Об этом свете (или «светозарности») см. выше примеч. 10. Ср. также: «Столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, укрепляется упражнением и радением внимания, а ведение, рожденное благодатью Божией, усиливается праведностью, незлобивостью й милостью! Первое знание возможно воспринять и [людям] страстным, второе же доступно лишь для восприятия [людей] бесстрастных — тех, которые во время молитвы созерцают собственное сияние своего ума, озаряющее их». Творения аввы Евагрия, с. 118. 974 В одном анонимном комментарии на Пс. 118, 34 (принадлежащем, возможно, Оригену или Евсевию Кесарийскому) на сей счет замечается, что «человеком» здесь называется диавол и его лукавые силы (ρηθειν δε о νθρωπος τρπικς διβολος και αι κατ " αυτν πονηρ! δυνμεις), от «клеветы» («шельмования») которого может избавить один только Бог. См.: La chaine palestinienne sur Psaume 118 (Origene, Eusebe, Didyme, Apollinaire, Athanase, Theodoret). Ed. par Μ. Harl, t. I//Sources chretiennes, N 189. Paris, 1972, р. 404. Евагрий применяет подобное толкование еще и в «Схолиях на Книгу Притч». См.: Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 114. И как он замечает чуть ниже, данное толкование основывается на притче Самого Господа. Это же толкование диавола как «человека» усваивается позднее и Исихием Синаитом. См.: PG 93, 1528. 975 Ср. толкование Евфимия Зигабена: «Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, — то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т. е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т. е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего». Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, с. 170. 976 Уже Ориген выделяет три смысла понятия «смерть», ориентируясь, как говорит он сам, не только на обычное эллинское (т. е. языческое) употребление этого понятия, но и на значение его в Священном Писании. Во–первых, есть смерть блаженная, т. е. умирание для греха (αποθνσκει τις τη αμαρτα) — этой смертью умер наш Господь; во–вторых, смерть грешной души, т. е. её умирание для Бога, и; в–третьих, обычная смерть, которой мы все умираем. См.: Entretien Orig0ne avec Heraclide. Ed. par J. Scherer//Sources chretiennes, N 67. Paris, 1960, p. 102–104. Видимо, сходного различия смыслов понятия «смерть» придерживается и Евагрий. Во всяком случае, он, толкуя Притч. 20, 24, говорит: «Тот не может понять пути Господни, кто еще смертен (θνητς — т. е. смертен смертью греха. — А. С. ) и не умер вместе со Христом». Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 312. 977

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенной плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий (преп. Анатолий). «Батюшка! — спрашивали некоторые, — отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал словами: «Мир мног любящим закон Твой» (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий). Раз как-то, по козням вражиим, два из старших иеромонахов завраждовали друг на друга. После долгих усилий и, без сомнения, усердной молитвы к Господу наконец удалось примирить их. Со светящимся на лице восторгом старец повторял всем и каждому: «Ну, слава Богу! хоть как-нибудь, да помирились. Худой мир лучше хорошей войны» (преп. Амвросий). Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душев­ный, а не иным чем, как сказано в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: «на всяком месте владычествие Его» (Ср.: Пс. 102, 22), т. е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души (преп. Амвросий). Среди всех тревог и придирок К. и другого прочего умудряйся направляться к внутреннему христианству и старайся отражать все противные помышления молитвенным призыванием имени и помощи Божией. Я много раз тебе писал: как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, то явный признак, что они с противной стороны, и по евангельскому слову называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают; только при этом всегда должно стараться дела и поступки других предоставлять суду Божию и собственной воле человека, памятуя Апостольское слово: «кийждо сам о себе воздаст слово Богу» (Ср.: Рим. 14, 12). Есть и духовная ревность не по разуму, такой ревности всячески следует избегать, потому что такую ревность святой Исаак Сирин относит к великому недугу душевному (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таких-то вот поклонников ищет себе Господь». На это следует сказать тебе, брат, что невежды, как