70 . Минувшым же неколиким часам, воспрянув святый и, очи воздев на высоту (обременяем бо тяжестию вериг, не можаше востати), помолися в себе, глаголя: «Слава тебе, всещедрый Владыко, Господи душелюбче, яко сподобляеши мя участника быти страдания и креста, егоже вси доблествении мужи, на рамена 266 подъявше, доброму последоваша предводителю Христу и тесным жития путем внидоша в живот. Слава тебе, Человеколюбче, яко сими оковы удостоверявши мя недостойнаго о твоем благоволении ко мне. И кое ти благодарение принесу? Что ти воздам за толикую милость? Ныне аз свободен, яко вси мя оставиша и всего того лишихся, еже бы возмогло душу мою пленити, и незыблемым упованием всажден есмь в Бозе, той мне сокровище, той веселие, слава же и честь. Ныне аз воистинну блажен, яко сподобляюся Христовым страстем сообразоватися 267 . Ныне аз победитель и царь, Христова бо, яже во мне, сила разоряет вся коварства врагов. Ныне конец желаний моих наста, и что ми еще восхотети на земли. Даждь ми убо, Господи, совершенное терпение, да возмогу до конца преплыти сия обуревания мира». 71 . В сих и подобных размышлениях вся нощи препровождаше святый. Пища же ему весма скудная давашеся от мучителей оных, обаче святый доволен бяше ею, навыче бо воздержанию измлада, емуже паче прилежаше, путем шествуя от Владимира во Орду, на немже обретаяся, во всякую неделю 268 причащашеся пречистаго Тела и Крове Владычни; а отнележе взят бысть, вся нощи без сна препровождаше в глубоких воздыханиях и слезах, исповедался Господевн и непрестанно пояше богодухновенныя пророка Давида псалмы, имиже соуслаждашеся и увеселяшеся, яко некоею на велицем пиршестве мусикиею. Поскольку же руце его оковами вязахуся в нощи и не можаше книгу держати сам, сего ради испроси у стражей, да позволят быти единому своему отроку при нем, иже, седя, держаше книгу и прекладываше листы. Молящуся святому, множае же чтяше наизусть следующыя псалмы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» [ Псал.50 ], 269 «Господи, услыши молитву мою» [ Псал.71 и 142], 270 «На тя, Господи, уповах, да не постыждуся вовек» ( Псал.30 ], 271 «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» [ Псал.68 ], 272 и прочая, сим подобная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия. Оправда ми туне благодатью его избавлением, еже о Христе Иисусе ( Рим. 5:8; 3:23–24 ). Итак Иисус Христос пострадал и умер невинно, за грехи Мира. Пилат, предавший, в угодливость иудеям, Господа на распятие, говорил, что он с своей стороны не находит никакой вины в Нем. Все, совершавшееся при страдании Иисуса Христа, совершилось, как видели мы выше, по точному предсказанию Пророков. Так, например, царь и пророк Давид, задолго до пришествии Мессии предсказывал, что будут ругаться над Ним: вси видящие мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его; да спасет Его; яко хощет Его ( Псал. 21:8 ). Далее Давид говорит, что дадут ему в пищу желчь и в жажде напоят Его уксусом ( Псал. 68:22 ), что разделят ризы Христа и об одежде Его будут метать жребий ( Псал. 21:19 ); наконец, руки и ноги Господа пригвоздят, ко кресту: ископаша руце Мои и нози Мои ( Псал. 21:17 ). Все это в точности исполнилось над Иисусом Христом! Весьма замечательно, что при страдании и смерти Господа совершилось и много такого, что в свою очередь также показывает, что умерший на кресте был не простой человек, а Богочеловек. Вот что говорит Евангелист Матфей об этих событиях: и завеса во храме разодралась на двое сверху до низу, и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли ( Мф. 27:51–52 ). Скажем в заключение, о том, как повествует святое Евангелие о воскресении Господа: знать это для нас, братия, важно, потому что воскресение Иисуса Христа составляет основание христианского верования воскресению умерших. Апостол Павел говорит: аще Христос не воста, тщетно и верование наше ( 1Кор. 15 – 20 ). Заметим, что так говорил тот, кто почерпал эту веру не только из священного Писания, в котором он был весьма сведущ, как законник иудейский, но от самого Воскресшего Господа, призвавшего его быть избранным сосудом и истинным проповедником Евангелия. Но если в ком – ни будь из вас явилась бы нехристианская мысль и стала бы смущать, то братский совет вам – тотчас обратиться к Евангелию оно верно успокоит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Патриарх Иаков, спасающийся прежде бегством от Исава, не устрашился предстоящей смерти, а напротив того, в это самое время каждого из патриархов благословил по их достоинству. А великий Моисей, скрывающийся сперва от Фараона и от него бежавший в Мадиам, не убоялся, когда услышал: иди во Египет; и опять, когда повелено ему было взойти на гору Аварим и скончаться там, небоязненно принял повеление и даже радостно пошел на гору. И Давид, бегающий прежде от Саула, не страшился подвергаться опасностям во бранях за народ, даже, когда выслушал предложение избрать смерть или бегство, и была ему возможность спастись бегством и сохранить жизнь, скорее избрал смерть этот премудрый. И великий Илия, с давнего времени скрывающийся от Иезавели, не убоялся, когда повелел Дух идти к Ахааву и обличить Охозию. И Петр, кроющийся страха ради иудейского, и апостол Павел, свешенный в кошнице и спасшийся бегством, услышав: «в Риме должно приять вам мученичество», не отложили путешествия, но паче радуясь отправились в путь, и один, как бы поспешая к своим, веселился закалаемый, а другой не устрашился предстоящего времени, но хвалился еще, говоря: «аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4:6).    20) Патриарх Иаков во время бегства сподобился многих Божественных видений, и даже, пребывая сам в покое, имел защитником своим Господа, Который то постыждает Лавана, то удерживает Исава. И после этого сделался Иаков отцом Иуды, от которого воссиял Господь по плоти, и преподал благословения патриархам. И боголюбивый Моисей, когда был в бегстве, тогда узрел великое видение; и спасшись от гонителей, послан пророком во Египет, став служителем стольких знамений и Закона; был вождем многочисленного народа в пустыне. И Давид гонимый поучал: «отрыгну сердце мое слово благо» (Псал. 44:2), и: «Бог наш яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3), и тем паче возмогал, говоря: «на враги моя воззре око мое» (Псал. 53:9), и еще: «на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне» человек (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2602...

Признаемся, что добрая надежда не есть такая вещь, которую можно было бы запереть в сокровищницу, или доказать родословием, или получить как неотъемлемое достояние в числе прав по званию и преимуществам по месту в гражданстве. Она происходит от света Евангельского, заключается в сердце и есть часть живой и деятельной веры. Итак, остается для выбора одна из надежд – надежда на милость Божию. Вот основание, на котором можно устроить благополучие свое, и устроенное упрочить! Кто, возлагая надежду на Бога, оставался, когда обманутым? Кто не получал себе спасения, спасаясь надеждою в Боге? Кто не был блажен, полагая блаженство свое в Боге? Христианин! если ты избрал сию последнюю; то положил ее на основании непоколебимом и обеспечил свое благополучие; поскольку Бог всегда будет иметь довольно благости, чтобы попещись о твоем благе, довольно премудрости, чтобы изобрести для сего средства, довольно могущества, чтобы привести их в действие, и наконец довольно милосердия, дабы и в том случае, когда ты своим неблагоразумием и злоупотреблением свободы сам поколеблешь свое благополучие, по твоему раскаянию и молитве вновь прийти к тебе на помощь и восставить твою падшую скинию. Но, бедные человеки, у которых не только кратковременная буря бедствия разрушает долго на слабом основании утверждаемые надежды, но которых и легкий ветер пустой молвы колеблет страхом, как листья древесные, – что мешает вам от ненадежности тварей возвыситься к верной и не обманчивой надежде на Бога? Что вы находите прочного в благах века сего? Что хорошего в забавах и удовольствиях? Что постоянного в почестях и славе? Придет час смерти, и мы должны будем все оставить. Ничего не возьмем с собою и ничего не получим за гробом, если здесь не искали и не трудились. Что посеем, то и пожнем. До Бога высоко, говорит простонародье. Конечно, высоко для того, который низко мыслит и чувствует и порочно живет. В самом деле до Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, поскольку Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели душа твоя к твоему телу, только умей найти Его близость верою и молитвою. Близь Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Но я сего недостоин, скажет кто-либо. Так свергай скорее все, что делает тебя недостойным, а между тем веруй, и молись, и уповай на Бога. Боже наш! на Тя уповаша отцы наша: уповаша и избавил еси я: к Тебе воззваша и спасошася: па Тя уповаша и непостыдишася ( Псал.21, 5, 6 ). И ныне да уповают на Тя знающий имя Твое: яко неоставил взыскающих Тя, Господи ( Псал.9, 11 ). Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца: яко Бог помощник наш ( Псал.61, 9 ). Благо есть уповати на Господа ( Псал.117, 9 ). Дар уповает на Господа: и милостию Вышняго неподвижится. Аминь. Слово в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича 23

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Пс.5:2 . Царю мой и Боже мой Ведь Ты, говорит, только один и есть у меня Царь, который печешься обо мне, Ты только один и Бог у меня, Творец всего; идолов же я отвергнул (или отвергнула; если предположить говорящею здесь Церковь . – ниже). Пс.5:3–4 . Яко к Тебе помолюся, Господи Услышь, говорит, меня, Господи, потому что впредь я к Тебе только одному стану обращаться с молитвою, а не к другому богу, как это было доселе. Пс.5:3–4 . Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя То утро, говорю я, т.е. ( Церковь ), когда взойдет для человечества Солнце правды – Христос, услышь меня; ибо тогда я буду составлена из язычников и иудеев и стану призывать Тебя на помощь. Мало того: по причине близости к Тебе, вследствие добродетельного жития моего, я предстану к Тебе, и Ты таким образом заметишь меня еще приближающуюся к Тебе. Ибо, как сказано, «очи Господни на праведныя» ( Псал.33:16 ). В некоторых списках псалмов встречается – не «узриши», а «узрю», иначе говоря: сделаюсь зримою или видимою. По отношению же к самому Давиду (если бы мы стали изяснять это место исторически) «заутра» конечно нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое-либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч., – что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. «Благословлю, – говорит пророк, – Господа на всякое время» ( Псал.33:2 ). Пс.5:3–4 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси Ибо беззаконие любят идолы. Под «беззаконием» здесь разумеется вообще всякий грех. Пс.5:6 . Не приселится к Тебе (не водворится у Тебя) лукавнуяй Боги языческие не только сами исполнены страстей, как мы узнаем об этом из сочинений языческих писателей, но они особенно благоприятствуют(по сказанию их книг), как своим близким, даже тем людям, которые ревнуют по их порочным страстям, и открывают для них свои нечистые святилища. Не таков Ты, говорит, Господи; Твоей близости и Твоего покровительства(так именно должно понимать в настоящем случае выражение: «не приселится», никогда уже не удостоится человек лукавый. Ибо, как сказано, «близ Господь сокрушенных сердцем» ( Псал.33:19 ); и потом: «близ боящихся Его» ( Псал.84:10 ). Под человеком «лукавым» ( «лукавнуяй») разумеется здесь грешник во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

208 В заключении части сея надлежит напомянуть священникам, что не довольно того, дабы они сами к молитвам рачительны были, и в том искусны: но по званию своему должны непременно и прихожан своих неграмотных поселян научить истинному богомолению, якоже Христос Господь, апостолы, и Иоанн Креститель ученики своя научили молитися. Лк.11:1 и проч. 209 Для некнижных прихожан довольны те только молитвы, кои при азбуках и катехизисах напечатаны: и чтоб они тем твердо изучилися, и всегда Духом и истинною, яко пред Богом стоя, читали в том должность священников есть всеприлежно стараться наставить. И не преставать, донельже научать 155 . 210 Заповедь Господня сверх домовой молитвы велит приходить на церковную: внидите, рече, во дворы Господни. И паки: поклонитеся Господеви во дворе святом его. Псал.28:2 . Почему должность пресвитера есть изъяснить, что не токмо в домах молитися, но и в храм Божий в день воскресный и тому подобные, по силе четвертой заповеди, все долженствуют приходить 156 для принесения чести и славы имени Господню. Псал.28 . Коль же есть великая важность и сила церковного собрания и молитвы, известно оттуду, что Господь обещал посреде сего собрания сам присутствовать и прошения наши слушать и принимать. Мф.18:19–20 . А посему, если кто церковное собрание презирает и нерадить о том, тот сам себе, преступая заповедь Господню, лишает дражайшего обетования Господня. 