«она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» – благодатные дары и откровения от Бога всегда бывают сладки для приемлющего их. 80 80 Ср.: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). И еще: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 11).   Однако в данном случае они становятся также и горькими, потому что возвещать о явлении великого Божия гнева и о страшных событиях конца – горько и трудно. «тебе надлежит опять пророчествовать» – некоторые считали, что, кроме прямого, возможно следующее понимание этих слов: апостолу Иоанну надлежит снова явиться в конце времен, чтобы пророчествовать (см. комм. на 11, 3). Глава 11 1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем. Измерение храма, вероятно, имеет сходный смысл с запечатлением рабов Божиих 7-й главы и означает усвоение Богом верных и перепись их ради сохранения. 82 82 В том случае, если под запечатленными понимать всех вообще христиан (см. комм. на 7, 3).  Обращает на себя внимание, что запечатление 7-й главы совершается между шестой и седьмой печатью, перед бедствиями труб, а измерение храма – между шестой и седьмой трубой, перед бедствиями чаш. «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос в Евангелии. Также и у апостола Павла сказано: «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2, 19). Из этих слов видна великая забота Бога о верных Ему людях. Измерение храма, кроме того, можно толковать в связи с имеющим произойти в конце времен обращением иудеев ко Христу (см. Рим. 11). В этом случае под внутренней измеренной частью храма следует понимать иудеев обратившихся и принятых  Богом (или имеющих обратиться и быть принятыми), а под внешней неизмеренной – необратившихся и непринятых. Измерение также может означать, что Церковь уже закончила свое свидетельство в этом мире, что она исполнила все, что должна была исполнить, и те, кто так и не вошел в нее, уже не подлежат измерению, включению в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

10:25) своя, перенеся с большим терпением множество скорбей. Этим Он ясно показал, что эта жизнь назначена всем людям и на приобретение добродетели и на избавление себя от греха, как и выше сказано; а в загробной жизни ждет нас или награда, или мучение. Но и великий некоторый отец (Антоний Великий), когда молился, чтобы ему открыто было, какое место получают по смерти души праведных и души грешных, то ему показано было свыше, что души правед­ных, как высокопарящие птицы возлетают, и их приемлет внутрь себя самое небо; а которые в беззакониях окончили свою жизнь, те ввергаются в страшное преисподнее темное и смрадное озеро, и исполинская не­кая рука низвергает их во ад, а не чистительный огонь очищает их и выпускает чистыми оттуда на свет. Оба эти велики и достохвальны: и тот, кто об этом повествует (Афанасий Великий), и тот, кто это мысленно созерцал (Антоний Великий). Из них один-премудрый святитель Алексан­дрии, а другой-превосходнейший глава священных иноков. Итак, не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а повинуясь учению евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений. Для этого со всяким прилежанием исполняй всегда до последней йоты божественные заповеди Спасителя, если не постыдно желаешь ока­заться тогда стоящим одесную Господа своего. Ибо «тогда, говорите псалмопевец, «не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя». И опять: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (Пс. 118:6. 80). Сердце же непорочное и не постыдно пребывающее в заповедях Вышняго-у того, кто не смеет ни одной из них презреть, не исполнив делом, или изменить; но все точно исполняете со страхом. Избегай пагубной праздности и деланием рук отго­няй помыслы уныния. Нет ничего пагубнее праздности, и от той произошло в роде нашем всякое зло. Делай же все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то не жалея влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное небесное богатство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

