Но Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются — прекращается и терпение этого рода, и нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытывающих терпение. В слове Божием находим, что терпеть о Господе иногда значит прилежно и неослабно молиться, пока не умилостивим Бога и не будем услышаны: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» ( Пс.39:2 ). Кроме того, и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящими о Господе, что можно видеть в следующем изречении: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут» ( Ис.40:31 ). Все эти виды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава антиохийским христианам, когда молил их — не только по необходимости, по требованию обстоятельств, но искренним сердцем терпеть о Господе. Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество, и ныне, однако, как и всегда, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести ты познаешь в этом наказание за грехи, терпи о Господе и говори с Псалмопевцем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» ( Пс.118, 137. 71 ). Если же и не замечаешь того, что по твоей вине навлечено на тебя бедствие, которое постигает тебя, и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Учит тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, особенно духовных, относящихся ко спасению твоей души и к вечному блаженству, — берегись и в этом святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ), то есть не тяготиться молитвой, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, Который «насыщает благами желание твое» ( Пс.102:5 ). Не получаешь просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что Всеблагой Отец Небесный если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, чем ты можешь познать и вообразить. Так и в молитве терпи о Господе.

http://azbyka.ru/kak-nauchitsya-terpet-n...

   Важным и необходимым средством приобретения божественной ревности, выводящей на поприще исповедничества, является, согласно Святым Отцам, чтение божественных Писаний и знакомство с опытом совершенных в добродетели подвижников. Посредством этого мы запасаемся всем необходимым для перенесения искушений, которые оказываются на нашем пути, а также приобретаем опыт, помогающий справиться с ловушками, расставленными дьяволом на поле невидимой брани.    Усердная молитва да не оставляет монаха, сражающегося с невидимыми и лукавыми демонами, которые, имея вековой опыт, никогда не отступают. Молчание способствует тому, чтобы с нами пребывали готовность к подвигу и молитва, а еще больше — чтобы мы приобрели самопознание, изобличающее всю нашу нищету и неспособность к доброделанию. Таким образом мы приобретем терпение.    Когда подвижник пребывает в этой доброй и законной брани, его начинают беспокоить тщеславие и осуждение. Однако их очень скоро упраздняет самоукорение, приносящее покой, который выражается в смиренномудрии.    Монаху доставляет много пользы и воспоминание о различных страстях Господних, так же как и о бесчисленных благодеяниях и дарованиях, которыми Он нас наградил в жизни. «Не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:2). Подходит сюда также и слово Давида: «Прежде даже не смиритимися, аз прегреших» (Пс. 118:67).    Честные делатели мысленного виноградника, отцы и братия, не допускайте, чтобы вас увлекал мирской дух — долготерпите в молитве и смело противостойте нападениям врага. Не будьте трусливы при упорном насилии, которое обрушивается на вас со стороны врага во время невидимой войны. Отсутствие опыта, а также знания способов вести сражение может вызвать у вас отчаяние, так как вы думаете, что потерпели поражение. Но на самом деле это не так.    Если бы мы предали свои начинания и оставили позиции, забыв о своих принципах, тогда диавол имел бы причину похвалиться. Новичок в духовной брани, только-только вставший на путь всецелого самоотречения, не может так скоро иметь успех, ведь даже простому искусству нельзя обучиться быстро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