говорит апостол Петр, к собственной своей погибели, превращают... Писания ( 2Пет.3:16 ), – толкуют не согласно с истиною. Если Господь не велит подобиться лицемерам, молящимся в собраниях народных, то не потому, что они худое это будто дело делали. Буду возвещать имя Твое братиям моим, – взывал пред Господом пророк Давид, – посреди собрания восхвалят Тебя ( Пс.21:23 ). Осуждал же Господь лицемеров за то, что они молились с намерением, да прославятся от человек (Ср. Мф.6:2 ). Кто молится напоказ, тот не Богу, а своему тщеславию угождает. Чтоб молиться благоугодно Богу, Господь велит входить в клеть и затворять дверь свою: и эта клеть не есть та, которая стоит против избы твоей и завалена разною рухлядью, но твое сердце, у которого внимание служит дверью, могущею ограждать душу твою от помыслов лукавых, отвлекающих ее от Бога. Если ты войдешь, брат, и в самое сокровенное на земле место, но сердечного внимания иметь не будешь, не послушает тебя Бог, хотя бы говорил ты и ангельские речи. Будь же потому внимателен; ибо учение Господне хотя и просто, но вместе и премудро сказано; слова Господни, как и дела Его, весьма чудны. Потому и Давид просил: открой очи мои, и уразумею чудеса закона Твоего ( Пс.118:18 ). Только Господь может отверзать ум к уразумению Писаний (см. Лк.24:45 ). И кому Господь явил безвестная и тайная премудрости Своея ( Пс.50:8 ), тому известно, что молитва, приятная Богу, может совершаться только внутри сердца. Благослови, душе моя, Господа, – взывал Давид, – и вся внутренняя моя имя святое Его ( Пс.102:1 ). Некогда был на земле один только храм истинного Бога, Который не являл имени Своего и не давал даже закона Своего никому, кроме народа еврейского, который один потому и мог знать неведомого для всех Бога. Было и такое время, что во всем мире не было ни одного храма Божия, и когда Господь повелел рабу Своему Моисею построить храм, то прежде показал ему вид его: виждь, да сотвориши по образу, показанному тебе на горе ( Исх.27:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2) Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы быть остроумным или красноречивым, но чтобы Бога и Христа Сына Божиего и волю Его святую познать и так вечное спасение получить. Это и есть надлежащая цель чтения или слушания слова Божия. Ибо поскольку дано оно нам для спасения души, то для этого и читать или слушать его должно. 3) Скрыть его в сердце, как дорогое духовное сокровище, подобно пророку Давиду: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою (Пс. 118:11); хранить и поучаться день и ночь (Пс. 1:2), и так им душу питать, как хлебом питается тело, и даже более. Ибо как тело без пищи ослабевает и исчезает, так вера без пищи слова Божия ослабевает, а далее и исчезает. Или как светильник без елея угасает, так вера и все благочестие без слова Божия оскудевает и угасает. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Поэтому как в светильник приливаем елей, чтобы не угасал, так подобает возжигать и взгревать веру от слова Божия, чтобы не угасла, и так не лишились бы мы всего духовного блаженства, которое в вере состоит. 4) Думать и нисколько не сомневаться каждому, что как всем людям, так мне и тебе, подлому, нищему, убогому, окаянному и грешному, Бог великий, всемогущий, святой и страшный говорит в слове Своем: Я – Господь Бог Твой: покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, и прочее. И это говорит Бог, Которого как праведного не слушать страшно; как благого и благоутробного Отца оскорблять жалостно; как благодетеля не почитать бесстыдно; как вездесущего и всеведущего обмануть невозможно. Напротив, Он обращает взор на трепещущего пред словом Его и являет особую милость Свою на боящихся Его (Ис. 66:2; Пс. 102:11). 5) Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться одного слова Божия и поучаться в том, чему оно учит. Ибо день ото дня вера и с верой любовь уменьшаются в людях, и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить. 6) Поскольку наш разум без просвещения Божия слеп, воля без благодати Божией зла, и желание и старание без помощи Божией не сильно, поэтому мы должны усердно молиться Богу, чтобы Сам Он разум наш просветил, волю исправил, желанию и старанию нашему помог; подражая богомудрому Псаломнику, который в 118 псалме усердно молился, чтобы Бог его вразумил и наставил на путь Своих заповедей, помогал и вел по пути истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Преп. Макарий