Это было издревле предначертано как бы в образе: Авраам был патриархом тех и других, т.е. необрезанных и обрезанных. Но там — только образ, а здесь — истина. «Стал во главу угла», т.е. соединил тот и другой народ. «От Господа было это, и дивно в очах наших» (Пс.117:23). Что значит: «от Господа было это»? Совершившееся, говорит, не было делом человече­ским; никто ни из людей, ни из ангелов, ни из арханге­лов, не мог составить такого угла; не мог сделать этого ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, но только один Бог; это собственно — Его дело. Другой переводчик (Акила) гово­рит: «от Господа было сие» (τοτο), т.е. это чудное и необычайное дело — составление угла. «И дивно в очах наших». Кто дивен? Угол, союз двух народов в деле благочестия, потому что и из иудеев уверовали многие тысячи, и апостолы были из иудеев. Хорошо он сказал: «в очах наших», по­тому что это дивное дело очевидно не для всех. И кто не изумится, кто не удивится тому, что там, где распят Христос, покланяются Христу, и распявшие Его — в бесчестии, а покло­няющиеся Ему — во славе? По всей земле прошло слово Его, при­соединяя всех к истине. Оно дивно и для тех, которые как-нибудь узнают об нем, а гораздо очевиднее и яснее для верующих. Поэтому он и сказал: «в очах наших». «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс.117:24). Под «днем» он разумеет здесь не течение солнца, но важные дела, совершившиеся в продолжение его, Как, называя день худым, разумеют не течение солнца, а случившиеся в про­должение его бедствия, так и под днем хорошим разумеют совершившиеся в продолжение его хорошие дела. Смысл слов его следующий: дивные дела, совершившиеся в этот день, совершил сам Бог, потому что совершать подобные дела свой­ственно только Его единой деснице.    6. Так, что может сравниться с тем днем, в который совершилось примирение Бога с людьми, прекращена долговременная борьба, земля сделалась небом, люди, недостойные земли, явились достойными царства (небесного), начаток нашего естества вознесен превыше небес, отверст рай, возвращено нам древнее отечество, уничтожено проклятие, изглажден грех, осужденные законом получили спасение без закона, вся земля и море познали своего Господа, совершилось множество и дру­гих дел, которых теперь исчислить невозможно? Представляя все это, пророк приписывает все Богу и внушает, что эти события суть дела Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я бодрствовал и стал как воробей, живущий один (µονζον) на кровле ( Пс.101:8 LXX) 7 . 18 . Против помысла, который упрекает нас за то, что мы воздерживаемся от масла, и который не помнит, что и Давид поступал так и сказал: Колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась от недостатка елея ( Пс.108:24 ) 8 . 19 . Против помыслов, которые мешают нам вести наш образ жизни, вселяя в нас страх и говоря: «Жалкая смерть бывает от строгого поста»: Не умру, но буду жить, и буду рассказывать о делах Господних ( Пс.117:17 ). 20 . Против помыслов, убеждающих меня немного отступить от частых бдений и дать небольшой отдых слабому и жалкому телу: Не войду под кров (σκνωµα) дома моего, не взойду на ложе постели моей; не дам сна очам моим, ни сонливости векам моим, ни покоя вискам моим, доколе не найду места для Господа, скинии для Бога Иакова ( Пс.131:3–5 ). Из Притчей Соломона 21 . Против помыслов, предсказывающих нам скорое наступление голода или какого иного бедствия: Господь не уморит голодом души праведной, но ниспровергнет жизнь нечестивых ( Притч.10:3 LXX). 22 . Против помысла, внушающего мне желание вина под предлогом, что печени и селезенке вредит вода: Тот, кто услаждается за винными пирами (ν ονων διατριβας), тот оставит бесчестие в твердынях своих ( Притч.12 :11а LXX) 9 . 23 . Против помысла, связанного заботой о стремлении к пище и отвергающего заботу о достижениях в добродетели: У всякого бережливого – изобилие, а угождающий и нерадивый будет в нужде ( Притч.14:23 LXX) 10 . 24 . Против помысла, который печалится при простой пище и сухом хлебе: Лучше кусок черствого хлеба с удовольствием в мире, нежели дом, полный множества благ и несправедливых жертв с раздорами ( Притч.17:1 LXX) 11 . 25 . Против помыслов, убеждающих нас в праздничный день проявить милость к своему телу, предложив ему несколько изысканных блюд: Не полезна глупцу услада, и тем более, если слуга начинает властвовать с высокомерием ( Притч.19:10 LXX) 12 . 26 . Против помысла, который при отсутствии серьезной болезни уговаривает нас пить вино и внушает нам боль в желудке и кишечнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы). Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить – подле его бесспорной умилительности – за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится. Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13). – В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. – аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» ( Пс. 118:1 ), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. – ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 – 16 и 17–32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1Тим. 1, 17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8, 19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Археологические раскопки показывают, что ограда сооружалась из нетесаных камней, а точило было каменным углублением, куда стекал сок, когда работники топтали ногами собранный виноград. На вершинебашни находился сторожевой пост, где наблюдатель мог увидеть приближавшихся грабителей, а сама она использовалась как жилище для сезонных работников.     12:2. С работниками рассчитывались во время сбора урожая, и от четверти до половины заработка часто выплачивали натурой.     12:3—5. Землевладельцы всегда имели право (обусловленное их социальным положением и подкрепленное законом) диктовать свою волю арендаторам. Известно, что некоторые из них даже нанимали убийц длярасправы с неугодными арендаторами. Здесь же арендаторы действуют так, как будто это они обладают властью, и распоряжаются ею без всякого снисхождения (в отличие от великодушного хозяина виноградника). Такая картина отражает реальную ситуацию, известную по еврейским преданиям: Израиль замучил многих пророков, посланных Богом.     12:6. В свете 1и 9слова о «сыне, любезном ему», несомненно, относятся к Иисусу и, возможно, связаны с Быт. 22:2, где сходное древнееврейское выражение подчеркивает трагический пафос, заключенный в готовности Авраама принести в жертву своего единственного сына Исаака.     12:7,8. Виноградари слишком размечтались о наследстве. Хотя они могли получить его при определенных условиях в законном порядке, владелец мог тоже поставить свои условия (а после их злодеяний, несомненно, поставил бы), чтобы виноградник унаследовал кто-то другой; кроме того, его могли конфисковать римские власти. Эта история представляет виноградарей более злыми и неразумными, чем могли быть реальныеработники; совершенно очевидно, что они символизируют религиозных вождей, которые служат не Богу, а себе (12:12).     12:9. Древние читатели Матфея, вероятно, недоумевали, почему хозяин виноградника не пришел раньше и не выгнал этих работников.     12:10—12. Этот текст из Пс. 117:22,23, как и тексты 117:25,26, цитируемые в Мк. 11:9,10, принадлежит к гимнам восхваления, Hallel. Речь идет о строительстве храма (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник. Псалмы дневные и праздничные    Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92.    В особо важных случаях пелись особые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (напр. пс. 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105—106, 112—118, 134—135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства.    По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса, где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея).    В праздник Пасхи и 50-цы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113—118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, (с. 6) состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс. 117—135, или 119—133 (степенные псалмы), или 134—136. Стихи одного из этих псалмов117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники). По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов). Значение и характер ветхозаветного храмового пения    Для пения псалмов за богослужением еще Давид отделил 4000 певцов и музыкантов из 38000 всех левитов; с этого времени образовалась у евреев своего рода наследственная каста певцов, сохранившаяся и после плена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

61–64. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах исповедатися Тебе о судбах правды Твоея. Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданием Твоим научи мя. Ужя грешник обязашася мне, – веревками грешных я обязан, или обвинениями и порицаниями клеветников, как сетями, я был опутан (ст. 22–23, 39, С2, 51): но, и при: этом, я не забывал закона Твоего. – Благоговея пред законом Твоим, я вставал в полночь исповедатися Тебе, – чтобы в молитве прославлять Тебя – за судьбы правды Твоей или определения Твоего праведного суда (ст. 55). – Причастник аз есмь всем боящымся Тебе, и хранящим заповеди Твоя, – я сообщник всем, кто хранит в душе благоговейный страх пред Тобой, посему хранит – исполняет и заповеди Твои: и, разумеется, наоборот, не вхожу в общение с теми, «кто ходит на совет нечестивых, стоит на пути грешных и сидит собрании развратителей» (ст. 21–23. Пс.1:1 ). Хранящий такую