Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь…, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим…, да обратит Господь лицо Свое на тебя…» Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2:7 «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псал. 109:3 «… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». О Духе: Псал. 142:10 «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды». Исайи 48:16 «… послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святаго. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святаго составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, — как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». — Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей. Вероятно, поля и все, что на них, равно как и дерева дубравные, радовались своею радостию, то есть имели какое-то чутье своего рода, что Творец вселенной жил на земле с человеками. Псал.96, 4 [-5 ст.] Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Достойно величия Божия говоришь ты, пророче Божий! 10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих (то есть хранит святых Своих). 11. Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие. Праведники вкушают небесный мир и возвышенную, святую радость. Псал.97, 3 [-4 ст.] Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. 7[-9 ст.] Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа… Как радовало пророка будущее спасение мира, совершенное Иисусом Христом! Ему казалось, что даже вся неодушевленная природа сочувствует явившемуся на земле во плоти Господу. Псал.98, 5 ст. Превозносите Господа, Бога нашего… О Кресте. 6. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях 54 ; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их [слав.: Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их] ст.]. Послушай же меня, милостив будь и ко мне. Псал. 99, 2 . Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием [слав.: внидите пред Ним в радости]! Когда придешь в храм Божий работать Господу, то работай Ему в веселии и входи во храм в радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он показал пути свои Моисею, сынам израилевым, дела свои. Милосерд и благ Господь, медлен на гнев и многомилостив. Не по грехам нашим поступает с нами и не по неправдам нашим воздает нам. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его». ( Псал. 103:6–10. 13 ). благим и праведным, когда изображает благоволение и любовь Бога к людям благочестивым: «Блажен муж, боящийся Господа, крепко прилепившийся к заповедям Его. Сильно будет семя его на земле, под праведников благословится. Во тьме восходит свет праведникам от Благого, Милосердного и Праведн6ого! ( Псал. 112:1–4 ). царем, когда изображает управление Божие миром: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; буду благословлять имя Твое из века в век. Велик Господь и достославен и величие Его непостижимо. Щедр и милосерд Господь, долготерпелив и велик милостию. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его. Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды. Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь руку Твою и насыщает все живущее по желанию. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. ( Псал. 145:1.3.8.9.13.15–17 ). вечным, неизменным, в противоположность скоротечности человеческой жизни и срочному существованию мира: «я сказал: Боже мой! Не похить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. Древле Ты поставил землю, и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудет; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не истощатся». ( Псал. 102:25–28 ). В книге пророка Исаи, Бог, изрекая Иудеям, переселенным пленникам в Вавилон, обетование о возвращении их на свою родину, у Иерусалим, называет Себя именами, которые показывают в Нем верховного распорядителя судьбами народов, могущего в исполнении обетований, попечительного об уповающих на Него:»Кому вы уподобите Меня так, чтобы Я был равен ему? говорит Святый. Поднимите очи ваши к небесам, и размыслите о Том, кто сотворил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Святая Церковь , находясь под невидимой, всеверховной главой – Христом, и будучи охраняема всемогущей силой невидимого же поборника Духа, есть и навсегда пребудет, по выражению Апостола, столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ). Однако же, этот необоримый столп истины стоит на земле и находится в мире, который, непрестанно возметаясь сам вихрем суеты и крушения, непрестанно