XXXIV. Второй род [поклонения] - тот, когда поклоняемся творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства; как, [например]: Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу - источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овечьей купели и блаженному саду Гефсиманскому; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому [месту], на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям; ибо они не причастны божественной деятельности и Господа славы - Бога моего распяли на кресте не с целью доставить мне спасение, но скорее - волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего, говорит Давид, и место жилища славы Твоей (Пс 26: 8). И: Поклонимся подножию ног Его (Пс 132: 7). И: Поклоняйтесь на святой горе Его (Пс 99: 9). Одушевленная святая гора Бо-жия - Святая Богородица; одаренные разумом горы Божий - Апостолы. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 114: 4). XXXV. Третий род - тот, когда поклоняемся тому, что посвящено Богу; я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор 10: 11). [Разумею также] и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы - достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа [гостей] пила вино из священных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

XXXIV. Bmopoй род [поклонения] — тот, когда поклоняемся творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства; как, [например]: Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу — источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овечьей купели и блаженному саду Гефсиманскому; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому [месту], на котором произносится имя Бога. Не из–за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному божественной деятельности и послужившему моему спасению, из–за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям; ибо они не причастны божественной деятельности и Господа славы — Бога моего распяли на кресте не с целью доставить мне спасение, но скорее — волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего, говорит Давид, и место жилища славы Твоей (Пс 26: 8). И: Поклонимся подножию ног Его (Пс 132: 7). И: Поклоняйтесь на святой горе Его (Пс 99: 9). Одушевленная святая гора Бо–жия — Святая Богородица; одаренные разумом горы Божий — Апостолы. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 114: 4). XXXV. Tpemuй род — тот, когда поклоняемся тому, что посвящено Богу; я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор 10: 11). [Разумею также] и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы — достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа [гостей] пила вино из священных сосудов[  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Иоанну свыше, о чем он сам говорит (см.: Откр. 19: 11–13 : «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»). Нет сомнений, что Иоанново учение о Боге-Слове возникает в рамках библейской традиции. В прикровенном виде оно присутствует уже в книгах Ветхого Завета: Бог словом создал мир ( Быт. 1: 1 ; Пс. 32: 6 111 ); у пророков «слово Господ не» персонифицировалось, когда изображалось приходящим к тому или иному пророку ( Ос. 1: 1 112 ; Иоиль 1: 1 113 ); слово Божие исцеляло ( Пс. 106: 20 114 ), послушание ему при носило жизнь ( Втор. 32: 46–47 115 ); в псалмах слово названо светом, освещающим путь к Богу ( Пс. 118: 105, 130 116 ). Учение о Боге-Слове можно также найти и в ветхозаветных представлениях о Премудрости. Согласно восьмой главе Книги притч (особенно фрагмент 8: 22–31), Премудрость существовала «искони», то есть прежде создания мира; с Ее по мощью Бог сотворил мир. Премудрость дает жизнь обретающим Ее, но многие люди Ее отвергают. Согласно Книге Иисуса сына Сирахова, Господь велел Премудрости «поселиться» среди людей ( Сир. 24: 9 ) 117 . В целом легко заметить близость всех этих утверждений свидетельствам евангельского Пролога о Слове творящем, спасающем, освещающем, приобщающем к истине и поэтому отвергаемом миром, лежащим во зле. В Прологе понятие Слово (Логос) помогает выразить тайну отношений Отца и Сына («Как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог не был без Сына… Для того назвал Его “Словом”, чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно» 118 ) и способ откровения Бога людям. Имя «Слово» приложимо к Сыну, «потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что изъявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу как определение к определяемому, потому что и определение называется словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Как мне со святыми веселиться, которые в стольких добродетелях просияли?» Ответ: и святые благодатью Христовою спаслись. Ты молись с разбойником: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! (Лк. 23:42). Такой возглас и вся Церковь приносит Ему. Мужайся, и да крепится сердце твое (Пс. 30:25). Господь – Помощник твой, Господь – Заступник твой, Господь – Защитник твой, Господь – Искупитель твой, Господь – Избавитель твой. Господь – Спаситель твой, Тот, Который возлюбил тебя и предал Себя за тебя, и пострадал и умер за тебя, всех наших врагов победил, Он всесильною рукою Своею сохранит тебя. Ангелы Божии – спутники твои. Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь – Защитник жизни моей. Кого устрашусь? (Пс. 26:1). Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, ибо Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Господу в стране живых (Пс. 114:7–8). Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1). 99. Малое деревцо   Видим, что малое деревцо ко всякой стороне удобно приклоняется: куда преклонится, так и растет. Так и юный и малый отрок: чему учится, к тому и привыкает, и к чему привыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей – добр и всю жизнь будет. Научится ли злу – и зол во всей жизни будет. И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4). И в притчах Соломоновых написано: Кто жалеет розгу свою, тот ненавидит сына своего; а кто любит, тот наказывает его прилежно (Прит. 13:25). Многие учат детей своих светскому этикету; иные учат иностранным языкам, по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, и на то немалые суммы выделяют; иные стараются обучить купечеству и другим художествам. По-христиански жить детей едва кто учит. А без этого всякая наука – ничто и всякая мудрость – буйство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. 9 Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. «Во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе». Если бы не приразилось к нам все это, не сделалось бы явным и величие Божией силы. Но поелику уподобляемся мы как бы растениям, которые цветут в огне, то сим-то самым, что, страдая, сохраняемся невредимыми, проповедуем силу защищающего нас Бога. А сие: «нечаеми, но не отчаяваеми» — значит: в обстоятельствах безвыходных находим для себя спасительные исходы. 10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. «Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится». Так Апостол и в другом месте говорит: «понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся»(Рим 8:17). 11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей. «Присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей». Посему-то самому с любовию за Владыку встречаем смертоносные опасности, чтоб стать причастниками жизни Его и, жертвуя жизнию временною, восприять за то нетление плоти. Сказано же: «присно» — для точности словосочинения, потому что Апостолу хотелось сказать: «мы бо живии». 12 Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. «Тем же смерть в нас действует, а живот в вас». Ибо ради вашего спасения подвергаемся мы опасностям, потому что с опасностию для себя преподаем вам учение. Но, поелику мы бедствуем, вы наслаждаетесь жизнию. А как упомянул о жизни бессмертной, она же только в уповании, но уповаемое невидимо, то напоминает пророческое слово, показывая, что и древле бывшие святые озарены были верою. 13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим. «Имуще тойже дух веры, по писанному, веровах, темже возглаголах» (Пс.115:1), «и мы веруем, темже и глаголем». Апостол весьма кстати привел свидетельство, ибо блаженный Давид, сказав в предыдущем псалме: «яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых» (Пс.114:8-9), так как самая страна не была им видима, начиная следующий псалом, сказал: «Веровах, темже возглаголах». Но тот же Дух, говорит Апостол, вещал и чрез них, вещает и чрез нас.

