8, 14). 73. Посему поостережемся, дабы и мы как увенчавшие Христа своими терниями не были записаны [на скрижалях] и как таковые не были прочитаны знающими Иисуса, пребывающего во всех и у всех разумных [существ] или святых, и [знающими], каким образом Он помазывается миром (Лк. 7, 38), угощается трапезой (ср. Мф. 25, 35) и прославляется или, напротив, бесчестится, терпит насмешки и побои (Мф. 27, 29 сл.). 74. Нам необходимо было сказать это, чтобы показать, как наши благодеяния и грехи заблуждающихся включены в Евангелие — либо в «жизнь вечную», либо в «укоризну и стыд вечный» (Дан. 12, 2). XII. 75. Если же среди людей есть евангелисты, почтенные таковым служением (ср. 2 Тим. 4, 5), и даже Сам Иисус благовествует благая (ср. Ис. 52, 7 [Рим. 10, 15]) и благовествует нищим (ср. Ис. 61, 1 [Лк. 4, 18]), то и «ангелы», сотворенные Богом «духами», и «слуги» Отца всяческих, которые суть «пламя огненное» (Евр. 1, 7; ср. Пс. 103, 4), не должны лишаться [чести] самим быть благовестниками. 76. Поэтому и ангел, представ пастухам и сделав так, что слава [Господня] осияла их (ср. Лк. 2, 9), говорит им: «Не бойтесь; ибо вот, я возвещаю вам радость великую, которая будет всему народу, что ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10–11). В то время как люди еще не понимают евангельское таинство, более могущественные их [вышние силы], небесное Божие воинство, говорят, воздавая хвалу Богу: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). 77. Сказав это, ангелы уходят от пастухов на небо, оставив нам разуметь, как благовещенная нам Рождеством Христа Иисуса «радость» есть «слава в вышних Богу» смиренных в персть (ср. Пс. 43, 26), когда они возвращаются в покой (ср. Пс. 114, 7) свой и собираются «в вышних» чрез Христа славить Бога . 78. Но еще дивятся ангелы грядущему благодаря Иисусу миру на земле — этому месту сражения, где (букв. в которое) «ниспавшая с неба денница, восходящая заутро» (Ис. 14, 12) сокрушается Иисусом.

http://predanie.ru/book/218869-tvoreniya...

ТСЛ 232, ф. 304. Требник. Конец XV – начало XVI в 4° . 137 л. Филигрань: Голова быка с крестом и цветком, тип: Пиккар II, XI, 386 (1489 г.). Содержание: л. 12–18 – чин исповеди; л. 15–16 Наставление вопросник; л. 16 об.–18 – поновление мирянам; л. 18–29 об.– чин исповеди; л. 18–22 об. – поновление мирянам; л. 22 об.–24 – поновление мирянам; л. 26–28 – поновление священникам: л. 28–29 об. – вопросник священникам (извод Основной редакции); л. 29 об.–37 – чин исповеди инокам; л. 31 об.–34 – поновление инокам; л. 34–35 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 35–36 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); краткий вопросник мужчинам (Кр-Свир. 91); л. 137 об. – поновление. Описания: [Иларий, иером , Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры С. 18–19; ПС XV, 3287. ТСЛ 233, ф. 304 Требник. XVI в. 4°. 318 л. Содержание: л. 1–1 об. – поучение о покаянии; л. 7 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 8 об.–16 об. – поновление мирянам. Описание: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С. 19. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 270–271 (поучение о покаянии). ТСЛ 234, ф. 304. Требник. Середина XVI в. (до 1560 г.). 4°. 286 л. Филиграни: 1) Перчатка с короной, вид: Брике, 10930 (1551 г.); 2) Сфера, вид: Брике, 13996 (1553 г.); 3) Сфера, вид: Брике, 14006 (1555 г.) Записи: л. 139 об. – «Се Яков Иван сын занял есми у Романова прикащика Богдана сына» (нрзб.); л. 4 – «1795-го года 9». В чине панагии молитва о здравии царя и великого князя Ивана Васильевича, царицы Анастасии и кн. Георгия (Юрия Васильевича?). Содержание: л. 98–101 об. – поучение детям духовным; л. 102–120 об. – чин исповеди; л. 108–112 – молитва разрешительная; л. 112 об.–114 – поучение детям духовным; л. 114–117 об. – поновление; л. 118 об.–120 – молитва разрешительная. Описание: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С. 19–20. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 254–255 (поучение детям духовным, л. 98–101 об).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

 Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15 Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха//Вопросы философии. 2001. 5. С. 52. 16 Ср.: 2Мак.8:17 . 17 Из Библейского компьютерного справочника. 18 Мк.9:40 . 19 Мф.12:30 . 20 Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139–140. (Выделено нами. — Изд.) 21 Достоевский Ф. Бесы//Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22 Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204–205. 23 Подчеркнуто мною. – И.С. 24 О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Независимая народная газета: Приложение к газете «Вечерняя Москва». 1994. 25 августа. (Выделено мною. – И.С.) 25 Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26 См.: 3Езд. 11:32 . 27 См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28 См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29 Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30 Цит. по: История философии. С. 280. 31 Ильин И. Основы христианской культуры//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами. – Изд.) 32 Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков//Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами. – Изд.) 33 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315–316. (Выделено курсивом нами. — Изд.) 34 Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35 Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36 Ср.: 1Кор. 7:20 . 37 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38 Прем. 7, 16-20 . 39 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40 Пс. 103:23 . 41 Притч. 3:19 . 42 Еккл. 3:11 . 43 Ср.: Пс:48, 4. 44 Аксенов В. Новые материалы для науки и техники//Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45 Гайденко П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. 7. С. 114.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

В самом деле, Господь со всей определенностью утверждает: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). Христос искупил нас ценой Своей крови. Мы являемся Его законной собственностью, и никто не может этого оспорить. Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28), Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:7-9). Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:20). Как мы уже видели, невозможно быть " частично искупленными " : если мы Христовы, то диаволу не на что претендовать. Может быть, ты самая паршивая из Христовых овец, но ты из Его овец. Может ли человек искупить свои грехи своими добрыми делами? Это вопрос уже рассматривался, когда мы говорили об искуплении; сейчас можно только напомнить кое-что из того, что говорит Писание: и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142:2); что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:20); Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5:4), Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2:8-9). Ибо " всякий, кто призовет имя Господне, спасется " (Рим. 10:13), Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою (Пс 114:3-4). Бесчисленное множество раз Писание (особенно псалмы, которые постоянно на слуху у каждого православного христианина) наставляет нас взывать к Богу. Известно, что в стесненных обстоятельствах даже самый закоренелый безбожник начинает молиться. Тем более странно, что этого не делает преподобная Феодора. Невероятно, но ни ей, ни другим душам на мытарствах не приходит в голову такая простая вещь — " призвать имя Господне " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

32. χωρον ‘селение’, точнее — ‘участок земли’ или ‘усадьба’. В Ин 18:1 место названо κπος ‘сад’. Γεθσημαν ‘Гефсимания’ — может быть, транслитерация евр. ga t š mnîm ‘давильня маслин’. 33. κθαμβεσθαι ‘ужасаться’. Это слово означает чувство, охватывающее человека перед лицом чего-то страшного, что должно или может случиться. δημονεν ‘тосковать’ в НЗ встречается только здесь, в параллели у Мф и в Флп 2:26, но представлено в классических греческих памятниках и в папирусах. Оно означает тревогу (обычно — внезапную) и скорбь в такой ситуации, когда нельзя ждать избавления, утешения или помощи. 34. Περλυπς στιν ψυχ μου ως θαντου ‘душа Моя скорбит смертельно’. Ср. в ВЗ Пс 42:5; Иона 4:9, а также Пс 21:15; 114:3. Поразителен контраст между состоянием Иисуса перед лицом смерти и радостью ветхозаветных и христианских мучеников, так же как и просветленным спокойствием Сократа. В Ин 12:31 и, возможно, также в Лк 22:53 нам приоткрывается роль сатаны в событиях Страстей. Пораженный Иисусом в пустыне, сатана является здесь вновь во всей силе князя мира сего, дабы взять реванш за свое унижение 54 . 35. πιπτεν π τς γς ‘пал на землю’. Ср. параллельное место в Мф, а также Быт 17:3,17. У Луки более сдержанно (θες τ γνατα ‘прек­лонив колени’). ρα ‘час’. Это слово особенно часто употребляется в книге Даниила (8:17,19; 11:35,40,45). Ср., кроме того, ст. 41 и 13:11,32. Большое значение ρα имеет в Евангелии от Иоанна: Ин 2:4; 5:25; 7:30; 12:23 и в особенности 12:27. 36. ββ ‘Авва’. В арамейском языке I в. ’abb’, слово, первоначально обозначавшее отца в детской речи, уже вытеснило ’ bî ‘мой отец’ в обычном “взрослом” употреблении 55 . Однако оно не употреблялось по отношению к Богу — этому препятствовало его бытовое, “домашнее” происхождение. Поэтому в устах Иисуса оно знаменательно, особенно в этот момент в Гефсимании. Он мог употреблять слово ’abb’ не только в тех случаях, когда Евангелист цитирует арамейскую форму (ср. Рим 8:15; Гал 4:6), но и в тех случаях, когда мы видим греч. Πατρ ‘Отец’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

