75 Правилами, постановленными в таком духе, предотвращается по возможности опасность нарушения обетов; поскольку же никто совершенно не изъят от сей опасности, доколь человек ратоборствует под бременем слабой плоти: то каждому и советуется помнить данные Богу обещания. «Дважды ты, внушает иноку Тихон, святитель воронежский, обещался Христу работать верою и правдою, при крещении и пострижении. Где ж твои ныне обеты? Покажи. Самое одеяние твое и твои обеты поставятся пред тобою на страшном суде Христовом... Внимай сему, возлюбленне, и всегда поминай свои обеты, и по ним поступай и живи». 76 Притом, что бы кто не обещал Господу, всякий должен просить у Него же помощи к исполнению обещания. Самонадеянность многих погубила. Кто полагается только на свои силы, тот и в малом падает и погрешает: а кто приносит обет в надежде силы Божией к его совершению, тот получает помощь свыше, по мере своего усердия и смирения. По сему не должно смущать себя опасениями за свои немощи, так чтобы совсем не принимать на себя никаких обетов. «Когда слышишь: воздадите ( Псал.75:12 .); за чем не хочешь обещать? Или ты готов обещать, но не хочешь воздавать? Напротив делай и то, и другое. Одно да будет по твоему произволению; другое совершится при помощи Божией 77 . Никто да не возмечтает воздать Богу своими силами то, что обещает. Кто тебе советует, чтоб ты обещал; Тот тебе поможет чтоб ты и воздал». 78 Обеты, как действия, Богом награждаемые Хотя все доброе, что бы ни делал человек, не своими силами он совершает, но силою Божией благодати; однако по неизреченной благости Божией и в следствие крестных заслуг Христовых все дела благочестия, совершаемые христианином, вменяются ему, как бы он сам был их виновник. И ежели от всевидящего Ока не таится капля слезная, ниже капли часть некая, оросившая взор кающегося грешника; ежели и две лепты вдовицы приняты Господом, как великие сокровища, потому что принесены были они от ее полного сердечного усердия: то нет сомнения, что и всякое чистое приношение, к которому не был христианин обязан, но которое приносит он по силе обета, по чувству сыновней преданности Богу, будет принято безконечным Его милосердием, как благоуханная жертва духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Правописание Русское. Чтобы иметь понятие о составе сводного толкования, переведённого Максимом, считаем полезным представить сравнение сего свода с Кордериевым изданием: Expositio Patrum Graecorum in Psalmos. T. 1–3. Antverpiae 1643 in fol. Для примера достаточно будет одного или двух псалмов. По переводу Максима По изданию Кодея Толкование Феодорита Афанасия Исихия. Толкование Василия В., две выписки обширные. Феодорита Евсевия Астерия. Т. 1. р. 253 тоже – – р. 257 тоже Нет. Тот. 1. р. 257. первая нач. также, но короче; второй совсем нет. Нет. – – р. 257. иное Нет. ст. 2. 3. Толкование Василия В., две выписки обширные. Евсевия, две краткие. Кирилла. Исихия, две выписки. Дидима. Феодорита, две выписки . р. 258. 259. первой нет, вторая сокращённые, хотя и разделена на две части. Нет ни одной. р. 259 тоже. р. 259 первая таже, второй нет. Нет, но у Кордерия на стих 2. приводятся слова Оригена р. 258. ст. 4 (не весь). Толкование Василия В. Феодорита, две выписки Кирилла. Нет Нет р. 260 тоже. ст. 4. (оконч.) и 5. Толкование Василия. Феодорита, две выписки. Астерия. р. 260. сокращённее. Ibid. Первая отчасти под именем Исихия; второй нет. Ibid. Тоже самое. Василия В., две выписки. Евсевия два краткие замечания. Астерия Исихия Евсевия Феодорита, две краткие выписки. Дидима, две выписки. Ничего более нет Кодерия. В толковании второй половины Псалтири (нач. с 89 псал.) не везде у Максима показываются имена толкователей, а в некоторых псалмах и совсем опускаются. Избирая один из таких псалмов для сравнения, будем держаться обратного порядка. Пс. 126 . В Издании Кордерия Т. 3. В переводе Максима 75). В начале положен перевод псалма