Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Исаии 52:11) И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (сл. 2Сам. 7:14 ; Иер. 3:19; 31:33  и дал., Осии 2:1  и др.» ( 2Кор. 6:14–18 ). Или, как в том же типологическом смысле, св. Апостол Павел в другом месте своих посланий определяет это существенное различие семени и семени в церкви Христовой в согласии с помянутым толкованием св. Иуды (история Корея); твердое основание Божие состоит (στηκεν – установилось и пребывает в этом устойчивом положении), имея печать (σφραγδα в типологическом значении) сию: познал Господь сущих своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господне ( Числ. 16:5,26 ; 2Тим. 2:19 ). б) Что было в общем состоянии ветхозаветного народа Божия, тоже самое выражалось и на частных представителях по новозаветному толкованию. И здесь постоянная взаимная встреча порождений семени погибели с отраслями семени праведного. Саул и Давид ( Деян. 13:21–22 ) во время Самуила (там же ст. 20; сл. 7:45–46 и Евр. 11:32 ) и после смерти последнего Давид и Авессалом с другими врагами первого ( Псал. 21 , сл. Мф. 27:35,43,46; Map. 15:34; Ин. 19:24 ; Евр. 2:12 ; срав. также Псал. 17:49,57 сл. Рим. 15:9 ; Псал. 33:13  и дал. в 1Петр. 2:3; 3:10–12 , Псал. 40 , сн. Ин. 13:18  и Деян. 1:16 ; Псал. 68 , сл. Ин. 15:25; 2:17; 19:28 ; Рим. 11:9–10; 15, 3 ; Мф. 23:38 ; Луки 13:35 ; Деян. 1:20 ; Псал. 108 ; Деян. 1:20  срав. еще к тому и Псал. 139:4  в Рим. 3:13  и Псал. 142:2  в Гал. 2:16 ) Соломон ( Евр. 1:5  сн. 2 Самуил. 7:14 и Евр. 1:8–9 сл. Псал. 45:7–8 ) и его враги и вообще «пророки и праведники» со своими гонителями и даже убийцами (срав. Мф. 5:12; 23:30–31,35,37 и пар., Деян. 7:51–52 , Рим. 11:2–4 ), как напр. Исаия и Ахав с Иезавелью ( Рим. 11:2–4 ), Исаия и нечестивый (хотя после и раскаявшийся) сын благочестивого Езекии Манасия (срав. Евр. 11:37  и бл. Феодорита на это место, именно на выражение «перепиливаемы»; св. наша Церковь в память этого пророка также соединяет с его именем имя и Манассии), 3ахария сын Варахии и Иоас, повелевший убить его (Мф. 23:25 и пар. срав. Евр. 11:37 349 ), Даниил с тремя отроками и Навуходоносор (сл. Евр. 11:34 350 ) и другие многие, о которых всех, по словам Апостола, недостало бы и времени повествовать ( Евр. 11:32 ), – все это были частные представители, следовательно, вместе и типы новозаветного семени погибели, то предсказывая собой определенные лица церкви новозаветной, то вообще отнесясь к уверовавшим и неуверовавшим во Христа в смысле новозаветного толкования. Более определенными из этих прообразов в отношении к новозаветным их первообразам поставляются в новозаветном толковании цари: Давид и Соломон – и пророки–Илия и Иона, на которых, как увидим, вместе с тем завершается и постепенно раскрывавшееся в раннейшие периоды развитие ветхозаветных прообразов – Христа – Истинного семени, как семени Авраамова, а теперь и Давидова (Мф. 1 глава) по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Третья заповедь закона Божия Не возмоши имени Господа Бога твоего всуе 1. Библейские изречения о третьей заповеди закона Божия Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. а) Имя Божие свято: сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его, говорит Св. Дева Мария ( Лyk. I, 49 ). – Свято и страшно ими Его (Псал. СХ, 9). б) Имя Божие славно и величественно: Господи, Боже ваш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! ( Ncaл. VIII, 2 ). – Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний (Псал. XCI, 1 – 2). Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Наказание за хулу имени Божия: и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти ( Лebum. XXIV, 16 ). Позволительность клятвы. