Тропарь: (Дословный перевод) Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, в трех ипостасях объединяемое естество, превыше сущности и превыше Божества, в Тебя мы крестились и Тебя благословляем во все веки.(Славянский текст) Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.(Перевод Ловягина) Отец Вседержитель и Слово и Дух! Существо единичное в трех лицах, всевышнее и Божественнейшее! Мы в тебя крестились и тебя будем благословлять во все веки (Матф. 28:19).Толкование:   Достойно недоумения и исследования, почему в день Воскресения Господа певец упоминает о Крещении и говорит: «Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, в Тя крестихомся»? Итак, для разрешения недоумения мы говорим, что Господь после Воскресения, явившись ученикам Своим на горе Галилейской, послал их на проповедь, заповедав, чтобы они сперва научили язычников, неверных и заблудших, и потом крестили их во имя Святой Троицы, и сказал так: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Поэтому и у Церкви Христовой в обычае ночью этого самого светоносного дня крестить оглашенных, и божественные апостолы в своих постановлениях (книга 5, глава 19) определяют это: «С вечера до пения петухов бодрствуя и ... крестя оглашенных своих, и прочитав Евангелие... и предложив народу беседу, прекращайте сетование ваше», — поэтому и на священной Литургии вместе Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся».    Итак, зная это, божественный Иоанн, обращаясь к Святой Троице как бы от лица всех вообще крещеных христиан, и в особенности тогда новопросвещенных в тот день, говорит так: «О Святая Троица, Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, о природа, превысшая сущности и Божества, в трех ипостасях и лицах объединяемая по одной и той же сущности, по единоначалию власти и по равночестию Божества, мы, все христиане, крестились в Твое имя, мы все Твои, мы все служим Тебе, и мы все Тебя благословляем во веки». Это говорит песнописец не потому, что Святая Троица не знает, что мы крестились в Ее имя, но потому, что он желает, чтобы мы привлекли на себя обильнейшую благодать и помощь Святой Троицы, ибо и пророк Давид, желая взыскать спасения от Бога, предупреждает и говорит Ему так: «Твой есмь аз, спаси мя» (Пс. 118:94), ибо у владык есть природное свойство становиться более мягкими и милосердными к своим рабам, когда они услышат, что те говорят им смиренные и сокрушенные слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Только призваны, а не сделались уже такими. Теперь вопрос только в том: сохранила ли когда-нибудь «до конца» вся Церковь Христова это свое назначение – быть чистой и свободной от недостатков во всех своих членах? Ha этот вопрос и Спаситель, и апостолы, и евангельская история дают вполне отрицательный ответ. Они говорят, что Церковь «до конца времен» будет состоять из праведников и грешников, из святых и порочных людей. И что никогда еще не было такого времени, когда бы Церковь Христова была бы обществом только одних святых. К этому выводу неминуемо приводит нас и разум. В самом деле, если бы не было в Церкви Христовой слабых и немощных братий, то для чего бы тогда существовать и самой Церкви на земле? Для чего все эти ветхозаветные и новозаветные законы? Ведь «закон, по слову Апостола, положен не для праведника». 92 Наконец, для чего все эти пастыри и учители, если в Церкви все святые и если они непреткновенно идут по стопам Христа? Еще: если бы не было грешников в Церкви, то зачем бы тогда Спаситель учил последователей Своих молиться словами: «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»? 93 Ведь у святых, по мнению сектантов, совершенно нет грехов! Кроме того, если бы не было в Церкви грешников, то зачем же тогда установил Иисус Христос таинство покаяния? Зачем он сказал апостолам: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»? 94 Нет, в Церкви Христовой, как в «большом доме», всегда будут разные сосуды – «не только золотые и серебряные», но и «деревянные и глиняные». 