из Октоиха, по гласу и дню недели), в особых случаях - иные каноны, а именно: в предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения - дву-, трипеснцы и каноны, созданные по образцу канонов Страстной седмицы; на 1-й седмице Великого поста - Великий канон прп. Андрея Критского; в др. седмицы Великого поста - каноны святых из Минеи, чьи службы пришлось отменить в силу празднования триодных памятей; на Страстной седмице - трипеснцы и каноны прп. Андрея Критского, а также канон на плач Богородицы (в Великую пятницу); в период Пятидесятницы, начиная со 2-й седмицы по Пасхе,- три- и четверопеснцы прп. Иосифа Песнописца, совмещаемые с канонами Божией Матери из Богородичника; в случае совпадения памятей мн. святых на повечерие предписывается переносить каноны, к-рые невозможно исполнить на утрене. Тем самым монастырская паннихис утратила свое значение и вышла из практики. Однако она все же сохранилась в богослужебных книгах в форме общего М., а также - в заупокойной версии - в форме панихиды , к-рая, как и общий М., в наст. время считается скорее требой, но к-рая рассматривается Типиконом (гл. 14) в качестве дополнительной службы суточного круга в пятницу вечером (можно также отметить, что панихида начинается с Пс 90 - как и древняя к-польская кафедральная паннихис). Интересную особенность составляют грузинские литургические рукописи XVI-XVII вв., где служба под названием «панихида» является именно требой, но при этом существует 2 различных по содержанию и назначению вида этой требы: «по умершему» (или «избавляющая душу умершего от геенны огненной») и «по живому человеку» ( Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 118-119, 133-136, 162-163, 182, 185-187, 191). Молебные каноны в повседневной молитвенной практике Отмена в Иерусалимском уставе паннихис как самостоятельной службы суточного круга и перенос ее канона на повечерие вовсе не означали снижения роли канона в повседневной молитвенной практике. Напротив, каноны из Канонника (т. е. из книги, о к-рой в Иерусалимском уставе ничего не сказано) стали ключевым элементом этой практики - и в форме келейных правил, и в форме регулярно совершаемых М.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Молитесь и вы, родители, о детях ваших, молитесь и днем и ночью, и дома и в храме, чтобы Господь сохранил ваших детей в добродетели Своей благодатью, чтобы Он даровал им Своего Ангела Хранителя, соблюдающего, спутешествующего и на всякое благое дело наставляющего их. Молитесь о себе и вы, дети, чтобы Господь научил вас оправданиям Своим 58 , чтобы Он стопы ваши направил по словеси Своему, да не возобладает вами всякое беззаконие ( Пс.118:12:133 ). Итак, помните, родители, что школа не исправит ваших детей, если вы испортите их дома дурным воспитанием. Помните и вы, дети и юноши, что доброе семейное воспитание не сохранит вас от увлечения соблазнами к пороку, если вы не решитесь заранее быть твердыми в добрых правилах воспитания, если не свяжете себя обетом служить Христу даже до смерти и не будете нудить себя ко всякому добру. Помните также и родители, и дети, что человек не может достигнуть желаемого одними своими усилиями, если не будет ему споспешествовать в этом благодать Божия. Поэтому к усилиям вашим присоединяйте усердную молитву к Тому, от Кого исходит всякое благо, Кому возможно то, что невозможно для человека. О воспитании детей (для простого народа) Беседа первая Три года детства Пресвятой Девы, протекших в крове родительском, на руках благочестивой матери, святой и праведной Анны, затем около двенадцати лет, проведенных Преблагословенной Отроковицей в Храме Иерусалимском на попечении благочестивых дев, под наблюдением священников Храма, при питании небесной пищей, под охранением Ангельским и благодатным осенением Святого Духа, дают нам в высшей степени поучительный пример того, что воспитание детей должно начинаться в семье, продолжаться и совершаться под руководством Церкви. Итак, приступаем, с помощью Божией, к разъяснению вопроса: как воспитывать детей в семье и в чем должно состоять это воспитание под покровом Церкви. Воспитание детей состоит, конечно, не в том только, чтобы кормить, поить и одевать их, беречь их здоровье и жизнь. Этот долг знают и животные и исполняют его: они кормят своих детенышей и берегут их жизнь, а одевает их сама природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Мф.24:22.   И аще не быша прекратилися дние оны, но бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны . И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, т.е. иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), — одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду. Избранными называет верующих из иудеев, ради которых война скорее была прекращена, чтобы они не погибли вместе с неверующими и чтобы ради них спаслись некоторые из неверующих и никто не мог сказать, что этот бич гнева Божия был поднят по причине уверовавших; равным образом и для того, чтобы оставшиеся в живых, видя, что все верующие спаслись, поняли настоящую причину и убедились в том, что не только не через уверовавших погибли все умершие, но скорее и сами они спаслись только благодаря им. Выражение: «всяка плоть» — взято вместо: «ни одна», — как это ясно из изречения Давида, в котором он говорит: «да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 118:133), т.е. никакое. Это особенность древних писаний. Обрати также внимание на премудрое устранение Духа Божия, открывающееся в том, что Иоанн, живший в то время, когда это случилось, и немалое время даже после разрушения Иерусалима, не записал ничего об этом, чтобы не показалось, что он записал как будто давно предсказанное то, что уже совершилось. Но ясно написали все это те, которые умерли прежде самого исполнения, чтобы пророчество Христа не возбуждало никаких подозрений. Окончив все относительно разрушения Иерусалима, переходит к другому вопросу, — о Втором Своем Пришествии и предсказывает знамения его, какие полезны для христиан. Сократил Бог — скорби и вообще войну. Если бы война продолжилась больше, то все находившиеся в городе погибли бы от голода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Образ меда (см. также выше примеч. 82, с. 715) здесь, скорее всего, подразумевает ведение Бога. Ср. у Ева-грия: Творения аввы Евагрия. С. 133, 304 (примеч. 60). В схожем смысле высказывается и Ориген , толкуя Пс. 118, 103 ; эти строки, по его мнению, описывают «внутреннее расположение святого» ( το γ ου δθεσν), вкушающего сладость [духовную] при приближении к Слову Божиему и от этого преисполняющегося радостью (см.: La chaine palestinienne sur le Psaume 118. T. I. P 354). Что же касается образа молока, то Климент Александрийский понимает слова апостола Павла в 1Кор. 3, 2 (Я пмжал еае жлекож) в смысле насыщения «духовной пищей» ( τροφ πνευματχ), даваемой человеку при «возрождении», то есть после крещения; этим «млеком» напитывает нас Само Слово Божие (Логос), Которым мы искуплены (см.: С/еженз/eляиЫгимз. Protrepticus und Paedagogus. S. 119). Примерно в том же духе понимает образ меда и Ориген , который понимает под «млеком» пищу тех, которые еще суть младенцы во Христе (см.: CroMze» R. Origen. Edinburgh, 1989. P. 128). Следует отметить, что в Древней Церкви существовал обычай, по которому новокрещеным давалось молоко, смешанное с медом. Этот обычай нашел отражение в «Апостольском предании», приписываемом св. Ипполиту Римскому . Согласно данному памятнику, такая смесь (/ас et me» mixta) символизирует вступление новокрещеного в «землю обетованную»; она также есть «плоть Христова» aro CAristi), Которую Он дал нам в пищу, как младенцам (см.: Rippo/yte e. Rome. La tradition apostolique « Ed. par B. Botte//Sources chretiennes. 11 Ais. Paris, 1968. P. 92). Очень возможно, что этот «литургический контекст» определяет до некоторой степени и развитие мысли Иперехия, а поэтому хлеб и вино у него в данной главе также имеют глубокий символический смысл. Впрочем, следует отметить, что сочетание «молоко и мед» в святоотеческой письменности обозначало и вершины богомыслия или созерцания, делающиеся доступными подвижнику путем подвигов и трудов, когда обретается бесстрастие. Так, согласно преп. Григорию Синаиту , «земля обетованная есть бесстрастме, исполненная как медом и млеком – духовным веселием» (см.: А. Л. Из истории юго-славянского монашества XIV столетия//Душеполезное чтение. 1871. Ч. I. С. 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 11. Кн. 1. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Слово 23, О милостыни и страннолюбии, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 12. Кн. 2. 118 Святитель Василий Великий. Беседа 7, К обогащающимся, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 108. 119 Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные слова 2.4, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 2. Кн. 1. 120 Святитель Григорий Богослов. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 121 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.9 122 Там же 1.3.5, 1.3.18. 123 Там же 1.3.17–18. 124 Там же 1.3.34, 42. 125 Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского 18. 126 Святитель Григорий Палама. О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39:. 127 Святитель Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре: 344–345. 128 Святитель Григорий Палама. О Божественной и обоживающей причаствуемости 151. 129 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божиего 49, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 253. 130 См.: Мф.17:2 ; Мк.9:2 . 131 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.10. 132 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.33. 133 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М., 2003. С. 63. 134 Святитель Григорий Палама. Триады 1.1.23, цит. по изд.: Там же, с. 37–38. 135 То есть Иисуса Христа. 136 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Там же, с. 63–64. 137 Пс.89:17 . 138 Святитель Григорий Палама.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

