Между толкованиями древних Отцов и Учителей Церкви Беседы св. Иоанна Златоуста на псалмы, не смотря на неполноту 9 , в какой они сохранились, занимают выдающееся место по высоким достоинствам своего содержания и изложения. По суду древ­них ценителей (патриарха Фотия и Свиды 10 , они принадлежат к лучшим произведениям святителя. Они отличаются глубоким проникновением в содержание псалмов, ясным, одушевленным изложением выраженных в них истин и благочестивых чув­ствований, особенно же – неподражаемым нравственным примене­нием содержания псалмов к жизни христианина. Златоуст не извлекает только из текста псалмов содержащиеся в них истины веры и нравственности, но раскрывает их и убеждает в их непреложности и обязательности своим одушевленным крас­норечием. В его беседах Псалтирь действительно получает характер высокого молитвенного воззвания к Богу, соответствую­щего не только ветхозаветному, но и новозаветному времени. – В своем толковании псалмов Златоуст держится преимущественно буквального, исторического смысла, за исключением, понятно, тех псалмов или отдельных стихов, которые имеют проро­ческий характер (напр. Пс. 44, 46, 109 и др.). Основное пра­вило относительно этого выражено при объяснении 9-го псалма: «когда, говорит святитель, нужно объяснять что-либо в пере­носном смысле ( αναγωγν), то не должно оставлять этого. Одно в Писании нужно и созерцать ( θεωρσαι) или объяснять в переносном смысле», как сказано в русском переводе этих слов, «а другое нужно понимать, как сказано только» (стр. 115), в иных же местах нужно принимать и то, что сказано, и то, что этим обозначается» 11 . Примерами этого последнего, двой­ственного, объяснения псалмов служат толкования на 5–7-й ст. 9-го Пс., которые объяснены сначала буквально (стр. 114), а затем – в переносном смысле – относительно божественного суда над иудеями (стр. 116), – на 2–3-й ст. 43 Пс. (стр. 168–169, 171), на 9–10-й ст. 45 Пс. (стр. 212), – 2-й ст. 46-го Пс. (стр. 215) и др. Пониманию слов некоторых псалмов в переносном смысле Златоуст иногда только не препятствует (наприм., при объяснении 2-го ст. 47-го Пс., стр. 225), а иногда отклоняет та­кое понимание (наприм., при объяснении 4-го ст. 115-го Пс. (стр. 350). Вместе с ясным выражением буквального или переносного, пророческого, смысла, святитель обращал особенное внимание на последовательный ход мысли в содержании псалмов и раскры­вал его там, где этой последовательности с первого взгляда можно не заметить (см. на стр. 142; 173–174; 234; 238; 463 и др.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Авдия. Гари Холл Исторический и культурный фон Немногочисленные намеки, которые мы находим в тексте этой небольшой книги, указывают на то, что Авдий проповедовал после падения Иерусалима в 587 году до н.э. (стихи 1014). Главное обвинение касается едомлян, которые воспользовались нашествием войск Вавилона на Иудею и Иерусалим и приняли участие в разорении города. Другие места из Библии также указывают на участие Едома в этом событии ( Пс.136:7 ; Иез.25:1214, 35:115 ). Ранний послепленный период, кажется, наилучшим образом соответствует контексту проповеди Авдия. Под «Едомом» подразумевается либо имя, данное Исаву после того, как он продал Иакову свое право первородства ( Быт.25:30, 36:1:8 ), либо земля едомлян и ее жители. Ветхий Завет также называет эту местность землей Сеир ( Быт.36:8 ). 1000 Северные границы Едома окаймляет долина Заред, глубокий каньон, растянувшийся на восток с южной оконечности Мертвого моря и на юг к проливу Акаба. В него входит долина Араба, расположенная прямо к югу от Мертвого моря. Эту землю отличают высокие утесы на востоке (до 1000 метров), глубокие каньоны, и плоские возвышенности на востоке, быстро превращающиеся в пустыню. В ветхозаветные времена так называемая Царская дорога, главный торговый путь между Египтом и Месопотамией, проходил через восточную сторону Едома. В наше время эта область знаменита, благодаря находящемуся на ней древнему