Всем известно, что умрем, но когда? Не знаем, так как смерть не разбирает и не назначает времени, не считает, сколько лет прожил человек, не ждет старости, не щадит юности, не обращает внимания на то, приготовил ли себя человек для будущей жизни, или нет, – пожинает всех; она подобна земледельцу, вышедшему с косой на луг, который не смотрит и не отделяет цветов от травы, а косит подряд все, будет ли то трава старая, или едва распустившиеся цветки, и затем все скошенное вместе сушит и собирает в стога, или в устроенные для того помещения; почему и пророк Давид говорит: Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего ( Пс. 102:15-16 ). Из Священного Писания нам известно, что прародители наши – Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были бессмертными: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, читаем мы в книге Бытия, …и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человеке душу живу ( Быт. 1:27,2:7 ). Откуда же и когда явилась смерть? То же Священное Писание поучает, что она есть последствие греха. Грехом смерть вошла в мир ( Рим. 5:12 ), – говорит апостол Павел. Смерть получила свое название от Самого Бога в то время, когда ее еще и не было, так как Господь Бог, заповедуя прародителям нашим Адаму и Еве не вкушать плодов от древа познания добра и зла, сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). Из вышесказанного ясно видно, что смерть есть определенное, по непреложному суду Божию, следствие греха, распространившегося через прародителей на весь род человеческий, так как суд Божий, высказанный прародителям: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3:19 ), относится и к каждому человеку, как потомку первых людей почему и апостол Павел говорит: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Диавол в образе змия, прельщая прародителей, говорил: Не смертию умрете… будете яко бози ( Быт. 3:4-5 ). Они поверили ему, вкусили запрещенного плода, но только не получили божества, а были изгнаны из рая сладости и подпали под казнь смертную, и не только сами, но и их дети, и весь род человеческий. Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие, и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство; почему и пророк Давид говорит: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете» ( Пс. 81:6-7 ). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Солнце не престает никогда от течения своего, но всегда от востока в западу идет, и свет и теплоту свою низпущает на поднебесную: тако Бог никогда не престает от благотворения, но всегда благотворит нам; ибо естество Его таково есть. Бог бо есть существенно благ, так что никтоже есть благ, токмо един Бог, по свидетельству Спасителя ( Мф.19:17 ), и потому не может не благотворити. Солнце сияет, и теплоту свою испущает на злых и добрых: тако Солнце вечное – Бог благотворит и добрым и злым, благочестивым и злочестивым. Благослови, душе моя, Господа ( Пс.102 ). Да подражаем и мы в сем деле Создателю нашему, и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увещанию Апостола: бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная ( Ефес. 5:1 ). Яко солнце Свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и на неправедные ( Мф.5:45 ). Солнце на все вещи равно теплоту низпущает; но иные вещи теплотою его растаевают, как-то воск, и прочая; а иные отвердевают, как-то глина, и прочая: тако Бог равно всем благотворит, и теплоту благости Своея низпосылает; но люди иные благостию Его умягчаются и творят покаяние; иные ожесточаются и погибают, как-то фараон ожесточился и погибл. Что и ныне в мире делается. О человече! или о богатстве благости Ею и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет ( Рим. 2:4 )? Берегись убо, человече, благостию Божиею ожесточиться 19 : но паче подвигнись к покаянию, и долготерпение Божие спасение твое помышляй 20 . Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается: тако Бог-вечное Солнце показуется в тихой, непорочной и чистой душе, и образ Свой в ней изображает. Очистим убо себе, о возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии, увещевает нас Апостол ( 2Кор. 7:1 ); да и в нас вселится Бог-вечное Солнце, и так образ Его святый в нас изобразится. Солнечного света не вмещают дебелые 21 и густые вещи, как то земля, стены каменные и деревянные, и прочая; напротив того, стекло, чистая вода, хрусталь и прочее вмещают: тако ум, грехами и похотьми мира сего помраченный, не может вместить Божия просвещения. Подобное бо в подобное вмещается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

8) В рассуждении благодеяний Его, коими мы ежеденно бываем облагодетельствованы.       Что живём, что не терпим глада, ни хлада, что свободны – сии суть ежедневные благодеяния. A о том уже, что скажу, что Он, в дополнение всего того, даёт нам ясти Пречистую Свою Плоть? Как убо мы – приступать дерзаем приобщаться сей Божественнейшей Пасхи, – имея ум и сердце осквернённое? и притом ведая, что к ядению пасхального агнца в Израиле никто из нечистых приступить не мог? Тако ли воздаём Господеви о всех, яже воздаёт нам! II. Со стороны ближнего должны возбуждаться мы к покаянию: 1). Воображением примеров тех людей, кои покаялись и получили прощение, как-то: Адама, Ноя, Моисея, Аарона, Давида (о коем Августин: „желают безумные падать с Давидом, но восставать не желают» 81 ), разбойника, висевшего на кресте, Манассии, Петра, Павла и прочих ( Пс.102 ). 