– Послушайте, братия, – сказал преподобный Максим своим спутникам, когда приблизились они к келье Григория, – старец теперь, после молитвенного подвига и трудов, покоится, – успокоимся и мы. И с сими словами, оставив их, погрузился в пустынный лес, прослезился и запел: Исправи, Господи, стопы моя пред Тобою, да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133). Наконец преподобный Григорий и Божественный Максим увиделись. Чтоб присутствие других не могло нарушить покоя их и искренности, Григорий приказал удалиться всем и остался только с преподобным Максимом. Когда они остались наедине, Божественный Григорий, между прочим, спросил святого Максима, занимается ли он умной молитвой. – Прости меня, – отвечал с улыбкой тот, – я человек прельщенный. – Оставь теперь это, – возразил Григорий, – и ради Господа, ради моей собственной пользы, скажи мне о делах твоих: я ищу не празднословия, а славы Божией. Тогда Божественный Максим, убежденный именем Божиим, начал рассказывать ему о своей жизни, о Божественных видениях и с тем вместе – о демонских искушениях. – Я, – говорил он, – имел великую веру к Госпоже моей Богоматери, плакивал пред Нею в моих молитвах, испрашивая благодать умной молитвы, и раз, вошедши по обыкновению в храм Ее, со слезами просил Ее об этом. Приступив для сего к Божественному лику, чтоб облобызать его, я вдруг ощутил теплоту, которая, согревая сердце, приводила в движение все чувства и волновала их сладостным умилением. С тех пор ум и сердце мое постоянно заняты сладкой памятью моего Иисуса и Богоматери и молитва сердечная остается постоянным моим занятием. Но прости меня. – Скажи мне, – продолжал божественный Григорий, – при постоянном действии молитвы Иисусовой в сердце твоем замечал ли ты в себе какое-нибудь Божественное изменение или восторг, или какой-нибудь другой плод молитвы и благодати Святаго Духа? – Чтобы дух молитвы чувственнее и обильнее проявлялся во мне, – отвечал божественный Максим, – я погрузился в пустыню и постоянно искал безмолвия: тогда этот плод молитвы я действительно замечал в Божественном желании и восхищении ума ко Господу.

http://isihazm.ru/1/?id=1822

118 Близок Ты, Господи. Для псалмопевца невидимый Господь ближе видимых врагов (ст. 150). 118:153–160 Эта строфа соответствует букве «реш». Преследуемый невзгодами, псалмопевец славит великую истину слова Божиего. 118 ибо я не забываю закона Твоего. Псалмопевец послушен Господу и Его закону и потому надеется, что Бог благословляет Его. С одной стороны, такая надежда может быть самонадеянной (грех, против которого предупреждает книга Иова), с другой иметь своим основанием веру в Господа. 118 Вступись в дело мое. Это выражение ассоциируется с судопроизводством. Псалмопевец просит Бога стать его защитником перед лицом преследующих его врагов. 118:161–168 Эта строфа соответствует букве «шин». Псалмопевец исповедует свою преданность Господу и Его закону. 118 Князья гонят меня. Т.е. сильные мира сего. безвинно. См. Пс. 37,20 . 118 я люблю их крепко. Повиновение закону для псалмопевца не тяжкая обязанность, а великая радость. 118:169–176 Эта строфа соответствует букве «тав». Псалмопевец молит Господа о том, чтобы Тот вразумил и спас его. 118 вразуми меня. В данном стихе прямо выражена одна из главных тем псалма желание псалмопевца разуметь волю Божию так, чтобы жить в послушании Ему. 118 избавь меня. Этот стих отражает другую важную тему псалма нужду псалмопевца в избавлении. 118 Да живет душа моя. Слово «душа» в Библии часто выступает синонимом слову «жизнь». Очевидно, слова псалмопевца следует понимать так: «Я буду жить». 118 как овца потерянная: взыщи раба Твоего. Псалмопевец взывает к Господу как к Пастырю и молится о спасении ( Пс. 22 ; Ин., гл. 10). Глава 119 Пс. 119 Данный псалом первый из пятнадцати песен восхождения ( Пс. 119–133 ), которые, согласно традиции, пелись паломниками, идущими на поклонение Господу в иерусалимский храм. Пс. 119 звучит от лица благочестивого человека, находящегося вдалеке от храма в окружении язычников (см. ком. к ст. 5). Нападки язычников и побуждают его обратиться к Господу. Заглавие. Песнь восхождения. См. Введение: Характерные особенности и темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

