Разделы портала «Азбука веры» Почему иногда говорят «богобоязненный человек»? Разве Бога нужно бояться? 3 Ответа “Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ). Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его ( Пс.33:10 ), и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх. Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына”. (Преподобный Авва Дорофей . О страхе Божием). Боязнь наказания от Бога за совершенные грехи — это необходимая ступень на пути христианского благочестия. В Священном Писании сказано: «Начало премудрости — страх Господень» ( Пс. 110:10 ). С уважением, Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/boyatsya-li-boga...

Разделы портала «Азбука веры» Суемудрие — 1) пустое, бессодержательное мудрствование; 2) возвышенное по форме, но приземленное по содержанию рассуждение; 3) бессмысленное и бесцельное философствование; 4) склонность к тщетному мудрствованию. Чем суемудрие отличается от мудрости? Мудрость основывается на необходимых для конкретных и определенных целей знаниях и опыте, и, следовательно, подразумевает востребованность. Суемудрие же зиждется на суетливом блуждании мыслей и поэтому редко доходит до практического применения. В отличие от мудрости, способствующей достижению тех или иных результатов, суемудрие, заполоняя человеческий разум и время, отвлекает его от дел и препятствует своевременному решению насущных задач. В этом отношении суемудрие родственно празднословию . Во времена Ветхого Завета отношение к мудрости было не иначе как уважительным ( Притч.7:4 ). Выражаясь метафорой, она ценилась «дороже золота» ( Притч.16:16 ). О склонных же к суемудрию говорится обратное: «Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного — бессмысленные слова» ( Сир.21:21 ). Во времена Ветхого Завета мудрость нередко давалась человеку как особый Божественный дар, например, Веселеилу ( Исх.35:31 ), царю Соломону ( 3Цар.4:29 ). А во времена Нового Завета Господь Иисус Христос призывал Своих учеников быть мудрыми как змии ( Мф.10:16 ). Но мудрость мудрости — рознь. Начало богоугодной мудрости — страх Господень ( Пс.110:10 ). Подлинная мудрость ведет человека к Богу, чего не скажешь о суемудрии, поводом к которому нередко выступает желание самолюбования (что взвинчивает гордость) или спора ради спора (что приводит к раздору, вражде). Подобное мудрствование обнаруживает мудрость земную или бесовскую ( Иак.3:15 ). Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/suemudrie

Шум дождя Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя Пс. 26, 10. Помню детство. Где-то громыхало, Дождь баюкал на исходе дня, Ты молитву слёзную шептала, Чтобы хворь покинула меня. Ах, как быстро стали порознь оба! Кто в земном, а кто в ином краю, Только сердцу не забыть до гроба Материнскую любовь твою. Нынче ночь, гроза, открою окна, Буду слушать звуки во дворе. И листва, и мурава намокнет, Чтоб мерцать на утренней заре. Целый день природа изнывала, Солнце жгло, живое не щадя. Людям нужно до смешного мало — Тень, прохлада, шорохи дождя. Зарядил покойно, безмятежно, Чуть затих – и припустил быстрей… Шум дождя, целительный и нежный, Словно шёпот матушки моей. 29 июня 2020 года Скит Ветрово В лодке Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его Пс. 110, 2 Царство лилий – июльское чудо, Незабудок лазурная рать. И такое согласие всюду, Что невольно боишься дышать. Не спугнуть бы и не потревожить Неземную зеркальность реки. Как легко всепокой уничтожить Незаметным движеньем руки. Всё исполнено благодаренья… Кто б ты ни был, пойми, наконец: Чем душа твоя ближе к творенью, Тем душе твоей ближе Творец. 1 –2 июля 2020 года Скит Ветрово Звезды Хвалите Его вся звезды и свет Пс. 148, 3 И разнотравье с разноцветьем, И дождь, и крики журавлей – Всё хорошо на белом свете, Но звёздный свет всего милей. Сверкает ливень метеорный, Искрится неоглядный мост, И чуден Храм нерукотворный В лампадках негасимых звёзд. Сошли на нет земные вёрсты, Подлунный мip не веселит … Чем больше вглядываюсь в звёзды, Тем больше срок земной томит. Душа слезит, душа внимает, Душа в блаженном забытьи, И всё творенье обнимает, Омыв падения свои. 21 июля 2020 года Скит Ветрово скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии natalja 4 августа 2020, 14:43 Прекрасные стихи!!! Чувствуешь сразу, что написаны они Духовным человеком!!! Наталья 3 августа 2020, 23:06 Какая благодать в стихах! Спасибо! Солнышкина 2 августа 2020, 23:31 Красиво... Чем-то А. Блока напомнило.. Многое замолкло. Многие ушли. Много дум уснуло на краю земли. Но остались песни, и остались дни. Истина осталась: мы с тобой – одни. Всё, что миновалось, вот оно – смотри: Бледная улыбка утренней зари. Сердце всё открыто, как речная гладь, Если хочешь видеть, можешь увидать. Мария Ивановна 2 августа 2020, 19:09 Благодарим, Батюшка! Natalija 31 июля 2020, 18:02 Какая красота!!! ЕН 31 июля 2020, 12:37 Как долго, быстро, трудно мы бежим! Чтобы читать стихи, услышать их мелодию, понять, о чём они - нужно остановиться. Хотя бы на время. Если можешь себе это позволить. Ведь стихи - не для ума, они для души. Ирина 31 июля 2020, 10:33 Слава Богу. Здравия батюшке! Надежда 31 июля 2020, 08:15 Спасибо за прекрасные стихи! Natalie 31 июля 2020, 03:01 Спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/133012.html