95 Последний вопрос. Сектанты спрашивают нас: не нарушают ли грешники святости Церкви? – Нисколько. «Ведь мы, православные, Церковь именуем святою не за безгрешность людей. Мы веруем в ее святость потому, что Един «Свят Господь Бог наш» – Глава православной Церкви ( Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Дан.9:24 ); свято учение Его ( Рим.15:4 ; 1Тим.6:13 ; Рим.1:2 ; 2Тим.3:15 ; Пс.118, 138, 140 и др.), на котором устрояется наша «святейшая вера» ( Иуд.20 ); свята «благодать» Божия, живущая в Церкви и врачующая немощных людей ( 2Кор.12:9 ; 1Кор.15:10 ; Рим.5:17,21 ; Тит.2:11–12 ); святы таинства, чрез которые эта Божественная благодать подается верующим ( 1Кор.4:1 ; Мф.3:11 ; Деян.1:8 ; 1Тим.3:5–9 ; Мф.26:26–28 ; 1Кор.10:16, 11:28, 30–32 ; Евр.10:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

«Господь зрит на сердце человека». ( 1Цар.16:7 ) Сердце же его было чисто и свободно от всякого лукавствия. И намерения его были благие, а Господь и намерения целует. Впоследствии он не раз говорил своим духовным чадам, что «жить надо так, чтобы вся жизнь была окружена железным кольцом заповедей Божиих, и не только всякое предпринимаемое дело, но и каждое слово надо проверять, согласно ли оно с законом Божиим». Вот что он писал одному своему духовному чаду, вспоминая пережитое им: «Все это – в прошлом. Но ни прошлое, ни настоящее, ни будущее не могут заставить меня изменить свои решения, ибо они основаны на слове Божием, на заповедях Евангельских и правилах Церковных. Я – монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прещения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. Умиляют мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках». ( Пс.118:94 ) Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священноиноческого. Буди воля Господня!..» Глава Х И мир возненавиде их, яко не суть от мира. ( Ин.17:14 ) Вси хотящии благочестно жити, гоними будут. ( 2Тим.3:12 ) С самого начала революции Церковь Православная испытывала великое гонение и притеснение. Один за другим закрывались монастыри и храмы. В них устраивались «дома отдыха», санатории, клубы, кинотеатры, библиотеки или просто они использовались под склады. В годы разрухи остававшиеся незакрытыми церкви испытывали острую нужду в самом необходимом для совершения богослужений. Не было пшеничной муки для печения просфор, красного вина, необходимого для совершения Литургии (бывали случаи, когда оно заменялось вишневым соком), ладана, свечей, масла. Число прихожан, приписанных к той или иной церкви, уменьшалось с каждым днем. Многие, весьма многие, даже пожилые, не говоря уже о молодежи, покинули Церковь . Часть молодежи, революционно настроенной, организовывала группы «воинствующих безбожников». Имея цель в кратчайший срок уничтожить веру христианскую, они по большим праздникам устраивали кощунственные процессии по улицам в облачениях, похищенных из закрытых церквей, и вообще творили всякие бесчинства и надругательства над всем священным. В довершение всего, согласно распоряжению правительства, из церквей были «изъяты» все «ценности». Специальные комиссии отбирали золотые и серебряные сосуды, церковную утварь, кресты, сдирали с икон серебряные ризы и оклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   В древних (XVI-XVII веков) рукописных богослужебных книгах встречается даже последование — своеобразная и умилительная служба, не имеющая, конечно, ничего заупокойного, па которой возносятся, напр, такие прошения: о еже избавитися брату нашему от всякия опасности... о еже непорочно ему течение жизни... о еже жити ему в страсе и святости (Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, стр. 133, 162, 163, 185, 191).    А если Октоих в двух книгах, то и в 5-м гласе.    Симеон Солунский. Новая Скрижаль.    По никоновскому уставу прежде начатия панихиды предстоятель прочитывал две молитвы: одна «кадилу над усопшим» и другая над кутиею в память умершим.    Стих 3.    Стихи 5—6.    Стих 9.    Стих 14.    Стих 15.    Стих 16.    На панихиде это прошение получает особый смысл в приложении к скорби о разлуке с усопшим.    