Пс. 118, 127 118 Пс. 118, 138 8 Пс. 118, 72. 103 118 Пс. 132, 2 15 Пс. 136, 8 52 Пс. 18, 8 8 Пс. 2, 1 14 Пс. 21, 29 32 Пс. 50 45 Пс. 50, 3 45 Пс. 67, 19 64, 65 Пс. 67, 2 64 Пс. 73, 2 121 Пс. 8, 5 52 Пс. 88 , 13 64 Пс. 92 32 Сир. 24, 10 150 Суд. 9, 8-15 26 Числ. 118 VIII. Синоптические Евангелия и Книга Деяний § 16. Общее введение к Евангелиям Несколько десятилетий жизни первого христианского поколения (30–80-е, максимум 90-е годы I века) в истории Церкви именуются апостольским веком. Тем самым подчеркивается, что жизнь Церкви в первоначальный период — во всех ее определяющих аспектах: миссионерском, катехизаторском, богослужебном (см. гл. IV), наконец, богословском, — питалась напрямую или почти напрямую от общения с живыми апостолами и от их достоверных свидетельств об Иисусе Христе. Вот почему, а не только в силу формального фактора первоначальности, апостольский век — исключительный век в истории Церкви как общины, всегда в той или иной форме внимающей Слову Божию. Потребности в записи апостольской проповеди, похоже, особо и не было — во всяком случае, острой потребности. Первыми чисто христианскими писаниями, и то, как мы видели, написанными не сразу после Пятидесятницы, были апостольские послания (ап. Павла). И все же точнее будет сказать, что послания — единственное, что дошло до нас из того раннего периода апостольского века, который почти вплотную примыкает ко «времени оному», когда жил и проповедовал Господь Иисус Христос. Послания дошли до нас просто потому, что были приняты в канон Нового Завета. Утверждать же, что апостольские послания были единственными письменными документами родившейся Церкви, ни в коем случае нельзя. Труды по записи в более-менее систематизированном виде (как сборники) слов и деяний Господа Иисуса Христа ученики предпринимали и в тот ранний период апостольского века. На это указывает древнейшее свидетельство Папия Иерапольского (II век), дошедшее через Евсевия Кесарийского (IV век). Папий Иерапольский упоминает сборник «Изречений (ta lo/gia) Господа», которые переводил «кто как мог» (см. также § 42. 2). В самом же Новом Завете наиболее прямое указание на этот счет мы встречаем у св. Луки:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Тотчас же вслед за этой литургией, как и при Эферии, совершалась другая в храме Воскресения с Евангелием Ин. 20:1–18 . Но затем на рассвете воскресения лекционарии указывают неизвестную IV в. службу в Константиновой базилике и для нее назначают: Деян. 1:1–14 , аллил. Пс. 147:1 : Похвали Иерусалиме Господа; Мк. 16:2–8 . В 9-м ч. дня, как и при Эферии, положена служба на Елеоне (поется один псалом), откуда отправляется процессия с пением псалмов в храм Воскресения, а отсюда вечером на Сион, где читается Ин. 20:19–25 с прокимном Пс. 149:1 : Воспойте Господеви песнь нову. В понедельник Светлой седмицы литургия совершается в Константиновой базилике и чтения на ней Пс. 64:1 (см. выше), Деян. 2:22–41 , аллил. Пс. 147:1 (выше), Лук. 14 (вероятно, как и теперь у армян, 24) Лк. 14:1–12 , во вторник – в мартириуме св. Стефана (в IV в. тоже в Константиновой базилике): Пс. 5:13 : Яко Ты благословиши праведника Господи: Деян. 2:42–3:21 , Пс. 20:1 : Господи, силою Твоею возвеселится: Лк. 24:18–35 , в среду на Сионе (IV в. – на Елеоне): Пс. 147:1 (выше), Деян. 3:22–4:12 , Иак. 1:1–12 , Пс. 64:1 (выше), Лк. 24:36–40 , в четверг – на Елеоне (IV в. – в храме Воскресения): Пс. 98:5 : Возносите Господа Бога нашего: Деян. 4:13–31 , Иак. 1:13–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Мф. 5:1–12 (по ассоциации с горой?), в пятницу – пред Голгофой (IV в. на Сионе): Пс. 97:3 : Видеша вси концы: Деян. 4:32–5:11 , Иак. 2:1–13 , Пс. 92 : Господь воцарися: Ин. 21:1–14 , в субботу – в храме Воскресения (IV в. – пред Голгофой): Пс. 66:1 : Боже ущедри ны: Деян. 5:12–33 , Иак. 2:14–26 , Пс. 80:2 : Радуйтеся Богу помощнику нашему: Ин. 21:15–25 . Как видим, Евангелия пасхальной седмицы почти все взяты из повествований о воскресении. Двойные чтения из Апостола (со среды) вполне согласны с древней практикой: обычай брать одновременно чтения из Деяний и посланий и доселе соблюдается почти во всех инославянных восточных церквах. В Фомину неделю на литургии в Константиновой базилике лекционарии назначают: Пс. 64 (выше), Деян. 5:34–6:7 , Иак. 3:1–33, 147:1 , (выше), Ин. 1:1–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Молитва к Богу и «Богохваление» должно быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. К этому призывает всю вселенную божественный Давид, предуказывая явление на Земле Спасителя, познание чрез Него Пресвятой Троицы и непрестанное ее славословие всеми народами ( Симеон Солунский ). Пс.116:2 .   Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Пророк объясняет причины спасения, что они спаслись не за добрые дела, но единственно по человеколюбию Божию. Так и блаженный Павел сказал: «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас» ( Тит. 3, 5 ), и еще: «благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2, 8 ) (Златоуст). Аллилуиа, 117 И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные от Него благодеяния и одновременно побуждает к покаянию, поскольку слово «исповедайтеся» имеет двоякое значение: 1) исповедание грехов и 2) благодарение Господа (Златоуст, Афанасий, Дидим, Евсевий). Пс.117:1 .   Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Давид часто прославляет «исповедание», зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран; поэтому, согрешив, не впадай в отчаяние, но «исповеданием» грехов достигай исцеления (Исихий, Златоуст). Пс.117:2 .   Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его. Пророк повелевает начать «исповедание Господеви» – «дому Израилеву», как первому народу, призванному Евангельской проповедью ко спасению. Под «домом Израилевым» подразумеваются также и все верные Христовы последователи. Давид указывает на величайшее главное благодеяние Божие как причину исповедания: «яко благ, яко в век милость Его» (Златоуст, Афанасий). Пс.117:3 .   Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его. Особым призыванием священников показывает, как превосходно священство (Златоуст). Пс.117:4 .   Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его. Такие люди особенно способны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Подобно последней и согласно с обычаями IV в. лекционарии в шесть следующих за Рождеством дней указывают литургии по различным важнейшим иерусалимским храмам: во второй день – в мартириуме св. Стефана (IV в. в Константиновой базилике): Пс. 109 (выше), Деян. 6:8–8:2 , Ин. 12:24–26 , в третий день – в Мартириуме: Пс. 109:1 (выше), Евр. 1:1–14 , Пс. 109 , Мф. 2:13–23 (бегство в Египет), четвертый день – на Сионе (IV в. на Елеоне), Пс. 109 , Гал. 4:1–7 , Пс. 131 : Помяни Господи Давида: Лк. 1:26–38 (Благовещение), пятый день – на Елеоне (IV в. – в Вифании), Пс. 98 : Господь воцарися да гневаются людие: Евр. 12:18–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Лк. 1:39–56 (свидание Богородицы с Елизаветою), шестой день – на Лазаревом гробе (служба, что и в Лазареву субботу, кроме Евангелия: Ин. 11:1–46 ), седьмой день – на Голгофе (IV в. – в храме Воскресения 42 ): Пс. 97 : Воспойте Господеви песнь нову. Кол. 2:1–15 , аллил. Пс. 83 : Коль возлюбленна: Лк. 2:21 . Апостол и Евангелие последнего дня об обрезании Господнем не соответствует 7-му дню праздника. В 40-й день по Богоявлении литургия совершилась в Константиновой базилике со следующими чтениями: Пс. 97:3 : Видеша все концы: Гал. 3:24–29 , аллил. Пс. 95:2 : Благовестите день от дне: Лк. 2:22–40. 15 -го августа (лишь париж. рк.) богослужение, как было указано, назначается на месте в 3 милях от Вифлеема. Чтения при этом богослужении: Пс. 131:8 : Воскресни Господи в покой Твой: Ис. 7:10–15 , Гал. 3:29–4:7 , Пс. 109 : Рече Господь Господеви: Лк. 2:1–7 : прокимен довольно ясно указывает, что данная память была воспоминанием успения Пресв. Девы. Биограф св. Феодосия В. епископ петрский Феодор, бывший ученик преподобного, в его житии упоминает о совершаемой раз в году памяти Богородицы 43 . На праздник Обновления лекционарии назначают чтения: Пс. 64:1 (выше), 1Тим. 3:14–16 , Пс. 147:1 (выше), Ин. 10:22–42 44 . Из других содержащихся в лекционариях праздников прежде всего нужно выделить те, для коих назначается литургия в св. местах Иерусалима или его ближайших окрестностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пс.105:8.   И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою. Пс.105:9.   И запрети Чермному морю, и изсяче, и настави я в бездне, яко в пустыни. Пс.105:10.   И спасе я из руки ненавидящих, и избави я из руки врагов. Пс.105:11.   Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть. Пс.105:12.   И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Бог поразил «Чермное море» жезлом Моисея и оно иссохло на средине, и, таким образом, провел евреев морем, сделав бездну его проезжею «пустынею» , и «избавил их» от фараона и египтян, потопив их всех в «воде» . Увидев это, евреи поверили обещаниям Божиим и воспели победную песнь: «поим, Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Причиною спасения было не достоинство их, но человеколюбие Божие (Златоуст, Феодорит). Пс.105:13.   Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его. Пс.105:14.   И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога в безводней. Пс.105:15.   И даде им прошение их, посла сытость в душы их. Хотя евреи роптали и искушали Бога в «пустыне» , Он не презрел их, но оказал снисхождение, все делая с тем, чтобы привлечь их; и как человеколюбивый Отец терпит детям, плачущим напрасно, так и Бог им (Златоуст). Пс.105:16.   И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня. Пс.105:17.   Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона. Пс.105:18.   И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники. Жестокой казнью поразил Господь мятежников для вразумления других — почитать удостоенных Богом высокого сана священства, ибо не надлежало рабам Божиим быть в презрении (Златоуст, Евсевий). Пс.105:19.   И сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному. Пс.105:20.   И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву. Пс.105:21.   И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Пс.105:22.   Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем. Очень искусно изобразил псалмопевец ужас их безумия. Они безсильного скота предпочли Богу всяческих (Феодорит). Пс.105:23.   И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

