Свидетельства Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Глагол «br» – в единственном числе, слово же «Бог» (евр. «Elôhim») стоит во множественном числе, что может указывать на множественность Лиц, участвующих в творении. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Под «Словом» свв. отцы понимают Сына – Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого 565 . Указания на Бога Отца как Творца мира: Но у нас один Бог Отец, из которого все ( 1Кор.8:6 ). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! ( Деян.4:24 ). Из дальнейшего контекста видно, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Пресвятой Троицы, к Отцу. О Сыне Божием как о Творце мира: Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Эти слова ап. Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову (Второй Ипостаси Пресвятой Троицы). Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола merahepet, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ). Дух Святой, по учению свв. отцов, является «Совершителем» творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). В Ин.20:22–23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

После того ко времени пришествия Иисуса Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: «Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы» ( Иоиль.3:10 ) могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнью] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их [ Ин.4:38 ], чтобы о нас было сказано: «Идя, они шли в веселии, неся снопы свои» ( Пс.125:6 ) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: «блажены миротворцы» ( Мф.5:9 ). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть ( Ин.15:1 ), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: «Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова» ( Ис.2:3 ) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог . В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре» ( Рим.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

9 . Об этом узнав и удостоверившись, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова, как об этом древле и Давид, воспевая, говорил: и хлеб, который укрепляет сердце человека, и елей, от которого блистает лице его ( Пс.103:15 ), укрепляй сердце твое, причащаясь того как духовного: умащай лицо души твоей. Имея его откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о, когда бы приходил ты от славы в славу ( 2Кор.3:18 ), о Христе Иисусе! Которому честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение пятое [Из Петрова соборного послания: Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и проч. ( 1Пет.2:1 ).] 1 . По Божию человеколюбию, в прошедших собраниях довольно вы слышали о Крещении, Миропомазании и причащении Тела и Крови Христовых; ныне же к последующему должно перейти нам и сегодня положить венец духовному созиданию вашей пользы. 2 . Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не по этой причине. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь . Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то через умовение их изображаем, следовательно, чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженного Давида, это тайноводственно излагающего: буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи ( Пс.25:6 )? Итак, умывать руки, значит, быть неповинным осуждению за грехи. 3 . Потом вопиет диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем; не думай, чтобы это целование одинакое было с теми лобзаниями, какие на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково это лобзание: оно души взаимно соединяет и между собой совокупляет непамятозлобием. Итак, целование это знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Следовательно, лобзание есть примирение и потому свято, как блаженный Павел вопиял, говоря: Приветствуйте друг друга святым целованием ( 1Кор.16:20 ); и Петр: лобзанием любви ( 1Пет.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Глава 1 Евр.1:1 . Во многих знамениях , – говорит, – и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, – а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца ( Дан.7:13 ), то гиганта ( Быт.32:24 ), и в других. В самом конце времен не в подобии и не чрез рабов, но Евр.1:2 . чрез Сына Своего говорил с нами, – именно чрез Того, Кого поставил наследником всего, разумей по плоти, ибо Тот, от Коего все и чрез Коего все, не мог бы быть назначен наследником всего. Чрез Коего сотворил, – говорит, – века все, настоящий и будущий. Евр.1:3 . И Он есть блеск света славы Его, так как чрез дела Сына, как бы чрез свет, открылась нам слава Отца, – и образ величества Его, то есть равен величеству Его, – и устроил все силою Слова Своего, то есть сила Слова Его покорила все народы, – и чрез Него совершил очищение грехов в водах крещения, – и Он воз сел одесную славы величества, по плоти, в которую облекся. Евр.1:4 . Если же Он был на столько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними... имя... наследовал? То есть именно то, о котором сказал: «дал Ему имя, которое выше всякаго имени» ( Флп.2:9 ). Евр.1:5 . Кому когда-либо из Ангелов сказал:.. Сын мой еси Ты ( Пс.2:7 )? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, – однако же ни одному из Ангелов не сказано: «Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном» ( 2Цар.7:14 ). И ни одному из людей не было возвещено: Евр.1:6 .  