Знаменательно, что Святая Церковь в данном случае в приложении к своим усопшим дерзновенно употребляет библейское выражение, в Священном Писании прилагаемое к. Господу (Ты же, Господи, вовек пребывавши и память Твоя в род и род. Пс. 101:13; 134, 13); Им Самим о Себе сказанное, как о Пребывающем вовеки.    В изложении, напр., порядка воскресной службы об исполнении Бог Господь со стихами (чему на панихиде соответствует аллилуиа) Типикон говорит: канонарх возглашает Бог Господь со стихи его в настоящий глас. Возглашает не только Бог Господь, но и стихи его В НАСТОЯЩИЙ ГЛАС, конечно, обозначает не простое чтение, а пение на соответствующий глас.    Или, как у нас обычно, диакон, а в отсутствии его, иерей.    Так и на субботней полунощнице опускаются непорочны в виду непременно предстоящего стихословия их на утрени и заменяются 9-й кафисмой.    По Уставу припев должен следовать за каждым стихом 118-го псалма за исключением последних двух стихов в каждой статии (92—93, 175—176), которые поются по два за один и повторяются по трижды (см. примечание 33 к настоящей главе). Ввиду того, что точное по Уставу исполнение 17-й кафисмы может показаться очень продолжительным для богомольцев и обременительным для певцов, возможно петь по одному стиху лишь первые стихи в каждой статии (1 и 94), а все прочие петь по два за един.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отпевание отца Петра было совершено в Трапезной церкви Троицкой лавры нарочито прибывшим из Москвы архиепископом Саввой (Тихомировым) в сослужении братии Лавры и Академии. Протоиерей Пётр был похоронен за алтарём Успенского собора Лавры. На памятнике над могилой были выбиты слова Псалтири: Твой есмь аз, яко оправданий Твоих взысках (Пс. 118, 94). У отца Петра остались три сына: Пётр (стал преподавателем Вифанской духовной семинарии), Димитрий (стал магистром Московской духовной академии и священником московской Воскресенской церкви в Барашах) и Василий (стал диаконом московской Успенской церкви в Кожевниках). По воспоминаниям современников, его дети «отличались необыкновенной простотой ума и благодушием в обращении, безобидной остротой ума в разговоре и по внешнему виду походили на отца по своей тучности и отсутствию всякой галантности в одежде и светскости в приёмах; зато во всех, имевших к ним какое-либо отношение, и особенно в товарищах, они возбуждали любовь и доверие . Приложение Корсунский И. Н. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской духовной академии (выдержки, касающиеся жизни и трудов протоиерея П. С. Делицына) В 1828 г. сам митрополит Филарет, уже как архипастырь, которому была подчинена Московская духовная академия, по обозрении сей последней, дал такое предложение Академическому Правлению: «Хорошо было бы классу языка, кроме словесного испытания, представлять к курсу какой-нибудь, хотя небольшой, готовый перевод, сделанный в продолжении курса, хотя, впрочем, это не обязанность». Это предложение, несмотря на ограничение его обязательности последними словами, возымело полную силу действия, и уже с 1830 г. значительное число переводных трудов было представлено на благорассмотрение митрополита Филарета; из них некоторые были одобрены святителем и напечатаны. В 1835 г. архимандрит Филарет (Гумилевский, будущий архиепископ Черниговский), будучи ректором МДА, возымел желание создать журнал «Творения Святых Отцов в русском переводе», но проект был на время отложен. В 1840 г. выпускник МДА архимандрит Никодим (Казанцев, будущий епископ Енисейский) в исполнение поручения обер-прокурора Священного Синода графа Н. А. Протасова составил проект издания перевода святых отцов. Этот архимандрит считал, что «только с того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий». Сначала проект не был одобрен, но уже через два года начали в МДА переводить свт. Григория Богослова, а в СПбДА историков: Евсевия, Сократа, Созомена, а потом свт. Иоанна Златоустого. Но нужно отметить, что СПбДА уже с 1821 г. издавала «Христианское чтение», где помещались святоотеческие переводы, в том числе и тружеников МДА. В 1843 г. началось издание «Творений святых отцов в русском переводе».

