Пс.118:154 .   Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня. «Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя». Напоминает Владыке об обетованиях; просит у Него спасения; и умоляет разсудить его и неприязненных ему. Пс.118:155 .   Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут. «Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша». Живущие в беззаконии, не восхотев дознать, что узаконил Ты делать, говорит Пророк, сами себя лишили спасения, даруемаго Тобою. Пс.118:156 .   Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня. «Щедроты Твоя многи Господи: по судьбе Твоей живи мя». Велико богатство человеколюбия Твоего; приговор Твой правдив. Прошу спасения, даруемаго по человеколюбию и правде. Пс.118:157 .   Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь. «Мнози изгоняющии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся». Остененный многими бедствиями, говорит Пророк, не решился я преступить что-либо из узаконеннаго Тобою. И излагая содержание псалма, сказали мы, что в этом псалме божественный Давид совокупил во едино все, что было с ним в жизни: и иное приличествует скорбям, постигшим его при Сауле, а иное тому, что потерпел от Авессалома. Приводимыя же теперь слова, очевидно, сказал он, как гонимый Саулом; потому что тогда не вкусил еще греха. Пс.118:158 .   Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего. «Видех не разумевающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша». Так блаженный Павел сетовал об Иудеях; так Сам Владыка изъявил сожаление об Иерусалиме: так божественный Иеремия оплакивал беззаконие народа. Пс.118:159 .   Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня. «Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя». Пророк часто упоминает о заповедях, законах, оправданиях и свидениях, показывая свою любовь к ним. Пс.118:160 .   Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей. «Начало словес Твоих истина: и во век вся судьбы правды Твоея». Обещания Твои не лживы, истиною украшаешь обетования Твои; слова подтверждаешь самым делом. «Началом» же " словес» называет Пророк обетования, данныя Аврааму; потому что от него ведут род Иудеи. Но Бог исполнил обетования, соделал народ многочисленным, как звезды небесныя, и о Семени его, по обетованиям, благословил все народы. Сие и выразил Давид, сказав: «и в век вся судьбы правды Твоея»; потому что, как Пророк, видел он вечную державу Христову; потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

" Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл» ( Пс.118:153 ). «Кто унижает себя, тот возвысится», по слову Господню ( Мф.23:12 ), и: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ). Божественный пророк к прочим своим добродетелям присоеди­нил и эту, и ссылаясь на нее, просит себе Божией помощи. Есть много видов смирения; конечно, иногда приобретается смирение путем скорбей и несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов наших, – например, обнаружил такое смирение сам Давид словом и делом: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орош аю постель мою» ( Пс.6:7 ); и: «посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои» ( Пс.24:18 ). Точно также и мы да смиримся под крепкую руку Божию, любя и соблюдая повеления Его, о чем говорит Господь: «блаженны нищие духом» ( Мф.5:3 ). «Рассуди дело мое и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня» ( Пс.118:154 ). Так как чрез грехопадение, по соблазну презлобного врага, род человеческий отпал от Бога, то пророк молит о том, чтобы совершился суд и люди получили спасение, что совершилось чрез евангельское слово. Когда евангелие было проповедано по всей вселенной, тогда диавол был низложен, а род человеческий был спасен, получив жизнь от Духа. Итак, пророк напоминает Владыке об его обещаниях, просит Его о спасении и умоляет рассудить его с его врагами. " Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали» ( Пс.118:155 ). Поборники беззакония сами, говорит, лишили себя Твоего спасения, не пожелав узнать, что Ты законоположил делать. Причиной гибели является, таким образом, то, что мы не ищем оправданий Божиих. И не просто сказал он, что они не поверили, но что «оправданий Твоих они не взыскали». Следовательно, когда мы презираем заповеди Божии, Он удаляет от нас спасение. «Велики щедроты Твои..., Господи, по суду Твоему оживи меня» ( Пс.118:156 ). Мысль этого стиха ясна и не нуж­дается в объяснении; он гласит: велико богатство Твоего челове­колюбия, и суд Твой праведен, полагаясь на них, я прошу о спа­сении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Остановимся на основных положениях христианского учения о сердце, в том виде, как оно изложено в Библии и святоотеческих трудах, несколько повторив и продолжив сказанное нами ранее 1 . Библейское учение о сердце Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ) (см. также: Мк.12:30 ; Лк.10:27 ). К Богу нужно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» ( Пс.118:10 ); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс.118:32 ). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом : «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» ( Мф.15:18-20 ); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ) (на это ветхозаветное место ссылается Иисус Христос: Мф.15:8 ; Мк.7:6 ); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» ( Ис.31:6 ); «рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ); «помышления сердца их было зло» ( Быт.6:5 ); «сердце сынов человеческих исполнено зла» ( Еккл.9:3 ); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» ( Иер.17:9-10 ).