вполне, а замечания Оригенова нет. Л. 511 тоже. Нет. Нет. Л. 511 об. Тоже Нет. Л. 512 под именем Златоустого. Нет. Вместо того и другого толкование из Златоустого, хотя и без надписания имени. Нет. Вместо всего продолжается толкование Златоустого, опущенное у Кордерія. Л. 513. тоже. Нет. Нет. Вообще перевод Максимов представляет на Пс. 126 . одни лишь толкования Златоустого, хотя и без имени его, а прочих толкователей, приводимых у Кордерия, здесь нет. В других псалмах, хотя имена толкователей и не показываются, но по соображению с Кордериевым изданием легко могут быть определены. В изъяснении на пс. 58 вместе с другими толкованиями приводится и изъяснение Златоустого, и притом постоянно. По в издании его творений на Греч. толкования на сей псалом нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

73. Все же праведники, идя тесным и узким путем, до конца благоугождали Богу. Авраам богат был по Богу, а в отношении к миру называл себя землею и пеплом ( Быт. 18, 27 ), и Давид говорит о себе: «Поношение человеков и уничижение людей, червь, а не человек» ( Псал. 21, 7 ). Подобно все Апостолы и Пророки злострадали, были укоряемы. Сам Господь, Который есть путь и Бог, пришедши не для Себя, а ради тебя, чтобы сделаться для тебя образом всего доброго, смотри, в каком пришел уничижении, вид раба принял Бог, Сын Божий, Царь и Сын Царев, Он подает целительные врачевства и врачует язвленных, а по внешности является как бы одним из язвленных (26, 25). 74. Но не пренебрегай Божьим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя, явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопили: «Распни, распни Его!», – и стекался народ! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лицо Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: «Плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений» ( Ис. 50, 6 ). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты – по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему. Ради тебя Бог смирил Себя, а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься. Он пришел на Себя взять скорби и тяготы, тебе же дать покой Свой, а ты не хочешь понести трудов и пострадать, чтобы чрез это могли исцелить твои язвы. Слава страданию и долготерпению Его во веки (26, 26). 75. Если Бог на земле шествовал таким путем, то и ты должен стать Его подражателем. Так шествовали и Апостолы, и Пророки. И мы, если желаем быть назданными на основании Господа и Апостолов, должны стать их подражателями. Ибо Апостол Духом Святым говорит: «Подобни мне бывайте, якоже аз Христу» ( 1Кор. 4,16 ). Если же любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути. Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после этого и прославиться с Прославившимся ( Рим. 8, 17 ). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и чрез это сделаться сообщницей и сонаследницей Христовой. И никому не дозволено без страданий, не путем негладким, тесным и узким войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки (12, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

64. Ищущий (чающий получить) действенности Святого Духа прежде делания заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в то время, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатою за него денег подписали ему и свободу. 65. Кто уразумел, что внешние бедствия бывают по правде Божьей, тот ища Господа, нашел ведение с правдою. 66. Если будешь, согласно Писанию, «содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни» ( Псал. 104, 7 ), то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания. 67. Всякий встречает должное (что заслужил) по внутреннему своему настроению, но подробности соответствий внешних случайностей (внутреннему состоянию каждого) ведает один Бог. 68. Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, приведи поскорее на ум воздаяние «славы, яже от Бога» ( Иоан. 5, 44 ), и будешь таким образом и в бесчестии без печали и смущения, и в славе, когда придет, верен и безукоризнен. 