30 – «Здоровье мое крайне расстроено во всех отношениях, – писал преосвященный Софония в Правительствующий Синод в 1874 году, – по единогласному отзыву врачей, пользующих меня здесь – в Верном, другого средства не осталось для восстановления и укрепления сил моих, как консультация с известными медиками столичными. Кроме того, по делам службы очень немало встречается разного рода сомнений и недоразумений, относительно коих весьма желательно бы лично воспользоваться советами и наставлениями от Высокопреосвященнейших членов Святейшего Синода и особенно от Его Сиятельства Г. Синодального Обер-Прокурора. Вследствии сего приемлю смелость смиреннейши просить Святейший Правительствующий Синод об отпуске меня из Туркестанской епархии в конце нынешнего года для побывки в Москве и Петербурге, – об отпуске на 4 месяца, с 6 августа по 6 декабря, с удержанием всех окладов, полученных мною». [РГИА, ф. 796,оп. 155, д. 163]. 31 – Изданы в С-Петербурге в 1876 году. 32 – Достойно внимания то, что преемником преосвященного Софонии по Туркестанской кафедре стал епископ Александр (Кульчицкий), происходивший из того же благочестивого рода, из которого происходил Святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий). Это может говорить о том, что Святитель Иннокентий молитвенно содействовал становлению Туркестанской епархии и покровительствовал ее основателям. 33 – Домашняя церковь тогда еще была не достроена. 34 – Собрание сочинений митрополита Филарета, т. III, стр. 452. 35 – В библиотеку С.-Петербургской Академии, насколько известно, эти рукописи преосвященного Софонии не поступали, и где теперь находятся – неизвестно. Не в Академии ли Наук? 36 – Подробное описание этих рукописей помещено в «Сердечном привете» – сборнике статей, изданных в память 50-летнего святительского служения митрополита Новгородского и С.-Петербургского Исидора 11 ноября 1884 г., С.-Петербург, 1884 г., стр. 117-118. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/36553.html

Для церковной жизни К. VI - нач. VII в. характерно не только социальное, но и географическое противостояние между офиц. православным и оппозиционным промонофизитским течениями. В провинциях Киликия Первая и Исаврия все более проявлялись сепаратистские и сектантские настроения. В то же время в Киликии Второй визант. администрации удавалось сохранять прочное положение вплоть до эпохи персид. и араб. завоеваний в VII в. С кон. 20-х гг. VI в. имп. Юстиниан начал поиски путей примирения православных и монофизитов, и некоторые из ранее низложенных епископов были возвращены на свои кафедры. В 532 г. в К-поле состоялся диспут, в к-ром от партии монофизитов участвовал уже реабилитированный еп. Стефан Селевкийский. Наряду со стремлением к согласию в сер. VI в. в К. присутствовала и противоположная тенденция - окончательное отделение монофизитской Церкви от К-поля. С сер. 40-х гг. VI в. Иаков Барадей начал создание параллельной монофизитской иерархии на Ближ. Востоке и в т. ч. рукоположил епископов Конона Тарсийского и Евгения Селевкийского, которые стали первыми митрополитами в К. в иерархии Сирийской яковитской Церкви ( John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints III/Ed., transl. E. W. Brooks//PO. T. 19. Fasc. 2. P. 155-156). В это же время Церковь Киликии Второй активно участвовала в реализации юстиниановской политической программы. В 550 г. по запросу имп. Юстиниана митр. Иоанн Аназарвский организовал поместный Собор в Мопсуестии, к-рый подтвердил, что Феодор Мопсуестийский как еретик уже давно исключен из местных церковных диптихов, а местные общины почитают свт. Кирилла Александрийского (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 117-118). В 566 г. яковитские митрополиты Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский примкнули к движению тритеизма и тем самым порвали отношения с Сирийской яковитской Церковью. В 572 г. Евгений отправился в К-поль просить милости у имп. Юстина II, но в дальнейшем содержался под надзором. Конон в течение 3 лет скрывался в мон-рях Иерусалима. В 575 г. он сумел вернуться в К., но епископский престол уже не занял.