силится поколебать и ниспровергнуть истину Божию в самой основе. Согласитесь, братия, что если кто, то цари, как наместники Божии на земле, управляя судьбами вверяемых им царств и народов, непререкаемо имеют самое большее влияние на ограждение и утверждение Церкви. Они суть те предизбранные вожди, коих Вседержитель дает народам и племенам, дабы предтекли им по пустыне мира, указуя путь к наследию благ обетованных. Не говоря о том, что самодержавная воля благочестивых царей есть крепкий оплот, ограждающий общественное верование, один пример жизни их сильно может воспламенять в подданных ревность к благочестию. Дух владык мира естественно и неприметно переливается, так сказать, в народы, им подвластные. Мы так сотворены, что не только всегда хотим, но и любим подражать тем, коих обыкли чтить и уважать, и коих жизненный жребий само небо возвысило над нашей судьбой. Когда порфироносный Давид, до услаждения любивший приметатися в дому Божии ( Псал. 83:11 )? ненавидел церковь лукавнующих ( Псал. 25:5 ), а вместе с тем и всяк путь неправды ( Псал. 118:104 ) и вся творящия беззаконие ( Псал. 100:3 ): тогда соблазн и нечестие не дерзали ходить с откровенной главой посреди народа Божия; клевета, гордыня и всяка вещь законопреступная строго были гонимы и наказуемы, и победоносный дом Иаковль с благоговением бряцал и пел хвалебные песни Богу Израилеву. Когда царствовали во Иудее Иосафат, Езекия и Иосия, цари праведные и богобоязненные; когда они, взыскав книгу словес Божиих, ходили по всем путям Господним непорочно, не совращаясь ни на десно, ни на шуе ( 4Цар. 18:3,5; 22:2 ); когда царское слово их всюду ниспровергало святотатственные алтари, посекало дубравы, разрушало демонские требища и сожигало мерзости Сидонские и Моавитские: тогда и весь Израиль верен был Богу отцов своих и воскурял фимиам на алтаре кадильном во святилище Иеговы, а книга завета Господня была обносима по всем градам и весям, как первейшая святыня Божия, и слышалась не только в храме, но и на стогнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Посему мы, освободившись страданием и смертию Христовою от греха и осуждения, должны неотложно и непрестанно подвизаться в приобретении и в приумножении святости, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Ефес. 4:13 ), или, говоря словами самого Ходатая нашего к Богу в последней Его на земле молитве, дóндеже вси едино будем, якоже Отец в Сыне, и Сын в Отце, да и мы в Них едино будем ( Иоан. 17:2 ). Что же после сего делают те из христиан, которые нимало не заботятся о преуспеянии в святости жизни? Что, как не противятся намерениям своего Создателя и Искупителя? Что, как не дерзновенно попирают кровь заветную Сына Божия ( Евр. 10:29 ), и подобно неблагодарным и жестокосердым иудеям, второе распинают и поносят Его ( Евр. 6:6 )? Великий Боже! Ничто в мире не дерзает Тебе противиться, но все покорно и послушно пред Твоим мановением, все внемлет Твоему слову всемогущему и безпрекословно исполняет святую и благую волю Твою. Или скажем лучше словами Псалмопевца Израилева: Во век Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает ( Псал. 118:89:90 ). Повеление положил еси им, и не мимо идет ( Псал. 148:6 ). Один только человек противится намерениям Твоим; один только он отступает от целей, Тобою положенных, и не покаряется святым велениям Твоим. Неблагодарное творение! Рассуди, ослепленный человек, чьей ты воле не повинуешься, и кому ты дерзаешь противиться? Не Тому ли, Который, не имея в тебе никакой надобности, воззвал тебя из небытия в бытие? Не Тому ли, Который возвеличил тебя пред всеми тварями, тебя окружающими, и поставил владыкою над делы руку Своею ( Псал. 8:7 )? Не Тому ли, Который если отвратит лице Свое, то ты и всяческая с тобою возмятутся, и в персть свою возвратятся ( Псал. 103:29 )? Не Тому ли, Который за твое нечестие и из любви к тебе благоволил лучше, уничижив Себя до зрака рабия, сам страдать и умереть смертию поносною, нежели тебя видеть совершенно и на век погибшим? И ты, который паки создан о Христе Иисусе на дела благая ( Ефес. 2:10 ), чем Ему платишь, благом или злом? Спешишь ли тещи в след за Ним, по Его призыванию, дабы достигнуть туда, идеже пребывает Он во славе Своей? Хранишь ли залог святыни, тебе вверенный при твоем возрождении, и стараешься ли о приумножении сего небесного стяжания? О! нет, нет, не то у тебя на уме, не то в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

