За что же Бог являл ему такую милость? За то, что он пребывал верен Ему и ни в чем не позволял себе отступать от сознанной воли Божией. Что с ним ни случалось, — он смотрел не на то, что было так, как бы ему самому хотелось, или как бы сделать выгоднее и лучше, а на то, чего хотел от него Бог в том или другом случае. Не будь этого, — не было бы и покрова Божия над ним, а над кем нет покрова Божия, того подавляет злоба людская и козни исконного врага нашего спасения. Вот почему он и говорит: аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. То же может исповедать и всякий подвижник, когда минует его буря страстей и сильные смущения от бесов. Блюдет его от падений страх Божий и непоколебимая верность закону Божию. Потому-то, по миновании искушения, и они всегда от сердца говорят словами св. Афанасия Великого: «От приражения лукавых помыслов и нападения сопротивных сил погиб бы я, если бы закон Твой не стал для меня опорою» с. 380]. Признав спасительные последствия от поучения в законе Божием и от верности ему, далее говорит о своей решимости вследствие того: так как Ты соблюл живот мой (оживил мя еси), оставил в живых за то, что я поучался в законе Твоем и следовал ему во всем, то и вперед я никогда не забуду оправданий Твоих, следуя коим, человек является правым пред Тобою. «Дознав опытом, — поясняет блж Феодорит, — что оправдания Твои дают жизнь, я сохраню неизгладимое памятование о них» с. 591—592]. Не забуду, не памятию только и помышлением, а делом и жизнию, не забуду, то есть ходить в них, исполнять их. Опыты благих последствий от исполнения заповедей и оправданий Божиих воодушевляют решимостию навсегда (во век) оставаться верными им. С этим сладостным оживлением, которое дает жизнь по воле Божией, ничто не может сравниться. «Желая навсегда оставаться в таком оживлении, я уж не хочу ничего знать, кроме оправданий Твоих». Пс.118:94-96    Когда кто верно служит кому, то не считает себя чуждым ему, и верует, что и тот, кому он служит, не считает его чужим себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

93 . Ничто да не отвращает тебя от покаяния; оно тебя объединяет со святыми, и да будет твой плач уподоблением тому, каков плач святых. Давид ел пепел как хлеб и питье свое мешал со слезами 231 . Потому ныне много радуется, что много плакал. С потоками вод, – говорил он, – истекли очи мои ( Пс.118:136 ). 94 . Иоанн много плакал и говорит, что открыты ему тайны Христовы 232 . Напротив, та жена, которая, хотя была во грехах и должна была плакать, радовалась, и облекалась в порфиру и багряницу, и много украшала себя золотом и драгоценными камнями, по заслугам плачет в мучении вечного рыдания 233 . 95 . Находятся и такие, которые считают, что нужно чаще приносить покаяние. Таковые «впадают в роскошь во Христе» 234 . Ведь если бы они приносили истинное покаяние, то не помышляли бы о повторении его, ибо как есть одно крещение 235 , так одно и покаяние, но то, которое прилюдно приносится 236 ; ведь нам должно ежедневно каяться о грехах, но это покаяние в более легких прегрешениях, а то – в тяжких. 96 . Легче же найти таких, которые хранят непорочность, нежели тех, кто подобающим образом приносит покаяние. Разве кто-то посчитает покаянием то, где погоня за положением в обществе, где неумеренность в винопитии и где продолжаются сами супружеские отношения? Надлежит отречься от мира; даже на сам сон отводить меньше времени, нежели требует природа, мешать ему стонами, прерывать его вздохами, сокращать молитвами; надлежит жить так, чтоб мы умирали для привычек этой жизни. Пусть человек отвержется самого себя и полностью поменяется, как в баснях повествуется, что некий юноша ради любви ушел в страну далекую, и когда любовный пламень погас, возвратился опять и после того встретился со старой своей любовницей, которая удивилась, что он ничего не сказал ей, и подумала, что он не узнал ее; а когда они встретились в другой раз и она сказала: «Это я», он ответил ей: «Но я уже не я». 97 . Об этом прекрасно сказал Господь: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Ибо умершие и погребенные со Христом не должны, как живущие, снова помышлять об этом мире 237 . Не прикасайтесь, – говорит апостол, – и не дотрагивайтесь до того, что приносит погибель самим использованием 238 , ибо сам обычай жизни сей – погибель чистоты 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

