Уч-ще успел закончить только Георгий, Михаил завершил свое образование уже в гимназии в Эстонии. По семейному преданию, семья А. А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского м., примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви . По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж. , Пюхтицкий Успения Божией Матери жен. , Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы , виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа ) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру . Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа . В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков , иером. Иоанн (Шаховской) , Н. А. Бердяев , А. В. Карташёв , В.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Кирилл (Павлов). Фотография. Кон. ХХ в. (Павлов Иван Дмитриевич; 8.09.1919, дер. Маковские Выселки, ныне Михайловского р-на Рязанской обл.- 20.02.2017), архим., духовник братии ТСЛ, один из почитаемых старцев РПЦ. Из крестьянской семьи. В 12 лет осиротел. Жил в семье брата, воспитывался бабушкой. В 1933-1937 гг. учился в Касимовском индустриальном техникуме, который окончил по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Работал на заводе в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск Челябинской обл.). В 1939 г. был призван на срочную военную службу, отправлен на Дальн. Восток. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, служил в разное время в минометной роте, танковых частях. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле оз. Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Был дважды ранен. К. вспоминал, что в апр. 1943 г., неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие. Это событие изменило его жизнь, и он обратился к вере. Всю войну он прошел с образом Иверской иконы Божией Матери, к-рый надела на него бабушка, когда провожала на военную службу. Иногда его отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый дом Павлова, но это был его однофамилец. Был награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизован в 1946 г. Работал в Москве на топливной базе на ул. Рогожский Вал. В том же году поступил в Московскую ДС. На каникулах, с 27 июня по 27 авг. 1947 г., жил в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , исполнял клиросное и др. послушания. В 1950 г., окончив семинарию, поступил в МДА. В 1954 г. окончил ее со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства». 25 авг. 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архим. Пименом (Извековым ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 8 окт. того же года в Успенском соборе ТСЛ Ростовским и Каменским митр. Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 нояб. в Трапезном храме ТСЛ рукоположен во иерея Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит). К. был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем ТСЛ. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии ТСЛ. В 1984 г. был в составе делегации РПЦ, посетившей Св. землю в день престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Стеблюченко), архиеп. Благовещенский. Фотография. 2005 г. (Стеблюченко Юрий Григорьевич; 30.06.1940, Херсон - 20. 05. 2016, Благовещенск), архиеп. Благовещенский и Тындинский. Из крестьянской семьи. По окончании средней школы в 1958 г. поступил в Одесскую ДС, одновременно стал послушником одесского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В 1962-1966 гг. учился в ЛДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Взаимоотношение РПЦ с Англиканской Церковью в свете исторической литературы». 15 июня 1966 г. в домовом храме ЛДА Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Гавриил, 19 июня рукоположен во диакона с назначением на служение в г. Выборге Ленинградской обл. С 20 янв. 1967 по 15 авг. 1968 г. нес послушание секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме . По возвращении из Иерусалима 13 сент. 1969 г. митр. Никодимом Г. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Преображенского собора Выборга. 19 авг. 1971 г. награжден наперсным крестом. 22 янв. 1972 г. переведен в клир Псковской епархии и назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Пскова. 7 апр. 1974 г. возведен в сан игумена. 7 апр. 1975 г. назначен наместником Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря с возведением в сан архимандрита. 19 июля 1988 г. определен быть епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротонию Г., состоявшуюся 23 июля в Богоявленском соборе Москвы, возглавил митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) . В 1991-1994 гг. пребывал за штатом по болезни. 21 апр. 1994 г. назначен на Благовещенскую и Тындинскую кафедру. 