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Бл. Августин: «Что такое знамение Христово, если не крест Христов? Если знамение сие не будет употреблено или на челах верующих, или над водою, в которой возрождаются, или над елеем, которым миропомазуются, или над жертвою, которою питаются, то ничто таковое не будет право». Св. Златоуст. Бесед. 54 на еванг. Матфея: ч. 2, стр. 426. Бл. Августин. Бесед. 118 на еванг. Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 584. Антверпен, 1700 г. 501 Ангел великого Совета, Ангел завета – Христос Спаситель (Иса. 9:6. Мал. 3:1), который на литургии есть и приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый. Служебн. л. 79. Киев, 1851 г. 502 Олтарь есть святой дар, говорит Спаситель (Мф. 23:19). Посему все равно, об освящении ли Даров молиться, или же о возложении их на олтарь. 503 Наш олтарь пренебесный и жертва и иерей есть Христос Спаситель (св. Златоуст. Бесед. 11 на посл. к евреям, стр. 195. Спб. 1859 г.). Посему, выражения: «быть возложенным на сей олтарь», «преложиться в сие освящаемое» и «быть освященым от сего иерея» значат одно и тоже. 504 В великий четверток, когда литургия совершается у латин соборне, епископом с священниками, причащается под обоими видами только епископ (Серединск. О богослуж. западн. церк. ст. 2, стр. 28. Спб. 1849 г.), вопреки 8-му правилу св. апостолов (кн. правил, стр. 10. Спб. 1843 г.); а в великий пяток, когда у них бывает литургия преждеосвященная, под одним видом причащается и сам священнослужащий (Серединск. там же, стр. 28. 36). Под одним же видом опреснока причащаются в латинстве и новопосвященные иподиаконы, диаконы, пресвитеры и аббаты (Серединск. там же, ст. 4, стр. 154–155. 230. Спб. 1856 г.). 506 Св. Епифан. О ереси 47, гл. 1: твор. т. 1, стр. 400. Кельн, 1682 г. Св. Киприан. Письм. к Цецилию: твор. стр. 225. Венеция, 1728 г. 507 Св. Лев. велик. Бесед. при вступл. в четыредесятницу: воскр. чтен. год. 13, стр. 497. Киев, 1849–1850 г. О том же свидетельствует и другой епископ римский, Геласий. Бингам. Древн. церк. т. 6, стр. 434, изд. 1728 г. 513 Писатели сего века: Иво, Руперт, Бернард, Гугон Викторин, Петр Ломбард и другие упоминают только о причащении под обоими видами, и говорят, что так причащали всех, а для больных заготовлялись в это время гостии, напоенные неосвященным вином, чтобы священник справедливо мог сказать больному: «тело и кровь (?) Господа нашего Иисуса Христа да будет тебе во оставление грехов и в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

G. Mathew. Byzantine Aesthetics. London, 1963, р. 20). Василии Великий знал Плотина, он использовал отдельные положения Плотина, но по общей структуре мышления оставался «средним» платоником. Прокл, уступая Плотину в творческой гениальности, дал то, чего не дал Плотин: дотошное исчерпание темы в строгой последовательности дефиниций и силлогизмов, эллинскую схоластику - философию итога как итог философии. Плотин, хотя и возглавивший в Риме школу, был во многом вольным мыслителем (Джордано Бруно, первый вольный мыслитель Нового времени, приветствовал в нем «своего»); Прокл был по всему складу своей жизни и мысли схолархом и схоластом, поэтому ему принадлежало наступавшее тысячелетие схолархов и схоластов. Прокл, а не Плотин был живым наставником для средневековых платоников вроде Иоане Петрици - и живым противником для византийских ортодоксов вроде Николая Мефонского (XII в.). Поэтому едва ли благоразумно судить о неоплатонической эстетике как источнике средневековой эстетики исключительно по «Эннеадам» Плотина. 4. De reditu suo, 66 (Poetae Latini Minores, rec. Aem. Baehrens, vol. V, Lipsiae, 1883, p. 77). В переводе М. Л. Гаспарова. «...То, что миром звалось, городом стало теперь». («Памятники поздней античной поэзии и прозы N-V века». М., 1964, стр. 146). Уже во II в. ритор Аристид говорил о римской ойкумене как о едином полисе (Элий Аристид. Панегирик Риму. Греч. текст с рус. пер., введением и комментарием И. Турцевича. Нежин, 1907). 5. Aristotelis Politica, IV (VII) 5, 1327 а 1. 6. Ср. Кудрявцев О. В. Эллинские провинции Балканского полуострова во втором веке нашей эры. М., 1954, с. 9-10, 118-155, 229-243; Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957, с. 278-293 и 420-448. 