Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Полунощное богослужение, кроме начальных молитв, состоит из различных чтений псаломских и церковных песней. Есть три различные Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. За вседневной Полунощницей читается 118 псалом ( Пс.118 ), в котором находится указание на то, что Давид вставал на полночное моление, и потом псалмы Пс.120 и Пс.133 , в которых сообщается, что Господь, сохраняющий нас, не воздремлет, ниже успнет ( Пс.120:3–4 ) и потому все приглашаются прославлять Господа и воздвизать руки Нему в нощех ( Пс.133:2 ). За субботней Полунощницей читаются псалмы, составляющие девятую кафизму: Пс.64–69 . За воскресной Полунощницей бывает канон. Но во всех Полунощницах бывает чтение покаянного псалма Давида – «Помилуй мя Боже» ( Пс.50 ), чтение Символа веры , песни «Се жених грядет в полунощи (последних чтений не бывает только за воскресной полунощницей) и разных утренних молитв ( Василия Великого : «Господи Вседержителю», «Тя благословим вышний Боже» и друг.) и молений за умерших и всех живых, особенно имеющих близкое отношение ко храму и всему православному миру. Таким образом, полунощное Богослужение более всего располагает нас своими чтениями к покаянию (через Пс.50 ), к постоянному хранению Закона Господня, или иначе правой веры в Бога (через Символ веры ) и к духовному бодрствованию в ожидании внезапного пришествия Христова (через разные песни и молитвы утренние, в которых мы просим Господа даровать нам бодренное сердце и трезвенную мысль для спокойного прохождения ночи жизни и чтобы мы оказались готовыми внити в божественный чертог славы Божией). Когда Утреня служится вместе с Вечерней, то Полунощницы не бывает, поэтому Полунощница служится не очень часто в тех храмах, где бывают совершаема Утреня с вечера. За началом в обыкновенной утрени бывает еще особенное, так сказать, предварительное моление за Царя и властей, совершающееся по завещанию Апостола Павла, который убеждал прежде всего творить молитвы за Царя и за власти ( 1Тим.2:1:2 ). Это моление состоит из чтения псалмов Пс.19 и Пс.20 , в которых высказываются разные благожелания Царю и его царству; – из прославлений Святой Троицы (в молитвах: «Святый Боже», – «Пресвятая Троице» и проч.), из тропарей, в которых находятся моления о Царе и отечестве нашем и, наконец, из краткой ектеньи: «Помилуй нас, Боже». Славословием «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Тройце», и потом славословием: «Слава в вышних Богу», начинается собственно утреннее Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Под «младенцами» разумей младенчествующих злобою и простых сердцем, которые безхитростно принимают слово Божие и «не пытают» — почему? Как слышат — так и последуют (Златоуст, Феофан). Пс.118:131.   Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. Это выражение относится ко внутреннему человеку: «уста» , т.е. усердие души «привлекает» благодать «Духа» . Разумение божественных слов не допускает обольщаться удовольствиями или пустою славою (Златоуст, Амвросий, Афанасий). Пс.118:132.   Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Всякий человек, находясь в скорбях и искушениях, постоянно нуждается в «милости» Божией. «Призрение» Божие — это явление божественной благодати «любящим имя» Его святое и молящимся в кротости и смирении сердца, ибо Сам Господь говорит: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2) (Феодорит). Пс.118:133.   Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. «Стопы» , т.е. помыслы верного человека, усердно молящегося, благодать Божия направляет к творению добродетелей. Точнее говоря — Бог Сам начинает, Сам совершает всякое добро и Сам укрепляет Своею благодатиею волю и стремление наше к желанию добра; почему и Павел в удостоверение этого и говорит: «начный дело благо в вас совершит е до дне Иисус Христова» (Флп. 1:6), и еще «Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп. 2:13); и Соломон: «уготовляется хотение от Господа» (Притч. 8:35). И Господь сказал: «без Мене не можете творити нечесоже» (Ин. 15:5) (Феодорит, Евсевий). Пс.118:134.   Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Нет болезни душевной, которая была бы тягостнее «клеветы» , никто не может презирать ее, кроме того, кто взирает подобно Сусанне на Бога, Который один может и от бед избавить, и людей удостоверить, и душу утешить надеждою. Да и Владыка Христос назвал достойными удивления и блаженными тех, которых поносят и злословят: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Мф. 5:11), при том повелевает бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в напасть (см. Мф. 26:41) (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

