2) «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря», несколько раз перепечатанная. 3) Описание Псково-Печерского Монастыря, напечатанное в Дерпте 1832 года. 4) История княжества Псковского, напечатанная в Киеве 1831 года. 5) Псковская летопись. 6) Рукописные «записки или замечания о Псково-Печерском монастыре, выбранные из разных источников монастырских по распоряжению Евгения I Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, впоследствии Митрополита Киевского, 1821 года месяца Мая 18 дня». 7) «Трехсотлетий юбилей славной защиты Пскова во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе, пред благодарственным молебствием, 8 Сентября1881 года». Псков 1881 г. 8) «Празднование в Печерах, 8 Ноября 1881 года, трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Польского короля Стефана Батория 1581 года. Речь, по сему случаю сказанная Епископом Псковским и Порховским Павлом в Михайло-Архангельской церкви того монастыря после литургии пред панихидою». Псков 1882 года. Период первый. История постепенного устроения Псково-Печерского монастыря (1470–1581) События, предшествовавшие основанию монастыря, и неизвестная обитель Место, где стоите теперь Псково-Печерский монастырь – и ближайшие окрестности его, – всё это некогда покрыто было непроходимыми лесами. Крутые горы и глубокие овраги, окружающие монастырь, служили тогда приютом диких зверей, в таком множестве наполнявших эти пустынные места, что для ловли их, за 20 верст, приходили сюда Изборские звероловы. В этой-то дикой пустыне, среди гор и лесов, в соседстве с дикими зверями, поселились некоторые благочестивые мужи, удалившиеся от мира для спасения души. Местом своих благочестивых подвигов они избрали одну из тех гор, среди которых расположен теперь монастырь. Гору эту издавна называют святою. В ней нашли они пещеры, служившие для них и жилищем, и вместе храмом, где совершали они богослужение. Добровольные изгнанники мира, они заживо погребли себя в этих пещерах, как бы в могилах, их же руками отчасти после ископанных. Ещё живя на земле, они уже не принадлежали ей, и, до отшествия на небо, жили подобно небожителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Обитель стали посещать знаменитые спортсмены, которые тренировались на базе: биатлонисты, лыжники гонщики. В 2008 году спортивной базе исполнилось 20 лет. Нами была послана поздравительная телеграмма следующего содержания: «Генеральному директору спортивно-оздоровительного центра «Юность» Мищенкову Павлу Геннадиевичу Уважаемый Павел Геннадиевич! От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита и от себя лично поздравляю Вас с 20-летием плодотворной работы спортивно-оздоровительного центра «Юность».Вашими кропотливыми трудами в непростое время создан европейскогоуровня спортивный центр по подготовке лыжников и биатлонистов высочайшего класса! За короткий период времени в Вашем центре подготовлено много замечательных спортсменов, среди которых яркой звездой сияет Олимпийский Чемпион Михаил Иванов! Нас духовно радует тот факт, что сборная России по лыжам перед Олимпийскими играми и Мировыми первенствами посещает Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где получает духовное подкрепление. Молитвенно желаем Вам, уважаемый Павел Геннадиевич, и всемуВашему трудолюбивому коллективу помощи Божией в распространении среди россиян здорового образа жизни, счастья побед на Олимпийских играх в Сочи и успехов в других престижных соревнованиях! 20 мая 2008 г. С уважением – Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон с братией». Четки В. А. Третьяка 13–14 июля 2008 года, в день памяти Собора Псково-Печерских преподобных, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посетилВладислав Александрович Третьяк с супругой. Мы знаем его как великого спортсмена, трехкратного Олимпийского чемпиона, легенду мирового хоккея. Но при посещении обители перед нашим духовным взором просияла и его душа… В личной беседес Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандритом Тихоном Владислав Александрович рассказал удивительнуюисторию о простых монашеских четках, которые ему подарила послушница ставропигиального женского монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге… С этими четками он посещал все хоккейные матчи сборной России в последнее время и, перебирая бусинки, усердно молился за спортсменов: «Господи, помоги!..» На матч с финнами на чемпионате мира в Москве в 2007 году он забыл четки вдругом пиджаке, и наши проиграли… На чемпионате мира в Канаде в год 100-летия хоккея четки сопровождали Владислава Александровича… Он усердно молился, и труднейший финальный матч был чудом выигран… В благодарность за Божию помощь сборной России в хоккейных баталиях Владислав Александрович пожертвовал финансовые средства на реставрацию фасада Успенского собора Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Полюбив Псковскую землю, её древние храмы, бескрайние цветущие луга, голубые озёра и святость, Юрий Ушаков после Крещения переехал сюда. Подолгу живя в Псково-Печерском монастыре, духовно сблизился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), который благословил Юрия на принятие духовного сана. Такое же благословение дал и протоиерей Николай (Гурьянов), к которому будущий батюшка ездил на остров Залит. В 40 лет в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря Юрий был рукоположен во диакона. В 40 лет в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря Юрий был рукоположен во диакона – Громадная фигура митрополита Иоанна Разумова передо мной, а я стою, склонившись лбом к нему. Владыка приподнимает три волоска на моей лысине и говорит так тихо, только я слышу: «Да тут же и резать нечего». Мне очень смешно, и ему тоже, но дело своё он знает: он отрезает три волоска – и я диакон. Духовными восприемниками отца Георгия стали архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Псково-Печерской обители схиархимандрит Александр (Васильев). – Я попал в хорошую компанию: познакомился с отцом Иоанном, его другом схиархимандритом Александром. Однажды эти два архимандрита напялили на меня серый подрясник самого Гавриила (архимандрит, впоследствии архиепископ Гавриил (Стеблюченко)), бывший в те года наместником Псково-Печерского монастыря – Ред .), который за ненадобностью хранился в рухлядной. Они долго его подтягивали, делали складки, чтобы я не наступал на самого себя, и веселились от души. Когда я ходил в этом подряснике по монастырю, люди меня сторонились и прятались: думали, что это идёт наместник. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель Отец Георгий в начале служения. Фото из архива о. Георгия В скором времени в Троицком кафедральном соборе города Пскова митрополит Псковский и Порховский Иоанн рукоположил отца Георгия во пресвитера. Отец Георгий служил в разных приходах Псковской области: в деревне Боровик, Павы, в Хохловых горках, деревне Нина в Эстонии, в Старом Изборске…

