5) Благочинные должны были наблюдать, а священникам необходимо было заботиться о поддержании библиотек. 6) Уметь перевязать раненого. 7) Извещать родственников убитых чинов своей части о смерти и месте погребения их. 8) Быть готовым послужить и чинам другой части, если позволят сделать это силы. 9) Организовывать, каждому в своей части, общества помощи семьям убитых чинов этой части. 10) Первым подавать своим пасомым пример твёрдости в вере, стойкости в исполнении долга, трезвости и благоповедения 137 . 102-я пехотная дивизия, исполняющим обязанности благочинного которой назначили о. Аркадия, была сформирована в июне 1915 года на основании приказа верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В состав дивизии вошли 405-й Льговский, 406-й Щигровский, 407-й Саранский и 408-й Кузнецкий пехотные полки. Также в составе дивизии был 102-й артиллерийский дивизион 138 . Прощаясь с дивизией, её командир – генерал-лейтенант Гандурин, получивший другое назначение, в обращении к своим сотоварищам свидетельствовал: «Окрещенная боевым огнём и кровью дивизия заслужила быть зачисленной в ряды полевых войск и получила номер 102 полевой дивизии. Славная работа на поле чести продолжалась, дивизия удостоилась доверия начальства, получив фронт обороны в 19 вёрст, из которых 10 сплошного леса. Я говорю о нашем фронте у Онута. Лестное доверие. И тут молодая 102 пехотная дивизия не сплоховала, справилась с задачей, хотя и было трудно. Наконец, бои последнего времени в рядах 39 корпуса уже свидетельствуют о полной сплочённости и надёжности полков дивизии, о лихости её славного 102 дивизиона артиллерии и самоотверженной работе сапёр. Части, вливавшиеся в дивизию, сразу сживались с нею и работали, зараженные самоотверженным примером чинов дивизии, также дружно и усердно во славу батюшки-Царя и матушки-России И не одна часть не покидала нас с равнодушным сердцем. Все уходили, жалея об уходе. А это знаменательно. Значит, наша дивизия имела силу не только дружно жить и работать, но и втягивать в свою жизнь, работу и случайных пришельцев Всё перебранное короткое, но славное прошлое 102 дивизии свидетельствует о трудах состава её, как господ офицеров, так и нижних чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Fg. in Matth. (Corderius), 1189–1210. –     Marc. (Possinus), 1209–14. –     Luc, 1213–30. – Joan. (Corderius), 1231–34. –     Rom. (Cramer), 1233–54. –     2. ad Cor. (id.), 1253–54. –     Hebr. (id.), 1253–54. Index analyticus, in t. 101, 1255–64. II. Dogmatica, 102. Contra Manichæos, lib. 1–4, 102, 15–264. Wolfii præfatio, 9–14. De Spiritus S. mystagogia, 279–400. Hergenrother præfatio, 263–78. Animadversiones historicæ et criticæ, 399–542. Ill. Parænemica, 102, 547–76. 1 .   In SS. Mariæ Nativitatem (Combefis), 547–62. 2 .   De Symeone (in Hypapanten), lat. (id.), 563–64. 3 .   In Dedicatione novæ basilicæ (id.), 563–74. 4 .   S. Athanasii encomium, 575–76. Ineditarum homil. Mosquæ catalogus, 541–6. IV. CARMINA, . 102, 575–84. 1 .    Sticheron in S. MemhodiumCP. (AA.SS.),575–78. 2 .    Odæ tres in Basilium, imper. (M.), 577–84. IV. historica, 102. Epistolæ, lib. 1–3 (24 102 67), 585–990. Ep. ad ecclesiam Antiohenam, 1017–24 [deest in nova editione]. Maii animadversiones de erroribus Montacutii in edendis Photii epistolis, 989–90. 1)     Indices Montacutii (1651) cum ed. Migne, 991–94. 2)     Indices ed. Migne cum Montacutio et ceteris, 995–98. Index analyticus, in t. 108, 997–1014. V. BIBLIomheca, 103 et 104, 356; Codd. f.103. 1–280. (Ex ed. Bekker-Schott). Schotti Prolegomena, 9–30, in quibus. Hæschetius Augustæ Vindel. duumviris, 1601, 9–10. Schottus Velsero, 1606, 11–12. Maximus Margunius ep. Cytner. Philologis, græce, 13–14. Eruditorum judicia de Photio, 13–16. D. Hæschelii notæ in Bibl. Pholii, 104. 355–430. J. Scaligeri D. Hæschelio, 1599, 429–30. Index scriptorum, 103, 31–38, ordine alphabetic. Index scriptorum, 103, 39–40, ordine methodic., lndex codicum (C.-I. Bekker, 1824), 41–42. Index analyticus, 104, 1459–1516 VI. CANONICA, 104, 431–1232. Syntagma Canonum (М.), 441–976. Nomocanon cum comment. Th. Balsamonis.(Justellus), 975–1218. Interrogationes decem, 1219–1232. Editorum monitum, 431–32; Maii, 431–40. Index in syntagma analyticus, 1517–24 In opera Photii пипс primum collecta editorum Patrologiæ græcæ. Præfatio (J.-B. Ma-lou), 101, I-X.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Пс.102:16.   Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. «Духом» называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает — тело умирает и разлагается, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это — другого, «потому что дух проходит через него, и потом уже — нет его» — как перевел этот стих иной (Златоуст, Феодорит). Пс.102:17.   Милость же Господня от века и до века на боящихся Его: Пс.102:18.   И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Божественное человеколюбие даже до отдаленных потомков сохраняет воздаяние «правды» и «милости» , заслуженное предками. По заслугам только патриархов удостоил Господь Своего избрания и особенного попечения происшедший от них еврейский народ, что и показал через Моисея, говоря: «не рцы: правд ради моих (избра мя) Господь: яко людие жестоковыйнии есте: (но за еже любити отцы ваши)» (Втор. 9:4—6). Так и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следовало в его роде. Наследует же обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их (Златоуст, Феодорит). Пс.102:19.   Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Сказано же: «всеми обладает» , а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А поэтому, и Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными (Афанасий). Пс.102:20.   Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Поскольку природа человеческая слабая к достойному прославлению Бога, поэтому Давид призывает святых «ангелов» , сильных «крепостию» и имеющих жизнь свободную от страстей — достойно воспеть Благодетеля. Но хотя и безсильна по достоинству душа, однако, насколько возможно, прославляет Творца (Златоуст, Феодорит, Григорий Богослов). Пс.102:21.   Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.9. Телеграмма о.Илиодора в Синод 12.III 1911. Свет. 5 февраля 1911. Царицынский вестник. Свет. 9 февраля 1911. Там же. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.104 об.Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Там же. Л.109. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.188 об.; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. ГАСО. Ф.1132. оп.1. Д.231. Л.25. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.109а. Рапорт полицмейстера 7.II.1911; ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.162. Л.7. Письмо игумении Марии еп.Гермогену 5.II.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.12. Телеграмма о.Илиодора в Синод 12.III.1911. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1911 г. Сессия четвертая. Часть II. СПб., 1911. Стлб.2652, 2698-2699. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.60-60 об. Письмо Родионова еп.Гермогену 16.VI.1911. Газеты даже писали, что Володимеров руководил депутацией. Голос Москвы. 8 февраля 1911. Конечно, это нельзя было делать открыто. Свет. 11 февраля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. Царицынские события. [Конец православной сказки]. Почаев, 1911. С.29. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Ук. соч. С.117. Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 10 февраля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105-105 об.Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Красный архив. 1924. Т.5. С.122. The mad monk of Russia Iliodor. P.61; Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 10 февраля 1911. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Ук. соч. С.118. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.110. Рапорт Боярского министру 7.II.1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.120 об. Послание о.Илиодора, прочитанное в монастыре 27.II. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Датируется именно днем встречи с Мандрыкой, следовательно, тем же вечером 6.II. О телеграммах, посланных перед отъездом на Высочайшее имя о.Илиодором, упоминает и Боярский (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.113). В другом пересказе слов о.Михаила эта телеграмма якобы отправлена о.Илиодором, когда его возили по России жандармы (Там же. Л.189-189 об.), но они не допускали отправку телеграмм, да и по смыслу видно, что текст написан в менее драматических обстоятельствах.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/14/...

