Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35 ; 1Кор.6:20 ; 1Ин.3:18 ; Лк.22:41 . Лк.19:41–42 . «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3 ; Мк.12:41 ; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35 , стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20 ; Иак.2:10 . Евр.13:20–21 . «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . О благодарности к Богу Лк.17:18–19 . «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13 , или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6:4-6). Смотри, как он начинает речь обличительно и решительно: " невозможно " , - говорит, т.е., и не надейся на невозможное. Не сказал: неприлично, неполезно, непозволительно, но: " невозможно " , так что для вас, которые однажды вполне были просвещены, не остается ничего, кроме отчаяния. 3. Затем он продолжает: " и вкусивших дара небесного " , т.е., оставления грехов, " соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия " , - здесь он говорит об учении, - " и сил будущего века " . Какие силы разумеет он? Или (силы) творить чудеса, или залог Духа. " И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему] " . " Обновлять " - говорит, - " покаянием " , т.е. через покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Нет, не покаяние, совсем нет, но вторичное обновление купелью (крещения). Он, сказав: " Ибо невозможно обновлять покаянием " , не остановился, но после слова: " невозможно " , присовокупил: " снова распинают в себе Сына Божия опять обновлять " , т.е. делать новыми, а новыми делает только купель: " обновляется " , - сказано, - " подобно орлу, юность твоя " (Пс. 102:5). Действие же покаяния состоит в том, что оно соделавшихся новыми и потом чрез грехи опять обветшавших избавляет от этой ветхости и возвращает в состояние обновления; но в прежнюю светлость возвести уже не может, потому что там (в крещении) все было делом благодати. " Когда они снова распинают в себе " , - говорит, - " Сына Божия и ругаются [Ему] " . Смысл слов его следующий: крещение есть крест, потому что " ветхий наш человек распят с Ним " (Рим. 6:6); и еще: " мы соединены с Ним подобием смерти Его " ; и еще: " мы погреблись с Ним крещением в смерть " (Рим. 6:5,4). Как невозможно в другой раз распять Христа, потому что это значило бы выставить его на поругание, так невозможно и креститься вторично. Если " смерть уже не имеет над Ним власти " (Рим. 6:9), если Он воскрес, через воскресение сделавшись победителем смерти, если Он смертию смерть попрал, то снова распинать Его значить - все прежнее представлять басней и позором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1610...

Христос Спаситель, внушая Своим последователям быть, достойными сынами Отца их небесного, говорит: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Но особенно Его отеческая любовь и милость простирается на благочестивых: «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). В Ветхом Завете состоял под особенным покровительством Божиим целый народ, а потому как сам Бог называл этот народ своим сыном, так и народ называл Его своим Отцом. Моисей получил от Бога повеление сказать фараону: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ). Пророк Исаия от лица своих соотечественников молится Богу: «Ты еси Отец наш,... Ты, Господи, отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть» ( Ис.63:16 ., Ос.11:1 ., Мал.2:10 ). Но главным образом Бог есть Отец наш по благодати искупления. Бог никогда не оставлял человека Своей отеческой милостью, но в преимущественном свете открылась Его отеческая любовь к нам в спасении нас от вечной погибели Единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Нас ради человек и нашего ради спасения Он благоволил принять на Себя всю ответственность нашу за грехи пред правосудием Божиим, и для того Он сошел с небес, облекся в наше человеческое естество, и в нем пострадал и умер за нас на кресте. Своим воплощением, страданием и смертью Он примирил грешного человека с Богом, и тем, которые доселе были по естеству чадами гнева, даровал право называться чадами Божиими по благодати и с сыновним дерзновением взывать к Нему: Авва, Отче! Как же человек усвояет это великое право? Верою в искупление Христа и таинственным возрождением. «(Только) верующим во имя Его (Христос) дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). Под рождением от Бога здесь разумеется таинство крещения, через которое человек получает от Бога новую жизнь и право быть членом царствия Божия: «если кто не родится от воды и Духа; тот не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Мы никогда не сможем сделать добрым то, что сделано нами дурного и никогда не можем возвратить или уплатить того, что должны мы нашему Богу, ибо каждый день увеличивает сумму наших грехов и делает нас всё более и более виновными перед Судом Его. Только один Бог может быть нашим поручителем и ответчиком, только один Он может освободить нас от ответа, сложить со счетов долги наши, сделать употребление из Своего высочайшего царского права помилования и сказать: «Прощается, слагается со счета!» Ибо иначе здесь ничего не может сделать и Он Сам, иначе и Сам Всемогущий Бог не может освободить нас от грехов наших. И Сам Бог не может зла, сделанного тобой, совершенно изъять, уничтожить, сделать его, так сказать, несделанным, неосуществленным. Это есть то единственное, святое ограничение, которое Он Сам сделал для Своего всемогущества. В том и заключается