93. Περ θεων ονομτων 4, 19//PG 3,716С. 94. См. 1Кор.12:8. 95. Περ Αγου Πνεματος//PG 52,817. 96. Περ Αγου Πνεματος κατ Μακεδονιανων//PG 45,1325CD. 97. См. Γρηγορου Νσσης Επιστολ 24//PG 46,1089С. 98. Λγος 30//PG 36,132В. 99. μιλα 14 εις ωννην//PG 59,91. 100. Περ γιου Πνεματος//PG 32,108С. 101. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,174. 102. См. Προς Θαλσσιον//PG 90,637D. 103. Ин.1:16. 104. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. 105. Επιστολ 234//PG 32,869AB. 106. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. 107. Λγος 38//PG 36,324A. 108. См. Пс.43:4 109. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. 110. Περι αποριων//PG 91,1253D. 111. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. 112. Λγος 45//PG 36,625С. 113. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. 114. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. 115. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. 116. Там же, 5, 1//PG 3,816В. 117. Там же, 12, 4//PG 3,972В. 118. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. 119. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 120. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 121. Περ αποριων//PG 91,1076С. 122. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. 123. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. 124. Там же//PG 45,1105С. 125. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B. 126. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B. 127. См. Мф.18:10. 128. См. Исх.33:23, Чис.12:7-8, Втор.5:24. 129. 1Кор.13:12. 130. См. Исх.33:20. 131. Ин.1:18. 132. См. Мф.5:8. 133. См. Ин.3:34. 134. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 135. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. 136. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. 137. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. 138. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. 139. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. 140. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3,293В, 301D-304A. 141. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. 142. См. Мф.10:28. 143. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. 144. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. 145. Там же, 22, 53//PG 32,168С. 146. Имеется в виду Собор 1341 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое... (101). Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома ее читают так же, как и всякую другую. Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня, – поют трижды. После этого еще раз повторяют припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94,107,114,121,131,132, 133,142,153,159,163,170 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поют трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяют припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После каждой «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. [Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня]. Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Благословен Бог наш...». Братия — «Трисвятое» по «Отец наш...» и обычные тропари: «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83). Диакон : «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84). Священник : «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84). Братия : «Аминь». Отпуск . После этого братия переносит тело умершего в храм и ставит посреди храма. Пред началом отпевания звонят в самый большой колокол. Вся братия собирается и всем раздаются зажженные свечи . Диакон : «Благослови, владыка». Священник : «Благословен Бог наш…». Братия 90 псалом : «Живущий под кровом Всевышнего…» (стр. 85). Затем великая ектения (стр. 86) и молитва (стр. 84). Аллилуйя, гл. 8. Стихи : 1. Блажен, кого ты избрал и приблизил, Господи. 2. Память о нем в род и род. Тропарь гл. тот же : «С глубочайшею мудростью...» (стр.86). Слава и ныне : «В Тебе, Девственная Богородица, мы имеем…» (стр. 87) и тотчас же: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим» и 118 псалом (стр. 87) с разделением на три части: первая часть с 1 — 93 стих , припев после каждого стиха: «Благословен Ты, Господи» . После 1-й части — ектения (стр. 94) и молитва (стр. 84) затем поется вторая часть с 94 — 131 с припевом: «Твой я, спаси меня» . А со 132 стиха поется: 3-я часть на 3 гл. с припевом: «В Царстве Твоем, Господи, вспомни раба Твоего» . И тотчас же: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим» и тропари: «Все святые нашли источник жизни…» (стр. 93). Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже (трижды). Затем ектения и молитва и тропарь 5 гл. : «Упокой, Спаситель наш…» (стр. 95). Слава и ныне : «Христе Боже…» (Стр. 95). После чего читается 50 псалом (стр. 28) и поются антифоны . Первый антифон 1 гласа : 1. Во время моих несчастий услышь мою скорбь, взываю к Тебе, Господи. 2. Живущим в уединении людям, как находящимся вне суетного мира, постоянно присуще стремление к Божеству. Слава и ныне : Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и вместе Сыну; поэтому воспоем Единовластительной Троице. Стихиры св. Феофана гл.1. :

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

