Пс.118:84.   Колико есть дней раба Твоего; когда сотвориши ми от гонящих мя суд; Немногочисленны дни нашей жизни; а еще нас преследуют дурные мысли, плотские страсти, житейские заботы, всякого рода «гонители» , прежде всего — диавол и духи злобы. Хотя же и человек представляется гонителем нашим, но первый гонитель не человек, но диавол, которому человек только подражает (Златоуст). Пс.118:85.   Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. «Глумление» — есть многословие. В душе «законопреступного» не может быть слово сильное, здоровое или спасительное, потому что живет он беззаконно. Многие пытаются говорить, но поскольку не живут хорошо и законно, то и говорят многословно и пустословно. Многие усиливаются изъяснять божественное Писание, но не все говорят хорошо. Ибо редко кто имеет от Бога дарование для этого (Кирилл). Пс.118:86.   Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Благоговейною молитвою Пророк оживляет свое мужество. Кто не терпит гонения — тот еще не начинал жить истинно, благочестно о Христе Иисусе (Амвросий). Пс.118:87.   Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих. Велико нечестие и сила врагов: но «заповеди» поучают не мстить за себя и не воздавать злом за зло, но просить помощи Божией и Его суду предавать обиды (Златоуст). Пс.118:88.   По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих. Смиренномудрием украсил Пророк это слово. Ибо не в воздаяние за свою праведность просит он жизни, но — как дар «милости» , обещаясь за то соблюдать заповеди Божии. Преданностью в волю Божию знаменуется это прошение, что и составляет существо молитвы (Златоуст, Феофан). Пс.118:89.   Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. Пс.118:90.   В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает. Давид говорит здесь пророчески. Под «словом, пребывающим во век» , подразумевает Единородного Сына Божьего, Который есть «Истина» (см. Ин. 14:6). Этой же «Истиною основана земля» . Во всех народах царствует ложь; «истина» только в Церкви, ибо верующие составляют один «род» (Василий В., Кирилл, Афанасий, Феодор, Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.118:91.   Учинением Твоим пребывает день, яко всяческая работна Тебе. Все, что существует, сотворено Богом и служит Ему, и ничего не бывает случайно. Все движется по законам милости Божией и правды, премудро и целесообразно (Епифаний, Феодорит, Феофан). Пс.118:92.   Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Это можно говорить всякому благочестивому, впадающему в бедствия: ибо «смирением» называет здесь время искушений и скорбей, приражения лукавых помыслов и нападения сопротивных сил (Афанасий, Феодорит). Пс.118:93.   Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Счастлив тот, кто с полной истинностью возносит глас этот к Богу. Ибо грешник не может сказать: «во век не забуду оправданий Твоих» , как преступник заповедей Божиих (Златоуст). Пс.118:94.   Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках. Не каждый может употреблять эти слова: ибо раб греха лжет, если называет себя Божиим: «имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть» (2 Петр. 2:19). Сам Бог верно исполняющих волю Его называет Своими верными слугами, рабами, друзьями, сынами и дочерьми по благодати (Златоуст, Афанасий). Пс.118:95.   Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. «Разумением Твоих» Заповедей и помышлением о Тебе, — говорит Пророк, — привел я в недействительность замыслы грешников против меня (Афанасий). Пс.118:96.   Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Все человеческое имеет конец; заповедь же Господня широка и неистощима и безпредельна: ибо последний предел ее — совершенное богоподобие: «будите убо вы совершени, якоже и Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Начавший ходить по «заповедям» вступает в безпредельную широту, где царствует воля Божия (Златоуст, Лествичник, Феофан). Пс.118:97.   Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. Кто что любит, тот того охотно и желает, и о том непрестанно помышляет. Как «возлюбил» Пророк «Закон» , так им и занят непрестанно: не отвлекают его другие занятия и суета века сего, но «весь день» , т.е. все время своей жизни упражняется он в исполнении требований «Закона» (Иларий, Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Братнее завещание о недопаханном поле было выпол­нено: великий архиепискуп Мефодий преложи вся уставные книги от еллинска языка на словенск. Так снова, не ос­тавляя человеча рода без разума, но вся к разуму при­водя и спасению, разум Бог есть дал Словеном чрез Кирилла и Мефодия. Все свои труды «труден сый и болен телом фило­соф», вместе со своим братом сложили (кто может на воду писати?) для хранения в церковь Бога живого, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сюда-тο должны были приходить и приходили наши предки почерпнуть живой воды, как из дорогого коло­дезя, данного им отцами ( Ин.4:6–12 ), чтобы уто­лять свою духовную жажду. В старинном Святославовом (1076 