2.15. Агафону Декемврию. Блаженный Давид, наказав смертью убийц Иевосоея и отсекши им руки и ноги, повесил при источнике над водою. А сие означает, что крещением, совершаемым по Христу, приводятся в бессилие и совершенное бездействие демоны, до веры нас порабощавшие и умерщвлявшие души наши. 2.16. Агафону Декемврию. После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак.4, 5). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: «Гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его» (Пс.77, 21. 22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29,13). 2.32. Пресвитеру и игумену Хрисогону. Спрашивала меня любовь ваша, что значит сказанное Варухом Богу: «Ты пребываяй во веки, мы же погибающии во веки» (Вар.3, 3)? Поскольку Бог неизменяем и непреложен всегда, то явно, что приписывается Ему вечное пребывание в Своей непреложности. А мы, как изменяемые, легко всякий миг погибаем, делаясь неоднократно из одних другими и часто от одних помыслов переходя к другим. 2.75. Монаху Феодору. «Благоугожду — говорит Давид, — в стране живых» (Пс.114, 8). Страною живых, а не умирающих называет он будущий век. Потому что настоящая жизнь человеческая исполнена обыкновенно многих смертей, и это не только изменение возраста, но и греховные падения душ. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что нет превращения в помысле, перемены в намерении, и никакое обстоятельство не нарушает тишины и безмятежия помыслов, — там действительно оная страна живых и веселящихся непрестанно. 2.122. Архимандриту Филоксену. Того называют истинным Израильтянином, кто чрез рассматривание всех тварей, являемых и неявляемых, доходит до усмотрения Творца всяческих — Бога. 2.170. Постельничему Валерию. Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею (Ис.8, 3)? Прочти в Евангелии: «яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди» (Лук. 1, 48). И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

подражанием Богу и свойствам Божественным; ибо на них только взирать и безопасно душе, созданной по образу Божию, дабы стремлением к Божественному и постоянным уподоблением в наибольшей мере сохранит ей свое благородство“. 370 Т-ий, ч. 1, стр. 222. См. также той же ч. стр. 328: «Беседа на псалом 114. Св. И. Златоуста «Творения“, т. V, бес. на пс. 44 (стр. 11–36), на пс. 7 (стр. 59 и сл.) и др. 374 См. специально посвященные этому вопросу цит. сочинения Архиепископа Сергия, о. Светлова, прф. Ястребова 377 Насколько враждебно, христианской религии то направление, которое мы называли абсолютным оптимизмом, – об этом нет нужды говорить много: весь пафос боевой антихристианской литературы своим источником имеет более всего отрицание греха. ...И в первую очередь назовем того же Ницше. Изрекая свое «аминь», «да будет» всему существующему, призывая разбить старые скрижали благочестивых («Разбейте, разбейте, о братья мои, старые скрижали благочестивых! Рассейте слова клеветников на мир!»: «Так говорил Заратустра пер. Антоновского, стр. 226 из § «О старых и новых скрижалях» части третьей), он ненавидел христианство именно за учение о грехе, и эта ненависть была настолько сильна, что она совершенно погубила его и философский и художественный талант в книге «Антихристианин» (СПБ. 1907. Изд. Пирожкова)... Ср. книгу А. А. Исаева «О социализме наших дней“. Штуттгар. 1902. 8 гл, непосред. отн. стр. 317–329. Таково же отношение к христианству и именно на почве взгляд на грех Д. Фр. Штрауса (См. «Старая и новая вера“ СПБ. 1906, изд. Книг «Мысль» §§ 24, 25). Сн. Соч. А. И. Герцена. 1879. Женева, т. VII, стр. 100. Бесчисленные брошюры атеистического толка никакой цены, разумеется, не имеющие по своей приспособленной к улице макулатурности, характерны именно тем же выставлением указанного пункта... По полному отсутствию серьезного значения к брошюрам мы лично (мало, вероятно, кто согласится с нами.., но таково наше впечатление, вынесенное из неоднократного чтения этой книги...) относим и известную книгу Ренана «Жизнь Иисуса“ (мы пользовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

