Никто потому не оставайся не просвещенным и не уврачеванным; но да приступает с верою, и приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего (Пс. 23, 5). О, неизреченное человеколюбие! Он из несущих привел нас в бытие, падших опять возставил, и третью даровал нам благодать — монашеское совершенство. Но если и еще согрешаем, не отвращается, а приемлет приступающих: когда сокрушены, подает отраду; когда плачем, утешает; когда течем, намащает; когда изнемогаем, укрепляет; когда уранены, врачует, и когда на самое дно ада готовы бываем низринуться, простирает руку и человеколюбно изъемлет из 6еды такой; так что по справедливости каждому прилично было бы говорить: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17). Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс. 117, 13). И всякий знает, в какия впадал искушения, и как тотчас обретал Бога помощником себе в скорбях своих. Ктому же, нас алчущих питает Всеблагий телесно каждогодными плодоносиями, духовно пречистыми тайнами, паче матери и доилицы, желая нас и объемля любительно. Мать млеком питает чадо свое до времени; истинный же Владыка наш и Отец собственное тело Свое дает нам в пищу и питие, и это всегда О, неизследованная благостыня! О, непревосходимый дар! 2) Таковаго же Благодетеля как не любить? Как не вожделевать? И как не прилепляться к Нему до неразрывности? — И подлинно, если не будем к Нему так расположены, небо возопиет и земля возстенает на нас, и самые камни обличать будут нас в безчувственности. Посему, чтоб сего не было, крепко емлемся за возлюбление Его, крайне ненавидя диавола и отвращаясь от него. Ибо как благодетеля следует любить и вожделевать в миру благодеяний Его; так в миру злодейств должно ненавидеть лукаваго и отвращаться от него. Ибо он есть губитель жизни нашей; он — человекоубийца искони, по слову Господа (Ин. 8, 44); он на безчисленное множество сект разсек род наш, по мудрованиям их, многими стрелами греховными уязвляет его и ищет совсем поглотить его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

20–22. 28–32; 15:10–11; 88:27–30; 39:4, 7–9; 131:11, 13, 17–18; 44:3, 4, 6–8, 17, 18; 71:5, 7, 11–14, 17, 19; 23:7–10; 8:5–9; 68:5, 10, 22 и др.). Но большею частью, как в этих, так и во многих других псалмах Давид пророчествовал о Мессии в прообразовательно-пророческой форме (См. напр. 21:1–3, 8–9, 12, 16, 18; 2:1–9; 109:7; 44:5. 9–19, 7–9. 15; 117:22, 25, 26; 40; 54; 87; 108 и др.), по поводу различных обстоятельств своей жизни и жизни близких ему лиц. Конечно, более важны мессианские псалмы с непосредственно-пророческою формою выражения и особенно те, в которых сообщались новые откровения о Мессии, но для богослова не менее дороги и те псалмы, в которых сделаны только прообразовательно-пророческие указания на Мессию; особенно когда эти указания совершались в псалмах не мимоходом (как напр. в 50, 142 пс.), а напротив, когда эти указания имеют самое существенное значение, занимают самые важные основные места (как напр. ст. 7–9, в 39 пс., 5–9 в 8 пс.) и когда поэтому является возможность и даже необходимость мессианского объяснения всего псалма без всяких исключений. Западные и особенно немецкие экзегеты в этом многоразличии форм выражения мессианского учения в псалмах чаще всего ищут оснований для отрицания мессианского значения псалмов, но в нашем исследовании было показано, как эти экзегеты далеки от истины во всех своих отрицательных суждениях, только подрывающих наше уважение к их авторитету, признаваемому у нас очень многими совершенно не по действительному достоинству их. Полное неверие не обращает внимания ни на формы выражения мессианских пророчеств, ни на содержание самых пророчеств, ни на исполнение их, – оно всё без различия считает фикциями, но с этим ум человеческий вступает во врата болезненного, абсолютного скептицизма, для которого не существует уже никакого критерия, которым руководилось и руководится здравомыслящее человечество и в особенности благомыслящие богословы. 