Имя Божие живет в храме ( Втор.14:23 ); в храме хранится ковчег со скрижалями, на которых начертано священное имя Ягве; оно призывается в нем непрестанно молящимися. Бог приказывает Соломону построить «дом имени Его» 20 , обещая пребывать там «во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Но и весь Иерусалим запечатлен именем Божиим 21 , и вся святая земля избрана, чтобы поселить на ней имя Божие ( Неем.1:9 ). «Имя городу с того дня будет: Господь там» ( Иез.48:35 ). Если Бог столь близок Своему народу в Своем великом, славном и спасительном имени, то самое имя Божие становится основанием для просьб к Богу. «Ради имени Твоего веди и управляй мною» ( Пс.30:4 ). «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего» 22 . «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» ( Пс.142:11 ). И, действительно, Бог как бы принужден спасать Израиля, раз имя Его пребывает на нем, и судьба Израиля связана как бы с честью имени Божьего… «Господь не оставит народа Своего ради великого имени Своего» ( 1Цар.12:22 ; ср. Иер.14:9 ). «Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас, – восклицает Иисус Навин, – и истребят имя наше с земли. И что Ты сделаешь тогда имени Твоему великому» ( Нав.7:9 )? «И узнаете, что Я – Ягве, когда буду поступать с вами ради имени Моего, а не по злым путям вашим и делам вашим развратным, дом Израилев» 23 . Такое отношение к имени Божиему было бы бессмысленно, если бы оно признавалось только человеческим словом. Очевидно, имя Божие рассматривается Ветхим Заветом, как «богочеловеческое», как преимущественное местопребывание Божества в мире. Обратим внимание особо на божественную и человеческую его сторону, ибо, если имя Божие – богочеловечно, оно должно неслиянно сочетать в себе божественное имя, как некую божественную идею-силу, с человеческим ее мысленно-словесным выражением, хотя бы такое сочетание и не было необходимым и постоянным. Как можно благословлять имя Божие, если в нем не благословляем мы Бога? ( Пс.103:1, 145:1 ). Как Бог может «освятить великое имя Свое», если Он Сам не присутствует в нем ( Иез.36:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

«Слово было к Богу». Показывает сущность нераздельную, – великий гром евангелиста против язычников. «И Слово было Бог». Показал неразличимую сущность – великая рана иудеям. «Сей был в начале у Бога». Совечность Его с Отцом заявил: тяжелое падения манихеев. «Все чрез Него стало». Показал абсолютную власть в творении; заградил уста всех еретиков. Поистине благодаря Ему все вещи были сотворены. Небеса – Его создание; земля – творение Его, море – (Его) дело. (Им) был сотворен воздух, свет из ничего стал; ангелы – слуги (Его); силы – служители; херувимы – престолы. Отец есть Бог , и Сын Слово – Бог, и святой Дух, Бог; число Лиц природу (Божества) не ослабило; ни природу Троицы разделило. Но есть Троица, единосущная по силе, по Божеству, по благости, веру нашу основывает и сохраняет. Церковь укрепляет, вселенную освящает, диавола упраздняет; демонов бьет и томит; еврейское обрезание угашает; ошибки языческие устраняет; еретические уста заграждает. 2 . Евангелист же богословствовал (изъяснил учение о Боге) о прежде век не засвидетельствованом Рождении из Отца Сына, сказав в Евангелии: «Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» ( Ин.1:18 ). И опять же, «был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Итак, не засвидетельствовано это вышнее прежде всех Рождение, что Един от Единого рожден. И никто не увидел, как Он родил, и как родился, кроме Отца и Сына. Ведь не было времени, – так как он является основателем веков ( Евр.1:2 ). Ангелы не присутствовали; так как Он есть Тот, «Кто творит Ангелами Своими духов небесных» ( Пс.103:4 ). Неба не было, ведь «Словом Господним небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Солнца не было, ибо он положил солнце в светило, чтобы светить в день ( Быт. 1:16 ). Не было луны, ни звезд; ведь «луну и звезды, он основал» ( Пс.8:4 ). Не было земли, ибо он сказал: «Да соберутся воды, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). Таким удивительным способом Евангелист выразил безначальное бытие (τν ναρχον παρξιν) Слова и прежде веков не засвидетельствованное (μρτυρον) Рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Бог повеле­вает, и облака не дают дождя. И об этом говорит Писание: «и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис.5:6).     «Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24) . Видишь дело творения Божия? Видишь, как оно замыкает уста еретиков, не знающих творения и любопытству­ющих о Творце? Все повинуется закону Бога. Небо стоит, но­симое не собственною силою, а утвержденное божественными за­конами. Когда я недоумеваю, как утверждено небо из вод, мое недоумение разрушает блаженный Давид, говоря: «словом Господним небеса утверждены» (Пс.32:6). Почему «утверждены»? Потому что они из вод. О твердом никогда не говорится, что оно утвердилось; никто не скажет: «скала утвердилась». Иное — утвердиться, иное — быть твердым. Утвердившимся называется то, что из разреженного и размягченного стало твердым. Вот почему Петр, когда исцелил расслабленного, говорит: «мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса... И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего» (Деян.3:12—13, 16), — утвердило расслабленного. Вот почему «словом Господним небеса утверждены». Из ред­ких и разлученных вод словом Господним облака подни­маются в вышину. Обрати, прошу, внимание вот на что. Горькая вода изменяется; облака черпают воду из моря, и почерпнув из глубины горькую, делают сладкою и годною для питья. Из глубины бездны воздвиг нас Христос, и мы не отлагаем своей горечи.    Кто есть сотворивший небо и землю? Я говорю, что Христос. Откуда это видно? Если бы Он не был Владыкою всего, то Он не сотворил бы чудес над всеми творениями, о которых го­ворится в Евангелии. Христос совершил чудеса над всеми стихиями — над землею, над морем, над воздухом, над огнем, дабы показать, что Он Владыка всех творений. При­соединился к свету дня свет вечерний: сияет солнце и све­тит светильник. Конец дня и начало ночи. Ты же, когда видишь солнце и светильник, говори: «Твой день и Твоя ночь: Ты устроил зарю и солнце» (Пс.73:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Равным образом и польза светил, в свою очередь, разнообразна, как ясно видно и из самих слов Писания. Об этом мы сказали уже, по мере сил, хотя и не сообразно с достоинством предмета, раньше, когда изъ­ясняли вам те слова Писания. Говорить о том же опять в настоящее время было бы бесполезно.    2. Земле Бог дал семена и растения, водам — рыб и птиц. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею». Гадами Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. Потому и блаженный Давид вслед за Законода­телем говорить: «это море великое и пространное: там гады, коим нет числа» (Пс.103:25). Чудное дело, чудное повеление, чудное слово обетования! Почему [дал Он такое повеление]? Как Тво­рец всяческих Он имеет пред глазами и прошедшее, и настоящее, и будущее, и видит так, как мы не видим даже находящегося пред глазами. Итак, поелику Он имел даро­вать миру жизнь впервые чрез воды, то и повелевает прежде всего водам произвести живородную природу, чтобы ты знал, откуда корень жизни.    Когда я вижу, как выходят из свя­тых вод просвещенные, как они приступают к крещению со многими пороками подобно гадам, а выходят с жизнью веч­ной, — вижу Законодателя, который говорит: «да изведут воды тех, которые были некогда гадами, ныне — как душу живую». Откуда это может быть видно нам? Из того, что приступаю­щие к купели называются за прежние грехи именем гадов. Многие пришли к крещению Иоаннову, и Иоанн говорит при­шедшим: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3:7). Смотри, — когда душа, прожившая долгие годы в нечестии, приступает ко крещению, и выходит свободного от нечестия, то не сияет ли самым делом Вла­дычний глас, говорящий: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею»? Подлинно, спасаемый получает двойную благодать: и оживотворяется душой, и окрыляется подобно птице, воспаряет в небесные своды, делается сожителем ангелов и занимает место на ряду с небесными чинами. «И птицы да полетят над землею, по тверди небесной. Над землею» — телом, на не­бесах — образом жизни. Изъясняем так не потому, что понимаем слова как аллегорию, а потому, что усмотрели это в самой истории. Иное дело насильно превращать историю в алле­горию, иное — сохранить и историю, и придумать высший смысл. Бытописатель, желая показать, что гадами называет пернатых птиц, бывших в море, прибавил: «и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1:21). Разве может быть не пернатая птица? Что за нужда была говорит: «всякую птицу пернатую»? Летать означает тоже, что простирать руки. Можно летать и руками, как говорит пророк: «восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» (Пс.46:2), не потому, чтобы руки имели крылья, а потому, что летать — значит простираться. Поэтому и пресмыкающееся — птица, поскольку оно ползет и простирается, почему и Давид говорит: «гады и птицы пернатые» (Пс.148:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