После же того, как Христос, Живот всех, за всех вкусив смерти (Евр. 2, 9), открыл и обновил нам путь живый и новый завесою т. е. плотию своею (Евр. 10, 20), как написано: пожерта бысть смерть победою (1 Кор. 15, 54), – умирая мы не низводимся уже в царство ада, но возводимся в Царство Небесное, и не бываем полагаемы в темных и сени смертней (Пс. 87, 7), но восходим в свет неприступный и в жизнь непрестающую, которую обетовал Бог любящим Его. Итак, преставление само по себе не таково теперь, чтоб его бегать надлежало, но таково, что его любезно лобызать следует, конечно тогда, когда мы приготовлены к тому в уготовании сердца. – Ибо без этого и теперь страшно, если во время исхода придется воззывать протекшие годы и взыскивать дней жизни для стяжания добрых дел. Страшно это и всебедственно, потому что захваченный в таком состоянии возмятется сердцем и крайне возбедствует, переходя не к наградам за добрые подвиги, а к возмездию за грехи. О, какое страшное встретит он зрелище! 2) Чтоб не пострадать того же и нам, напоминаю и прошу, будем держать себя всегда готовыми к блаженному исходу, всякий день почитая последним днем жизни нашей, как учит нас св. Антоний. Ибо если положим так действовать, то никогда не будем распущенны, нерадивы, ленивы, праздны, прекословны, непокоривы, необузданны, смехотворны; а напротив, будем благопокорливы, сдержанны, сокрушенны, благонастроенны, кротки, мирны, искренни, непреткновенны и на всякое благое дело готовы по подражанию святым, кои, так поживши, сподобились получить изреченные в обетованиях небесные блага. – Все сие изложил я, не вас только, но и себя стараясь утвердить в добре, чтобы, проведши жизнь в таком приготовлении себя к исходу, во время исхода обрестись нам не страхом и трепетом возмущаемыми, но в радости взывать с Давидом: возвратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя; и: благоугожду пред Господом во стране живых (Пс. 114, 6, 8). Что улучить буди всем нам. 329. Отсечение своей воли – самый великий подвиг, Христо-подражательный и апостольский, хотя ныне не все видят высоту его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Человеки устроены так разнообразно, способности и качества их так разнообразны, что одно и тоже делание или способ, будучи употреблены несколькими подвижниками, действуют в каждом из них с значительным различием. По этой причине необходим опыт, как и Апостол советует: «Вся искушающе, добрая держите» (1Сол.5:21) .    Дар «плача» и «слез» есть один из величайших даров Божиих, Он — дар, существенно нужный нам для нашего спасения. Дары пророчества, прозорливства, чудотворения, суть признаки особенного благоугождения Богу и благоволения Божия, а дар умиления и слез есть признак принятого или принимаемого покаяния. “Печаль мысли есть честное даяние Божие; имеющий ее и хранящий как должно, подобен человеку, имеющему в себе святыню. Телесные подвиги без печали мысли подобны телу без души”. Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии, в ощущении кротости и смирения; вместе с этим слезы, соразмерно и сообразно доставляемому утешению, сами изменяются, утрачивают в значительной степени горечь, истекают безболезненно или с меньшею болезнью. Сначала они бывают скудны, и приходят редко; потом мало-помалу начинают приходить чаще, и становятся обильнее. Когда же дар слезный усилится в нас Божиею милостью, тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека. Тогда снимается покрывало страстей с ума, и открывается ему таинственное учение Христово. Тогда слезы претворяются из горьких в сладостные. Тогда прозябает в сердце духовное утешение, которому ничего нет подобного между радостями земными, и которое известно только упражняющимся в молитвенном плаче и имеющим дар слез. Тогда сбывается обетование Господа: «Блаженни плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4). Тогда приветствует себя подвижник по внушению и удостоверению Святого Духа: «храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя: Обратися душа моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения» (Пс.114:6-8). Тогда подвижник, усматривая бессилие над собою греховных помыслов и ощущений, тщетно усиливающихся подчинить его своему влиянию, дерзновенно говорит им: «Отступите от мене вси, делающие беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего. Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият» (Пс.6:9-10).