91 Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе. 92 Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем; 93 Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь. Середина псалма. 94 Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих. 95 Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел. 96 Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя. 97 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня. 98 Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя. 99 Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня. 100 Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих. 101 От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои; 102 От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон. 103 Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих! 104 Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды. 105 Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих. 106 Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей. 107 Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим! 108 Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня! 109 Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл. 110 Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим. 111 Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего; 112 Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня. 113 Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114 Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю. 115 Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего! 116 Защити меня словом Твоим, и жив буду; и не посрами меня в надежде моей! 117 Помоги мне, и обрету спасение, и поучаться буду повелениям Твоим. 118 Унизил Ты нарушающих повеления Твои, ибо неправедны помыслы их. 119 Нарушителями воли Твоей признал я всех грешников на земле; и вот возлюбил я откровения Твои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

3012 Ibidem. Кроме того, св. Амвросий различает грехи вольные и невольные, причём ответственным человека считает не только за вольные , но и за невольные грехи. (In ps. 118, 3, 17). 3016 De poenitentia II, 4, 27; Ep. 67, 10. B Expos. evang. s. Lucan (X, 94) св. Амвросий, в противоречии с самим собой, не допускает, однако, возможности прощения для Иуды, как согрешившего против Св. Духа. Ввиду того, что Expos. evang. s. Lucan написано, по всей вероятности, раньше De poenitentia, a, с другой стороны, трудно допустить, чтобы св. отец изменил свой взгляд на прощаемость грехов, изложенный в его большом полемическом против ереси новациан трактате, можно думать, что мнение о возможности покаяния для Иуды было выражением позднейших убеждений св. отца касательно покаяния. 3034 In ps. 35, 8; In ps. 118, 4, 11: «Кто обвиняет себя, хотя бы и был грешником, начинает быть праведным, так как он не щадит себя и исповедует оправдания Божии, от Которого, думает он, ничего нельзя утаить. О, если бы и Адам захотел скорее обвинить, чем скрыть себя». Cp. In ps. 118, 7, 21; 9, 5. 3035 In ps. 37, 58 – 59: «Поверим и мы (в возможность воскресения), чтобы от ран наших мы приобрели врачевство спасения и будущую славу. В молитвах и молениях, со слезами и скорбью должно быть приносимо покаяние, дабы мы удостоились видеть ту славу Божию». 3038 Ep. 63, 16; Ep. 51, 11; In ps. 31, 10: « Если ты согрешил уже после крещения, то пролей воду слёз, не притворную, а действительную, из глубины воскликни к Господу Богу твоему, чтобы тебе было сказано: глас слышен в Раме " … In Luc. X, 90: «Если ты хочешь заслужить прощение, то омой слезами твою вину, и в тот же момент, в «в то же время призрит на тебя Христос». 3042 De poenitentia II, 9, 83; De Helia 20, 76. Впрочем, уменьшает грех не всякая благотворительность, а только та, которая зиждется на вере. De poenitentia II, 9, 83. 3044 In ps. 118, 20, 22. Dr. I. E. Niederhuber (нельзя сказать, чтобы не непроизвольно) говорит о пяти свойствах истинного покаяния у св. Амвросия: внутренняя скорбь души и смирение, связанные с надеждой на прощение; совершенное отложение доселе допускавшихся грехов; охранение от новых грехов; готовность понести наказание; неотложное возвышение после каждого греха («Die Theologie des hl. Ambrosius”, S. 40 – 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

