Почему же так показано? Причина всё та же: нет возможности передать человеку характер тех страданий, которые ожидают душу, попиравшую совесть и правду. Как, например, объяснить, какое зло человеку от того же самого празднословия? И вот вам картинка: человек, подвешенный за язык. Конечно, это очень примитивно, но наглядно и понятно даже детям. И, по слову святителя Иоанна Златоуста , «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» 43 . Именно на это и были ориентированы картинки мытарств. С Духом Божиим или с демонами-мучителями Если обратимся к описанию мытарств, то найдём там множество духов зла в разных обличиях, искушающих душу человека и часто низвергающих её на мучения. Блаженная Феодора даже описывает вид некоторых из них, хотя понятно, что это лишь слабые подобия их подлинного существа. Это один из вопросов, касающихся посмертных страданий. Вот как отвечает на него святитель Феофан Затворник († 1894) в толковании на стих псалма: Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился ( Пс.118:80 ). Объясняя слова чтобы я не посрамился , он пишет: «Момент непосрамления есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не ми­новать. Чего ищут эти мытники – злые духи – в проходящих? Того, нет ли у них товара, принадлежащего нечистой силе. Товар же их какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того бесы не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противопо­ложная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнии. На это один из немного учёных вот какую ещё выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют проходящей душе одно за другим нечто привлекательное, обольстительно-прелестное, по всем видам страстей. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй соблазнительного, душа, не имеющая никакого сочувствия к этому, минует его, отвращаясь с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к ка­кой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут её будто друзья, а потом уж знают, куда её девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются ещё сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждениездесь в том, что душа сама бросается в ад».

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Это слова Георгия Никомидийского. Подобно ему говорит Иероним: — Каждый день посещали Ее Ангелы, и если бы меня спросил кто-нибудь: как Пречистая Дева проводила там время юности, — я отвечал бы: сие известно Самому Богу, да Архангелу Гавриилу, неотступному Ее хранителю, с прочими Ангелами, часто приходившими к Ней и с любовию беседовавшими с Нею. Пребывая таким образом с Ангелами во Святом Святых, Пречистая Дева пожелала вечно жить в Ангельской чистоте и неврежденном девстве. По свидетельству святых учителей: Григория Нисского, Иеронима и других, Дева сия первая обручила свое девство Богу, ибо в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так как супружество было в большем почете, чем девство [ 22 ]. Пречистая же Дева первая в мире предпочла девство супружеству и, уневестившись Богу, служила Ему чистым девством своим день и ночь. Пресвятой Дух, благоволением Бога Отца, готовил в Ней вместилище Богу-Слову. Да будет же Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троице слава и благодарение; Пречистой же Владычице нашей Богородице, Приснодеве Марии, честь и хвала от всех родов во веки. Аминь [ 23 ].   Тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.   Кондак, глас 4: Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе божественном, юже воспевают ангели Божии: сия есть селение небесное. Память 22 ноября Страдание святой мученицы Кикилии и с нею святых мучеников Валериана, Тивуртия и Максима Святая дева Кикилия [ 1 ] родилась в Риме от почтенных и богатых родителей. Услышав Евангельскую проповедь, она уверовала во Христа и, возгоревшись сердечною к Нему любовью, положила в уме не выходить замуж и соблюсти чистым девство свое ради Непорочного Жениха — Христа Бога. Но родители ее, против ее воли, обручили ее с одним благородным юным язычником, по имени Валерианом, и стали заставлять ее ходить в драгоценных одеждах и золотых украшениях. Но она носила под драгоценною одеждою на теле жестокую власяницу, а в сердце — Христа и постоянно горячо молилась Ему, чтобы Он Сам, как благоугодно будет Ему, сохранил ее чистою, непорочною и свободною от брачного союза. Когда же наступил день свадьбы и началось свадебное веселье, она, вздыхая из глубины своего сокрушенного сердца, тайно взывала к Господу: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» (Пс. 118:80).