404 . Parys M. van. La liturgie du coeur selon Saint Grégoire le Sinaïte//Irénikon 1978. 51:3. 312–337. 405 . Podskalsky G. St. Gregorios Sinaïtes//TRE 1985. 14(1–2). 206–209. 406 . Podskalsky G. Der Metropolit Kiprian von Kiev/Moskau, Schüler des hl. Gregorios Sinaïtes und erster Überbringer des Hesychasmus nach Russland//OS 1995. 44. 41–48. 407 . Rigo A. La vita e le opere di Gregorio Sinaita. In margine ad una recente publicazione//CrSt 1989. 10:3. 579–608. 408 . Rigo A. Gregorio il Sinaita//ТВ II. 35–122. [Новейшее фундам. иссл.]. 409 . Soteropoulos Κ. δι τν ρετν πνευματικ προδος το νθρπου κατ Γρηρριον τν Σινατην// πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου θηνν. 1984. KST. 551–583. 410 . Tachiaos A. Ε. Gregory Sinaïtes’ legacy to the Slavs: Preliminary remarks//Cyrillomethodianum. 1983. 7. 113–165. 411 . Tachiaos S. Sur les traces d’un acte du tsar Ivan Alexandre//Cyrillomethodianum 1975. 3. 183–189. См. также 1 .58, 72, 563; 2 .54; 9 .372, 449, 802, 1416, 1420; 11 .163, 208, 242; 12 .181, 203. Иосиф Философ Beck 688; DS 8, 1388–1392; PLP 9078 Род. на Итаке ок. 1260/1280 – умер ок. 1330. Жил в Фессалониках, Фессалии, нек-рый период был аф. подвижником-исихастом. Сочинения Энциклопедия всех наук (незаконч.), автобиогр. (О созерц. жизни), стихи, молитвы. См.://BZ 1899. 8. 34–38 (синопсис), 39–42 (стихи). 412 . Pentogalos G. Е. ωσφ ακνδυτου θρησκευτικο μνοι//Hell 1970. 23. 114–118. [Молитвы]. 413 . Wegelin J. Anonymi christiani liber de virtute. Augsburg 1603. греч. текст, 54–118 лат. пер., 119–628 комм. Восходит к соч. Никифора Влеммида «О добродетели и подвизании» (см. перечень его соч.)]. 414 . Wegelin J. Divi Cyrilli liber de sacrosancta Trinitate... Augsburg 1604. [Греч. текст с пар. лат. пер. 1–126, комм. 126–140. Частично воспр.: PG 77, 1120–1174]. Nota . Это соч. Иосифа Философа под назв. Περ εσεβεας восходит к соч. Никифора Влеммида «О душе» (см. 6 .235) и входит как вставка в трактат Пс.- Кирилла Александрийского . Помимо лексического тождества, инородность вставки доказывается отсутствием этого текста у св. Иоанна Дамаскина , использовавшего пс.-кирилловский трактат при написании «О православной вере». Ср. ниже 6 .415, 417. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