102. Вредно монаху разделять общество с женщиною. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет. 103. Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и правого изволения, – и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной чистоте имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка, и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Не назирай чуждыя красоты (Сир. 9, 8), – и ум твой да будет пригвожден к страху Божию (Ис. 118, 120). 104. Не должно монаху с особенною тщательностию мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников. 105. Не мала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении внушают такую мысль: «никто тебя не видит; чего боишься?» А содействующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, – и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «где они? Пока никого здесь не видно». На этом содейственники святыни прерывают его: «не видишь?! – Правду сказал ты: ибо написано: ослепи их злоба (Иер. 2, 21). Создавый око не сматряетли (Пс. 93, 9)? Где укроешься от Бога (Пс. 138, 1-12)?» – Вот что вложи себе в помысл, – и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святе. 106. Храни чистоту тела своего о Господе, как драгоценную жемчужину; не щеголяй одеждами; взор обращай долу, а душу горе; с юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить – лишнее дело; с отроком не дли беседы, и не входи в сообщество с упивающимися и смехотворами, но весь пребывай в страхе Божием, помня заповедь Апостола: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не существует ни малейшей надобности в подобном раздвоении 118 , поскольку бесспорно, что в псалме говорится об одном лице – Боге, но в Его индивидуальном мессианском проявлении. Отсюда нормально, что заветное звание Иеговы усвояется Мессии со всеми отличительными свойствами, как  и весь завет Божий приготовлял и вел к мессианскому избавлению в воплощенном Сыне Божием  119 . Псалом CI (102)-й по своему содержанию был мессианским предуказанием  120 и справедливо приурочивается к историческому Мессии во Христе Иисусе, продолжая логическое развитие авторской аргументации. Прежде отмечалась незыблемая вечность мессианского престола, а теперь открываются для сего и божественные основы в достоинствах самого царя. Все великое и гармоничное здание вселенной устроено Им в начале, когда еще решительно ничего последующего не было 121 . Он творец всего мира и потому не уничтожится подобно своему творению, или безусловно вечен. Все созданное изменяется и истощается в самом своем содержании, обрекаемом на уничтожение в силу своего существования 122 , а Он  всегда один и тот же в своих изначальных качествах, действенность и бытие коих ничуть не исчерпываются временем (ср. Пс. 51:6 ). Очевидно, что это вечный Бог , – и Ему должны принадлежать соответствующие царственные преимущества, ни для кого другого недоступные. Но отсюда естественный дальнейший вопрос (в  ст. 13). Где – по адверсативному δ – сколько несомненно утверждение для Сына, столько же ясно категорическое отрицание для Ангелов. Таков удостоверяемый для первого в  Пс. CIX (110), 1 факт седения одесную Господа, пророчески предреченный о царе-священнике, который всегда будет справа, как ближайший помощник и соучастник Бога, пока Он – в качестве победителя (ср. I. Нав. 10:24 ) – приводит всех врагов к подножию своему. Мыслится, конечно, собственное мироправление Божие, с повсюдным водворением на земле истинного царства силы Божией в правде и святости. И по существу дела и по всем частичным указаниям псалма CIX (110)-го обязательно разуметь мессианский период с  исключительным усвоением всех предвещаний историческому Мессии 123 , а последний признан в Новозаветном Ходатае–Христе, почему именно на него переносятся и переходят все обетованные привилегии 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   пытав что-нибудь, чего боимся, потом считаем это не так страшным, как раньше, до опыта. Потому, чтобы ты не приобрел и этой добродетели, диавол держит тебя в сильном страхе, истощая тебя, как воск на огне, опасением бедности прежде, нежели ты испытаешь ее на деле. Подлинно мягче всякого воска и несчастнее по жизни самого Каина тот, кто боится за то, что приобрел любостяжанием, скорбит о том, чего не имеет, и трясется над тем, что имеет, заключив у себя богатство, как неблагодарного раба, и сам будучи осаждаем разнообразными и постыдными страстями. Постыдное пожелание, разнообразный страх, беспокойство и трепет обуревают его со всех сторон, и он уподобляется кораблю, отовсюду гонимому противными ветрами и подвергающемуся частым треволнениям. Гораздо лучше было бы такому человеку умереть, нежели терпеть непрестанную бурю, подобно как и Каину лучше было бы умереть, нежели непрестанно трепетать (12). Страх Божий    Небесные силы более, чем люди, боятся и почитают Бога: чем более они сознают, тем более боятся    Его. У них нет ни упрямства, ни неповиновения, ни непослушания, потому что они крепкие силою, исполняющие слово Его (Пс. 102:20). Видишь ли, что страх их велик? Те, которые не подлежат никакому наказанию, смотри, каким охватываются ужасом. Если даже сами Серафимы не смеют взирать на Него, то как мы можем испытывать Его? Подобно тому, как на этой земле, чем более мы смотрим на солнечные лучи, тем более вынуждены отступать, так и тогда, чем более созерцаем Христа, тем более нам нужно бояться Его. Смотри, как Он прославился на горе: ученики Его были устрашены и пали ниц. Пророки часто не повиновались Богу, Ангелы же никогда не делали этого. Почему же? Ради великого страха (4). дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, никто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения. Об этомто и пророк молится говоря: трепещет от страха Твоего плоть моя (Пс. 118:120). Так и ты при-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

