Некоторые из них приобретали в свое время известность, даже славу. Во дни Uoahha III более всех славились иконописцы Митрофан инок и Дионисий, расписавшие в 1466 г. главный храм в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. Через пятнадцать лет этот самый Дионисий, а с ним поп Тимофей, Ярец и Коня написали «чудно вельми» три яруса в иконостасе (деисус, праздники и пророки) нового московского Успенского собора получив за труды сто рублей от Вассиана, архиепископа Ростовского. Еще через пять лет тот же Дионисий вместе с двумя сынами своими Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и двумя племянниками преподобного Иосифа Волоколамского – старцем Досифеем и старцем Вассианом (который впоследствии был епископом Коломенским) расписали новый каменный храм в Иосифо-Волоколамском монастыре. При Василии Иоанновиче известны были своим искусством иконописцы: а) в Москве – сын Дионисия Феодосий и Феодор Едикеев, расписавшие в 1508 г. придворный Благовещенский собор, а также митрополиты Симон и Варлаам: от первого доселе сохранилась икона Божией Матери Владимирской, им писанная, а последний в 1518 г. поновил собственными руками две старые иконы – Спасителя и Богоматери, принесенные из Владимира; б) в Новгороде и его области – Андрей Лаврентьев и Иван Дермоярцев, дописавшие в 1509 г. деисус и праздники в иконостасе Софийского собора; иеромонах Антониева монастыря Анания, писавший «дивныя иконы многих св. чудотворцев» (1521), и преподобный Антоний Сийский, писавший также «многая св. иконы»; в) в Пскове – Алексей Малый, «муж благочестивый житием и богобоязливый», написавший в 1521 г. образ Успения Богородицы для Псково-Печерского монастыря. При царе Грозном в числе иконописцев встречаются два митрополита: Макарий, не раз поновлявший святые иконы, которые приносимы были для того в Москву из других мест, и Афанасий, писавший многие иконы; протоиерей Андрей, сотрудник Макария при поновлении икон; преподобный Адриан, игумен Пошехонский, писавший многие иконы; псковские иконники – Останя, да Яков, да Михайла, да Якушка, да Семен Высокий Глаголь с товарищами, участвовавшие в расписании Благовещенского собора в Москве после пожара 1547 г.; московские иконники – Ларион, да Третьяк, да Федор Никитины, родом ярославцы, расписавшие в 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 24.08.1608, Псков), еп. Псковский и Изборский. В 1587-1594 гг. был игуменом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1594 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского. (Утверждение еп. Амвросия (Орнатского) и П. М. Строева о том, что Г. до хиротонии являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве, ошибочно.) В 90-х гг. XVI в. Псковская кафедра вслед. затяжной Ливонской войны (1558-1583), в частности осады города и Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря войсками кор. Стефана Батория (1581), по-видимому, находилась в тяжелом материальном положении. В 1597/98 г. Г. и псковичи решили позолотить купол псковского кафедрального собора во имя Св. Троицы, но «не возмогоша». Псковичей поддержал воцарившийся в 1598 г. Борис Феодорович Годунов, к-рый выделил на украшение собора 2300 р. При Г. в память об избавлении города и Псково-Печерского мон-ря от осады польско-литов. войск был учрежден крестный ход из мон-ря в Псков (обет об установлении крестного хода в 7-ю неделю по Пасхе в случае избавления дали иноки мон-ря во время осады). 24 мая 1601 г. Г. отправил в Печерский мон-рь чины празднования, относящиеся к службам в Пскове и к встрече хода в городе, а также дал распоряжение игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакиму написать устав праздничного монастырского богослужения и чин самого хода. 4 июня работа была закончена. Г. одобрил труд игум. Иоакима и установил, чтобы за трапезой в мон-ре в тот день читалось «в Повести печерской о нахождении литовскаго краля ко Пскову» (Цит. по: Малков. С. 168). Г. покровительствовал Псково-Печерскому мон-рю, считая, что одно лишь погребение в его пещерах освобождает от грехов. Н. И. Серебрянский полагал, что Г. сам сделал запись в «Повести о Печерьском монастыри, иже в Пъскове» об одном исцелении или по крайней мере свидетельствовал это чудо ( Серебрянский. С. 166). В апр. 1602 г. мон. Псково-Печерского мон-ря Григорий «понуждением и благословением» Г. взялся за написание новой редакции жития блгв. кн. псковского Всеволода (Гавриила) Мстиславича (РНБ. Q.I.70. Л. 69; см.: Серебрянский. С. 180; Охотникова В. И. Григорий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 173). При Г. продолжалась работа местных летописцев. В кон. XVI - нач. XVII в. в Пскове и др. городах епархии активно переписывались книги, мн. рукописи имеют подробные, летописного характера выходные записи (напр., список Слов на все недели Постной Триоди - РГБ. Егор. 95. Л. 481-482).