7. Приведем высказывания двух видных советских историков. «В период нарастающего кризиса античного мира на основе античной идеологии, из осколков античных философских систем, - пифагорейской и платонической, - начинается формирование новых течений, чуждых настоящей античности и восточных по самому своему существу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Перепись распространялась на «римских граждан», а также на население Испании, Галатии, Египта, Сирии и Палестины. Папирусы сообщают о переписи, проходившей с 9 по 6 гг. до Р. X. 637 Климент Александрийский (155–220 гг.) упоминает о системе переписи и говорит, что она была введена впервые начиная с переписи, проводившейся в год Рождества Христа. В текстах папирусов сообщается о проводимых каждые четырнадцать лет переписях, а именно: в 90-м, 104-м, 118-м, 132-м и т. д. – до 230 года. Есть также упоминания о переписях у Плиния и Тацита: в 35-м, 48-м, 61-м и 74-м гг. Сэр У.М. Рамсей подчеркивает, что мы располагаем информацией о переписях в Египте в 34 и 62 гг., а также имеются косвенные свидетельства о переписях в 20-м и 48-м гг. Нет у нас только никакой информации о переписи 6 года по Р. X., о которой, вероятно, сообщает святой Лука ( Деян. 5,37 ), но мы можем предположить, что она проводилась. Перепись, состоявшаяся незадолго до этой, проходила, должно быть, в 8 году до Р. X. 638 Следовательно, аргумент противников Евангелия от Луки в пользу того утверждения, что история ничего не говорит о переписи, упомянутой Лукой, легко опровергается. Святой Лука точен. 2) Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Квириний был правителем Сирии в 6 году по Р. X. Тогда имела место перепись, вызвавшая негодование иудеев. Однако Христос родился не в 6 году н. э, но, как мы говорили, около 4 года до н. э. Так что Христу было уже десять лет, когда Квириний «правил» в Сирии. Как с этим быть? Первоначально греческое слово γεμονεοντος ( Лк. 2, 2 ) «имело общий смысл и означало административную должность разного уровня». Евангелист Лука «не уточняет, что Квириний был тогда legatus – должность, которую он занимал в 6 году по Р. X.». 639 Следовательно, выражение γεμονεοντος Κυρηνου (владящу Киринию) означает по сути «надзор, наблюдение» в разном значении этого слова. В 1828 г. в Риме была обнаружена надпись, в которой сообщалось, что Квириний занимал должность правителя Сирии два раза, 640 однако его служба оба раза не была одной и той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

17 В духовных школах преподается церковная археология; вероучебное же содержание образа до сих пор не преподавалось. Впервые курс иконоведения как богословский предмет был введен в Семинарии западноевропейского Экзархата Московской Патриархии в Париже в 1954г. Сведения о содержании образа духовенству приходится черпать в научных трудах по истории искусства, иногда с неожиданными экскурсами в «теологию». Это, конечно, не значит, что мы отрицаем значение научных работ в области познания иконы. Наоборот, мы считаем их полезным компонентом в образовании духовенства. Но они являются лишь побочным и вспомогательным материалом. Основой же знаний должно быть вероучебное содержание образа. Ни для кого не обязательно знание истории искусств; но знать, во что человек верует, знать, передает ли образ, на который он молится, его веру, – обязанность каждого верующего, тем более духовенства. 18 Если в XIX в. интеллигенту было «стыдно верить», то теперь «настоящему интеллигенту стыдно идти в церковь . Очень многое нужно расчищать в Церкви, обновлять, реорганизовывать, чтобы она стала доступной современному сознанию» (свящ. Д. Дудко. О нашем уповании. Париж, 1975, с.155). Интеллигент верит, но хочет приспособить веру Церкви к «современному сознанию»: не понять Церковь , а приноровить ее к своему непониманию и этим даже спасти ее. Нужно сказать, что эта жажда «обновлять и реорганизовывать», приближать к потребностям времени, которую мы уже отмечали (см. предыдущую главу, Вестник Экзархата, с.183, сноска 118), отнюдь не порождение именно нашего времени: еще в первой половине Vb. св.