142 С собственноручного черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. II; докум. 115 и 116. 143 Ответ на письмо А.П. Ахматова, от 29 июля, при коем была препровождена митрополитудепеша Е.П.Новикова, от 9–21 того же июля, о положении дел в константинопольской церкви, в коей сообщалось, что «партия патриарха Иоакима истощила все средства, чтобы вызвать общественные манифестации в пользу патриарха. С одной стороны, образовались от простого народа депутации, просившие Порту не увольнять его святейшества; с другой – обнаружились между хиосцами и ионнийцами признаки волнений, своевременно остановленных. Журнальные статьи и прокламации, обращенные к православному народу Востока и содержащая резкий вызов сочувствия к главе церкви, совершенно уронили дело, которое думали поддержать. К довершению соблазна, составление прокламации приписывается католику Бароцци, бывшему драгоману греческого посольства. Фирман султана, утверждающий увольнение патриарха, должен появиться немедленно». Т. III, 94; док. 118. 144 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 118. 145 Заметка написана на отношении князя С.Н. Урусова, от 18 июня, за 4022, при коем был препровожден митрополиту отчет настоятеля нашей посольской церкви в Константинополе архимандрита Антонина о действиях константинопольского народного смешанного совета. 146 С собственноручного черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 132. 147 На предварительном избрании в числе кандидатов на вселенский патриарший престол, по числу голосов, оказались 13 лиц, именно: местоблюститель патр. престола, митр. рашко-призренский (32 голоса), бывшие конст. патриархи: Анфим (эфесский – 13), Григорий (4), Анфим (никомидийский – 2), бывший александрийский Каллиник (8), митрополиты: артский (5), амассийский (2), солунский (3), кассандрийский (3), филиппольский (1), серрский (1), требизонтский (1) и фарсальский (1). Из сих кандидатов Порта исключила патриархов, как оставивших в свое время престолы по требованию народа. За тем первое избрание дало следующие результаты: местоблюститель получил 25 голосов, митр.: солунский – 14, филиппопольский – 18, кассандрийский – 37, требизоятский – 41, фарсальский – 48 и амассийский – 39. Таким образом по числу голосов, в числе трех кандидатов оказались митр. Фарсальский, требизонтский и амассийский. При окончательном избрании в храме, избранным оказался амассийский Софроний, поучивший 10 голосов против 9, поданных за митр. фарсальского. Т. III, 95; док.123.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кандидатская диссертация была не единственной моей научной работой, которой я занимался в стенах ЦСУ. Была и другая, более значительная – подпольная, начатая в конце первого года работы. Первый этап осуществления моей еще юношеской идеи – создание истории Отечества «Россия во времени и пространстве». Пользуясь редкими возможностями ЦСУ СССР, я стал собирать статистические материалы о движении населения России с начала XIXbeka до нашего времени. В моем распоряжении были закрытые статистические сборники и консультации ведущих статистиков. Сначала я произвел подсчеты общей численности населения, его естественный прирост и естественную убыль, а затем предпринял подсчет числа человеческих потерь, понесенных страной в результате социально-экономических экспериментов еврейских большевиков последних шестидесяти лет. Год за годом, начиная с 1917-го до середины 70-х годов, я исчислил прирост и естественную убыль населения исходя из нормальных условий развития. Получились внушительные ряды цифр, итоги которых неизменно и существенно расходились с публикуемыми в отдельные годы официальными данными численности и естественного прироста населения страны. Суммированное по всем годам расхождение и составляло общую сумму человеческих потерь. По моему подсчету, общее число лиц, умерших не своей смертью от массовых репрессий, голода, эпидемий, войн, составило за 1918–1955 годы более 87 млн человек. Из них я вычел число лиц, умерших от голода, эпидемий и в результате военных действий. Оставшиеся 48 млн человек, выходит, погибли в результате репрессий в местах заключения и ссылках. Причем сегодня уже понятно, что погибла не просто часть населения, а лучшая его часть – самые активные и трудолюбивые представители коренного крестьянства, а также потомственная интеллигенция – главные носители накапливаемой веками материальной и духовной культуры страны. Несколько подробнее расскажу о том, как я определил людские потери среди крестьянства в довоенный период. Из официальных источников известно, что численность сельского населения страны в 1917 году равнялась 118 млн человек, а в 1939 году составила 114 млн, но за период с 1917 по 1939 год в деревне родилось еще 94 млн человек, т.е. к 118 млн, жившим в 1917 году, я прибавил эти 94 млн человек. А из полученного результата вычел число умерших по естественным причинам (50 млн) и число уехавших в город (20 млн). После этих вычетов и получается гигантская цифра – 28 млн человек, умерших не своей смертью. Это и есть людские потери крестьянства в годы Гражданской войны, насаждения колхозов и раскулачивания, погибших в ссылках и лагерях, при подавлении восстаний, в пересыльных пунктах, умерших от голода и эпидемий.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/20/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010