Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, т. е. в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4–5, 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде сыном Давида вероятно потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и ни к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24, 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, которого они ожидали, как сына Давида и наследника обещанного славного царства. После этого краткого вступления следует само родословие. Первый отдел ( Мф.1:2–6 ): Авраам 106 роди Исаака. Исаак 107 же роди Иакова. Иаков 108 же роди Иуду и братию его. Мф.1:3 . Иуда 109 же роди Фареса и Зару от Фамары. Фарес 110 же роди Есрома. Есром 111 же роди Арама. Мф.1:4 . Арам 112 же роди Аминадава. Аминадав 113 же роди Наассона. Наассон 114 же роди Салмона. Мф.1:5 . Салмон 115 же роди Βοοза от Рахавы 116 . Вооз 117 же роди Овида от Руфы. Овид 118 же роди Иессея. Мф.1:6 . Иессей 119 же роди Давида царя. Давид 120 же царь роди Соломона от Уриины. В этом отделе обращают на себя внимание следующие вопросы: 1) почему евангелист, упомянув о братьях Иуды, не сказал ничего ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? 2) Какое значение имеют женские лица, введённые евангелистом в родословие Иисуса Христа? 3) Возможно ли, чтобы в промежуток времени от переселения израильтян в Египет до возвращения их обратно в свою землю, в 430 лет, сменилось только три члена, как это по-видимому случилось, если основываться на родословиях новозаветных и ветхозаветных? 121 Возможно ли также, чтобы со времени вступления израильтян в землю обетованную до построения храма Соломонова, в 480 лет, сменилось только пять членов, как это опять дают повод заключать генеалогии? 122 Итак 1) почему св. Матфей упомянул в родословии только о братьях Иуды и ничего не сказал ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? «Так поступил евангелист, – по замечанию Златоуста, – не без основательной причины. Он хотел чрез это показать, что Измаил и Исав с происшедшими от них народами: измаильтянами, сарацинами, арабами и друг. ничего не имели общего с народом иудейским, и что Христос от них не произошёл»; тогда как дети Иакова – Иуда и братья его – были родоначальниками двенадцати колен народа израильского, которые и составляли избранное Богом семя Авраамово. Что евангелист поименовал из детей Иакова Иуду, так это потому, что в имени Иуды обнимаются все потомки Иакова, и он является ( Быт.49:3–8 ) как бы главой их. А в родословие только и входят главы родов, от которых имел произойти Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

77 Опущено в Иерус. рук. 78 Деян. 26:18; 2 Петр. 2:9. Ср. Ис. 42:16. 79 Ср. Пост. Апост. VIII, 11, 2. 80 Ср. Еф. 1:18. 81 Ср.Ин.17:3. 82 Ср. Ис. 57:15. 83 Ср. Ис. 13:11. 84 Ср. Пс. 32:10. 85 Ср. Иов 5:11; Ис. 10:33; Иез. 17:24; 21, 31. 86 Ср. 1 Цар. 2:7. 87 Втор. 32:39. Ср. 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7. 88 Числ. 16:22; 27, 16. 89 Дан. 3:55. 90 Ср. Есф. 5:1. 91 Иудиф. 9:11. 92 Ср. Ам. 4:13; Иов 10:12. 93 Ср. Ин. 12:26, 17:17. 94 В Иерус. рук. опущено. 95 Пс. 118:114; Иудиф. 9:11. 96 Ср. «Постановления апостольские», VIII, 10:14—15, 12 и ектении литургии св. Марка. 97 Опущено в лат., сир. и копт. переводах. 98 Ср. Иез. 34:16. 99 Ср. Иов 4:4. 100 Ср. 3 Цар. 8:60; 4 Цар. 19:19; Ис. 37:20; Иез. 36:23; Ин. 17:4. 101 Пс. 78:13. 102 Ср. Прем. 7:17; «Постановления апостольские», VIII, 22, 3. 103 Втор. 7:9. 104 «полезный» лат., сир., копт. переводы. 105 Иоил. 4:13; Сир. 2:11. 106 Ср. Устав, IV, 21 (с. 39); Ин. 17:17. 107 Пс. 39:3, 118:133. 