50), но и другого действия; они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах ( Иер. 10:5 ). Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их ( Пс.134:16,17 ). И то, что предполагалось этими символами, те силы или духи, которые, по мнению язычников, действовали в идолах или через идолов, также пустота и ничтожество. Эти предполагаемые духи не только лишены божественного достоинства, но, как вымысел, не существуют в действительности. Все уставы народов, говорил пророк Иеремия, укоряя евреев за страх, какой они питали к небесным знамениям, пустота, совершенная пустота, дело заблуждения (10:3,15). Суетные, т. е. измышленные языческие боги ничего не могут сделать (14:22). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18:26 ), ни вредить, ни приносить пользу; все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24,29; 44:9,10 . Авв. 2:18 . 1Цар. 12:21 ); а культ их – одни глупости ( Ион. 2:9 ; Иер. 10:15; 51:18 ). Еврейские термины, какими обозначаются в Библии существо и значение языческих богов, выражают именно понятие ничтожества или призрачности, обмана чувств. Эти термины: , противополагавшиеся, как уже говорили мы, слову Элогим 101 , и , которое собственно значит: пустота, облако (исчезающее), призрак 102 . Таков господствующий взгляд Ветхого Завета на языческих богов. Если иногда эти боги представляются существами действительными, живыми ( Исх.15:11 ; Пс.105:37; 94:3; 95:4 ), то это олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 103 . В одной из священных еврейских книг, не признанной, впрочем, канонической, именно в книге Премудрости Соломона, известной только на греческом языке, подробнее описываются и виды идолопоклонства и причины его происхождения. Писатель, знакомый с языческими доктринами не соседних только народов, но и египтян и греков, различает, по–видимому, более утонченные формы языческого культа от более грубых – обожание величественных сил и явлений природы от обоготворения произведений человеческого искусства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

5. Потом, желая показать, что промышление Божие не ограничивалось одними иудеями, он упоминает и о прозелитах, обращавшихся из язычников, выражая, что Бог простирал помощь и благословение Свое на всех. « Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, благословил боящихся Господа, малых и великих » (ст. 20, 21). Что значит: « благословил »? т. е. даровал бесчисленные блага. И человек благословляет Бога, как, например, говорится: « благослови, душа моя, Господа » (Пс. 102:1); но благословляя Бога, он сам приобретает пользу, получая себе просвещение, а не доставляя что–нибудь Ему; а Бог благословляя доставляет нам просвещение, Сам же от нас ничего не получает. Бог есть существо, ни в чем не имеющее нужды. Следовательно, и в том и в другом случае мы получаем пользу. Как же он благословил иудеев? Он дал им хлеб с неба, произвел воду из камня, охранял входы и исходы их, умножал стада их, назвал их народом избранным, царским священством, дал закон, посылал пророков. Возвещая тоже и в другом месте, пророк говорит: « не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им » (Пс. 147:9). И другой пророк говорит: « есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь? » (Втор. 4:7) « Малых и великих ». Ни одно поколение, говорит, не было лишено благословения, но на всех распространялось оно. « Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! » (ст. 22). Видишь ли другой вид благословения — умножение рода? Поэтому другой пророк, представляя противоположное следствие в виде наказания, говорит: « мы умалены, Господи, паче всех народов » (Дан. 3:37)  . Это благословение они получали в Египте, хотя было бесчисленное множество препятствий, труды, притеснения, жестокость приставников; но слова Божия ничто не остановило, и благословение Его действовало так, что в двести лет они умножились до шести сот тысяч. Тогда в этом заключалось благословение, а теперь, в новом завете, — в другом, гораздо лучшем. Потому Павел говорит: « благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах »; и еще: « тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви » (Еф. 1:3; 3:20, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