г.) религиозно-­нравственном сборнике они читали: «добро есть, братие, почитание книжное, паче всякому христианину: блажени бо, рече, испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его ( Пс.118:2 ). Что бо рече: «испытающии свидения Его»? Егда чтеши книги, не тщися борзо изчести до другие главизны; но поразумей чтó глаголют книги и словеса та и трижды обращаяся к единой главизне. Рече бо: в сердцы моем скрых словеса Твоя, да не согрешу Тебе ( Пс.118:11 ). Не рече: усты точию изглаголах, но и в сердцы скрых, да не согрешу Тебе. И поразумевая убо истинно писания правим есть ими. Реку же: узда коневи прави- —256— тель есть и вздержание (ср. Пс.31:9 ): праведнику же книги. Не составит бо ся корабль без гвоздий, ни пра­ведник без почитания книжного; и якоже пленником ум стот у родитель своих, тако и праведнику о почи­тании книжнем. Красота воину – оружие и кораблю – ветрило: тако и праведнику – почитание книжное. Открый бо, рече, очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего, – ( Пс.118:18 ) очи бо, глаголет, размысл сердечный и прочее. «Не скрый от мене заповедей Своих ( Пс.118:19 ) – разумей, яко не от очию скрый, но от разума и сердца. Тем же не похули и не поучающиеся, глаголя: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих ( Пс.118:21 ), тем же и сам ся похвали, глаголя: коль сладка словеса Твоя, паче меда устом моим, и закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра ( Пс.118:103–72 ), и вспет глаголя: взрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретая корысть многу ( Пс.118:162 ). Корысть бо нарече сло­веса Божия, глаголя: яко обретох, недостоин сый, так дар, еже ми ся поучати словесем Твоим день и нощь». «То мы, братия, поразумеим и послушаем разумныма ушима, и поразумеим силу святых книг. Послушай тыи житья… святого Кирилла философа и инех мног свя­тых, како и ти спрва поведают о них, рекуще; измлада прилежаху святых книг, та же и на добрая дела подвигнушася. Вижь, како ти начаток добрым делом – поучение святых книг. Да тем, братия, и сами подвиг­немся на путь жития их и на дела их, и поучимся выну книжным словесем, творяще волю их, якоже велят, да и вечной жизни достойны будем, в веки аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И поклонишася истуканному». И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование. Пс.105:20 .   И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. «И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву». Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих. Пс.105:21 .   Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте. Пс.105:22 .   Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря. «И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте». «Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем». Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это. Пс.105:23 .   И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их]. «И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их». Ибо, когда изрек Бог всяческих: «остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик» ( Исх. 32, 10 ); тогда блаженный Моисей сказал: «аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси» ( Исх. 32:32 ). Пс.105:24 .   И презрели они землю желанную, не верили слову Его. Пс.105:25 .   И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня. «И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его»: «И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня». Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 105-го. «Аллилуия» В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде. Пс.105:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое. Пс.105:2 .   Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?» Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих. Пс.105:3 .   Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! «Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время». За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, – ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды. Пс.105:4 .   Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим. «Помяни нас Господи во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим». Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое. Пс.105:5 .   Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. «Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим». То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1918 12. Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский. Сведения о его деятельности. Материалы к работе. До 1918 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 115. 1176 13. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . Пг.: Типография Российской Академии наук, 1918. 62 с. То же: Христианский Восток. 1918. Т. 6, вып. 1. С. 1–62. 1920–1922 14. История развития папской власти в Западной церкви. Монография. 1920–1922 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д . 87. 1177 1925 15. Маркеллианское произведение под именем св. Анфима Никомидийского. Статья. 1925 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 95. 