О глубокой древности обычая игумену или кому-либо другому из администрации монастыря предлагать братии несколько раз в неделю, преимущественно в воскресенье, поучение, причем допускалось и обсуждение его (в Иеронимовых «Правилах прп. Пахомия» cathechesis и disputationes) — см. Вступ. гл., 193, 202, 213. Об оглашении в собственном смысле не упоминают Ипотипосис, Диатипосис, Евергетидский устав, западные Студийские, а только Студийско-Алексиевский и из Иерусалимских в настоящем месте почему-то только древнейшая ркп. — грузинская (см. выше, с. 724), но все под Неделей мытаря и Фоминой кратко [ 881 ]. Старообр. уст.: " и потом предлагается оглашение Студитово и прочитает игумен сам или избирает единаго от священник или от древних братий, по скончании же чтения глаголют клирицы тропарь гл. 8 «Православию наставниче», конец с пением, глаголет же 2-й лик Слава и ныне, Богородичен, глас тойже: «Иже нас ради рождейся» "  [ 882 ]. ИНОСЛАВНЫЕ УТРЕНИ В сравнении с нашей инославные утрени имеют следующие наиболее значительные отличия. Армянская утреня , состоящая из полунощницы и «рассвета», имеет на 1-й 7 молитв, 5 поучений, 5 отделов Псалтири (их всех 8) и несколько гимнов, на второй 7 молитв, из них одна с коленопреклонением, 3 поучения, из коих одно «увещание к молитве», несколько гимнов и псалмы 112, 5, 114, 141, 53 и 85:17. Коптская утреня , состоящая из полунощницы и утрени, имеет на первой, кроме наших псалмов 3, 117 и 118, пс. 6, 69, 85, 116, Еванг. Мф. 25 о 10 девах, Лк. 7, 36 о немилосердом заимодавце, Лк. 12, 32 об ожидании Второго Пришествия, покаянные седальны, похвальные стихи «Радуйся» Богоматери и молитву; на второй имеет в начале 19 псалмов, — кроме наших 62 и 142, еще 1–6, 8, 11–12, 14, 15, 18, 24, 26, 66, 69, 112, Еванг. Ин. 1, 1–16, Символ веры, ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы (Вступ. гл., 299–303). Абиссинская утреня древнего типа почти не имеет псалмов (только несколько псалмических стихов), открывается длинным рядом молитвенных воззваний с перечислением дел творения и промысла, обращений к разным святым, перечислением их подвигов и достоинств Богоматери, имеет два длинных ряда чтений из Нового Завета — 1-й из 9 чтений и 2-й из 4 (о воскресении, свете, бдении, крещении, Втором Пришествии), разделяемых песнями Моисея, трех отроков и Симеона Богоприимца и заключаемых длинными гимнами Пресв. Троице, Христу, святым и перифразом молитвы Господней (с частым аллилуиа).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1335–1350 гг. Мч. Мамант. Роспись парекклисиона вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1335–1350 гг. Сведения об этом святом русские получили еще до Крещения Руси: согласно русско-визант. договорам 907 и 944 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 31; Т. 2. Стб. 22; ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161), рус. купцы проживали «у святого Мамы» (пригород К-поля на Босфоре, названный так в честь ц. св. Маманта - Janin. Églises et monastéres. P. 314). Старослав. перевод греч. Мученичества BHG, N 1019a, выполненный в Х в., был включен в древнерусские дометафрастовские Четьи-Минеи и в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 128-141). В южнослав. списках Мученичество М. приводится без предисловия. Перевод Метафрастова Мученичества содержится в сербских «Хиландарском Метафрасте» ZIIIb20, 1456 г., и Четьих-Минеях Ath. Chil. 439, 1623 г. ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 183). О мощах М., хранившихся в монастыре его имени в К-поле, упоминает в 1200 г. Антоний Новгородец (Книга Паломник. С. 25). О мощах, находившихся в Морфу на Кипре, и об истечении от них мира сообщается в «Хожениях» паломников Зосимы (1419-1422) и Варсонофия (1456 и 1461-1462) (Книга хожений. 1984. С. 134, 162); 2 частицы мощей М. упомянуты в Описи Образной палаты 1669 г. и еще одна - в Описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 114, 115). Неизвестно, кем и когда они были доставлены в Москву. Но киприоты, прибывшие к царскому двору в 1632 г. из мон-ря мч. Маманта в Морфу, мощей этого святого с собой не привезли ( Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972. C. 87). О. В. Л. Гимнография Память М. отмечается 21 июня в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе; назначается прокимен Пс 115. 6, Апостол 1 Кор 9. 7-14, аллилуиарий Пс 88. 8, Евангелие Ин 15. 1-10 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. С. 17). Память М. также отмечается 14 июля вместе с памятью мч. Тарасия - назначается общее богослужебное последование святым (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010