существовало, конечно же, и в средние века на Западе, в том числе и в Англии. И хотя византийская традиция Иисусовой молитвы имеет свои особенности, между ней и средневековой практикой прослеживаются очевидные параллели. См. Kallistos Ware. The Holy Name of Jesus in East and West: the Hesychasts and Richard Rolle/Sobornost 4:2, 1982. P. 163—184. 9 Те, кто знаком с романами Сэлинджера, наверняка помнят, как подействовала на Фрэнни книжка «небольшого формата в зеленом матерчатом переплете в горошек». 10 A Monk of the Eastern Chuch. On the Invocation of the Name of Jesus/The Fellowship of St Alban and St Sergius, London, 1950. P. 5—6. 11 Св. Григорий Синаит. О безмолвной молитве, 2, Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 228. 12 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Письмо 739. Т. IV. С. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Часть 1 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). Недавно, в крупном книжном магазине церковной литературы мне довелось приобрести книгу, выпущенную огромным тиражом известным монастырским издательством, с интригующим названием  “ Посмертная жизнь души ” . Тема не оставит равнодушным ищущего христианина и понятен вызванный интерес, обусловливающий огромный тираж этого издания. При раскрытии книги обращают внимание: авторитетные имена автора, обличенного высоким ученым званием, цензора (в сане архимандрита); благословение священноначалия; имя столичного монастыря; претенциозные копирайты и пр., в совокупности открывающие осознанное доверие благочестивого читателя содержимому этого пользующегося признанием издания. На титульном листе под названием книги добавлено: “ Беседы современного богослова ”,  —  важное уточнение, указывающее на богословский характер книги. История вопроса С первых страниц автором ставятся главнейшие эсхатологические вопросы: “что происходит с человеком, когда он умирает?”; “кто спасется?”; “что такое геенна и вечные муки?”. Далее в книге, в контексте указанного  современного богословия  дается исследование вопроса в культурно-исторической перспективе: с дохристианских времен до наших дней. Мы находим пространные размышления о том “что же говорили о смерти наши далекие предки”, о том как “душа взывает к богам, взывает к духам” по описанию в египетской “Книге мертвых”, о идее перевоплощения и достижении “конечной цели” немногими из людей согласно тибетской “Книге мертвых”, о посмертном состоянии Геракла в “Одиссее” Гомера, о бочке Данаид и пр. Завершает исследование дохристианской эсхатологии свидетельство об откровении ветхозаветных пророков о всеобщем воскресении и о том, что “душа по смерти не исчезает, не умирает и даже не засыпает, но испытывает страдание или радость”. Далее автор приводит факты современного исследования феномена “клинической смерти”, убеждающие в осознанной жизни души после того, что обычно называют смертью. Антропология

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава XVI. Участь самолюбца и страдальца Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ). Многие из нас самое простое учение слушают без внимания и скоро забывают, – тогда как повесть или рассказ о каком-нибудь событии бывает для них занимателен и долго памятен. Не потому ли и Господь часто поучал простой народ притчами или подобиями, взятыми от действия природы и событиями из нашей жизни? Вам, – говорил Господь ученикам своим, – дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; потому говорю им притчами, что они слыша не слышат, и не разумеют ( Мф.13:11, 13 ). Кроме того, что притчи выслушиваются со вниманием, они возбуждают еще желание знать, к чему они сказаны и тем направляют ум к рассуждениям. Таким образом они и указывают нам на тайны Царствия Божия, то есть, на Его премудрость, благость и правду, которые Господь проявляет над нами. Будет время, – апостол сказал, – когда люди здравого учения не послушают, от истины слух отвратят и к басням уклонятся ( 2Тим.4:4 ). Когда оно будет, нам не нужно допытываться, ибо видим мы сами, что ныне и начальное учение преподается более по басням. Но пророк говорил: вымыслов человеческих ненавижу ( Пс. 118:113 ). Противны они и Богу; потому и пророк взывал: всех, отступающих от уставов Твоих, Ты отметаешь, как изгарь; ибо ухищрения их – ложь ( Пс.118:113, 118, 19 ). О, если бы нашлись из них благомыслящие, и, вместо басен, обратили бы они внимание свое на притчи Господни! Какие тайны они им открыли бы! Каким истинам они через них