http://pravenc.ru/text/162076.html

е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери. Это дело поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексею, по прозванию Малому. Получивши от иконописца образ, они принесли его в Псково-Печерский монастырь и поставили в прежнем храме Успения, в 1521 году, а с 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами. 10 Вот происхождение главной, если можно так сказать, святыни Псково-Печерского монастыря, храмовой иконы Успенского собора, которая более трёх веков прославляется чудесными исцелениями, и по сие время. Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом; по смерти погребен в Богом зданной пещере. Преемник Дорофея, игумен Герасим занялся внутренним устройством монастыря. Он учредил чин церковной службы по подобию службы в Киево-Печерском 11 монастыре и в других древних монастырях; постановил навсегда, чтобы богослужение совершалось в монастыре каждый день, в храме Успения Божией Матери; написал монастырский устав, в котором определил для иноков порядок и правила монашеского жития, заимствовав эти правила из устава обители Киево-Печерской. Этот устав Герасим скрепил своеручною подписью, в присутствии всей братии, а потом предложил подписаться на нём и Дьяку, Михаилу Григорьевичу Мисюрю, как главному тогда благотворителю и попечителю монастыря. И таким образом, – замечено при этом в повести, (о начале и основании монастыря) – день от дня росла и распространялась обитель Пречистыя Богородицы. Окончательное устройство монастыря. После Герасима настоятелем монастыря избран был (в 1529 году) постриженик того же монастыря Корнилий, возведённый в сан Игумена ещё в молодых годах (на 28-м году от рождения) 12 это было необыкновенное лицо, и самое замечательное в истории Псково-Печерского монастыря, по важнейшим его услугам и трудам в пользу сей обители: муж строгой, святой, постнической, примерной жизни, сильной воли, неусыпной ревности ко благу обители и славе имени Христова, неутомимый в трудах, твёрдый в искушениях, непреклонно терпеливый в страданиях, даже до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской). Святая была супругой прп. Ионы (в миру свящ. Иоанна), основателя и строителя Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Краткие сведения о преподобной сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции: начальная (создана в 1525-1526), 2-я, т. н. Корнилиевская (1531), 3-я (1582-1583) и 4-я (1584-1586), «Повесть» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Муж Марии происходил «из московския земли», за что псковичи прозвали его Шестником (пришельцем), служил в храме в Русском конце г. Юрьева (ливонский Дерпт, ныне г. Тарту в Эстонии). В 1470 или 1471 г. Иоанн вместе с семьей перебрался в Псков из-за начавшихся преследований немногочисленных правосл. юрьевских жителей со стороны местного католич. епископа (8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Омовжи (совр. Эмайыги) юрьевского правосл. сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами). Узнав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, «Богом зданной» пещеры, Иоанн решил посмотреть на нее как на возможное место своих буд. покаянных монашеских трудов и отправился туда вместе с женой и 2 сыновьями. Семья поселилась близ пещеры в деревне на р. Пачковке. Вскоре Мария заболела и была пострижена в иноческий образ с именем Василисса. Именно такое монашеское имя указано в начальной и 2-й редакции «Повести о Псково-Печерском монастыре», а также в главе «О п(е)реложении (в новые гробы) начальных старцев печерских», появившейся в составе «Повести» в нач. XVII в. Однако в совр. святцах указано др. монашеское имя святой - В., так она в наст. время поминается в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/149849.html