Death, 96, 77–78, 104, 113, 143 Deification of man, 28, 98, 146, 167 Demons, 57,74–75, 135 Diakrisis, 154 Discernment of spirits, 135 Discrimination, 154 Dispassion, 156, 174 Doubt, 19 Dualism, 58–59 Elder: see Spiritual father Energies, the divine, 27–28, 31, 158, 167–9 Epektasis, 185 Epiclesis, 46, 118, 124 Epiphany, 45, 84, 123 Essence of God, 37, 93–96, 167–8 see Energies Eternal life, 183–5 Eucharist, 46, 48, 69, 85,145–6 Evil, 23, 59–60, 73–76, 86 Evolution, 67 Experience, personal, 8, 22, 134–5 Faith, 18–19, 27 Fall, 74–81 and Incarnation, 9293, 100 and Virgin Mary, 102 Fasting, 156 Father, God the, 39–40 Filioque, 40, 122 see Spirit F1esh, 79 Fools in Christ, 131–2 Free will, 61, 65, 75–76, 105, 149, 181 Geron, 127 Gethsemane, 105 Gnostics, 59 God: nearness yet otherness, 13­14 as mystery, 14–18,29–31 as personal, 18–20 experience of, 22 existence of, three pointers, 22–26 unity in diversity, 36–39 God and suffering, 82–83, 95 see Darkness, Energies, Essence, Light, Love, Trinity Grace and free will, 149 Healing, spiritual, 127 Heart, 25, 154–5, 165 Hell, 35, 57, 106, 181–2 Hesychia, 163 Holy Spirit: see Spirit Homoousios, 36, 94 Hypostasis, 37, 168 see Person Ikons, 9, 69,95, 161 Image, human beings in God’s, 49, 64–68, 69, 81, 84, 93 distinguished from likeness, 66 Immaculate Conception, 102 Incarnation, 44, 82,92–99, 104, 110,123,168 Intellect, spiritual, 61, 154, 165 Iurodivyi, 131 Jesus Christ, 88–117 true God, 36, 89–90, 94, 96­97 true man, 89–90, 94–97 two natures and wills. 94–95 human soul of, 99 takes fallen human nature, 99–100 as Saviour, 90 as Christ or Messiah, 91 see Baptism, Cross, Incarnation, Resurrection, Transfiguration Jesus Prayer, 48,90–91, 112, 164–6,175 Joy, 112, 118 Judgement, the Last, 52, 181 Kenosis, 109 Kingdom, the inner, 70–72, 86 Last Day, 64–6, 78, 178–83 Light, the divine, 15, 21, 30, 169–72, 177 Likeness, the divine: see Image Logos, logoi, 40–41,61, 158 Love: within God, 33–35 of God for creation, 56, 75, 181–2 of man for God, 20, 32, 51