бы научились! Притчи Господни чудно нравоучительны! Ибо они не умом человеческим придуманы, но взяты от Источника истины и премудрости. Я говорил не от Себя, – возвещает Богочеловек, – но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать ( Ин.12:49 ). Итак, углубимся же умом в Божественные истины, которые открывает Сам Бог через единородного Сына Своего. Ибо Он хочет всем нам уразуметь истину и спастись. Притча о богатом и нищем Лазаре Вот и сия притча, как она вразумительна! Был некоторый человек богат; превосходя многих своим богатством, он и одеждою отличался от прочих: верхнее одеяние его было блестящее, а нижнее из тонкого полотна. И облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло ( Лк.16:19 ). Да и как не веселиться тому, у кого было всего вдоволь! Превращать все дни в праздники, и ночью делать светло, как днем, свойственно и ныне многим богатым людям. В то время, как богач тот жил и веселился, нищ бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен ( Лк. 16:20 ). Зачем же он тут был, бедняга? – Ожидал кусочков хлеба, кои оставались от трапезы богача и выбрасывались собакам; но вместо того, одни только кровожадные псы приходили к покрытому струпьями и лизали гной его. Боже мой! какая жалкая участь Лазаря!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Един от прокаженных видев, яко исцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая» ( Лк.17:15–16 ) Нередко привыкшие к благодеяниям люди мало чувствуют цену их, и исполняют долг благодарности только по обряду, наружно, одними словами. Как избавиться от этой бесчувственности? Как усилить и углубить в своём сердце священное чувство благодарности? Поучимся сему из примера самарянина, который представляет нам Евангелие. Един от прокаженных видев, яко исцеле. Конечно, и другие девять прокаженных видели, что они исцелились; но не видели, не восчувствовали цены исцеления, вероятно от того, что слишком скоро забыли, от какого бедствия избавил их Господь и сочли исцеление своё делом обыкновенным. А бедный самарянин живо представил себе прежнее своё страдание и стыд отлучения от общества человеческого, восчувствовал, что он, как человек грешный и отчуждённый от града Божия, не имел никакого права на получение исцеления, и потому, быв очищен от проказы, в глубоком самоуничижении пал ниц к ногам Иисусовым, и, видя в своём исцелении необыкновенное чудо милости Божией, со гласом велиим славил Бога. Так, чувство своей бедности и Божия всемогущества, своего недостоинства и Божия милосердия служит вернейшим побуждением к сердечной благодарности. Чем крепче будем сознавать свою немощь и греховность, и чем больше будем видеть во всём с нами случающемся руку Божию, тем живее будем чувствовать драгоценность всякого добра нам даруемого. Вот путь, которым благодарность глубже и глубже проникает в сердце и крепко укореняется в нём. Рассмотрим путь сей подробнее. Чтобы предохранить израильтян от неблагодарности, Господь чрез Моисея так увещевает их: вонми себе, да не разширится сердце твое, да не забудеши Господа Бога твоего, изведшего тебе из земли египетския ( Втор.6:12 ). Как это представить себе, что расширение сердца может довести до забвения о славнейшем благодеянии Божием, о чудном изведении от дому работы? В другом изречении Священного Писания слышим, что расширение сердца споспешествует исполнению заповедей Божиих: путь заповедей Твоих текох, говорит св. Давид, егда разширил еси сердце мое ( Пс.118:32 ). Видно, есть разность между одним расширением сердца и другим. Сердце, расширяющееся от любви Божественной, стесняется для самоугодия, и, не приписывая ничего доброго собственно себе, говорит: не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс.113:9 ). Сердце, расширяющееся в желании жить для своего удовольствия, в чувстве радости плотской и в сознании своих прав и преимуществ, стесняется для любви божественной, не помнит добра и тяготится благодарностью, как игом неудобоносимым. На сие-то несчастное расширение сердца с отеческою скорбью жалуется Пастырь израилев устами Моисея: яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты утолсте, расшире: и остави Бога сотворшаго его ( Втор.32:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 4.2 Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь 26. «Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место [вывел меня] Господь.» (Пс. 117:5). Не мешкай! Заблудился в чаще – не мешкай, выходи скорей на дорогу, Даже муха может освободиться из паутины, если не будет медлить. Чем сильнее течение реки, тем быстрее надо из нее выбираться, Чем меньше у тебя времени, тем решительнее надо действовать. 27. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои.» (Пс. 138:23). Сердце нельзя назвать чистым Разбойник не очистится от грязных дел, купаясь в чистом источнике, Грабитель не станет добрее, обворовывая честных людей, Политик не будет честнее, выдавая себя за порядочного человека. Сердце нельзя назвать чистым, если в нем остается хотя бы одна дурная мысль. 28. «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.» (Рим. 15:33). Кот, дельфины и кит Кот спокойно дремлет, но хорошо слышит шорох маленькой мышки, Пока дельфины не начнут играть на воде, море кажется пустынным, Для океана даже кит – мелкая рыбешка. Биение одного сердца отдается в каждом уголке вселенной. 29. «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» (Пс. 93:8). Образумьтесь! Говорят о себе: Скряга: «Я – экономен», Транжира: «Я – щедр», Наглец: «Я – смел», Предатель: «Я – правдив». Постигать других и не постигать себя – значит потерять и других и себя. 30. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.» (Пс. 145:3). Царь и пыль Царь среди людей – это пыль пред Богом, Человек, подобный царю пред Богом – это пыль среди людей. 31. «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю.» (Пс. 118:113). Избегай пустомыслия В крепкую лодку не просачивается вода, На бегущую лошадь не садятся оводы, Работающему человеку некогда мечтать. Тот, кто хранит сердце, не погружается в пустомыслие. 32. «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.» (Пс. 100:2)

http://isihazm.ru/1/?id=120

113. О св. приобщении св. Таин Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Пс.41:3 Жаждали верно и вы, братия, и желали видеться с Богом живым, Богом крепким. И вот наконец явились лицу Его, к Богу живому и источнику всякой жизни. Он дает жизнь и людям, и тварям; Бог крепок, ибо Он есть источник всякой силы и крепости, и дает крепость свою бессильным; а кто часто соединяется с Ним через приобщение тела и крови Его; тот не только долго на свете живет, но и вечно на том свете будет жить, как сам Господь сказал: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный» 118 . Кто с Ним соединяется, живет в тесной дружбе; тот будет крепок телом и душой, как написано: «Господь крепость людем своим даст» 119 . Что же сказать о тех несчастных, которые убегают Христа – источника жизни и крепости? Эти люди недолговечны и бессильны; да и не было бы для них никакой пользы, если бы они приобщались, как сказал Апостол: «ядый и пияй недостойне – суд себе яст и пиет» 120 , Скажите: какая бы польза для мертвеца, если бы вы хотели накормить его пищей? Никакой. Нет никакой пользы и тому, кто грешит, развратничает и пьянствует – и дерзает приобщаться св. Таин. Если ты, предаваясь гнусному беззаконию, решаешься приступать к святейшему Таинству, то ты навлекаешь на себя тяжкий гнев Божий и будешь осужден на вечные мучения: «суд себе ешь и пьешь». Нет! Ты лучше брось свой грех, отстань от беззаконной жизни, перестань грешить, и тогда хоть каждую неделю приступай к святейшей трапезе. Покаяние есть вторая купель, омывающая грехи грешника. Кайся, плачь, воздыхай перед Богом, проси у Него помощи, дабы Он помог тебе победить диавола и твою страсть. Ты говоришь: «не могу победить». Скажи же: можно ли награждать того воина, который не побеждает неприятеля? Как же твой брат побеждает его? Он верно больше тебя постился, молился, боролся, и наконец победил страсть свою. Как? Ты будешь утопать в нечистотах плотских, а я стану давать тебе драгоценную кровь Сына Божия? Горе мне, если я допущу такое беззаконие. Но не лучше ли тебе воспользоваться временем; не лучше ли покаяться, перестать грешить? Ты боишься смерти – хорошо! Да ведь от греха душа умирает, а тело еще может долго жить. Тело на время умирает, а душа, если ее не очистишь истинным покаянием, если не перестанешь грешить, умрет на веки; хотя жить будешь, но будешь жить для того, чтоб вечно мучиться во аде. Что за жизнь со грехом; лучше смерть, нежели такая жизнь. Братия! Вы удостоились сего величайшего дара, причастия св. Таин. Вступая в мир, смотрите за собой, не потеряйте сего сокровища, воздерживайтесь от грехов: от пьянства и сквернословия и от всякой нечистоты, и Господь сохранит вас от всякого зла. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Мне неизвестны мотивы А.