93. Вот такова благая часть, приобрети ее, сын мой. И не делай никакого дела без Бога. Будь подобен Марии в деле ее. 94. Если же не можешь стать Марией, последуй деланию Марфы (см. Лк 10:40), имея попечение о вещах божественных, служа святым. 95. Стань делателем такого делания, в каком устоишь до конца. Возложи руки свои на плуг и не озирайся вспять (см. Лк 9:62), но устремись вперед, восклицая и повторяя: " Не дам сна очам моим, ни веждам моим дремания, ни покой вискам моим, пока не найду места для Господа и жилище для Бога Иаковля " (см. Пс 131:4-5). 96. Ибо человек, ищущий Бога, не останавливается, пока Бог не услышит его, как написано " сей нищий воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей избавил его " (см. Пс 33:7). 97. Вот видишь, если человек обнищает ради Бога, то Бог вскорости услышит его. 98. Разве ты не слыхал, что Царствие Небесное подобно человеку купцу, который ищет прекрасных жемчужин и, найдя одну драгоценную, идет, продает все, что имеет, и покупает ее (см. Мф 13:45-46). 99. Если кто скажет, что не имеет что продать, то Он ответит тебе: " Пойди, откажись от желаний злого сердца твоего, чтобы купить себе драгоценный камень, то есть Духа Божия. Отвергнись желаний твоих и страстей, дабы смог ты купить себе Христа, корень всяких благ, как написано: " С любящими меня разделю власть и сокровища их наполню благами " (ср. Притч 8:21) и еще: " Лучше получить меня, чем золото и драгоценный камень, и рожденное мною лучше отборного серебра " (ср. Притч 8:19). Приобрети себе разум, написано ведь, " я разум, у меня сила " (Притч 8:14). И еще: " Кто ведет дело разумно, тот найдет благо " (Притч 16:20). 100. Итак, стяжи разум и не будь неразумен, потому что все оборачивается против человека неразумного Человек разумный получает пользу от добра и зла, потому что зла он не творит, а находит благо в делах своих 101. И разумный вытаскивает невод на берег и отбирает хорошую рыбу для сосудов своих, а протухшую выбрасывает (см. Мф 13:48). 102. Будь разумен в добром и непричастным злу. Ведь бывают люди умные в злом и непричастные добру. Кто они такие, умные в злом? - Это те, кто видит добро, но оставляет его и избирает зло, нося его при себе. Все, что видишь глазами своими, обращай во благо и будешь непричастен злу, и Бог мира скоро поразит сатану под ноги твои. Ведь ум человека с юности прилежит злу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

В псалме 36-м ст. 11 и 22 и 29 читаем: «кроткие наследуют землю»; «благословенные Господом наследуют землю»; «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек». Что значат эти выражения, как не пророческое предведение царствия Божия на земле? «Меня сохранишь в целости и поставишь пред лицом Твоим навеки», говорить еще псалом 40, ст. 13. И выражение псалма 48, ст. 16. «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» – конечно есть светлый проблеск идеи бессмертия в душе человеческой, осененной благодатью. Но затем, в том же псалме, опять облако набегает на нее, когда начертатель псалма (не Давид, а один из сынов Кореевых) говорит о человеке в ст. 20: «но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Мы не раз говорили и повторяем, – есть в псалмах (как во всех ветхозаветных книгах) слова и выражения, которые имеют значение простое, человеческое, – но Дух Божий освещает эти выражения высшим светом и значением. Таковы напр. постоянно встречающиеся выражения: «Вечно буду славить Тебя, Боже» 401 , «Я уповаю на милость Божию во веки веков» (пс. 51, 10), или пс. 72-й, ст. 23–24: «Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу». Начертатель этого последнего псалма не Давид, а Асаф, стало быть нельзя толковать слова этого псалма в смысле возврата царской славы; очевидно, что ожидаемая слава имеет более таинственное значение, хотя может быть не совершенно ясное уму начертателя, но душе которого открывалась тайна Божия. И в псалме 102 в ст. 2, 3, 5, 17 – едва ли можно отрицать мысль о вечности души человека в словах Давидова псалма: «Господь прощает все беззакония твои; исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою ... Обновляется подобно орлу юность твоя... Милость же Господня от века и до века к боящимся Его». Точно тоже можно сказать о псалме 113, ст. 25 – 26 402 . «Не мертвые восхвалят Господа, но мы, живые (вставка Семидесяти), будем благословлять Господа отныне и во век. Аллилуия!» Вставка Семидесяти свидетельствует, что так понимало предание этот псалом; есть при этом много оснований думать, что слово живые означает здесь не тех людей, которые жили во время начертания псалма, или перевода его на греческий язык, а означало верование, что все поколения будут участвовать в славословии Господа, или говоря словами Евангелия: «У Бога все живы» ( Лук. ХХ, 38 ). Мы не знаем, как можно понимать иначе, как в смысле ожидания бессмертия, слова псалмов: 117-го, ст. 18–20: «вот врата Господа; праведные войдут в них»; или 118-го, ст. 144: «Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить»; или того же псалма ст. 149: «по суду Твоему оживи меня», и те же слова, повторенные в ст. 156 и в ст. 159 с изменением: «по милости Твоей, Господи, оживи меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается. В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 12): «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить», то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией. Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон (Рим. 2, 14-15): «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли»… Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом. Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. Во Втор. 32, 35, Бог говорит: «У Меня отмщение и воздаяние». В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который «воздаст каждому по делам его». В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию. Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: «Животвори меня правдою Твоею». А в Пс. 102, 18 говорится, что «правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его». Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет человеку вести праведную жизнь. В Новом Завете под правдой Божией (прежде всего у апостола Павла), понимается божественная милость, благодать, спасение, подаваемые всем, уверовавшим во Христа. Епископ Кассиан Безобразов пишет:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   Солнце не перестает никогда своего движения, но всегда от востока к западу идет и свет и теплоту свою на поднебесную испускает. Так и Бог никогда не прекращает благотворения и всегда благотворит нам — таково Его естество. Бог существенно благ, так что «никто не благ, ...только один Бог» (Мф.19:17), по свидетельству Спасителя, и потому не может не благотворить.    Солнце сияет и теплоту свою испускает и на злых, и на добрых. Так и Солнце вечное, Бог, и добрым, и злым, благочестивым и нечестивым благотворит. «Благослови, душа моя, Господа» (Пс.102:1). Будем подражать и мы в этом деле Создателю нашему и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увещеванию апостола: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).    Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается. «О человек! ...Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:3—4) Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием, во спасение твое!    Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его отображается. Так и Бог, вечное Солнце, в тихой, непорочной и чистой душе показывается и образ Свой в ней изображает. «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увещевает нас апостол (2 Кор.7:1). Пусть и в нас вселится Бог, вечное Солнце, и образ Его святой в нас изобразится.    Солнечного света не вмещают дебелые и густые вещи: земля, стены каменные и деревянные, и прочее. А стекло, чистая вода, хрусталь и прочее, напротив, вмещают. Так и ум, грехами и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божиего просвещения. Подобное в подобное вмещается. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Покайся, и очисти душу твою покаянием и слезами, и отгони облако суетных помышлений твоих — и тогда просветит тебя Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не сказал, неполезно, или неприлично, но: «невозможно», так что привел их в отчаяние относительно надежды на второе крещение. и вкусивших дара небесного, То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога. и соделавшихся причастниками Духа Святаго, После оставления грехов следует причастие Святого Духа: ибо Он не обитает в теле, обремененном грехами. Сообщался же Дух Святый чрез возложение рук, как и выше сказано. Евр.6:5 .  и вкусивших благого глагола Божия Не сказал прямо, что это такое: но, конечно, дает нам понять, что говорит это обо всяком духовном учении. и сил будущего века, Так он называет или силы творить чудеса, или жить подобно ангелам, в том смысле, чтобы не нуждаться ни в чем здешнем, но взирать на будущее, и уже здесь получить невещественный и духовный залог будущей жизни. Евр.6:6 .  и отпадших, опять обновлять покаянием, То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но – обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» ( Пс.102:5 ); действие же покаяния состоит в том, что оно освобождает от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении все было делом благодати. Посему «покаянием», говорит, – именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: «обращение от мертвых дел». И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение. когда они снова распинают в себе Сына Божия Крещение есть крест. «Ветхий наш человек распят с Ним», и «мы соединены с Ним подобием смерти Его». И еще: «мы погреблись с Ним крещением». Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и «смерть уже не имеет над Ним власти» (см. Рим.6:4–9 ). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвертое, и так до бесконечности? Не просто сказал: «снова распинают» и остановился; но еще прибавил: «в себе», чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем все так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Связь греха и болезни прямо указана в Евангелии Сказано: «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны. Другой пример – расслабленный при Овчей купели , которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию». Инфекция, боли телесные, температура… – это проявления болезни. Но причина-то глубже Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом. В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г. – Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?