http://isihazm.ru/?id=728

2) Чтоб не пострадать тогоже и нам, напоминаю и прошу, будем держать себя всегда готовыми к блаженному исходу, всякий день почитая последним днем жизни нашей, как учит нас св. Антоний? Ибо если положим так действовать, то никогда не будем распущенны, нерадивы, ленивы, праздны, прекословны, непокоривы, необузданны, смехотворны; а напротив будем благопокорливы, сдержанны, сокрушенны, благонастроенны, кротки, мирны, искренни, непреткновенны, и на всякое благое дело готовы по подражанию святым, кои так поживши сподобились получить изреченныя в обетованиях небесныя блага. — Все сие изложил я, не вас только, но и себя стараясь утвердить в добре, чтобы, проведши жизнь в таком приготовлении себя к исходу, во время исхода обрестись нам не страхом и трепетом возмущаемыми, но в радости взывать с Давидом: возвратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя; и : благоугожду пред Господом во стране живых (Пс. .114, 6. 8). Что улучить буди всем нам. Отсечение своей воли самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его. 128]. Поучительное слово скорбеть заставляет скудных добродетелию, и вместе научает врачевать немощи свои. Ибо эта самая печаль о недостатке добродетелей незаметно располагает душу пещись о самоисправлении. Печаль бо, яже по Бозе, как говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Но посмотрим, в чем состоит то, что печалит нас? В том ли, что возстают в нас помыслы непотребные и, подобно враждебному войску, осаждают душу нашу? — Но написано: а ще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще возстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3). Или в том, что тяжело иго послушания? — Но опять написано: благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иерем. 3, 27); и еще: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Или в том, что эта жизнь под игом послушания не позволяет иметь ничего собственнаго? Но вот слово апостольское: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет нам? (Мф. 19, 27). — И им дано обетование, сколько страшное, столько же и преславное. — И мы разве подобно им не оставили всего и не пошли в след Господа? Не оставил ли тот родителей? и этот братьев и сестр? Один — жены и детей, другой домов и полей? И все — того, что больше всего, — своей воли и своих пожеланий, — что есть в человеках дело, самое трудное для исполнения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

16 Ноября. 113. О, как я должен искать и жаждать Господа, по возможности, каждый день в св. Его Таинствах, говоря, не приидет ли ко мне?. „Пою и разумею в пути непорочне, когда, приидеши ко мне, Господи? ( Пс.100:2 ).“ „ Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс.56:8 )“. Сохрани и утверди и усоверши сколь возможно более в этой готовности до того отрадного момента, когда „приидеши ко мне“ уже не для того, чтобы от меня быть отогнанным смрадом грехов моих! 16 Ноября. 114. Не сразу, как только захочешь быть добрым, и станешь им. Нет, всякий шаг на пути к твоему усовершенствованию покупается не только ценою побед, но и поражений. Например, захочешь ли стяжать смирение, падешь не раз и гордостью и прочими нарушениями добродетели смирении. И так во всякой добродетели. Двоякое значение этих наших поражений на пути к той или другой добродетели: 1) лучше познается (опытно) ценность и превосходство ее, сильнее разжигается любовь и стремление к добродетели и совершеннее усвояется она во всей ее глубине и силе; 2) указанные поражения приучают нас к терпению и неотступной жажде всех добродетелей. Только не надо ослабевать в терпении этом и этой неотступности, рождающих удивительный и сладчайшие состояния духа еще до стяжания добродетели. Стремясь настойчиво и пламенно к стяжанию совершенства и дерзновения у Господа, не будем смущаться, что нам не сразу удается то или другое, а тем более не должно ослабевать и падать духом. Чем сильнее поводы к этому падению и чем мы терпеливее, тем более усердным явится наше желание и тем достойнее мы покажем себя его осуществления, которое непременно придет от Благосердого Господа. 16 Ноября. 115. Господи! Даруй мне сделать все благое, что я могу и что Ты судил, с Твоею помощью, мне сделать! 17 Ноября. 116. Если тебе кажется, с одной стороны, что сила Божия может почить и творить славное в твоих немощах, то вспомни, с другой стороны, что эти немощи могут и останавливать помогающую руку Божию. Ибо и Господь не пометает бисера пред свиньями. Так если думаешь, что ты значишь кое-что, смирись от своих немощей, и уверь себя, что ради этих-то немощей Господь строжит нас и медлит явить Свою милость нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Большие дискуссии вызывал вопрос о сообщении о войне с царями Ханаана (14. 5-7). Нек-рые археологические данные могут быть поняты как подтверждение этого библейского рассказа: Н. Глюк обнаружил следы значительного сокращения численности населения Иорданской долины и юж. окрестностей Мёртвого м. между XIX и XIII вв. и связал это с войной, о к-рой говорится в гл. 14 ( Glueck N. The River Jordan. Phil., 1946). В 1929 г. Олбрайт обнаружил на вост. границе Галаада и Моава с Харраном ряд холмов, их исследования показали, что ок. 2 тыс. лет до Р. Х. местность была густо заселена и именно здесь проходил путь в Междуречье. Кроме того, сама возможность подобного похода коалиции «царей» Междуречья в Ханаан может подтверждаться тем фактом, что во времена Авраама все Междуречье представляло конгломерат семит. и касситских царств, данниками к-рых и были царьки Ханаана (ср.: Быт 14. 1-10). В 1924 г. Олбрайт и М. Г. Кейт нашли археологическое подтверждение повествованию о земле Содома и Гоморры, к-рая «прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру... орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (13. 10). Археологами были найдены следы существования 5 оазисов, недалеко от них лежат остатки укрепленного сооружения, где совершались языческие культы, и языческое кладбище (см. ст. Баб-эд-Дра ). Начало заселения относят примерно к 2500 г. до Р. Х.; ок. 1800 г. до Р. Х. произошли резкое сокращение территории и обрыв культурной традиции. Исследования Глюка показали, что и в эпоху Авраама в Иордании произошло подобное культурно-историческое явление ( Glueck N. The Other Side of Jordan//BASOR. 1940. Vol. 2. P. 114). Прот. Ростислав Снигирев История толкования кн. Б. Начало этому процессу положено уже в самом ВЗ. Использование рассказов о патриархах и о данных им обетованиях в новых библейских контекстах часто становится определяющим для понимания этих мест авторами НЗ. Так, напр., Мелхиседек после Быт 14. 18 упоминается в Пс 110. 4, где основной идеей становится мотив вечности его священства (ср.: Евр 6. 20; 7. 1 и след.). Слова обетования потомства, «как песка на берегу моря» (Быт 22. 17), встречаются в Ис 10. 22 и Ос 1. 10 (ср.: Рим 9. 27). Из Соф 1, напр., видно, что автору был известен порядок творения из кн. Б. Пс 8, по-видимому, предполагает знакомство его автора с богословием Быт 1-2.