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Я написал в консульство, восстановил русское гражданство (точнее, получил его впервые: я был когда-то гражданином СССР), отдал домашнее барахло в «Армию Спасения», купил билет и два чемодана, сел в самолёт – и вот я уже стою в тени храма Христа Спасителя, высоко задрав голову, смотрю на золотые купола в осенней синеве, слушаю пение колоколов и, вспоминая бабушку, повторяю вполголоса слова Псалмопевца: «Благ ecu Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим» ( Пс.118:68 ). Я не планировал оставаться в столице: слишком тяжек был груз прожитых здесь некогда лет. Сегодня я гораздо спокойнее смотрю на Москву, а тогда, помню, с каким облегчением уехал я после двух недель в провинциальное Иваново. Там я поселился в Свято-Введенском монастыре, сначала в качестве гостя, потом послушника, через – год монаха и диакона, и ещё через полтора года – священника. Как ни странно, первое время в монастыре было для меня поистине самым монашеским. Позже, став священником, я начал быстро врастать в окружающую жизнь – монастыря, епархии, города, всей нашей обновлённой страны. Сегодня, бывает, за день я встречаю больше людей, участвую в большем количестве дел, чем прежде за полгода... А тогда ни я никого не знал, ни меня никто не знал существовали для меня только келья, храм и работа – компьютер. С ним я начал дружить ещё в юности, когда поступил учиться в МИИТ, и с благодарностью сохраняю эту дружбу до нынешнего дня. Именно компьютер, в конце 80-х годов, через нарождавшийся тогда Интернет, ввёл меня в русло православной культуры. ...Что же такое православная культура? Сегодня, наверное, многим ясней, что не относится к православной культуре, вопреки всем потугам газетчиков и телеведущих: меланж из «народных обычаев», суеверий, предрассудков и побасенок, столь же бескультурных, сколь и неправославных, бессвязных обрывков церковного календаря и бесчисленных указаний, как, чем, и в какой последовательности набить себе пузо... Православная культура – это культура Креста. Крест – это жертва любви, это подвиг. Православная культура – культура подвига. Без подвига нет христианства, нет и православной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя (Пс 118:58, 64). Благости и наказанию, и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах (Пс 118:66). Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим (Пс 118:68). Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс 118:73). Буди же милость Твоя да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть (Пс 118:76-77). Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс 118:80). Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках (Пс 118:94). Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего; помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиях Твоих выну (Пс 118:116-117). Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим (Пс 118:132-135). Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя (Пс 118:145-146, 149). Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых (Пс 118:169-176). К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс 122:1). Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом (Пс 125:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Господь ниспослал псалмопевцу страдания с тем, чтобы тот возвратился на путь истинный ( Пс. 30 ; Евр. 12,1–13 ). 118 Ожирело сердце их, как тук. Ср. 1Тим. 4,2 . 118 Благо мне, что я пострадал. Оглядываясь назад, псалмопевец благодарит Бога за ниспосланное страдание, ибо благодаря этому он сумел еще больше приблизиться к Нему. 118:73–80 Эта строфа соответствует букве «иод». «Через закон Твой, Господи, приблизь меня к Себе» так можно было бы сформулировать суть сказанного псалмопевцем в этом восьмистишии. 118 Боящиеся Тебя. Т.е. повинующиеся Богу. увидят меня и возрадуются. Благословения, полученные псалмопевцем, укрепят упование на Господа в тех, кто, как и он, хранит верность Богу. 118 по справедливости Ты наказал меня. См. ст. 67 и 71. 118 боящиеся Тебя. См. ст. 74. 118:81–88 Эта строфа соответствует букве «каф». Псалмопевец говорит в ней, что несправедливые преследования не заставят его преступить заповеди Божий и отказаться от упования на Господа. 118 о спасении. В данном случае под спасением псалмопевец в первую очередь понимает избавление от преследователей (ст. 84). 118 как мех в дыму. Подобная метафора в Писании нигде больше не встречается. Смысл ее в том, что жизненные испытания оставили на псалмопевце свой горький след. 118 Когда произведешь суд над гонителями моими? Псалмопевец ждет, когда же Бог придет на помощь ему и будет судить тех, кто его несправедливо преследует, а также выражает удивление задержкой Божиего суда над ними. 118 несправедливо. См. Пс. 37,20 . 118 но я не оставил повелений Твоих. Псалмопевец повинуется закону. Испытывая страдания, он надеется на то, что в конце концов Бог вознаградит его за терпение и верность. 118:89–96 Эта строфа соответствует букве «ламед». Слово Божие вечно, совершенно и спасительно. 118 На веки... слово Твое. Бог вечен, и вечно произнесенное Им слово, обладающее непреходящей ценностью во все времена и для всех народов. 118 Вовек не забуду. Понимая непреходящий характер слова Божия (ст. 89), псалмопевец осознает, что и отношение к нему (исполнение его) должно отличаться постоянством и неизменностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Будучи лишен божественного благоволения, Пророк представляет себя трупом и умоляет, чтобы оживило его человеколюбие Божие, чтобы ожить ему в чувстве сердца (Златоуст, Феодорит). Пс.118:78.   Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих. Он не желает зла врагам, но молится о них. «Стыд» служит к нашему исправлению и содействует спасению: испытав это врачевство на себе, Пророк желает его и врагам. «Поглумлюся» — значит усидчиво буду заниматься (Златоуст, Феофан). Пс.118:79.   