http://pravoslavie.ru/93358.html

Однако ветшает не всё под солнцем: есть сокровище неветшающее и неоскудевающее – это жизнь сердца во Христе. От недостатка-то этой жизни и ветшает всё прочее на земле, так что сбываются слова Христовы: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет ... ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 6, 5). О таком-то обновлении жизни сердца во Христе и говорили пророки еще издревле, предсказывая времена, когда Господь заключит с людьми Новый Завет, не на скрижалях каменных начертав слова его, а на скрижалях ума и сердца, дав людям сердце новое и Дух новый (Евр. 8: 10; Иер. 31: 31–34; 2 Кор. 3: 3; Иез. 36: 26–27). Поистине не в законах внешних, писанных, не в изменении внешних форм жизни государственной и общественной источник обновления жизни человечества, а в сердце, ищущем общения со Христом; только любовь ко Христу, Источнику бытия и жизни присносущной, делает человека вечно юным. Не тот в полном смысле слова юноша, кто еще немного лет жил на земле, но вне Христа, а кто во Христе сделался вечно юн сердцем: есть ведь юноши и даже дети, как будто давно состарившиеся, взявшие от жизни вне Христа всё, что она могла дать им, и даже прекращающие насильственно нить жизни, как бы обремененные многими годами старцы. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40: 30–31). Обновится яко орля, юность твоя (Пс. 102: 5), – истина этих слов псалмопевца свидетельствуется постоянным опытом жизни святых и всех, искренно любящих и ищущих Господа. И вот, когда взираем мы на жизнь современных христиан в этом отношении, то скорбь объемлет душу. Любовь ко Христу как будто всё более и более охладевает, и рассеяние духовное носящих имя Христово людей всё увеличивается: мало ищущих Христа в храмах, мало видим мы и слышим напоминаний о Нем в домах, мало повторяется имя Его в беседах, и даже, испытав изгибины сердца, нашли бы мы, вероятно, что у многих любовью к удовольствиям мира сего вытесняется нередко любовь ко Христу почти совершенно. Невольно вспоминаются слова Господа, сказанные ученикам Своим: вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16: 32).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/779-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010