подчеркивал, что мир надо искать в себе, а не требовать его от других: Вопрос твой на Евангельские слова: «и на земли мир» (Лк. 2:14) – «где же мир?» — не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиною, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей оных требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвою и мира не имели, а оным (пришествием) примирены с Отцем т.1, с. 408—409]. Искание мира в себе означает, во-первых, твердую приверженность исполнению заповедей и немедленному покаянию, когда соблюсти их не удалось. Здесь человек полностью сознает, что корень немирного состояния души заключен в грехе. Потому и переход к миру возможен на основе избегания греха или немедленного покаяния, если грех все же допущен. Во-вторых, оскорбления от других должны не уничтожать наше мирное настроение. Путь к этому, как поясняет старец, лежит через отношение к таким оскорблениям как искусу, т.е. проверке, нашей способности выполнять заповеди. Особенно о терпении и люблении врагов. Следовательно, мы ни сами не должны склоняться к греху, ни под воздействием оскорблений других, в любой ситуации понуждая себя к исполнению заповедей. Преп. Амвросий учит: Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118:165). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: «на всяком месте владычествие Его» (Ср.: Пс. 102:22), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души т.1, с. 411].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

35, 12, 13). Ощущаешь страх суда Божия или желание вечного живота Божия, – то благодать зовет тебя на покаяние, глаголи: благословен Господь, Иже хощет всем спастися и в разум истины приити! (1 Тим. 2, 4); спеши на зов Божией благодати, пока время благоприятно и день спасения, пока слушает и помогает тебе Господь. Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения! (2 Кор. 6, 2). Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая неприятность,  – спасения твоего тако ищет Господь твой: благодари Хотящему и Ищущему спасения твоего: говори с царем и пророком Давидом: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим! (Пс. 118, 71). Помышляешь о спасительном Сына Божия к роду человеческому смотрении (всегда же должен помышлять о так великом и важном деле): с радостью и глубоким смирением воспой: благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его! (Пс. 102, 1, 2). III. Таким образом, как в благоденствии, так и в бедствиях должны мы благодарить Бога. В благоденствии: потому что благодеяния Его мы, недостойные, даром получаем от Него, и теми утешаемся. В злоденствии: потому что исправляемся от Него, в чувство приходим, познаем себя, свое недостоинство и окаянство, научаемся благая Божия за велико иметь и благих Дателя почитать. Слава Богу, Благодетелю нашему, во веки, аминь. (Составлено по Четьи Минеям и творениям свт. Тихона Задонского, т. II, стр. 285). Третий день Св. мученик Лукиллиан I. Cb. мученик Лукиллиан, память коего ныне, до пожилых лет был языческим жрецом и только в старости уразумел ложность язычества и уверовал в Бога христианского. Тогда принял он св. крещение и, с усердием предавшись изучению христианского учения, он ревностно распространял его, и счастливый своим обращением, обращал ко Христу и других. Между тем, в это время в г. Никомидии, где жил Лукиллиан, возникло сильное гонение на христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на книгу пророка Исайи «Великий и первый дар, требующий души, тщательно очищенной, — вместить в себе Божественное вдохновение и пророчествовать о Божиих тайнах, а второй после сего дар, требующий также немалого и нелегкого тщания, — вслушиваться в намерение вещаемого Духом и не погрешать в разумении возвещенного, но прямо к сему разумению вестись Духом, по Домостроительству Которого пророчество написано и Который Сам руководствует разумы приявших дар ведения». СВТ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ТВОРЕНИЯ. Ч. 2 ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ИСАИЮ Предисловие « Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме или в субботу» (ср.: Мф. 24, 20). Поэтому надобно заметить, что не сотворил Бог зимы или непохвальной субботы. Ибо написано: « жатву и весну Ты создал еси я» (Пс. 73, 17). А мы «в зиме», когда владычествуют в нас плотские страсти. Посему так надобно разуметь евангельское сие изречение: да не будет бегство наше, когда преобладает в нас