Да обратят мя боящиися Тебе, и ведящии свидения Твоя. Яснее этот стих перевел другой переводчик: «да возвратят мене боящиеся Тебя» — пророки, апостолы, святители, преподобные и праведные служители Твои на путь покаяния и веры (Афанасий, Феодорит). Пс.118:80.   Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Этим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию. Потому что желающие сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу (Макарий В.). Пс.118:81.   Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. «Исчезает» , т.е. сильно вожделевает «спасения» через изучение божественных «словес» . Желает в точности изучить смысл божественных Писаний и отыскание смысла признает для себя утешением и отрадой (Афанасий). Пс.118:82.   Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя; Все тайны Божии открыты в слове Божием, но постигаются только тогда, когда благодать дает их постигнуть. Внезапно узревает ум в слове то, чего прежде не видел в нем, хотя несколько раз читал и обдумывал его (Амвросий). Пс.118:83.   Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. «Мех» от тепла разбухает и, раздувшись, увеличивается в объеме: «на слане» , т.е. на морозе он сжимается и твердеет. Так и тело по свойству своему от роскоши изнеживается и восстает на душу, а от подвижнической жизни и от иныя благодати Всевышнего подавляется и мертвеет для страстей (Златоуст, Феодорит, Марк Подвижник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.118:77 .   Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение мое. «Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть». Пророк, лишившись Божия благоволения, почитает себя мертвым; посему умоляет, чтобы ему, как бы снова ожить по Божию человеколюбию. Пс.118:78 .   Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих. «Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих». Пророк не проклинает врагов, но молится за них; потому что стыд пролагает путь ко спасению. Почему, каким врачеством воспользовался сам, желает и им иметь оное. Пс.118:79 .   Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои. «Да обратятся ко мне боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя». поскольку, по причине греха, стал далек от лика праведных, и все они, равно как и Бог, отвратились от него; то умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее выразил это Симмах: да возвратят меня боящиеся Тебя. Пс.118:80 .   Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся». Желает иметь сердце свободное от того, что укоризненно; потому что такое сердце избавлено от стыда. Посему-то и в самом начале псалма ублажил непорочных. Пс.118:81 .   Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. «Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». Сильно чего-либо желающие, но лишаемые желаемаго, говорят о себе, что как бы «исчезают». Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды. Так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых, и не видя его прибытия, истаевают от желания. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление онаго, как бы исчезают. Пс.118:82 .   Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня? «Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя?» Здесь " словом» называется и Божие обетование, и Богодухновенное Писание. Посему исчезает не только тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол; но и тот, кто читает словеса Божии, и желает в точности дознать смысл их, в обретении же онаго предполагает для себя утешение и ободрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

50:5); не дан усерязь златый с многоценным сардийским камнем, то есть слово мудрого во ухо благопослушно (Притч. 25:12); пока уста, губы, язык не раскрылись и не привлекли Духа (Пс. 118:131), не разширились и не наполнились (Пс. 80:11) духом изрекаемых таинств и догматов, пока уста, по слову мудрости, не стали связаны божественным чувством (Притч. 15:7), чтобы им (прибавлю к сему) и растворяться благовременно, а язык не исполнился радованием, не стал органом божественного сладкопения, возбуждаемый славой, возстая рано (Пс. 56:9) и трудясь, доколе не прилпнет к гортани; пока ноги мои не поставлены на камени (Пс. 39:3), не совершены, как ноги еленей (Пс. 17:34), и стопы мои не направлены по Богу (Пс. 118:133), ни вмале, ни вовсе не проливаясь (Пс. 72:2); пока всякий член не соделался оружием правды (6:13), не отложил всякую мертвенность, пожертую животом (2 Кор. 5:4) и уступившую место Духу? У кого не воспламеняют сердца чистые, огнем искушенные словеса Божии, когда открываются ему Писания; кто не написал их трижды на широте сердца (Притч. 22:21), чтобы иметь ум Христов (1 Кор. 2:16); кто не входил в сокровенные от многих, невидимые и темные сокровищницы (Ис. 45:3), чтобы видеть их богатство и прийти в состояние обогащать других, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2:13); кто не зрел еще как должно красоту Господню и не посещал храм Его, лучше же сказать, кто сам не соделался храмом Бога Живого, живым жилищем Христовым в духе; кто не познал сродства и различия между образами и действительностью, не отступил от первых и не приложился к последней, чтобы, избежав ветхости писмене, работати во обновлении духа (Рим. 7:6) и перейти совершенно к благодати от закона, исполненного духовно в измождении тела; кто опытно и умозрительно не исследовал всех наименований и сил Христовых, как высочайших и первых, так и низших и последних, принадлежащих Христу по человечеству, именно же что Он — Бог, Сын, Образ, Слово, Премудрость, Истина, Свет, Жизнь, Сила, Пара, Излияние (Прем. 7:25), Сияние, Творец, Царь, Глава, Закон, Путь, Дверь, Основание, Камень, Бисер, Мир, Правда, Освящение, Избавление, Человек, Раб, Пастырь, Агнец, Архиерей, Жертва, Перворожден всея твари (Кол.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