1 Под Псалмами здесь очевидно разумеется весь состав 3 части ветхозаветных писаний, известный под названием преимущественно и прежде всего, – книга Псалмов, как самая важнейшая книга этой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Авв.3:14. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней.    Слово: «изступление» в богодухновенном Писании понимается в различных смыслах. Иногда оно означает ужас, как в том случае, когда говорится о грехах Израиля: «ужасеся небо о сем» (Иер.2:12), и опять: «ужас и страшная содеяшася на земли» (Иер.5:30). Иногда же изменение нравов и жизни от земного настроения к некоему божественному и духовному. Так божественный Павел пишет некоторым и говорит: «аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам» (2Кор.5:13). Как уклонение от постыдного к лучшему мы называем «изступлением», приятным Богу, так и переход от доброго к постыдному мы считаем «изступлением» дурным и бесславным. В таком именно «изступлении» бывшие «сильных главы разсекл еси». Намекает, несомненно, на вождей Израиля — книжников и фарисеев, и священнодействовавших по земному; ибо они действительно уклонились от правомыслия и благих намерений, и от любви к Богу, не приняв Сына, напротив, убив Его, хотя знали и говорили: «сей есть наследник» (Мф.21:38). А какой именно способ рассечения можно разуметь, это вероятно объясняет блаженный Давид, говоря Спасителю всех Богу: «раздели я в живот их» (Пс.16:14), ибо «бысть часть Божия... и уже наследия его Исраиль» (Втор.32:9—10). Но после того как они нечестиво вознеистовствовали против Сына, — возлюбленный стал отверженным и разделенным, лишился упования уверовавших, участия в наследии, и стал отверженным и удаленным от лицезрения, и оказался на втором месте и позади язычников, которые в себе самих говорят следующее: «благословени мы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс.113:23). «Бог Господь и явися нам» (Пс.117:27). Итак, рассечен был Израиль, и, лишившись благословения, стал частью не Бога, но дьявола, презреннейшей и нечистой. Потом говорит об исступлении, потому что «сотрясутся в ней», то есть падут; ибо, что находится в потрясении и сильном движении, то близко к падению. Плачет об их многообразной погибели и пророк, говоря: «дом Исраилев падеся,... и несть возставляющаго» и (Ам.5:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

Но представим: прокрался недостойный, скрылся от стрегущих небесные врата, возлёг на пиру Господнем! Вошёл Господин пира. Увидев человека, не одетого в брачную одежду веры, то есть не сохранившего веру и мир, Он бросит его во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов ( Мф.22:11:13 ). 16. Seruemus igitur nuptiale quod accepimus uestimentum nec Christo propria denegemus, quem omnipotentem adnuntiant angeli, profetae significant, apostoli testificantur, sicut iam supra ostendimus. Давайте же сохраним данную нам брачную одежду и не откажем Христу в том, что Ему принадлежит: всемогущим Его называют ангелы, возвещают пророки и свидетельствуют апостолы, как мы уже показали 424 . 