http://pravenc.ru/text/153739.html

113. Подвизающемуся надобно тело свое ограничить одним видом пищи, – а ум однословной молитвою. И тогда, став неудерживаемым страстями, будет он в состоянии восторгаться к Господу во время молитвы. 114. Грозящий палкой на собак раздражает их против себя; а демонов раздражает тот, кто нудит себя чисто молиться. 115. Когда непрерывным упражнением в молитве напечатлеются в сердце молящегося словеса псалмов; тогда он, как добрая земля, и сам от себя начинает произращать, то розы созерцаний в области духовной, то лилии, уразумения красоты и стройности мipa вещественного, то фиалки постижения неудобозримых разнообразных судов Божиих. 116. Душа, совершенно отрекшаяся от себя самой и всецело предавшаяся молитве, сходит долу из области, в коей витает выше тварей, не когда сама хочет, но когда благоволит Тот, Кто мерою и весом располагает все наше. 117. Воин слагает оружие, когда кончится брань; а созерцатель – помыслы, когда отрешено возносится ко Господу. 118. Воевода печалится, не получив добычи на войне; а проходящий деятельную жизнь скорбит, когда не сподобляется духовного созерцания в молитве. 119. Олень бежит на источники вод вещественных ( Пс. 41, 2 ), как ураненный зверем; а душа, уязвленная сладчайшей стрелою молитвы, стремится к духовным озарениям. 120. Звезды скрываются с восходом солнца; а помыслы престают с возвращением ума в свое царство. 121. И созерцательный ум, когда, влекомый потребностями естества, сходит с неба долу, может возгласить то же, что и тот, кто изрек: есть ли что дивнее Божественной красоты? И какая мысль обрадованнее помышления о Божеском велелепии? И какое чувство так живо и неудержимо, как любовь, Богом возжигаемая в очищенной от всего худого душе, которая от полноты сердца говорит тогда: «уязвлена есмь любовью аз» (Песнь песней – 2, 5; 5, 8)? 122. Говорить: «согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь» ( Пс. 38, 4 ), прилично тому, кто не утомляется тещи вслед Бога молитвою, и «дне человеча» видеть не пожелал ( Иер. 17, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Итак войди в себя, возлюбленный, и возвратись в покой твой. Облекись в броню веры, возложи на себя шлем спасения, восприими меч Духа Святаго, иже есть глагол Божий (Еф.6:17). Будь для единодушных братий образцом кроткого нрава. И высшие да подивятся терпению твоему. Да возрадуется о доблести твоей и живущий в тебе Дух Святый. Если же не переносишь малого искушения; та как перенесешь великое? Если не одолеваешь отрока, то как поборешь совершенного мужа? Если не переносишь слова, то как стерпишь удар? Если не терпишь заушения и удара; то как понесешь крест свой? Если креста не несешь; то как наследуешь на небесах славу вместе с теми, которые говорят: сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе (Пс.43:18); и еще: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (23)? Желал бы я молчать, возлюбленный, ради стыда лица своего; но скорбь сердца моего понуждает меня говорить. Да, возлюбленный брат, ужели мы забыли, что претерпел за нас общий наш Владыка? Он был поруган, уничижен, Ему говорили: беса имаши, - и Он не гневался; Его называли льстецом, заушали, били, пригвоздили ко кресту; Он вкушал оцет с желчию, пронзен копием в ребра. Все это претерпел Он нашего ради спасения. Увы, увы мне бедному! Увы окаянному и грешному! потому что я безответен. Что скажу, или что изреку пред Тобою, ведущим тайны сердца моего? Умилосердись, Боже, надо мною недостойным, который никакого оскорбления, и даже слова, не хочу слышать ради Тебя, столько для нас претерпевшего. Кто не будет плакать о мне, который и благоговение обращаю в покров пороку? На словах я монах, а делами прогневляю Господа. Подлинно охладела любовь во многих душах. Будем же трезвиться пред Господом, умоляю вас. Господь не отвергает желающих спастись, но содействует им. Скажем и мы с Пророком: обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновенгя. Благоугожду пред Господем во стране живых (Пс.114:6-8), чтобы и нам сподобиться услышать сказанное: сын мой сей мертв бе, и оживе: изгибл бе, и обретеся (Лк.15:24). Богу нашему слава во веки! Аминь. Поучение 39. О непослушных и о воскресении, о страхе Божием и о будущем суде