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

«Хроника императоров» (ок. 1150 г.) 221–223 «Хроника св. Петра Сансского» (перв. четв. XII в.) (см. также: Клариус) 102 Хуго, кор. итальянский (926–947) I, VIII, 36, 38, 38, 40 Хуго Капет, кор. французский (987–996) II Хуго, гр. вермандуаский, с. французского кор. Генриха I, один из вождей Первого крестового похода (ум. в 1101 г.) II, 102 Хуго Великий, герц, французский (914–956) II Хуго из Флери, французский историограф (ум. в 1118/35 г.) 102 «Царств I книга» 313 Цезарий из Хайстербаха, немецкий полигистор (ум. после 1240 г.) 330 Цезарь Гай Юлий, римский диктатор, писатель (100–44 до н. э.) 221 Церингены, знатный род в Швабии (кон. X – нач. XIII в.) 190, 190 Цицерон, римский писатель и политический деятель (уб. в 43 г. до н. э.) 297 Цукерман К., см. Zuckerman С. Чичуров И. С. 27 «Чудеса св. Бенедикта», памятник, посвященный истории м-ря св. Бенедикта во Флери (Франция) (X–XI в.) 102 Чхаидзе В. Н. 198 Шайтан М. Э. 286 Шаламон (Соломон), кор. венгерский (1063–1074, ум. ок. 1087) II, V, 137, 137, 176, 176, 302, 302, 356–360, 357–359 Шамуэль (Самуил) Аба (Оттон), кор. венгерский (1041–1044) V, ПО, 118, 118, 221, 223, 223–224, 350, 351, 355 Шаскольский И. П. 19–20 Шафарик П. Й. 27 Шахматов А. А. 28 Шепард Дж., см. Shepard J. Шимад, венгерский род 368 Шимон Кезаи, венгерский хронист (посл. четв. XIII в.) 348–353, 355–356 Шмайдлер Б., см. Schmeidler В. Шмидт А., см. Schmidt А. Штадены, знатный северносаксонский род (X – перв. пол. XII в.) 189, 232, 234, 338–339, 340, 341–342 Штауфены, династия германских кор. и имп. (1138–1250) II, 188, 237, 243, 252–253, 240, 347 Шушарин В. П. 58 Щавелева Н. И. 51, 137, 166, 175–176, 204, 207, 213, 296, 298–299, 301, 304, 307, 311–312, 314–315, 324, 344 Эберхард, мгр. фриульский (ок. 828–864/6) I Эберхард (Эппон), еп. цайцский (1045–1079) 155, 155 Эбон, немецкий агиограф (сер. XII в.) 253 Эвза, венгерский гр. (кон. XI в.) 362 Эгберт I, кор. уэссексский (802–839) 18 Эгидий, св. (ум. ок. 720 г.) 166 Эгильмар I, гр. ольденбургский (нач. XII в.) 338, 338, 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