17. Et fortasse non de istius tantummodo caeli portis propheta dixerit quod praeteribit. Et alios enim «caelos» dei uerbum «penetrat», de quibus dictum est: Habemus enim sacerdotem magnum principem sacerdotum, qui pertransiuit caelos, lesum, filium dei. Qui sunt isti caeli nisi et hi, de quibus dicit propheta: Caeli enarrant gloriam deP. Возможно, пророк говорил не только о вратах этого преходящего неба, ведь Слово Божье проникает и в другие небеса, о которых сказано: Имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия ( Евр.4:14 ). Что это за небеса, если не те, о которых говорит пророк: Небеса проповедают славу Божию ( Пс.18:2 )? 18. Stat enim Christus ad ianuam mentis tuae. Audi eum dicentem: Ecce, steti ad ianuam et pulso. Si quis mihi aperuerit, ingrediar ad eum et cenabo cum eo et ipse тесит. Et ecclesia de eo dicit: Vox fratemi mei pulsat ad ianuam. 19. Ergo secundum superius exemplum stat, et non solus stat, sed praecedunt eum angeli, qui dicunt: Tollite portas, principes uestri. Quas portas? Illas utique, de quibus et alibi dicit: Aperite mihi portas iustitiae. Aperi ergo Christo portas tuas, ut ingrediatur in te, aperi portas iustitiae, aperi portas pudicitiae, aperi portas fortitudinis atque sapientiae. И вот Он стоит, и стоит не один, но с сонмом ангелов, восклицающих: Поднимите врата, правители ваши ( Пс.23:7 ). Какие врата? Конечно, те, о которых Он говорит в другом месте: Отворите Мне врата правды! ( Пс.117:19 ). Итак, открой Христу врата свои, чтобы Он вступил в тебя, открой врата правды, открой врата скромности, врата мужества и мудрости! 425

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Не бойся, отец, за меня, раба твоего, совершенно отверженного. Подлинно, я - отребье неба и земли и охладел более всякого человека. Однако дерзаю говорить, как имеющий добрую надежду, хотя и недостойно, глядя ввысь, укрепляемый твоим предстательством, не превозносясь тем, что я потерпел, но укоряя себя за то, что терпел не мужественно и не как следует, но мало и незначительно в сравнении с животворными страданиями святых. Ибо я читал о многих мученических подвигах, описанных в двенадцати книгах, так что сердце содрогалось, и не смею сказать, что я потерпел что-нибудь ради Христа. А что вожделеннее, отец, - напоминаю, как раб, - страданий ради Него? Воззри, отец, ввысь; смотри на Господа, представляй лики Ангелов, воображай сонмы святых, созерцай сидящего на высоко превознесенном престоле Судию мира, Который провозгласит тебя верным рабом, хранителем Его заповедей и, что еще больше, - исповедником. Куда Он пошлет тебя потом? Не в огонь вечный, который принимает не покоряющихся закону Его, но в живоносную обитель, в бессмертный покой, в беспредельную радость. Войди, - скажет, - в радость Господа твоего (Мф.25:23). Взоры всех нас обращены на тебя, все мы сильны духом, когда ты стоишь твердо. Да будет с тобой еще более помощь Божия, ограждающая тебя, укрепляющая тебя, утверждающая тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся того, что сделал тебе человек, или, может быть, сделает (Пс.117:6). Ты надеешься на Господа, ты - гора Сион, не подвигнешься вовек (Пс.124:1), ибо в тебе обитает Основатель и Создатель вышнего Иерусалима. Убегай от ядовитых и обольстительных речей, искушающих тебя, подобно змеям, и желающих удалить тебя от животворного древа истины, и, однажды утвердившись в истине, утвердившись до совершенной непоколебимости на многих свидетельствах Священного Писания, и отчасти - благочестивых людей, будь внимателен, чтобы тебе получить и похвалу, которая содержится в следующем изречении: делающий так не поколеблется вовек (Пс.15:5). Братья все здоровы: господин диакон, отец мой, брат мой любезный, а ныне еще более достойный любви, и прочие возлюбленные и почтенные мои братья и твои дети. О них всех вместе со мной молись, отец. Все они совершают доброе течение; одного только желают - твоего здоровья в Господе, и все то, что они терпят, переносится легко. Конечно, мы и скорбим, и сетуем, и скучаем, и унываем, и имеем множество порочных помыслов, ибо невозможно без печалей пройти настоящую жизнь, но укрепляемся надеждой и твоими молитвами. Обо мне же молись, отец, ибо я изучаю святого Исаию, и скажи мне, желаешь ли ты, чтобы я, кроме того, что пишу, еще и читал письма. Послание 3. К нему же