2) Представлением примеров ожесточённых, нераскаянных и погибших. Таков был Фараон, о коем пишется: и обратившися вода покры колесницы и всадники и всю силу Фараонову – и не оста от них ни един ( Исх.14:28 ). Таков был Корей, Даван и Авирон. Таковы были, живущие в Содоме и Гоморре. Всегда надобно христианину иметь в памяти златые оные Христовы слова: аще не покаетеся, вси такожде погибнете ( Лк.13:5 ). III. Со стороны нас самих должно возбуждать нас к покаянию: 1) Обязательство и условие данное нами Богу в Крещении, когда мы отрицались сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его. Бог чрез Моисея давал наставление Израильтянам, что, ежели они вступят в обещанную им землю Хананею, то не вступали бы в дружбу и завет с жителями той страны, как пишется: да не завещаеши к ним завета, ниже да помилуеши их ( Втор.7:2 ). Мы чрез Крещение вступили в духовную Хананею: не завещаем убо дружбы с пороками, истребим их из сердец наших, да так обязательство в Крещении данное соблюдём. 2) Не малое побуждение к покаянию должно придать нам обручение наше со Христом, которое Он обещал верующим ещё чрез Осию: и обручу тя себе во век; и обручу тя себе в правде и в суде, и в милости, и в щедротах; и обручу тя себе в вере, и увеси Господа ( Ос.2:19–20 ). Ежели Он толчёт в двери сердец наших, восстанем, отверзем ему сердце, якоже невеста: востах аз отверсти брату моему ( Песн.5:5 ). Восстанем с одра пороков, пробудимся от сна нерадения, отверзем двери сердец наших Жениху нашему, Брату нашему Христу Господу, се, сей стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, приницаяй сквозе мрежи ( Песн.2:9 ). Бдит Он; и мы ли будем спать? Ищет нашего покаяния; и мы ли вознерадим? Сия ипостасная премудрость в злохудожную душу не входит ( Прем.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм. 78. Схема Литургии оглашенных Литургия оглашенных заключает в себе следующие части: 1. Начинательные возгласы диакона и священника. 2. Великая ектения. 3. Пс. 1 -й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) или первый антифон. 4. Малая ектения. 5. Второй изобразительный псалом (145) – «Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон. 6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий». 7. Малая ектения. 8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение «Приидите Поклонимся». 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя». 13. Пение «Трисвятого». 14. Пение «прокимна». 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Молитва за Государя Императора. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. 79. Символическое значение Литургии оглашенных Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. – Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа»… выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. – Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. – Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в В. Зав. и в том числе – ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, на предчувствуемое праотцами и пророками. – Праздничные антифоны и гимн: «Единородный Сыне» – напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. – Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в) личность, которой было дано видение. Может ли личность того, кому было дано это видение, т.е. Навуходоносора, указывать на то, что это видение следует применить к предполагаемому 2520-летнему перерыву в правлении царей из династии Давида? Да, действительно Навуходоносор был инструментом в исполнении этого перерыва. Но разве это возможно, чтобы угнетающее владычество Навуходоносора одновременно символизировало владычество Иеговы, выраженное через династию Давида и в то же самое время в течение «семи времён» безумия его полная неспособность царствовать символизировала мировое господство языческих народов? А может быть во время своего семилетнего безумия он играл две роли: (1) его бессилие представляло 2520-летний перерыв в правлении царей из династии Давида, а (2) его животное состояние изображало правление „язычников” на земле? Как видите, параллель между буквальным и предполагаемым большим исполнением выглядит сильно мутно и натянуто, и это большее исполнение становится сильно запутанным и сложным. Такое исполнение представлялось бы более вероятным, если бы это видение было дано последнему иудейскому царю, а не Навуходоносору, не правда ли? Разве вместо Навуходоносора царь из царской династии Давида не был бы более естественным образом и представителем той династии, а потеря власти таким царём на «семь времён» разве не была бы более естественным символом потери власти царской линией Давида? Становится очевидным, что личность того, кому было дано видение не является ясным указанием на ещё одно исполнение пророческого видения, кроме того исполнения, которое растолковал сам пророк Даниил. г) тема видения. Нам не придётся теряться в догадках о теме этого видения, потому что тема этого видения раскрыта непосредственно в самом видении, в Дан.4:14 , а именно: «дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми». Разве столь ясно продекларированная тема этого видения указывает на то, что оно нацелено на будущее, на время установления божьего Царства его Христа? Чтоб прийти к такому выводу нужно вычитать в этих словах то, чего на самом деле в них не сказано. Иегова всегда был верховным правителем над человечеством, хотя не всегда его верховенство признавалось каждым. Но Давид понимал это, когда говорил: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» ( Пс.102 (103):19).