99 В Ветхом Завете по отношению к падшему архангелу употребляются и другие имена. Перечислим их: «нахаш»  – «змей» (Быт. 3, 1–19; Ис. 27, 1; Ам. 9, 3; Иов 26, 13); «танин» – «дракон», «крокодил» (Ис. 51, 9; Иов 7, 12; Пс. 73, 13); «левиафан» – «извивающийся», «морской змей» (Ис. 27, 1; Пс. 73, 14; 103, 26; Иов 40, 20); «бегемот» – «крупное животное» (Иов 40, 10–19); «раав» – «гордыня», «морское чудовище» (Ис. 51, 9; Пс. 88, 11) – этим словом также называли Египет. В греческом переводе 70-ти имена «левиафан», «танин», «нахаш» часто переводятся словом «δρκων» («дракон»). «обольщающий всю вселенную» – то есть обманывающий, выдающий ложь за истину, вводящий в заблуждение.  Ложь есть главнейшее из всех оружий диавола. Именно ложь употребил он для убийства наших прародителей и с тех пор непрерывно использует ее для войны против рода человеческого. Не напрасно Господь называет диавола «человекоубийцей» и «отцом лжи» (Ин. 8, 44). Все то неизмеримое мировое зло, которое мы видим в человеческой истории, происходит в конечном итоге от одной единственной причины: от посеваемых диаволом в умах людей ложных мыслей, принимаемых ими за истину. 10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. 11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. На небе раздается славословие Бога за победу, одержанную над силами зла. Небесная литургия, описание которой началось в главах 4–5, продолжается.  Эта литургия продолжается на протяжении всей книги, вплоть до явления Царства Божия, в которое и входят верные ее участники. Раскрытие судеб Божиих в истории есть отражение этой литургии. Символично, что православная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство…»   «клеветник братий наших» – диавол является обвинителем людей перед Богом. Мы видим, например, как диавол выступает в качестве лживого клеветника, беспощадного прокурора и мучителя праведного Иова (Иов 1–2). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В доказательство такого мнения враждебные Божественному Откровению мыслители указывают с одной стороны на то, что в изображении библейских писателей Бог является иногда говорящим и действующим во огне, дыме и мраке, громе и молнии, а с другой – на праздник кущей, который, по их мнению, ничем существенно не отличался от греческих оргий в честь Дионисия или Вакха. Правда, Бог являлся Аврааму во мраке, дыме и пламени огня ( Быт. 15, 12, 17 ); Моисею он говорил „в пламени огня из среды тернового куста“, который горел огнем и не сгорал ( Исх. 3, 2 ); на Синае Бог дал закон народу еврейскому в густом облаке и огне, при громе, молнии и весьма сильном трубном звуке ( Исх. 19, 9, 16, 18 ; Второз. 5, 5. 24, 26.); Моисей называет Бога прямо „огнем поядающим“ (Второз. 4, 24); а в книге числ (16, 35) рассказывается даже о том, что „вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение“ (Срв. Лев. 10, 2 ). Правда и то, что в книгах Св. Писания Ветхого Завета Бог представляется часто человекообразно имеющим очи, уши, уста, руки и ноги. Но несправедливо то, будто бы такое образное (по словоупотреблению рационалистов, натуралистическое) представление о Боге было свойственно еврейскому религиозному сознанию лишь в первобытное и слишком отдаленное время. На самом деле оно встречается у Давида и пророков, т. е., в позднейшую эпоху жизни еврейского народа. Там мы читаем пс. 103, 2. 3: „Господи Боже Мой!.. ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса как шатер; устрояешь над водами горние чертоги твои, делаешь облака твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра! Пс. 96, 1–6 : „Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; пред Ним идет огонь; молнии Его освещают вселенную; горы, как воск, тают от лица Господа“ и т. д. Пс. 28 : Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господа сокрушает кедры и заставляет их скакать подобно тельцу; глас Господа высекает пламень огня“...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Итак, справедливо слово Господне: «Именем Моим... возложат руки на больных, и они будут здоровы». А если справедливо, то, зная силу имени Христова, будем призывать оное и на болящих. Да и в самом деле, чье же имя для их исцеления полезнее и призывать над ними, как не сладчайшее имя Иисусово, когда первое чудо над болящим, по вознесении Господа на небо, было совершено именем Христовым? Вот Петр и Иоанн идут вместе в храм в час молитвы, и человек, хромой от чрева матери его, просит у них милостыни. «Серебра и золота, – говорит ему Петр, – нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И взяв его за правую руку, поднимает; и вдруг укрепляются его ступни и колени, и он начинает ходить ( Деян.3:2–8 ). Доказательство силы имени Христова, призываемого на болящих, надеемся, убедительное. А потому, повторяем, и не забудем чаще с верой и благоговением произносить оное и над недугующими братьями нашими. Оно несомненно или исцелит их, или подаст им силу и крепость с терпением переносить болезнь их, или оживит дух их любовью к Искупителю, или наконец поможет им спокойно встретить час смертный. Аминь. 349. О милосердии Одна из величайших добродетелей христианских есть милосердие. Плоды ее, для держащагося ее, неисчислимы. «Великая есть вещь человек, – говорит Златоуст, – и драгоценная муж милосердый. Сие есть большая благодать, нежели мертвых воскрешати; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу: а тамо Он тебе» (Бесед. 