самая серьезная и самая ужасная сторона греха, что и Сам Бог, при всем Своем всемогуществе, не имеет никакого более средства изгладить или уничтожить грехи наши, как только простить их, оставить без взыскания. Потому-то мы и просим в этой молитве, чтобы Он оставил вне Своего взыскания, презрел грехи наши, употребив при этом Своё великое милосердие, и принял во внимание искупительные заслуги нашего Спасителя, Который Сам научил нас молиться: «Отче... остави нам долги наша». Даже более, Который Сам принёс Себя в жертву и сделался нашим Искупителем. Мы просим нашего Отца Небесного, чтобы Он, ради этого Возлюбленного Сына Своего, нашего Господа и Спасителя, простил грехи наши и разодрал то рукописание, которое свидетельствует против нас. Благ Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, Который Сам обещал нам сделать все это, открыв Своё отеческое к нам сердце, дабы мы знали, что, как отец милует чад своих, так милует Господь боящихся Его ( Пс.102:13 ). Ибо «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор.5:19 ). Таким образом, мы знаем теперь, на чем основывается наша надежда, и во имя Кого мы можем со спокойной душой молиться: «Отче... остави нам долги наша!» Да, Отче, прости нам и дай нам дерзновение и твердое упование на Твою милость! Огради и сохрани нас, дабы мы во грехах своих не дошли до уныния и отчаяния и не сказали: «грех мой слишком велик, чтобы он мог быть прощен мне». Скажи и нам: «дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Даруй нам собственным опытом познать, на себе самих испытать справедливость той истины, что «идеже... умножися грех, преизбыточествова благодать» ( Рим.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Сходным образом предписывается положить на жертвенник «тук, покрывающий внутренности, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени» ( Лев.7:3–4 ). И ты, слышащий это, знай, что должно тебе предавать огню жертвенника все грубое и тучное в себе, все, что покрывает «внутренность» твою, чтобы «внутренность» твоя очистилась и мог ты сказать вслед за Давидом: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его, и вся внутренность моя – святое имя Его» ( Пс.102:1 ). Ибо если не устранить эту тучность, покрывающую твою «внутренность», не сможет она обрести ни ясное духовное восприятие, ни понимание мудрости, а поэтому не в состоянии будет она прославить Господа. Если же ты убрал весь жир с почек и прочих внутренних органов, то, по-настоящему очистившись от всякого порока страсти, заколол жертву «за проступок» и принес «жертву Богу, в благоухание приятное» (ср. Еф.5:2 ). Сказано: «Жертва за проступок принадлежит священнику, который очищает посредством ее» ( Лев.7:5,7 ). Пусть узнают священники Господа, главенствующие в церквях, что эта часть дается им вместе с теми, коих должно им очистить от проступков. Но что значит «очистить от проступка»? Если, убеждая, увещевая, наставляя и просвещая грешника, ты приведешь его к покаянию, отвратишь от заблуждений, избавишь от пороков и он преобразится так, что Бог станет милостив к нему, то о тебе скажут, что ты очистил его от проступка. Поэтому если ты стал таким священником и такими стали твои научение и слово, то часть обращенных дана тебе с теми, кого ты обратил, и их заслуги стали твоей наградой, а их спасение – твоей славой. Разве Апостол не показывает это, когда говорит: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» ( 1Кор.3:14 )? Так пусть уразумеют священники Господа, когда им дается доля, и да будут они внимательны в совершении своего служения. Пусть не втягиваются они в праздную и бессмысленную суету, но знают, что не имеют они иной части с Богом, кроме той, которую приносят «за грех», то есть той, которой они отвращают грешника от пути греха. Следует также отметить, что приносимое «во всесожжение» есть «внутренности», а наружные части Господу не жертвуют. Не приносят Господу кожу, не отдают ее «во всесожжение». Таков был сын Иуды именем Ир, что означает «кожа». «Ир был не угоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» ( Быт.38:7 ); потому ничего подобного не приносят в жертву Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Бог есть Отец наш и все люди – Его чада – еще потому, что Он с отеческою заботливостию и любовию промышляет о людях, как добрых, так и злых. Христос Спаситель, внушая своим последователям быть достойными сынами Отца их небесного, говорит: «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Но особенно Его отеческая любовь и милость простирается на благочестивых: «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). В ветхом завете состоял под особенным покровительством Божиим целый народ, а потому как сам Бог называл этот народ своим сыном, так и народ называл Его своим Отцем. Так Моисей получил от Бога повеление сказать Фараону от лица Божия: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ). Пророк Исаия от лица своих соотечественников молился Богу: «Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть» ( Ис.63:16 ). Но главным образом Бог есть Отец наш и мы – Его чада по благодати искупления. Бог никогда не оставлял человека своею милостию, но в преимущественном свете открылась Его отеческая любовь к нам в спасении нас от вечной погибели Единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Нас ради человек и нашего ради спасения Он благоволил принять на Себя все вины наши пред правосудием Божиим и для сего сошел с небес, облекся в наше человеческое