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Приношение израильтян для скинии. Миниатюра из Псалтири Елизаветы Тюрингской. XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVII. Fol. 120v) (Исх 32-34) - это описание падения, за к-рым следуют отвержение народа Богом, покаяние и восстановление завета. Во время пребывания Моисея 40 дней на горе народ израильский, опасаясь, что их предводитель больше не вернется, упросил Аарона изготовить им бога, к-рый бы, по его словам, «шел перед нами» (т. е. повел бы израильтян за собой - Исх 32. 1). Аарон отлил статую тельца (или быка, традиционно служившего на Востоке символом муж. силы), переплавив принесенные народом золотые серьги, и учредил затем праздник Господу, образом Которого (или Его присутствия) отныне должен являться золотой телец. Тем самым израильтяне нарушили предписание 2-й заповеди (20. 4, 23). В гневе Бог повелевает Моисею спуститься с горы, обещая уничтожить «жестоковыйный» народ (32. 7-10), но ходатайство Моисея отводит Божий гнев от народа. Сойдя с горы и увидев ритуальное пиршество, Моисей в гневе разбивает скрижали завета, что означает расторжение завета, и, превратив тельца в прах и смешав его с водой, заставляет народ выпить этот раствор, что, возможно, является ритуальным актом, подчеркивающим разрушение идола ( Durham. 1987. P. 430). Моисей поручает собранию левитов предать отступников смерти: они убили 3 тыс. чел. и тем самым оказались достойны стать священниками Господа (Исх 32. 29). Моисей стремится вымолить прощение за преступление Израиля, в ответ Господь посылает Своего Ангела, к-рый будет возглавлять шествие народа по пустыне (32. 34; 33. 1-3). В знак отчуждения народа от Бога за его преступление Моисей установил вне стана шатер, к-рый стал местом встречи с Богом, ее видимым образом был спускавшийся ко входу в шатер облачный столп (33. 7-11). Моисей просит Господа явить ему знак прощения и благоволения, в ответ Господь обещает, что проведет Свою славу и провозгласит Свое имя пред ним (33. 19); Моисей будет стоять в расщелине скалы и увидит Господа, но только «сзади», т. о., что Его Лик будет сокрыт (33. 22-23). В новом откровении Господь Сам провозглашает Свои атрибуты, или свойства, в виде 8 эпитетов (34. 6-7), к-рые вошли впосл. в тексты, посвященные восхвалению Его деяний (см., напр.: Иоил 2. 13; Иона 4. 2; Наум 1. 3; Пс 85. 15; 102. 8; 144. 8; Неем 9. 17).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Мы встречаем в ветхозаветных текстах обычное профанное значение слова: им обозначается служение Елисея Илии (3 Цар. 19, 21), колено Левиино должно служить Аарону (Числ. 18, 2) и т. д. Однако история Израиля - это священная история, и поэтому эти и все подобные служения осуществляются на благо народа Божия, обретая тем самым религиозную окраску. Интересная деталь: тяжелый рабский труд израильтян в Египте, т. е. работа на египетское общество, ни разу не называется «литургией» (Исх. 1, 14; 2, 23), хотя это было бы совершенно логично с точки зрения тогдашнего словоупотребления. Очевидно, этот труд служит благу не Израиля, а «чуждого» богопротивного общества. Характерно, что именно греческий текст Ветхого Завета сохраняет и древнее благородное слово «лаос» для обозначения народа Завета. Хотя в повседневном словоупотреблении той эпохи понятие «народ» передавалась чаще всего термином «демос» (входящим, к примеру, в состав хорошо знакомого нам слова «демократия»), Священное Писание никогда не использует его для передачи выражения «народ Божий». Однако чаще всего λειτουργεν-λειτουργα относится к служению Яхве, которое совершали священники и левиты в скинии Завета. Именно поэтому оно встречается прежде всего в тех книгах, которые описывают культ Израиля: Исход, Чисел, Паралипоменон. Описывая культ богоизбранного народа, оно входит в состав выражений «служить (букв. «совершать литургию») в скинии», «служить перед лицом Божиим» и т. д. Конечно, ветхозаветное священство в корне отличалось от языческого: священники и левиты избраны не людьми, но Самим Богом. Именно Он поставляет их на служение и выдвигает им определенные требования в отношении телесных и духовных качеств. Он дает им детальные предписания о совершении культа и делает священников посредниками между Богом и Израилем. «Служите (совершайте литургию) теперь Господу, Богу нашему, и народу Его Израилю» (2 Пар. 35, 3) - это двойное служение Богу и Его народу выражает полноту понимания ветхозаветного культа. Тем самым «литургия» обретает в Ветхом Завете свое основное значение - «служение Богу», «Бого-служение». Оно - не просто земное дело, но имеет и космическое измерение, поскольку «литургами Бога» называются Ангелы, которые хвалят Его и исполняют Его волю (Пс. 102, 21; 103, 4).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