69. Будучи хвалим народом, по благоволению Божью, не примешивай (от себя намеренно) к смотрению Господню ничего показного, чтоб не изменилось все и ты не испытал противоположного (посрамления). 70. Семя не прорастет без земли и воды, и человек не получит пользы без произвольных трудов и Божественного заступления. 71. Нельзя без облака пролиться дождю, и без доброй совести угодить Богу. 72. Не отрекайся учиться, хотя бы ты был очень мудр. Ибо Божье устроение полезнее нашей мудрости. 73. Когда, по позыву какого-либо самоугодия, сердце сдвинется с места самоутруждения, тогда, подобно очень тяжелому камню, двинувшемуся с места по скользкому склону, бывает неудержимо. 74. Как неопытный теленок, бежа от травы к траве, попадает на место обоюду (справа и слева) стремнистое, так бывает и с душою, мало-помалу отманываемою помыслами (от своего устроения и внимания). 75. Когда ум, укрепившись в Господе, отвлекает душу от долговременного худого навыка, тогда сердце, как палачами, бывает казнимо умом и страстью, влекущими его туда и сюда. 76. Как плывущие по морю в надежде прибытка охотно переносят солнечный зной, так ненавидящие зло любят обличение. И те борятся с ветрами, и эти со страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Дан.3:58 . Благословите Ангели Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки. И чтобы не продлить слова до чрезвычайности, толкуя о каждом, призвании, скажем, что призывают к ликовствованию (59) небо, (60) «воды, яже превыше небес», и (61) силы, окружающие Божий престол; призывают (62) солнце и луну, и (63) прочие светила, даже не только что на небе, но и что бывает в воздухе, (64) дождь, росу (65) и ветры; потом противоположные между собою «качества», (67) «студь и зной;» потом в совокупности естество и его действие, (66) « огнь и вар;» потому что огонь есть имя естества, а »вар - " не сущность, но действие огня. Призывают (68) росу и иней, (71) лед и мраз, (72) «сланы и снеги», (73) молнии и облака, как сродные между собою, и близкие по происхождению; потом (69) ночи и дни, и что производит их (70) свет и тму; потому что первые суть наименования, а последняя – силы и вещи; сказано: «нарече Бог свет день, и тму» «нарече нощь» ( Быт. 1, 5 ). Ибо хотя и тма есть тень, а не сущность, однако же она есть нечто случающееся и производящее ночь. А поскольку упомянули о росе и инее, то по необходимости указывают и их источники. Ибо сказано: «благословите молния и облацы», одни как рождающие, а другие, как предуказующие рождение; и Пророк говорит: «молнии в дождь сотвори» ( Псал. 139, 7 ). Так, упомянув о том, что на небе, и в воздухе, и всему повелел, песнословить, с призванием к песнословию обращаются к общей матери земле, и говорят: Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки. И потом в раздельности: Дан.3:75 . Благословите горы и холми Господа. После сего призывают земные произведения. Дан.3:76 . Благословите вся прозябающая на земли Господа. Потом требуемое ими орошение. Дан.3:77 . Благословите источницы Господа. Поскольку же к долней части принадлежат море и реки; то по необходимости сделали упоминание (78) и о них. Упоминаают же и питаемых морем. Ибо говорят: Дан.3:79 . Благословите кити и вся движущаяся в водах Господа. После сего призывают, (80) птиц, (81) зверей и скотов, и (82) последнее из всех, естество человеческое, соблюдая в этом порядок мироздания; потому что блаженный Моисей написал, что прежде приведены в бытие Божиим словом древа, потом, произведены роды плавающих, кроме же их и вместе с ними естество летающих по воздуху птиц, а после них звери и скоты, и напоследок человек. Призвав к песнопению естество человеческое, опять в раздельности повелевают песнословить Творца. И прежде всех других повелевают исполнять это (83) сынам Израилевым, но и их подразделяют неоднократно, и в первый ряд включают (84) иереев, так как им вверена божественная служба. Потом, чтобы не подать мысли, будто бы одними иереями ограничивают песнопение, присовокупляют»:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