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

23 Июня. 4810 «Во благоволении Твоем вознесется рог наш»! ( Пс.88:18 ). Если бы не было воли Божией, никакие усилия народов стать славными не осуществились бы. Один Господь – сила и судьба народов. Он возвышает иногда народы того не заслуживающие, для того, чтобы вразумлял тех, которые хотя и более заслуживают благоволения Божия, но не радеют о сем и уклоняются от путей истинных, им предначертанных. 24 Июня. 4811 «Отриновен, превратихся пасти, и Господь прият мя» ( Пс.117 ). Стоит только Господу отринуть меня от покровительства Своего хотя на минуту, как бедный я изменился бы тотчас же (превратихся) до возможности падения. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего. 25 Июня. 4812 Бойся не только грубых падений, но и тонких, – помыслов и мечтательных вожделений. Многие из за них погибнут и погубят все свои приобретения. И враг многих не доводит до грубого падения нарочно, чтобы не пробудить в человеке спящей совести и не вызвать в нем сильнейших порывов раскаяния и Богоугождения, достигая помыслами того, чего не достиг бы увлечением к грубому падению. 26 Июня. 4813 Господи! Ты еси прибежище от скорби, обдержащия мя, Радосте моя, избави мя от обышедших мя (32 пс. 7 ст.). Так мы часто вопием ко Господу в скорбях наших, а думаем ли об этом до наступления скорби! Не предпочитаем ли делать своим прибежищем «князи и сыны человеческия», и радостью своею не считаем ли суетные мирские удовольствия? 27 Июня. 4814 «Иисус, исполнь Духа Св., был 40 дней искушаем от диавола»... ( Лк.4:2 ). Вот – и полнота Духа Св., и искушение дьявольское. То и другое рядом и у нас возможно, чтобы мняйся стояти боялся падений, и искушаемый от диавола не терял надежды и веры в живущую в нас благодать Духа Божия, без которой мы и одного мгновения не уцелели бы от падения. 28 Июня. 4815 Спаянные хорошо вещи иногда ломаются легче в местах неспаянных. Так и душа, по спаянии слезами покаяния и сокрушения сердечного надорванных мест, труднее поддается на новые падения и ломки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   Итак, мужайся и укрепляйся о Господе, терпя искушения, и снова придет благодать. 23. «А палка — защита от всякой страсти»    Благодать всегда предшествует искушению, предупреждая и говоря: «Будь готов и затвори свои двери».    Когда видишь в своем сердце утешение, в своем уме — просвещение и созерцание, то сразу будь готов. Не говори: «Мне дано успокоение», но, зарядив свое оружие — слезы, пост, бдение и молитву, — приставь часовых к чувствам, чтобы охранять ум.    Каким образом начнется сражение? От бесов? От людей? Или от твоего собственного естества? Не смыкай глаз, пока труба не протрубит бой. И когда произойдет битва, тебе будут видны твои подвиг и победа.    Тогда тебе, несомненно, нужно бояться, когда в тебе действует благодать. Если же видишь, что тебя отовсюду душат искушения и скорби, тогда радуйся. Не печалься, не ропщи, не унывай. Ободряй себя, ибо к тебе придут радость и утешение.    Говори: «Мужайся, душа моя. Это только искушение, испытание, скорбь, а потом на многие дни у тебя будет мир, и радость, и благодать». Говори: «Благодарю Тебя, Христе мой, ибо в скорби распространил мя еси, и, наказуя, наказал мя еси, и извел еси в покой душу мою» (Пс. 4:2; Пс. 117:18; Пс. 65:12).    