http://pravoslavie.ru/143022.html

По данным пресс-службы, в 1974 году отец Алипий решил передать в дар Русскому музею около 50 произведений русской части своего собрания. Из числа поступивших в составе дара отца Алипия больших полотен прославленного мариниста Ивана Айвазовского на выставке можно будет увидеть картины «Утро на морском берегу. Судак» и «Корабли в бурном море. Восход солнца». " Самое значимое место в коллекции отца Алипия занимают представленные на экспозиции произведения Василия Поленова. На выставке можно увидеть и другие шедевры из коллекции отца Алипия: " Приезд боярина в монастырь " Ивана Горюшкина-Сорокопудова, " Ростов Великий " Петра Петровичева, " Боярышня " Николая Неврева, - все они отражают не только профессиональный интерес, широту кругозора, но и глубинное единение самого собирателя с русской культурой " , - говорится в сообщении. О монастыре и архимандрите Алипии Архимандрит Алипий, в миру Иван Михайлович Воронов, известен также как реставратор и иконописец. Он четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной и прошел путь от Москвы до Берлина. А затем 13 лет держал оборону Псково-Печерского монастыря, не давая советским властям закрыть обитель. Главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Он также принял после тюрем и ссылок иеромонаха Иоанна (Крестьянкина). Архимандрит Алипий умер 12 марта 1975 года. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь находится в 50 км от Пскова, вблизи границы с Эстонией, он является одним из древнейших и самых крупных в России мужских монастырей. Официальной датой основания Псково-Печерской обители считается 1473 год. Ансамбль монастыря насчитывает более десяти храмов. На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I. Карстовые пещеры на территории монастыря представляют собой комплекс подземных галерей с пещерной церковью Воскресения Христова. Пещеры также являются монастырским кладбищем, по примерным подсчетам, там похоронены более 10 тыс. человек. Ежегодно Псково-Печерский монастырь и его святыни привлекают множество паломников и туристов из России, а также из многих других стран.

http://radonezh.ru/2023/08/30/pskovo-pec...