городу Петре. У Израиля и Едома была богатая история конфликтов, войн и взаимных завоеваний. Исав переселился в Едом до того, как Иаков возвратился в Харан ( Быт.32:3 ), и его потомки населили эту землю. Едомляне отказали израильтянам пересечь их землю по Царской дороге, после исхода Израиля из Египта ( Чис.20:1421 ). Саул воевал с едомлянами, а Давид покорил и уничтожил многих из них, разместив на их земле военный гарнизон ( 2Цар.8:1314 ). Они доставляли немало хлопот Соломону, а во времена Иосафата Едом вступил в союз с аммонитянами и моавитянами, чтобы совершать набеги на Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Беседа 52 на псалом 142 115 Пс.142:1Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей. Молитва бывает прошением или обетом. – «Во истине Твоей». – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным располо­жением? – Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – «Ибо враг преследовал душу мою» ( Пс.142:3 ). – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» ( Пс.142:6 ). – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды» ( Пс.142:10 ). 1. Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое уве­щание: «не повторяй слова в прошении твоем» ( Сир.7:14 ). Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обе­тов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» ( Еккл.5:3 ). Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: «во истине Твоей, услышь меня». Другой переводчик (Симмах) говорит: «в вере твоей» ( εν τη πστει). Третий (Акила): «в крепости твоей» ( εν τη βεβαιτητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Посмотрим же, в чем со­стоит его прошение. У людей, когда кто-нибудь приносит про­шение, принимающие рассматривают его и, если оно справедливо и законно, выслушивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Гиппонский епископ понимал слова Псалмопевца «всякий человек лжец» как констатацию слабости человеческой природы и отчужденности ее от истины после грехопадения. Категоричность этого высказывания не смягчается для Августина тем, что свои слова пророк сказал «в исступлении своем», то есть, как он понимает эти слова, «в тревоге, в беспокойстве» 3 . Наоборот, тревога и беспокойство, с точки зрения Августина, обнажают беспомощность человека, невозможность для него положиться на самого себя. Вот как комментирует Августин этот стих в толковании на Пс.115 (параграф 3), где он вкладывает эти слова в уста мучеников: «Я сказал в исступлении своем: всякий человек лжец. Исступлением он назвал страх, который испытывает человеческая немощь, когда ей грозят преследования или когда предстоит пройти через мучения и смерть. Это мы понимаем из того, что в псалме звучит голос мучеников. Исступление может иметь и другое значение: когда человек не теряет разум от страха, но когда некое божественное вдохновение овладевает его умом. Я сказал в исступлении своем: всякий человек лжец. Устрашенный, он посмотрел на свою немощь и увидел, что ему нельзя полагаться на себя. Ибо поскольку он человек, постольку он лжив, но благодатью Бога сделался правдив, иначе уступил бы натиску врагов и не сказал бы, во что уверовал, а отрекся бы. Так произошло с Петром, потому что он положился на себя и должен был понять, что на человека полагаться нельзя. А раз нельзя было полагаться на человека, значит, и на самого себя, так как он человек. И вот, в страхе своем он ясно увидел, что всякий человек лжив; ибо те, кто не истаивает от страха и не начинает лгать гонителям, стали таковыми не по собственным силам, а по дару Божьему. И потому истинно сказано: всякий человек лжец. Но правдив Бог , который сказал: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все, вы же, как люди, умираете и, как один из начальников, падаете ( Пс.81:7 ). Он утешает смиренных и наполняет их не только способностью верить в истину, но и твердостью в проповедовании ее, если они непрестанно вверяются Богу и не подражают «одному из начальников», дьяволу , который