http://bogoslov.ru/article/6193391

Запомните значение следующих церковнославянских слов и переведите предложения. I исксити – испытать, познать, делать пробу. глмитис – 1) часто и много думать, размышлять; 2) насмехаться. исправитис – устроиться, утвердиться; направиться. кадило – 1) воскурение ладана, благовоние; 2) каждение. ликъ – хор, хоровое пение, собрание. 1 . Исксилъ єс сердце мо, постилъ єс нощию: исксилъ м єс, и не бртес во мн неправда [ Пс.16:3 ]. 2 . Не жесточите сердецъ вашихъ, к въ прогнванїи, по дн искшенї въ пстыни: воньже исксиша м тцы ваши, исксиша м, и видша дла мо [ Пс.94:8–9 ]. 3 . Гди, исксилъ м єс, и позналъ м єс [ Пс.138:1 ]. 4 . Искси м, бже, и увждь сердце мо: истжи (испытай) м и размй стєз мо: и виждь, аще пть беззаконї во мн, и настави м на пть вченъ [ Пс.138:23–24 ]. 5 . И воздвигохъ рц мо къ заповдемъ твоимъ, же возлюбихъ, и глмлхса во правданїихъ твоихъ [ Пс.118:48 ]. 6 . Повдаша мн законопрестпницы глмленї, но не к законъ твой, гди [ Пс.118:85 ]. 7 . Пть правданїй твоихъ вразми ми, и поглмлюс въ чдесхъ твоихъ [ Пс.118:27 ]. 8 . мн глмлхс сдщїи во вратхъ, и мн пох пїющїи вїно [ Пс.68:13 ]. 9 . Помнхъ бга и возвеселихса, поглмлхса, и малодшствоваше дхъ мой [ Пс.76:4 ]. 10 . Помнхь дла гдн: к помн начала чдеса тво, и почс во всхъ длхъ твоихъ, и въ начинанїихъ твоихъ поглмлюс [ Пс.76:12–13 ]. 11 . Тіи спти (повергнуты) быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс [ Пс.19:9 ]. 12 . Да исправитс молитва мо к кадило пред тобою, возднїе рк моєю, жертва вечерн [ Пс.140:2 ]. 13 . Всесожжєнї тчна вознес теб съ кадиломъ, и вны, вознес теб волы съ козлы [ Пс.65:15 ]. 14 . Хвалите бга во стыхъ єг, хвалите єго въ тмпан и лиц, хвалите єго во стрнахъ и рган... [ Пс.150:1, 4 ]. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам (Пс. 117, 26), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: Твой есмь аз, спаси мя, а за тем приводит причину: яко оправданий Твоих взысках (Пс. 118, 94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: не имамы царя, токмо кесаря (Иоан. 19, 15), и опять: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: иже веру имет и крестится, спасет будет, а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16). Как же ты говоришь: мы—Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который говорит: отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу (Пс. 57, 4). Глава 2. Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: пожрите жертву правды и тогда уповайте на Господа (Пс. 4, 6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко. Глава 3. Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание говорит: сынове чуждии солгаша Ему, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих (Пс. 17, 45. 46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои? Глава 4. Если же, как утверждает слово истины, и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблудились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли, по сказанному: се удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс. 72, 27). Глава 5. И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несумненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа— Мессии, уповали на Него и пророчествовали о Нем. Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого. Если и они, как люди, в чем либо когда погрешили по неведению и забвению,—помыслом ли, или каким нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников. Глава 6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Даруй, Боже, да все недуги мои, переношу я смиренно и благодушно, повинуясь святой воле Твоей, и да исполнятся во мне все благие Твои намерения. Не попусти мне изнемочь под бременем этой болезни, но даруй Свою силу, да действует она в моей немощи. Если моя болезнь не к смерти, то исцели меня от недуга и утверди меня Твоей благодатию на пути истины и правды, да всегда хожу по заповедям Твоим, благоугождаю Тебе и всегда прославляю Твою великую и беспредельную благость. Но, если угодно святой Твоей воле, через эту болезнь прекратить дни мои, то молю Тебя, Создателю мой, утверди все мои мысли и желания в Тебе, да в Тебе всегда живу и Тебе предам дух мой. Даруй мне дух мужества, преданности и упования, чтобы и теперь, и до последнего часа моей жизни от всей души мог я взывать к Тебе: «да будет воля Твоя! О преблагий Боже! «Твой есмь Аз: спаси мя» ( Пс.118:94 )! 3. О том, что в болезни прежде всего надобно обращаться к Богу и заботиться об исцелении души от грехов Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю ( Пс.120:2 ). Не здесь около вас, а у Бога прежде всего ищите помощи. Он – Творец неба и земли, Владыка жизни и смерти, Он обо всех промышляет и все к благим целям направляет. «Блажен человек, – сказано в Писании, – егоже обличи Бог; наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки восставляет, порази, и руце Его исцелят» ( Иов. 5:17, 18 ). Вседержитель говорил к древнему Израилю: «Аз есмь Господь Бог твой, исцеляй тя» ( Исх.15:26 ). Пророк возглашал: «Истинно, – токмо Господем Богом нашим спасение Израилево» (Иерем. 3:23). Так и вы прежде всего обращайтесь к Господу Богу с усердной молитвой об исцелении от болезни. Он именует Себя врачом «исцеляющим» и, посылая болезни, хочет, чтоб мы, сознавая виновность, у Него искали помилования. Мы, как неблагодарные дети, будем оскорблять Бога, единого всесильного Врача душ и тел, если, подвергшись болезни, забудем о Нем, а станем искать помощи только у подобных нам людей. Что может человек без помощи Божией? Что имеет он в своих руках, чего бы не получил от Подающего нам все, что ни имеем? Но и обращаясь к Богу, надобно прежде заботиться о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

