И предались чрезмерному желанию в пустыне и искушали Бога в безводной» ( Пс.105:13–14 ). Имея столько и таких доказательств, удостове­рявших божественное могущество, они не обращались к Богу со своими нуждами и не ожидали Его помощи, по тотчас вооружались укорами против Его слуг. Два греха иудеев соединил здесь псалмопевец: во-первых, что телесную страсть обнаружили в пустыне, где нужно было любомудрствовать и удерживаться от всякого пожелания, во-вторых, что и о воде молили Бога не искренно, но с целью иску­сить Его. Однако и после того Бог не прекращал Своих чудес. «И Он исполнил просьбу их: послал пресыщение душам их " ( Пс.105:15 ). Полу­ченные уже ими блага не уверили однако их в дальнейшем; они поносили Бога, говоря: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом» ( Исх.16:3 ; Числ.11:4–5 ). Прошением назвал их пожелание. А на самом деле они не просили, но попрекали. Тем не менее, Господь дал им и обилие мяса, и хлеб, не руками сделанный, и воду весьма приятную и обильную. «И прогневали Моисея в стане, Аарона, священника Господня " ( Пс.105:16 ). Ни преогорчивших Его в Красном море, ни иску­шавших в пустыне Презирающий грехи не оставил их, и даже удовлетворил их желания, но когда на Моисея восстали сообщники Дафана и Авирона и сказали: «одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» ( Числ.12 – это сказано не Дафаном и Авироном, а Аароном и сестрою его Мариам), тогда их со всем родом предал разверзшейся земле. Корея же и тех, которые вместе с ним хотели воз­нести кадильницы свои вместо Аарона, попалил огонь, исшедший из скинии. Не допускает Бог, чтобы были презираемы Его слуги, но явив Свою благость, показывает и Свою беспощадность, согласно с словами: «итак видишь благость и строгость Божию» ( Римл.11:22 ). Эти лекарства у Бога взаимно пополняют друг друга. «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил грешников» ( Пс.105:17–18 ). Дафан и Авирон со всем племенем были пожраны землей, а Корей и его сообщники были по­палены огнем, посланным от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Пс.105:13 .  Ускориша (но скоро) забыша дела Его, не стерпеша (до времени) совета Его. Скоро, говорит, евреи забыли оказанные им Богом благодеяния Его; потому что, перейдя Чермное море, по случаю голода начали воспоминать о египетских котлах и мясе и об изобилии хлеба в Египте и производили ропот, не ожидая совета Божия, который, желая устроить нечто полезное, попустил им быть голодными.(1) (1) Слова Исихия: Неверным и малодушным свойственно не ожидать совета Божия, когда с долготерпением Бог хочет устроить все, но отчаявшись забыть прежде бывшие чудеса. Пс.105:14 .  И похотеша желанию (желанного) в пустыни, и искусиша Бога в безводней. Пс.105:15 .  И даде им прошение их, посла сытость в души их Евреи, говорит, как мы сказали, пожелав мяса и хлебов искушали Бога в безводном месте, требуя с ропотом и искушением воды для питья, как написано и в 77-м псалме: преогорчили Всевышнего в безводной и искушали Бога в сердцах своих.(1) Посему Бог и дал по прошению их, как пищу, так и питие. А прошением называет ропотливое желание их: поскольку не просили, но желали и порицали; по словам Феодорита, и роптали. Притом Он дал им не просто, но насыщение, как мясом перепелов, так и хлебом, т. е. манною и водою услажденною в Мерре и источенною из камня. (1) Того же: Здесь совокупил два греха иудеев, один состоявший в том, что они в пустыне, в которой надлежало быть мудрыми и воздерживаться от всякой похоти, они пожелали плотского удовлетворения; а второй, что они не просили воды, в которой имели нужду, но искушали. Впрочем, Бог непрестанно чудодействовал. Златоуста: Но хотя они были и таковы, Он не презрел их, но оказал снисхождение, все делая с тем, чтобы привлечь их, и как чадолюбивый Отец терпит детям плачущим напрасно, так и Бог им. Пс.105:16 .  И прогневаша Моисея в стану, Аарона, святаго Господня Иудеи, говорит, восстали против Моисея вместе с Дафаном и Авироном, как повествуется в главе 16-й книги Чисел, а равно восстали и на Аарона святого, т. е. посвященного Господу, Корей и соучастники его, препираясь с ними о том, что и они должны священнодействовать, как повествует та же книга Чисел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Например, в приговоре о Манассии священный историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»... Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25 ­­ Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 глл.) суд священного историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор.32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятикнижия. Оставляя праздные беседы, Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи; закон Господень есть «свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 ­­ Исх.25:16 ; Втор.31:9, 24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23­­ Исх.22:25; 23:7–8 ; Лев.5:4; 27:18 ; Втор.16:19–20 ). Исторические повествования Пятикнижия повторяются нередко с дословной точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл. ­­ Пс.8; 24:12; 32:6; 135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуде ( Быт.49 ­­ Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34; 135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятикнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Например, в приговоре о Манассии свящ. Историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей " … Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25:4 = Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 гл.) суд свящ. Историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор. 32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятокнижия. Оставляя праздные беседы. Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи: закон Господень есть «Свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 = Исх.25:16 ; Втор.31:9,24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23:4= Исх.22:25;23:7–8 ; Лев.5:4;27:18 ; Втор. 16:19–20 ). Исторические повествования Пятокнижия повторяются нередко с дословною точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл.= Пс.8;24:12;32:6;135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуды ( Быт.49:10 = Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34;135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятокнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:1 Поклонитесь Ему, все Ангелы Его. Пс 96:7в Бог сидит на престоле святом Своём. Пс 46:9б И будет Он судить вселенную по правде. Пс 9:9а Престол Твой, Боже, во век века. Пс 44:7 Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес. Пс 8:2б Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя. Пс 56:6 Кто, как Господь, Бог наш, на высотах живущий? Пс 112:5 Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Пс 20:14 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Пс 46:7 После полиелея седален, глас 5 Сойдя с небес на землю,/и лежащий долу под стражей ада Адамов образ/с Собою воскресив как Бог,/ и вознесением Твоим, Христе, на небеса его возвысив,/Ты на Своем Отеческом престоле дал ему воссесть,/как Милостивый и Человеколюбец. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Взошел Бог при восклицании,/Господь – при звуке трубном. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:2; 6 Евангелие от Марка, зачало 71. После 50 псалма стихира, глас 6 В сей день вышние воинства,/созерцая на небесах наше естество,/удивлялись чудному образу восхождения,/в недоумении друг другу говоря:/«Кто Этот Пришедший?»/Видя же своего Владыку,/небесные врата поднять повелевали./С ними и мы непрестанно воспеваем Тебя,/вновь с небес во плоти Грядущего,/как Судию всех и Бога Всесильного. КАНОНЫ Первый – преп. Иоанна Дамаскина, глас 5, и второй – преп. Иосифа, глас 4; Первый поем с ирмосами на 8, второй же –на 6. Песнь 1 Канон 1 Ирмос: Спасителю Богу,/по морю народ стопами не омоченными проведшему/и фараона со всем воинством потопившему, –/Ему единому воспоем,/ибо Он прославился. Воспоем, все люди, Христу,/на плечах Херувимских вознесшемуся со славою,/и посадившему нас с Собою справа от Отца,/песнь победную, ибо Он прославился. Посредника между Богом и людьми – Христа/сонмы Ангелов, увидев на высотах с плотию, поражались,/но согласно воспевали песнь победную,/(ибо Он прославился.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

— Служба « рассвет»: Исполнихомся заутра милости Твоя. Песнь 3 отроков. Песнь в честь святых. Молитва к Блаж. Деве. Величит душа моя. Гимн Блаж. Деве. Песнь Захарии. Затем следующее в воскресение только: молитва в роде ектении из возгласов священника «Помолимся Господу о том-то или за того-то» с ответом народа «Господу помолимся». Молитва: Ты еси царь веков. Три стиха из псалмов сообразно дню. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Евангелие о воскресении. Слово или поучение начинающееся: «Радуясь великою радостью из-за вести о воскресении Господа нашего Иисуса Христа…» и краткая молитва. В другие дни после песни Захарии Пс. 50, увещание к молитве по предстательству святых дня, песнь похвальная святым, молитва с коленопреклонением. После это изменяющейся части опять постоянная. Псалом: Хвалите Господа с небес с 2 следующими. Три стиха в честь Бога и святых дня. Слава в вышних Богу. Два стиха из псалмов сообразно дню. молитва, поемая тремя монахами или клириками. Молитва другая. Трисвятое. Пс.: Хвалите отроцы Господа. В воскресенье — Евангелие дня. Песнь или гимн. Пс.: Глаголы моя внуши Господи, Возлюбих яко услышит, Из Глубины, Боже во имя Твое спаси мя. Два последние стиха Пс. 85. («Сотвори со мною знамение во благо…»). Моления за разные классы людей (=ектения сугубая). Гимн. Поучение. Молитва. —  Восход солнца (1-й час): Буди имя Господне благословенно во веки, прежде солнца… и далее до конца 71 пс. Слава. Молитва. Псалом — Благо есть исповедатися Господеви. Молитва. Пс.: Боже, Боже мой к тебе утренюю, Тебе подобает песнь. Молитва. В посты — особый гимн. Пс.: Боже, Боже мой призри на мя. Пс. 142 от стиха: Слышану сотвори мне заутра милость Твою. Готово сердце мое. Боже в помощь мою вонми. Два последних стиха 85 пс. Поучение. Молитва. —  3-й час: Молитва к Духу Святому. Пс. 