да поклонятся Ему вси Ангелы Божии, ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе. Ибо Ангелы не нетварны, но Евр.1:7 . со творил, говорит ( Пс.103:4 ), Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем. О Сыне же Своем так говорит Бог: Евр.1:8 . престол Твой... во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Огласительное поучение пятнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. ( Дан.7:9 ). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. ( Дан.7:13 ).] 1 . Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он Свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большей частью все двоякое. Двояко рождение: одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие: одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом, как ризою ( Пс.103:2 ). В первое претерпел Крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12:2 ); во второе придет в сопровождении воинства ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: благословен Грядущий во имя Господне ( Мф.21:9 ); и во второе скажем опять то же, так что, вместе с Ангелами встретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: благословен Грядущий во имя Господне ( Мк.11:9 ). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: ты это делал, и Я молчал (ср. Пс.49:21 ). Как Домостроитель пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству. 2 . Об этих двух пришествиях говорит пророк Малахия: и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете ( Мал.3:1 ). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, Которого вы желаете 5 ; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5:21) и Дух Животворящий (1 Кор. 15:45), Бог есть дух (Ин. 4:24); и: все от Бога, все Им и для Него создано (Кол. 1:16); и: Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3); и: послеши Духа Твоего и созиждутся (Пс. 103:30); и: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); и кратко говоря, Само Богоначальное Слово о Себе сказало: Я и Отец одно и все Твое Мое и Мое Твое. (Ин. 10:30; 17:10). «И опять же принадлежащее Отцу и Его Сыну обще и Богоначальному Духу, как то: Божественные дела, святыня, источающая и неоскудевающая причина» в том, что сказано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Из всего же сказанного видно, что всякое богословие соединительное есть и разделительное. И ни соединительное не позволительно разделять, ни разделительное — сливать. «Итак, объединяющие именования относятся ко всецелой Божественности… Таковы: “Сверхблагое”, “Сверхбожественное”, “Сверхсущественное”, “Сверхживое”, “Сверхмудрое”, а также все выражения отрицания, предполагающие превосходство; и все понятия причинности, как то: “Благое”, “Красота”, “Сущее”, “Порождающее жизнь”, “Мудрое”; и все другие наименования, которые Причина всего благого получает по Своим боголепным дарам. Признаки же раздельности — сверхсущественные имена и особенности Отца, Сына и Духа: они никак не могут быть переставлены или использованы как полностью общие». Приняв же Божественное знание через веру, не пребудем в неведении о данной нам благодати, за которую воистину пострадал Господь. Ибо ради этого и миро принял на главу Господь (Мф. 26:7), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Посему никто да не намазывается зловонием неверия князя века [сего], и не отступим с правого пути, чтобы нам было возможно воспринять надежду вечных благ и вечной жизни во Христе [Col. 1437]Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.    От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Мф.7:23 .  И тогда Я выскажу им, что никогда не знал вас». 138 Многознаменательно сказал Он «выскажу» (confitebor), потому что много времени прежде Он притворно говорил: «Не знаю вас». Не хочет знать Господь тех, которые погибают. Обрати также внимание на то, почему Он прибавил: «Никогда не знал вас», если, по мнению некоторых, люди, всегда обращались между разумными тварями. Мф.7:23 . [окончание], 24:   Отойдите от Меня, делающие беззаконие (iniquitatem). Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Он не сказал: делавшие неправду, чтобы не показалось, что Он отметает покаяние, но делающие неправду, т. е. вы, которые до настоящего времени, когда уже наступил час суда, имеете еще склонность [ко греху] (affectum), хотя уже не имеете способности грешить (facultatem peccandi). Мф.7:25 .  И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал. Этот дождь, стремящийся низвергнуть дом, есть дьявол . Реки – это все антихристы, которые мудрствуют против Христа. Ветры воздушные [или: духовные] – это непотребства, совершаемые [духами] в поднебесной ( Еф.6:12 ). Мф.7:26 . [окончание 25-го и 26-й]:   Потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. На этом камне Господь основал Церковь ( Мф.16 ); от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея ( Прит.30:19 ). 139 Относительно его и пророк говорит с убеждением: «Поставил на камне ноги мои» ( Пс.39:3 ). И в другом месте: «Камень – место убежища для зайцев«, или: «ежей» ( Пс.103:18 ). 140 В расщелины скалы устремляется всякое робкое животное: такой защитой пользуется и животное, имеющее жесткую кожу и вооруженное со всех сторон колючками. Поэтому и Моисею, бежавшему из Египта и бывшему робким (lepusculus) перед Господом, говорится в то время: »Стань в расщелине каменной: и увидишь отражение тени Моей» ( Исх.33:21 ). 141