Будникова, которые подвигли его лгать и клеветать на К.Ю.Душенова, а через него на меня и других сотрудников пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева). Бог ему в этом Судья! Сам Будников по-человечески вызывает у меня сожаление, а как лжец против Божией правды А.Будников, точнее, его ложь возбуждает во мне духовную, религиозную ненависть. Вслед за Святым Благоверным Царем Израиля и Псалмопевцем Давидом я говорю по этому поводу: « Повелениями Твоими (Господи!) я вразумлён, и потому ненавижу всякий путь лжи » (Пс. 118, 104), - или: « Вымыслы человеческие ненавижу , а закон Твой (Господи!) люблю » (Пс. 118, 113), - или: « Ненавижу ложь и гнушаюсь ею ; закон же Твой (Господи!) люблю » (Пс. 118, 163). Не только Еврейский Пророк Божий Захария, но и Сам Господь Бог в этом мне подражательный пример: « Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо всё это Я ненавижу, говорит Господь » (Зах. 8, 17). Конечно такая духовная, совершенно законная с религиозной точки зрения, ненависть ко лжи, высказанной на суде священником Александром Будниковым, не может иметь никаких личных, и тем более, физических последствий в моем отношении к гражданину А.Будникову. Как свидетельствовал Апостол Павел Ефесянам: « Наша брань не против плоти и крови, но... против духов злобы поднебесной » (Еф. 6, 12). Ни сам я, ни кто другой по такому слову моему, не пойдет его дубасить и даже публично унижать перед его паствой. Но перед Богом я обязан открыто засвидетельствовать о его лжи. Этого в первую очередь требует моя христианская совесть! Это именно тот случай, когда: « Молчанием предается Бог! » Вместе с тем К.Ю.Душенов предъявлял суду документы, собственноручно подписанные Владыкой Иоанном (Снычевым), которые однозначно свидетельствуют об учреждении Владыкой такой пресс-службы под началом К.Ю.Душенова и о ее функционировании. Почему же судья К.М.Третьякова сочла возможным отвергнуть свидетельство покойного Владыки Иоанна (Снычева), устные, письменные и документальные свидетельства самого К.Ю.Душенова, свидетельства сотрудника пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева), директора издательства «Царское Дело» С.И.Астахова, наконец, мои свидетельства, и в её приговоре процитировано непроверенное судьёю лжесвидетельство священника Александра Будникова как подлинное?

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/25/...

Это свойство означает, что Бог никак не зависит от категорий времени. Нельзя спросить: что делал Бог в такое–то время или тогда–то? Потому что для Бога нет прошлого, настоящего, будущего. Соответственно, слова, предполагающие значение времени, к Богу, в принципе, неприменимы. Свт. Григорий Богослов говорит: «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова «был» и «будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый – всегда» 112 . Вездеприсутствие. К Богу неприложимы не только категории времени, но и пространства. Бог никоим образом не ограничен пространством. В Писании есть слова, указывающие на это: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138:7–10 ). Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Всё отстоит от Бога, но не местом, а природой» 113 , а также: «Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте: Он место Сам для себя, как всё наполняющий, выше всего сущий и Сам всё содержащий» 114 . Подобные мысли есть и у иных святых отцов. Бог вне всего по Своей сущности, но присутствует во всём Своими Божественными энергиями: «Бог во всём пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству», 115 – говорит свт. Афанасий Александрийский . У святых отцов есть разъяснение, как именно Бог присутствует в творении Своими энергиями. Прп. Максим Исповедник говорит, что можно провести различия этого присутствия 116 : Бог по–одному присутствует во всех людях, по–другому в живущих по Закону, по–иному в святых 117 . Также, согласно церковному Преданию, можно говорить об особом присутствии Бога в некоторых местах: храмах, в так называемых святых местах: «Где Его действие бывает явно, то и называется местом Божиим. Итак, местом Божиим называется то, что наиболее участвует в Его действии и благодати... Называется же местом Божиим и церковь , потому что мы отделяем ее, как некое священное место, на славословие Богу; здесь же воссылаем к Нему и наши молитвы. Равным образом, и другие места, где только очевидно нам действие Его или во плоти, или без тела, называются местами Божиими» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010