29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович , путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу. После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь//Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462511.html

При таком обилии материальных средств Псково-Печерский монастырь мог иметь все воинские снаряды, необходимые для вооружения людей и защиты крепости. По описи монастырского имущества, сделанной при Архимандрите Паисие I в 1682 году, значится, что в монастыре находилось тогда разных огнестрельных оружий по башням, стене и клетке 428; к ним пороху в казне имелось 196 пудов 22 гривенки с полугривенкою; ядер различной величины 2265 пуд., к затинным пищалям железных ядер и свинцовой дроби – 5 пудов и 20 гривенок; 18 корыт невешанных кусков свинцу; карабинов 29; ремней 11; крюков 11; сайдаков 11; колчанов 15; налучников 10; по городу 61 , на цепях подъёмных багров 4, подъёмных канатов 2. Значение Псково-Печерского монастыря в истории Русской церкви вполне соответствовало великому значению его, как пограничной крепости, в истории отечества. Услуги, оказанные им отечеству, в равной мере, были услугами и для церкви, потому что, отражая иноверных врагов отечества, Псково-Печерский монастырь, вместе с тем служил оплотом православия против врагов церкви. С другой стороны, содержа почти на своём иждивении столько приписных монастырей и церквей, Псково-Печерский монастырь, в целой стране, распространял свет веры и благочестия. Мало того: нравственное влияние Псково-Печерского монастыря простиралось далеко за пределы Псковской области. Известно, по крайней мере, что от него получила своё начало пустынь Югско-Дорофеевская, Ярославской губернии, в Рыбинском уезде 62 . Нравственное состояние самого монастыря Псково-Печерского представляет столько же отрадного, утешительного, сколько, напротив, представляет печального его несчастная судьба в этом периоде. Живая, глубокая вера и благочестие, обитавшие в стенах этой обители, низвели на неё благоволение Божие, открывшееся во множестве чудотворений, совершавшихся и ныне совершающихся как в самой обители, так и в других местах, силою святыни Псково-Печерской. Кроме указанных выше многократных опытов чудесного избавления от врагов Псково-Печерского монастыря и самого Пскова, летописец представляет ещё целый ряд чудес, бывших от святых икон Псково-Печерских. Так как все эти чудеса принадлежат, по времени, ко второму периоду истории Псково-Печерского монастыря, то здесь, не неуместно и не бесполезно будет, представить некоторые из них вниманию благочестивого читателя. Прибавление ко второму периоду о чудесах от чудотворных икон 63 [lxiii] Псково-Печерских, по сказанию летописи и печатной повести

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Успение Псково-Печерская " Описания иконы Описание иконы Успение Псково-Печерская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В небольшом городе Печеры, к западу от Пскова, расположен монастырь, также называемый Печерским. Как город, так и монастырь получили свое название от вырубленной неизвестно когда и кем в горе древней пещеры. Она случайно была найдена в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время к горе пришел священник по имени Иоанн и устроил в ней церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери, после чего от главной храмовой иконы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем «Успения» Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание Печерской обители, братия которой вначале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. Икона Успение Псково-Печерская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Первый храм Псково-Печерской обители был освящён в честь иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Летопись зафиксировала первое исцеление от иконы в 1473 году. Особенно прославился образ «Успение» вместе с образом «УМИЛЕНИЕ» в 1581 году во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием. В честь этого события написана ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ икона Божией Матери. Описание иконы Успение Псково-Печерская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " К западу от Пскова, в 56 верстах по Лифляндской дороге, на границе Лифляндии, расположен небольшой город Печеры с монастырем, также называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от находящейся в горе древней пещеры, которая неизвестно когда и кем выкопана. Эта пещера случайно была открыта в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время после этого пришел туда священник, по имени Иоанн, и выкопал в горе церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери. После того, как церковь была освящена, от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание обители. Она в начале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. [...]