в истине не устоял и пал. Ибо если всякий человек лжец, то люди настолько не будут лжецами, насколько перестанут быть людьми, потому что они будут боги и сыновья Вышнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Беседа 1-я И на слова: «Веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне Когда врачи принуждены бывают употреблять железо, они употребляют его не без сожаления о той боли, которую они причиняют своим больным; апостол Павел, вынужденный исправлять коринфян, испытывает мучение при самой мысли о их деле. – Естественная слабость разума, утверждаемая силой веры. – Бессилие философии в отчуждении от веры. – Двоякое значение слова «веры» в Священном Писании . Оно означает добродетель, которой апостолы совершали чудеса, и затем оно же означает то, что приводит к познанию Бога. – Учение о благодати. – Добрые дела вселяют в нас Святого Духа. – Девство должно соединяться с любовью. – Бог обращает особенное внимание на заповедь о любви. – Увещание к практическому совершению милостыни. 1. Мудрейшие из врачей, видя, что рана требует железного ножа, делают рассечение; но делают это не без скорби и не без сострадания, а скорбят и вместе радуются не меньше самих испытывающих рассечение; они скорбят по причине боли, причиняемой рассечением, а радуются выздоровлению, происходящему от него. Так поступил и Павел, мудрый врач душ. Обличив некогда коринфян, которые имели нужду в сильнейшем обличении, он и радовался, и печалился: печалился потому, что причинил им скорбь, а радовался потому, что сделал пользу. Выражая то и другое, он говорил: «Если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел» ( 2Кор.7:8 ). Почему он раскаялся? И почему опять не раскаивается? Раскаялся потому, что очень сильно поразил их; не раскаивается потому, что исправил их. А дабы ты убедился, что действительно поэтому, выслушай дальнейшее: «Вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию» ( 2Кор.7:8–9 ). Если я, говорит, на время опечалил вас, то эта печаль кратковременная, а польза постоянная. Позвольте же и мне, прошу вас, сказать эти слова любви вашей: «Если я опечалил вас» прежним увещанием, «не жалею, хотя и пожалел», потому что вижу, что тогдашнее увещание и наставление, хотя на время опечалило вас, но нам принесло много радости, «не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию». Вот эта самая печаль ваша по Боге какое произвела в вас усердие. Сегодня у нас собрание блистательнейшее, зрелище торжественнейшее, сонм братии многочисленнейший. Это усердие – плод той печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 115 По вере праведного, его молитва , соединенная с обетом, спасает его от смерти. Аллилуиа. То-есть: «хвалите Бога». 1–2. Веровах, тем же возглаголах: аз же смирихся зело. Аз Рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Псалмопевец испытывал тяжкие страдания, соединенные с уничижением его и угрожавшие ему смертно; он готов был дойти до отчаяния, но не дошел... Веровал я, а потому и говорил, – веровал в помощь Божию, а потому и обращался с молитвою к Богу о заступлении. – Аз же смирихся зело, – а я был в крайнем уничижении и в сознании своего ничтожества. – И говорил я в исступлении или в изумлении и смятении своего духа: «всякий человек ложь»... То есть, нельзя надеяться на помощь человеческую: а потому, разумеется, я и обращался с молитвой о помощи только к Богу. 3–5. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову: молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Надежда праведника оправдалась: Господь даровал ему избавление от тяжкого рабства. Преисполненный чувством благодарности, он восклицает: «что я воздам Господу за все, что Он мне воздал за мою веру и преданность»?! – разумеется, Его дары выше всякой моей благодарности, дороже всякой моей жертвы. – Чашу спасения прииму, – принимаю я от Господа чашу спасения, подобно тому, как путник, изнуренный зноем в безводной пустыне и умирающий от жажды, принимает чашу живой воды, как чашу спасения. – И имя Господне призозу, – и, в благодарность за эту чашу спасения, буду призывать имя Господа в хвалебной молитве при торжественной жертве. Молитвы мои, разумеется, соединенные с обетами – жертвами, я воздам или исполню – принесу Господу пред всем народом Его, во храме (ст. 8–10). 