25 февр. 2003 г. возведен в сан архиепископа. Стараниями Г. было положено начало восстановлению и развитию Благовещенской и Тындинской епархии . С 1994 по 2005 г. число приходов в епархии увеличилось с 3 до 40, открыты 1 муж. и 2 жен. мон-ря. При ЕУ открыты отделы миссионерский, милосердия и благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. В 1997 г. образовано об-во милосердия во имя свт. Иннокентия, к-рое организует сбор пожертвований для детских домов и приютов. На средства епархии в места заключения, воинские части, б-ки и школы рассылаются подборки правосл. лит-ры. В 2003 г. в Благовещенске возведен новый кафедральный собор. При непосредственном участии Г. в 1997 г. прошло празднование международного года свт. Иннокентия (Вениаминова) , основавшего в 1858 г. архиерейскую кафедру в Благовещенске. В рамках празднеств в янв. 1997 г. была организована научная конференция, посвященная свт. Иннокентию, в центре Благовещенска открыт памятник святителю. По инициативе Г. 25 мая - 9 июня 1997 г. по Амуру на теплоходе «Миклухо-Маклай» состоялся миссионерский поход с чудотворной Албазинской «Слово плоть бысть» иконой Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/161315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «К СВЕТУ» [Къ Свету], церковно-исторический альманах. Начал издаваться в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 г. как газета, зарегистрирован как альманах в 1998 г. Главный редактор - игум. Петр (Пиголь), зам. главного редактора - А. Г. Парменов. Учредители - Международный фонд единства православных народов, Православное братство Св. Живоносного Гроба Господня. Представляет собой продолжающееся иллюстрированное издание значительного объема. Книжки выходят без строго регламентированной периодичности, по мере накопления и обработки материала. К наст. времени издан 16 вып. (5 сдвоенных): в 1993 г.- выпуски 1-8; в 1994 г.- выпуски 9-14; в 1995 г.- вып. 17; в 1996 г.- вып. 15; в 1997 г.- вып. 16; в 2000 г.- вып. 18; в 2002 г.- выпуски 19-20; в 2003 г.- вып. 21. Начиная с 13-го каждый выпуск имеет тематический заголовок. Публикуются как малодоступные источники (документы из архивов и частных коллекций, фрагменты из редких книг, малоизученного духовного наследия св. отцов, подвижников благочестия, правосл. иерархов, их жизнеописаний, писем и т. д.), так и совр. материалы, интервью с правосл. деятелями и др. Изобразительный ряд формируется в основном из редких фотографий и архивных документов. Выпуски альманаха посвящены: Иосифову Волоколамскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю и прп. Иосифу (Санину) Волоцкому (1993. Вып. 1); духовной брани в совр. мире (1993. Вып. 2); жизни и творчеству С. А. Нилуса (1993. Вып. 3/4); наследию сщмч. Сергия Мечёва (1993. Вып. 5/6); Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю и его подвижникам (1993. Вып. 7/8); православным идеалам Святой Руси (1994. Вып. 9/10); жизни и учению свт. Игнатия (Брянчанинова) (1994. Вып. 11/12); Патриархам Русской Православной Церкви XX в. (от свт. Тихона до Алексия II) (1994. Вып. 13); прп. старцу Алексию (Соловьёву) Зосимовскому и Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни (1994. Вып. 14); прп. Кириллу Белозерскому и монастырям «Северной Фиваиды» (1996. Вып. 15); истории и духовной жизни Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря (1997. Вып. 16); вопросам христ. символики (1995. Вып. 17); Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и его подвижникам (2000. Вып. 18); «Русской Палестине» (2002. Вып. 19); Алтайской духовной миссии и Православию на Алтае (2002. Вып. 20); прп. Серафиму Саровскому и Серафимову-Дивеевскому во имя Св. Троицы жен. монастырю (2003. Вып. 21).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Корнилий (Синяев), еп. Волгодонский и Сальский. Фотография. 2015 г. (Синяев Владимир Александрович) (род. 22 дек. 1976, Куйбышев (ныне Самара)), митр. Архангельский и Холмогорский. Из семьи рабочих. С 14-летнего возраста нес послушание иподиакона у Самарского архиеп. Евсевия (Саввина ; с 23 февр. 1993 архиепископ Псковский и Великолукский, ныне митрополит); вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника архиеп. Евсевия. Нес эти послушания до окончания средней школы в 1993 г. 3 июля того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре пострижен архиеп. Евсевием в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия Псково-Печерского, после чего в течение года служил алтарником и иподиаконом Самарского архиеп. Сергия (Полёткина ; ныне митрополит). 6 июня 1994 г. в Иоанно-Предтеченском храме Самары был рукоположен во диакона и определен к служению в самарский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-рь . 31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе Самары рукоположен во иерея и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в с. Ореховка Алексеевского р-на Самарской обл. В 1997 г. К. был переведен в клир самарской Софийской ц., получив послушание строить правосл. храм в рабочих кварталах самарского исторического района Безымянка. В 1998 г. окончил Самарскую ДС. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся Владимирской ц. в Самаре. В 2000 г. окончил заочное отд-ние КДА, был возведен в сан игумена. В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС Смоленского и Калининградского митр. Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ) назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 июня 2007 г. благочинный Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии; в этой должности курировал работы по возведению неск. храмов благочиния. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию. 15 сент. 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя св. апостолов Петра и Павла г. Самары. С 3 марта 2010 г. благочинный Самарского городского Центрального округа Самарской епархии. 4 апр. 2010 г. возведен в сан архимандрита. Постановлением Синода РПЦ от 27 июля 2011 г. К. был избран епископом Волгодонской и Сальской епархии, выделенной в тот же день синодальным постановлением из Ростовской и Новочеркасской епархии. 9 сент. того же года в Тронном зале Патриарших покоев храма Христа Спасителя в Москве состоялось наречение К. во епископа, 11 сент. за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щёлково Московской обл. епископскую хиротонию К. возглавил Патриарх Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2458707.html

Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной Ее иконой Фото: Анатолий Горяинов Праздник Успения Пресвятой Богородицы… Престольный праздник Псково-Печерского монастыря . Тысячи паломников тянутся сюда из разных уголков России. Сотни разноцветных платков, тысячи зажженных свечей… Народу так много, что нам приходится теснее прижиматься друг к другу. Краснощекая полноватая дама в красном платке в крупный белый горох недовольно ворчит на стоящую рядом с ней старушку в черном: «Ну, это надо! Что за люди?! Как можно так чеснока наесться!!! Дышать невозможно!» Та со смирением опускает глаза и немного нервно осеняет себя крестным знамением. Господи, мы все такие разные, каждый – со своими несовершенствами Господи, мы все такие разные, каждый – со своими несовершенствами, со своими помыслами, со своими, не всегда угодными Тебе желаниями… Кто-то попал сюда впервые, да и к таинствам приступает редко, а у кого-то за плечами – многолетний опыт духовной жизни, ежедневные молитвы… Кто-то врач, кто-то регент, кто-то слесарь, а кто-то – генерал в отставке, у кого-то уже три мужа было, а кто-то приехал хоть одного вымолить… Все это здесь стирается, растворяется и становится ненужным. Мы все здесь равны. Только одно объединяет нас – вера и возможность быть сейчас здесь, на празднике у Божией Матери И лишь только одно объединяет всех нас – вера и возможность быть сейчас здесь, в Псково-Печерском монастыре, на празднике у Божией Матери. И пусть и не доросла еще эта вера до горчичного зернышка, но все-таки она есть, ведь Промысл Божий привел нас сюда в такой день, в такой праздник! Господи, вера же вместо дел да вменится нам. А так хочется счастья! «Не вернусь домой больше, ни за что не вернусь! Здесь останусь!» – в голос рыдает молодая девушка. – Миленькая моя, ты что же так ревешь-то, поди, умер кто? – обращается к ней женщина с красивым бронзовым загаром, оттенённым белоснежным платком. – Нет… Не умер… – растерянно отвечает она, слезы мгновенно высыхают, видно, фраза о смерти немного привела ее в чувство. – Да мне это… Муж позвонил, да обругал так, за то, что я ему не сказала, а сюда уехала… Домой приеду, точно мне покоя не даст… Да знали бы вы, как я от него уже устала… У других мир да любовь, а у нас только брань… А так хочется счастья, чтобы любовь настоящая, на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/106762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Тимофеев), архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский. Фотография. 2010 г. Иоанн (Тимофеев), архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский. Фотография. 2010 г. (Тимофеев Иван Иванович; род. 20.01.1958, Казань), митр. Йошкар-Олинский и Марийский. По окончании средней школы был принят послушником в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В 1978-1981 гг. учился в Московской ДС, в 1981-1985 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственно-аскетические воззрения прп. Нила Синайского» (Загорск, 1985). Направлен в Казанскую епархию. 4 нояб. 1987 г. Казанским и Марийским еп. Пантелеимоном (Митрюковским) рукоположен во диакона. 23 апр. 1989 г. Казанским и Марийским еп. Анастасием (Меткиным) пострижен в монашество с именем Иоанн. 15 февр. 1990 г. рукоположен во иерея. Назначен секретарем Казанского ЕУ. В 1991 г. возведен в сан игумена, 28 июня 1993 г.- в сан архимандрита. 25 июля 1993 г. хиротонисан во епископа новообразованной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . На момент образования епархии в Йошкар-Оле был один молитвенный дом (ныне ц. Воскресения Христова), поэтому служение И. начал в храме с. Семёновка, где и был хиротонисан. И. сформировал в епархии адм. структуру из 5 округов, за время его управления число приходов возросло с 30 до 82, а количество священнослужителей увеличилось в 3 раза. Открыты и действуют епархиальные отделы: миссионерский, информационно-издательский, социального служения, религ. образования и катехизации, по работе с молодежью, по взаимодействию с правоохранительными органами и Вооруженными Силами, а также комиссии по канонизации святых, по переводу Свящ. Писания на марийский язык. В 1994 г. был восстановлен Мироносицкой иконы Божией Матери женский монастырь в с. Ежове. К празднованию 350-летия явления Мироносицкой иконы (в 1997) в обители был отреставрирован 2-этажный храм. В 1998 г. И. освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1998 г. была открыта Богородице-Сергиева муж. пуст. в Килемарском р-не Республики Марий Эл. С 1998 г. в Йошкар-Оле в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проходит ежегодная научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура». Регулярно выходят правосл. газеты «Мироносицкий вестник», «Православное обозрение», «Вестник», а также телепрограмма «Преображение» и радиопередачи.