636 Бесед. 19 на св. 40 муч. Там же. стр. 306 и 307. Можно заметить, что св. Василий, изъясняя слова Псалмопевца: «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их ( Пс.33:16 ), под очами и ушами Господними разумел, пребывающих на небесах, бесплотных духов, которые, по соизволению Божию, то имеют над верующими смотрение, то выслушивают и принимают их молитвы» (Толков. на 33 псал. Тв. ч. 1. стр. 308. Москв. 1872 г.). 663 Serin 285. п. 5. Несмотря на столь прямое и ясное учение Августиново об уместности обращения к ходатайству святых, лютеранские писатели утверждают, будто бы, Августин совершенно отвергал такого рода уместность; в подтверждение чего ссылаются на следующие слова из «Исповеди», будто бы, исключающие собою всякое ходатайство за людей, даже со стороны ангелов: «К кому обращусь я для примирения с Тобою (Боже)? Быть может, к ангелам? С какою молитвою? С какими таинствами? Многие, как я слышу, стараясь возвратиться к Тебе и, не имея к тому возможности собственными силами, покушались обратиться к ангелам, проникались желанием любопытных видений и оказались достойными иллюзий. Возгордившись, они искали Тебя в надутом учении, более выставляя грудь, чем бия перси свои, и, соответственно настроению сердца своего, привлекли к себе сообщников и участников в своей гордости силы воздушные ( Еф.2:2 ), которыми прельщены были через магию, ища посредника для своего очищения; но его не было» (Исповед. кн. 10. гл. 42. Библиот. запад. отц. кн. VII. стр. 319. Киев. 1880 г.). Но не трудно видеть, что Августин, в сем случае, отвергал обращение к ходатайству ангелов, вовсе независимо от ходатайства единого истинного Ходатая пред Богом, Иисуса Христа, и, притом, отвергал обращение к ходатайству не ангелов добрых, а злых или демонов, к которым, по своему неразумию, обращалась язычники (De civit. Dei, lib. VIII. с 18). 671 Moral. lib. XII. c. 21. Patr. curs. compl. lat. t. 75. col. 999; Dialog. IV. c. 33. ibid. 4. 77. col. 376. 681 Ibid. Act. VI . p. 803. Можно заметить, что учение о призывании святых сохранилось, и доныне сохраняется в, отделившихся издревле, от Вселенской Церкви христианских обществах, как то: несторианском (Renaudot Liturg. orient, collect, t. II. p. 646 et 647), абиссинском (Bruce. Voyage aux sourees du Nil. Lond. 1730. livr.VIII. p. 113), коптском (Renaudot. ibid. t 1. p. 41. 42) и армянском (Худобашев. Памят. вероуч. Армян. Церкви, стр. 141. 245. Петерб. 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потом заснули в ожидании, что ассириане пленят их, но проснувшись рано, не нашли ничего подобного, ибо в ту ночь из врагов их ассириан умерщвлено ангелом Божиим 185 тысяч, где слово: сердцем, излишне, по свойству еврейского языка, или означает высшую степень неразумия. Вси мужие богатства в руках своих Слова: мужи богатства, сказаны околично, вместо: богатые, по словам Оригена , как говорится: мужи кровей, вместо: кровожадные. Итак Давид говорит, что ассириане думали, что на следующий день они будут иметь почти в руках своих всех богатых Израильтян. Или напротив должно понимать так, что все богатые ассириане были схвачены руками находившихся в осаде иудеев, как найденные мертвыми, и ими ограбленные (1). (1) В высшем смысле: Те, которые, говорит, не приняли просвещения от Духа, будут, когда откроется суд Божий, в смятении и волнении; ибо, как говорить Афанасий, предавшиеся в жизни лености и нерадению во время суда Божия оказались неимеющими ничего в руках своих, хотя никогда в смертной жизни были богаты. Ибо как могли найти то, чего не сделали? Пс.75:7 .  