Викентий Леринский писал: «Они не удовлетворяются традиционными правилами веры, принятыми от древности. Но день ото дня они хотят новизны и еще новизны. Они всегда горят желанием что-то добавить, изменить или упразднить в религии» (Commonitorium, XXI, франц. изд. Намюр, 1960, с.97). Итак, «иже возглаголет и речет: се сие ново есть, уже бысть в вецех, бывших прежде нас» (Екклезиаст 1:10). 21 Курьезно то, что если раньше «бескультурьем» считалась иконопись, как искусство «простого народа», то теперь наоборот, оказывается, что она предназначается для культурного слоя, бескультурьем же считается «живописное направление», которое именуется «млеком для простого народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

В просвещенный век римских императоров из фамилии Антонинов гонения на христианство не прекращались, но они не были систематическими, и по временам Церковь переживала периоды мира. Хотя законы Нерона не были отменены, но не всегда применялись. В начале века при имп. Траяне пострадало много христиан. Самыми известными исповедниками веры Христовой были святитель Фока, епископ Синопский (50–117), покровитель мореплавателей (память 22 сентября); равноапостольная Фекла (40–130), ученица ап. Павла, которая претерпела множество мучений при Траяне и была первой отшельницей. Она скончалась около Антиохии в глубокой старости, обратив множество людей ко Христу (память 24 сентября). Известным исповедником веры Христовой был знаменитый римский военачальник Евстафий Плакида. Он был обезглавлен, несмотря на свои победы и славу, в 118 году в Риме вместе со своей женой христианкой (память 20 сентября). В 137 году гонению подверглись христиане в Италии. В Риме пострадали три юные мученицы Вера, Надежда, Любовь и скончалась на их могиле их мать София. Мощи их были перевезены в Эльзас, где и находится до сих пор их гробница в деревне Эшо около Страсбурга. Тогда же пострадали св. мученики Флор и Лавр. В правление имп. Коммода христиане не только не подвергались гонениям, но император, женатый на христианке Маркин, им покровительствовал. Гонение 177 года в Галлии, во время которого погибли еп. лионский Пофим, дева Бландина и многие другие христиане, было местным. Еп. смирнский св. Поликарн был замучен в 156 году. О его мучениях мы знаем по древнему описанию, которое было составлено очевидцами и разослано по церквам. Св. Поликарп, ученик апостола Иоанна Богослова, поставленный им во епископа города Смирны, правил своей паствой пятьдесят лет. Ему послал письмо с пути еп. антиохийский Игнатий Богоносец . Св. Поликарп ездил в Рим в 155 году для решения совместно с еп. римским. Аникитой спора о пасхалии. Из писаний св. Поликарпа у нас сохранилось только послание к филиппийцам. В нем он призывает жителей города Филиппы блюсти твердо Христовы заветы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

на стр. 147–148; от 1078 г. на стр. 149–150, и от 1083 г. на стр. 154 и 155 и друг. А надобно заметить, что на западе всегда относились с особым почтением к первому вселенскому собору; можно сказать даже, что это был единственный вселенский собор, все постановления которого были приняты как безусловный авторитет для всего христианства. 347 См. во II т. „Истории» Макария и „Хрестоматии п ο истории русского права» Владимирского-Буданова, вып. I. 348 См. Памятники старинной русской литературы., изд. Гр. Кушелева-Безбородко. Спб. 1830, вып. II, стр. 187. 357 За пошибание девицы или женщины, за своевольное и безпричинное изгнание мужем жены, за нарушение мужем супружеской верности относительно жены, за поджог, за двоеженство и за жестокое обращение двоеженца с первою женою, за оскорбление женщины позорными словами, за пострижение головы или бороды, за кражу между мужем и женою, за драку и убийство при свадьбе, за побои отцу и матери. 359 За блуд кума с кумою, за вступление в брак в близком родстве, скотоложство, кровосмешение свекра со снохою, блуд двух братьев с одною женщиною. 360 Ему подвергаются: девица, прижившая незаконного ребенка, вторая жена двоеженца, женщина, состоящая в преступных отношениях к двум братьям. 