           Цит. по: Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1988 г.г.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999.С. 43.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р- 6991. Оп. 2; д. 13, том 3, л. 25-31, 54-58,72-78, 99-105, 115-122, 138-151, 225-230, 231-238, 251-255, 286-292; Оп. 6, д. 24, д. 25, л. 7-14, 15-23, 100-106, 143-148, 171-180; д. 99, л. 88-94, 118-125, 178-184; д. 167, л. 35-43, 72-82, 91-108, 109-115, 128-134; д. 168, л. 1-14, 104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-16, 17-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304, л. 100-126, 141-148; д. 305, л. 19-35, 144-150, 172-183; д. 306, л. 17-24, 55-70.           Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31.           Гераськин Ю. В. Православные верующие и Советская власть: подача ходатайств об открытии храмов в 50-е – 70-е гг. ХХ века.//Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века. Иваново, 2007. С. 36.           См.: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4.           Таблица составлена по : ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 2,д. 167, л. 1, 37,38,97,107,108; Оп. 6, д. 167, л. 1-14, 35-43, 75-82, 109-115, 146-153, 185-191, д. 234, л. 34-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 114-120, 141-150, 167-175, 209-218.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 6, д. 25, л. 7-14,15-23,100-106,143-148, 171-180; д. 98, л. 36-44, 94-102, 109-121, 134-141, 190-210; д. 99, л. 88-94, 118-125, 126-131, 173-184; д. 167, л. 96-99, 106-108, 128-130; д. 168, л. 1-14,104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304; д. 305; д. 306.           Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского управления 1961 года.           Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73.

http://bogoslov.ru/article/4092953

Чтобы точнее узнать, не на стороне ли мы врагов Божиих, на коих грядет гнев Божий, обратимся к слову Господню, которое было для пророка Давида светильником и светом душе его (Ср. Пс.118:105 ). Господи! во свете Твоем узрим свет ( Пс.35:10 ), – взывал Давид. Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим верую ( Пс.118:66 ). Блажен будет тот, кому Господь отверзет ум к уразумлению писаний, как отверз своим ученикам (Ср. Лк.24:45 ). Блажен, кому откроет очи, чтобы мог видеть чудеса закона Его ( Пс.118:18 ). Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не постыди меня. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, хранить его всем сердцем ( Пс.118:31, 34 ), – так поступал и так умолял Господа пророк Давид. Блажен и тот из нас пребудет, кто уподобится в сем великому пророку. Прилепимся же всем разумением к откровению Господню, устремим очи души своей к сему свету и узрим свет Божественный – чудный и страшный. Во-первых, видим в этом свете через откровения Господни, что в начале Бог сотворил человека подобным Себе: по образу Божию сотворил его ( Быт.1:27 ). И хотя человек скоро обезобразил себя грехом, однако ж, возводя нас к первому совершенству, Спаситель говорит: будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Каким же способом? – спросит кто. Будьте милосерды, – говорит Он, – как и Отец ваш милосерд ...любите врагов ваших: благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас... и будите сынами Вышняго: ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк.6:36,27, 28, 35 ). Итак, кто поступает по заповедям Господним, тот делается подобным Богу, становится сыном Вышнего. Теперь подумаем, что же делаем мы, которые не боимся поносить друг друга, в числе прочих и тех, которые носят на себе образ Божий, приходят в первообразное состояние? Если цари земные строго судят тех, которые ругаются над их портретами, то Бог ли не осудит того из нас, кто смел бесчестить живой образ Его? Не считаем ли мы и сами за грех , и притом великий и тяжкий, когда кто осмелился бы ругать Христов образ, живописную икону? Как же, значит, мало у нас разума, когда мы ругаем нерукописный образ Божий? Как у нас мало веры словам Господним! О, в какой мы сидим тьме погибельной и не сознаем, что всякое слово Господне истинно! Не уверяемся мы, бедные умом, что верен Господь во всех словах Своих ( Пс.144:13 ), что ни одна черта от закона Его не предана нам напрасно (Ср. Мф.5:18 ), что в откровении Своем явил Он истину непреложную (Ср. Пс.118:138 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Приложение к главе 2 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Свт. Василий Великий ч. 1, с. 180–181] «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Строители домов, возводя в высоту огромные здания и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий; то он и подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем; и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары; и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешали мыслию насладиться вечными благами. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Итак есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным; и это есть Бог». Еп. Афанасий (Сахаров) с. 98–100] «В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны вносятся и в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде воскресения и жизни, и как бы в подтверждение этой надежды и в утешение скорбящим о разлуке, которая должна окончиться воскресением. И самое содержание псалма 118 не о смерти напоминает, а к жизни возвращает мысль. Об ужасах смерти нет речи в нем. В нем, наоборот, многократные просьбы: «живи мя», даруй мне жизнь (Пс. 118, 17, 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159), подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь через слово Свое оживляет меня (118:50) и потому переходящие в твердую уверенность, что я – всякий верный закону – «жив буду» (Пс. 118, 77,116,144), жив буду для вечности (118:93), «жива будет душа моя» (118:175)…

http://sedmitza.ru/lib/text/431603/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010