Что же представляют собою ангелы? Какова их природа? Какова их жизнь? Слово ангел не русское, а греческое, и по-нашему, по-русски, ангел значит: вестник. А вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. По своей природе ангелы суть бесплотные духи, одаренные разумом и волею гораздо совершеннейшими, нежели какие имеет человек. Их ум гораздо светлее, их познания совершенно обширнее и яснее, чем наши; но и от них многое скрыто. Есть тайны, в которые и ангелы желали бы проникнуть. Один Бог всеведущ. Ангелы бесплотны и безсмертны, а потому не имеют нужды ни в пище, ни в одежде. Ангелы в одно мгновение могут сходить с неба на землю, однако же не могут в одно и то же время быть и здесь, и там. Они могут проходить чрез затворенные двери. По причине этой величайшей их быстроты, ангелов обыкновенно и изображают с крыльями, в которых они, как духи, на самом деле не имеют никакой нужды. Сотворены ангелы раньше мира видимого. Это видно из свидетельства книги Иова. Там сказано: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои. ( Иов.38:7 ). Все ангелы сотворены были святыми и добрыми Но некоторые из них нераскаянно пали во грехах, сделались диаволами и непримиримыми врагами добра, истины и блаженства ( 2Nemp. XI, 4 ; Иуд. 6 ). Святые же ангелы приближением к Богу и созерцанием Его божественного величия утвердились в добре и истине и стали непреклонны ко злу. Они суть неумолкаемые проповедники величия Божия. ( Ис.6:3 ; Откр.4:8 ), вестники воли Божией для людей ( Пс.102:20–21 ; Лк.1:13 ; Лк.1:26–28 ), хранители человеков ( Быт.19:16 ; Мф.18:10 ; Деян.12:15 ) и служители для хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ; Откр.4:3–4 ). Не все бесплотные духи имеют одинаковое достоинство, власть, славу и честь. И на небе, не смотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Ангелы, начальствующие над другими, называются архангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Литургия верных также до некоторой степени выдерживает эту линию. Хотя первая ектения в ней и содержит всего два прошения, но оканчивается она после диаконского возгласа «Премудрость» обычным возгласом «Яко подобает…». После этой ектении сряду произносится вторая ектения, «Паки и паки…» представляющая собой сокращенную великую ектению и состоящая из прошений: «О свышнем мире…» — «О мире всего мира…» — «О святем храме сем…» — «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» — «Заступи, спаси, помилуй…» — «Премудрость». Священник после прочтения тайной молитвы провозглашает: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Если священник служит без диакона, то он говорит только первое прошение — «Паки и паки…» и последнее — «Заступи, спаси, помилуй». Во время этой второй ектении читается священником «молитва верных вторая»: Литургия святого Иоанна Златоуста: «Паки, и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), [ 278 ] очистиши наша душы и телеса от всякия скверны плоти и духа (2 Kop. 7:1), [ 279 ] и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): [ 280 ] даждь им всегда со страхом и любовию служащым Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 2:63) [ 281 ] Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Фесс. 1:5). [ 282 ] » Литургия святого Василия Великого «Боже, посетивый в милости и щедротах (Пс. 102:4) [ 283 ] смирение наше, поставивый нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, пред святою славою Твоею, служити Святому Жертвеннику Твоему: Ты укрепи нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию (Лк. 4:14; [ 284 ] Рим. 15:13; [ 285 ] 2 Кор. 4:1 [ 286 ]), и даждь нам слово во отверзение уст наших (Еф. 6:19), [ 287 ] во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящыя предложитися Дары».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Похвала — 1) ярко выраженное одобрение кого-либо; 2) лестный отзыв; 3) форма благодарности, высказанная в отношении кого-либо; 4) позитивная (иногда — завышенная) оценка собственного достоинства, собственных действий. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Псалмопевец Давид — хвала и благодарение. ( Пс.102:1-5, 19-22; 105:1 ). Не противоречит ли похвала монашескому правилу почитать себя за ничто? Рекомендацию братиям (духовным чадам) почитать себя за ничто давали лучшие подвижники времен расцвета Египетского и Сирийского монашества. Впоследствии это правило утвердилось и вошло в состав многих произведений Православной аскетической письменности. В основе этого правила лежит учение о необходимости стяжания христианского смирения, без которого невозможно духовное совершенствование, богоуподобление, духовное единение с Богом и ближними: «Гордость ненавистна и Господу, и людям и преступна против обоих» ( Сир.10:7 ), «Бог гордым противится» ( Иак.4:6 ). К сожалению, иногда это отеческое правило интерпретируется верующими в такой жёсткой форме, что желающий ему следовать готов осуждать едва ли не каждый свой шаг, каждую мысль и поступок, готов называть себя чуть ли не самым мерзким злодеем и беззаконником. В ряде случаев