1178 1912–1929 16. История монофелитского спора. Подготовительные материалы. 1912–1929 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 51–81. 1179 Вторая группа работ 1894 1. В ответ на богоборные мысли в тульских беспоповщинских тетрадках//Тульские епархиальные ведомости. 1894. 21. С. 863–867. 1895 2. Новый миссионерский журнал и значение его для духовенства Тульской епархии//Тульские епархиальные ведомости. 1895. 22. С. 761–766. 1896 3. По поводу беседы с О. В. Швецовым, защитником австрийского раскола//Тульские епархиальные ведомости. 1896. 11. С. 311–318; 12. С. 357–365. 1897 4. Святитель Феодосий Черниговский, как свидетель православия и святости церкви, против глаголемых старообрядцев//Тульские епархиальные ведомости. 1897. 4. С. 70–82. 5. Из подпольной старообрядческой литературы//Тульские епархиальные ведомости. 1897. 4. С. 70–82. 1896–1898 6. Дело о моленной Батовых. 1896–1898 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 98. 1899 7. Из истории тайного сектантства в Тульской губернии. Скопчество в деревне Нагаеве Чернского уезда в Тульской губернии. Тула: Типография И. Д. Фортунатова, 1899. 35 с. То же: Тульские епархиальные ведомости. 1899. 9. С. 353–368; 10. С. 396–415. То же: Тульская старина. Тула, 1899. Вып. 3. С. 9–43. 1896–1899 8. Материалы о распространении старообрядчества и сектантства в Тульской губернии. 1896–1899 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 99. 40 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. 201, с. 337; 202. с. 205–206. 733 Ср. 111, с. 149–177; общий обзор попыток унии см. 55. 734 102, II, 280–282. 282–285. 735 102, II, 283. 736 Что такие взгляды действительно разделяли ведущие византийские богословы, видно, к примеру, из письма патриарха Филофея архиепископу Охридскому (1367 г.): «Мы согласились с папскими послами, что, если наше учение на соборе окажется не хуже любого латинского, они придут к нам и примут нашу веру; перед Богом осмеливаемся мы сказать, что это действительно произойдет». (102, I, 492). Византийцы, которые отправились в Феррару в 1438 году, тоже надеялись «выиграть» спор с латинянами. 737 Ср. гл. 9. 738 7, с. 393. 739 102, II, 127–128. Текст хрисовула Иоанна V не сохранился, но вряд ли он сильно отличался от хрисовула Иоанна Кантакузина по тому же вопросу, изданного в 1347 году (102, I. 268–270). 740 102, II, 188–192. 741 Помазание императора святым миром вошло в обычай относительно поздно. Впервые помазание ввели в Никее, по примеру практики помазанья латинских императоров в Константинополе (137, с. 246–256). О споре относительно помазания императоров, который происходил в XIII веке, см. 108, с. 8–13. 742 Ср.: Горский и Невоструев, «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки», III, с. 2; 199. с. 24, прим. 2. 743 211, с. 53. Г. М. Прохоров сообщает о существовании пергаментной минеи на декабрь, которую он датирует 1380–1390 годами и в которой есть запись, возможно, сделанная самим Киприаном. нарочито отрицающая существование «императора и патриарха» на Руси; многолетие возглашается только князьям и «митрополиту Киевскому и всея Руси» (233, с. 119). 744 236, стлб. 181. 745 197, с. 225; ср. А. Горский и К. Невоструев, ук. соч. с. 13–14. Правда, в Служебнике Киприана, в тексте проскомидии, нет упоминания об императоре, а только о «благоверных князьях наших». (211, с. 33). 746 236, стлб. 239. 747 Хотя преемник Киприана митрополит Фотий (1408–1431) был греком и, конечно, разделял взгляды Киприана на роль византийских императоров в христианском мире, в чине поставления епископов, датируемом 1423 годом, нет упоминания императоров. («Еще молимся о благоверных и богохранимых князех наших»!. (236, стлб. 441). 748

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

720 102, II, 192–194. E. E. Голубинский считает эти притязания Киприана совершенно несообразными (201, с. 321). Однако оригинал синодальных текстов 1382 г. и 1389 г. не сохранился и только описывается в 102, II, 137–138. Это описание подчеркивает, что Дионисий рассматривал эти два города как «часть своей епископии», что он получил документ () об этом от Нила и что те же права были даны Евфросину по грамоте (?) Антония, в которой Евфросин был назван «архиепископом Суздальским, Нижнего Новгорода и Городца». О точном значении терминов и ?» см.; 27, с. 181–203. 721 Ср. упоминание о незамещенности кафедры в течение двух лет в документе октября 1393 года (102, II, 181). Большинство историков признает, что митрополит Антоний, посвященный Филофеем в 1371 году, дожил до этой даты. Однако имя Антония не упоминается в документах 1391 года, а источники показывают, что по крайней мере с 1381 года в Галиче был другой предстоятель (ср. глава 9, прим. 11). 724 Ср. его исповедь патриарху Антонию в 1394 году, 102, II, 224–230. Ср. 27, с. 385; ср. также 93, с. 224–256; 124, с. 289–299. 