естество, и в нем пострадал и умер за нас на кресте. Своим воплощением, страданиями и смертию Он примирил грешного человека с Богом, и тем, которые были по естеству чадами гнева, даровал право называться чадами Божиими по благодати и с сыновним дерзновением взывать к Нему: Авва, Отче! – Как же усвояется это право? Верою в искупительные заслуги Христа и таинственным возрождением. Только верую щим во имя Его дал Он власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). – Под рождением от Бога здесь разумеется таинство крещения, чрез которое человек получает новую духовную жизнь и право быть членом царствия Божия: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин.3:5 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Как конь обуздывается и уздою покоряется хотению всадника, так и мы, христиане, должны покорять плоть духу, и плотское мышление духом умерщвлять, и делать не то, что страстная и похотливая плоть хочет, но то, что дух хочет. Не будьте как конь и мул, у которых нет разума (Пс. 31:9). Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 8:5–8, 12–13; 13:14). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:16–17, 24). «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрования, Христе Боже, и спаси нас». 102. Иди за мною   Бывает, что один другому в различных случаях говорит: «Иди за мною». Христианин! Так Христос Господь всякому от нас говорит: «Иди за Мною». Читай святое Евангелие, и внимай ему, и услышишь сладчайший Его голос сей: «Иди за Мною». Я Создатель твой, ты создание Мое: «Иди за Мною». Я Господь твой, ты раб Мой: «Иди за Мною». Я Царь твой, ты подданный Мой: «Иди за Мною». Я Бог твой, в подобострастную тебе плоть облекшийся: «Иди за Мною». Я в мир ради тебя пришел: «иди за Мною», Который к тебе и ради тебя пришел. Я, Невидимый, на земле явился ради тебя и всех: «Иди за Мною». Я, неприступный Херувимам и Серафимам, стал доступен грешникам и тебе: «Иди за Мною». Я, Царь Небесный, на земле пожил ради тебя: «Иди за Мною». Я, Всесильный и Всемогущий, немощным стал ради тебя: «Иди за Мною». Я, богатый, тебя ради обнищал, да обогатишься ты нищетою Моею (2 Кор. 8:9): «Иди за Мною».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И теперь мы молимся во время Божественной Литургии: И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш , Иже еси на небесех… Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь , и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. ( 1Ин.4:7–10, 16 )…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:5 ) Будучи этой Любовью , наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. ( Пс.102 ) …Творца небу и земли… В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить  – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустог о: «приводить из небытия в бытие». Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2Петр 3:8 ), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… ( Быт.1:11, 20, 24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Апостол Павел в первой главе Послания к Римлянам более всего настаивает на греховности человечества, всецело находящегося под судом и гневом Божьим. Не следует смягчать смысл этого правосудия. Закон дает человеку знание о грехе, но одно лишь соблюдение Закона не дает ему оправдания. Таким образом, суд Божий беспощаден: «Все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим.3:23 ). Но в этой безысходности вдруг звучит новое слово о благодати Божьей во Христе Иисусе: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... через веру во Иисуса Христа, во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:21–24 ). Божий замысел есть замысел милосердия, так как Бог «не до конца гневается и не во век негодует» ( Пс.102:9 ). Он «долготерпелив и многомилостлив» ( Исх.34:6 ). «На малое время Я оставил тебя, но с великой милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя» ( Ис.54:7–8 ). Все пророчества Ветхого Завета, вплоть до явления самого великого из пророков – Иоанна Предтечи говорят о глубоком потрясении Израиля Словом Божьим, в котором открывается Народу не только гнев и наказание грешников, но и, главным образом, прошение и милосердие Творца: «Пойди, народ Мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Мой» ( Ис.26:20 ). В Павловых посланиях, и особенно в Послании к Римлянам, мы видим продолжение традиции библейского пророчества: от Моисея до Иоанна Предтечи. Но новая весть, провозглашенная апостолом Павлом, состоит в том, что не Закон, а Иисус Христос освобождает нас от «грядущего гнева» (ср. Мф.3:7 ), «ибо не Знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор.5:21 ), «сделавшись за нас клятвою... чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал.3:13 ). Ценою крови возлюбленного Сына открывается и дается людям Божественное Отцовство, которое нас спасает и делает сонаследниками Иисуса Христа. «Итак, оправдавшись верою мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен. Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19 . Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу. Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5 ; Мих. 7:12 ; Зах. 14:16 ). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов. Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12 ). Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4 .   Псалом 102 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор. 8:14 ), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010