Уйдя на покой, К. продолжал жить в Макариевой пуст., служил ранние литургии. В ночь с 17 на 18 февр. 1932 г. был арестован вместе с братией монастыря (ок. 40 чел.) по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в ходе операции ОГПУ по ликвидации всех муж. и жен. монашеских общин на территории Ленинградского военного округа. 22 марта 1932 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан. По возвращении из ссылки в 1935 г. проживал нелегально недалеко от закрытого Воскресенского мон-ря, в районе городов Чудово и Любань. Имел многочисленных духовных чад, окормлял нелегальные общины «непоминающих» в пределах Новгородской, Калининской и Ленинградской епархий: объезжал города и села для исполнения тайных богослужений и треб, совершал тайные монашеские постриги и священнические хиротонии лиц, которых сам готовил к принятию сана, а потому позже шутя говорил, что у него были свои духовная академия и духовная семинария. По собственному свидетельству, в течение мн. лет он не ночевал в одной квартире подряд 2 ночи, с большими предосторожностями и постоянной опаской скитался из одного селения в другое, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Во время Великой Отечественной войны, с осени 1941 г., находился на территории, оккупированной нем. войсками, предположительно принимал участие в открытии закрытых храмов. В нач. 1942 г. вместе с келейником Вуколом (Николаевым) получил разрешение от нем. оккупационных властей и руководства Прибалтийского экзархата РПЦ переехать в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Прибыл туда в марте того же года. Вел в обители строгую молитвенную жизнь, ежедневно посещая храм. В Иванов день, 7 июля 1942 г., возглавил крестный ход вокруг монастыря. Участвовал в совещании архиереев Прибалтийского экзархата, состоявшемся в Псково-Печерском мон-ре 29-30 авг. 1943 г. Планировался его приезд на очередное архиерейское совещание в Ригу, но на Страстной седмице, в ночь с 31 марта на 1 апр. 1944 г., при налете советской авиации на г. Петсери (ныне Печоры) и Псково-Печерский мон-рь схиепископ отказался спускаться в бомбоубежище во время вечерней молитвы и был убит осколком бомбы в своей келье. Погребен в Богозданных пещерах мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1840317.html

сост. Александр Ратшин Псковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ, муж. 1 класса, при заштатном городе Печорах, в 20 верстах от древнего Изборска, на устье речки Пачковки, впадающей в Пимшу; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует с XV века; она, а впоследствии и город Печоры, получили название от пещер, ископанных в горе у реки Каменца, в которых в древние времена жил Преподобный отшельник, старец Марко. Чрез долгое время после Преподоб. Марка, поселился здесь, в горе близ пещер, также отшельник, Преподобный Иона, и, 1473, устроил малую обитель, а в пещере церковь Успения Богородицы. По кончине св. Ионы, преемник его, инок Михаил, основал над горою, в исходе XV века, новую обширнейшую обитель, с церковью св. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это было началом нынешнего Псково-Печорского монастыря, который, после многих разорений от лифляндцев и поляков возобновлен в 1519 году; а совершенным своим устройством обязан он Преподобному Корнилию, бывшему здесь во второй половине XVI века игуменом: он оградил обитель каменными степами, с башнями, валами и рвами так, что она выдерживала невредимо неоднократные осады от лифляндских рыцарей. Ныне здесь находится 5 церквей: 1) Соб. двухэтажная, в коей внизу, в самой пещере, престол Успения Богородицы, где иконостас весь железный; а вверху Покрова Божией матери; отсюда сделан ход в пещеры. Церковь эта сооружена в 1523 году. Здесь находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, именуемые одна Умиление, а другая Пскова-Печорскою. Первая икона, писанная в 1521 году, пожертвована сюда, в обитель, псковскими купцами Феодором и Василием; празднество ей, установленное в 1601 году, в память избавления Пскова от осады короля Стефана Батория, 1581, совершается в седьмое воскресение по Пасхе. Вторая икона просияла чудесами в 1523; явилась же она в 1472; а празднуют ей в Псково- Печорском монастыре дважды в год: 15 августа и в седьмое воскресение по Пасхе; при чем, в это последнее празднество, совершается отсюда в Псков, вместе с иконою, крестный ход, установленный Геннадием епископом псковским, после освобождения Пскова и Печорского монастыря от нашествия, в 1581, короля Стефана Батория. 2) Благовещения Богородицы, трапезная. 3) Николая Чудотворца, над вратами. 4) Димитрия Ростовского . 5) Праведного Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобную Вассу похоронили в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был изставлен из земли невидимой Божьей силой. Ее муж и духовный отец смутились, решив, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось на верху земли. Тогда стало ясно, что это – знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Ионы . Собственноручно ископав пещерную церковь , он испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила освятить ее. 15 августа 1473 года пещерный храм был освещен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы – прозрела слепая женщина. Эта икона хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который повесили над его гробом, но при набеге немцев он был похищен. Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы. Важные изменения в Печерской обители произошли при игумене Корнилии . Преподобномученик Корнилий родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг, иконописи. Закончив учение, Корнилий принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда вкупе с ним убиен и другой мних, ученик того Корннлня, Васьян, именем, по наречению – Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголют их вкупе во един день орудием мучительским некаким раздавленным: вкупе и телеса их преподобно-мученически погребены...» . В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры , написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу Государю с крестом, Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой Царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем». Свидетельством раскаяния Царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю Свидетельством раскаяния Царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно, в память этого мученика . «Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей а намять оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников. Но все же после грешного дела Иоанн Грозный часто вспоминал взгляд игуменских глаз... Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике» . Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене «Богом зданной пещеры», вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо.