худшее или когда губим жизнь свою в праздности. Ибо такую мысль внушает оно словом «суббота», чтобы сподобились мы оного благословения: « блажен раб той, егоже, пришед господин, обрящет бдяще» (ср.: Мф. 24, 46). « Будите мудри яко змия» (ср.: Мф. 10, 16), может быть, в том отношении, что змея благоразумно и смышлено совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть с себя кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду тело ее сжато, и таким образом, протесняясь чрез него, скидывает с себя старость. Так, может быть, слово сие и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, совлекались мы ветхого человека и облекались в нового и чтобы « юность наша обновлялась яко орля» (ср.: Пс. 102, 5). Великий и первый дар, требующий души, тщательно очищенной, — вместить в себе Божественное вдохновение и пророчествовать о Божиих тайнах, а второй после сего дар, требующий также немалого и нелегкого тщания, — вслушиваться в намерение вещаемого Духом и не погрешать в разумении возвещенного, но прямо к сему разумению вестись Духом, по Домостроительству Которого пророчество написано и Который Сам руководствует разумы приявших дар ведения. Посему и Господь присовокуплял, говоря: « имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 11, 15). И пророк Осия говорит: « Кто премудр и уразумеет сия? и смыслен, и увесть сия?» (Ос. 14, 10). Также и Апостол, говоря о дарованиях, иное дарование называет «пророчеством», а иное «разсуждением духовом» (ср.: 1 Кор. 12, 10). Ибо кто предоставляет себя в достойное орудие действию Духа, тот пророк. А кто уразумевает силу возвещенного, тот имеет дарование «разсуждения духовом». Посему, предписывая Коринфянам правила, Апостол и говорит: « Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают» (1 Кор. 14, 29). И это так важно, что поставлено в числе угроз Господних — «отнять от Иудеи пророка, и смотреливаго, и дивнаго советника, и разумнаго послушателя» (ср.: Ис. 3, 1–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Говоря о воспитательном значении Библии , мы не ограничиваем сферы её воздействия только одним молодым поколением. Как православная Церковь предназначена для всех возрастов, так и слово Божие воспитывает не одних только малолетних, но и взрослых – от колыбели до смертного часа. Все мы, от мала до велика, – овцы единого Пастыря, идущие за Ним к вечным пажитям ( Ин.10:5, 10 ). И еще кто знает: взрослые ли нуждаются более в христианском воспитании, или дети, являющиеся предметом воспитания со стороны взрослых? А если послушать псалмопевца, то он ублажает не младенца и не юношу, а мужа, поучающегося день и ночь в законе Господнем ( Пс.1:1–2 ). Таким, именно, «мужем» был и досточтимый о. Иоанн. Измлада воспитанный на слове Божием ( 2Тим.3:15 ), он в продолжение целой жизни своей поучался ему день и ночь, немолчно возвещал его своим слушателям и осуществлял его делами веры и милосердия. Вот почему оно сделалось для о. Иоанна неистощимою сокровищницею его религиозных мыслей и высоких вдохновений и было дорого ему паче тысяч злата и сребра ( Пс.118:72 ). «Наша спасительная и богооткровенная вера, – по словам кронштадтского пастыря, – изложена в писаниях так точно в существе и подробностях, что нельзя ни прибавить что-либо к существу истины, ни убавить без вреда для нашего спасения» (Слов. 1907, 27). «Простые и интеллигенты! разумейте, что говорит слово Божие. В нем никогда не было ни одного праздного слова» (ib., 107). Поэтому должно отбросить в сторону всякие сомнения в боговдохновенности Библии . «Когда усумнишься в истине какого-либо лица или события, описываемого в Св. Писания, тогда вспомни, что все Св. Писание боговдохновенно есть, значит, истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная; и если ты признаешь за ложь одно какое-то сказание, изречение, слово, – ты погрешишь против истины всего Св. Писания» («Моя ж.» 1, 102), подобно тому, как соблюдающий весь закон и согрешающий в чем-нибудь одном, – по учению св. ап. Иакова, – становится виновным во всем ( Иак.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Преподобный Амвросий Оптинский …М.Мелания, ты страшишься изменить свою одинокую жизнь на общественную, если Господь устроит поместиться Татьяне Алексеевне в твоей келейке.