Полтора года назад, позапрошлым летом, произошел этот случай в Псково-Печерском монастыре. Несколько лет назад, еще задолго до этого случая, ко мне и в Москве, и когда я был в поездках в Китае, подошел один китаец – довольно высокопоставленный в Китае человек. Подошел потому, что прочел книгу «Несвятые святые» на китайском языке. Он сказал, что ищет Бога, стремится к Нему, но живет как все, скажем так. И сказал еще, что очень-очень хочет понять, что это за Бог, Которого исповедуют православные христиане. Позапрошлым летом был Экономический форум в Санкт-Петербурге, и он был на этом форуме. Позвонил мне в Псково-Печерский монастырь через своего переводчика – может быть, даже кто-то знает этого переводчика – Женю Маркина, он был у нас в Псково-Печерском монастыре, учился здесь, и многие, здесь стоящие, его знают, он китаист, переводчик с китайского языка. И вот этот китаец позвонил и говорит, что он в Санкт-Петербурге, их руководитель Си уехал, сказав, что им можно остаться в Петербурге посмотреть город два-три дня, но он хотел бы приехать в Псково-Печерский монастырь, потому что ни разу не был ни в православном храме, ни тем более в православном монастыре. «Конечно же, приезжайте», – отвечал я. Ранним-ранним утром, часа в 4, этот китаец на машине выехал из Санкт-Петербурга в Псково-Печерский монастырь. Я ждал его в настоятельском корпусе, приготовил легкий завтрак, а потом ему бы показали монастырь. Звонит переводчик: они уже у ворот. Сколько идти от ворот до настоятельского корпуса? Пять минут. Пять минут проходит – их нет. Десять минут – их нет, полчаса – их нет, пятьдесят минут – их нет. Я уже думаю: «Что же там случилось?!» Вдруг они появляются. Появляются вот с та-а-акими глазами – и у нашего русского Жени, и у китайца. Вижу, что люди абсолютно потрясены. Спрашиваю: «Что-то случилось?» – «Случилось». – «Что?» – А случилось вот что. Те, кто был в Псково-Печерском монастыре, знают: как только входишь в обитель, первый храм, который видишь, – это Никольский храм, древний храм, построенный еще при преподобномученике Корнилии.

http://pravoslavie.ru/137675.html

Часть 2 Часть 3 Последние три года Псково-Печерский мужской монастырь переживает новую веху в своей истории. После возвращения в альма-матер митрополита Псковского и ПорховскогоТихона в качестве священноархимандрита и игумена, а сегодня еще и исполняющего обязанности ректора в организованной им при монастыре новой семинарии, дыхание Печор участилось, жизнь заиграла новыми красками. Сначала при обители был создан филиал Сретенской духовной семинарии. Спустя два года Псково-Печерская семинария – полностью автономная, в ней учатся два курса студентов, ведется набор абитуриентов. Семинария при Псково-Печерском монастыре – это синтез московской и санкт-петербургской школ с преподавателями из лучших духовных заведений страны. О том, как живут семинаристы в Печорах, о быте и дисциплине, послушаниях в монастыре, а также личные истории прихода в семинарию из первых уст – в первой части большого репортажа нашего сайта о Псково-Печерской духовной семинарии. Духовник Псково-Печерской духовной семинарии схиархимандрит Никон (Антонов) с семинаристами Ночь. Самолет. Печоры Поздний рейс Москва-Псков. Самолет авиакомпании «Азимут» жестко приземлился на неровную полосу псковского аэропорта. Как выяснилось позже, дополнительный рейс из Москвы организовал сам митрополит Тихон (Шевкунов), чтобы преподаватели новой семинарии и гости монастыря могли добираться до места оперативно. Международный аэропорт Псков имени княгини Ольги Монастырский водитель «по совместительству» оказался прекрасным гидом, досконально знающим историю своего города и Псково-Печерского монастыря. Ночной Псков из окна минивэна особо разглядеть не удалось, однако, несмотря на поздний час, водитель показал мне и печерский Паломнический центр, и границу с Эстонией, где находится знаменитая женская обитель Пюхтицы. Псков – живописный городок на реке Великой. Но только уже на обратном пути в аэропорт, спустя три дня, удалось посмотреть исторический центр города, Псковский Кремль, Троицкий собор с иконостасом размером с пятиэтажный дом, старинные храмы.