При постриге нам было говорено от Настоятеля: «Сам бо Господь рече: «аще кто хощет вслед Мене ити, да отвержется себе, и вслед Мене да идет» ( Мф. 16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк, 9, 23): еже есть (по-русски: что есть или значит) готову присно быти даже до смерти на всякое исполнение заповедей Его» (см. «Чин пострижения»). Ты пишешь, что письмо тебя убило, и ты в отчаянии, особенно относительно меня. Не следует сего. Одно я скажу, что надо полагаться на волю Божию. Умиляют меня и мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках» (середина 17 каф. пс. 118, 94). Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священно-иноческого. Буди воля Господня. Никак не унывай. Никак не беспокойся обо мне, что это начало гонений на меня, ибо из написанного мною ты можешь видеть, что это не начало, а продолжение, и что доселе ничто не коснулось меня, ибо не было на то воли Божией. И верь, что не коснется, если не будет воли Божией. А если воля Божия будет, то никакие предосторожности не помогут, не спасут. Будь покойна, ты тут совершенно ни при чем. И о мне, и о тебе совершается воля Божия, строится наше спасение. Ни я, ни ты не должны питать к данному лицу и к другим лицам злобу. Ибо злоба от врага-диавола; на него мы должны гневаться, а людей должны пожалеть, даже за них должны помолиться по заповеди Христовой. А против тебя я не имею никаких мыслей, не считал и не считаю виновницей моих скорбей и гонений, коих, между прочим, еще не было и нет. А будущее в руках Божиих, и я сам – Божий. «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Господь мне помощник: что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 7, 6 ). Ты даже просишь у меня прощения и за себя и за сестру. Мне не за что тебя прощать, но если ты хочешь от меня слышать это слово, то я с любовию говорю: Бог тебя да простит, чадо мое. Этим словом заканчиваю вопрос о полученном письме и перехожу к другим. Относительно Александры Московской все написанное принимаю во внимание, но тут дело не в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

90 . Даже если тебе кажется, что ты уже [пребываешь] с Богом, остерегайся беса блуда, ибо он весьма обманчив и завистлив . Этот бес желает быть более проворным, чем движение и трезвение ума твоего, чтобы отвлечь его от Бога, – даже тогда, когда он предстоит перед Ним с благоговением и страхом. 91 . Если ты усердно занимаешься молитвой, то приготовься к нападкам бесов и терпеливо переноси удары бичей их 118 . Ибо как дикие звери нападут они на тебя и изъязвят всё тело твоё. 92 . Приготовься, как опытный борец , не колебаться, если вдруг увидишь [некое] видение; не страшиться, если [узришь] меч, вытащенный против тебя, или факел, направленный прямо в очи тебе; не падать духом, если [предстанет перед тобой] некий лик, безобразный и кровавый . Наоборот, стой [непоколебимо], исповедуя «доброе исповедание» ( 1Тим.6:12 ), и с лёгким сердцем взирай на врагов своих. 93 . [Достойно] переносящий печали обретёт и радости, а мужественный в тягостях не лишится и [духовной] сладости . 94 . Смотри, чтобы лукавые бесы не обольстили тебя каким-либо видением , но будь внимателен, обращаясь к молитве, и призывай Бога, чтобы, если мысль [исходит] от Него, Он Сам просветил тебя, а если нет, чтобы Он поскорее отогнал от тебя искусителя. И дерзай, ведь псы не устоят, если ты прибегнешь к горячему призыванию Бога в молитве . Тогда бесы, незримо и неявно бичуемые Божией силой, далеко убегут [от тебя]. 95 . Надлежит не быть тебе в неведении относительно и следующего коварства бесов: временами они разделяются между собой, и, если ты кажешься ищущим помощи против одних, то другие приходят в ангельских видах и [как бы] изгоняют первых для того, чтобы ты обманулся их умыслом , приняв их за подлинных Ангелов . 96 . Радей о многом смиренномудрии и мужестве, и тогда нападки бесов не коснутся души твоей, а удары бичей их не приблизятся к телесной храмине твоей , потому что «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя» ( Пс.90:11 ). И Ангелы незримо отразят от тебя всякое вражеское действие. 97 . Радеющий о чистой молитве слышит исходящие от бесов шумы, топот и голоса, но он не падёт ниц от них и не потеряет голову , а, обращаясь к Богу, скажет: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Пс.22:4 ) и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010