http://pravoslavie.ru/137789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Муромцев; † 20 февр. 1570, Псков), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских), инок Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В. был учеником и помощником игум. мон-ря прмч. Корнилия , автора «Повести о Псково-Печерском монастыре». Возможно, В. участвовал в создании 3-й Псковской летописи, одним из редакторов-составителей к-рой был игум. Корнилий, и помогал игумену в составлении печерского синодика - «Кормовой книги» (начата в 1558). В. состоял в переписке с кн. А. М. Курбским (известны 2 письма Курбского, адресованные В.), к-рый пользовался духовными советами печерского инока. Впосл. Курбский обиделся на старца за то, что тот не поддержал князя в его противостоянии с царем Иоанном IV Васильевичем . Особо доверительные отношения В. с игум. Корнилием стали наиболее вероятной причиной мученической кончины печерского инока. 13 февр. 1570 г. Иоанн Грозный после расправы с Новгородом отправился в Псков, у городского Троицкого собора царя встретило местное духовенство (в т. ч. и печерский игумен). Согласно монастырскому преданию, 20 февр. прмч. Корнилий по ложному доносу был собственноручно казнен царем у ворот Печерской обители, где государя, по обычаю, встречала братия (дата смерти игум. Корнилия указана в «Повести»: «В лето 7078-ое (1570), февраля в 20-й день»; такая же дата приведена и в монастырской «Кормовой книге», хотя В. под 20 февр. в ней не упомянут). Др. версию кончины иноков сообщает в «Истории о великом князе Московском» кн. Курбский, он пишет, что оба печерских мученика скончались от пыток во время царских допросов: «Тогда вкупе убиен с ним [прмч. Корнилием.- Г. М.] другой мних, ученик того Корнилия, Вассиан именем, по наречению Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголют их вкупе, во един день орудием некаким раздавленных: вкупе и телеса их преподобно-мученическия погребены». (Курбский относит гибель иноков к сер. 70-х гг. XVI в., но его хронологические указания не всегда точны.)

http://pravenc.ru/text/149861.html

В сент. 1945 г. Совет по делам РПЦ обследовал 75 обителей и рекомендовал возвратить изъятые у мон-рей после оккупации земли, вывести с монастырских территорий учреждения. Согласно постановлению Совета министров «О православных монастырях» от 29 мая 1946 г., безземельные мон-ри наделялись землей из расчета по 15 соток на насельника, мон-рям разрешалось заниматься промыслами, создавать мастерские. Но уже в 1948 г. в масштабе всей страны процесс открытия мон-рей прекратился. Троице-Сергиева лавра, открывшаяся весной 1946 г., как и раньше, приняла на себя подвиг духовного водительства, а ее насельники пытались возродить традиции дореволюционного М. Значение лавры определялось и тем, что в ней находилась Московская Духовная Академия , где получили образование мн. священнослужители Русской Церкви. Большое влияние имел и Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, где сохранилась преемственность старчества. Старцы Симеон (Желнин ; † 1960), Михаил (Питкевич ; † 1962), Иоанн (Крестьянкин ; † 2006) и другие духовно окормляли тысячи верующих мирян. Из жен. мон-рей выделялся Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, к-рый под рук. митр. Таллинского Алексия (Ридигера; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ) и игум. Варвары (Трофимовой) в 60-80-х гг. ХХ в. стал духовной школой российского жен. М. Когда в 90-х гг. ХХ в. в России начали открываться женские монастыри, настоятельницами большинства из них стали именно пюхтицкие монахини. В 1958 г. началась антирелигиозная кампания против монастырей как важных центров духовной поддержки верующих. 16 окт. 1958 г. Совет министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Был утвержден план закрытия мон-рей на 1959-1960 гг., к-рым предусматривалось из 63 обителей оставить 28. Нек-рые мон-ри закрывали в течение 24 часов, монахов выселяли. Из 1013 насельников закрытых мон-рей в 1960 г. лишь 266 перевели в др. мон-ри, остальных отправили в больницы и дома престарелых. В 1961 г. была превращена в музей Киево-Печерская лавра. Предполагалось закрытие Почаевской лавры, Псково-Печерского и Пюхтицкого мон-рей, но они смогли продолжить свою деятельность. В 50-60-х гг. ХХ в. после сокращения количества мон-рей с 85 в 1948 г. до 15 в 1965 г. уменьшилось и число насельников - с 4632 (1948) до 1,5 тыс. (1965).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010