— Не того надо страшиться, что будет тесно для тела, но надо просить Господа, и Царицу Небесную, и скорого нашего помощника, родимого Батюшку, чтобы Господь, по милосердию Своему, устроил душевную вашу пользу и особенно, когда, при Божией помощи, понудитеся друг друга понести немощи. А если и случится какая неприятность, то старайтеся прибегать к смирению и самоукорению. Скорее сможешь увидеть свои немощи, живя с другой сестрою, нежели живя одна в келейках. Преподобный Иларион Оптинский Видим, что вам Премилосердый Господь Своим неизреченным милосердием и благостию даровал по вашим немощам и слабости выгодную квартиру, сухую и теплую. А что приключилось во время переносок, кои из каких вещей разбить и потерять, о сем мы малодушествовать не должны, но претерпевать со всяким благодушием и благодарением. Насчет кошки, что не попущением Божиим, а вражиим действом перебила стекла во образах и стащила с окна салфетки, с чем и сему не должно много удивляться — все сие событие попущено, дабы приобучить себя к спасительному терпению и благоназидательному упованию и дабы вспоминали слова блаженного и праведного мужа Иова Многострадального, который при истреблении дома, детей и всего стяжания таковые произносил слова: Господь даде, и Господь взяте (Иов 1, 21). И паки к жене: Аще благое от руки Господней восприяхом, злых ли не перетерпим (Иов 2, 10). И мы, по обязанности нашей христианской и по заповеди апостольской, все должны терпеть, и благодушествовать, и квартирою быть довольной и благодарной. Преподобный Лев Оптинский Описываешь продолжение, по твоим словам, неопределившегося твоего положения. Не определяется же оно от нашего душевного расположения. Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах (Пс. 118, 165): Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. А ты ищешь мира внутреннего, и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано (Пс. 102, 22): на всяком месте владычествие Его, то есть Божие; и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души. Как бы вещи употреблены ни были, лишь бы с благим намерением, Бог приемлет в благое; и часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: «О мимошедшей вещи не раскайся», то есть понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом.

http://pravoslavie.ru/132483.html

X, нар. 13). И истинное послушание может быть только, если оно бывает соединено с молитвой! Истинный «послушник есть тот, – говорит св. Иоанн Лествичник , – кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвой» (Лествица, сл. 4, пар. 102). Конечно, здесь разумеется молитва не церковная, а внутренняя, и, следовательно, признается необходимость внутреннего подвижничества и для послушника. Архиепископ Феофан Воля Божья и воля человеческая Что касается Ваших личных дел, то я согласен, что осуществлять в жизни убеждения гораздо труднее, чем говорить о них. В умении осуществлять убеждения в жизни и состоит все искусство духовной жизни. Предел всякого послушания есть воля Божья. Где воля человеческая станет в противоречие с волей Божьей, следует отдавать решительное предпочтение воле Божьей. Но не всегда легко бывает определить и то, какова в данном случае воля Божья. В таких случаях нужно молиться о вразумлении свыше и, как скажет совесть, так и поступить. Призываю на Вас благословение Божие. Искренно уважающий Вас, арх. Феофан. 1927. IX. 17. София Отношение к заблуждениям ближних Отвечаю на Ваши вопросы. «На пустые и праздные разговоры, – говорите Вы, – я стараюсь не обращать внимания, но часто со мной разговаривают по религиозным и церковным вопросам, и я не знаю, что в таком случае делать». Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего, – говорит Псалмопевец ( Пс.118:158 ). Толкуя эти слова, святитель Феофан Затворник пишет: «Кто любит Бога, тот любит и братий своих. Кто любит добрую нравственность, тот не может равнодушно смотреть, не скорбеть и не сокрушаться сердцем, окруженный людьми, которые, забыв Бога, бесстрашно попирают закон Его святой. Пророк свидетельствует о себе, что он, взирая на это, истаял, как истаевает свеча, снедаемая силой огня. Такова истинная любовь к Богу! Не себя только она держит на путях, угодных Ему, но ревнует, чтоб и все братия держались тех же путей. Пророк ничего не говорит о том, что делал он или что следовало бы делать тому, кто любит словеса Божьи, когда видит, что их знать не хотят, и, обращаясь к Богу, свидетельствовал только пред Ним, как мучительно для него повсюдное несоблюдение словес Божьих, ясных, определенно выражающих то именно, чего от кого требует Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010