Витимий, авва 141 7 Г ай, адресат Пс.- Дионисия Ареопагита 197 129 , 209 180 , 249 Геннадий Схоларий , патр. Константинопольский 304 28 , 493 Георгий Факрасис 266 439 Геракл (миф.) 172, 173 Гермий, философ 300 11 , 489 Геродот (Herodotus), историк 270 462 , 489 Гомер, поэт 80 11 , 233 281 , 489 Гонорий, папа Римский, еретик 70 12 , 73 Григорий Акиндин (Gregory Akindynos), свящ., еретик 6, 163 (2) , 164 (14) , 165−168, 172 (1) , 174, 177, 180, 181, 184 (74), 185 (80) , 187, 188, 189, 191, 192 111 , 195, 196, 198 (141) , 199, 203 (158) , 207 175 , 210 (184) , 211 (192, 194) , 213 200 , 216, 218, 219, 222, 223 (244) , 224, 226, 227, 229, 230−232, 238, 245, 247, 251 (377) , 253, 254, 255 389 , 256 392 , 257 (395, 396) , 258 402 , 259 406 , 263, 264 (428) , 265, 266 439 , 268, 270 462 , 271 469 , 274 486 , 278 (522) , 279 (528, 529) , 280532 , 533 , 283, 284, 286 561 , 290−292, 294, 296, 297 (3) , 298 7 , 299 сн. , 459, 465 32 , 493; см. также ПУ (акиндинисты) Григорий Диррахийский, митр. 207 174 Григорий Назианзин (Богослов), свт. 43 1 , 92 15 , 141 (11) , 142 12 , 148 57 , 149, 175 (21, 22) , 177 (32, 33, 36, 37), 196 (125) , 200146, 205 (168) , 221 233 , 225 250 , 228 262 , 233 279 , 234 (283, 286) , 235 (299) , 237 306 , 240 317 , 249 (370) , 250 372 , 256 (390, 391) , 258 (400) , 259 404 , 261 (414, 417) , 263 424 , 265 434 , 267 (440) , 279 529 , 281 (534, 539) , 284 (549) , 287 562 , 289 569 , 298 6 , 300 11 , 301 18 , 302 21 , 314, 328 сн., 49 , 328 47 , 383 (209) , 385 (223) , 393 252 , 394 (254) , 402 (8) , 405 31 , 473 73 , 493 Григорий Нисский , свт. 177 34, 35 , 179, 180 58 , 194 118 , 205 167 , 231 271 , 234 (284) , 238 сн. , 243 325 , 245 (338) , 256 (390, 391) , 259 (405, 406) , 263, 264 (427) , 265 (432) , 66 (437, 439) , 267 сн. , 275 (491, 492, 496, 497) , 280, 286 (557, 560) , 288, 290 (574, 575) , 291 576, 577 , 295 (603) , 296 (607, 610) , 299 8 , 300 12 , 405 31 , 459 14 , 463 27 , 464 31 , 468 (45) , 495, 496 Григорий Палама ( Γρηγ ριος Παλαμ ς), архиеп. Фессалоникийский, свт. 5, 6, 77, 78 7 , 80 12 , 98 94 , 163 (5) , 164 (9, 14) , 165 (17) , 166 (23) , 167 (25, 26) , 168−170 (38, 39) , 172 1, 3 , 175 21 , 177 33 , 179 53 , 183 68, 69 , 184 73 , 187 85 , 190 100, 104 , 192 110, 111 , 193 115 , 194 117 , 198 141 , 199 144 , 200 146, 147 , 201сн ., 149 , 202 сн. , 203 155, 158 , 205 166 , 209 182 , 210 184 , 218 (222) , 221 235 , 222 240 , 225 251 , 227 (257) , 232 276, 278 , 237 304 , 238, 239 309 , 244 329, 330 , 247 353 , 251 377 , 254 сн. , 255 (389) , 256 390, 392, 394 , 258 399, 400 , 259 406 , 260 409, 410 , 263, 264 (426, 427) , 266 436, 439 , 267 сн. , 269, 270 461, 462 , 271 464, 469 , 276 481 , 274 486, 490 , 276 503 , 277 508 , 280 532, 533 , 281 534, 538 , 285 556 , 289 569 , 291 (576) , 292 582 , 294 595 , 295 604 , 297 1, 3 , 299 сн. , 300 12, 13 , 301 18 , 302 22 , 304 28 , 310 (14) , 431 (2) , 446 (10) , 449, 456 2 , 457 3 , 459 14 , 465 32, 34 , 466 36 , 474 78 , 496, 556

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

96.  …не оправдается… ни один из живущих (Пс. 142. 2). 97. Пс. 50. 6. 98.  …падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6. 16, 17). 99.  …узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26. 64). 100.  Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне (Мф. 23. 39)! 101. Лк. 21. 27. 102.  …весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин. 5. 22, 23). 103.  …небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6. 14). 104.  …милости хочу, а не жертвы (Мф. 9. 13). 105.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. …Истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 34, 35, 36, 40). 