(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1427 г. иеромонах Иона (Иоанн Шестник), пришедший из Юрьева, построил в горе пещерную Успенскую церковь, а напротив 2 кельи на столбах. В 1473 г. церковь была освящена. 1473 г. считается датой основания монастыря. В 1480 г. (по другим данным - в 1501 г.) эти строения были уничтожены лифляндцами, а Успенская церковь разграблена. Успенская церковь с семью улицами пещер вырыта в песчаном склоне горы: ее северный фасад объединенный с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церкви и пристроенная с восточной стороны Большая звонница, являются центром архитектурной композиции монастыря. Памятники эти поставлены на повышенную вымощенную камнем площадку, которая соединена с нижней основной площадью двумя лестницами. http://www.opskove.ru/det/200_det.html Успенский пещерный храм Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери. Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм. Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители. Через семь лет после освящения первой церкви основатель монастыря преподобный Иона с миром отошел ко Господу. После смерти на нем нашли вериги - глубоко вросший в тело железный панцирь. Погребли отца Иону в Богом зданной пещере, а панцирь повесили над гробом (панцирь исчез после первого разорения монастыря лифляндцами). Место отца Ионы заступил священноинок Мисаил, который устроил на Святой горе общежительный монастырь. Построил келии и деревянную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

http://sobory.ru/article/?object=01991

Псково-Печерский монастырь готовится к юбилейным торжествам 18.07.2023 13:58:11 ПСКОВ Правительство Российской Федерации выделяет средства на подготовку и проведение празднования 550-летия со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и слободы Печоры, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Global Orthodox . Успенский Псково-Печерский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских обителей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными». В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная в холме из песчаника. В связи с юбилеем в региональный бюджет поступит 1264881,9 тыс. рублей на благоустройство общественных и дворовых и пешеходной тропы, на капитальный ремонт многоквартирных домов и автостанции, на реконструкцию инженерных, водопроводных и тепловых сетей. Кроме того, 1701771 тыс. рублей пойдет на реализацию мероприятия по обновлению общественного транспорта (приобретение 12 автобусов). Всего из резервного фонда Правительства РФ выделят 1 435 059 рублей. Соответствующее распоряжение от 14 июля 2023 опубликовано на федеральном портале правовых актов. В преддверии юбилея на территории монастыря также ведутся большие работы. Обитель капитально не реставрировалась с 60-х годов ХХ века. Обновляются Лазаревская церковь, Сретенский храм, Святая горка, Благовещенская церковь, ризница, Большая звонница, храм Николы Вратаря, в первозданный вид приводятся пещеры. При монастыре создается музей, где будут выставляться произведения живописи. Торжественное празднование 550-летия со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря запланировано отметить на престольный праздник, 28 августа 2023 года. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/18/pskovo-pec...

В период 1925–1939 годов – преподаватель Виленской Духовной семинарии. С 1939 года – секретарь митрополита Литовского и Виленского Елевферия. В апреле 1942 года принял монашеский постриг, рукоположен в иеромонаха и возведен в сан архимандрита. С того же апреля 1942 года – епископ Ковенский. В августе 1942 года присутствовал на съезде православных архиереев Прибалтики в Риге. В мае 1944 года по завещанию Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского) возведен в сан архиепископа и назначен временно управляющим Виленской и Литовской епархией (с правом управления всем экзархатом). В архиве Псково-Печерского монастыря имеется упоминание – в «Тетради о Входящих и Исходящих Бумагах» отца наместника, игумена Павла (Горшкова) – о присланном Указе Владыки Даниила (как Архиепископа Ковенского. – Авт.) (Вход. 193 от 16 июня 1944 г.) с сообщением о принятии им на себя обязанностей настоятеля Псково-Печерской обители. В конце 1944 года и в 1945 году находился в Чехословакии. 30 декабря 1945 года восстановил общение с Московской Патриархией и был назначен архиепископом Пинским и Брестским. С декабря 1948 года – архиепископ Пинский и Полесский. 31 октября 1950 года уволен «на покой». В 1956 году ослеп. Жил затем в мужском монастыре города Измаила, а с ноября 1964 года в Свято-Михайловском женском монастыре близ Одессы (село Александровка). Скончался 27 августа 1965 года. В1943 году епископ Даниил принимал участие в проходившем в Псково-Печерском монастыре на праздник Успения архипастырском совещании. Об этом совещании подробнее см.: Архимандрит Тихон (Секретарев). Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2007. С. 110. 44 Значительная часть публикуемых ныне высказываний отца Серафима дается здесь после некоторого необходимого (чисто литературного) редактирования. К этому авторов книги побудило в первую очередь то, что записи в дневниках старца носят порой отрывочный, весьма конспективный характер. В подобных случаях авторами восстанавливалась почти что утраченная на письме связь между словами в предложениях, иногда существенным образом уточнялись знаки препинания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преподобный Иона выкопал в 1473 году в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920–1945 годов пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967–2006 годах архимандрит Иоанн (Крестьянкин). См. также: Фотопаломничество в Псково-Печерский монастырь Содержание История [ править править код ] Ранний период Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского ). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, прп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры». В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