76. Все бесовские брани против нас происходят от сих трех причин: от сластолюбия, от гордости, или от зависти бесов. Блаженны последние, всеокаянны средние, а первые до конца непотребны. 77. Есть некоторое чувство, или, лучше сказать, навык неутомимой терпеливости. Объятый оным не убоится когда-либо страдания, и не отвратится от него. Души мучеников, исполненные сим достохвальным чувством, удобно презирали мучения. 78. Иное хранение помыслов, а иное – блюдение ума; и елико востоцы отстоят от запад, столько последнее делание выше первого, хотя и несравненно труднее его. 79. Иное дело молиться против помыслов; иное – противоречить им; а иное уничижать и презирать их. О первом образе свидетельствует сказавший: «Боже, в помощь мою вонми» ( Пс.69:2 ), и другое подобное. О втором же образе – сказавший: «и отвещаю поношающим ми слово» ( Пс.118:42 ), т. е. слово противоречия; 96 и еще: «положил еси нас в пререкании соседом нашим» ( Пс.79:7 ). О третьем же свидетельствует воспевший в псалмах: «онемех и не отверзох уст моих» ( Пс.38:10 ); и: «положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною» ( Пс. 38:2 ), и еще: «гордии законопреступоваху до зела, от видения же Твоего не уклонихся» ( Пс.118:51 ). Средний из сих часто прибегает к первому способу, по причине своей неготовности; но первый еще не может вторым образом отвергать сих врагов; а достигший третьего устроения совершенно презирает бесов. 80. По естеству невозможно, чтобы бестелесное ограничивалось телом; но для Создателя Бога все возможно. 81. Как имеющие здравое чувство обоняния могут ощущать ароматы, хотя кто и тайно их при себе имеет: так и душа чистая познает в других и благоухание, которое сама приняла от Бога, и злосмрадие, от которого совершенно избавлена, хотя другие сего и не ощущают. 82. Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно. 83. Да не овладеют тобою иноплеменники – оные помыслы, которые побуждают испытывать неизреченные судьбы промысла Божия и видения, бывающие людям, и тайно внушают безрассудное мнение, будто у Господа есть лицеприятие. Сии помыслы суть признаки и явные исчадия возношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

77) Есть какое-то чувство, лучше же сказать, какой-то навык, называемый неутомимостью. Кем овладел он, тот никогда уже не будет бояться труда, или уклоняться от него. Сим достославным чувством объятые души мучеников легко презирали мучения. 78) Иное дело – охранение помыслов, а иное – соблюдение ума. Сколько восток отстоит от запада, столько второе (хотя оно и труднее) выше первого. 79) Иное дело – молиться об избавлении от помыслов, иное – противиться им, а иное – вменять их ни во что и оставлять без внимания. О первом способе свидетельствует сказавший: Боже в помощь мою вонми и тому подобное ( Пс.69:9 ); о втором – говоривший: и отвещаю поношающим ми слово ( Пс.118:42 ) пререкания; и еще: положил еси нас в пререкание соседом нашим ( Пс.79:7 ); о третьем свидетель – Песнопевец; онемех и не отверзох уст моих ( Пс.38:10 ); и похожих им хранило, внегда восстати грешному предо мною ( Пс.38:2 ); и еще: гордии законопреступоваху до зела, от созерцания же Твоего не уклонихся ( Пс.118:51 ). Кто стоит на средней степени, тот часто пользуется первым из сих способов, по неготовности к противодействию. А кто стоит на первой степени, тот не в состоянии отражать врагов вторым способом. Но достигший третьей степени во всем посмеивается демонам. 80) Естественно невозможно, чтобы существо бестелесное определялось телом; но все возможно сотворившему Богу. 81) Как те, у которых чувство обоняния здраво, могут узнавать, у кого спрятаны ароматы; так и чистая душа познает в других, неощутимо для прочих, и благоухание, какое сама приобрела от Бога, и зловоние, от какого совершенно уже освободилась. 82) Не всем возможно сделаться бесстрастными, но всем спастись и примириться с Богом не невозможно. 83) Да не возобладают тобою те иноплеменники, которые пытливо хотят узнать тайные пути Божия смотрения, или бывающие людям видения, и скрытно внушают, будто бы Господь лицеприятен. Ибо (как и действительно есть, и ясно видно) это – исчадия самомнения. 84) Есть демон сребролюбия, который не редко принимает на себя притворный образ смирения; и есть демон тщеславия, а равно и демон сластолюбия, который побуждает к милостыне. Почему, если чисты мы будем от того и другого, то не перестанем на всяком месте творить дела милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010