106.  …совокупность совершенства (Кол. 3. 14). 107. Мф. 5. 44, 48; Лк. 6. 32, 36. 108. Мф. 5. 7; 1 Ин. 2. 13. 109. Мф. 6. 14. 15. 110.  …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будете святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1. 15, 16). 111. Преподобный Сисой Великий. Алфавитный патерик и Четьи-Минеи июля 6 дня. 112. Ср.: 1 Тим. 5. 5, 6. 113.  Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7. 10). 114. Лествица. Слово 18: «О нечувствии или умерщвлении души». 115.  …ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3. 1). 116. Гал. 5. 24. 117. Святой Исаак Сирский. Слово 2. 118. В слове покланяемый пишется а, так как произошло оно от слова покланяти — преклонить колена, кланяться, отдавать почтение. Слово же поклонение означало приветствие, уважение, благоговение, то есть наружное выражение нашего смирения и покорности пред Богом. — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Итак, из псалмов иные вовсе не надписаны; другие имеют у нас в надписании имя Пророка, но не имеют у Евреев; у иных надписанием служит просто имя Давида; а у других вместе с сим именем надписывается нечто и другое, или «хвала» (Пс.90) и (Пс.144), или «песнь» (Пс.75), или «псалом» (Пс.3), или «разума» (Пс.31), или «молитва» (Пс.16), или «исхода скинии» (Пс.28), или «обновления» (Пс.29), или «изступления» (Пс.30), или «в воспоминание» (Пс.69), или «во исповедание» (Пс.99), или «отроку Господню» (Пс.35), или «Идифуму» (Пс.38), или «Емаву Израелитянину» (Пс.87). В других псалмах делается надписание из некоторого сочетания сих имен или речений, одно к другому приписанных: так надписание делается из сочетания поставленных при имени Давида речений: «песнь псалма» (Пс.65), или «псалом песни» (Пс.67), или «песнь» , или «псалом» , или «в песнех псалом» (Пс.66), или «в песнех разума» (Пс.53), или «молитва Давиду» (Пс.85), или «молитва нищаго» (Пс.101), или «хвала песни» (Пс.92) и других тому подобных речений. Опять и с сим вместе в других псалмах надписывается нечто иное. Всего чаще пишется: «в конец» ; но с сим речением надписываются вместе и другие различные по виду и смыслу: так, например, пишется: или «о имущих изменитися» (Пс.68), или «о тайных» (Пс.45), или «о наследствующем» (Пс.5), или «о осмей» (Пс.11), или «о точилех» (Пс.8), или о «заступлении утреннем» (Пс.21), или о «Маелефе» (Пс.52), или «о людех, от святых удаленных» (Пс.55), или «да не растлиши» (Пс.74), или «в столпописание» (Пс.59), или то и другое вместе (Пс.56 и Пс.58), или «о Соломоне» (Пс.71), или «песнь о возлюбленнем» (Пс.44), или «о тайных сына» (Пс.9), или «во исповедание» (Пс.99); или какое-нибудь историческое обстоятельство, например: когда «был в вертепе» (Пс.141), или «внегда посла Саул, еже умертвити его» (Пс.58), или «внегда быша в пустыни» (Пс.62), или «о словесех Хусиевых» (Пс.7), или «внегда измени лице свое пред Авимелехом» (Пс.33), или «внегда приити Зифеем» (Пс.53), или «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу» (Пс.51), или во дни, когда «избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули» (Пс.17), или «внегда возвратися Иоав, и порази дебрь солей, дванадесять тысящь» (Пс.59), или «внегда внити к нему Нафану Пророку, егда вниде к Вирсавии» (Пс.50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» ( Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «Εξομολογεσθε τ Κυρ, τι Χριστς...» (греч.-        : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон , стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (                    ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время. Пасха Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени).