http://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uch...

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжател, который есть идолослужител, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8). «Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3). «Если не обратитес ь, Он оружие свое изощр и т; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов и л орудия смерти, стрелы Свои с дела л для сожигаемых» (Пс. 7:13—14). «В дел а х рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешни к и во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18). «Беззаконни к и же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешни к и от лица Божия» (Пс. 67:3). «Вот, удаляющи еся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавств у их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23). «Далеко от грешник ов спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155). «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4). «Падут в сет ь свою грешни к и» (Пс. 140:10). «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Итак, если хочешь ты, друг мой, взыскать Царствия Божия и приобресть мир с Богом, то отстрани свой ум от печали мира сего, или, как говорит пророк: уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени его ( Пс.33:15 ). Помни, что весь мир во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), и кто любит мир (суету мира сего), тот враг Божий бывает (Ср. Иак.4:4 ), как говорит слово истины. Всякому миролюбцу Господь через Писание изрекает то же, что и Петру, который противоречил словам Его: противник, ты не мыслишь, что Божеское, но что человеческое ( Мф.16:23 ). Ты же, искатель благ духовных, не будь таков, но взыщи мира с Богом, вмени все земное за ничто; все, чем дорожат люди и почитают как великое благо, ты презри, и тогда сделаешь великое добро душе своей и приведешь ее в мир Божественный. Бог даст ей отраду и упокоение вечное. Много значит для спасения души не иметь сокровища на земле, не дорожить ничем земным; ибо дороже всех видимых благ – свобода ума и сердца, и преданность их Богу. Это не иное что есть, как исцеление души и великое для нее благо, сокровище не земное, а небесное, вечно неотъемлемое, и достигается это благо самым нетрудным способом, именно, как и Давид говорит: мног мир любящим закон Твой, Господи ( Пс.118:165 ). На сие же указывая, и Господь сказал: аще кто любит Мя, слово Мое блюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Вот что значит прилепляться всею душою к закону Господню, и о законе Его помышлять днем и ночью! Напротив же, как далеко от нечестивых спасение ( Пс.118:155 ), которые уставов Господних не держатся! И за то вот, что они не покоряются Господу, не освобождены от господствующего, – как сказано, – в мире сем растления похотью плоти ( 2Пет.1:4 ). Многие из них при этом рабстве преданы еще любостяжанию; которое есть, по слову истины, то же, что идолослужение – служение бездушному веществу, как будто какому богу. Многие также вместо истинного Бога работают своему чреву, для него только трудятся и беспокоятся всю жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но таковы ли мы, живущие в конце века сего? Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди здравого учения принимать не будут и от истины отвратят слух, и к басням уклонятся ( 2Тим.4:3, 4 ). Не таковы ли мы ныне и есть? Не то ли самое время и настало ныне, в которое даже и учат книжному чтению детей не иначе, как по басням? Вымыслов человеческих ненавижу, – говорил пред Богом пророк Давид, – а закон Твой люблю ( Пс.118:113 ). У тех же, которые поставлены в руководители детей и презрели премудрость, сходящую свыше, все делается напротив: они предпочитают ей басни, речи и сказки про зайчиков, думая, что этими выдумками малоумных людей можно скорее человека облагородить. И не разумеют невежды, что эта образованность есть мерзость пред Богом, и вся их мудрость есть не более, как земная душевная, бесовская ( Иак.3:15 ), как говорит Писание. Зато и далеко от нечестивых спасение, как сказано, ибо они уставов Господних не держатся (Ср. Пс.118:155 ). Господь сказал: блажени слышащии слово Божие и хранящии его ( Лк.11:28 ). А посему должно признавать, что окаянны, – мерзки, противны Богу все те, которые не слушают, или и слушают, да не хранят в сердце своем слов Господних. А потому и горе, горе тем, которые забывают Бога и не размышляют о законе Вышнего! Вот еще что говорит нам совершенная