108 В Иерус. рук. отсутствует. 109 3 Цар. 9:4. 110 Втор. 6:18, 12:25, 28, 13:19, 21:9. 111 Числ. 6:25; Пс. 30:17, 66и др. 112 Ср. Ис. 51:10; Прем. 5:16 и др. 113 Ср. Втор. 4:34, 5и др. 114 Ср. Пс. 17:18, 105и др. 115 Ср. Пс. 144:18. 116 Тов. 13:7, 11; 1 Тим. 1:17. 117 «с нами» — гебраизм, вместо «нам», восходящий к переводу 70-ти, ср. 2 Цар. 2:6; Пс. 118:65 и др. 118 Ср. Сир. 51:26. 119 Ср. 1 Кор. 14:16. 120 Далее см. перевод П. Преображенского. 121 Περιουσιος особенный, избранный. См. Тит. 2:14. 122 Так оканчивается в александрийской рукописи послание Климента. 123 Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном. 124 Т.е. об Иисусе Христе ( περι αυτου ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека: Но слова его о Христе-Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения, напротив, они весьма идут к цели автора — возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира. 125 См. Рим. 4:17; Ос. 2:23; Рим.9:25. 126 Т.е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I II из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

Путник и вождь (христианин и единый у него верный и премудрый вождь к небесному отечеству – Христос Иисус). IV, 45 25), 16 8); II, 26 (§ XLVII). Пчела жалом уязвляющая (делающий ближнему зло, себе большее зло делает). IV, 358, 70 (о томжде). Песнь христианская . III, 388. Р Раби, ожидающии господина своего (вернии и добрии раби Христовы ожидают втораго пришествия Его и готовятся к сретению Его). IV, 80. Раби от господина посланнии звати гостей на обед (пророки, апостолы, пастыри церкви, посланнии от Господа звати всех людей, без разбора, на вечерю живота вечнаго). IV, 336. О работе христианской. III, 396, 154 (гл. 4). Раб ведущий, и неведущий волю господина своего (христианин, и непознавший Христа язычник, на суде Христовом). IV, 168. Раб, обиждаемый пред господином его (обиду, творимую христианам, Господь вменяет Себе). IV, 154. Радость христианская . III, 390, 229 (§ 399); II 262 (§ 202); V, 128 (пис. 118). О Различных христианских должностях, которыя последуют вере святой. III , 222. Различная собрания на пользу. I, 227. Размышления на псалмы. I, 185–198, именно: на пс. 1, стих. 1 и 6, стр. 185–187; на ст. пс. 2-го 10–11, стр. 187; на ст. 12, стр. 189; на ст. пс. 3-го 2–4, стр. 191; наст. 9, стр. 192; на ст. пс. 4-го 2, стр. 193; на ст. 6, стр. 194; на ст. пс. 5-го 2 и 3 и дал., стр. 194; на ст. 10, стр. 195; на ст. пс. 7-го 2 и 3 и дал., стр. 197; на ст. пс. 32-го 13–15, стр. 198.-V: стр. 266 (пис.7-е), на стих. пс. 49-го 21–22; стр. 302 (пис. 16-е), на ст. пс. 13-го 5-й; стр. 304 (пис. 17), на ст. пс. 72-го 25-й. Разумная голова (что в теле голова, тое в обществе христианском пастырь и начальник). IV, 91. С Садовник неплодное дерево посекает (суд Божи на нераскаянных грешников). IV, 286; II, 39 (§ LXIX). Самолюбие. II, 260–262 (§ 200–201), 315–317 (§ 253–254). Сам зде (Господь везде присутствует тебе и всякое дело твое видит и слово слышит). IV, 114. Свидетели (мир весь, совесть человеческая, чудная дела Божия, особенно в новой благодати сотворенная и творимая, свидетельствуют нам Бозе Создателе, Промыслителе и высочайшем нашем Благодетеле).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