http://pravicon.com/icon-338

53 . О старчестве. СПб.: Диоптра; М.: Лествица, 2002. – 190 с. 54 . Пастырство монастырское, или старчество (1927)//Альфа и Омега. – 1999. – (20). 55 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2003. – 308 с. 56 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000. – 312 с. 57 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. – 496 с. 58 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – 512 с. 59 . Письма Глинских старцев./Сост. Маслов Н.В. – М.: Самшит, 2006. – 326 с. 60 . Православная энциклопедия. Т. 4. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – 752 с. Т. РПЦ – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – 656 с. 61 . Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2007. – 512 с. 62 . Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Псково-Печерский монастырь, 2001. – 512 с. 63 . Псково-Печерский патерик: К истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002. – 335 с. 64 . С благословением и любовью. Рождественские и Пасхальные поздравления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – М., 1997. – 128 с. 65 . Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. – М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. – 336 с. 66 . Светлый старец. Отец Иоанн Крестьянкин : Сборник./Сост. Шполянский И. – М.: Образ, 2007. – 384 с. 67 . Скурат К.Е. Лампада Глинская. – М.: Русский хронограф, 2005. – 224 с. 68 . Смирнов С. И. Древнерусский духовник. – М.: ПСТБИ, 2004. – 553 с. 69 . Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: ПСТБИ, 2003. – 525 с. 70 . Смирнова Т. С. Память сердца. – Псково-Печерский монастырь, 2006. – 328 с. 71 . Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988–1917). М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

После Лисовского продолжались ещё нападения врагов на Псково-Печерский монастырь, но гораздо реже и слабее. В 1630 году Псково-Печерскую обитель постигло новое лютое бедствие, от которого не могла спасти людей никакая ограда, никакая крепость. Был мор, продолжавшийся от Ильина дня до Рождества Христова. Умерло в монастыре и посаде 1700 человек. Вскоре за тем, в 1634 году, Литовцы напали на Псково-Печерский монастырь и выжгли посад и ряды. Но монастырские служки, с несколькими поселянами и боярскими детьми, изгнали врагов на границе, разбили их и многих взяли в плен. Спустя двадцать лет напали Шведы на Псково-Печерскую обитель и произвели пожар, неизвестно только, в самом ли монастыре, или в посаде. Псковские отряды скоро прогнали врагов. Эта было в 1655 году. В 1688 году сильный пожар опустошил эту злополучную обитель. Сгорел весь монастырь, все церкви, ризница, вся утварь и книги, все здания жилые и не жилые. Значение Псково-Печерского монастыря в войнах Петра I со Шведами (1701–1721 г.) Император Пётр I, решившись положить конец опустошительным набегам Шведов на Россию, и находя необходимым для сего покорить Лифляндию, признал Псково-Печерский монастырь лучшим местом для выполнения своего плана. С этою целью, в 1701 году, по повелению Государя и под его личным надзором, Псково-Печерский монастырь кругом был обнесён земляным валом. За валом был выкопан глубокий ров для воды. На важнейших пунктах кругом сделано пять земляных бастионов. Император своими руками заложил у ворот батарею, но отозванный делами, поручил окончить ее Подполковнику Михаилу Шеншину. Укрепления, сделанные здесь Государем, вскоре достигли своей цели. В 1703 году, 13 Февраля, Шведы, в числе двух тысяч, напали на Печерский монастырь, но были удачно отражены небольшим отрядом Русского войска, которое, под командою Ертаульного воеводы, Ивана Назимова, находилось тогда в крепости. С этого времени до присоединения Лифляндии к России, Псково-Печерский монастырь постоянно был наполнен Русскими войсками, с необходимыми воинскими принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

К настоящему времени противоаварийные и реставрационные работы завершены по семи объектам, в том числе по укреплению склонов Псково-Печерского и Снетогорского монастырей и по реставрации могилы Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Строительные и ремонтные работы завершены в настоящий момент по 90 объектам. В том числе произведен комплекс работ по сохранению температурно-влажностного режима Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря, комплекс мероприятий по сохранению более чем 600-летнего дуба на Святой горке Псково-Печерского монастыря, также работы завершены в здании Псково-Печерской духовной семинарии, монастырской гостинице, кафе «Несвятые святые», трапезной на смотровой площадке, Паломническом центре Псково-Печерского монастыря, включая спорткомплекс и рыбное хозяйство, коровнике Псково-Печерского монастыря и других объектах. Произведен капитальный ремонт в здании бывшей эстонской школы, которая после постройки нового здания для существующей школы будет переоборудована в молодежный центр. Построены новый корпус монастырской гостиницы, детский игровой город со спортивными площадками в паломническом центре, новый гостиничный комплекс в паломническом центре из 40 отдельных коттеджей для паломников, введено в эксплуатацию девять объектов федерального молодежного лагеря «Истоки» на 350 человек, новый храм святителя Луки на территории городской больницы города Пскова, приходские дома для целого ряда храмов Пскова и Псковской области и другие объекты. В проектировании для реставрации в настоящее время находятся 27 объектов, в том числе пещеры Псково-Печерского монастыря, историческое здание Псковской духовной семинарии, в которой учился святитель Тихон, патриарх Московский и Всероссийский, и другие объекты в монастырях, храмы и постройки. В проектировании для строительства в настоящее время находятся пять объектов, в том числе новый братский корпус Псково-Печерского монастыря, исторический парк «Россия – моя история» и музей христианства в Пскове. В реставрации на разных стадиях в настоящий момент находятся 35 объектов, в том числе храмы, башни, стены и постройки Псково-Печерского монастыря, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня Троицкого собора, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Иоанно-Предтеческий Савво-Крыпецкий монастырь, Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских Горах.