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

Значение Псалтири для Богослужений    В Псалтири есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Поэтому неудивительно исключительно широкое применение Псалтири при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Псалмы начали употреблять при принесении ежедневных жертв, в субботы и праздники. Давид ввел при пении псалмов употребление музыкальных инструментов: струнных, духовых и ударных — гуслей, тимпанов, псалтыри, кимвалов, труб и других. Господь Иисус Христос молился словами псалмов, например: после Тайной вечери, «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви первых веков христианства Псалтирь часто употреблялась для молитвы (см. Еф. 5:19; Кол. 3:16; 1 Кор. 14:26). В IV веке для удобства чтения Псалтири на богослужениях она была разделена на 20 частей — «кафизм». В наше время Псалтирь в полном смысле слова христианизирована. Это значит, что Церковь вкладывает во все ее выражения христианский смысл, а ветхозаветный элемент, имеющийся в ней, отходит на задний план. Слова в псалмах: «восстани», «воскресни, Господи» возводят нашу мысль к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю, — в смысле духовных врагов, а имя Израиля — в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов — как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона — как спасение во Христе. Вот перечень псалмов, употребляемых на богослужениях:    На утрени — вначале: Пс.10, Пс.20; шестопсалмие: Пс.3, Пс.37, Пс.62, Пс.87, Пс.102, Пс.142; перед каноном: Пс.50; хвалительные псалмы: Пс.148, Пс.149, Пс.150.    На часах — Первый: Пс.5, Пс.89, Пс.100. Третий: Пс.16, Пс.24, Пс.50. Шестой: Пс.53, Пс.54, Пс.90. Девятый: Пс.83, Пс.84, Пс.85.    На вечерне — предначинательный псалом: Пс.103; «Блажен муж»: Пс.1; на «Господи воззвах»: Пс.140, Пс.141, Пс.129, Пс.116; в конце вечерни: Пс.33.    На литургии: Пс.102, Пс.145.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слава, и ныне: повторяем то же. По 2 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: До зачатия, чистая,/была посвящена Ты Богу/и, на земле родившись,/принесена Ему ныне в дар/во исполнение отеческого обещания./В храм же божественный отданная,/как поистине божественный храм,/с младенчества в чистоте со светлыми светильниками,/явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света./Поистине велико шествие Твое,/единственная Божия Невеста и Приснодева. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Величаем Тебя,/пресвятая Дева,/богоизбранная Отроковица,/и почитаем в храм Господень/вхождение Твоё. Псалом избранный Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его. Пс 47:2 Прекрасно утверждённой, радости всей земли! Пс 47:3а Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:3 Город Царя великого. Пс 47:3в Как мы слышали, так и увидели. Пс 47:9а Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Пс 47:9б Бог основал его навек. Пс 47:9в Освятил обитель Свою Всевышний. Пс 45:5б Святость и великолепие во святилище Его. Пс 95:6б Свят храм Твой, дивен в правде. Пс 64:5г Это – врата Господни, праведные войдут в них. Пс 117:20 Предстала Царица справа от Тебя. Пс 44:10б В одежду златотканную облачённая, изукрашенная. Пс 44:10в Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:13б Дочери царей в почёте у Тебя. Пс 44:10а Вся слава Дочери Царя внутри. Пс 44:14а Золотою бахромой Она одета, изукрашена. Пс 44:14б Приведутся к Царю девы вслед за Ней. Пс 44:15а Подруг Её приведут к Тебе. Пс 44:15б Приведут в веселии и радости, введут во храм Царя. Пс 44:16 Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:11а И забудь народ Твой и дом отца Твоего. Пс 44:11б Ибо возжелал Царь красоты Твоей. Пс 44:12а Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Пс 44:18а Мы приняли, Боже, милость Твою посреди народа Твоего. Пс 47:10 Потому народы прославят Тебя вовек и во век века. Пс 44:18б После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: Да ликует песнописец Давид,/и Иоаким с Анною да торжествует,/ибо Дитя святое от них произошло –/Мария, светоносная божественная Свеча;/и ныне радуется Она, входя во храм;/и благословил, Её увидев, Варахиин сын/и радостно восклицал:/«Радуйся, чудо всемирное!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Пс. 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой. Пс. 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу. Пс. 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена. Пс. 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними. Пс. 56. Страдающим от головной боли, которая происходит от великой скорби. Пс. 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям. Пс. 58. Немым, да даст им Господь дар речи. Пс. 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно. Пс. 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха. Пс. 61. Да избавит Господь от напастей слабого, чтобы тот не жаловался. Пс. 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе. Пс. 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк (укушенным преподобный советовал также давать святую воду). Пс. 64. Да процветают купцы, и чтобы не обманывали они простаков своими длинными речами. Пс. 