709.  Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10. 11). 710.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2. 16). 711. Быт. 2. 10. 712.  Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1. 13). 713. Все соделал Ты премудро (Пс. 103. 24). 714.  …в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 715. Лк. 6. 37. 716. Рим. 2. 1. 717.  …Ты воздашь каждому по делам его (Пс. 61. 13). 718. Втор. 32. 35. 719.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 720.  …что … хорошо для пищи, … приятно для глаз, потому что дает знание (Быт. 3. 6). 721.  …будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3. 5). 722. Лк. 21. 18. 723. Мф. 10. 39. Слово 5. Совет ума душе. 724.  …я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий (Пс. 41. 5). 725. Житие святого Андрея, написанное иереем Никифором, также Четьи-Минеи октября во 2 день. 726. Краткое возоглавление, главы 1, 2, 3, 5, 6, 8. 727. Гл. 9. 728. Гл. 11. 729. Гл. 12. 730. Гл. 13. 731. Гл. 15. 732. Гл. 16. 733. Гл. 17. 734. Гл. 23. 735. Гл. 24. 736. Гл. 26. 737. Гл. 28. 738. Гл. 30. 739. Гл. 32. 740. Гл. 33. 741. Гл. 35. 742. Гл. 41. 743. Гл. 43. 744. Гл. 44. 745. Гл. 52. 746. Гл. 58. 747. Гл. 59. 748. Гл. 61. 749. Слово 26. О рассуждении. Гл. 53. 750. Гл. 54. 751. Гл. 55. 752. Гл. 102. 753. Слово 25. О смирении, глава 7. 754. Гл. 8. 755. Гл. 10. 756.  Вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (Пс. 135. 23, 24). 757. Гл. 11. 758.  …долины покрываются хлебом (Пс. 64. 14). 759. Гл. 15; Пс. 114. 5. 760. Гл. 16. 761. Гл. 19. 762. Гл. 32. 763. Гл. 34. 764. Гл. 35. 765. Пс. 50. 5. 766. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 767. Гл. 36. 768. Пс. 113. 9. 769. Пс. 21. 26. 770. Гл. 36. 771. Гл. 48. 772. Гл. 51. 773. Гл. 2. Слово 24. О кротости. 774. Гл. 3. 775. Гл. 4. 776. Пс. 24. 9. 777. Гл. 5; Ис. 66. 2. 778. Гл. 7. 779.  …кроткие … наследуют землю (Мф. 5. 5). 780. Гл. 8. 781. Гл. 9. 782. Гл. 11. 783. Гл. 12. 784. Гл. 14. 785. Гл. 15. 786. Гл. 16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В Иерусалимском Таргуме 1 – Псевдоионафана (ок. половины VII ст. по Р. X). к Быт.1:26 сказано, что служебные Ангелы созданы во второй день творения мира (Walton, t. ΙV). Подобное же в больших истолковательных катенах (Midraschim rabboth). В Bereschith rabba (VI стол. Палест. ред.), parascha 1, к Быт.1:1 , Wünsche S. 2 приведены предания двух раввинов: Иоханана, по коему Ангелы созданы во второй день, согласно Пс.104:4 , – и Ханины, по коему это было в пятый день, когда созданы были птицы, летающие над землей, по тверди небесной ( Быт.1:20 ), т, е. Ангелы, согласно Ис.6:2 . А третий раввин отмечает в обоих преданиях ту общую мысль, что Ангелы созданы не —197— в первый день, чем устраняется возможность видеть в Ангелах помощников и сотворцов Бога при создании мира. Подобное же в Раг. III, к Быт.1:5 , Wünsche S. 13, Раг. LXXVIII к Быт.32:26 , Wünsche 379: Ангельский хор не повторяет своей хвалебной песни, но, провозгласив ее, исчезает в огненном потоке (под престолом Бога), из коего они и творятся. В Schemoth rabba (11–12 в.) Раг. XV к Исх.12:1–2 Wünsche 107: Ангелы сотворены из огня, согласно Пс.104:4 , – они ежедневно появляются из огненного потока и исчезают в нем, после хвалебной песни Богу. Ibid. к 12:12 Wünsche 120: после создания тверди Бог сотворил Ангелов, именно во второй день, ibid. Par. XXV к Исх.16:4 , Wünsche 188–189: Бог называется Богом воинств потому, что Он совершает с Ангелами Своими, что хочет: заставляет их сидеть ( Суд.7:11 ), стоять ( Ис.6:2 и Зах.3:7 ), являться в образе женщин ( Зах.5:9 ) или мужей ( Быт.18:2 ), иногда творит их ветрами, а иногда огнем, согласно Пс.104:4 . В Bemmidbar r. (12 в.) раг. XII к Чис.7:1 , Wün. 287: Михаил назван Ангелом снега, а Гавриил – огня. В Debarim r, (ок. 900 г.) par. IX к Втор.31:14 , W. 99: в Пс.104:4 Ангелы называются духами, – ср. тоже в Midrasche Kohelet (9 в. ?) к Еккл.8:8 , W. 114. Из других памятников древне-иудейской теологии