211 Да и стояще в церкви, чтоб не были лишены реченного обетования: то должен пресвитер изъяснить простолюдинам, что дом Божий, дом есть молитвы. Мф.21:13 . И в храме его всяк (стояй) глаголет славу. Псал. 28:9 . И посему стоящий в нем, должны стоять благоговейно, и внимать прилежно 157 чтению словес Божиих и всему церковному славословию. А дабы сие все внимающым могло быть созиданием, то надлежит неминуемо наблюдать, чтоб чтецы читали внятно, по оной заповеди: не скор буди усты твоими, и сердце твое да не ускоряет износити слово пред лицом Божиим. Екклес.5:1. Також и певцем сказно: пойте Богу нашему, пойте разумно. Псал.46:7–8 . Сим образом провозглашение чтение и пение слушающим имеет быть наставление и утешением. И при таком порядке приклонению уха может воспоследовать умиление духа. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

И знай, что сей предстоит нам труд, пока не внидем во святилище Божие, «к Богу, веселящему юность нашу» ( Псал. 44, 4 ). Ибо Спасителю угодно, чтобы мы, находясь еще во плоти, сподобились Его бесстрастия и исполнились святыни, и тогда смело могли сказать: «во плоти ходяще, не по плоти воинствуем: оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорения твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор. 10, 3–5 ). Посему, здесь еще должно нам пригвождать ко кресту греховные страсти, по молитве Пророка: «пригвозди страху Твоему плоти моя» ( Псал. 118, 120 ). Ибо под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что «царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15, 50 ), разуметь должно не это видимое тело (оно создано Богом), но мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими «в сынех противления» ( Еф. 2, 2 ); потому что у совершенных о Христе подвижников «несть брань к крови и плоти, но к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы» ( Еф. 6, 12 ). Посему, если признаем, что действие это есть не естественное, но действие сил сопротивных, то, прияв на себя против них всеоружие Христово, возможем «стати противу кознем их» ( Еф. 6, 11 ); потому что Спаситель дарует нам силу «наступати на змию и на скорпию и на всю силу» сопротивную ( Лк. 10, 19 ), чтобы, находясь еще во плоти, смело могли мы сказать: «неправду аще узрех в сердце, да не услышит меня Господь» ( Псал. 65, 18 ); и: «без беззакония текох и исправих» ( Псал. 58, 5 ), то есть, без всякой плотской страсти удобно прохожу жительство на небесах, стремясь к намеренному, к «почести вышняго звания» ( Фил. 3, 14 ). Ибо, сделавшись чуждыми всякой страсти, смело можем сказать: не только «веру соблюдох», но и «течение скончах» ( 2Тим. 4, 7 ). Не уверовать только должно во Христа, но и пострадать с Ним, по сказанному: «яко вам даровася, не токмо еже во Христа веровати, но и еже по Нем пострадати» ( Фил. 1, 29 ). Веровать только в Бога свойственно мудрствующим земное, даже, не сказать бы, и нечистым духам, которые говорят: «вемы Тя, кто еси Сыне Божий» ( Мк. 1, 24 . Мф. 8, 29 ). Ибо те и другие суть «враги креста Христова, имже кончина погибель. Имже Бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» ( Фил. 3,18. 19 ). Видишь ли, что не только отступнические силы, но и мудрствующие земное, суть враги креста? Пострадать же и прославиться со Христом можно тем только, которые в мире сем распяли самих себя, и язвы Господа носят на собственных телах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5:4), и мы вместе с ним читаем последование первого часа. «Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Псал. 54:18), — и мы воспеваем Богу последование часов и вечерней песни. «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Псал. 6:7), и мы поем Господу повечерие. Вообще Псалмопевец постоянно воспевает гимны и молится, как сам говорит: «вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век: на всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века» (Псал. 144:1—2). «Прилпе душа моя по