http://pravoslavie.ru/140655.html

Год со старцами Псково-Печерского монастыря Год со старцами Псково-Печерского монастыря/Сост. иеродиак. Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 384 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0574-9 Сретенский монастырь продолжает серию церковных календарей, начатую выпуском книги «Год со святителем Иоанном Златоустом». Новый календарь «Год со старцами Псково-Печерского монастыря » поможет читателю совершить мысленное паломничество в древний монастырь. Наставления подвижников этой обители, рассказы об их жизни помогут каждому христианину на его пути ко спасению. 1 января 2012 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 11 августа 2012, 13:07 Уважаемая редакция! Прошу меня простить, но я , читая рубрику " Год со старцами Псково- Печерского монастыря " об архимандрите Досифее ( Сороченков К. С. ) обнаружила неточности в датах его рождения и преставления и датами, которые приводятся в его жизнеописании, например в рассказе на 6-е августа. Указан год его преставления 1941, а в описании говорится, что он уехал на Афон в 1966 году, а в Псково- Печерскую обитель пришел в 1982 году. Скорее всего где- то опечатка. Простите еще раз за мои комментарии. Коля 3 июня 2012, 14:45 Очень опечален что тот храм затоплен Рыбинским водохранилищем. Это очень печально. Но есть же надежда осушить то место? Вячеслав 16 марта 2012, 22:48 У НАС БОЛЬШАЯ ПРОЗБА В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОМОЛИТСЯ О БОЛЯЩЕМ АРХИМАНДРИТЕ ОРАНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ НИКТАРИИ.НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ,БОГОРОДСКИЙ РАЙОН СЕЛО ОРАНКИ.БРАТИЯ-СЕСТРЫ И ПРИХОЖАНЕ ДАННОГО МОНАСТЫРЯ,ВАШИМИ МОЛИТВАМИ И МЫ ДА УКРЕПИМСЯ В МОЛИТВЕННОМ СТОЯНИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА.АМИНЬ. Шило Людмила Александровна 3 января 2012, 06:47 Простите.Только что переслала Вам письмо по поводу Сретенского календаря-дневника и вспомнила об ошибке в e-mail Нашла также сведения о возможности заказа,но я не смогу выписать литературы на сумму свыше2000рублей.И,кроме того,в перечне высылаемой литературы нет этого календаря на 2012год