36 к народу). И блаженный Августин учит: «Пред враты геенскими стоит милосердие и не попускает ввергнути в темницу никогоже» (Бесед. 39, вопр. 50). И Златоуст еще проповедует: «Милостыня престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и самому Судии советуя, да виновного помилует, и о нем издаст решение» (53 бесед. к народу). Ввиду этого мы, братие, и должны учиться этой добродетели и утверждать ее в сердце своем. Но у кого же, спросите, учиться должно? Да у кого хотите: хотите у Господа, хотите у Святых Его. У Господа должно учиться, ибо Он благ ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Он дает всем пищу в свое время; Он насыщает все живущее по благоволению; Он поит всех полевых зверей; Он произращает траву для скота, и зелень на пользу человека; Он производит из земли пищу; всем дает пищу в свое время и когда отверзает руку Свою, все насыщаются благом ( Пс.103 и Пс.144 ). Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Он щедр и милостив; Он не по беззакониям нашим сотворяет нам, и не по грехам нашим воздает нам... Его милость от века и до века ( Пс.102 ). Он послал Единородного Сына Своего спасти нас. Его Единородный Сын претерпел страшные муки, чтобы привести нас к Своему Родителю. Что может быть выше и поучительнее сего Божественного милосердия?!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Аминь. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии. о том, что один Законодатель Ветхого и Нового за­ветов, также об одежде священника, и о покаянии   1. Пророки возвещают евангелие Христова царства, служи­тели новой благодати изъясняют его, а божественного слова слу­шатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как не­жаждущему и неалчующему невозможно с удовольствием на­слаждаться пищею, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:6). Истинная пища душ, истинная рос­кошь благочестивых, истинное богатство набожных — слово Бо­жие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих (Пс.118:103). Здесь — голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего (Пс.36:4). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра (Пс.118:72). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богат­ство праведности? Поэтому нам должно жаждать божественного и алкать небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апо­столами. Не с тех пор, как явился Христос, началось евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди. Поэтому Павел, желая показать, что евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что чрез воплощение оно засияло, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти (Римл.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Пс. 103:4). Вот величайшее между ними различие: они созданы, а Он не создан. Выражение Ты творишь означает приведение из небытия в бытие. Не пред одними только ангелами Он имеет превосходство, но и пред всеми служебными силами. Не сказал: сотворил, но творишь, то есть сохраняя Словом, которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: Отец Мой доныне делает (Ин. 5:17), то есть содержит все, сотворенное и оконченное уже, и сохраняет для того, чтобы довести до совершенства. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44:7). Ангелы, говорит, создания и творения, ибо о них сказано: Ты творишь. А Сын не творение: о Нем не сказано: Ты творишь; но Царь, Владыка, Бог, Престол усвояется Ему, что служит знаком Царствия, и престол вечный. Это против Павла Самосатского, представляющего простым человеком истинного Бога и вечного Царя; и против Ария. Жезл царствия Твоего — жезл правоты. Вот и другой знак царствия. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Это против иудеев, и Савеллия, и Маркелла, так как указывает на два лица, говоря: Бог и Бог. И против маркионитов, думающих, что Сын не принял плоти, потому что не божество помазуется, а человечество. Посему говорит: Боже, помазал Тебя Бог, то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. Елеем радости, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо не мерою Христос получил Духа (Ин. 3:34), не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его — все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс. 104:15). Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости. Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Что имя Бог стоит вместо: о, Боже! ( θε), — достоверным свидетелем служит враг Симмах, издавший так: «сего ради помазал Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче друзей Твоих». Заметь же, что словом Боже, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение и Слово было Бог (Ин. 1:1), в котором слово Бог без артикля, представляет Его не собственно Богом [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010