Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК Прп. Марк Псково-Печерский. Икона. XIX в. (пещеры Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря) Прп. Марк Псково-Печерский. Икона. XIX в. (пещеры Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря) (Кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский. Сведения о М. сохранились только в одном источнике - Повести о Псково-Печерском мон-ре нач. XVI - 1-й пол. XVII в., причем в разных редакциях памятника тексты, посвященные М., практически не различаются. Согласно Повести, М. был одним из первых старцев, поселившихся в пещере на месте буд. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В редакции 20-х гг. XVI в. неизвестный автор так пишет о результатах своих поисков сведений о М.: «О сем убо известо не могохом обрести, каков бяше старец он и коего рода человек или како в сие место прииде и колико время пожит, и како скончася» (РНБ. Соф. 432. Л. 342). Он ссылается на предания («слышахом от неких убо в повестех обносимо и глаголющим») о том, что «прежде» при пещере у ручья жил некий старец, местные охотники («ловцы») видели его у 3 камней, которые ныне лежат у ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Прп. Иона , 1-й строитель Печерского мон-ря, вписал имя М., как 1-го старца печерского, в синодик, а также указал место его погребения. Мощи М. были обретены во время игуменства Дорофея при расширении Успенской ц. в 1523 г. Доски гроба распались, «кости же с составы и с ризами, и с куколем корениемъ земным кругом обростши, извиваяся около его, яко воилоком тлъстым обвит, и вся съставы его с главою вкупе неразшедшися пребыша» (Там же. Л. 342 об.). Мощи М. переложили в новый гроб и поставили на том же месте в пещере. Рака с мощами прп. Марка Псково-Печерского в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря. Фотография. 2015 г.

http://pravenc.ru/text/2562174.html

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

- Заводи часы ежедневно, следи за точностью хода, потому что вся жизнь монастыря распределена по часам. Старец Симеон (Желнин), ныне преподобный Псково-Печерский, незадолго перед своей кончиной обратился к келейным часам: - Благодарю вас, часики, за то, что я никогда не опаздывал к церковному Богослужению… Жизнь в распорядке дня по Монастырскому Уставу — самое плодотворное использование времени для насельников обители… Башенные часы напоминают всем слова апостола, что нужно жить «…дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф. 5:16 ). Успенский собор. Святые мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото начала ХХ века Памятные даты 2013 года 1025 лет Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. 540 лет освящения Успенского собора Псково-Печерского монастыря (15/28 августа 1473 года). 110 лет приезда святого страстотерпца Николая II в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (5/18 августа 1903 года). Приезд Императора Николая II и Императрицы Александры в город Псков. Август 1903 года Братия Псково-Печерского монастыря. Успение Божией Матери. 28 августа 1961 года Братия Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1989 год Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, с братией монастыря. 1 апреля 2008 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, с братией монастыря. 21 ноября 2009 года Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Рисунок XVII beka Заключение Божия Матерь является Заступницей Псково-Печерской обители. Подтверждением сказанному являются фотографии разных лет, помещенные в книге. Молитвенно благодарим предоставивших фото администрацию и работников организаций: Архив Храма Александра Невского, Настоятель — протоиерей Олег Тэор; ГАПО, директор — Кузьмин Валерий Геннадьевич, читальный зал — Иванова Елена Леонидовна; Псковская областная универсальная научная библиотека, директор — Павлова Вера Ивановна, зав. Краеведческим отделом — Киселева Елена Григорьевна, сотрудник — Лединина Татьяна Георгиевна;

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Помимо этого, за каждым курсом семинарии закреплен духовный наставник из числа братии Псково-Печерского монастыря. Студенты могут ежедневно общаться с духовником и получать ответы на волнующие их вопросы. За годы становления Псково-Печерской семинарии была сформирована профессорско-преподавательская корпорация из числа преподавателей Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской духовных академий, Псковского государственного университета, клириков Псковской епархии, братии Псково-Печерского монастыря. Занятия с проф. Л.И. Маршевой Наши студенты регулярно встречаются с известными пастырями Русской Православной Церкви. В рамках таких бесед затрагиваются животрепещущие вопросы пастырского служения и духовной жизни в XXI веке. 2 мая 2022 года в семинарии при Псково-Печерском монастыре пройдет День открытых дверей для абитуриентов, на который мы приглашаем всех, кто хочет посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой, стремится стать пастырем. Митрополит Псковский и Порховский Тихон, духовники и преподаватели семинарии расскажут об особенностях учебного процесса в духовной школе, условиях поступления, ответят на вопросы абитуриентов. Будет проведена экскурсия по семинарии и, конечно, по Псково-Печерскому монастырю с посещением Богом зданных пещер, старинных храмов, келлий старцев — преподобного Симеона Псково-Печерского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь День открытых дверей пройдет как в очном, так и в дистанционном формате. Приехавшим в обитель будет предоставлена возможность проживать в семинарии, их пригласят разделить трапезу с братией и семинаристами. Чтобы принять участие в Дне открытых дверей, необходимо заполнить электронную заявку . Интересующие вас вопросы вы можете задать, позвонив по телефону +7 (981) 351–79–71. Псково-Печерская духовная семинария ждет своих абитуриентов, желающих стать воспитанниками традиций Псково-Печерских духовников, священниками, готовыми послужить на благо народу Божию и Церкви Христовой! 13 апреля 2022 г. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/145656.html

Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г. К. представлен на иконе Божией Матери с видом Псково-Печерского мон-ря 2-й пол. XVIII в. (надвратная ц. свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря). За стенами обители изображены Богоматерь с развернутым свитком в руке и молящиеся Ей иноки (сюжет восходит к детали композиции образа Богоматери Псково-Покровская, в основе - иконографический тип Боголюбской или Молебной иконы Божией Матери). Полуфигуры преподобномученика и печерского подвижника прп. Марка возвышаются над группой иноков, простирающих руки к Богородице. К.- в монашеском облачении, в округлом куколе, с широкой русой бородой средней длины; правее надпись: «        ». О более ранних памятниках такого рода свидетельствует запись в Переписной книге монастыря 1639 г. («образ Пречистые Богородицы со обителью Печерскою обложен серебром басмы…» - Малков Ю. Г. Новые мат-лы к истории архит. ансамбля Псково-Печерского мон-ря//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 79. Примеч. 7). К подобному изводу относится рисунок сер. XVII в., выполненный чернилами и темперой, из собрания С. В. Чехонина (ГРМ; см.: Соловьёва И. Д. Неизв. произведение с изображением Псково-Печерского мон-ря//Псков. 2000. 13. С. 33-40), где К. определяется приблизительно среди иноков, следующих за преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, рядом с преподобными Марком и Ионой Псково-Печерскими (все в мантиях и с куколями на плечах, без нимбов). Икона 2-й пол. XVII в. с аналогичной композицией хранится в МГОМЗ ( Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 146-149, 247. Кат. 29). В традиц. иконографическом типе К. включен в группу святых, предстоящих образу Св. Троицы (новозаветной) в верхней части композиции иконы «Сретение Богородицы» 1784 г.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Каждое сохраненное слово, совет, поступок отца Иоанна, подвижника и старца нашего времени, — это бесценный дар для всякого, кто искренне хочет быть учеником Христовым. Епископ Егорьевский Тихон Содержание Слово к читателю Часть первая Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей — священнослужителей Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева), Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова), Ростовского и Новочеркасского Из воспоминаний епископа Тихона (Шевкунова), Егорьевского, наместника Сретенского монастыря Из воспоминаний архимандрита Антония (Гулиашвили), священника храма святого благоверного князя Александра Невского. Тбилиси Из воспоминаний архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова), духовника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Марка (Быстрикова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Николая (Парамонова), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. Москва Из воспоминаний протоиерея Валерия Швецова, настоятеля храма Андрея Критского в Сергиево, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, Москва Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, Москва Из воспоминаний иеромонаха Гавриила (Асташкина), насельника Псково-Печерского монастыря Воспоминания иеромонаха Лазаря (Говоркова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний иеромонаха Иоасафа (Швецова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Александра (Самойлова), настоятеля Успенского храма. Сергиев Посад