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й отдел псалтири. Молитва к Духу Святому. Пс. 21 и 142, 8 и д. (Слышану сотвори мне заутра милость Твою). Слава. Поучение. Молитва. —  6-й час: Молитва к Богу отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

— Служба «рассвет»: Исполнихомся заутра милости Твоя. Песнь 3 отроков. Песнь в честь святых. Молитва к Блаж. Деве. Величит душа моя. Гимн Блаж. Деве. Песнь Захарии. Затем следующее в воскресение только: молитва в роде ектении из возгласов священника «Помолимся Господу о том-то или за того-то» с ответом народа «Господу помолимся». Молитва: Ты еси царь веков. Три стиха из псалмов сообразно дню. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Евангелие о воскресении. Слово или поучение начинающееся: «Радуясь великою радостью из-за вести о воскресении Господа нашего Иисуса Христа…» и краткая молитва. В другие дни после песни Захарии Пс. 50, увещание к молитве по предстательству святых дня, песнь похвальная святым, молитва с коленопреклонением. После это изменяющейся части опять постоянная. Псалом: Хвалите Господа с небес с 2 следующими. Три стиха в честь Бога и святых дня. Слава в вышних Богу. Два стиха из псалмов сообразно дню. молитва, поемая тремя монахами или клириками. Молитва другая. Трисвятое. Пс.: Хвалите отроцы Господа. В воскресенье — Евангелие дня. Песнь или гимн. Пс.: Глаголы моя внуши Господи, Возлюбих яко услышит, Из Глубины, Боже во имя Твое спаси мя. Два последние стиха Пс. 85. («Сотвори со мною знамение во благо…»). Моления за разные классы людей (=ектения сугубая). Гимн. Поучение. Молитва. — Восход солнца (1-й час): Буди имя Господне благословенно во веки, прежде солнца… и далее до конца 71 пс. Слава. Молитва. Псалом — Благо есть исповедатися Господеви. Молитва. Пс.: Боже, Боже мой к тебе утренюю, Тебе подобает песнь. Молитва. В посты — особый гимн. Пс.: Боже, Боже мой призри на мя. Пс. 142 от стиха: Слышану сотвори мне заутра милость Твою. Готово сердце мое. Боже в помощь мою вонми. Два последних стиха 85 пс. Поучение. Молитва. — 3-й час: Молитва к Духу Святому. Пс. 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й отдел псалтири. Молитва к Духу Святому. Пс. 21 и 142, 8 и д. (Слышану сотвори мне заутра милость Твою). Слава. Поучение. Молитва. — 6-й час: Молитва к Богу отцу.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Должно «исповедоваться» Господеви исповеданием своих грехов — как Врачу, и благодарениям за благодеяния Его как Благодетелю: ибо Он «Благ» и «Милостив» и «Человеколюбец» (Евсевий). Пс.106:2.   Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага. Пс.106:3.   И от стран собра их: от восток и запад, и севера, и моря. Пс.106:4.   Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Пс.106:5.   Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Пс.106:6.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я. Пророк описывает падение людей во зло. От недостатка духовной пищи оскудела их сила и зло достигло высшей степени. Но один только глас, обращенный к Богу — претворил все в добро. Вот подлинное чудо! Не одним воздержанием от яств (пощением), но и «воплем» к Богу из сердца можем избавиться от диавола и страстей (Григорий Нисский, Иоанн Карпафский). Пс.106:7.   И настави я на путь прав, внити во град обительный. Христос «наставил» людей к вере в Него и привел их во «град обительный» — Церковь (Афанасий). Пс.106:8.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:9.   Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Тело и Кровь Христова голод и жажду верных душ утоляет (Григорий Нисский). Пс.106:10.   Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Все земное божественный Давид называет «сению смертною» , так как оно удаляет душу от истинной жизни. «Окованные нищетою» в добродетелях и «железом» от грехов. Как говорит и приточник: «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22) (Григорий Богослов). Пс.106:11.   Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. Пс.106:12.   И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. Причиной всех этих бедствий было непослушание Божию закону и отвержение «совета Вышняго» с пренебрежением по гордости (Григорий Нисский). Пс.106:13.   И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: Пс.106:14.   И изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010