1 Духовная беседа 21, 3. Эта степень названа крайней потому, что при полном смешении понятий относительно смысла и значения жизни человек постепенно теряет самоопределяющее понятие «кто я?», «зачем я живу?», которым удерживает себя в пределах общечеловеческого нравственного закона. Потеря сознательного осмысления достаточно легко выводит за пределы человеческих норм, с самыми крайними последствиями. Этот духовный закон, выраженный с полной ясностью, находим у псалмопевца Давида: «...и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). 2 De char. 7, col.913 C. 3 De char. 5, col.912 BC. 4 De liber. Mem.4, col.937 D. 5 II Epist. Col.416 C. 6 Ib. Col.416 CD. 7 II Epist. Col.417 A. 8 De lib ment. 12 col.944 D. 9 Ib. col.944 С. 10 De chant. 7, col.913 D-916A 11 De chant, 16, col.921 ВС. 12 II Epist. col.417 С. 13 Там же. Col.409 С. 14 II Epist. col.433 A. 15 Ib. Col.436 АВ. 16 De char. 28, col.929 D — 932 A. 17 Ib. Col.932 A. 18 De patient, et discr. 18. Col.880 C. 19 De lib. ment. 12. Col.944 С. 20 De elev. ment. 11. Col.900 А. 21 De elev. ment. 20. Col.905 D. 22 II Epist. Col.421 D — 424A. 23 De char. 11.Col.917B. 24 Там же. Col.920 D. 25 De patien. et discr. 12. Col.873 D. 26 De patien. ei discr. 11. Col.873 C. 27 Deorat II.Col.861 A. 28 De pert. Spir.2. Col.844 A — Мф.5:8. 29 De elev. ment. 20. Col.908 AB. 30 De char. 31. Col.933 D. 31 De elev. ment. 7. col.729 D — 732 A. 32 De cust. cord. 7. Col.825 В. 33 II Epist. Col.416 А. 34 Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С.92,95. 35 Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Т.1.Ч.1.Харьков, 1889. С.735. 36 Барсов Н. Указ.соч. С.735—736. 37 Там же. С.679. 38 Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952—1983 гг. Нижний Новгород, 1996. С.102. 39 Там же. С.110. 40 Там же. С.102. 41 Там же. С.102. 42 Барсов Н. Указ.соч. С.740. 43 Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ.соч. С.102. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3461...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     1. Истина и чврсто усаглашени и са нашим богоносним Оцима, божанских догми, рада на и За делатну врлину, то не и пре би се могло да то почетак, ако се не здружи са завршетком, бити узрок осуде за онога ко на себе привуче, речено: А слуга знао господара свога и учинио по много (Лк. 12; 47). На начин, за делатну врлину о и истина, него добро оно што завршетак. 2. Према томе, када видимо су непоколебиви у познатом добру, га у дело и путем дела добри, не никакво од правилног носе у души, таквима много говорити ? праведним поступцима, целомудрености, и сличним стварима. Коме познато да свака од ових врлина добра, а особито живот у као што сви знамо из личног искуства, доноси велику корист и души и телу? многи ово и то врло добро, али и гнев добру као што каже апостол: Видим друш закон у удовима се бори против закона ума мога и ме законом греха у удовима (Рим. 7,23). Зато вас ми, стално да бисмо вас усправили и да бисте се без и правилним латили добрих дела и тако ? добрим делима) придодали и добар Доброг су разума, каже Давид, сви творе заповести (в. Пс. 110,10) и: Правда на синовима синова оних завет и памте заповести да их (Пс. 102; 17-18). Павле, опет, каже: Нису праведни иред Богом они закон, него се оправдати они закон (Рим. 2; 13). Господ пак каже: Кад ово знате, блажени сте ако то творите 13; 17). 3. Досегнимо, посредством дела прекрасна дарове поста и добре дарове добрим делима потврдимо добру према (посту и На делу покажимо какве плодове они доносе, се дрво по плоду треба први да окуси од плодова. Разуми шта говорим (2. Тим. 2; 6), каже апостол. Тако свака од врлина и украшава или душу, или тело, речено – само неки део душе или тела. Рецимо, молитва и и ум, кротост обуздава гнев, целомудреност гаси пожуду. Пост и побуну тела, махнитост гнева и гасе пожуду, у уму чисто и ведро небо без облачка и душу од насталих услед као и помрчину отуда следи. посту и човек копни, а сразмерно томе колико он копни, човек се као што каже апостол. Неко рекао да препун желудац не истанчани ум[ 1 ]; према томе, сразмерно томе уколико човек бива услед поста и утолико бива и ум.