люди, пребывая в таком расположении духа, негативно относятся и ко всякой похвале, искренне полагая, что она может сбить их столку, настроить на горделивый лад, разрушить внутренний смиренный настрой. В действительности очень часто это бывает связано с ложным пониманием христианского смирения ; см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение ). При таком, неоправданно негативном отношении к собственной личности человек способен дойти до состояния уныния или отчаяния , что в свою очередь являет страшным грехом. Умеренная, вовремя высказанная похвала никогда не оценивалась Церковью как преступление. Сам Христос , когда было необходимо, хвалил учеников. Так, он похвалил апостола Петра, когда тот исповедовал Его Богом : «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/pohvala

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Он отечески внемлет всем нашим молитвам ( Мф.7:911 ), печется о всех наших нуждах, не исключая и худых из нас ( Мф.5:45 ; Деян.17:25 ), снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать (что в Писании называется долготерпением Божиим) ( Рим.2:4 ; 1Пет.3:9 ), уменьшает самые наказания за грехи (милость Божия) ( Рим.11:22 ; Пс.102:10 ), является на помощь бедствующим и нуждающимся (милосердие Божие) ( Лк.1:72, 78 ; 2Кор.1:3 ), дарует людям Свою спасающую благодать без всякой заслуги с их стороны ( Еф.2:5, 8 ; Рим.3:17 ) и вообще ниспосылает им «всяко даяние благо и всяк дар совершен» ( Иак.1:17 ). Самым же высшим проявлением и свидетельством бесконечной благости Божией к нам слово Божие представит совершенное Единородным Сыном Божиим дело нашего искупления: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 ), что апостол Иоанн поясняет так: «О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас и посла Сына Своего очищение о гресех наших» ( 1Ин.4:10 ; ср. Рим.5:68 ). Согласно с учением Откровения и древние учители разъясняли, что Истинный Бог должен быть мыслим вместе и благим, и правосудным, что разделять между собою правду Божию и благость невозможно. Правда Божия, когда она воздает блаженством за добро, является тою же любовью к людям. Но и тогда, когда она «в настоящее время долготерпения Божия» лишает грешника тех или других благ и прямо наказывает за зло, является благою, ибо главная цель земных наказаний Божиих та, чтобы, независимо от их вразумительного для всех других примера, самого грешника побудить к тому, чтобы он не грешил более и совершенно исправился. «Егоже бо любит Господь, наказует», наказывает как любящцй Отец, для блага наказываемого ( Притч.3:1112 ; ср. Евр.12:58 ). «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся» ( Откр.3:19 ; ср. 1Кор.11:32 ). Отсюда и самые наказания Божии отцы Церкви сравнивали с медицинскими пособиями врачей, иногда тяжкими (прижигания, отсечения частей тела), но исходящими во врачах из чувства соболезнования больному и желания помочь ему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Писание при изображении Царства Божия берет свои образы большею частию из жизни семейной. Бог есть «Отец Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ). «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). Он хочет утешать нас, «как утешает кого-либо мать его» ( Ис.66:13 ). Высшее отношение между Богом и человеком, между Богом и Его Церковию, представляется под видом брачного человеческого союза ( Еф.5:23 и дал.). Церковь именуется невестою, женою ( Откр.21:9 ); еще в книге «Песнь Песней» она символизировалась в образе невесты. В устах Самого Иисуса Христа любимейшими являются слова и выражения, взятые из семейного обихода. Он называет Своих учеников «детьми», и особенно дорогих Ему в виду наступающей разлуки ( Ин.13:33 ; Мк.10:24 ). Все ревностные члены Его церкви являются членами как бы Его собственной семьи ( Мф.12:49–50 ). Так важно семейное состояние для Церкви и общества и для каждого человека в отдельности. Но семейство, имеющее такое важное нравственное значение во взаимных отношениях людей, определяет и нравственные отношения их к природе, указывая им на собственность и труд. В сущности, собственность уже предполагается существованием семейства, так как последнее невозможно без первой. А собственность должна быть приобретаема, и именно трудом, о котором уже первому мужу дана была заповедь: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Уже в пределах семьи видно, что собственность имеет не индивидуальную только, но и общественную важность, что она касается не только отдельных членов, но и всего семейства, насколько именно владение отца переходит к детям – наследникам. Без закона наследства не было бы надлежащего мотива для труда как средства обеспечения семейного благосостояния 21 . Что дети суть законные наследники своих родителей, это подтверждается Свящ. Писанием ( Быт.15:3 ; Лк.15:12 ; Гал.4:1 ). Современный социализм, стремящийся уничтожить частную семейную собственность и передать её в руки общества, является в этом отношении непримиримым врагом семьи 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010