10, 25) своя, перенеся с большим терпением множество скорбей. Этим Он ясно показал, что эта жизнь назначена всем людям и на приобретение добродетели и на избавление себя от греха, как и выше сказано; а в загробной жизни ждет нас или награда, или мучение. Но и великий некоторый отец (Антоний Великий), когда молился, чтобы ему открыто было, какое место получают по смерти души праведных и души грешных, то ему показано было свыше, что души праведных, как высокопарящие птицы возлетают, и их приемлет внутрь себя самое небо; а которые в беззакониях окончили свою жизнь, те ввергаются в страшное преисподнее темное и смрадное озеро, и исполинская некая рука низвергает их во ад, а не чистительный огонь очищает их и выпускает чистыми оттуда на свет. Оба эти велики и достохвальны: и тот, кто об этом повествует (Афанасий Великий), и тот, кто это мысленно созерцал (Антоний Великий). Из них один—премудрый святитель Александрии, а другой—превосходнейший глава священных иноков. Итак, не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а повинуясь учению евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений. Для этого со всяким прилежанием исполняй всегда до последней йоты божественные заповеди Спасителя, если не постыдно желаешь оказаться тогда стоящим одесную Господа своего. Ибо «тогда, говорите псалмопевец, «не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя». И опять: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (Пс. 118, 6. 80). Сердце же непорочное и не постыдно пребывающее в заповедях Вышняго—у того, кто не смеет ни одной из них презреть, не исполнив делом, или изменить; но все точно исполняете со страхом. Избегай пагубной праздности и деланием рук отгоняй помыслы уныния. Нет ничего пагубнее праздности, и от той произошло в роде нашем всякое зло. Делай же все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то не жалея влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное небесное богатство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

606. Du Cange, там же. 607. Du Cange, там же. 608. Находился Студийский монастырь за городом, вблизи Золотых Ворот и моря, где ныне imrakhar Djami. Marin E. De Studio coenobio C-politano, ar. 1897, 3. Гроссу Н. свящ., Прп. Феодор Студит, Киев 1907, 88. 609. Bollandi Acta sanct. Jun. II, 25. Сергий архиеп. Пол. месяц. Вост. 7 июня. 610. Codinus, Curopalates. Migne Patrol. s. gr. t. 157, col. 585. 611. Migne, Patrol. s. gr. t. 114, col. 1380. 612. Pétridès S. Oe monastère de Spoudaei à Jerusalem et les Spoudaei de Constantinople. Echos d " Orient, 1901, 4. 225. 613. По Кодину Анна, супруга имп. Льва, при возвращении из Влахерн домой в периоде беременности была застигнута родами, зашла в дом одного протоспафария и там родила; этот дом был обращен в монастырь, названный по этому случаю монастырем «поспешности» (σπυυδς) (Du Cange, Указ. соч. II, 112). 614. Ср. выше на стр. 112 и 118 сопоставление у Оригена пятницы и воскресенья. 615. Евсевий. Жизнь Констант. IV, 17–20. 616. Codex Justiniani III, 12, 2. 617. Codex Theodosianus VIII, 8, 1. 618. Эдикт об этом, не сохранившийся до нас, подтвержден эдиктом 386 г. и Феодосием Мл. в 425 г. с распространением этого запрещения и на царские дни, приходящиеся в воскресенье (Cod. Theod. XV, 5, 2. XVI, 11, 1). 619. Там же, VIII, 8, 3. 620. Так же II, 8, 2. Эти законы вошли и в кодекс Юстиниана. Имп. Лев VI (886–911 г. запретил в воскресенье и полевые работы (новелла 65). Смирнов Д. Празднов. воскр. дня 178. 621. Апостольские Постановления II, 60. Цезарий Арл. бес. 12. 622. Иоанн Златоуст. На Пятидесятницу бес. 1. 623. Иоанн Златоуст. Бес. на Крещ. 624. Иоанн Златоуст. На Мф. бес. 5. 625. Августин. На Пс. 91, 2. 626. Сард. Соб. Пр. 11. Правило, подтвержденное 80 пр. Трульского Собора с допущением исключения для сильной нужды и неодолимых препятствий. 627. См. выше, стр. 148. 628. См. выше, стр. 207, 216. 629. Ср. выше, стр. 149. 630. Созомен. Церк. ист. VIII, 8. Сократ. Церк. ист. VI, 8. 631. Migne, Patrol. s. gr. t. s28. col. 630. ср. выше стр. 191, 230; воскресные бдения у прп. Арсения и Симеона.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

79. Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16), – говорит апостол, а если ты любишь человеческую славу, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути. 80. Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего – отпустите и отпустится вам, и это есть исполнение закона. 81. Душа доблестная присоединяется к Церкви не по тому, что сделала, а по тому, что пожелала, ибо спасает Спаситель. 82. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись. 83. Труды для того, чтобы были плоды. 84. Собственные врачевства, то есть дела правды без силы Духа, не могут исцелить и очистить человека. Посему просим: открый очи мои (Пс. 118:18), ибо Бог обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13). 85. Чтобы стяжать залог жизни, нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно пребывать в молитве, принуждать к доброделанию заповедей, даже против воли сердца. 86. Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. 87. Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно. 88. Вкушать велено вечером – временем средним между светом и тьмой. 89. Только обработав землю, нужно сеять и ждать урожая, так и, удручив постом (хле­бом, солью, водою) тело и посеяв семена молитвы, можно стяжать плод добродетелей. 90. Моисей четыредесять дний и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34:28), ибо приобщался пищи от Духа душою святою. 91. Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние души, или на ее беспеч­ность, или на неопытность. 92. Отсечение всего злого – безмолвие. 93. Взять крест и следовать за Христом означает готовность благоугождать Богу до смерти, ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот не огорчится, неся труды и обиды. В этом и есть любовь, когда с упованием переносим всякую скорбь. 94. Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22). 95. Давид, помазанный в цари, подвергся гонениям и скорбям, а через семь лет стал царем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

В 1870 г. Симеон совершил паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и другим святым местам Палестины и оттуда вновь посетил св. Афонскую гору. Путь его был из г. Вятки рекой на барже купца М.А.Казенина, который дал ему на дорогу 80 рублей. В продолжении пути на барже он несколько раз на дню читал акафист Покрову Пресвятой Богородицы, любил это чтение слушать и М.А.Казенин. Когда доплыли до Симбирска, Казенин остался там продавать товар, а Симеон продолжал путешествие с мальчиком Ильёй через города Калач-на-Дону, потом Ростов, и из Ростова на лодке в Таганрог по Дону, из Таганрога на пароходе в Одессу, из Одессы в Иерусалим, а потом на Афон. Живя на Афоне, Симеон продолжал свои занятия духовной литературой, пользуясь советами отца Иеронима – духовника Пантелеймонова монастыря, который любил Симеона за его доброту и откровенность, потому и благословил ему жить в уединенной келии Святогорца отца Серафима. Но Симеон не мог долго оставаться на Афоне, его влекло на родину. И отец Иероним благословил его, сказав: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине. Гряди с миром Божиим». В 1870 г. в селе Филейском была открыта земская школа. Крестьяне, будучи благодарны Симеону за многие годы обучения их детей, избрали его своим школьным учителем, с чем согласилось и земство. 17 В первую же зиму к нему собрались 170 учеников. Пришло бы и больше, но места не хватило, многие сидели на полу. С детьми Симеон обращался ласково. Они же, любя своего учителя за это, скоро перенимали от него грамоту. Он учил их не по светским учебникам, а по Евангелию и Псалтири, которые приобретал на свои средства. Позже в одном из своих сочинений преп. Стефан изложит свой взгляд на обучение детей: «Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди здравого учения принимать не будут и от истины отвратят слух, и к басням уклонятся» ( 2Тим.4:3–4 ). Не таковы ли мы ныне и есть? Не то ли самое время и настало ныне, в которое даже и учат книжному чтению детей не иначе, как по басням! «Вымыслов человеческих ненавижу», – говорил перед Богом пророк Давид, – «А закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). У тех же, которые поставлены в руководители детей и презрели премудрость, сходящую свыше, все делается напротив: они предпочитают ей бабьи речи и сказки про зайчиков, думая, что этими выдумками малоумных людей можно скорее человека облагородить. И не разумеют невежды, что эта образованность есть мерзость пред Богом». 18

