О, преданные мирской печали, земным попечениям! Приидите в познание Божией правды, послушайте вы слов Господних, которые научат вас иной печали, иному страху, а не тому, который вас тяготит ныне и погубляет навеки, – страху Господню научат, который освободит ваши души от всякого земного страха и подаст вам радость бесконечной жизни. Страх Господень, – сказано, – возвеселит душу и даст ей радость и долгоденствие ( Сир.1:12 ). Кто научится страху Господню, тот не убоится никаких временных бед, ни бедности, ни бесчестия в мире сем, ни самой смерти. Не убоишися, – сказано, – ужасов в ночи, ни стрелы, летящей днем ( Пс.90:5 ). Ничего не боится тот, кого Всевышний ограждает своим страхом. Страх Божий сильнее всякого другого страха; он изгоняет из сердца, в которое вселится, всякий естественный страх. Богобоящийся даже и бесов не боится, этих страшилищ духовных, от которых, по словам Серафима Саровского , грешный человек может сойти с ума. Напротив же, кто не научился страху Господню, тот боится всего, кроме Бога, боится и лишения временных благ, боится и унизительного для него слова. Таким людям учиться бы надобно страху Господню, если желают сподобиться милости Божией. Ибо Господь утверждает милость свою только на боящихся Его ( Пс.102:11 ), как сказано. Как же – вы скажете, – мы видим, пользуются милостью Божьею и такие люди, которые забыли и думать о Боге, как упоминаемый в Евангелии судья, который говорил: Бога не боюсь и людей не стыжусь ( Лк.18:4 )? Это сыны века сего, коих удел есть здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ); они только в сей жизни пользуются долготерпением Божиим и потом лишаются уже всего навеки. О людях сих Господь сказал: мир возрадуется ( Ин.16:20 ); но не такою радостью, которая происходит от временных благ. Господь утверждает на боящихся Его (Ср.102:11): ах, нет! Он часто сию отъемлет от возлюбленных своих: восплачете и возрыдаете ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам своим, оставляя их в мире сем. Есть еще иная милость Господня, которая пребывает от века и до века на боящихся Его ( Пс.102:17 ). Вот сию-то беспредельную милость и утверждает Господь на людях Своих. О ней говорил Давид: и милость Твоя поженет мя во вся дни живота моего, еже вселитимся в дом Господень в долготу дней ( Пс.22:6 ). В ощущении этой бесконечной милости Ефрем взывал: «кто столько благ, и кто столько милостив, и какой отец любит детей своих, как Владыка наш Христос любит рабов Своих?» И Писание говорит: как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Желания боящихся Его Он исполняет, взывания их слышит и спасает их ( Пс.102:13; 141:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Тем же ослабленныя руки и ослабленная колена исправите, и всяку радость имейте, т.е. радуйтеся величайшею радостью, егда во искушения впадаете различна: яко многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие Аминь. 2Кор. 6:17-18 Евр. 11:37-38 Евр. 11:13 Лк. 1:80; Лк. 3:23 Пр. Исаак. Слово 36-е Чис. 24:6, 9 Пс. 1:1-2 Пс. 102:1 Пс. 145:1 Пс. 30:21 Пс. 102:1 Флп. 2:7-8 Гал. 5:24 Евр. 12:6 Пр. 3:4 Ин. 15:18-19 Мф. 5:11-12 Слово постническ. Доброт., ч. 4 Слово 35-е Евр. 12:8 Деян. 9:16 Евр. 12:1-2 Евр. 12:11-12; Иак. 1:2; Деян. 14:22  Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении Возлюбленные братия! Неизреченное милосердие Божие поставило меня, недостойного, вашим пастырем; оно сподобило меня посетить вас, соединить с вашими молитвами мои убогие молитвы и, наконец, беседовать с вами. О чем же нам, братия, побеседовать? Побеседуем о нашем спасении. Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И домы наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертью. Душа, одна душа с своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побеседуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости. Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: аще кто Церковь преслуишет, сказал Он, буди тебе якоже язычник и мытарь Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: Безумие бысть тебе, понеже не сохранил ecu заповеди моея, юже заповеда ти Господь Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, яка же послушати гласа Господня? се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Карамзин 4, прим. 102. По переводу Карамзина, «кто что завоюет, тем и будет владеть». Карамзин 6, пр. 102. Болгар.: От где тое дарвото засечено, на татак и пада. То же, что «Где муж, там и жена», юридическая пословица, равносильная правилу: Uxor sequitur jus et conditionem mariti. Res accessoria sequitur suam principalem. Reg j ur. Sen mara, pan Bog wiara. Tous songes sont mensonges. Болгар.: Куви желязото, доде е горещо. Ferrum quando calet, cudere quisque valet. Strike while the iron is hot. См. пр. 83, пс. В-607. ПАМИД. кумоням. Das Ei will klüger sein, als die Henne. Дурная примета у народа, если курица поет петухом, тогда ей на пороге избы отрубают голову, чтобы зло пало на ее голову . La poule ne doit pas chanter devant le coq. Пословица историческая, относится к концу XIV века, когда принесенная в Москву чудотворная икона Владимирской Богородицы спасла столицу от нашествия Тамерлана, между тем как Витовт взял и ограбил Смоленск. Иначе: не пристанет. «Имеют свое действие (пишет Феофан Прокопович) простые оные пословицы: Жить как набежит и Ладно живет и не ладно живет ». Болгар.: Сас тамян диавола не можеш да пропадиш. ПАМИД. а лихое и одну запустит. ПСН. а грубое и одну с нуждой. Нерехот.: а благое и одной не выдает. Чермнорусск.: Доброе теля две коровы ссе. Болгар.: Кротко агне от две майки сучи. Болгар.: С чужды ръце да держи горещо желязо. Охота, собаки; игрою называется и травля и борьба. Fortunam facilius reperias, quam retinaes. P. Syr us. «Кто упадет, лежащих никого не били бы». Указ о кулачных боях, 1726, июня 4. Малорос: Лежачего не бьют. Брянск.: а счастье его. По Переяславской дороге. Также: Кабы на крапиву не мороз, через тын бы перерос. Кабы на горох да не мороз, через тын бы перерос. Malum malo medicari. Прит. 21, 8. Κακ κακος. Flagitiorum turpis exitus. Или: Люди в тесноте живут, лихо не в обиде. ПАМИД. Лишнее говоря, сорома доводить. Склока , расстройство, тревога. Также: Лишние сборы, лишние слезы. В превратном смысле употребленный текст псалма 32, 17, где сказано, что ненадежен конь для спасения, нельзя спастись и на коне, сравни Пс. 19, 8.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Но пусть живут они так, – пусть рабствуют не Богу, а противнику Его – дьяволу, под властью которого находится мир, во зле лежащий. Мы будем хотя отныне приучаться тому, чему учит Писание всех рабов Христовых: ни о чем же пецытеся, но всегда в молитве и молении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши о Христе Иисусе ( Фил.4:6, 7 ). Так говорит нам апостол Павел, и его учение есть совершенно такое же учение, как и Христово. Будем же так жить, по учению Иисуса Христа и Его апостолов: и живи будут наши сердца, как сказано у пророка, в век века ( Пс.31:27 ). «Если всегдашнею молитвою, – так сказал Феофилакт Филадельфийский, – отрешишься от земных желаний, то возсозиждется в тебе любовь к Богу». Вот что значит отвращение от земных пожеланий, вот оно что производит! Для того и Господь не велит нам заботиться о земном, чтобы нам не рассеиваться умом, не отвращаться сердцем от Бога, чтобы всегда мы могли быть заняты богомыслием. Если и невозможно нам жить совершенно беззаботно, то Господь потому и говорит: довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:34 ). Потому также и научил Он нас просить