http://pravoslavie.ru/90380.html

— благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании; — милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения; — чудотворения и исцеления, происходящие от иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины. 2. Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. 3. Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по юлианскому календарю: 5 января — день его блаженной кончины; 19 марта — день его церковного прославления. 4. Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных. 5. Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора. 6. Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского для назидания и наставления чад церковных. 7. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии. По молитвенному предстательству святого иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского да ниспошлет Господь милость Свою всем с верою и любовию призывающим имя сего угодника Божия. Аминь. Божией милостью смиренный ЕВСЕВИЙ АРХИЕПИСКОП ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерского монастыря марта 1869 — †5/18 января 1960 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Псковской епархиив 2003 г. Память празднуется 5/18января (преставление) и 19 марта/1 апреля (церковное прославление) Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился в деревне Яковлевской Псковской губернии в крестьянской семье. С детства почитая преподобного Серафима (тогда еще не прославленного), он решил стать на путь иночества, в чем его укрепляли неоднократные паломничества всей семьей в Псково-Печерскую обитель. Но лишь к 26 годам родители смирились с тем, чтобы он ушел в монастырь, и благословили его. В 1896 г. Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1900 г. он принял постриг с именем Вассиан, в 1901 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1903 — во иеромонаха.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Ништадтский мир в 1721 году положил конец воинской деятельности Псково-Печерского монастыря. По заключённому тогда договору России навсегда уступлены: Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, округа Выборгского и некоторые острова. Псково-Печерский монастырь стал вдали от границ, вдали от опасности: не стало более нужды вооружать эту крепость, – и с тех пор, боевые башни и стены её стоят без воинских снарядов, без караула и даже – без ремонта, а услуги их Отечеству – потомством забыты. Общий взгляд на состояние Псково-Печерского монастыря во втором периоде – от 1581 – до 1721 года История Псково-Печерского монастыря, в продолжение этого времени, представляет, с одной стороны, почти непрерывный ряд бедствий, которые суждено было испытать этой обители, с другой – множество незабвенных заслуг её, которыми она приобрела себе новое право на глубокое уважение не только Псковитян, но и каждого сына отечества. Много стрел устремлено было против твердыни Псково-Печерской; но эта твердыня не пала под ударами их: напротив, она поддерживала дух целой страны, вселила в окрестных жителях бодрость и мужество. Стрелы, устремлённые врагами против обители Псково-Печерской, наносили ей глубокие раны, мучительные язвы, но эти язвы были искупительной ценой безопасности целой страны. В тяжкие, особенно для края Псковского, времена Батория и Самозванцев, окрестные жители возлагали всю надежду на Псково-Печерскую, Богом хранимую, обитель, – и эта обитель не посрамила их упования. Псково-Печерский монастырь не только с успехом отражал беспорядочные толпы Лифляндцев, но устоял и против регулярных войск Батория, нападавших под предводительством известных полководцев, каковы: Кетлер, Кранбек и Гетман Замойский: – многократно отражал нападения Шведов и пана Лисовского. Источники материальных богатств монастыря увеличились (в этом периоде) частию улучшением прежних, и частию приобретением новых владений. Ему принадлежали тогда: 1) Семь мельниц водяных мучных, оброчных и не оброчных. 2) Лугов и пустошей 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Истинное пастырство невозможно без духовной жизни. Аскетическое богословие призвано дать верующему основы жизни во Христе, борьбы со страстями и возрастания в добродетелях. Для получения знаний, в том числе и практических, из области православной аскетики в учебный план введены дисциплины «Православная аскетика» и «Православная аскетика: учение о страстях и добродетелях». Принципиально важно, что знаниями и опытом духовной жизни делятся с семинаристами насельники Псково-Печерского монастыря, опытнейшие священники Псковской и других епархий. Духовный опыт старцев Псково-Печерского монастыря — одна из основ, на которой зиждется пастырское образование в Псково-Печерской духовной семинарии. Неслучайно нашими преподавателями из числа братии Псково-Печерской обители разработан специальный курс «Пастырский опыт старцев Псково-Печерского монастыря». В нем изучается богатейшее наследие старцев Псково-Печерской обители: преподобного Симеона (Желнина), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Алипия (Воронова), митрополита Вениамина (Федченкова), схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Адриана (Кирсанова) и других. Семейная жизнь — путь, который чаще всего выбирают студенты духовных школ. А значит, им необходимо преподать основы христианской семейной жизни. В учебном плане есть два специальных курса: «Основы христианской семейной жизни» и «Основы и особенности семейной жизни священнослужителей». При изучении этих предметов разбираются ключевые аспекты семейной жизни: выбор спутника жизни, творческий труд по созиданию христианской семьи, воспитание детей, церковная жизнь православной семьи, пути преодоления семейных кризисов, устройство семьи и быта священника. Как уже говорилось, семинария самыми тесными узами связана с древним Псково-Печерским монастырем. Студенты участвуют в жизни древней обители, общаются с монастырской братией. Воспитанники имеют возможность молиться у святынь монастыря, советоваться с опытными духовниками. Совмещение многогранного богословского образования и жизни при Псково-Печерской обители позволит студентам стать достойными пастырями Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/146705.html

не указано ни одной иконы К. (переписные книги 1639, 1652, 1663, 1682 гг.; см., напр.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253; Псковский Печерский мон-рь в 1586 г.//Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Предположительно 1-й единоличной иконой святого мог быть нагробный образ, поводом для написания которого послужило перенесение св. мощей К. в 1690 г. из некрополя, природной пещеры монастыря, в ц. Успения Пресв. Богородицы. Образ К. встречается на неск. иконах XVII-XVIII вв., объединенных темой явления Божией Матери, оказавшей чудотворную помощь защитникам Пскова и Печерского мон-ря в их героической обороне от нашествия войск польского кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для их создания послужили тексты, самые ранние списки к-рых относятся к рубежу XVI и XVII вв.: «Сказание о видении Божией Матери старцу Дорофею», «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о Псково-Печерском монастыре». В них К. упоминается как участник «мистического действа» - явления Богоматери. Он показан на иконах с многофигурной композицией в одном типе изображения: в темно-коричневой мантии, охристой или зеленоватой рясе, куколе округлой формы, с бородой средней величины с проседью; отличия в нюансах - расположении фигуры, жесте рук. Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Наиболее ранней является икона Божией Матери Псково-Покровская («Видение старца Дорофея») нач. XVII в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время в кафедральном Троицком соборе Пскова). На фоне панорамы Пскова («плана» города) и вида Псково-Печерского мон-ря, за стенами к-рого иноки просят Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010