http://bible.predanie.ru/nedelya-15-aya-...

В житиях святых и творениях святых отцов для нас сохранилось множество свидетельств о том, как выглядит и как действует душа, а также о явлениях и видениях душ умерших – праведников и грешников 110 . Так, свт. Игнатий (Брянчанинов) учит, что душа «имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела» 111 . По выходе из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как это описано в книге Откровения ( Откр. 6:9, 7:9 ) и как об этом свидетельствуют прп. Макарий и другие св. отцы 112 . Выход души из тела обозначается в Писании под различными образами: изведения души из темницы ( Пс. 141:8 ), разрешения ее от уз тела ( Флп. 1:23 ), исхода ( Лк. 9:31 ), отшествия ( 2Пет. 1:15 , 2Тим. 4:6 ), разрушения земного дома и нерукотворенного жилища от Бога на небесах ( 2Кор. 5:1 ), возвращения духа к Богу ( Еккл. 12:7 ) 113 . Смерть является следствием греха, действующего в людях, потому что в результате грехопадения Адама грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим. 5:12 ). Вся эта жизнь дана человеку для борьбы с грехом, покаяния и исправления. По смерти наступает время воздаяния. Блж. Феофилакт Болгарский объясняет, что «в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи» 114 . Грехопадение Адама закрыло людям путь на небо, так что до совершенного Иисусом Христом искупления как праведники, так и грешники нисходили в ад. Лишь Господь открыл затворенные для нас врата и двери вечные ( Пс. 23:7–10 ). Через эти врата Он Сам восшел на высоту, пленил плен ( Еф. 4:8 ) 115 и сел на Престол Божества ( Откр. 3:21 ). Теперь каждый человек получил возможность войти в жизнь вечную, и после смерти всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Люди, совращающие праведных, уподобляются злому духу-искусителю. “Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро” (Притч.28:10). Люди, отвергающие истинное учение Спасителя и распространяющие глупость лжеучений, вводят в заблуждение себя и других, уходя с пути истинного спасения. “Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость” (Притч.15:2). О пути ко спасению     (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко “Полный годичный круг кратких поучений”, II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. “Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Матф.18:17). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. “Истинное смирение происходит от послушания” – говорил Святой Иоанн Лествичник. Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп.2:8). А без смирения нет и спасения. “Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш” (Пс. 114:5). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его” (Пс.26:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мисс. свящ. С. Магнусов Из миссионерской полемики Шалкинский С., свящ. О незаконности австрийской иерархии (беседа вторая с Усовым)//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 114–130 Миссионер. В прошлый раз г. Усов поставил вопрос, почему их иерархия нашей св. Церковью признаётся незаконной и безблагодатной. Ответом на этот вопрос может служить наша двухдневная беседа с ним о признаках истинной Церкви Христовой. На этой беседе было доказано, что их общество нельзя признать истинной Церковью Христовой, но безблагодатным обществом, „сонмом злых и нечестивых людей, нечистым колодцем“, поэтому и иерархия их безблагодатна и незаконна. Одного этого достаточно было бы для беспристрастного старообрядца, но так как Усов желает поговорить по вопросу о незаконности своей иерархии более подробно, то укажем ему и другие основания нашей св. Церкви для непризнания законности австрийской иерархии. Священная иерархия Церкви Христовой ведёт своё начало не от еретика какого-либо, а от Самого Господа. Первым иерархом её и единым по существу Архиереем был и есть Сам глава Церкви, Спаситель мира, Иисус Христос. Но так как „никто сам собой не приемлет сей чести, но призванный Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Как и в другом месте говорит: Ты священник во век по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ; Евр.5:4,6 ). Сей Первосвященник, „отходя на небеса, не восхоте достояние свое (св. Церковь ) оставити на земли неустроено, но поручил оное истинным пастырям апостолам и по них преемникам их служения – архиепископам и епископам, им же и спребывати даже до скончания века обетование сотвори“ (Кн. о вере л. 59 об.). После Своего славного воскресения из мёртвых „в первый день недели, вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты... Пришёл Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам! Сказав сие, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010