небесного Отца: хлеб наш насущный даждь нам днесь. А мы, смотря на такое учение, какое преподано нам от Господа, и судя себя по Его заповедям, не должны ли подумать: ах, как уклонились мы от жизни богоугодной!! Сколь далеко отстоим от совершенства – совершенной покорности Господу нашему, Царю и Богу нашему! Особенно те, которые еще любостяжательны, сребролюбивы, сластолюбивы! Все таковые, можно определительно сказать, не суть боголюбивы, не суть рабы Христовы: но одни из них служат мамоне, для других чрево их служит богом, которому они приносят в жертву все труды свои и способности. Все сии непременно помышляют о земном, и только, больше ни о чем; за то и конец их, как сказано, – погибель ( Фил.3:19 ), одна только мука и притом бесконечная. Ах, как страшно положение таких людей! Впрочем, не говорит ли нам Господь всем вообще: аще не покаетеся, вси погибнете ( Лк.13:3 )? Все мы в муку пойдем, если только не примиримся ныне с Богом, не смиримся пред Ним, не возымеем сердца сокрушенного и смиренного; ибо таких людей не уничижит Господь (Ср. Пс.50:19 ). Только тех, кто ныне верит словам Господним и по вере исполняется страхом, приходит в сетование, плач и слезы, тех обымет милость Господня и спасет их от вечного зла. Ибо так сказано в Писании: милость Господня от века и до века на боящихся Его ( Пс.102:17 ). Признаки же сих людей таковы: боящийся Господа, – так сказано, – не сомневаются в глаголах Его; боящиеся Господа поищут благоволения Его; боящиеся Господа смирят пред Ним души свои ( Сир.2:15–17 ). И потому человек премудр, – сказано еще, – во всем опасен будет, и во днех грехов своих вонмет о согрешении ( Сир.18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Богородицы Одигитрии в Пече (между 1330 и 1337): вокруг медальона с Христом Пантократором (в куполе надпись: «Г(оспод)ь с небес(е) на землю призре слышати вьздыхание окованныхь и раздрешити с(и)ни оумерьщьвление вьзвестити вь Сионе име Г(оспо)дне и хвали его вь Иерусалиме» - Пс 102. 19-21); на зап. стороне - престол под сенью с висящим сосудом для мира, на престоле лежат закрытое Евангелие, копие и свернутый литургический свиток, по краю которого читается слово «Аминь»; от престола 2 процессиями идут по 6 ангелов-диаконов с литургическими предметами, на восточной стороне - престол без сени, на нем лежит прикрытый покровцом Ангец под звездицей, Которому поклоняются архангелы в придворных одеждах; Агнца осеняет херувим с 2 восьмиконечными рипидами (см.: 1991). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Чаще в росписях варьируется уже известный тип «Н. л.» без изображения Христа-Агнца. В росписи кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне (1320-1321) в Великом входе участвуют все чины небесной иерархии - медальон с Христом Пантократором окружен чередующимися серафимами, херувимами, престолами в виде крылатых колес, 4 тетраморфами, а ярусом ниже на склонах - 2 пустых престола под кивориями и симметричные процессии ангелов в диаконских одеждах с кадилами и литургическими предметами в руках (см.: Манастир Хиландар/Приред.: Г. Београд, 1998. С. 221; Покровский. 2001. С. 374. Рис. 126). В ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348) изображен один престол под киворием на вост. стороне, осеняемый 2 серафимами; ангелы (21 фигура) в диаконских и священнических ризах двигаются по кругу от востока на север, запад и юг ( 1995. С. 99-102. Ил. 2, 3). В куполе ц. арх. Михаила в Леснове (1341-1346/48) - также один пустой престол под балдахином на вост. стороне, но симметрично изображены встречные процессии ангелов, а на зап. стороне между ними - 2 херувима-тетраморфа по теофаническому видению прор.