Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё будет хорошо» Митрополит Тихон обратился к духовенству, братии и всем богомольцам Псково-Печерского монастыря с прощальным словом 16.10.2023 1215 Время на чтение 5 минут Фото: Псковская епархия В субботу, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Псковская епархия. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Лики Псково-Печерской обители ФОТОГАЛЕРЕЯ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был основан более 500 лет назад. В годы жесточайших советских гонений ХХ-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. Во 2-й половине ХХ-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин) , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , архимандрит Алипий (Воронов) , схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко) , валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. Предлагаемая ниже фотогалерея подготовлена порталом Православие.Ru в связи с огромным интересом читателей к недавно вышедшей книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы» . Большинство фотографий снято Анатолием Горяиновым. vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj На скотном дворе Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Беседа с прихожанкой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj На богослужении Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Адриан (Кирсанов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной Ее иконой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Братия в Богом зданных пещерах vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Братия на отдыхе vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/49051.html

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. 19 апреля, 2005 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Содержание статьи Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках. 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его наставники

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца. Надвратная церковь Николы Ратного Карта и ближайшие объекты Сразу за главными воротами Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря находится целый комплекс сооружений, состоящий из Никольской башни, церкви Николы Ратного, двухпролетной звонницы и некогда главных ворот монастыря. Построить церковь над Святыми воротами предложил игумен Корнилий, а воплотил идею в 1564-65 годах архитектор Петр Заболотный. Строили из традиционной в этих местах известняковой плиты. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны храма. Внутри поставили деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост, с митрой на голове и мечом в руке. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. В настоящее время в храме хранится расписной иконостас, резная икона Николы Можайского, икона конца XVII века с изображением монастыря. Иконостас расписан в 1686-1688 годах тремя иконописцами. В 1986 году в Никольской башне был освящен придел преподобномученника Корнилия. Комплекс Никольского храма в Псково-Печерском монастыре: Никольская башня, надвратная церковь святителя Николая Ратного и малая звонница обители Церковь святителя Николая Чудотворца (1564 год) в Псково-Печерском монастыре представляет собой довольно редкое сооружение для Пскова – во всяком случае, нам пока больше не известны случаи возведения в городе надвратных храмов. Храм Николы Ратного (или Вратаря) пользовался особым почитанием в обители. Он расположен над Святыми вратами – главным входом в монастырь. Слева от церкви находится Никольская башня, имеющая с ней одно перекрытие. Она примыкает к храму двумя торцами своих стен. Крепостные стены с массивными башнями вокруг обители были возведены в 1558-1564 годы. Такой небольшой временной промежуток объясняется необходимостью как можно быстрее превратить монастырь в укрепленную крепость, так как в период Ливонских войн он находился под постоянной угрозой нападения. Некогда небольшая территория между воротами, Никольской и Тюремной башнями была обнесена замкнутой стеной и представляла собой «острог» или «захаб» - внутренний двор, представлявший собой вторую линию обороны

http://sobory.ru/article/?object=01977

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ Григорий Топинский [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 3.03.1613, Псково-Печерский Успенский мон-рь), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , составитель 2 редакций «Повести о Псково-Печерском монастыре», полного варианта Жития блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича и службы на преставление св. князя, иконописец (?). Прозвище книжника произведено от сел. Топино (совр. пос. Табина, Эстония), откуда, по всей видимости, он был родом; это поселение, находящееся недалеко от Печор, было одним из мест миссионерской деятельности печерского игум. прмч. Корнилия († 1570). В отличие от 1-й и 2-й редакций «Повести о начале Псково-Печерского монастыря» (фактически монастырской летописи), составление к-рых связано с именем игум. мон-ря Корнилия, текст Г. Т. складывался постепенно и был значительно расширен по сравнению с предшествующими редакциями. По условно принятой классификации, Г. Т. принадлежат 3-я и 4-я редакции, имеющие название: «Повесть списана о Печерском монастыре, иже во Псковской земли, и о Марце, первом старце Печерском, в нейже явлено вкратце и о чудесех от иконы Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, и о избавлении града Пскова и обители Печерьския от пленения в нашествие безбожнаго короля литовъскаго Стефана» (см., напр.: РГАДА. Ф. 181. 639. Л. 198 об.). О Г. Т. как о составителе распространенных редакций «Повести...» свидетельствуют списки, содержащие зашифрованное имя автора: «Собрано же вся сия три повести от многих скудная… по благословению господина Тихона, архиепископа Казаньскаго, понужением же Печерьскаго монастыря еклисиарха аввы Исаия, с сими свидетельством тоя же обители игумена Никона, труды же и снисканием их леностиваго послушника, именем букв численных слогу: третьему сотое с осьмым, паки же и с третием седмьдесятое, сотое же паки с десятым и тысящное» (РГАДА. Собр. МГАМИД. 470; РНБ. Тит. 917; РГБ. Ф. 236. 61; ср.: РГАДА. Ф. 181. 639. Л. 214). При замене упомянутых чисел их буквенными обозначениями в церковнослав. языке читается: «Гpuropia». Поскольку печерский игум. Тихон был определен на архиепископскую кафедру в Казань в 1583 г., а Никон был игуменом до 1586 г., время начала составления Г. Т. 4-й редакции «Повести...» следует отнести к 1584-1586 гг. (с учетом имеющегося в этой редакции упоминания о кончине царя Иоанна IV Васильевича 18 марта 1584).

http://pravenc.ru/text/168075.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010