566 «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). 567 «Я посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26:16—18). 568 «Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть, ибо законом познается грех» (Рим. 3:19—20). «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, клеветников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1:9—10). 569 «Все заповеди Твои — истина» (Пс.118:86). 570 «По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое» (Пс.118:32). Поставь для меня законом, Господи, путь уставов Твоих, и я всегда буду хранить его» (Пс.118:33). 571 «Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие» (Пс.118:133). 572 «Светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим» (Пс.118:105). 573 «Откровения Твои — правда вовек, вразуми меня, и жив буду» (Пс.118:144). 574 «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть святость ваша, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести» (1 Фес. 4:24). 575 «Весьма широка заповедь Твоя» (Пс.118:96). 576 «Посему закон свят, и заповедь свята, и праведна, и блага» (Рим.7:12). 577 «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7:14). 578 «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " " (Ин. 9:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

   от дьявола, который держит в осаде всю испорченную природу, все члены и способности человеческие и употребляет их на служение неправде, на вражду против Бога; от испорченности человеческого сердца; плоти, ибо грехи называются плодами плоти; и от мира. Совершение злого деяния влечет за собой всякого рода зло: зло для души, которая производит деяние, так как предает ее вечной смерти; зло для тела, которое оно подвергает болезням, печалям и смерти; зло для других людей, поскольку отсюда происходят упущения обязанностей по отношению к другим, споры, распри, войны и прочие бедствия, которыми наполнен весь мир. Успех злого деяния более и более возрастает по мере того, как мы перестаем покорять нашу волю закону Божию; отсюда возникают все роды зол. Между добрым и злым деянием нет среднего, или такого, которое, как говорят некоторые, было бы ни добрым, ни худым, ибо дух и цель всякого деяния человека — или Божеские, или дьявольские. Даже естественные действия, или действия природы, как по обстоятельствам, которые могут быть для них избраны, так и по той цели, с которой они производятся, уже не средние, разве только, если рассматривать их вне человека, в отвлеченном смысле.     «Все заповеди Твои — истина» (Пс.118:86).     «По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое» (Пс.118:32). Поставь для меня законом, Господи, путь уставов Твоих, и я всегда буду хранить его» (Пс.118:33).     «Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие» (Пс.118:133).     «Светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим» (Пс.118:105).     «Откровения Твои — правда вовек, вразуми меня, и жив буду» (Пс.118:144).     «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть святость ваша, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести» (1 Фес. 4:24).     «Весьма широка заповедь Твоя» (Пс.118:96).     «Посему закон свят, и заповедь свята, и праведна, и блага» (Рим.7:12).     «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.118:132 .   Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. «Призри на мя и помилуй мя по суду любящих имя Твое». Пророк умоляет о том, чтобы сподобиться ему Божия благоволения; но не просто, а как обычно Тебе, говорит он Богу, оказывать милость любящим Тебя. Ибо сие выразил словами: «по суду любящих имя Твое», то есть, умоляю и о мне дать то же что и о них, определение. Пс.118:133 .   Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию. «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие». Ибо когда и мы привносим свое усердие, и Бог подает помощь и направляет наше шествие; тогда владычество греха не имеет места. Пс.118:134 .   Избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои. «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». И владыко Христос тех, кого поносят и на кого клевещут, назвал достойными соревнования и блаженными; однакоже повелел и молиться, чтобы «не внити в напасть». Посему согласна с евангельскими законами и сия молитва Пророка. Пс.118:135 .   Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим. «Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим». Божество безплотно, просто и не сложно. Но божественное писание выражается о Нем телесно и чувственно, соразмеряя слова с естеством человеческим. Поэтому под явлением лица Божия разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ. Пс.118:136 .   Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего. «Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего». И это закон апостольский; ибо сказано: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» ( 1Кор. 12, 26 ). Посему Пророк стремится к евангельскому совершенству, оплакивая беззаконие других. «Исходищами же водными» назвал он множество слез, и говорит: потоками проливал я слезы, смотря на беззакония человеческия. Пс.118:137 .   Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Пс.118:138 .   Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010