соорудили новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). Тогда же установлен крестный ход к пещере с храмовою местною иконою Успения Божией Матери в 15 день Августа. С тех времен местная храмовая икона Успения Божией Матери стала благоговейно чтима быть так, что праздник Успения Пресвятыя Богородицы начал привлекать усердных Богомольцев и из чужих приходов. После построения новаго храма, малая деревянная церковь Св. Архангела Михаила за ветхостию разобрана, а в память оной устроенный придел при церкви Успения Пресвятыя Богородицы, освящен 1779 г. месяца Августа, строителем Череменецкаго Монастыря О. Иоакимом. Особенное участие в построении церкви Успения Пресвятыя Богородицы, принимал знаменитый Новгородский помещик ч. Мордвинов; лес для постройки возили прихожане частию из его дачи из под с. Аксентьева, частию из своей дачи близ Доложска, теперь вовсе истребленной. Но самое построение храма длилось 8 лет за неимением искусных плотников и распорядителей. В настоящее время Церковь Успения Пресвятыя Богородицы снаружи еще тверда; обшита тесом и покрыта железом, обнесена каменною оградою, внутри обита холстом. Иконостас современный церкви возобновлен в 1857 году; утварию удовлетворительно снабжена. Печальный вид ея снаружи соответствует внутреннему, и наводит на душу какую то неземную грусть, располагающую ее к мысли о жизни за гробной. Первейшая святыня и драгоценность Доложскаго храма – Досточтимая икона Успения Пресвятыя Богородицы: Она красуется в величественном кивоте в серебрянной ризе, с позолоченными венцами, весом 20 фунтов чистаго серебра 84 пробы 1788 года, пожертвованной помещицей, девицей Параскевой Иларионовной Мордвиновой, в благодарность за чудесное спасение ея от потопления, на Долгом озере в Ноябре 1787 г. Самый кивот в 5 1/2 аршин высоты, сделанный в русско-византийском вкусе, и пред ним величественный подсвещник с фарфоровой свечой, — дань благодарности за исцеление от глазной болезни Ямбургскаго купца В.

http://sobory.ru/article/?object=02831

Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) В 20-40-х гг. XVI в. в Пскове работал мастер Тимофей Андреев. Сохранились 2 его К., изготовленные в 40-х гг. XVI в. для Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Большинство К., отлитых в 1-й пол. 30-х - нач. 50-х гг. XVI в. мастером Прокофием Григорьевым, были изготовлены на продажу, в т. ч. К. 1548 г., хранящийся в Суздале. Наивысший расцвет псковского колокололитейного искусства приходится на 50-е гг. XVI в., когда работали мастера Юрий Ульянов (до наст. времени сохр. только один его К. 1557 г., в ГМЗК), братья Ивановы (один из них, Нестор, отлил 2 К.: для московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в 1555 г. и для ц. прп. Иоанна Лествичника в 1559), Кузьма Васильев и Логин Семёнов (изготовили в 50-60-х гг. XVI в. неск. К., сохр. только К. 1558 г. для Псково-Печерского мон-ря). В 70-х гг. XVI в. Логин Семёнов работал уже самостоятельно; сохранилось 3 его К., в т. ч. один из часовых - на Большой звоннице Псково-Печерского мон-ря (1580). Чума 1567 г., а также Ливонская война почти на 20 лет затормозили производство К. в Пскове. От кон. XVI в. известно неск. имен псковских колокольных мастеров. Василий Иванов работал в 80-90-х гг.; сохранились его К. 1581 г. для ц. Богоявления на Запсковье и 1599 г. для Варлаамиева Хутынского монастыря (изготовлен совместно с Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым, ныне в НИАМЗ). Псковский мастер Иван Матвеев в 1597 г. отлил 150-пудовый благовестник для Соловецкого мон-ря. Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Сохранившиеся памятники псковского литья свидетельствуют, что работавшие в этом городе мастера использовали западноевроп. технологии и украшали свои изделия характерными для Пскова орнаментами.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