http://pravoslavie.ru/50731.html

Память Преподобному Корнилию местно совершается 20 Февраля, в день его мученической кончины. Преподобный Корнилий оставил по себе и письменные памятники. Так, по свидетельству составителя описания Псково-Печерского монастыря и кормовой книги, Корнилий написал первоначальную летопись Псково-Печерской обители, завёл в ней церковный синодик и кормовую книгу с 1558 года 21 . Некоторые, по уверению того же свидетеля, пишут ещё, что Корнилий оставил для потомства историю своего времени, изобразив в ней бедствия отечества, мятеж, разделение царства и гибель народа от гнева Иоанна, от голода, мора и нашествия иноплеменников 22 . Последнего из этих памятников не сохранилось в монастырской библиотеке, а летопись сохранила лишь краткое сказание о сём уже после кончины Преподобного Корнилия 23 . Общий взгляд на состояние монастыря в первый период (от начала его до 1581 года). Соответственно постепенному устроению монастыря возрастало его значение, его известность, а с тем вместе умножались его богатства. «Никем в начале незнаемая, Богом зданная пещера» скоро делается известною для самих Государей; слух о бесчисленных исцелениях, получаемых здесь не только православными христианами, но и латинами, несется далеко, и отовсюду собирает глубокое благоговение к Дому Пречистыя Богородицы. Вследствие этого «убогое место» быстро обогащается приношениями, вкладами, поместьями и вотчинами. Все прочие монастыри Псковской Епархии даже древнейшие Печерского, каковы: Спасо-Мирожский (от 1156 года), Снетогорский (от XIII века), Велико-Пустынский (от 1404 г.) и Спасо-Елеазаровский (от 1447 г.), считавшиеся, по церковным грамотам, в числе четырёх больших монастырей, один за другим уступают преимущество Псково-Печерскому монастырю. Ясным доказательством такой преимущественной важности этого монастыря служит, между прочим, и то, что настоятелями производились в него, после Блаженного Корнилия, Игумены других важных в Псковской Епархии монастырей, вместо, награды и в знак повышения, а Игумены Печерского монастыря производились прямо в Епископы. Так, после, Корнилия (1570–71), избран был настоятелем в Псково-Печерский монастырь Игумен Псковского Снетогорского монастыря Савва 24 . Чрез год Савва произведён был Епископом в Тверь, а на его место в Печерский монастырь настоятелем был поставлен (в 1572 году) Игумен опять Снетогорского монастыря Сильвестр 25 . Не малым также, и еще более наглядным для нас, доказательством великого уже значения Псково-Печерского монастыря, к концу первого периода его существования (в 16 веке), служит внешнее благосостояние его в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы: Отца и Сына и Святого Духа и Пресвятой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита Часть I. «Многие иноки Богови воспита» (Тропарь прмч. Корнилию) Вступление В марте 2008 года исполнилось 40 лет моего первого паломничества в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Во время вечерней прогулки по монастырю нахлынули светлые воспоминания о тех незабываемых днях… И я подумал о том, что было бы хорошо написать книгу о мудрых старцах, которые являются образцами духовного совершенства ( Мф. 5:48 ), и рядовой доброй братии нашей обители, с которыми сподобил Господь встретиться в жизни и жить рядом в монастыре за сорокалетний период… Я стал записывать свои воспоминания. Так родилась эта скромная книга. Надеюсь, что благосклонный к добру читатель получит духовное утешение и радость от чтения этой книги. Прошу простить за простой слог и возможные неточности, а также прошу святых молитв о почивших отцах и братиях Псково-Печерских и добрых людях, которые жили и живут рядом с обителью… Святейший Патриарх Московский и вся Руси Алексий II и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь С детских лет вместе со своими благочестивыми родителями, отцом протоиереем Михаилом и матушкой Еленой, отрок Алексий Ридигер – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси – посещали Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. В сане священника и затем Епископа, Архиепископа и Митрополита Высокопреосвященнейший Алексий, Митрополит Таллиннский и всеяЭстонии, не оставляли благочестивой традиции паломничества к святыням Псково-Печерского монастыря. Вскоре после избрания на Патриаршество Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принесли неизреченную радость своим визитом на Псковскую землю в мае 1992 года в связи с 750-летием победы святого благоверного великого князя Александра Невского на Чудском озере…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Третье орудие только предположительно можно отнести к работам мастера. В описи вооружения крепости Смоленска упомянута пищаль с такой надписью: «слита бысть пищаль волконейка, мастер Псковитин Степанко Дубинин» Мастер здесь назван Степаном, но, возможно, это следствие неточного прочтения. Судьба его на данный момент неизвестна, и прочесть надпись более точно не представляется возможным. Из описания пищалей мастера видно, что все они представляли собой творения сложные по техническому исполнению и высокохудожественные по своему декоративному убранству. Напрашивается вопрос, почему же мастер такого высокого уровня, приняв постриг, и перейдя к литью колоколов, довольствовался изделиями довольно грубой формы и почти лишенными декора? Возможно, это объясняется вынужденной переменой в жизни литейщика. На склоне лет он попал в опалу, принял постриг в Псково-Печерском монастыре, но пробыл в нем недолго. Именно в этот период он изготовил колокол 1601 года в скромной монастырской мастерской. Из монастыря его сослали в Казань, затем в Верхотурье. Данных он последних годах его жизни пока не найдено Библиография: Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. М., 2007. Т.2. С.: 5-6 Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. С.: 57-86//Архитектурное наследство. М., 1956. Вып.6. С.: 72-75, 77, 79 Описание Псково-Печерского монастыря. Дерпт, 1821. С.: 15 Спегальский Ю.П. По Пскову XVII века. Л., 1974 Красовский М.В. Псковские звонницы. С.: 282-283//Зодчий. 1906. 23-24 и 27-28. С.: 241-243;249-252; 281-286; 289-294. Илл.: 27, 28 Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893. С.: 96-98 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1910. Т.1. С.: 260 Псковский Печерский монастырь в 1586 году. С.: 268//Старина и новизна: Исторический сборник. Спб., 1904. Т.7. С.: 255-272 Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.: 34-37; 102 Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI-XVII веков//Колокола: История и современность. М., 1985. С.: 115

http://sobory.ru/article/?object=01977

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010