32:1), в памяти вечной будет праведник (Пс. 111:6), и род правых благословится (Пс. 111:2). Сколь славны для меня друзья Твои, Боже. как утвердилось их владычество (Пс. 138:17). Апостол Павел сказал: »Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь« (Флп. 4:4). Вот слова праведника: «Я смирился, и Господь спас меня, поэтому возвратись, душа моя, в покой твой, ибо облагодетельствовал тебя Господь. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114:7—8); я угодил Господу в стране живых. Это покой мой навеки, здесь вселюсь (Пс. 131:14); желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83:11). Когда приду и явлюсь перед лицом Божиим с гласом радости и славословия празднующего сонма? (Пс. 41:5). Не умру, но жить буду и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа (Пс. 117:17—19), говоря: Господи, Боже сил! (Пс. 83:9). Как вожделенны жилища Твои (Пс. 83:2). Желает душа моя скончаться во дворах Твоих, ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:11), ибо тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел (Пс. 89:5). Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:1—2), ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс. 83:5). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5) и будут обладать ею».    Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал — землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: «Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3). Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня» , но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности» , когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)» . Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою» , наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5). Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс. 112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи» , чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

К тому времени мы знаем из наших византийских документов, что в Константинополе Херувикон исполнялся без сопровождения. Поэтому из этого свидетельства можно заключить, что современная армянская практика происходит из позднейшего употребления стихов Пс.23:7 и Пс.117 :26a на Великом входе, находящихся в некоторых средневековых византийских манускриптах, которым мы теперь уделим несколько слов. Пс.23:7 и Пс.117:2827 по позднейшим спискам Во многих позднейших манускриптах византийской литургии мы находим Пс.23:7 и Пс.117 :26a, 27a, используемые на Великом входе в кратком диалоге между священником и диаконом. Например, в кодексе Sinai 1919 (1564 г.) (f. 33v) читаем: Диакон, после входа, ставит святой дискос на святую трапезу и, и обернувшись [к священнику в дверях, собирающемуся войти в алтарь], кадит священника. И священник, войдя, говорит: Возмите врата князи ваша. ( Пс.23:7 ). И первый священник получает дары. И диакон говорит: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам. ( Пс.117 , 26a, 27a). Интересно, что далее переписчик добавляет: Подобает знать, что в Великой Церкви не говорят Возмите врата, но священник или священники на входе в святую виму говорят сами в себе: Благословен грядый во имя Господне ( Пс.117 , 26a). Обратите внимание на практику завершения стихом Пс.117 :26a так же, как в армянской традиции. Это вероятно происходит от апокрифического Евангелия от Никодима 419 (424425) и некоторых зависимых от него святоотеческих проповедей, 420 в которых Пс.23:710 и Пс.117 :26a преобразуются в драматический диалог о Христе, сошедшем в ад. Вот как представлен этот сюжет в проповеди Псевдо-Златоуста «О святой и великой Параскеве»: Ад воскликнул и закрыл врата и затворил железными засовами. И вот Бог входит в ад, преследуя дьявола, с ангельскими Силами, присоединившимися к преследованию. И вот, созерцайте, двери были закрыты, и Силы возвышают глас: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! ( Пс.23:7 LXX), и Ад отвечает изнутри: Кто сей Царь славы? (23, 8a) Тогда Силы: Господь сил, Он – царь славы. ( Пс.23 :10b), Ад отвечает: Кто это, о ком вы говорите, и что он хочет?... Силы продолжают повторять: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! И все пророки, услышав голос Царя славы, возрадовались и воспрянули. И возликовали и сказали Аду: «Открой свои двери, чтобы Царь славы мог войти!»... И немедленно Господь вошел и разбил врата и сломал засовы и растоптал ногами силы преисподней... Пророки подошли встретить его, радуясь... и говоря: Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних ( Пс.117:26 ; Мф.21:9 ). 421

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010