От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшие на кони Запрещением Давид называет суд Божий на ассириан; а дреманием бессилие или расслабление телесной силы. Ибо естественно сон расслабляет телесные силы (1). Всадниками на конях называет ассириан; потому что они надеялись победить своею конницею, почему тот же Давид и в другом месте сказал: они на колесницы, они на кони ( Псал.19:8 ) (2). (1) Слова Феодорита: Выражением: воздремали, указывает на легкость смерти, ибо как дремлющий, когда захочет, легко заснет, так и они получили скорый конец жизни. (2) Слова Оригена : Если хочешь видеть, что сон души различается от естественного телесного сна, то увидишь, что у многих людей, которые не сохраняют сего наставления: не дай сна очам твоим, также: восстань спящий, – души спят. Они то не нашли ничего, потому что спящий не находит ничего. Он же говорит, что в созерцательном смысле колесницы и кони душ суть тела. Те, которые, по словам Афанасия: не восседали на своих конях, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В качестве предваряющего, вступительного молитвословия, по этому Часослову, полагается первая кафизма, разделяющаяся на три славы (л. 1–12); затем идут последования часов – первого (л. 12 об.), третьего (л. 27), шестого (л. 44) и девятого (л. 60), чин «на причащение» (ες τν μετληιν) (л. 75), наконец, вечерня (л. 77 об.) и служба первого часа ночи (л. 102). Следовательно, здесь мы имеем полный круг суточных служб, приспособленных для келейно-одиночного обихода. Каждая из этих служб по составу значительно разнится от служб нашего времени. Вообще же можно сказать, что на них вполне отразились все отличительные особенности скитской практики, указанные нами выше (стр. 74–77). – Остановимся пока на службах часов первого, третьего, шестого и девятого; о службе «на причащение», однородной с нынешним «последованием изобразительных», будет речь в главе об этом последовании; а чин вечерни и 1-го часа ночи подробно излагается в главе о ночных часах. В первых стихах первого псалма, которым открывается правило псалмопения, встречаются слова, служившие руководящим началом монашеской келейной жизни: «поучаяйся в законе Господни день и нощь будет яко древо насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое» ( Псал. 1:2–3 ) 190 . И частнейший состав рассматриваемых служб как нельзя более приспособлен к тому, чтобы «в законе Господнем поучаться день и ночь». Первое место здесь занимает псалмопение; молитв нет вовсе. Псалмы, в количестве восьми – на первом часе, семи – на третьем, шести – на шестом и четырех (вместо четвертого псалма положена песнь св. трех Отроков) – на девятом, исполняются без перерыва. В числе псалмов на каждом часе указываются три нынешних часовых псалма, а иногда и некоторые псалмы почасий. По исполнении псалмов, поется Аллилуия со стихами какого-либо псалма. Как свидетельствует преп. И. Кассиан, и у египетских монахов стихи последнего псалма при псалмопении исполнялись с Аллилуия, согласно повелению ангела 191 . Но для этого обычно набирались те именно псалмы, которые имели надписание «Аллилуия» 192 ; что не всегда соблюдается в рассматриваемом чине.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

70 О припевах на „Господи воззвах“ говорится в Синодальн. уставе 330–380, в статье о пении на вечерне (л. 260). По этому указанию „Господи воззвах“ поется с припевом: „услыши мя Господи“. Для следующего 141 псалма: „гласом моим ко Господу воззвах“ до „мене ждут“ – припев: „воззвах к тебе, услыши мя“. Для 129 псал. „из глубины воззвах“ – „Христе Спасе помилуй нас“. При пении стиха: „яко утвердися милость Его“, оба хора соединяются, точно также как и при пении стихир стиховных. Цитуемая нами глава составляет окончание целой статьи, где речь идет о способе и порядке пения на разных службах и припевах на утренних и вечерних псалмах. В рукописи нашей Академ. библиотеки 137 (из раскольн. отделения) записаны и положены на ноты те же припевы, согласно с синод. уставом 336–388. См. Опис. С. Б. III, стр. 320. Таким образом в настоящее время первые два стиха 140-го псалма мы поем по древнему способу с припевом, а избранные стихи из прочих вечерних – по новому с особыми, позднее составленными, песнями стихирными. Таким же способом, в сопровождении припевов, произносились и библейские песни, послужившие основанием канонов, 380 л. 259 указаны эти припевы, к которым и отсылаем желающих ближе ознакомиться с этим предметом и получить понятие о первичной структуре песненных канонов. 