101. Кто, посадив у себя смоковничное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за чистотою и целомудрием. — Или кто, укушенный аспидом, не остерегается приближаться к норе его? Если же по угрызении вложит он руку в нору его, и в другой раз будет угрызен; кто тогда виноват в смерти? Ядовитое ли животное, или не поберегший себя человек? — А ты выразумей сказанное. 102. Вредно монаху разделять общество с женщиною. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающагося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет. 103. Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и праваго изволения, — и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в Божественной чистоте имеешь следующия три пособия: воздержание чрева и языка, и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первыя два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так разсеянное око не удержит целомудреннаго ума. Не назирай чуждыя красоты (Сир. 9, 8), — и ум твой да будет пригвожден к страху Божию (Ис. 118, 120). 104. Не должно монаху с особенною тщательностию мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников. 105. Не мала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении внушают такую мысль: «никто тебя не видит; чего боишься?» А содействующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, — и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «где они? Пока никого здесь не видно». На этом содейственники святыни прерывают его: «не видишь?! — Правду сказал ты: ибо написано: ослепи их злоба (Ирем. 2, 21). Создавый око не сматряет ли (Пс. 93, 9)? Где укроешься от Бога (Пс. 138, 1—12)?» — Вот что вложи себе в помысл, — и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но приидут к тебе радость и мир о Духе Святе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Действие простой торжественности: «это Я» здесь не мыслимо. Отсюда, за невозможностью правильного и вместе действенного прямого ответа, выступает на очередь другой исход – сказать в сущности тоже самое (стр. 289 д.) таким языком, который, и не предает святыни на попрание, и не дает знамений, и однако даже для богатых «миром» с неотразимой убедительностью говорит о тщете мессианства «с соблюдением» и великости Мессии утруждающегося, обрекшего Себя на смерть за людей. Поэтому я и говорю, единственным положительным ответом могло быть только указание на потенциальное существование царствие Божие в самих спрашивавших как людях. Филология безусловно за нас; это даже и странно было читать что тут может быть двоякий ответ; ντς=внутри, в самом сердце (см. Benfey XXV, 9, f. II, 48; Curtins, Grundzüge d. griech. Etymologie 4 Aufl. p. 300). Bleek II, 244 говорит, что пусть речение противоположно τς; только «внутри» отдельного человека, или «внутри» целого ряда лиц? На это не стоит даже отвечать. С другой стороны словоупотребление согласуется с филологией. Все должны сознаться, что ни в В., ни в Н. Завет нет ни одного случая, где бы ντς означало «между» и есть (напр. пс. 102, 1; 118, 22) с значением «внутри». Выкапывают, если не ошибаюсь единственный случай в классическом словоупотреблении. Но раз оно идет против обычного классического и безисключительного Откровенного словоупотребления; цены ему нельзя давать никакой. Наконец «эмфатическое» (Meyer 1/з, 485) δο только тогда и согласовывается с кротостью Смиренного сердцем Искупителя сердец, когда будет означать не Его, а великое положенное Им в других. А иначе, вдобавок, что это за жемчужина, которую человек находит в поле души своей? Могла ли закваска сделать свое дело, если бы она положена была не в тесто и душа человеческая была бы материалом который неподатлив на внутреннее химическое соединение с прибавляемым в него? Возможно ли было говорить о разности почв, на которые падает слово Божие и т. п. Вот, соображая все это, мы понимаем, почему Златоуст, Григорий Нисский , блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

1Пар.16:7 и надп. Пс.38, 61 и 76) и только во дни великих праздников сходились вместе, чтобы сливаться в один общий голос славословия Господу (ср. 2Пар.5:12–13 и 1Пар.15:16–28 ). Поэтому первоначальные собрания псалмов в различных хорах были, вероятно, не одинаковы и частью содержали в себе одни и те же песни для общего пения всех хоров в известные праздники, частью же свои особые песни, исполнявшиеся только в том хоре, которому принадлежало собрание. С течением времени такие первоначальные собрания пополнялись новыми песнями тех же и последующих певцов, составленными по поводу различных исторических событий, а также некоторыми из древних, не переданных с самого начала в хоры певцов, а сохранившихся в других каких-либо сборниках религиозно-народных песней. Вместе с тем время от времени, в эпохи религиозного возбуждения, благочестивые ревнители сохранения божественных писаний, – как известные собранием Притчей Соломоновых мужи Езекии ( Притч.25:1 ) или позднее Ездра и Неемия (2Макк.2:13), – постепенно соединяли первоначальные сборники псалмов в общие, обширнейшие собрания. Но вероятно также, что некоторые из древних псалмов, несмотря на внесение их в состав последнего рода собраний, по временам опять вносились в состав новых народно-богослужебных сборников, и уже в составе этих последних входили потом в общие, обширнейшие собрания. Такого рода вторичным внесением в позднейшие сборники, может быть, и объясняется, что некоторые из древнейших псалмов Давида, как 100, 102, 103-й, рассеянно встречаются наряду с псалмами времени плена: 101-м, 104, 105, – или псалмы того же псалмопевца 107–109-й и 121-й, 123, 130, 132, и Соломоновы: 126 и 131-й, помещаются в Псалтири между песнями из времени после возвращения из плена вавилонского: 106–118 и 119–133. Может быть, таким же образом следует объяснять и положение целой группы Давидовых псалмов 137–144 в конце Псалтири среди псалмов: 134–136 и 145–150, относящихся во времени восстановления и освящения храма и стен города Иерусалима после плена вавилонского, – хотя возможно в то же время считать эту группу за отдельный древний сборник Давидовых псалмов, но только присоединенный к составу Псалтири во времена Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