http://pravoslavie.ru/101771.html

Луначарское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская (Успенская ) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вышневолоцкий уезд. С. Ворожебское, от Твери 120 в., Волочка 85 в., благоч. 24 в.; почт. адр.: ст. Малышево. Две церкви: 1) Тихвинская, постр, 1856 г., кам., прест. 3: глав. Тихв. Б. М., 2-й Свт. Николая, 3-й Богояв. Госп.; 2) во имя Св. Велкм. Екатерины, постр. 1858 г. - дер. Ц. капит.:налич. 314 р. 76 к. Ц. вн. 25% сб. 64 р. 53 к. Ц. зд.: ц. пр. шк., 2 сторож., амб. и 48 лав.—дер. Ц. земли: усад.-3 дес. пах. 33 дес. Ц. дкм.: опись 1894 г., метр. и испов. с 1802 г., план на зем. есть. Причт. По шт. пол. Свящ., диак. и псал. На лицо: Свящ. Николай Алдр. Грешищев 27 л., в служ. с 1894 г., свящ. с 1897 г., сост. закнч. ц. пр. шк. Диак. Иоанн Иоанн. Вигиняков 60 л., из 2 кл д. сем., в служ. с 1860 г., диак. с 1879 г., сост. учит. и закнч. ц. пр. шк. Пс. Павел Львов. Шестов 48 л., из выс. от. д. уч., в долж. с 1873 г. Сод. причта: жал. 164 р. 6 к., % с капит. в 200 р. и год. дох. 924 р. Прихожане: дворян: в с. Ворожебском 1 дв. 2 м. 3 ж., в с-це Гогалихе 1 дв. 3 м. 1 ж.; крест. в дер.: Гогалихе (5 в.) 3 дв. 8 м. 10 ж.,  Малышеве (4 в.) 11 дв. 49 м. 53 ж., Ивановском (2 в.) 13 дв. 40 м.  44 ж., Мокеевском (3 в.) 40 дв. 105 м. 117 ж., Астафьеве (1 в.) 24  дв. 35 м. 42 ж., Горке (7 в.) 24 дв. 55 м. 60 ж., Засеке (7 в.) 40 дв. 130 м. 130 ж.,Артенове (4 в.) 14 дв. 44 м. 40 ж.,  Столбихе (11 в.) 45 дв. 100 м. 90 ж., Корельском Городке (6 в.) 14 дв. 40 м. 40 ж., Ерошихе (4 в.) 40 дв. 90 м. 110 ж., Толоцком  (6 в.) 50 дв. 117 м. 149 ж., Русском Городке (2 в.) 25 дв. 98 м. 100 ж., Селищах (11 в.) 49 дв. 147 м. 148 ж., Кузнечиках (3 в.) 24 дв. 60 м. 82 ж., Кистутове (4 в.) 12 дв. 68 м. 60 ж. Преображенье (11 в.) 25 дв. 68 м. 70 ж., безземел. 8 дв. 20 м. 21 ж., мещ. 6 дв. 18 м. 20 ж., воен. 12 дв. 29 м. 5 ж.; итого: 484 дв. 1335 м. 1411 ж. В прих. сей ц. нах. 5 часов. Тверской Епархиальный статистический сборник, И. Добровольский, Тверь, 1901 г., стр. 216-217