http://pravoslavie.ru/157231.html

Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Руководитель клуба «Патриот» А. В. Пушкарёв со своими помощниками. 2008 год Остатки снаряжения и личного имущества погибших воинов, обнаруженные во время раскопок. 2008 год Храм Божией Матери Одигитрии. Подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове. XVI bek Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы. Проживают в скитах несколько человек из числа трудников монастыря, которые занимаются хозяйственными работами и молитвой. Приозерный скит Псково-Печерского монастыря Мальской скит Псково-Печерского монастыря Иверский скит Псково-Печерского монастыря Странноприимный дом Псково-Печерского монастыря (гостиница). Фото начала ХХ века Фото на память после встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в Странноприимном доме монастыря. 6 мая 2013 года Странноприимство Псково-Печерского монастыря Во исполнение заповеди Христа Бога «странником был и приняли Меня» ( Мф. 25:35 ), по древнему правилу преподобного Феодосия, «общих житий начальника» (см. житие января), Псково-Печерский монастырь сохраняет традицию приёма паломников. Паломникам по правилу святителя Василия Великого в течение трех дней предоставляется возможность поклониться святыням монастыря, побеседовать со священноиноками и получить ответы на недоуменные вопросы. Для духовного назидания предлагаются Псково-Печерские листки. Самое главное, по указанию святителя Феофана Затворника паломник имеет возможность приступить к Таинствам обновления души — Исповеди и Святого Причащения Христовых Таин… Для размещения паломников обустраивается монастырский Дом Паломника в городе Печоры по адресу: улица Юрьевская, 82. В Доме Паломника в корпусе 1 находится домовый храм в честь всех святых; в корпусе 2 — часовня в память благоверных князей Петра, в иночестве Давида, и Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (память 25 июня/8 июля).

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Васса Псково-Печерская, прп. Описания иконы Васса Псково-Печерская, прп. - житие Преподобная Васса Псково-Печерская. В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.) На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Шестник» – переселенец. Он был родом из «Московския страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную «Бо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1814.] Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Файл 4717.jpg:   Размер: 665x1068, 0.71 MPix, 68 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (138) , (5) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 4718.jpg:   Размер: 544x1200, 0.65 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (6) . Описание: [Псков. 1986.] Прпп. Псково-Печерские (прпп. Иона, Васса, Марк, Дорофей, Вассиан). Архимандрит Зенон (Теодор). Икона. Псково - Печерский монастырь. 1996 год. Корнилиевский придел. Псково - Печерский монастырь. Файл 4720.jpg:   Размер: 998x1200, 1.2 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (230) , (9) . Описание: [Печеры. 1990-е.] Прп. Васса Псково - Печерская. Круг архимандрита Зинона. Икона иконостаса церкви Псково - Печерских святых. Псков (Печеры). 1990-е годы. Файл 4721.jpg:   Размер: 1020x984, 1 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (238) , (11) .

http://pravicon.com/icon-1412

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  3.8 из  5) Оглавление Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы: Отца и Сына и Святого Духа и Пресвятой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото конца XIX beka Успенский собор Псково-Печерского монастыря. Фото 1965 года Вступление «Божия Матерь – Чудо вселенной» – так назвал Пресвятую Богородицу Приснодеву Марию святой святитель Григорий Палама в своей проповеди на праздник Успения Божией Матери. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отмечает 540-летие освящения пещерного Успенского собора. В связи с названным событием составлена сия книга, в которой автор поставил цель рассказать краткую историю Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с помощью старинных и современных фотографий. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников… Ручей Каменец. Конец XIX beka. Фотограф неизвестен. Императорская Археологическая комиссия Крепостные стены. Конец XIX века. Фотограф И. Ф. Барщевский. Императорская Археологическая комиссия Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Литография. XIX bek Крепостная стена Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря до реставрации. ХХ век. Крепостная стена Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря после реставрации при Наместнике Архимандрите Алипии (Воронове).

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010