71 656. Здесь вечерня песненная состоит из 140 пс. с припевом, из входа, свете тихий… трех малых антифонов нет. 75 Берем это изложение службы из статьи Синодального (л. 33. См. Опис. С. Б. III. 247) и Типографского (л. 20) уставов о том как справляется литургия в Петров пост. В общем и там и здесь дело представляется одинаково, но с некоторыми особенностями, которые и отмечаем. 76 „ И обълкъся диако прскоумисать и все доспть“. Так в Типогр. уставе, в Синод. „ и проскоумисатъ диако“ (Опис. III 248). Несколько замечаний о праве диакона совершать проскомидию – в нашей статье: Чт. О. Л. Д. просв. 1871. 2. 77 Вот как описывается начало литургии и малый вход в „Ordinarium Cassinense“, или уставе известного Монте-Кассинского монастыря: Tertia (i. e. hora) finita sacerdos cum ministris vadat se sacris vestibus induere et cum inceperint clerici in choro gloriam post introitum, procedant antecedente eum diacono et subdiacono cum libro evangelii et ante subdiacono et acolytho cum thymiamate ante quem duo alii acolythi procedant cum incensis luminaribus et sic ordinate exeant e secretario (secretarion – тоже что sacristia σκευοφυλκιον, διακονικν) et ut pervenerint ante altare, incipit sacerdos antiphonam: introibo… (Martene de antiquis eccl ritibus. Append. ad. libr. IV p. 50.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Еще года три тому назад, когда Тверскому архипастырю было 75 лет, – предел псаломский ( Псал. 89:10 ), – у него впервые обнаружились признаки болезни (так называемой сахарной), последствием которой летом нынешнего года было развитие водянки, окончившейся смертью досточтимого старца. Тогда однако, благодаря принятым мерам опасность отстранена была, и владыка не прерывал обычного порядка деятельности своей. Когда же, с половины сентября сего 1896 года печальный, но неизбежный исход болезни стал очевидным и для самого больного, тогда он поспешил сдать дела епархиального управления своему викарию, преосвященному Гавриилу и вообще оставить житейские заботы, чтобы достойно встретить приближение неизбежной гостьи – смерти. В течение времени от 15 сентября до дня кончины 13 октября владыка неоднократно исповедовался и приобщался Святых Таин, а 16 сентября принял и таинство елеосвящения, ежедневно выслушивал всенощное бдение и Божественную литургию в смежной с залой моленной при своей домовой, крестовой церкви, вывозимый туда на креслах, отечески принимал и ласково беседовал со всеми приходившими навестить его, благословлял их иконами, делал распоряжения на случай своей смерти, благодарил всех и в том числе келейников своих, назначив сим последним и особое денежное вознаграждение за их труды по услужению ему. Независимо от ежедневных богослужений и принятия Св. Таинств, преосвященный Савва выслушивал еще и чтение евангелий, а затем пожелал выслушать умилительные напевы богослужения страстной седмицы. Он был в полном сознании до самой кончины, и только за три-четыре часа до разлучения души от тела перестал говорить. Едва только скончался архипастырь и едва только стало это известно в престольном граде его, как вся, можно сказать, Тверь, с беспокойством следившая за ходом болезни его и уже предчувствовавшая печальный исход её, подвиглась к загородному архиерейскому дому, где обитал почивший, чтобы отдать ему последний долг, облобызать священную, так часто осенявшую ее благословением, десницу его и помолиться о упокоении доброй души его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010