6–7. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. У древних, обыкновенно, раб был ценною вещью для хозяина, и смерть раба была потерею для него, и – тем большею, если раб был вполне и неизменно предан своему господину. – Применительно к этому, и псалмопевец говорит: честна – дорога пред Господом смерть преподобных – благочестивых, вернейших рабов Его, как великая потеря, ибо по смерти они уже не прославляюсь Его (ст. 4–5; ср. Пс.113:25–26; 114:7–8 ). И, как человек благочестивый, он исповедует милость Божию и – к себе самому. – О, Господи! я раб Твой, я Твой раб, и сын Твоей рабыни: и вот, Ты растерзал – разорвал мои узы, – освободил от смерти заключенного в темнице, ибо для Тебя дорога смерть рабов Твоих, преданных Тебе...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Arhiva Cuvântul arhimandritului Ioan (Kovalenko) rostit la chemarea în treapta de episcop de Kalaci i Pallasovka 29 octombrie 2013 19:00 29 октября 2013 года в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иоанна (Коваленко) во епископа Калачевского и Палласовского. При наречении архимандрит Иоанн обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Божиим изволением и избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода призываюсь я, недостойный, на великое дело епископского служения. Принимаю мое избрание как новое послушание, памятуя слова Божественного Пастыреначальника: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Со страхом и трепетом ныне стою перед вами, взирая на высоту и трудность предстоящего делания. Возвращение в лоно Церкви наших соотечественников, в большинстве своем крещеных, но пока далеких от духовной жизни, открытие новых приходов, миссионерская и образовательная деятельность, работа с молодежью и социальное служение, забота о людях и их нуждах — вот то поле делания, которое предстоит возделывать ныне. Понимаю, что только своими человеческими усилиями невозможно стать пастырем добрым, полагающим жизнь свою за пасомых (ср. Ин. 10:11). Сознаю свою слабость и неопытность, но помню слова Господа: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (Ин. 15:16) и «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Верю, что Божественная благодать уврачует мои немощи, восполнит недостатки, загладит грехи и поможет понести этот крест (ср. Мк. 8:34). В эти священные и трепетные минуты, вспоминая прожитые годы, могу воскликнуть с Царственным Псалмопевцем: «Чем воздам Господу за все, что даровал Он мне?» (Пс. 115:3). Ибо, получив воспитание в безрелигиозной атмосфере, войдя в Церковь Божию в студенческие годы, уже половину своей недолгой жизни служу Господу в священном сане. При этом не могу не вспомнить с благодарностью своих родителей, которые, хотя и не привели меня в храм, но учили всегда с ответственностью относиться к порученному делу. Будучи воцерковлен, я встретил на своем жизненном пути архиерея Божия, который стал воистину «правилом веры и образом кротости» (ср. тропарь общий святителям), — приснопамятного архиепископа Михея (Хархарова). Этот архипастырь неизменно благожелательно наблюдал за моим состоянием и заботился о духовном возрастании. Он направил меня на учебу в Московские духовные школы; от его святительских рук я, недостойный, воспринял ангельский образ в монашеском постриге. А наречение имени в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, святого мужа, который осуществил в своей жизни идеал служения Богу, любви к ближнему, сохранил и приумножил в своей душе мир Христов (ср. Ин. 14:27), обязывает меня молитвенно призывать небесного покровителя и подражать его вере (ср. Евр. 13:7).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3330868...

