Скачать epub pdf Псалом 65 Псалом сей имеет такое надписание: В конец, песнь псалма воскресения. Речение в конец имеет здесь то же значение, какое указано при объяснении многих других псалмов. Выражение песнь псалма воскресения в русском переводе будет значить: «пение псалма о воскресении». Последнего слова воскресения, по свидетельству многих ученых толковников Псалтири, нет ни в еврейском тексте, ни у переводчиков, даже у LXX толковников, ни в Экзаплах Оригена , а есть только оно у позднейших переводчиков и у некоторых св. отцов, и прибавлено к надписанию теми, кто относил псалом этот к освобождению из вавилонского плена (нравственное воскресение), или каких-либо из переписчиков псалмов в христианской Церкви, потому что некоторые слова этого псалма поются в праздник Воскресения Христова. Что касается вопроса о составителе этого псалма и о времени происхождения его, о том существуют разные мнения. Многие древние и новые толковники считали этот псалом благодарственною песнью за освобождение из вавилонского плена, так как псалмопевец изображает в нем (ст. 9–12) бедствия рабства, от которых избавил Господь народ Свой, теми же чертами, какие встречаются у пророков и псалмопевцев в изображении бедствий плена Вавилонского (ср. Пс.65 с Пс.114:8 ; ст. 10 с Иез.22:22 ; ст. 11 с Иез.19:8–9 ; ст. 12 с Ис.51:23 , Пс.128:3 ). Но такое мнение не сообразно с дальнейшим содержанием того же псалма; т.к. в следующих затем стихах (13–29) речь идет не от целого народа, а от отдельного лица самого псалмопевца, который дарованное Богом избавление приписывает своей собственной молитве, а успех своей молитвы усвояет своей праведности: я воззвал к Богу устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь (ст. 17–18). Между тем народ иудейский, как во время плена, так и после него, всегда живо чувствовал свою греховность пред Богом и заслуженность такого наказания Божия, и свое избавление из плена приписывал исключительно благости и милосердию Божию ( Дан.9:5–18 ; Неем.1:6–7:9:31–34 ; Пс.105:6,43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Слово 49. О вере и о смиренномудрии Желаешь ли ты, человек малый, обрести жизнь? Сохрани в себе веру и смирение, потому что ими обретешь милость, и помощь, и словеса, изрекаемые в сердце Богом хранителю, сокровенно и явно с тобою пребывающему. Желаешь ли приобрести сие, т. е. причастие жизни? Ходи пред Богом в простоте, а не в знании 310 . Простоте сопутствует вера; а за утонченностью и изворотливостью помыслов следует самомнение; за самомнением же – удаление от Бога. Когда предстанешь в молитве пред Богом, соделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах. Сказано: «храняй младенцы Господь» ( Пс.114:6 ). Младенец подходит к змее, берет ее за шею, и она не делает ему вреда. Нагим ходит младенец целую зиму, когда другие одеты и укрыты, и холод входит во все члены его; а он нагой сидит в день холода, зимней стужи и изморози – и не болезнует. Ибо тело простоты его иным, невидимым одеянием покрывает оный сокровенный Промысл, соблюдающий нежные члены его, чтобы не приблизился к ним от чего-либо вред. Веришь ли теперь, что есть некий сокровенный Промысл, которым нежное тело, склонное по своей нежности и слабому сложению тотчас принять в себя всякий вред, охраняется среди сопротивного ему и не преодолевается тем? Сказано: «храняй младенцы Господь» ( Пс.114:6 ), и не только сих малых телом, но и тех мудрых в мире, которые оставляют ведение свое, опираются на оную вседовлеющую Премудрость, волею своею уподобляются младенцам и потом уже научаются оной мудрости, не ощущаемой от дел обучения. И прекрасно сказал богомудрый Павел: «кто мнится мудр быти» в мире сем, «буй да бывает, яко да премудр будет» ( 1Кор.3:18 ). Впрочем, проси у Бога, чтобы дал тебе прийти в меру веры. И если ощутишь в душе своей наслаждение ею, то не трудно сказать мне при сем, что нечему уже отвратить тебя от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