что царь может охранять засеянные поля от опустошения и границы н от передвижения» (Цёклер, s. 102), Так как хлебопашество было главным средством пропитания провинций, а оно могло успешно идти только под защитою и покровительствам царя вообще у древних народов цари поставлялись в самое близкое отношение к земледелию); то и употреблено здесь «поле, пашня» вм. или «страна, область», как поэтический синоним последнего (ср. Быт.14:7 ; Руфь1:6 ). – здесь значит тоже, что (ср. гл. 9:1: и деяния их»), в каком значении часто встречается в позднейший период еврейского языка (напр. Ездр.4:19 ; Дан.3:1, 15 ). Поэтому значит здесь тоже, что «сделать, поставить кого-нибудь царем». – В следующих 9 – 11 ст. изображается суетность богатства, которое не может удовлетворить человека, а след. – и доставить ему истинное счастье. Связь этих стихов с предыдущими показана у Гитцига. «Стихи эти», говорить он «Тесно связываются с ст. 7 и, 8...»; в них Екклесиаст утешает бедных, или тех, которые изображены такими в ст. 7. «Друг серебра», ст. 9, – это тот, который из за корысти притесняет бедных (ст. 7)» (s. 162). Екклесиаст порицает здесь, то грубое своекорыстие, которое, ради возможно большего скопления богатств, не боится суда и правды, не страшится жестоких угнетений и невинных страданий, (ст. 7). Таков своекорыстный человек – язычник, который не щадит подпавшего под власть его израиля для собственного обогащения (ср. Иак.5:1–6; 1–13 ). – Екклесиаст утешает свой народ тем, что «любящий серебро не насытится серебром», ст. 9. Хотя беззаконникам, стремящимся обогатиться на счет чужого добра (ст. 7), часто завидуют (пс. 17:1; 73:2 и д.); но они не достойны зависти, если до времени и свободны от праведного суда за свою злобу, но за то они носят в себе внутреннее проклятие и мучение, которое состоит в, том, что жадный к богатству человек никогда не может утолить свою жажду, и таким образом остается всегда неудовлетворенным и несчастливым. Иероним приводить здесь изречение из Горация; semper avarus egem.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Псалом 102 Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью. Псалом 142 Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8 ), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10 ). Псалтирь как требник Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому Афонским старцем Паисием Святогорцем Пс. 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод. Пс. 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы. Пс. 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих. Пс. 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных. Пс. 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем. Пс. 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием. Пс. 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев. Пс. 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми. Пс. 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем. Пс. 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга). Пс. 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних. Пс. 12. Страдающим болезнями печени. Пс. 13. От беса (читать трижды в день три дня). Пс. 14. Да обратятся воры или разбойники и вернутся восвояси и да покаются. Пс. 15. Да найдется потерянный ключ. Пс. 16. При тяжких несправедливых обвинениях (читать три дня подряд, трижды в день). Пс. 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой. Пс. 18. Да разродится роженица. Пс. 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись. Пс. 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным. Пс. 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба. Пс. 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей. Пс. 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян. Пс. 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют покой и жалуются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.102:16. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.     «Духом» называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает — тело умирает и разлагается, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это — другого, «потому что дух проходит через него, и потом уже — нет его» — как перевел этот стих иной (Златоуст, Феодорит). Пс.102:17. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его: Пс.102:18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.    Божественное человеколюбие даже до отдаленных потомков сохраняет воздаяние «правды» и «милости», заслуженное предками. По заслугам только патриархов удостоил Господь Своего избрания и особенного попечения происшедший от них еврейский народ, что и показал через Моисея, говоря: «не рцы: правд ради моих (избра мя) Господь: яко людие жестоковыйнии есте: (но за еже любити отцы ваши)» (Втор. 9:4—6). Так и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следовало в его роде. Наследует же обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их (Златоуст, Феодорит). Пс.102:19. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.    Сказано же: «всеми обладает», а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А поэтому, и Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными (Афанасий). Пс.102:20. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.    Поскольку природа человеческая слабая к достойному прославлению Бога, поэтому Давид призывает святых «ангелов», сильных «крепостию» и имеющих жизнь свободную от страстей — достойно воспеть Благодетеля. Но хотя и безсильна по достоинству душа, однако, насколько возможно, прославляет Творца (Златоуст, Феодорит, Григорий Богослов). Пс.102:21. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.    Все небесные чины Пророк назвал «ангелами» и «силами». Поскольку есть и противные силы, то весьма прилично присовокупил Давид: «слуги Его». Кто посвящает себя на прославление Бога, тот получит ангельское достоинство и будет предстоять вместе с ними Богу. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаковое и достоинство (Златоуст, Афанасий, Евсевий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010