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Псалмопевец свидетельствует, что человек создан малым чим умаленным от ангел ( Пс.8:6 ; сн. Евр.1:7 ), а древние отцы церкви нередко называли их, как более всех других созданий отражающих в себе свет совершенств Отца светов ( Иак.1:7 ; ср. Ин.1:5 ), «вторыми светами». 95 В частности, ум ангелов в Писании изображается столько совершенным, что их ведение представляется образцом необычайного ведения, какое сообщается избранным из людей ( 2Цар.14:20 ). Они всегда видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ) и ведение их посему должно представлять во всех отношениях совершеннейшим человеческого. О могуществе и силе воли ангелов ап. Петр учит, что Ангелы превосходя их крепостью и силою, т. е. превосходят все земные начальства и власти ( 2Пет.2:11 ; сн. Пс.102:20 ). Ап. Петр и Павел доказывают величие и силу Иисуса Христа тем, что Ему покорились сами ангелы ( 1Пет.3:22 ; Евр.1:4, 6 ). О силе ангелов свидетельствуют и действия, какие совершаемы были ими в разные времена, как напр., избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских ( Исх.12:23, 4:23 ), избиение также в одну ночь 185 тыс. ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ), поражение иерусалимлян при Давиде ( 2Цар.24:15–17 ). О глубине и силе их чувства свидетельствует Сам Спаситель, когда говорит: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк.15:10 ). Но хотя и высоки духовные совершенства вторых светов, однако их силы ограниченны, как ограниченна их природа вообще. Об ограниченности их ума Писание свидетельствует, когда указывает, что существо Божие ведомо только Духу Божию ( 1Кор.2:11 ), следовательно, не ведомо и для ангелов; что они не знают и не могут сами по себе предсказывать будущего, случайного, знание которого свойственно только Богу ( Ис.44:7 ), не знают вполне великой тайны нашего искупления ( Еф.3:10 ) и доселе стараются проникнуть в оную ( 1Пет.1:12 ), не знают дня и часа второго пришествия Христова ( Мк.13:32 ), даже не распространяется знание их на тайны сердца человеческого ( 3Цар.8:39 ; Иер.17:9 ; 2Пар.6:30 ). Подобная же ограниченность свойственна ангелам и со стороны их воли и чувства. Так, могущество ангелов не простирается до того, чтобы они своею силою могли творить чудеса; только один Бог может творить чудеса ( Пс.71:18 ). Прав. Иов исповедует, что Бог и в Ангелах Своих усматривает недостатки ( Иов.4:18 ), а следовательно, как совершенства воли ангелов, так и движения их чувства не простираются до святости совершенной. § 16. Число ангелов. Небесная иерархия. Семь высших ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) Рождество Христово. Икона. XIX в. (НХГ) В. Н. создано Богом (Быт 2. 1; Пс 32. 6), его единственным Творцом (Неем 9. 6a). Существа и силы, составляющие В. Н., окружают Бога (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18) и служат Ему (Неем 9. 6b), благословляют (Пс 102. 21) и восхваляют Его (Пс 148. 2). Как творение Божие В. Н. не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд 5. 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф 2. 2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16). В песнопениях, посвященных Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал 4. 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр 1. 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф 27. 45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 29-30). Сам Господь предводительствует В. Н. (Ис 40. 26; ср.: Дан 4. 32) и дает ему закон (Ис 45. 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (    , букв.- Господь воинств, подробнее см. ст. Господь Саваоф ). Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие - в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще все «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах. Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.)

