50), но и другого действия; они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах ( Иер. 10:5 ). Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их ( Пс.134:16,17 ). И то, что предполагалось этими символами, те силы или духи, которые, по мнению язычников, действовали в идолах или через идолов, также пустота и ничтожество. Эти предполагаемые духи не только лишены божественного достоинства, но, как вымысел, не существуют в действительности. Все уставы народов, говорил пророк Иеремия, укоряя евреев за страх, какой они питали к небесным знамениям, пустота, совершенная пустота, дело заблуждения (10:3,15). Суетные, т. е. измышленные языческие боги ничего не могут сделать (14:22). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18:26 ), ни вредить, ни приносить пользу; все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24,29; 44:9,10 . Авв. 2:18 . 1Цар. 12:21 ); а культ их – одни глупости ( Ион. 2:9 ; Иер. 10:15; 51:18 ). Еврейские термины, какими обозначаются в Библии существо и значение языческих богов, выражают именно понятие ничтожества или призрачности, обмана чувств. Эти термины: , противополагавшиеся, как уже говорили мы, слову Элогим 101 , и , которое собственно значит: пустота, облако (исчезающее), призрак 102 . Таков господствующий взгляд Ветхого Завета на языческих богов. Если иногда эти боги представляются существами действительными, живыми ( Исх.15:11 ; Пс.105:37; 94:3; 95:4 ), то это олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 103 . В одной из священных еврейских книг, не признанной, впрочем, канонической, именно в книге Премудрости Соломона, известной только на греческом языке, подробнее описываются и виды идолопоклонства и причины его происхождения. Писатель, знакомый с языческими доктринами не соседних только народов, но и египтян и греков, различает, по–видимому, более утонченные формы языческого культа от более грубых – обожание величественных сил и явлений природы от обоготворения произведений человеческого искусства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Но пусть будет слово «Отец», в угоду вам, означать и некоторую сущность, тогда, по общим понятиям и по силе этих наименований, Он введет с Собой и Сына, а не отчуждит Его. А если угодно, пусть будет именем по действию, и в этом случае не переспорите нас. Мы утверждаем, что это самое, то есть единосущие, и было действием Отца, или иначе понятие о таковом действии заключало бы в себе нелепость. Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас ими. Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Ин.1:1 . И: с Тобой начало, Пс.103:4 . И еще: Кто от начала вызывает роды 14 , Ис.41:4 ). А также наименования: Сын Единородный (Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил, Ин.1:18 ); Путь, Истина, Жизнь, Свет (Я есмь путь, истина и жизнь, Ин.14:6 ; и еще: Я свет миру, Ин.8:12 ); Премудрость, Сила (Христос Божия сила и Божия премудрость, 1Кор.1:24 ); Сияние, Образ, Печать (Сей будучи сияние славы, и образ ипостаси Его, Евр.1,3 ; и еще: Образ благости; Прем.7:26 ; и еще: Отец на нем положил печать Свою, Бог, Ин.6:27 ); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель (и Господь полил дождем огонь от Господа, Быт.19:24 ; и еще: жезл правоты, жезл царства Твоего, Пс.44:7 ; и еще: Который есть и был и грядет, Вседержитель, Откр.1:8 ) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и Самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

А по воскресении из мертвых Господь возвестил Своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). 7. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ. «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелов своих духами, и служителей своих пламенеющим огнем» ( Пс.103:4 ). Опять Ангелов Писание изображает творениями, которые Бог употребляет какбы вещественные орудия к исполнению Своей Божеской воли. Ты творишь Ангелов своих духами, или ветрами. Чувственным образом описывается быстрота и сила их деятельности в исполнении Божеских повелений. Так и Иисус Христос изображает действия Духа Божия образом духа вещественного или ветра, говоря: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа ( Ин.3:8 ). «И служителей своих пламенеющим огнем». Теже Ангелы называются служителями, потому что служат Богу, исполняя Его повеления. Этих служителей творит Бог «пламенеющим огнем». Образом пламенеющего огня раскрывается их чистота и святость, их умственные силы и пламенная ревность в служении Богу. Тот и другой образ показывает высокое достоинство Ангелов, как верных, крепких и ревностных исполнителей воли Божией: но это достоинство несравненно ниже того, какое в священном Писании приписывается единородному Сыну Божию, Иисусу Христу. 8. К Сыну же: престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. 9. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. «А о Сыне: престол Твой, Боже, во век века: жезл, царствия Твоего жезл правоты. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие: посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно пред соучастниками твоими» ( Пс. 44:7–8 ). «А о Сыне», то-есть, об Иисусе Христе, «предсказано было: престол Твой, Боже, в век века». Сын, или обетованный Спаситель, именуется Богом, и Ему присвояется вечное царство. Престол Твой, или Твое царствование будет вечно, или Твое царство не будет иметь, конца. Это говорится о той царственной власти, которую воспринял Иисус Христос, по воскресении из мертвых, и о которой Сам Он сказал: дадеся Ми всяка власть, на небеси и на земли. Об этом царствовании Иисуса Христа предсказал Ангел, благовествовавший Пресвятой Деве Марии: И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2) Приводит тебе на память Солнце праведное, Христа Сына Божия, умершего и воскресшего из мертвых. Как солнце чувственное ходит и встает, так Христос, явившись на земле и совершив великое дело спасения нашего, зашел во гроб и опять восстал. И как солнце, восстав, всю поднебесную просвещает, всех радует и согревает, так и Христос, восстав из мертвых, всю вселенную просветил и свет Свой через апостолов, как лучи духовные, распространил, сердца всех согрел и возвеселил. 3) Показывает тебе будущее воскресение мертвых. Как солнце, зайдя под землю, опять встает, так и тела умерших, в земле погребенные, восстанут, и «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). 4) Восходит солнце, и обновляется утро. Обновляются и щедроты Божии и изливаются на нас; благость и милость Божия то, что мы не погибли. Восходит солнце, и просвещает, и согревает все. Является и благость Божия, праведника радует, веселит, просвещает, влечет и согревает; грешника лучами любви Своей ударяет и «ведет к покаянию» ( Рим.2:4 ); и «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), " отверзает руку Свою, и насыщает все живущее по благоволению» ( Пс.144:16 ). От этого случая учимся, любезный христианин, Бога благодарить от сердца за три великие Его к нам благодеяния – за создание, искупление и дивный Его о нас Промысел, и говорить Ему радостным духом: «Слава Тебе, Боже, создавшему нас! Слава Тебе, искупившему нас! Слава Тебе, промышляющему о нас, недостойных! Благословен еси вовеки, аминь!» XCVI. При восходе солнца выходят люди на дело свое, как поет Псаломник: «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» ( Пс.103:23 ). Этим научаются и христиане выходить на дела свои, Богу угодные, «отвергать дела тьмы, и облекаться в оружия света», творить добро ( Рим.13:12 ), «ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). XCVII. Видишь, что делается, когда солнце от нас отойдет: наступает тьма и покрывает всю поднебесную; человек ничего не может делать, осязает, как слепой, блуждает, спотыкается, и падает, и всего опасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Дух Господень подает блага всем, почему и разделяется в пророчестве Исаиином на семь дарований. «И почиет на нем, – говорится там, – Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господ ним исполнится» ( Ис. 11, 2–3 ). Благодеяния Духа Святого названы и в церковных песнях в неделю Пятидесятницы: «Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения; Бог и боготворяй, Огнь от Огня происходяй; глаголяй, деяй, разделяяй дарования» (Третья Стихира на «хвалитех»).Дух Господень не может не благодетельствовать не только достойным, но и недостойным, как «Сокровище благих: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Потому и каждый человек, делающий добро ближним, имеет на себе Духа Господня: «праведник милует и дает» ( Пс. 36, 21 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 720–721 ). Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, это объясняет Он Сам Своими огненными языками. Он есть невещественный огонь, который действует двумя силами: светом и теплом – светом веры, теплом любви. Этот небесный свет, по выражению Соломона, «более и более светлеет до полного дня» ( Притч. 4, 18 ); разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков, которые погрязший в чувственности разум нередко принимает за истину; дает человеку видеть себя самого в наготе тленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога, как источника света; сообщает «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). По той мере, как свет от солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Божественная любовь изгоняет из него самолюбие; попаляет в нем терние плотских пожеланий; очищает, освобождает его и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние этих исходных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце (Пс. З6, 31) человека, изображающий в нем Христа ( Гал. 4, 19 ), совершающий возрождение в жизнь духовную ( 113, 404 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010