ПОДРИЗНИК - богослужебное облачение священника и архиерея - род стихаря - длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники - ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии. ПОДРЯСНИК - нижнее облачение духовенства - длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами. ПОКРОВ - матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии. Меньшие по размеру покровы называются покровцами, больший - воздухом. Покрова возникли на Ближнем Востоке, где они предохраняли дары от летающих насекомых. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви 1 октября ст. ст. (14 октября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью. ПОКРОВЕЦ - меньший покров, крестообразный, которым покрывается дискос или потир. ПОЛИЕЛЕИ (греч. многомилостивый) - торжественное песнопение, состоящее из стихов 134-135 пс. Поется в воскресения и праздники во время богослужения утрени. ПОЛУНОЩНИЦА - общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1я часть) благословение, начало обычное, пс. 50, 118 пс., Символ веры, " Отче наш " , пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2я) пс. 129. 133, " Отче наш " , тропари, отпуст, ектения. Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо 118 пс. читается 9ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118 пс., молитвой Троице - вместо Символа веры. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

и тогда сила и значение слов сих ещё более пред вами увеличится. Представьте также, что молитву сию псалмопевец возносит к Богу в ночную пору, или в самое раннее утро – обстоятельство, о котором сам он здесь же упоминает, но которое нами, при изъяснении псалма, как-то ненамеренно пропущено, между тем как оно, по многим отношениям, весьма важно. Ночная пора и раннее утро особенно благоприятны для молитвы: первая – по своей тишине, безмолвию и темноте, устраняя чрез то всякие случаи и поводы к отвлечению внимания и рассеянности, а последнее – по живости, свежести и крепости чувств и сил, чрез ночной сон, после дневного утомления, восстановленных, обновлённых и умноженных, открывая, таким образом, легчайший путь к восхождению духовному до престола благодати. Блаженный Давид, кроме дневных молитв своих, любил молиться Богу во время ночи и рано утром, как сам о себе свидетельствует, говоря: во дни воззвах и в нощи пред Тобою, да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:2–3 ), или: в день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене, и молитва Богу живота моего ( Пс.41:9 ), и ещё: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея ( Пс.118:62 ). Равным образом – об утре: утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:14 ), или: предвариста очи мои ко утру ( Пс.118:48 ) и наконец: заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти ( Пс.5:4 ); да и других к тому же побуждал: в нощех, взывал он, воздежите руки ваша во святая и благословите Господа ( Пс.133:2 ), ибо он хорошо знал и собственным опытом изведал великую пользу от молитв сего рода. Сие благочестивое обыкновение праведного Давида и св. Церковь от времён апостольских переняла и передала нам, учредив для нас, кроме дневных богослужений, ещё утренние и вечерние, полунощные и всенощные богослужения. Впрочем, не один Давид, но и все св. мужи вообще любили ночное время, как свободное от шума и стука дневного, и от забот и попечений житейских, посвящать на молитвенное служение и тем благоугождали Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

1903, 118—119).    He в одном великом, но и в малом, короче, во всей человеческой жизни, с тысячью входов и выходов, слово Божие, по мысли о. Иоанна, служит тем, чем было оно для псалмопевца: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118:105). «Встал с постели, — перекрестись и скажи: «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам» (из утренн. славословия); моешься — говори: «омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50:9); надеваешь белье, — думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: «сердце чисто созижди во мне, Боже»; обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: «дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12); идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лидем Божиим и говори: «стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 118:133)... Подлинно, «благочестие на все полезно»« (1 Тим. 4:8). Параграф II    «Безрукий», замечает в одном месте своего сочинения «О героях» Карлейль, «может ходить, пока еще у него остаются ноги; но без нравственности его рассудок беспомощен; а совершенно имморальный совсем уже не в состоянии ничего знать. Прежде, нежели узнать какой-либо предмет, для этого требуется полюбить его и ему симпатизировать, т. е., находиться к нему в реальном отношении» (Carlyle Thomas, On Heroes, Hero-worship and the Heroic in History, London, 1904, p. 99). Вся жизнь о. Иоанна представляет собою непрерывный подвиг деятельной любви — высшей «богословской» добродетели (1 Кор. 13:18), а это обстоятельство чрезвычайно важно в деле постижения христианской истины.    Олицетворяемая в живом Боге-Спасителе (Иоа. 14, 6), эта истина сама, прежде всего, возлюбила нас от создания мира (1 Иоа. 4, 4. 19). Но мы-то, в ограниченности своей греховной природы, далеко не всегда на эту любовь отвечаем любовью. Очень многие почти совсем не восприимчивы к истине, а наперед должны еще сделаться таковыми, чтобы и последняя, в свою очередь, явилась пред ними в своей бесподобной красоте. А тот, духовное око которого еще не просветлело до созерцания христианской истины, не может ни путем научных доводов, ни каким-либо иным способом постигнуть ее; тем более такой не в состоянии, хотя бы и хотел того, формировать научное основание истины или опытного с ней ознакомления: «ученость глупых — глупость» (Прит. 16:22). Другими словами: твердое христианское убеждение возможно только под условием предшествующего ему религиозного опыта. Один из замечательных древних подвижников эту же мысль выразил следующим афоризмом: «слова божественного писания читай делами» (св. Марк в 5 в., знавший наизусть ветхий и новый завет. См. Добротолюбие в рус. пер. Спб., 1877, т. I, стр. 407, 463).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

a) «Молитва зари»: 1–я часть утрени: шестопсалмие и 8 библейских песен (без 2–й); b) 1–й час: почти как современный. Тропарь «Христе, свете истинный» сопровождает Пс. 5. В конце часа замечательная молитва о Свете души (см. еврейские берахоты А и В: стр. 12); c) 3–й, 6–й, 9–й часы: почти как современные, с особенными молитвами, d) Междучасия 1–го, 3–го, 6–го и 9–го часа: почти как современные; во всех 4–х стихи Пс. 50 с Трисвятым. Тропарь 1–го междучасия: «Помилуй нас, Господи»; тропарь 3–го, 6–го и 9–го междучасия: «Боже отец наших»; e) «Молитва блаженных»: изобразительны почти как современные; f) Вечерня: Трисвятое, «Приидите…», Пс. 103, Слава, Аллилуия, Пс. 140 и т. д., Слава, богородичен, «Свете тихий», тропари, богородичен, тропари на каждый день седмицы, «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево», «Предтече Христов мар Иоанн», Тропарь отцов: Моисея, Аарона, Илии, Елисея., 40 «Господи помилуй», 14 поклонов, «Благослови», «Благословите», окончательная молитва. g) Великое повечерие (не предвидится малое): 1- я часть: шестопсалмие, «С нами Бог.» «Верую», как современный Часослов; молитва, где поминаются многочисленные святые из Библии, а также палестинские мученики и монашествующие, 2- я часть: как современный Часослов, 3- я часть: также, но без канона дня и с разными молитвами. h) Полунощница: Трисвятое, Пс. 118 ежедневно (также по субботам и воскресениям), «Се жених грядет» и другие тропари, Пс. 50. «Верую», «Слава в вышних», молитва Езекии (Ис. 38), «Иже на всякое время», Трисвятое, сугубая ектения, 40 «Господи помилуй», 15 поклонов, молитва ко Христу. Примечание: отсутствуют в конце Полунощницы Пс. 120 и 133 с заупокойными тропарями; в начале утрени нет Пс. 19 и 20 с царскими тропарями. Эти два кратких чина были прибавлены позже, чтобы молиться за ктиторов, мертвых и живых. Общее замечание о трех архаичных Часословах: Они предвидят практику палестинских монахов, где городские службы вечерни и 2–й части утрени не играют теперешней роли или вообще отсутствуют; их заменяют пустынные бдения стражей ночи: 1–й и 4- й, как в Египте, и полунощницы, как в Каппадокии. Вечерня и 2–я часть утрени будут обогащены явлением Октоиха, Триоди и Миней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