365 Грам. кн. Юрия Семеновича Лингвенева 1443 г. в “Актах, относщихся к истории западной России”, m.I, 43. 367 Грамота Александра напечатана в Сборнике Муханова под 69, в “Актах, относящихся к истории западной России” под 166, и в “Описании киево-софийского собора” митропол. Евгения. См. такую же по содержанию грамоту того же князя в пользу полоцкого епископа Луки в сборнике Муханова под 84. 368 В конце свитка значится: “написан же бысть свиток сей номоканонов в лето от создания мира 6540”. – следовательно, в 1032 г. по Р.Хр., но тогда Иларион не был еще митрополитом. См. Неволин, VI, 311 – 312. 369 Так новгородцы призывали к себе князей с тем, чтобы они вели по отношению к Новгороду “на всех грамотах ярославовых’. См. об этом: Костомаров, Серевно-русские народоправства, I, 150. 370 См. об этом в предисловиях к изданным мною переводам сочинений – Кестлина: “Существо церкви по учению и истории Нового Завета”, и Маассена: “Девять глав о свободной церкви и о свободе совести” , Ярославль, 1882, а также в моем исследовании “К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви”, стр. 118 и сл. 190 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тем нужнее был для Диоскора такой человек, как Макарий антеопольский, этот – по выражению Ревилью – „остаток стародавних лет, свидетель времен героических“. В руках Диоскора он мог сделаться опасным наступательным оружием против „врагов“ монофизитства и довольно надежным обеспечением преданности верхнего Египта александрийскому патриарху. Человек, вышедший из того слоя туземного населения, которого даже и слабым образом не коснулась рука иноземной „ионийской“ культуры 150 , близкий друг Шенути 151 , маститого 118-летнего старца, замечательнейшего коптского писателя и величайшего верхнеегипетского подвижника своего времени, чтимого в народе за пророка 152 , и сам имевший репутацию вдохновенного прозорливца 153 , Макарий был авторитетной духовной силой Фиваиды. Натура не от мира сего, в нищенски убогой одежде аскета 154 , бессребреник 155 , смотревший на мир полными слез глазами и ничего в нем не видевший, кроме пороков и преступлений 156 , человек не созданный для практической деятельности даже грозного обличителя, для которой не существует правило „non bis in idem“ 157 , Макарий был весь замкнут в себе, жил своим внутренним миром, восторгался до экстатических видений 158 . Плохой наблюдатель окружающей действительности, он или видел людей такими, какими они рисовались в его воображении, или слепо отдавался первому овладевшему им от вне навеянному представлению и упорно держался своих предрассудочных суждений. Для него и Диоскор был „человеком Божиим“ 159 (да и мог ли благочестивый аскет иными глазами смотреть на кафедру св. Марка и – следовательно – и на ее наличного представителя?). Никогда не видав Маркиана, он уверен, что сердце этого государя до последней фибры заражено еретичеством 160 . Ни мало не знакомый лично с теми, с которыми ему придется встретиться на соборе, Макарий уже смотрит на них как на „врагов“, он „знает“, что от них он услышит хулы на Христа 161 . Очевидно точка зрения Диоскора и разбойничьего собора сделалась собственной точкой зрения Макария: с доверчивостью ребенка, забывая о своем пастырском и христианском долге „все испытывать“ (1 Фесс. 5, 21) и „не всякому духу веровать“ (1 Иоанн. 4, 1), принял он сообщение Ефесского сборища – ведь в его титуле стояло священное название „святого и вселенского собора“, – чтобы держаться только этого предубеждения с упорством и ослеплением фанатика и не верить ничем другому. Один панопольский монах предрек Макарию смерть мученика 162 , и это слово ударило как раз в тон собственного настроения престарелого епископа. Человек крайностей, он неудержимо охвачен был знойным пламенем жажды мученичества, какая, кажется, могла разгораться только в этих страстных даже и в само умерщвлении африканских натурах 163 . Мысль о мученичестве услаждала Макария днем, не отходила от него и в часы ночного покоя 164 . Такой человек конечно не побоится ни мечей, ни копий 165 и, направляемый дерзкою рукою, ни перед чем не остановится, ни даже пред оскорблением величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010