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) слуги, (и к Нему прилепись), и Его именем клянись ( Bmop. VI, 13 ). – Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребял в посредство клятву ( Ebp. VI, 16 – 17 ). Клятвопреступление запрещено: не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь, (Бог ваш). ( Лebum. XIX, 12 ). Правильное употребление имени Бога дозволительно: а) Мы Его должны призывать во всех наших нуждах: и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Псал. XLIX, 15). – Близок Господь ко всем призывающим Его, ковсем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, я спасает их (Псал. CXLIV, 18 – 19). – Как лань желает в потокам воды, так желает душа моя в Тебе, Боже! (Псал. XLI, 2). б) в молитве: непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фессал. V, 17). Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, ве молитве, постоянны ( Puмл. XII, 12 ). в) в славословии Бога: благословию Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Псал. XXXIII, 2) . – И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога я взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лyk. II, 13 – 14 ). – Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Псал. 1). – Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину в ночи (Псал. XCI, 2 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Надписи около святительского места: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Иоан. гл. 20, ст. 23». «Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете и плод ваш пребудет. Иоан. гл. 15, ст. 16». «Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем. Псал. 5 , ст. 8». Вонми гласу моления моего Царю и Боже мой, яко к тебе помолюся Господи. Псал. 5 , ст. 3». «Вниду в дом твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои. Псал. 65 , ст. 12–14». «Тебе пожру жертвы хвалы и во имя Господне призову. Псал. 115 , ст. 8». «Господи настави мя правдою твоею враг моих ради исправи пред тобою путь мой. Псал. 5 , ст. 9». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его во дворех дому Господня. Псал. 115 , ст. 9–10». «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия во гласе радования и исповедания. Псал. 41 , ст. 5». «Всяк первосвященник, во еже приносити дары-же и жертвы, поставляем бывает. Евр. гл. 8, ст. 3». На балдахине, под которым уставлена плащаница, надпись по средине балдахина: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть. Иоан. 3, 16 » и у возглавия: «Солнце позна запад свой». Д. О посещении Владимирского Успенского собора Государем Императором Николаем I в Октябре месяце 1834 года (Из 1 Влад. Губ. Вед. За 1858 г.) «Накануне Высочайшаго прибытия, т. е. 11 Октября, в кафедральном соборе места, по которым предполагаемо было неминуемо шествовать Государю, устланы были в одну точу красным сукном. «Пред местными образами Спасителя и Божией Матери Владимирския поставлены были, нарочито сделанныя на случай Высочайшаго прибытия, обитыя красным сукном, с тремя ступенями подставы. На другой день в 12 часов Его Величество прибыл к собору в открытой коляске и на первом, что у подезда, помосте встречен был Преосвященным Архиепископом Парфением в полном облачении с хоругвями и со крестом в руках, без посоха и орлеца; соборные диаконы, стоя по обеим Преосвященнаго сторонам, как только Государь вышел из коляски, производили каждение: архимандриты, соборяне и прочее градское духовенство, назначенное для встречи, стояли на площадке под колокольней в два ряда и все были, начиная с Преосвященнаго, в одинаковом серебренаго глазета облачении; певчие стояли за духовенством по четыре человека в ряд; все они одеты были в певческие голубые кафтаны, исключая священников и диаконов, которые находились в голубых рясах. Государь Император, приложась ко кресту и приняв окропление св. водою, которую держал в большом серебряном ковше протодиакон, изволил шествовать в собор; пред ним шел Преосвященный с крестом в руках, а далее архимандриты и белое духовенство по два в ряд, певчие шли впереди по четыре человека в ряд с пением