     В апостольском чтении 18-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел говорит о милостыне. Эта добродетель настолько высока, что в Писании она часто употребляется как одна из характеристик нашего Господа. Например: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш», – говорит псалмопевец (Пс. 114:5). Эта добродетель имеет некую тайну и неисчерпаемость в себе. Можно даже так сказать: она интимна. И, наверное, лучше бы поменьше распространяться о ней, а учиться творить ее. Да и что, собственно, тут непонятного? Можешь помочь – помогай, имеешь – поделись, просят – не откажи. Жалей, милуй, утешай... Короче говоря, иди и делай! Но как раз тогда, когда доходит до практики, в этом простом деле вдруг возникают десятки вопросов. Всем ли давать? А пьяному? А наркоману? Если давать, то сколько? А может, только продуктами, чтобы не пропил? Всегда ли давать? А если дома семья нуждается? А если нищий наглый – булку не берет, денег требует? А если на виду у всех – давать или лучше в другой раз, когда никто не увидит? А что такое вообще милостыня? Это только деньги? А может, и душевное тепло тоже? Сочувствие? Простить – это милостыня? Не вспоминать старого? Поступиться своими интересами ради другого? А достаточно ли одной милостыни? Ведь в Писании написано, что милостыня очищает грехи, – так может, больше ничего и не надо? Думаю, каждый христианин задавался какими-то из этих вопросов. Не все так просто, оказывается. Само наличие таких вопросов говорит о том, что жизнь всегда сложнее закона и добродетель без рассуждения не бывает. И именно потому, что мы хотим быть практиками, а не теоретиками, мы должны понемногу говорить об этом. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6) – так начинается сегодняшнее апостольское зачало. Интересно, что Павел употребляет слова из области земледелия: «сеет, пожнет». Как известно, сеять можно лишь в определенные времена, ведь есть пора, когда посев невозможен. Также и благотворить мы сможем не всегда. Не всегда мы будем молоды, здоровы, обеспечены. Не всегда у человека есть хорошая работа. Бывают времена, когда и мы начинаем нуждаться в помощи. Поэтому будем спешить благотворить, не откладывая на завтра. «Кто не поспешит сделать доброе дело, тот не сделает его никогда», – говорил свт. Иоанн Шанхайский.

http://pravoslavie.ru/124806.html

Подхожу к причастию, а священник мне резко говорит: «Отойдите в сторону, сначала мужчины». Я растерялась и расстроилась. Как поступать в таких ситуациях? 05.08.2016 07:54:31 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/07/25/21-00.html Иеродиакон Елеазар (Титов): – Преподобный Силуан Афонский говорит: «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна». Всем нам предлежит великий труд постижения смирения, приобретения этой великой добродетели. Батюшка, как приобрести  смирение в современных условиях? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Добрый вечер дорогие братья и сестры! Как говорил  царь Давид: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114,5). Первое, что необходимо для спасения, – смирение. Христос говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Когда человек научится смирению, тогда в душе у него будут радость, мир и покой. Он всем будет доволен. В любых условиях жизни – будет ли он жить в деревне, в пустынном месте, или в большом городе – он будет благодарить Бога и радоваться. Будет ли он жить один или  с семьей, будет ли иметь вокруг себя множество людей, со всеми найдет общий язык: и с собой и с ближними. Гордый человек, даже когда живет один, не имеет душевного мира: всем недоволен, ругает правительство, соседей...  Смотрит такой человек новости по телевизору, в гневе может бросить  пульт, выругаться. Если такой человек живет в семье, постоянно будет устраивать скандалы, потому что не хочет смиряться. Если его постигнет  болезнь или какая-то неприятность, он ищет, кто в этом виноват, но обвиняет не себя, а другого. В такой семье  жена обвиняет мужа, а муж жену, дети  обвиняют родителей… До тех пор будет гнев в нашей душе, пока мы не смиримся. Как только человек смирился, покаялся, исправно стал жить, благодать Божья наполнит его душу, и он найдет утешение и взаимопонимание со всеми людьми, с кем бы он ни жил. Как сказано в Священном Писании: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Это от каждого из нас зависит. Нам остается только одно  – о себе высоко не думать.  Господь создал землю. Из земли Господь создал человека, дал ему душу разумную, бессмертную и все способности. Своего у нас ничего нет. Поэтому Господь и говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже». (Ин.15,5)

http://radonezh.ru/text/podkhozhu-k-pric...