В настоящей статье мы рассмотрим тропарь преподобномученику Корнилию. Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесы иконы Богоматерни, многия иноки Богови воспита, тамо и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноки и многия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая. Тамо и мученичества венец по многих летех пастырства своего доблестне прият. Темже воспоим, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна» . Приводим русский перевод: Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, с давних пор славящаяся чудесами иконы Божией Матери, многих иноков для Господа воспитавшая, в ней же и преподобный Корнилий, в подвиге богоугодном подвижнически живя, чудесную Богоматерь прославляя, иноверных просвещая, иноков и многих людей спасая, обитель же свою удивительно украшая и ограждая. Там же и мученический венец спустя много лет своего пастырства доблестно принял. Итак, воспоем Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, ведь даровали нам преподобномученика славного и молитвенника о душах наших, достойного восхваления». Преподобный Корнилий и Псково-Печерский монастырь Начало тропаря сообщает о месте служения преподобномученика. «Псково-Печерская обитель, издревле», то есть с давних пор, а точнее, с момента появления в ней в 1521 году иконы Успения Божией Матери, от которой исходили многие чудеса, стала известна по всей Руси и за ее пределами. Продолжается тропарь восхвалением подвигов игумена: «подвигом добрым подвизася». Слово «добрый» имеет множество исконных значений, сейчас мы чаще всего понимаем его как благожелательный, отзывчивый, выражающий расположение и в основном применяем его к манере поведения. Здесь же это слово употреблено в значении «исполненный достоинств, добродетелей» . Обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних

http://pravoslavie.ru/144781.html

В 1-й Псков. летописи (см. полн. собр. русск. летоп. т. IV) под 7063 – или 1555 г. упоминается, что по распоряжению царя Иоанна Васильевича Грозного, летом того года, принесен из Вятки, славившийся чудотворениями во всем Вятском крае, образ Святителя Николая Великорецкий, (явившийся в 1383 г., в местности нынешней Вятской губернии на реке Великой, впадающей в реку Вятку, – и затем, духовною властию взятый в г. Вятку, в кафедральный собор, где и доселе находится) в Москву для чествования от царя и всех православных, и что образ сей многих безчисленно прощал (т. е. исцелял) равными болезнями и недугами одержимых и слепых, идучи дорогою и на Москве“. Преподобный Корнилий, Псково-Печерский (с 1529 по 1570 год) игумен, каждогодно (по распоряжению Великого Князя Василия Ивановича, еще со времени Игумена Дорофея, в 1523 году, когда и до Москвы дошел слух о чудесах от Псково-Печерской Иконы Успения Божией Матери – в житии) (см. в 1-й Псков. летоп. под 7027 г. на стр. 293 и под 7031 годом, на стр. 295), – ездивший после праздника Успения с просфорою и св. водою в Москву к Царю – в свою поездку того 1555 г., удостоившись поклониться тому чудотворному Великорецкому образу Святителя Николая, тогда же приобрел там верный снимок живописный на доске с того чудотворного образа и привез в свою обитель. – Когда же устроивал (1561–1565 г.г.) каменную из плиты, доселе существующую, стену вокруг всего монастыря, то Преподобный Корнилий над воротами в сей стене (доселе называемыми святыми воротами) устроил 1564 г., в честь сего Святителя Николая церковь (См. в 1-й Псков. летоп. на стр. 315 под 7072 годом) и доселе существующую, в которой тот привезенный им из Москвы иконописный снимок с Великорецкого Чудотворного Образа – был поставлен, как храмовая икона. – Во время Польской осады Печерской обители, явно испытанное чудесное покровительство Святителя Николая, над сохранением сей обители, засвидетельствованное и самими неприятелями (См. выше осада Печерского монастыря стр. 33), было причиною того, что, когда по заветному обещанию осажденных, учредился в 1582 году крестный ход из Печерской Обители в Псков, то в сем ходе всегда участвовала икона Святителя Николая Великорецкого. Так как с этой иконы было несколько списков – копий – в церквах Печерской Обители, что видно из монастырских описей, то в отличие от сих списков копий, та икона Святителя, привезенная из Москвы, называлась: „начальной (т. е. первый снимок, привезенный Преподобным Корнилием из Москвы) Николин образ чудотворный Великорецкой или же „Св. Николы Чудотворца „рекомая“ Великорецкая Икона“. (См. брош. празд. в Печер. трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского мон. под. стр. прим. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010