истина: если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает языка своего, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ), – он вовсе не из числа благомыслящих, благоразумных людей. Ибо муж мудрый водит безмолвие, как сказано; а если и говорит, то не иное, как, по слову апостола Павла, что только истинно, что боголюбезно, что только добродетель ( Фил.4:8 ). О том только, что Богу угодно, говорит благоразумный; тогда как безумный умножает словеса ( Екл.10:14 ), заводит пустые речи и толкует о делах своих или о делах своего соседа. И оттого во всех помыслах его нет Бога, нет страха Божия в сердце его, – во всякое время пути его гибельны; ибо судьбы Господни далеки от него. Таков вот род забывающих Бога! И за то путь нечестивых, как сказано, погибнет; гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь ( Пс.1:6; 20:10 ). Напротив же, блаженны те, которые ходят в законе Господнем, которые хранят в своем сердце откровения Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Хотя Господь Бог, хотящий всем людям спастись и в разум истины прийти, и взывает нам через Свое Писание: вас, о человецы! молю, вдаю Мой глас сынам человеческим: услышите Премудрость, и умудритеся; оставите безумие, и живи будете ( Притч.8:4, 33 ). Хотя ясно дает Господь нам разуметь волю Его, знать, чего Он хочет, – ибо явил Господьспасение Свое, как сказано у пророка, открыл пред всеми людьми правду Свою ( Пс.97:2 ), – однако ж до того огрубели сердца наши, что мы охотно остаемся в числе тех, о которых говорит Писание: отверзты уши имуще, и не слышасте ( Пс.42:10 ). И сбывается на нас слово истины: слухом услышите, и не имате разумети ( Ис.6:9 ). И мы оказываемся не лучше тех, коих пророк Давид описывал так: слух их, яко аспида глуха, затыкающа уши своя ( Пс.57:5 ), коих Господь называл порождениями ехидны ( Мф.12:34 ) и говорил: почему вы не понимаете речи Моей. Почему не верите Мне, если Я говорю истину? ( Ин.8:43, 46 ). О, братия! как бы и о нас не было сказано: жестокосердые! вы всегда противитесь Духу Святому ( Деян.7:51 ). Ибо и мы не ходим ли в суете ума своего, – как писал апостол Павел о язычниках, – суще отчуждены от жизни Божией за невежество и окаменение сердец наших ( Еф.4:18 )? Да, действительно, наши сердца сделались нечувствительны для угроз Божиих! И горе нам, если не изменимся ныне, если не покаемся; Господь говорит и не ложно: аще не покаетеся, вси погибнете ( Лк.13:3 ). Далеко, далеко от грешников спасение, – сказал пророк Давид; и все почему? Потому что они оправданий Господних не ищут ( Пс.118:155 ). И Господь Сам определительно сказал: трудно богатым войти в Царствие Божие, и пояснил еще сколь трудно: удобнее, – говорит, – верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ( Мф.19:24 .) Кажется, чего еще яснее этого сказать можно? А богатые тому не верят, но все стараются богатеть, все более и более затруднять себе вход в Царство Небесное. Так-то вот все богатые люди немысленны и неудобопреклонны, чтобы верить тому, что возвестил им Господь Бог ! А через то и показывают, что они не имеют истинной веры в Господа Иисуса Христа, через Которого одного только подобает спастись нам ( Деян.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если послушаем учения Господня, ни о чем ином не услышим, как о смирении, терпении скорбей и самоотвержении; от людей же, возлюбивших привременный век, или, как Господь называет их, сынов века сего ( Лк.16:8 ), мы слышим все противное. Они говорят более о возвышении в мире сем, о приобретении благ земных, о достижении мира и спокойствия, которое происходит от мира сего ( Ин.14:27 ); и все то почитают для себя унизительным и несносным, что Господь заповедал делать для спасения души. Вот почему пророк и ублажает тех, которые не следуют советам неблагомыслящих людей, не сидят в собрании нечестивых, то есть забывших Бога, которые делают и говорят все только противное Богу; но вместо того прилепляются к закону Господню и о богоугодном помышляют днем и ночью ( Пс.1:1 ). И за то вот пребудет в век пред Богом, как сказано, милость и истину Его кто взыщет ( Пс.60:8 ). Напротив же, далеко, – говорит пророк, – от нечестивых спасение, ибо они уставов Господних не ищут ( Пс.118:155 ), не стараются знать и исполнять повелений Божественных. И потому-то вот, хотя Господь и сказал: горе вам, богатые; горе насыщенным; горе смеющимся; горе, егда добре рекут вам все человецы ( Лк.6:24–26 ); однако все сии нисколько