96. Говорил еще: «Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, пред рассветом, на рассвете, молился поутру, вечером и в полдень. Потому он и сказал: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс. 118: 164). 97. Он же говорил: «Приобретение христианских книг для имеющих достаток необходимо. Ибо и самый взор на эти книги останавливает в нас стремление ко греху, побуждает сильнее стремиться к правоте». 98. Говорил также: «Чтение Священного Писания есть великая защита от греха». 99. Спросили его: «Достаточно ли одного праведника для умилостивления Бога?» Он отвечал: «Достаточно, ибо Сам Бог сказал: Не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» (Иер. 5: 1). 100. Еще он говорил: «Бог за самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить оное; как, например, за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за одну копейку». 101. Авва Ефрем, еще быв отроком, видел сон или видение, будто на языке его взошла виноградная лоза, возросла и, будучи весьма плодоносной, наполнила всю поднебесную. Все птицы небесные слетались и ели плоды виноградной лозы сей; но чем более ели, тем более умножались плоды на лозе. 102. Однажды авва Ефрем шел, и блудница, по чьему-то внушению, подходит к нему, чтобы обольстить его на постыдное соединение, а если не получится, то по крайней мере привести его в гнев; ибо еще никто никогда не видал его гневающимся. Авва Ефрем говорит ей: «Иди за мною!» Приблизившись к одному месту, где толпилось множество народа, авва Ефрем сказал ей: «Здесь делай, что хотела». Блудница же, увидев множество народа, отвечает ему: «Как можно нам это делать в присутствии такого множества?» Он говорит ей: «Если мы стыдимся людей, то тем более должны стыдиться Бога». Блудница со стыдом отошла, ничего не достигнув. 103. Однажды воры грабили авву Евпрепия. Он вместе с ними выносил свои вещи. Когда воры унесли все его имущество, но оставили свою палку, авва Евпрепий, увидев палку, опечалился и, взявши ее, побежал за ворами, желая отдать им палку. Когда же воры не хотели взять, опасаясь, чтобы чего не случилось, авва Евпрепий, встретившись с какими-то людьми, которые шли по той же дороге, упросил их отдать ворам палку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

97. Если знание заповедей само собой доступно и легкообозримо, как пророк молится быть вразумленным, чтобы смог он научиться заповедям, говоря так: « Вразуми меня, и научусь заповедям Твоим» (Пс.118,73)? 98. Тот, кто начинает подвижнические труды ради достижения посредственных [результатов], незаметно для себя променял лучшее на худшее. Точно так же и подвижнически упражняющийся в добродетелях не ради (c?rin) возможности дойти до исполнения их без подвизания даром Божиим, но для достижения чудотворных дарований, не ведает суда Божьего и промысла. 99. Приносящий Богу труд добродетелей скорее для получения чего–либо от Него, а не ради (c?rin) самого Бога, — и сей оказывается труждающимся с несовершенной целью. 100. Нерассуждающая вера верующего в того, в кого он верит, предваряет присутствие в нем любви, которую ему предстоит возыметь к тому, в кого верит; с приходом последней он становится отныне сотаинником и другом того, в кого уверовал. Ясное доказательство сказанного — полная вера Авраама в Бога, которой он благоговейно почтил Того, в Кого уверовал, [и] пришел к знанию Его. От знания произросла в Аврааме любовь к Богу, [а] после того, как произросла любовь, Авраам, « нареченный» и [на самом деле] бывший « другом Божиим» (Иак.2,23), получил знание созданий Божиих, так как [Писание] говорит: « Господь Бог [сказал]: « Я не утаю от раба Моего Авраама то, что намерен делать» " (Быт.18,17). 101. Сначала нужно отмщать за Христа в себе, а затем в других. Ведь и Моисей, прежде став кротким и незлопамятным к несправедливым к нему, разумно и естественно гневался на прегрешающих против Бога, подвигаемый не ненавистью или страстностью, но пользой тех, против кого он казался совершающим это действие. 102. Кто злопамятствует на огорчившего, поступившего несправедливо или вообще совершившего по отношению к нему какой–то поступок, кажущийся ужасным, тот [сам] поступает несправедливо по отношению к милости Бога, оказанной ему, не воздавая сорабу той мерой, какой мерил ему владыка (ср. Мф.7,2). Как в таком случае ревность по Бозе будет благоприятной Богу, в одном усердствующая отмстить за Бога, в себе же презирающая Его, терпящего несправедливость?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010