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кондак Но очень скоро такое пение было оставлено как для псалмов, так и для тропаря. Если для псалмов оно было оставлено под влиянием мысли о необходимости петь из возможно большее число (подвижники пели в сутки целую Псалтирь), то для тропарей оно было оставлено с умножением этих песнопений. Тогда пришли к мысли взамен торжественного всенародного пения каждого стиха в тропаре, петь таким образом только последний его стих в качестве припева к целому ряду тропарей. С изменение способа пения тропаря (τρπω обращаю, — τρπος — между прочим, и мелодия, напев) должно было измениться и название; такие песни стали называться κοντκιον, испорченное κονδκιον (свиток [ 78 ] от κνταξ — палка), должно быть, потому что вели за собою целый ряд других песней; эти последние, прибавочные к кондаку и более длинные песни называли οκος (дом, храм, семейство, 12-я часть зодиака [ 79 ]). Преподобный Роман и другие творцы кондаков Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI b.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь»: в греческом Кодакарии XII–XIII b. По рукописи Моск. Синодальной библ. к этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо превечный Бог», имеющие акростих: το ταπεινο Ρωμανο μνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патр. Константинопольскому Cepruю I (610– 638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Гергию Писиде [ 80 ]. Кроме кондака и икосов на Рождество Христово такие песни с именем Романа в акростихе сохранились и на другие праздники.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

На эту тему, как и по другим духовным вопросам, можно говорить без конца, ибо широка заповедь Твоя зело, — восклицает святой пророк Давид (Пс. 118, 96). Но мое дело только указать тропинки ищущим спасения, а дальше пусть сами идут. В руководители не берусь себя предлагать, да и время и место не позволяют это сделать… Раз болезни посылаются человеку за грехи, то отсюда следует, что если ты захворал, то есть страсти, добровольно нажитые тобой, произвели беспорядок в теле и нарушили даже, видимо, правильные взаимоотношения между его частями, то надо перетерпеть это болезненное состояние. Тело долго бесчинствовало, что хотело, то ему и давали. Теперь пусть оно научится, посредством физического страдания, вести себя прилично; пусть, благодаря истощению телесному, страсти в нас умалятся, улягутся немножко. Не забудем, что за всем следит Бог, что не без Его воли и сама-то болезнь с нами случилась. Если так будем рассуждать, то скорее будем считать последнюю за милосердие Божие 80 , чем за наказание (Иак. 1, 2, 12; Евр. 12, 6-12). Великие подвижники и святые поэтому никогда не лечились и скорее желали, чтобы болезнь продолжилась, чем окончилась. Тому много примеров. Приведу лишь некоторые. 1. Преподобный Пимем Многоболезненный (Печерский) сам просил себе у Бога пожизненной болезни и, получив просимое, двадцать лет лежал на одре, не вставая. Поучительно наставление его одному брату, которое передаю вкратце: «Терпение убогих не погибнет напрасно: но тем, которым здесь — скорбь и печаль, малый недуг, там — им будет радость и веселие… И потому-то, брат, я терплю все. Бог, исцеливший тебя через меня от болезни, может и меня восстановить от сего одра, но я не хочу: Претерпевый же до конца, — сказал " Господь, — той спасен будет (Мф.10,22). Лучше мне в этой жизни всему сгнить, лишь бы в той плоть моя была нетленной, лучше терпеть здесь смрад; только бы там исполняться неизреченного благоухания… " 81 2.  " Когда преподобного Варсонофия Великого братия попросила помолиться о здравии его любимого ученика, их то он ответил: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, — и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? — Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения " 82