http://pravenc.ru/text/155128.html

В отношении к Богу 3. Веруй всем сердцем в единого Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, как верует Православная Церковь. В сей вере заключается Божественная, всепобеждающая сила. Сия есть победа победившая мир, вера наша (1Ин.5:4). 4. Молись с верою. Поелику Бог есть Творец всего, то ничто доброе не делается без Бога, и только то делается с Богом, что делается с молитвою. Вся елика аще вопросите в молитве верующе, приимете (Мф.21:22). 5. Когда дела службы не допускают тебя прийти на молитву в Церковь в узаконенный день и час, призывай имя Бога и Господа нашего Иисуса Христа, где и когда можешь, по слову Давида: Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его; благослови душе моя Господа (Пс.102:22). 6. Люби Бога, как Всеблагого Отца, и страшись прогневать Его злыми делами, как всеведущего и правосудного Судию. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их; лице же Господне на творящие злая, еже потребити от земли память их (Пс.33:16-17). 7. Если ты согрешил, не медли принести покаяние, в надежде прощения ради Спасителя грешных, Иисуса Христа, Сына Божия, Которого Кровь очищает нас от всякаго греха (1Ин.1:7). В отношении к Государю 8. Сохраняй во всех случаях верность к Государю, ибо ты дал Ему клятву в верности пред Богом. И потому если сделаешься неверен Государю, тем самым окажешься неверен пред Богом, и клятва Божия падет на душу твою. 9. Будь доволен положением, какое определено тебе от Государя. Сию заповедь особенно Бог дал воинам чрез Иоанна Крестителя: Довольни будите оброки вашими (Лк.3:14). В отношении к начальникам 10 Повинуйся начальникам из повиновения к Государю, который их поставил: ибо заповедь Божественная говорит: Повинитеся всякому человеку начальству Господа ради; аще царю яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1Пет.2:13-14). В отношении к сослуживцам 11. Живи в братском согласии со всеми, особенно добрыми сослуживцами, и будь готов помогать во всяком труде и нужде. Брат от брата помогаем, яко град тверд (Притч.18:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Стало быть, человек явно и несомненно был сотворен по образу и по подобию Христа — второго Адама 94 . Поэтому к Нему, я имею в виду Христа, Бог привел всех зверей [разных] видов, “чтобы видеть, как Он назовет их” (Быт 2:19) 95 ; и Тот назвал их скотами, овцами, волками, козлятами, лисами, змеями, собаками, голубями, птицами небесными и орлами. Себя же Самого Он назвал “Пастырем добрым, полагающим душу свою за овец” (см. Ин 10:11) 96 . Ему же слава и сила [подобает] во веки веков. Аминь. Перевод с греческого А. Сидорова Окончание. Начало см. 4(18) за 1998 г., 1(19) за 1999 г. 97 Третье Слово, или Слово против монофелитов 98 1. Рассудительные врачи, мудрые и сведующие знатоки [своего дела], желающие обрести [знания], касающиеся исцеления болезней, до изготовления противоядий сначала стремятся узнать те вещества, которые исторгают причины заболеваний. Таким же образом и хотящие основательно и безболезненно истребить и искоренить тлетворные недуги и губительные пагубы ересей прежде всего должны раскрыть, обнажить и подрубить их корни, чтобы потом уже, основательно их изучив, наилучшим образом и исцелять их. “Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их” (Пс 18:4–5). Я имею в виду [гласы и глаголы] боевых ратей персов и ромеев, после чего победный трофей Креста [Господня] был возвращен царем Ираклием, с помощью Божией, в Иерусалим 99 . Властвующий в то время над Ромейским царством скиптроносец Ираклий, свершая свой поход по земле персов и халдеев, в Антиохии 100 встретился с неким Афанасием, называемым патриархом ненавистной иерархии яковитов 101 , который был искусен в речах и отличался присущим сирийцам зловредным коварством. И вступив с ним в беседу относительно веры в две природы Христа, царь обещал, что если [Афанасий] поддастся убеждению и признает святой Халкидонский собор, то [государь] сразу же поставит его патриархом святой кафолической Церкви 102 . Афанасий же, то ли из лицемерия, то ли по каким-либо своим соображениям, сразу признал собор, исповедовав два соединенных естества во Христе.

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010