Тебе» (Псал. 62:9). Он и нас призывает хвалить Господа, когда говорит: «хвалите Господа вси языцы, похвалите его вси людие» (Пс. 116:1). Будем же и мы в установленные часы хвалить Его и радостно предстоять Ему, и всем умом своим воспоем и прославим Его: ибо Он Господь Бог наш и спасет нас. Семь хвалений церковных суть следующие: полунощница, утреня с первым часом; третий час, шестой, девятый, вечерня и повечерие. Полунощная песнь — ради воскресения Спасителя и второго Его пришествия, когда Он приидет со славою, как Жених, как сам говорит: «полунощи же вопль бысть: се жених грядет, исходите в сретение его» (Матф. 25:6). Последование утрени — в благодарение за разогнание тмы и возсияние нам света. Вместе с тем нераздельно читается хваление первого часа, приносимое Богу с славословием в начало дня. В третьем часе благодарим Бога за ниспослание Божественного Духа. Шестый — ради пригвождения ко кресту Спасителя, распятого в сей час и загладившего преступление Адама, которое было совершено в том же часе. Девятый — ради живоносной смерти Господа нашего на древе крестном, которою Он разрешил Адамово осуждение. Вечерня — в благодарение за то, что достигли окончания дня, и еще ради погребения Спасителя нашего: ибо Он погребен вечером. Наконец, повечерие — ради того, что достигли успокоения от трудов, и начало ночи посвящаем Ему, испрашивая мира во все продолжение ее, чтобы, уснув в мире, востать и увидеть опять свет; обо всем этом и размышляют созерцающие божественное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

б) Откровение ясно учит нас, что, для Господа ничего нет великого в мире ( Ис. 40:15, 17 ). Но по благости своей Он обращает заботливость свою и на участь воробья и на полевую траву ( Мф. 10:29, 30; 6:10 , Лук. 12:25–29 ). Он подает пищу птенцам ворона, взывающим к Нему ( Псал. 146:8, 9 ; Иов. 38:41 ). Особенно замечателен Псал. 103 , где в зависимости от силы Божией поставляются и земля и воды (ст. 5–8), звери и птицы (11. 12. 14), растения и солнце (16, 19), и наконец сказано: отвращшу же тебе лице, возмятутся (ст. 29). в) Таково же и учение церкви и семь предмете. «Учение сообразное с учением Христовым, говорит Климент алекс., не только исповедует Бога Творцем, но распростирает промышление Его на каждую часть мира ( μεχρ των χατα μερος) 373 . Св. Ириней пишет: «если бы кто спросил нас, все ли согворенное и бывающее ведомо Богу, – и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все случающееся с ним: мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающего и имеющего быть не удалено от ведения Божия; напротив по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу и устройство и число и качество и решительно ничто не происходит случайно». 374 Впрочем провидение Божие, не лишая своей попечительности ни одного создания, соразмеряет твое внимание к творениям с их относительною важностию, или что тоже, с их способности соответствовать высшей цели мира. И а) по суду разума, мир сохраняется и управляется волею Божиею c тем, чтобы в нем осуществились высокие намерения Божии о нем. Частные цела мира неодинаковы по своей важности и степень важности их зависят от большей, или меньшей близости их к главной цели мира; иначе – разумное создание Божие способно выражать в себе гораздо более совершенств Божиих, ежели всякое другое создание. Если же верховный Промыслитель мира с тем и промышляет о мире, чтобы выражались в мире совершенства Его сообразно намерениям Творца мира: то Он, как Премудрый, в той мере промышляет о том или другом создании, в какой сие последнее может выполнять высокую цель, Творца мира. Посему необходимо положить, что роды творений подлежат ближайшему смотрению Божию, чем неделимые разумные создания, и в частности человек более, чем создания неразумные, а еще более обращают на себя заботливую любовь Божию благочестивые исполнители воли Божией. Так б) учить и откровение о промышлении Божием над человеком ( 1Кор. 9:9 . Мф. 6:25, 26–30. 10, 29 . Псал. 138:15 ) и о промышлении над благочестивыми ( 1Тим. 4:10 , Псал. 90:14, 26:1–3, 144:18, 19 . Апок. 3:5, 13: 8 , Быт. 18:23–32, 30:27 ). §97. Каким образом Бог совершает действия промышления о мире?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010