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Надо отметить, что и сам Афанасий не считал свое " " Житие преподобного Антония " " исчерпывающим. См. его вступление к житию: " …Жизнь Антония для иноков достаточный образец подвижничества… Если же я, по убеждению вашему, опишу что-либо в этом послании, то сообщу вам лишь немногое — лишь то, что припомню об Антонии " " . 1434 Сл. 21, 5, 1–10; 118=1.307. 1435 См. Sinko. De traditione, 78–80. 1436 Арианина, который был одним из наиболее приближенных к Константину епископов и который крестил императора на смертном одре. 1437 Пс. 110:11. 1438 Сл. 21, 6, 8–15; 120–122=1.308. 1439 Строматы 7,16. См. цитаты на ту же тему из Оригена, Григория Нисского и др. у Lampe. Lexicon, 649. 1440 Сл. 40, 37, 14; SC 358, 284=1.568. 1441 Сл. 4, 113, 6–12; SC 309, 270=1.116. О терминах " " созерцание " " и " " деятельность " " у Григория см. Grйgoire, 113ff. 1442 Т. е. монашеской жизнью. Об " " истинной философии " " в понимании Григория см. соответствующий раздел главы II нашей книги. 1443 Т. е. напряженную внутреннюю духовную жизнь. 1444 Сл. 21, 19, 18–20, 4; 148–150=1.315. 1445 Сл. 21, 37, 2–3; 190=1.327. 1446 Гал. 2:16. 1447 Иак. 2:26. 1448 Сл. 21, 9, 1–22; 126–128=1.309. О критике Григорием современного ему епископата см. главу II нашего исследования. 1449 Сл. 21, 9, 22–34; 128=1.310. Таким образом, Григорий считал достоинством не отсутствие телесных наказаний, но умеренность в них. 1450 Ср. Деян. 1:18. 1451 Сл. 21, 13, 1–5; 134–136=1.311–312. О смерти Ария см. Афанасий Александрийский. Послание к брату Серапиону. 1452 Сл. 21, 32, 4–8; 176=1.323. 1453 Сл. 21, 16, 1–18; 142–144=1.313–314. Ср. портрет Максима–циника в стихотворении Григория " " О своей жизни " " (см. цитаты в гл. I нашей работы). 1454 Письмо 60 (379d-380b); цит. по: Athanassiadi-Fowden. Julian, 24. 1455 См. Аммиан Марцеллин. Книги 22, 11; Созомен. Церк. ист. 5, 7, 4; Епифаний Кипрский. Панарион 76,1. 1456 По свидетельству Аммиана Марцеллина (Книги 22, 11), тела Георгия Каппадокийца и двух убитых одновременно с ним чиновников после расчленения были сложены в мешки и провезены на верблюдах через весь город; затем они были выброшены в море. 1457

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Одна из духовных чад владыки, Нина Владимировна Трапани 80 , сама пострадавшая за веру, оставила о нем полные нежности строки: «Последний год жизни владыки – это море любви. Всего себя он отдавал людям, для всех оставаясь тем, чем каждый мог его воспринять. Он оставлял свою работу, нужную грядущим поколениям, и целые часы проводил в беседах с людьми, имеющими доступ в его гостеприимный домик. И народ тянулся к нему, ехал со всех сторон. В последнее время круг посетителей расширился. В лето 1962 года всегда гостило по нескольку человек, как будто какая-то невидимая рука регулировала поток посетителей. Уезжали одни – приходили другие, и для всех одинаково звучал приветливый голос... ...С каждым он находил интересующую того тему разговора: со скорбными скорбел, находя слова утешения, с веселыми и остроумными смеялся от души. Он обладал большим чувством юмора и тонким поэтическим чутьем, любил прекрасное, умея находить его всюду. И очень страдал от всего нечистого, грубого, как-то недовольно прятался внутрь себя. Фальши не переносил и был даже резок при столкновении с этим пороком» 81 . «Насколько высок он был в это последнее время, можно судить по тому калейдоскопу людей, который проходил перед ним. Конечно, он очень утомлялся физически, но внутренне всегда был ровен. После общения с очень духовными людьми он принимал нас, суетных и шумных, выслушивая наши скучные жалобы, рассказы о нашем незатейливом житье, и нисколько не тяготился этим, а услышав что-нибудь смешное, весело от души смеялся. Ничто не раздражало и не смущало его. Он был выше всего окружающего. Не выносил владыка только совсем пустых разговоров...» 82 «Сущность владыки – кристальная чистота и любовь. Он любил Бога светлой, бескорыстной любовью и ради веры и любви готов был на все. Он сохранил чистоту жизни не из страха будущих мучений и не ради надежды получения вечного блаженства, а из любви к Небесному Отцу, из ревности о славе Его и величии Церкви Божией. Иначе не мог, ведь он был сыном Божиим и всегда предстоял перед лицом Божиим. Мог ли он бояться чего-либо? Глубокая вера и преданность воле Божией были его характерными чертами. Твой есмь аз, спаси мя! ( Пс.118:94 ) Он жил по закону Божию, и ничто личное не смущало его» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010