Рождество Пресвятой Богородицы Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:01 мин. Размер 8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С праздником поздравляем всех вас – с праздником Рождества Пречистой, Преблагословенной Славной Богородицы и Приснодевы Марии. С праздником, которым Церковь призывает нас к духовному рождению. Особенно стараясь в эти дни быть ближе к Богу, к святости, к совершенству, мы стремимся быть в храме, готовимся быть участниками и таинства Евхаристии, таинства Тела и Крови Христа Спасителя. Каждый раз, исполняя положенное правило, мы читаем и псалмы святого пророка Давида, предка Пречистой Девы, положенные в начале этого правила, и в частности слова: «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея» (Пс. 115: 7). Святой псалмопевец под действием Духа Святого воспевает свое рабство, свою верность и преданность Богу, но с благодарностью воспевает и ту, от которой получил священный дар жизни, которая воспитала его в законе Господнем, – матерь свою благочестивую, тоже рабу Господню. Так свята, велика и беспрекословно почитаема была благодать материнства, материнского воспитания. Но бывает и так, что этот дар материнства по гордости, по невежеству или эгоизму отвергается как обременительный, неудобный для счастливой и беззаботной жизни, как ненужный груз при блужданиях по путям земных утех и плотских наслаждений. Тогда дружбой с миром, его любовью, мнением, его новинками и увлечениями дорожат даже до вражды на Бога, до дерзкого отказа от Него, до хулы на Него. И по вавилонской лестнице гордости восходят до бесстыдства и богохульства, и сама эта хула объявляется правом личности – правом неприкосновенным и священным. Но борьба за эти права не может душе человеческой дать покоя и святого мира – потому что она есть борьба с Богом. И тогда еще живые по виду люди могут быть заживо умершими. И смерть первая – смерть физического тела – приводит и к смерти второй – невозможности вечной жизни с Богом. Истину говорил святой старец Нектарий Оптинский: «Человеку жизнь дана, чтобы она ему служила – не он ей… [А только] служа жизни… человек и не знает, зачем живет».

http://pravoslavie.ru/64271.html

Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма необходимо, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери. И как желание, будучи сугубым против обыкновенного, побуждает и склоняет, так и неизбежная необходимость вынуждает; хотя слово не может постигнуть того, что выше всяких слов, подобно тому. как глаз не может пристально взирать на солнце. А поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями. Если «честна смерть преподобных» (Пс.115, 6), и «память праведнаго с похвалами» (Притч. 10, 7), то насколько более – память Святейшей святых, чрез Которую – всякое освящение святым, – память Приснодевы и Богоматери, которую (память) нам прилично сотворить с величайшими благохвалениями? Мы ныне празднественно творим святое Успение, или преставление, чрез которое Умаленная на краткое время пред Ангелами, превзошла без сравнения Ангелов и Архангелов, и сущие над ними премирныя Силы, Своей близостию к Богу и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Ибо ради Нее были предречения богодухновенных пророков, чудотворения, предуказавшие на великое чудо вселенной – Сию Приснодеву и Богоматерь; установления Духа, разнообразно прообразовавшие будущую действительность; обетования о рождении Имеющей родить бессеменно Рождаемого от Бога Отца предвечно… Царь всяческих возжелал таинственной красоты Приснодевы, как предрек Давид, и в Нее вселилась воплотившаяся Сила Всевышнего не чрез мрак и огонь, как Богодухновенному Моисею, и не посредством бури и облаков, как пророку Илии явила Свое присутствие; а непосредственно, без всякой завесы Сила Вышнего осенила всепречистое и девственное чрево. Так несказанно вселилось в Нее и из Нее произошло облеченное плотию Слово Божие, и «на земли явися и с человеки поживе» (Вар. 3, 38), обожив нашу природу и даровав нам, согласно с Божественным апостолом, то «в няже желают Ангели проникнути» (1 Пет. 1, 12), и в этом – чудное прославление и пречестная слава Этой Приснодевы.

http://pravoslavie.ru/27500.html

Псалом 115 В сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек – ложь (1–2), а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи. Что я могу воздать Тебе за твои благодеяния? Буду возносить Тебе возлияния и исполнять свои обеты (3–5). Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем (6–10). Пс.115:1 .  Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Пс.115:2 .  Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей «опрометчивости» (точнее передать – в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что «всякий человек ложь», т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту. Пс.115:4 .  Чашу спасения прииму и имя Господне призову. «Чаша спасения» – благодарственная чаша, которую евреи выпивали на пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е. не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая выпивалась на Пасху. Пс.115:6 .  Дорога в очах Господних смерть святых Его! «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают ( Пс. 114:3 ). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с Пс.114 . С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010