16.   Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей? Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче. Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном. Глава 1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преспеяния не одною Божественною силою и благодатию без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностью и силою без содействия свыше Божией руки; потому что: аще не Господь созиждетъ дом и сохранит град, всуе бде стрегий, а равно всуе — трудящийся и зиждущий (Псал. 126, 1). Глава 2. Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2)? Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, т. е. очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (48). И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Псал. 118, 80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на заповеди Твоя (6). И еще вопрошающему: кто ввзыдет на гору Господню? — дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Псал. 23, 3, 4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию. Глава 3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что оне как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Псал. 18, 13), т. е. с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое. Глава 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

2 . Чего же недостает для твоей надежды, христианин, если ты изнемогаешь под игом креста своего, боишься идти за Христом, унываешь или обращаешься вспять? Веруешь, что заповедь Господня свята и праведна и блага ( Рим. 7, 12 ), – не сомневаешься, что Богу приятна жизнь, сообразная с словом Его: а между тем, в горькие минуты испытаний, в болезни и злоключениях, в лишении и скорбях, колеблешься как трость, упадаешь духом и теряешь всякую надежду? От чего так? – «Я делаю добро», – говорит страдалец, – «а меня повсюду поражают бедствия; – терплю, ожидая, что будущее доставит лучшую участь, а будущее приносит только новые скорби. Или надежды мои – мечты, или мучениям может положить предел одна смерть. Смерть!.. а потом?» – Жизнь потом, вечная жизнь, в которой нет ни печали, ни воздыханий, отвечает Евангелие. Посмотри, кто сии беседующие со Христом на Фаворе? И се мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия, явльшася во славе, – праведники, за несколько веков до Христа прешедшие от мира сего. Какое нужно еще доказательство того, что бытие наше не ограничивается настоящею жизнию? Мы сетовали, что не сбываются надежды. За добро ожидали счастия. Но разве можно назначать надеждам такой тесный предел? Мы ошибались, – и ждали счастия только на земле, – в стране пришельствия ( Псал. 118, 54 ) полагали свое отечество, в мире превратностей искали постоянства, – среди борьбы и подвигов желали наслаждаться покоем. Преображение Господне обращает взор наш за пределы видимого мира. Теперь христианская надежда обнимает время и вечность, – чего не получает во времени, того ожидает в вечности. Душе становится отрадно, – и бремя Христово для ней легко! Придет время, – и изведет Господь, яко свет, правду твою ( Псал. 36, 6 ). Потерпи. Чем более кто потрудится и постраждет на земле из любви ко Христу и послушания заповедям Его: тем более возрадуется и прославится на небеси. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие ( Псал. 36, 1 ). Они идут своим путем веселым, широким, гладким. Твой путь тесен и усеян тернием. Твой покой в трудах, утешение – в слезах. Не смущайся! Рабам Господним должно помнить слово своего Владыки: в мире скорбни будете ( Иоан. 16, 83 ). Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир ( Иоан. 15, 19 ). Прошло много веков, – а эта ненависть еще живет, сплетает ложь и коварство на служителей Христовых, клевещет их аки злодеев ( 1Петр. 2, 12 ), глумится над благочестием, поносит уставы св. Церкви, возстает на Бога жива. Ведите, сказал Господь, яко Мене прежде вас возненавиде ( Иоан. 15, 18 ). Надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижатся во век. Враги окрест их: а Господь окрест людей Своих ( Псал. 124, 1–2 ). Надежда их не привязана к земле: горе бо зрят. Там будет новая жизнь, – там и праведное воздаяние. Сему научает нас Преображение Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Гл. 2. Итак чада Христовы, сыны святой Божией Церкви, благосклонно прочитавшие это сочинение о восьмидесяти ересях и вместе со мною преплывшие таковую пучину вышеупомянутых нелепых учений, и перешедшие такую страшную и безводную пустыню, призовем Господа всяческих! Давно уже мы этого желали, и в каждом месте разсуждения об этих ересях, мы чувствовали себя как будто в Мерре (Исх. гл. 15) и в жажде, когда странствовали по этой страшной непроходимой пустыне и постоянно встречались с ложным учением еретиков. А теперь воскликнем и сами: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе Боже (Псал. 41, 2); и еще: когда прииду и явлюся лицу Божию (Псал. 41, 3)? Поэтому и мы скорее призовем Его, но не так, как призывал невесту Жених ея и Господь, и Владыка, и Царь, и Бог, и Поборник, а призовем как рабы Его, согласно с Ним и сами говоря: гряди от Ливана невесто: потому что вся добра еси, и порока несть в тебе (Песн. 4, 8. 