А палка — защита от всякой страсти. И бесы ее боятся и трепещут, видя, что человек наказывает себя, как мученик, ради любви Христовой.    Время от времени, когда страсти восстают против души и хотят сбросить всадника — ум, когда каждая страсть поднимает голову, повелевай ей: «Молчи, престани» (Мк. 4:39)! Иначе поработает жезл!»    Приходит, например, помысел и огорчает тебя в церкви: «Почему снова поет твой брат, а не ты, хотя и твоя очередь?» Ты ему говоришь: «Лучше, чтобы порадовался мой брат, а не я». Помысел настаивает: «Но почему, ведь так было бы справедливо и правильно?» Ты скажи ему: «Диавол, оставь меня!» И погрузись умом в Иисусову молитву. Восстает искуситель, хочет извести: «Ну нет, почему?» — «Ладно, — скажи ему, — ладно! Подожди немножко — я тебе скажу, почему!»    И сразу под какимнибудь предлогом выйди из церкви и поспеши в свою келлию. Там возьми палку и скажи с гневом: «Вот твое «почему», диавол, вот оно! Вот справедливость, которой ты у меня просил, получай же!» И, нанеся ему рану в своем теле, ты жалуешься на него Христу как на виновника твоей боли. Убегает, трепеща, бес, приходит Христос, наполняет тебя умилением, облегчает страсть, и ты научаешься искусству побеждать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

Значение В. Завета вообще, как прообраза Нового, центром которых является Христос, выясняется в Новом Завете, или лучше во Христе, как предмете, тенью Которого был В. Завет; в нем узнается предмет, «когда обращаются ко Господу» ( 2Кор.3:16 ). Так широко смотрит на В. Завет Сам Христос, когда говорит Лк.24:44–45 . В самом деле – ведь для непосредственного разумения ясно, что псалмопевец в 8 пс. восхваляет величие Божие, которое так неотразимо действует на всех, что «из уст младенцев и грудных детей» Божиим усмотрением оно вызывает хвалу. А Христос это относит к Себе ( Мф.21:16 ). Под камнем, отвергнутым строителями ( Пс.117:22–23 ), Давид разумел себя, а Спаситель видит Себя ( Мф.21:42 ). «Порази пастыря и рассеются овцы» ( Зах.13:7 ). Несомненно под пастырем разумеется руководитель еврейского народа, а Христос берет его Как прообраз Свой. А пр. Давид, когда говорил, что евший с ним хлеб, поднял на него пяту, разве разумел под собою и Христа? Христос и в этом созерцает Свой прообраз ( Ин.13:18 ). Кому даже из ветхозаветных праведников приходило на мысль во всем этом и т. п. видеть прообраз Христа? А свв. Апостолы еще шире смотрели на В.З., как на прообраз Нового, Христа. Достаточно в этом отношении обратить внимание на Ев. Матвея. Здесь не только такие события из жизни Еврейского народа, как избиение его пленившими, вызвавшее как бы плачь Рахили, является прообразом избиения Вифлеемских младенцев за Христа ( Иер.31:15 – Мф.2:17–18 ), но и исход Евреев из Египта знаменовал возвращение оттуда Спасителя ( Ос.11:1 – Мф.2:15 ) и даже название подвига назаретства прообразовало поселение Христа в г. Назарете ( Суд. 13, 5 – Мф. 2:25 ). А что сказать об Ап. Павле? Он прямо захватывает в прообраз всю жизнь В. Завета ( Втор.30:12–14 – Рим.10:6–8 ). Даже природу и ее явления он вкладывает, как прообраз, в события Церкви Христовой: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глоголы их» ( Пс.18:5 – Рим.10:17–18 ). При таком воззрении на В. Завет, разве можно допустить, чтобы ветхозаветные жертвы, центром которых был пасхальный агнец, составлявшие душу религиозно церковной жизни Еврейского народа, могли остаться вне прямого отношения ко Христу, чтобы преобразовательное значение их было измышлено католиками и повторяемо протестантами? Вне всякого сомнения, все это имело ближайшее отношение к Голгофской жертве.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010