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

3 . «Бездна плача узрит утешение, – говорит св. Лествичник, – а чистота сердца примет озарение» (Сл. 7, «Плач и, так называемая, печаль имеют внутри себя заключенные радость и веселье, подобно меду в восковой ячейке» (В «На земле нет радости сладостнее той, какая бывает от умиления», – уверяет преп. Ефрем Сирин . «Озарялся ли кто из вас этою радостью слез по Богу? Если кто из вас, испытав это и усладившись этим, во время усердной молитвы возносился над землею; то в этот час бывал он весь вне тела своего, вне целого этого века, и – уже не на земле. Таковой с Богом беседует, во Христе просвещается!» (Твор. св. отц. 1849г, часть 2, стр. 169). Такое постепенное изменение покаянного плача в благодатные слезы радости о Дусе Святе, прекрасно изображает один современный подвижник христианства: «Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу, начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии, в ощущении кротости и смирения; вместе с этим слезы, соразмерно и сообразно доставляемому утешению, сами изменяются, утрачивают в значительной степени горечь, истекают безболезненно или – с меньшею болезнью. Сначала они бывают скудны, и приходят редко; потом мало-помалу начинают приходить чаще, и становятся обильнее. Когда же дар слезный усилится в нас Божьей милостью; тогда – укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать обильно умная молитва или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека. Тогда слезы претворяются из горьких в сладостные. Тогда начинает действовать духовное утешение, которому ничего нет подобного между радостями земными, и которое известно только упражняющимся в молитвенном плаче и имеющим дар слез. (См. преп. Нила Сорск., сл. 8). Тогда сбывается обетование Господа: Блажени плачущии яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). Тогда приветствует себя подвижник по внушению и удостоверению Святого Духа: храняй младенцы Господь: смиримся, и спасе мя. Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои – от слез, и нози мои – от поползновения ( Пс.114:5–7 ). Тогда подвижник, усматривая бессилие над собою греховных помыслов и ощущений, тщетно усиливающихся подчинить его своему влиянию, дерзновенно говорит им: Отступите от Мене все делающие беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего. Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият ( Пс.6:9,10 )! (Епископ Игнатий, том 1, стр. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010