7). Ты рай великаго Художника, град святаго Царя, невеста несквернаго Христа, чистая Дева, обрученная в вере одному только Мужу, славная, проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас яко вчиненны (Песн. 6, 9); ублажаемая царицами, воспеваемая наложницами и восхваляемая дщерями (ср. Песн. 6, 8), восходящая от пустыни (Песн. 3, 6), убелена и утвержаема о брате своем (Песн. 8, 5), дышущая миром, восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смрну и ливан, от благовоний мироварца, давшаго свое благовоние (Песн. 3, 6)! Провидя Его, она говорила: миро излиянное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя (Песн. 1, 2). Ты стала одесную Царя, рясны златыми одеяна и преиспещрена (Псал. 44, 10. 14); ты не имеешь ничего мрачнаго, некогда была очернена, теперь же прекрасная и убеленная (Песн. 1, 4–5)!! О если бы прибегши к тебе, мы отрешились от встречавшихся нам доселе ненавистных деяний еретических, успокоились от бурнаго треволнения их и отдохнули в тебе, святая мать наша Церковь, в святом твоем учении и в святой и единственно истинной вере Божией! Но я начну поведать чудное об этом святом граде Божием; ибо преславная глаголашася о нем, как говорит пророк: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Псал. 86, 3). Это для всех людей недостижимо, для неверных чуждо, а для людей верных и следующих истине отчасти достижимо, согласно с обетованием, что это будет даровано им от их Владыки в царствии небесном, где сама святая Дева и наследница с Женихом своим на небе получила жребий и наследие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Афанасий Великий ). Псалом – глас Церкви; он делает празднества ея светлыми. Такими словами святый отец заключает свою похвалу псалму. – Одним келейным чтением и пением псалмов не ограничивается их употребление. Главным назначением псалмов было всегда служить богослужебным целям, исполняться посреди церкви, в часы молитвенных собраний верующих, так как и Господь, и апостолы воспевали псалмы в своих молитвенных общениях. И Церковь широко пользуется примером своего божественного Учителя! Книга псалмов слышится в храме Божием чаще всех других священных книг. Чтения из неё предлагаются здесь и на вечернем богослужении, и на утреннем, и на литургии. Нет дня в году, в котором не полагалось бы какого-либо псаломского чтения. В течение каждой седмицы всего года книга псалмов прочитывается среди богослужений вся, от начала до конца, а в течение великого поста даже два раза каждую седьмицу. Многия места из псалмов и даже целые псалмы исполняются в храме Божием и песненно. Кто не знает таких псаломских песней, как: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...» ( Псал. 140, 1 ); «Бог Господь и явися нам...» ( Псал. 117, 27 ); «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа...» ( Псал. 134:1, 135:1 ); «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою...» ( Псал. 140, 2 ), и мн. друг. Даже те краткие молитвенныя восклицания, которыя чаще всего мы слышим в храме и сами повторяем в сердце своем, как-то: «аминь», «аллилуиа», «Господи помилуй», суть псаломские восклицания 2 . Такое обширное, и келейное и церковное, христианское употребление псалмов, по учению отцов Церкви, имеет для себя основание в том, что, по своему молитвенно-наставительному духу и характеру, они всего более приличествуют положению спасающегося человека и в этом отношении всего более, так сказать, родственны ему. «То, что написано в псалмах, – объясняет святый Афанасий Великий , – для читающого их служит как бы зеркалом, в котором он видит всего себя, во всех своих душевных состояниях. Некий старец, держа в руках книгу псалмов и указывая на нее, говорил мне, что в ней, по вдохновению от Духа Святаго, измерена и описана вся жизнь человека, все её душевные устремления, все движения его помыслов, и что, сверх изображенного в псалмах, ничего более в человеке не отыщется».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010