http://pravenc.ru/text/469556.html

После того, когда игумен Печерский, со всею братиею, был у Епископа Геннадия для принятия подробнейших наставлений касательно крестного хода, Святитель, между прочим, сделал словесно такое распоряжение: «когда вы по своему обещанию пойдете к Живоначальной Троице 51 с образом Пречистыя Богородицы и честным Крестом, тогда в субботу на вечерни и в воскресенье на утрени 52 будете праздновать воскресенью и святой Троице, вместе с величанием и святого благоверного князя Гавриила Псковского. А мы будем праздновать у Живоначальной Троицы воскресению Господню и Успению Пресвятыя Богородицы. По прочтении же Св. Евангелия весь освященный чин, со святыми иконами, хоругвями и знамением животворящего Креста, в сопровождении всех властей, бояр, воевод и всех православных христиан всякого пола и возраста от мала до велика, – все выйдем из Пскова до монастыря св. Николая – каменныя ограды, в сретение святыя иконы Успения Божией Матери 53 , чудотворных икон: – Владимирской Божией Матери и Одигитрии, иконы великого Чудотворца Николая, святых икон Антония и Феодосия Печерских – и все поклонимся им любезно со страхом и верою целуя их, а также примем осенение честного Креста, и дадим друг другу целование по заповеди Апостола. Потом, совокупивши весь священный чин 54 (Г) и святыя иконы, помолимся усердно, и возвратившись с песнопением к Живоначальной Троице, совершим здесь литургию собором. Вечерню же петь и Одигитрии Пречистыя Богородицы на Печерском подворье, торжественно с антифонами и паремиями. Там же, после молебна совершать всенощное, а на утро, в понедельник и литургию. В тот же день мы будем провожать святыя иконы Печерския так же торжественно, как и встречали, опять до монастыря Св. Николая. И так будем поступать каждый год, отныне и до века, чтобы и будущия поколения памятовали чудесную Божественную помощь и благодарили всемогущую Святую Троицу, Матерь Божию, великого Чудотворца Николая, Преподобных Отцев Антония, Феодосия и Корнилия Печерских, Святого Благоверного Великого Князя Гавриила-Всеволода и всех святых, которых видел во время осады блаженный муж Дорофей» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В 1521 г. монастырю пожертвовали икону Успения Божией Матери псковские торговые люди Василий и Феодор, писанную живописцем Алексеем Малым. В 1571 г. по повелению Иоанна Грозного икона была украшена драгоценным окладом за счет казенных средств. Названная «Печерской», икона прославилась многочисленными чудотворениями, не раз спасая обитель от многочисленных вражеских нашествий и помогая людям в благодатных исцелениях, особенно от глазных болезней. Другой прославленной Печерской иконой стал список с Владимирского образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Умиление». И этот образ явил бесчисленные чудеса и исцеления. Икона была принесена в монастырь в игуменство преподобного Корнилия, при котором Псково-Печерская обитель достигла своего настоящего расцвета. Будущий игумен родился в Пскове и отрочество провел в Мирожском монастыре. Будучи 28 лет, он принял игуменство в Печерах в 1529 г. и скоро своей строгой жизнью и подвижничеством поднял обитель на высокий духовный уровень. Преподобный Корнилий просвящал святым крещением племена эстов, для которых возвел несколько храмов на юге Эстляндии. В монастыре велась «Третья Псковская летопись», и им самим была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из летописей. При нем активно заработали многие мастерские: иконописная, плотницкая, керамическая, была собрана богатая по тем временам библиотека. По повелению Иоанна Грозного вокруг монастыря, занимавшего стратегически важное положение, начинается сооружение мощной крепостной стены, общая длина которой составила 726 м при толщине 2 м. В 1541 г. в обители возводится редкая для псковской архитектуры 2этажная Благовещенская церковь, а для стрельцов, несших службу в монастыре, – надвратная Никольская церковь. Преподобный Корнилий отличался мудростью и образованностью, всегда отстаивал Божию правду. Бывший соратник грозного царя Андрей Курбский, не раз бывавший в обители и переписывавшийся с игуменом, так отзывался о нем: «Корнилий – муж святой и во преподобии мног и славен, ибо от мудрости своей во мнишеских трудах провозсиял».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010