Письмо 291 В первом описываешь случившуюся болезнь от невоздержания, или от человекоугодия, – всё равно, только «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» ( Пс.117:18 ); – слави и благодари Господа, спасающего тебя. – В своём письме ты окаяваешь себя за холодность в молитве и несмирение, к которому ты и случаев не имеешь; этого нельзя сказать, что не имеешь случаев: самое то, что рука твоя на всех – должно тебя смирять, помышляя свою худость; и холодность твоя в молитве да покрывается и заменяется смирением, вместо смущения о том, что нет у тебя теплоты и слез в молитве; слёзы же легкомысленных людей паче надымают; ты теперь, не имея слёз, невольно сознаешь свою нищету, а при оных мечтала бы и о богатстве духовных дарований; я не приписываю тебе хвалы за холодность, но не безопасно полагаться и на слёзы, по слову св. Лествичника: «не верь тем слезам, кои текут прежде очищения твоего»; ежели бы истинно смирилась, то и слезы могли бы явиться, как и в блаженствах сказано: после нищеты духовной плач ( Мф.5:3, 4 ). Старец Паисий, бывши начальником многого братства, – и от того стяжавал смирение, считая себя недостойным зрети своих подчиненных, яко лишенна суща добродетели послушания, и их видя на сие нудящихся; а нам с тобою и кольми паче подобает смирятися, видя во всём зельную свою нищету. Ты боишься смерти скоропостижной: кто тебе это внушил? От всех нас сокрыт образ кончины нашей, но мы всегда просим от Господа кончины мирной, непостыдной и доброго ответа на страшом судище Христовом, и должны отдаваться во всём на волю Божию. Страх смерти полезен тем, что мы можем удерживаться от грехов, но не доходить до смущения; смирися, и спасет тя Господь ( Пс.114:5 ). М. М... жалка, и конечно не по Бозе её стремление; но и много найдется таких, скорбящих, не за мантию, но и за рясофор; это происходит от честолюбия, – а им кажется , что от искания спасения; спасение состоит во смирении, а оного нет, – то и скорбят за внешнее одеяние, доставляющее честь. Многогрешный И. М. 5 марта 1849 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания, а потому и сама, подобно матери древнего судьи израильского Сампсона (см. Суд. 13, 4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, — как говорит святитель Платон, — чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве, поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи! — говорила она тогда, — спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси — храняй младенцы Господь (Пс. 114, 5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве, пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою. «О родители, — замечает при повествовании о сем святитель Филарет, — если бы вы знали, сколько добра или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдая грехи отцев на чада (Чис. 14, 18); и, помышляя о сем, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15)».

http://pravoslavie.ru/97749.html

Чтобы увериться в том или другом, бросим взгляд на его проповеди , где богословие проступает как первоначальный текст полимпсеста. Прежде всего, обращает на себя внимание ряд характерных «филаретовских» (то есть отсылающих к учителю) тем, которые обнаруживают себя как очевидное и уже не требующее долгих доказательств основание. «Наименование имени, по первоначальному значению имени, не должно быть делом произвола; имя должно выражать свойства предмета, которому дается оно. Так нарекал имена первый невинный человек. Только грехом нарушился такой порядок; грех ослабил в человеке способность познавать внутренние свойства предметов и тем лишил его возможности нарекать имена, соответствующие сущности предметов. Но чего сам не может более человек, то совершает Дух благодати, наставляющий на всякую истину; сей Дух нарекал знаменитым людям царства Божия имена, открывающие людям особенное значение, особенные свойства сих лиц» 15 – вот в несколько строк изложенное учение Филарета (старшего) о имени. 16 «Благословен Господь Бог , дарующий храм свой человекам. Бог вездесущ, Он не имеет нужды в храме. Для Него весь мир – храм, да и тот мал. Но человек ограничен; для ограниченного нужно ограниченное явление славы Божией. Тогда как Бог везде с человеком, человеку нельзя быть везде с Богом. Итак, для человека нужен Божий храм. Бог вездесущий есть и Бог благий. По благости своей Он снисходит к нуждам человека, снисходит и к нужде в храме; благоволит быть храму, дарует ему и благодать особенного присутствия Своего» 17 – вот точно так же сокращенное учение Московского святителя о храме. Вот узнаваемое слово о Богородице: «Если евангелисты говорят о св. Деве как о исполненной самого глубокого смирения, то не говорят ли они тем самым, что вся слава дщери Царевой внутрь, что величие Ее духа тем особенно велико, что оно скрывалось в глубине духа?» 18 Вот о царе: «По учению откровения лицо царя есть лицо неприкосновенное. Не прикасайтеся помазанным моим ( Пс.114:5 ). Итак, вот величие, на которое возводит христианское учение царей и власти. Вот опоры, на которых оно утверждает престолы царей и права правителей». 19 А вот о крестной любви: «Там, где, казалось, действует только суд Божий, страшный для целой вселенной, там, где небо казалось до того разгневанным на землю, что не давало ответа даже на глас Сына Божия, там открывается любовь – любовь, которой еще не было примера. Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, чего хотела любовь небесная, любовь Сына Божия». 20

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010