не думают горевать, когда обилие благ земных рекою течет к ним, и день ото дня возрастает слава домов их. Столь велико неверие этих нечестивых людей! Таков вот дух мира сего, дух сопротивления, живущий в нас! Ибо за что Господь угрожает нам горем, тому мы еще более предаемся, и через то входим с ним в состязание, делами своими показывая, что мы настоящие противники и враги Его. И это показывают не одни дела, но и слова наши. Так, например, клятву Господь запретил совершенно: не клянись вовсе, – говорит, – ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его ( Мф.5:34, 35 ). Мы же, и слыша такие слова и хорошо понимая, что исполнение сей заповеди не составляет никакого труда; однако, нередко слышим, произносят многие из нас такие страшные слова: «клянусь Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Достопамятные сказания», изречения преподобного Пимена Великого, гл. 90. 126. Слово 55. 127. Четьи-Минеи, житие преподобного Исаакия 14 февраля, житие преподобного Никиты 31 января. 128.  …противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 129. Четьи-Минеи, 1 сентября. 130. Преподобного Макария Великого Беседа 26, гл. 3. 131. Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 73. 132.  …многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф. 24. 5). 133. Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, преподобный Исаакий Печерский, и страшно пострадал. 134. Апреля в 22 день. 135. Последняя из глав зело полезных преподобного Григория Синаита. Добротолюбие. Ч. 1. 136.  По плодам их узнаете их (Мф. 7. 16, 20). 137. Евр. 5. 14. 138. Рукопись. 139. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая в 15 день. 140. Быт. 3. 141. Быт. 4. 142. Ср.: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9. 22). 143. Слово 7, гл. 7. 144.  …служили Ему (Мф. 4. 11). 145. Лествица, Слово 27. Преподобного Нила Сорского Слово 11. Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами. Житие преподобного Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 146. Преподобный Нил Сорский, Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 147. О слепоте духа много говорит святой Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15. 148.  …неужели и мы слепы? (Ин. 9. 40.) 149. Ин. 9. 39, 41. 150.  Безумные и слепые! (Мф. 23. 17.) 151. Добротолюбие. Ч. 3. 152.  Вкусите, и увидите (Пс. 33. 9). 153. Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова. 154. Изречение преподобного Иоанна Колова, Алфавитный патерик. 155. Мф. 5. 39. 156. Мф. 5. 38. 157. Алфавитный патерик. 158. Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68. Добротолюбие. Ч. 2. 159. Лествицы Слово 4, гл. XXXV. Этого же мнения и все святые Отцы. 160. Ср.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи (Пс. 118. 104). 161. Ин. 13. 2. 162. Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не имеет очей, но все творящееся и в сокровенных местах, и в глубине сердца наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит (104, 119-120). Слово Божие являет нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и помышления наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким страхом и осторожностью и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к суду Его. Святитель Тихон Задонский (104, 112-113). Совершенство существа Божиего служит причиной неприступности Его не только для видения тварями, но и для постижения: оно мрак под ногами Его... (109, 324). Бог, будучи жизнью, само жизнью, пролил из Себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение саможизни Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 118). БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ БОЖИЯ " Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог " (Пс. 89, 3). " Одно то не должно быть сокрыто от нас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (2 Пет. 3, 8; Пс. 89, 5). Божество беспредельно и непознаваемо. В Нем совершенно постижимо только одно - Его беспредельность ... Когда разум устремит взор свой на горнюю бездну и не находит, на чем остановиться или где положить предел своим представлениям о Боге, тогда беспредельное и неисследимое он называет безначальным. А когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает нечто подобное, тогда называет Его бессмертным. Когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным, ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима (14, 155).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010