приведем Pesikta r. Abba-ben-Kahana (ок. 700 г.), Piska 1, Wünsche 4 (fol. 3. а): р. Симеон бен-Иохай учит: небо состоит из воды, а звезды из огня, однако ж они существуют вместе друг с другом и не вредят друг другу, – также и небо состоит из воды, а Ангелы – из огня, однако же существуют вместе друг с другом и не вредят друг другу. Р. Абун (или Абин) говорит: не только между одним Ангелом (образованным из одного только огня) и другим (как созданным из одной только воды – нет вражды, и они не вредят друг другу), но и один (т. е. каждый) Ангел также состоит на половину из огня и на половину из воды, и Он (Бог) устрояет мир в них (в их природе). Ibid. Piska 6, W. 70 (57. а) по р. Исааку, Ангелы и Служители Его (Бога) состоят из огненного пламени, как говорится в Пс.104:4 , – а питаются они отблеском Шехины, согласно Притч.16:15 . В

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

77. Исх. 25:22. 78. О Шехине см., в частности: БуйеЛ. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 90—103; Kadushin Μ. The Rabbinic Mind. New York, 1972. P. 222—261. 79. См.: Лев. 18:21; 19:12; 21:6; 22:2, 32. 80. Лев. 24:11—16. 81. Втор. 6:4. 82. Втор. 26:19. 83. См., например: Anchor Bible Dictionary. Vol. IV. New York, 1992. P. 1002. 84. Втор. 5:11. 85. Втор. 28:58—59. 86. Ср.: 1 Цар. 11:7. 87. См.: Bietenhard H. νομα. —Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. V. Michigan, 1968. P. 246—247. 88. ЗЦар. 8:10–43. 89. Ср.: Пс. 28:9 («и во храме Его все возвещает о Его славе»). 90. Ср.: 1 Езд. 6:12. 91. В имени. 92. Ис. 48:9. 93. Иер. 44:26. 94. Ис. 63:11—12. 95. Ис. 63:14. 96. Иез. 20:9. 97. Иез. 36:23. 98. Иоиль 2:32. Ср.: Деян. 2:21; Рим. 10:13. 99. Ис. 30:27—28. 100. Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием. М., 1917 С. 30—31. 101. Мих. 4:5. 102. Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. С. 166—167. 103. Мф. 1:1. Ср. то же выражение в Быт. 5:1. 104. Лк. 3:23—38. 105. Лк. 1:13. 106. Лк. 1:30—31. 107. Мф. 1:20—21. 108. Исх. 20:5. 109. Мф. 1:21. 110. Мр. 3:16—17. 111. Ин. 1:42. 112. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 19, 2 (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. СПб., 1914. С. 128). 113. Мр. 5:37. 114. Мф. 17:1; Мр. 9:2. 115. Мр. 14:33. 116. Ин. 10:3—4. 117. Лк. 10:17—20. 118. Ср.: Пс. 102:13; Ис. 9:6; 63:16; Иер. 31:9; Мал. 1:6; 2:10; и др. 119. Ин. 5:43. 120. Ин. 10:25. 121. Ин. 12:27—28. 122. Ин. 17:6,11,22,25—26. 123. Мф. 6:9, 13. 124. Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48. 125. Лк. 21:12, 17. Ср.: Мф. 10:18, 22; 24:9; Мр. 13:13. 126. Лк. 24:47. 127. Мр. 9:38—39. 128. Лк. 10:17—20. 129. Мф. 7:21—23. 130. Ин. 1:11—12. 131. Ин. 2:23. 132. Ин. 3:16—18. 133. Ин. 14:13—14. 134. Ин. 15:16. 135. Ин. 16:23—24,26—27. 136. Ин. 14:26. 137. Ин. 15:26. 138. Ин. 18:3—8,12. 139. Мф. 28:18—19. 140. Мр. 16:15—18.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Письмо 2; ed. Courtonne, 224–233=рус. пер. 3, 7–8. 509 PG 37, 1460–1464=2.86–87. 510 PG 37, 1466–1467=2.88. 511 Письмо 125; ed. Gallay, 92=2.481. 512 PG 37, 1349=2.253–254. 513 PG 37, 1350–1351=2.254. 514 См. Lampe. Lexicon, 1317–1318. 515 " Великий Собор решительно определил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону и вообще никому из состоящих в клире не дозволялось иметь в доме сожительствующую женщину, исключая разве матерь, или сестру, или тетку… " Правило относится, естественно, к безбрачным клирикам. 516 PG 37, 88–93=2.172–173. 517 Слово 2–е (в рус. пер. Слово 3–е). Об этом трактате и о взглядах Григория на " " царственное священство " " см., в частности, Portmann. Paidagogia, 125–136. 