730 102, II, 283–284. Церковные дела в «Мавровлахии» или Молдавии находились в eine большем расстройстве, чем в Галиче. Епископов туда посвящал Галиикий митрополит. Однако в 1394 году патриарх Константинопольский назначил туда грека Иеремию, но тот был отвергнут местными князьями. Компромиссное решение было найдено только в 1401 году, когда патриарх Матвей поставил в митрополиты Иосифа – одного из епископов, ранее посвященных в Галиче и отвергнутых патриархом (102, II, 528–530); ср.: Арсений (Стадниц-кий), «Исследования и монографии по истории молдавской церкви», СПб., 1904, с. 13–26; 83. с. 38–40. 733 246, с. 447. Епископ Михаил Смоленский, который, как мы видели, играл очень активную роль в церковной дипломатии этого периода, к этому времени уже не занимал кафедру. Несмотря на поставление его Пименом в 1383 году и на путешествие с последним в Константинополь в 1389, Михаил – бывший монах Симоновского монастыря, главного проводника византийского влияния в Москве – быстро перешел на сторону Киприана. Тем не менее, он вскоре покинул кафедру, оставаясь близким советником нового митрополита. В 1396–1397 гг. он сопровождал митрополита в подвластные Литве земли и ездил с ним в Киев. Именно там он поручил протодьякону митрополита Спиридону переписать и украсить миниатюрами великолепную Псалтирь. Эта Псалтирь является образцом русского искусства, вдохновленного византийскими образцами. Епископ Михаил умер в Москве в 1402 году (см.: Л. Лавровский. «Историко-критическая проверка каталога Смоленских епископов», Смоленские епархиальные ведомости, 1898, 14, с. 780–781; В. Майков, «О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 года». Сборник статей памяти Л. Н. Майкова, СПб., 1902, с. 99–107; Г. Вздорнов, «Исследование о Киевской псалтири», М., 1978, с. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По этому вопросу см.: 231, с. 317–324. 792 236, стлб. 263. 793 Ср. гл. 6. 794 Quando stirpe mascula deesset imperatoria, ad Vestram Illustrissimam Dominationem jure vestri faustissimi conjugii pertineret. (Senato, Secreti, XXVI, 50, цит. по: А. Шпаков. ук. соч.. I, XVIII). 795 Ср.: Д. С. Лихачев, «Некоторые задачи…», с. 110–112. 117. 796 Ср., в частности: Н. Н. Розов, «Повесть о Новгородском белом клобуке как памятник общественной публицистики XV века», 245, IX, 1953, с. 178–219 (анализ разных редакций и изводов; хронология, библиография). Из последних исследований Повести: Labunka, неопубликованная диссертация. Колумбийский университет, Нью–Йорк, 1975 г. 797 Глава 4, прим. 84. Архиепископ Василий Калика действительно носил искусно сделанный, драгоценный белый клобук, который нашли в его могиле. (Н. Н. Розов, ук. соч., с. 191–192). Клобук мог расцениваться как отличие, дополняющее полиставрион. Его преемник Моисей на фресках в Болотове тоже был изображен в белом клобуке. 798 Ср. 239, с. 292–295. Соколов, однако, считал «Повесть» произведением XVII века, что теперь опровергается исследованиями рукописной традиции, проведенными Розовым и, позднее, Лабункой. 799 Оригинальный текст см.: 190, III, с. 700–603; 236, прил., с. 13–19; 102, I, с. 267–271 (как часть соборного деяния патриарха Исидора по тому же вопросу). 800 «Время смуты» — период гражданской войны в Византии (1341–1347 гг.). 801 Патриарх Иоанн Калека (1333–1347) — сторонник антипаламитов, низложенный в 1347 г. 802 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 520–522; 236, прил. стлб. 109. 803 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 523–534; 236, прил. стлб. 117–120. 804 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 577–578; 236, прил. стлб. 125–128. 805 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 580–581; 236, прил. стлб. 135–140. 806 О возможном значении слова «нагубник» (чиновничья должность в Литве) см.: 236. прил., ст.тб. 139, прим. 4. 807 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 320–322; 236, прил. 155–160. 808 Славянский текст см.: 234, 1860, май с. 84–85; 233, с. 195. 809

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Псалом Давиду 102 В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к «боящимся Его» . Песнословие это приличествует всему человечеству в целом и каждому человеку в частности (Златоуст, Феодорит). Пс.102:1.   Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и «святого имени Его» , Которое освящает славословящих Его. Словом «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). Пс.102:2.   Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния «на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35) (Афанасий). Пс.102:3.   Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. «Очищается» человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен быст за беззакония наша, и... язвою» (Которого) «мы исцелехом» (Ис. 53:5) (Псалтирь с толкованием). Пс.102:4.   Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека — восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) (Исихий). Пс.102:5.   Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой — Этого разумного «Орла. Обновление» всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла «обновление» души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010