http://sobory.ru/article/?object=10588

Скачать epub pdf СТРАХ БОЖИЙ «Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10) Страх Господень – кормчий души ( 25, 132 ). Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа ( 25, 132 ). Страх Господень – источник жизни ( 25, 132 ). Страх Господень просвещает душу ( 25, 132 ). Страх Господень истребляет лукавство ( 25, 133 ). Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание ( 25, 133 ). Страх Господень ослабляет страсти ( 25, 133 ). Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его ( 25, 191 ). Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать ( 25, 207 ). Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой ( 25, 213 ). Великий свет в душе – страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой ( 25, 586 ). В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится ( 25, 6 ). В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий ( 25, 6 ). Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским ( 25, 6 ). Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах ( 25, 6 ). Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других ( 25, 27 ). Страх Божий – вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 95 ). Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью. Преподобный Антоний Великий ( 82, 14 ). Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий. Авва Евпрений ( 82, 123 ). Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть, – все подвиги такого человека суетны ( 82, 136 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пс.110:4 .   Память сотворил есть чудес Своих: Милостив и Щедр Господь. В каждом поколении не переставал Бог творить " чудеса», пробуждая людей грубых чудесными действиями (Златоуст). Пс.110:5 .   Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой. " Пища» верных Христовых – Пречистое Тело Его и Животворящая Кровь. Бог часто питал Своих людей и чувственною " пищею», в случае нужды и недостатка их, как пропитал Илию, Даниила во рву, народ еврейский и многих других. Потому-то слова эти прилично говорить священникам при благодарении после обеда (Афанасий, Дидим). Пс.110:6 .   Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Пс.110:7 .   Дела рук Его истина и суд: верны вся заповеди Его, Бог совершает все «по истине» (человеколюбию) и «правосудию» (правде). Ибо если бы Он употреблял одно человеколюбие люди все пали бы в нерадение; а если бы, напротив того, употреблял одну правду – то все погибли бы и никто не спасся (Златоуст). Пс.110:8 .   Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. Нет в заповедях Его ничего неправого, или запутанного, или неясного, или сказанного в угодность чью-либо, или в обиду, но все на пользу и употребление (Златоуст). Пс.110:9 .   Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой: свято и страшно имя Его. Для спасения людей Своих послал Бог Отец Сына Своего и установил завет евангельский во " веки» . «Свято и страшно имя» Христово, достойно удивления и изумлении; Его трепещут бесы, страшатся болезни; Им – низлагаются враги; Им – совершены безчисленные дела; Им – освящаемся в совершении святых Тайн. Но для прославления «имени Его» нужны уста святые и чистые (Златоуст). Пс.110:10 .   Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века. «Начало» – значит источник, корень, основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования. «Премудростию» называет не красноречие, но знание божественных предметов. Истинный " страх» – есть прилежное исполнение заповедей Господних; ибо без него ( «страха» ) все остальное безполезно – и воздержание от пищи и долгое пребывание в молитве. «Страхом же Господним уклоняется всяк от зла» ( Притч. 15 , 27a). «Начало премудрого» спасения души – есть хранение и исполнение заповедей. Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и «хвалении Его в век века» (Златоуст, Максим Грек , Григорий Богослов , Феодорит, Евсевий). Аллилуиа, Аггево и Захарьино, 111

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010