518 Ср. 1 Кор.12:12–27; Кол. 1:18 и др. 519 Сл. 2, 3, 3–5, 8; SC 247, 88–92=1.24–25. Ср. идею порядка в Церкви по образу порядка, существующего в устройстве вселенной, в Сл. 32, 8–13; SC 318, 100–112=1.466–469. 520 Ср. Пс. 22:1; 79:2; Ис. 40:11; Иерем. 31:10 и др. 521 Ср. Иезек. 34; Иерем. 23:1–4 и др. 522 Ин. 10:11–16. 523 Лк. 15:4–7. 524 Ин. 21:15–27. 525 Риторический прием сравнения широко используется как в этом, так и в других Словах Григория. 526 Сл. 2, 9–12; SC 247, 100–106=1.26–28. 527 Сл. 2, 16, 3–6; 110=1.29. 528 Сл. 2, 13, 1–14, 10; 106–108=1.28. 529 Сл. 2, 14, 10–13; 108=1.28. 530 См. Daniйlou. Platonisme, 309; Rondeau. Exйguse, 517–531. 531 1 Тим. 4:12. 532 Сл. 2, 16, 6–18, 11; 110–114=1.29–30. 533 1 Пет. 3:11. 534 Ср. Быт. 1:26. 535 Ср. Еф. 3:17. 536 Т. е. принявшего св. крещение. 537 Сл. 2, 21, 1–22, 15; 116–120=1.31–32. 538 Сл. 2, 71, 1–12; 73, 11–18; 182–186=1.50–51. 539 Сл. 2, 91, 17–19; 208=1.56. Ср. Сл. 2, 53, 11–12; 160=1.43. 540 Сл. 2, 50–69; 156–182=1.37–50. 541 Сл. 2, 35, 1; 132=1.36. 542 Сл. 2, 35, 8–36, 7; 134–136=1.36. 543 Сл. 2, 37–38; 136–140=1.36–37. 544 Сл. 2, 39, 4–6; 140=1.37. 545 Ср. Исх. 30:10. 546 Ср. Рим. 12:1. 547 Ср. Пс. 49:14. 548 Ср. Пс. 50:19. 549 Выражение " " вместообразные " " встречается в Литургии св. Василия Великого и относится к хлебу и вину Евхаристии, под " " образом " " (видом) которых верующим преподается Тело и Кровь Христа. 550

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Термин " " слово " " (logos) в греческом языке обладает богатейшим спектром значений; у Григория он чаще всего означает " " слово " " , " разум " " и " " Слово " " (т. е. " Бог Слово " " ). 715 Сл. 6, 5, 5–17; SC 405, 132–134=1.148. 716 Имеется в виду струнный щипковый инструмент. 717 Пс. 118:131, по переводу LXX. 718 Пс. 140:3. 719 Сл. 12, 1, 1–2, 1; SC 405, 348–350=1.199. 720 Иерем. 50:31. 721 Сл. 27, 1, 1–5; SC 250, 70=1.385. 722 Сл. 27, 1, 11–2, 15; 72–74=1.385. 723 Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46, 556). 724 Ср. Платон. Федон 67b. 725 Ум. 726 Сл. 27, 3, 1–4, 13; SC 250, 76–80=1.386–387. 727 Сл. 27, 5, 9–10; 82=1.387. 728 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни II, 101: " Скажи, Евриклид, что делают осквернители мистерий? " — " Они разглашают таинства непосвященным " " . 729 Сл. 27, 5, 23–32; 82–84=1.388. 730 Сл. 28, 2, 1–39; SC 250, 102–104=1.392–393. 731 Ориген. О началах 4, 13. 732 Климент. Строматы 6, 15. 733 Ср. Ориген. О началах, предисловие. 734 Сл. 32, 12, 13–14; SC 318, 110=1.469. 735 Ср. Платон. Тимей 28 с. 736 Сл. 32, 14, 11–21; 114=1.470. 737 Сл. 32, 19, 4–10; 124–126=1.473. 738 Сл. 32, 20, 1–21, 30; 126–130=1.473–475. 739 Цит. по: Сократ. Церк. ист. 4, 7. 740 См. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46,857). В своем учении о постижимости сущности Божией Евномий отличался даже от Ария, который исповедовал непостижимость Божественной сущности: см. Афанасий Александрийский. О Соборах 15. 741 Так, во всяком случае, считал А. Спасский: см. Спасский. История, 361. 742 Кант, Ренан, Толстой и др. 743 Ср. Исх. 33:22–23. 744 Ср. Исх. 26:31–33; 36:35–36. 745 Ср. Пс. 8:2. 746 Сл. 28, 3, 1–14; SC 250, 104–106=1.393. 747 Ср. Иустин. Апология II, 10; Афинагор. Апология 6; Климент Александрийский. Строматы 5,12, и др. 748 Ср. Платон. Тимей 28с: " Творца и родителя этой вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать " " . Григорий, как видим, цитирует Платона весьма приблизительно. См. об этом. Pepin. Philosophie-mhйologie, XIV, 251–260. 749

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010