тропаря: «Спаси Господи люди твоя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вот Кто есть предреченный Пастырь из семени Давидова (сн. Рим. 1:3 ) и – Блюститель душ, прежде блуждавших без истинного пастыря (Петр. 2:25), но соединяющихся теперь с язычниками в одно стадо, имеющее одну печать крови Христа (Срав. Деян. 20:28  и дальн.), по которой распознаются Его и не Его овцы (срав. 2Тим. 2:19 , сн. Числ. 16:5 ; также – Рим. 11:2 ) 652 . Так Господь – Пастырь добрый обнял Своим взором все прошедшее, настоящее и грядущее Своего стада, семени веры в В. и Н. Завете единого, но в Ветхом имевшего многих более или менее ясно прообразовавших Его собой, а иногда лишь омрачавших светлый образ (εκν) Его, почему и настояла нужда в Едином и, притом, вечном Пастыре, и Пастыреначальнике, Который, имея явиться на грядущий всемирный суд, в совершенстве рассудит не только между овцами и овцами, но и между пастырями и пастырями всех времен (срав. Иезек. 34:23; 1Пет. 5:4  в контексте, Деян. 20:28  и дал. и др.). 3) Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. Исаии 53:2 и дальн. Псал. 2:1–2 ; Захарии 11:12–13 (срав. Псал. 40:10 ); Иеремии 31:31–34 (сн. Прит. 9:2,5,6 ); Зах. 13:7 ; Исаии 50:6 и дал.; Псал. 21:17,19; 8:9 ; Псал. 68:10,22 ; Псал. 21:2 ; Зах. 14:6,7,13 (сн. Ам. 8:9 ); – 12:10; Псал. 67:19  (срав. Зах. 9:11 ); Псал. 109:4 . Ничего не было предоткрыто в В. 3. с такой дивной ясностью, как Евангелие уничижения Мессии для искупления рода человеческого от рабства греху и смерти 653 . Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? – начинает свое евангелие об Искупителе Исаия. Ибо Он взошел пред Ним (Богом) как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Псал.124 , [ст.1–2]. Надеющийся на Господа, как гора Сион… Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Какое прекрасное сопоставление: около жителей Иерусалима горы и Господь около них. [Ст.3]. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (о Промысле). Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками. 125 псал. О радости после пленения сынов Израилевых. 126 псал., [ст.1]. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Над всем Господня власть и помощь. 3 ст. Вот наследие от Господа: дети [слав.: достояние Господне сынове]; награда от Него – плод чрева. Дети – собственность Божия, а не наша. Псал. 127 . Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! Как это хорошо можно приложить к некоторым благочестивым семействам у нас! Псал.128 , [ст. 3–4]. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых [слав.: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников]. Как негодные дерева, Господь часто посекает нечестивых в раннюю пору их жизни. Псал. 129 , [ст. 1–2]. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего (то же, что и в первом стихе). И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием. Псал. 130 , [ст. 1–2]. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои… Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди [слав.: аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою (как плод, исчадие души моей, воздай мне на мучение мне гордость мою)]. 3 ст. Да уповает Израиль (христианин) на Господа отныне и вовек. Никто не колеблись в надежде: надейся до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сподвизаются с тобою, Максим, двое всеблаженных учеников, соделавшись общниками твоих подвигов, почему и получили равные с тобою награды. Акр. σ – υναθλοσι Вм. второго σο СМ. и печ. чит. σο ркп. Слав: состраждет тебе (тип. 99 сетражет ти, 125–128 —266— со стражета та, 98 и староп, страждут с тобою), Максиме, учеников (98 и староп, приб. твоих) двоица преблаженная (тип. 99 стрспцю врьста преслвьная, 125 оученикоу двоица всеславная, староп. и 98: пребогатая), твоим (98 приб. и) страданием приобщившеся (99 страстьм ти общьвася, 125–128 твоих страсп причащьшася): теьмже и почестей (99 венець 125 веньця) равно получиша (99 прият, 125 оулучиста, 98 улучиша, др. улучивше) Потоком твоей крови орошаемая. Церковь Христова произращает отцами преданный (от) божественного посева (твоего) догмат, преподобный. Акр. τ – . Конст. κ το θεου σπρου, прочие как С, – вм. σιε ркп. σιον, т. е. δγμα. Слав: Течением твоея крове напаяема Церковь (церкви) Христова прозябает (тип. процветаиет оче) отеческого предания божественное семя (тин. от бож. с мене) твоим учением (тип. твоими учении), преподобне (тип. оп.). Песнь V Собравший ведение предметов (о предметах) земных и небесных, Максим справедливо называется философом. Акр. Вм. νδκως 291 νδικος? справедливым философом? – Слав: разум земнородных собрав и небесных (тип. 99 разоумье земьныим видев и нбсныим, 125 др: иже разоума, земныих свкоупивый нбсныих, 98 др. иже разум земных) вправду (99 в истиноу, 125 др. правьдныи – νδικος, 98 др. праведно) философ именуется (99 бысть именован, 98 мудрец, 211. 213 любомудрец) Максим (99 Максиме). К мудрости высшей любовью ты, преславный Максим, явился вседоблестнейшим подражателем Христа твоего. Акр. σ – οφας. Вм. μενονος СМ и 292 прочие все μενω. Слав: Премудрости безмерным желанием (ρωτι – тип. 99: лоучшая любвью премоудрости, 125 премоудрости. др. премудростию – лоучьшая любовию, др. любовью) Христа твоего (98 др. своего, тип. опуск.) подобных (99 и хоу же, 125 др. сподобных) изряднейший (99 доблии, 125 др. вседолбии, 98 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—271— 125 взьмь) и Тому, блаженче (99 преблажене, 25 блажене), сраспялся ecu (99 сраспятся, 125 спропяся, др. спротивяся? 98 распялся): благословите (в тип. этим словом кончается стих), поя, дела Господня (98. 211. 213 не чит.) Господа, – 88. 211. 213 приб: и превозносите Его во веки. Устранившись всякого смертоносного удовольствия, блаженный, ты соделал всего себя безукоризненным зеркалом божественным: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. ξ – ενθες. Ркп. и печ. чит. μλπων, кроме Вен авг. – Вм. κηλδωτα СМ. в прочих κηλδωτον. Вм. θεον 292 πρς? Прочее ср. к предш. стиху. Слав: Устранився (99 вустранися, переставляя этот стих на место первого, а первый – сюда, – 125 странен быс) всякие (125 всея) сласти (99 страсти), блаженне, смертоносные (99 смртьные), тебе (98. 211. 213 себе, 99 сам ся, 125 оп. 126 самого) соделал ecu (99 седея, 125 др. седела) всего (тип. все) нескверно 99 нескверяньно, 125 нескврьняно, др. нескврьнено 98 несквернено) зерцало (99 зрчало 125 зрьчало) божественное (98. 211. 213 нет 99 бжие), поя: благословите вся дела. (Тип. только: блгте...) Господня Господа (98. 211. 213 этих слов не имеют, но прибавляют и превозносите Его во веки). Необузданного тирана нечестивой жестокости не устрашился ты, но как непоколебимая крепость православия устоял непреклонно: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. – πηνος. Вм. δυσσεβος т. е. τυρννου СМ. печ. авг. и ркп. греч. и слав. чит. δυσσεβ т. е. μτητα Аф. и Кон. янв., что лучше. Вм. κλνητος, СМ и печ. авг. чит. κρδαντος ркп, и печ. янв. Вм. μτητα ркп. 291 μτητι. Вм. μλ πων печ. авг. и ркп. чит. κρζων печ. янв. и др. вар. см. прим. к предш. стихам. В тепер. слав, и 98. 211. 213 этот стих пропущен, но в типогр. читается так: 99 Соурова мчтля (125 безоумью томителевоу) злочьстивая (125 и др. нечьстивого в обеих соотв. δυσσεβ) соуровьства не оустрашися (125 не оужасеся). н (125 но) яко стлб (125 —272— стлеп) став (125 ста) непреклоньн незыблем (125 и непоколебьемый, др. непоколеблен правоверья. блгте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99.187 9. Вымирание видов Позднего Эоцена. Первые обезьяны. 99.292 Первые человекообразные обезьяны. Олигоцен 99.521 Приматы, мастодонты. Увеличивается площадь Сахары в северной Африке. Миоцен 99.854 Ответвление двуногих гоминидов от человекообразных обезьян. 99.896 Рост ногтей.     