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, да не ввергнет семью в скорбь. Пс. 66. На благословение курятников. Пс. 67. Да излечится страдающая выкидышами. Пс. 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома. Пс. 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь. Пс. 70. Одиноким, которые, по козням бесовским, наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит. Пс. 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне. Пс. 72. Да покаются разбойники. Пс. 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню. Пс. 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, и работников. Пс. 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь. Пс. 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей. Пс. 77. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Но в общей сумме всех иллюстраций оказывается даже и известный порядок евангельских сцен, составленный главным образом из Страстей Христовых: Христос перед судом, Распятие, Воскресение и Вознесение, которые повторяются намеренно целой серией несколько раз. Около шести случаев непрерывного следования этих сцен: Пс. 9:33  – Христос полулежащий перед гробом ( τφος); Пс. 21:18–19 – приготовление к Распятию, Пс. 23:9  – Вознесение; Пс. 34:11  – Христос на суде (замечательно, что суд происходит перед тремя судьями, Синедрион, как в мозаиках S. Apollinare Nuovo в Равенне; здесь по толкованию Кирилла и Гезихия); Пс. 35:13, 37:12, 38:13, 40:10  – Христа берут воины, Вечеря и пр.; Пс. 43:24  – Воскресение; Пс. 46:6  – Вознесение; Пс. 67:2  – Воскресение; Пс. 68:10.20.22 , Пс. 73:12  – Страсти; Пс. 87:6  – Погребение, и затем вновь тот же порядок. Кроме сцен Страстей, наиболее идущие к содержанию Псалмов миниатюры представляют Рождество ( Пс. 2 ; в Углич. Псалтыри Пс. 90 ), Вход в Иерусалим ( Пс. 8:3 ), Воскрешение Лазаря ( Пс. 29:4 , в Углич. Псалтыри Пс. 48 ) – сцена любопытная тем, что в барберинском кодексе изображен луч света, идущий от Христа и заставляющий корчиться «ад», изображенный в виде Силена, от которого улетает по лучу освобожденная маленькая мужская фигура души Лазаря. Любопытна также символическая миниатюра, представляющая Закхея на дереве, жену истекающую кровью и блудницу к Пс. 84 . К словам Пс. 33:9  «вкусите и видите» – чудо насыщении пяти тысяч. Крещение ( Пс. 28:3 , в Углич. Псалтыри Пс. 73 ) изображено в Барбер. с убегающим Иорданом; оно же к Пс. 113:3 , где выражение «море побеже» послужило мотивом для известного перевода этого сюжета с Морем и Иорданом разбегающимися, и к словам «ты стерл еси главу змиев» Пс. 73:13  – в воде змей в крови. Из Богородичных праздников встречаем Благовещение ( Пс. 44:3 ), Введение ( Пс. 44:15 ), любопытную миниатюру сцены, именуемой «Целование Елисаветы» ( Пс. 84:11  «милость и истина сретятся»), где под домами видны маленькие фигуры Христа и Иоанна младенцев, также приветствующих друг друга, – очевидно, оригинал употребительного позднее перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Скр., ч. II, гл. 4, § 6). После того как присутствующими при утрени была услышана песнь ангельская о рождении Спасителя и сознано ими в глубине души греховное их состояние, и при этом мысль их осветилась надеждою на милосердного Спасителя – произносится то же моление, какое и в начале вечерни, именно – великая ектения: «Миром Господу помолимся». В ней выражаются прошения о благах телесных и о духовных и, главным образом, о тех, которых лишились люди с изгнанием Адама из рая. но которые могут получить по явлении Господа на земле. После ектении следует славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира: «Бог Господь и явися (πψανεν) нам ( Пс.117:27 ), благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:26 ), т. е., Господь есть Бог и Он явился нам, и благословен тот, кто идет во имя Господне. Это славословие составляет как бы продолжение ангельского песнопения, возглашенного пред чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». При пении «Бог Господь и явися нам» читаются стихи 117-го псалма, в которых возвещается благость и милость Господа: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» ( Пс.117:1 ) и раскрывается пророчество о Спасителе мира: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс.117:11 ); «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» ( Пс.117:17 ); «Камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших» ( Пс.117:22, 23 ). В дни сокрушения и печали, – в дни поста 427 , а также и в дни, назначенные Церковью для поминовения умерших 428 , вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», что означает: «Хвалите Господа», «Господь грядет». Эта песнь дает мысль о первом пришествии Господа для спасения людей и о последнем и страшном пришествии Его для суда. В стихах внушается учиться правде Божией и призывается гнев Божий на нечестивых. При пении «Аллилуиа», в дни поста четыре стиха из песни пророка Исаии, которая стихословится пред 5-й песнью канона: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли» ( Ис.26:9 ); «Правде научитеся, живущий на земли»; «Зависть приимет люди ненаказанныя» (Сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010