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем – молчание ( 82, 346 ). Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» ( 82, 337 ). Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 37 ), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий ( 82, 337 ). Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный» ( 82, 403 ). Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев ( 82, 403 ). Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков», – говорит апостол ( Иак. 3, 9 ). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак. 3, 2 ). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь ( Мф. 12, 36 ). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» ( Пс. 140, 3–4 ). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» ( Пс. 38, 2–3 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 1047 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол. 4, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Таковы несколько замечаний к рассказу Евангелистов о Преображении. И теперь мы приблизились к самому сокровенному – к смыслу этого события. О чем нам говорит событие Преображения? Здесь можно невооруженным взглядом увидеть две большие, очень значительные темы: – тему Богосыновства Иисуса; – и тему Его миссии: Пришествие ради искупления людей. Тайна Иисуса – Он есть истинный Сын Божий и Мессия Отметим, что рассказ о Преображении помещен у всех трех Евангелистов после исповедания Ап. Петра: Иисус спрашивал учеников Своих: За кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16, 13-16 ). Преображение подтверждает это исповедание. Сначала Спасителю являются древние подвижники, олицетворяющие полноту ветхозаветной веры – Закон и пророков. Это приводит учеников в изумление и трепет. Но дальше происходит что-то еще более поразительное: Сам Господь с Небес подтверждает достоинство Христа как Своего Сына и Его миссию. Это подтверждение «статуса» Иисуса – кульминация события Преображения: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Голос звучит из облака, традиционно считавшегося у иудеев символом присутствия Божия 7 . «Так всегда является Бог: Облако и мрак окрест Его ( Пс. 96, 2 ); и еще: Делаешь облака Твоею колесницею ( Пс. 103, 3 ). Поэтому, для уверения учеников, что голос этот – голос Самого Бога, является облако, и притом светлое… Когда Бог угрожает, то является мрачное облако, например, на Синае Моисей вступил в средину облака и восходил… дым, как дым из печи ( Исх. 24, 18; 19, 18 ). Здесь же является светлое облако, потому что Он имел намерение не устрашить, а научить. Поэтому там курение и дым, как из печи, здесь же неизреченный свет и глас» (свт. Иоанн Златоуст). Господь Бог говорит нечто важное. Для кого? Для Сына или для явившихся ветхозаветных праведников? Конечно, не для них, а для тех, кого Спаситель взял с Собою на гору, для учеников Его, а значит, и для нас с вами.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

– Ну, нет же Богу дела до каких-то наших мелочей, неужели Он должен всё контролировать, обо всем промышлять, это было бы оскорбительно для Него. Но это неправильно, Бог промышляет именно обо всем. Как лучи солнца – они падают на золотые купола церквей и отражаются в лужах, и при этом лучи солнца никак не оскверняются, – так и промышление Божие, – как о значительных событиях, так и о малозначительных, – ни в коей мере не умаляет достоинство Бога. То, что Он воссел на троне, не значит, что Он устранился. Наоборот, этим Он показывает нам, что Он много совершил для нас необходимого, и, если потребуется, Он встанет. Когда Стефана побивали камнями, он видел Сына Божьего, стоящего близ трона. Сказано: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ). Мы должны быть успокоенными в осознании того, что Бог промышляет о нас каждую минуту. Но Бог действует в этом мире с открытием Своего лика и закрытием Своего лика. Вот это Библейское учение надо знать. Сказано: «скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» ( Пс.103:29–30 ). Что это означает: Бог действует с открытием Своего лика и сокрытием Своего лика? Как мы уже определились, Бог неизменяем, но мы переменчивы. Поэтому Господь, Который выстроил с нами отношения во всех аспектах нашего существования и Который не будет менять отношения с нами, Он действительно один и тот же во веки, без тени перемены. Но наши действия ставят нас в такое положение, что мы иногда существуем, созерцая лик Божий, то есть радуясь перед Ним. Как Давид говорил: «я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» ( Пс.16:15 ), – то есть осознаю, что Бог с радостью взирает на меня. Но очень часто бывает, что мы чувствуем, как Господь действует с сокрытием Своего лица, с сокрытием Своей милости к нам. Один и тот же Бог может выступать для нас как милующий и как правосудно наказывающий. Но это не меняет Его любвеобильной природы. Если Бог нас наказывает, то надо помнить, что Господь кого любит, того наказывает и благоволит к тому. В Писании об этом прямо говорится: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010