R., 1585) нельзя считать изданием к.-л. катены, поскольку он содержит лат. перевод фрагментов греч. авторов вперемешку с выборками из лат. экзегетов (вплоть до Николая Лирского († 1349)) и толкованиями самого Липпомано. Эта компиляция ограничивается Пс 1-10. Кроме катены Барбаро единственным известным изданием катены на Псалтирь до 2-й пол. XX в. являлось издание Кордье ( Corderius. 1643-1646). После каждого псалма оно приводит 3 вида текста: краткий парафраз псалма; комментарий, приписываемый Феодору Ираклийскому (в др. рукописях - Петру Лаодикийскому); вторичную катену на Псалтирь рукописей Monac. gr. 12 и 13, XVI в., дополненную нек-рыми фрагментами из Vindob. Theol. gr. 8, X-XI вв.; Vindob. Theol. gr. 17 и 297, XI в., а также из др. неидентифицированной рукописи (возможно, Vindob. Theol. gr. 294). Примерно половина фрагментов главных рукописей (Monac. gr. 12 и 13) не содержала лемм, Б. Кордье «восполнил» этот недостаток, руководствуясь лишь своими догадками, поэтому пользоваться его изданием следует с большой осторожностью. Арль издала часть «Первой палестинской катены» (на Пс 118), взяв за основу 2 рукописи: Ambros. F 26. sup. и Patm. 215 ( Harl M., ed. 1972). Это издание подверглось критике К. Курти, к-рый показал, что Арль не учла ряд рукописей вторичной традиции, из-за чего текст катены на Пс 118 оказался издан не полностью ( Curti. 1974). В свою очередь Курти предпринял издание еще одной части «Первой палестинской катены» - на Пс 119-133 - с учетом как первичной, так и вторичной традиции ( Curti C., ed. 2003). К. являются единственной формой, в которой сохранились толкования некоторых св. отцов и церковных писателей на Псалтирь (обзор изданий катенарных фрагментов отдельных авторов - Devreesse. 1928. Col. 1119-1139). В большинстве этих изданий отсутствует критика текста. В XX в. были проведены исследования, имевшие целью уточнить состав корпуса катенарных фрагментов на Псалтирь ряда авторов. Так, Мюленберг при составлении каталога К. на Псалтирь осуществил новое издание фрагментов Аполлинария Лаодикийского и Дидима Слепца ( M ü hlenberg.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

После «Бог Господь» или «Аллилуйя» читаются две кафизмы, после каждой из которых произносится малая ектения и «седален» – краткое песнопение, по форме напоминающее тропарь. Слово «кафизма», которым в греческом обиходе обозначаются разделы Псалтири, происходит от глагола   «сидеть»; он указывает на обычай слушать псалмы сидя. Термин «кафизма» употребляется также для тех тропарей, которые следуют за псалмами и которые по-славянски называются «седальнами», что указывает на обычай сидеть также во время исполнения этих тропарей. По окончании кафизм и седальнов на воскресной и праздничной утрени поется полиелей – псалмы 134 и 135. В приходской практике из этих псалмов поется лишь четыре стиха: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа ( Пс. 134:1 ); Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме ( Пс. 134:21 ); Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его ( Пс. 135:1 ); Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его ( Пс. 135:26 ). К каждому стиху добавляется троекратное «Аллилуйя». При начале пения полиелея в храме зажигаются все светильники; отверзаются царские врата, и священнослужители выходят на середину храма с зажженными свечами. На праздничной вечерне сразу за полиелеем следует величание – краткий стих, прославляющий празднуемое событие. На воскресной утрени поются тропари «Ангельский собор удивися». Во время пения величания или воскресных тропарей священник с диаконом совершают полное каждение храма. В три воскресенья, предшествующие Великому посту, в состав полиелейных псалмов включается псалом 136 («На реках Вавилонских»), выражающий покаянное настроение. Церковный Устав предписывает исполнять полиелей по воскресеньям только в определенный период года (с 22 сентября по 20 декабря и с 14 января до Недели сырной). В остальные воскресенья положено петь «Непорочны» – псалом 118. Вслед за полиелеем и воскресными тропарями на воскресной утрени произносится малая ектения и читается ипакои (от греческого  – «внимательное слушание») – короткий припев, прославляющий воскресение Христово. Затем следуют «антифоны степенны» – стихи, авторство которых приписывается Феодору Студиту . «Степенными» они называются потому, что были написаны в качестве припевов к стихам тех псалмов, которые в греческой Библии названы «песнями степеней» (см.: Пс. 119–133 ). Вслед за степенными читается и поется прокимен – избранные стихи псалма. Далее звучит песнь «Всякое дыхание да хвалит Господа», составленная из псалма 150. Прокимен и эта песнь исполняются поочередно диаконом и хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010