преданность Закону Божию и ревность к славе Божией имеет и непоколебимую надежду на милость Божию. – Милости Твоей, Господи, полна вся земля, говорит псалмопевец, – ею пользуются не только люди, но и животные ( Пс.32:5 и сл. Пс.35:6–10 ). Научи меня хранить уставы Твои, – чтобы получать от Тебя и милости Твои. 65–68. Благость сотворил ecu с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему: благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. Благ ecu Ты, Господи: и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Ты, Господи, сотворил благо мне, как рабу Твоему, который неизменно предан Твоему Закону, – по слову Твоему: кто исполняет Твой закон, к тому Ты и милостив (ст. 40–42, 49). – Научи меня, Господи, благости, точнее – тому, что служить руководством к благочестию, и разуму – ведению высших истин веры: ибо заповедям Твоим я верую, – признаю, что они даны Тобою Самим, что они ведут человека к блаженству, если только он исполняет их точно и постоянно (ст. 1–2). – Прежде, когда я еще не смирился – не был в уничижении и страдании, я грешил – блуждал на своем пути, не шел к высшей цели жизни: а теперь, когда пострадал от своих заблуждений, я храню Твое слово, – с любовью, благоговением и ревностью, как лучшее руководство к блаженной жизни (ст. 71; ср. ст. 10–11, 32, 34, 38, 45; Пс.117:5–14 и др.). – Благ Ты, Господи, и по благости своей научи меня законам, кои дал Ты для оправдания моего пред Тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

п.), – для этого, само собою понятно, требуется случайность истинно чудесная. Отвергать же чудесность божественную, чтобы на место её поставить иную, положительно не имеющую для себя никакого основания, очевидно, значит поступать в высшей степени странно. Что касается до ещё более странной теории приспособления, то она ещё менее возможна и ещё более немыслима. Такая высоконравственная личность, какою был Иисус Христос, даже по сознанию Штрауса, Ренана и т. п., никак не могла позволить Себе этих приспособлений. Потом, приспособляться должен был не один только Он, и не одни только Его последователи, а и враги Его, убийцы, которым уже не было никакого расчёта приспособляться к мессианским пророчествам Псалтири. Все показанные черты, которыми изображается Мессия в Псалтири, разбросаны по различным псалмам, но все существенные из них находятся в псалмах, которые принадлежали не множеству лиц, а излились из уст одного царственного певца Давида. Поэтому пророческое предызображение Мессии в Псалтири служит непререкаемым свидетельством о великом богатстве мессианских идей, одушевлявших Давида. Богатство же мессианских особенностей, известных Давиду, показывает, что мессианские надежды имели великое значение для души Давида. Он, можно сказать, жил и дышал ими постоянно. Вот почему мессианским характером запечатлено множество псалмов, написанных Давидом по поводу почти всех важнейших случаев его жизни. Так Давид пророчествовал о Мессии: находясь в бегстве от преследований Саула, в пустыне Маон (в 21 пс.), после освобождения от этого преследования (в пс. 68), при вступлении на царство (39), после завоевания Иерусалима, по поводу восстания на него старшего сына Адонии (109), при перенесении ковчега завета в Иерусалим (23), по поводу восстания на него многих народов (2), по случаю торжественных входов в Иерусалим с победы над различными врагами (117, 88, 131), по случаю восстания Авессалома (40), при вступлении Соломона на царский престол (71), по случаю брака Соломона (44). Давид кроме этого обращался к Мессии, пророчествовал о Нём, находясь в чувстве горести, при неизвестных обстоятельствах. Он возносился мыслью к Мессии Спасителю, представляя величие Божие и ничтожество человека (8), при мысли о греховности людской (129) и своей, (50, 142), чувствуя свою человеческую немощь, особенно дававшую себя знать в старости, когда надежда на помощь его обетованного, грядущего Потомка была для него самою животворною силою (118). И умирая, Давид говорил о Мессии ( 2Цар. 23:1–7 .). Таким образом постоянно и всё наводило Давида на мысль о Мессии. Мессианские идеи, поэтому, составляли душу его религиозной жизни. С мессианской точки зрения он смотрел и на всю религиозную жизнь, на счастливую жизнь отдельных праведников (пс. 1:6; 37:18, 23) и всего богоизбранного народа, с его теократией (32, 90, 56 и др. пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы).    Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить - подле его бесспорной умилительности - за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится.    Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13).    - В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. - аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» (Пс. 118:1), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. - ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 - 16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1:17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8:19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глоссы на книги Царств и Паралипоменон составлены по большей части на основе комментариев Рабана Мавра, в к-рых приводятся цитаты из сочинений блж. Иеронима, свт. Григория Великого и Исидора Севильского (Commentaria in libros IV Regum ad Hilduinum; Commentaria in libros II Paralipomenon), а также на основе комментария Беды Достопочтенного на Книги Царств (In Regum librum XXX Quaestiones) и трактата Quaestiones super Regum libros, ошибочно приписываемого тому же автору. Фрагменты свт. Григория Великого заимствуются как из прямой традиции (Expositiones in librum Primum Regum), так и из сборника Патерия. Глоссы на книги Ездры, Неемии и Товита зависят исключительно от 2 комментариев Беды Достопочтенного (In Ezram et Neemiam libri III; In librum Beati Patris Tobiae). В некоторых рукописях объединяются вместе глоссы на книги Товита, Иудифи, Есфири и Руфь. Последние 3 также заимствуют толкования из единственного источника - комментариев Рабана Мавра (Expositio in librum Iudith; Expositio in librum Esther; Commentarius in librum Ruth). Книга Иова также сопровождается толкованиями только одного автора - свт. Григория Великого (Moralia in Iob). Причем имя толкователя в рукописях, как правило, не указывалось, т. к. оно и так было всем известно. Глоссы на Книгу Иова превышают по объему глоссы на др. книги. Это связано с тем, что их единственный источник - «Moralia in Iob» - распространяется на всю Книгу Иова и отличается систематичностью изложения и широтой охвата материала, приводя как буквальные, так и аллегорические и нравственные толкования. Два главных источника глосс на псалмы - комментарии блж. Августина (Ennarationes in Psalmos) и Кассиодора (Expositio Psalmorum). Маргинальные глоссы по содержанию представляют собой парафраз источников, к-рый лишь в общих чертах воспроизводит мысль авторов, интерлинеарные, напротив, более близки к оригинальной прямой традиции. Очень часто толкования обоих авторов смешиваются в один текст. Сокращение и унификация толкований блж. Августина и Кассиодора были связаны с тем, что их комментарии настолько обширны, что прямое цитирование привело бы к чрезмерному разрастанию объема компиляции. Др. источники используются составителем спорадически: блж. Иероним (Пс 22, 23), Алкуин (Пс 54), Ремигий Осерский (Пс 85), свт. Амвросий Медиоланский (Пс 117, 118).

http://pravenc.ru/text/катены.html

1) Наступило начало нового лета, когда в Евангелии на сей день читаются такие слова: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенные сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя в отраду: проповедати лето Господне приятно (Лк. 4, 18, 19). Итак, поелику Единородный Сын Божий послан Отцом в мир как Целитель, то взыщем у Него просвещения очес как слепые, освобождения как пленные, отрады как сокрушенные. – Но кто слеп? Кто ослепляется пристрастием. Кто пленник? Кто уводится не уместными помыслами. Кто сокрушен? Кто обременен грехами. – Всех таковых врачует Господь: ибо не телес только есть Врач, но и душ; не тогда только жившим присущ Он был телесно, но и ныне присущ есть всем невидимо, то же благовествуя, вземля грех мира и врачуя всяку болезнь и всяк недуг. Никто потому не оставайся непросвещенным и не уврачеванным; но да приступает с верою, и приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего (Пс. 23, 5). О, неизреченное человеколюбие! Он из несущих привел нас в бытие, падших опять восставил и третью даровал нам благодать – монашеское совершенство. Но если и еще согрешаем, не отвращается, а приемлет приступающих: когда сокрушены, подает отраду; когда плачем, утешает; когда течем, намащает; когда изнемогаем, укрепляет; когда уранены, врачует, и когда на самое дно ада готовы бываем низринуться, простирает руку и человеколюбно изъемлет из беды такой; так что по справедливости каждому прилично было бы говорить: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17). Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс. 117, 13). И всякий знает, в какие впадал искушения и как тотчас обретал Бога помощником себе в скорбях своих. К тому же, нас алчущих питает Всеблагий телесно каждогодными плодоносиями, духовно Пречистыми Тайнами, паче матери и доилицы желая нас и объемля любительно. Мать млеком питает чадо свое до времени; истинный же Владыка наш и Отец Собственное Тело Свое дает нам в пищу и питие, и это всегда. О, неисследованная благостыня! О, непревосходимый дар!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010