Плиоцен 99.958 Австралопитеки . Закрывается Панамский перешеек, от чего изменяются океанские течения и начинаются резкие колебания климата. Мамонты достигают огромных размеров. Человек умелый 99.962     Человек ergaster, Бизоны         Плейстоцен                 Сотворение Адама 99.973 10. Плейстоценовое вымирание гигантских млекопитающих. Разветвление Неандертальцев и предков Человека разумного. 99.998 Человек разумный: орудия труда. Организованная охота за большими животными. Ледники периодически покрывают Европу и доходят до Африки. 99.999     Человек делает украшения, расписывает пещеры, хоронит умерших, изготовляет символические изображения, следит за фазами луны. Расселение современного человека по разным континентам. Первые люди, перейдя Берингов пролив, доходят до Чили И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 1:26–28, 2:7 ).       99.999 Конец последнего Оледенения. Возникает земледелие, одомашнивание животных Начало культурного и технического прогресса. Седьмой День 1. Мнения Святых Отцов и научные открытия Сторонники буквального понимания каждого слова в библейском повествовании о сотворении мира, нередко ссылаются на Святых Отцов Церкви для защиты своей позиции. Делая это, они не столько оправдывают правильность своих взглядов, сколько невольно 2обнажают наготу отца» ( Быт. 9:22 ). Действительно, хотя многие из святых отцов были людьми высокого образования, однако, как богословие так и естественные науки того времени еще не достигли полной зрелости. Поэтому не следует каждую мысль, высказанной тем или другим святым отцом, принимать, как учение Церкви – тем более в вопросах науки, которая тогда находилась в зачаточной стадии. Только Церковь в своем соборном разуме безошибочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   Вопрос. Что значит: «седмерицею днем хвалих Тя» и какие это седмь хвалений?          Выражение: «седмерицею днем хвалих тя» (Псал. 118:164), — часто означает: всегда, — как и в других местах сам Псалмопевец и Пророк говорит: «благословлю Господа на всякое время» (Псал. 33:1), и в другом месте — «выну хвала его во устех моих» (Псал. 33:2). И божественный Павел: «непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1 Сол. 5:17). Прекрасно также научает Спаситель: «бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21:36). Для чего? Для того, чтобы быть едино с Богом. Это занятие — непрестанно: потому что молитва соединяет нас с Богом. Это величайшее из всех дел. И что лучше того, как беседовать с Богом и быть с Богом? Это — постоянное дело Ангелов. Чрез него и мы становимся как бы Ангелами, священниками Божиими, творящими волю Его, чистыми сердцем, зрящими Бога, Божиими песнопевцами, воздающими Ему славу. Этим же мы очищаемся и испрашиваем отпущение во грехах, и избавляемся от зла и от всякого искушения, и от всех постигающих опасностей, и делаемся достойными предстоять Ему, и удостоиваемся света Его и царства. Да и кто изчислит, кто может изречь достойно то, что даруется нам чрез молитву? Чрез нее мы получаем все, чего просим у Бога, как Он сам возвестил. И знамения, и чудеса и совершались, и совершаются при посредстве молитвы, и спасение душ, и дарование исцелений, и всякое вообще благо, и без нея нет никакого блага. О сем деле Церкви постоянно напоминается и у Спасителя, и у Апостолов, и у Отцев. Итак для нас, как рабов и созданий, необходимо, мы обязаны постоянно посвящать Богу этот труд, и он для нас всего полезнее. Впрочем, ради немощи и ради тех, для кого обременительно постоянное моление, учреждены особые времена, которые и Давид наблюдал, и Церковь сохраняет. Поэтому, как он говорит: «полунощи востах» (Псал. 118:62), — так и мы поем с ним полунощницу; он — «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» (Псал. 62:2), и мы совершаем утреню; он «заутра услыши глас мой», и «заутра предстану ти и узриши мя» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010