Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Исаии 52:11) И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (сл. 2Сам. 7:14 ; Иер. 3:19; 31:33  и дал., Осии 2:1  и др.» ( 2Кор. 6:14–18 ). Или, как в том же типологическом смысле, св. Апостол Павел в другом месте своих посланий определяет это существенное различие семени и семени в церкви Христовой в согласии с помянутым толкованием св. Иуды (история Корея); твердое основание Божие состоит (στηκεν – установилось и пребывает в этом устойчивом положении), имея печать (σφραγδα в типологическом значении) сию: познал Господь сущих своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господне ( Числ. 16:5,26 ; 2Тим. 2:19 ). б) Что было в общем состоянии ветхозаветного народа Божия, тоже самое выражалось и на частных представителях по новозаветному толкованию. И здесь постоянная взаимная встреча порождений семени погибели с отраслями семени праведного. Саул и Давид ( Деян. 13:21–22 ) во время Самуила (там же ст. 20; сл. 7:45–46 и Евр. 11:32 ) и после смерти последнего Давид и Авессалом с другими врагами первого ( Псал. 21 , сл. Мф. 27:35,43,46; Map. 15:34; Ин. 19:24 ; Евр. 2:12 ; срав. также Псал. 17:49,57 сл. Рим. 15:9 ; Псал. 33:13  и дал. в 1Петр. 2:3; 3:10–12 , Псал. 40 , сн. Ин. 13:18  и Деян. 1:16 ; Псал. 68 , сл. Ин. 15:25; 2:17; 19:28 ; Рим. 11:9–10; 15, 3 ; Мф. 23:38 ; Луки 13:35 ; Деян. 1:20 ; Псал. 108 ; Деян. 1:20  срав. еще к тому и Псал. 139:4  в Рим. 3:13  и Псал. 142:2  в Гал. 2:16 ) Соломон ( Евр. 1:5  сн. 2 Самуил. 7:14 и Евр. 1:8–9 сл. Псал. 45:7–8 ) и его враги и вообще «пророки и праведники» со своими гонителями и даже убийцами (срав. Мф. 5:12; 23:30–31,35,37 и пар., Деян. 7:51–52 , Рим. 11:2–4 ), как напр. Исаия и Ахав с Иезавелью ( Рим. 11:2–4 ), Исаия и нечестивый (хотя после и раскаявшийся) сын благочестивого Езекии Манасия (срав. Евр. 11:37  и бл. Феодорита на это место, именно на выражение «перепиливаемы»; св. наша Церковь в память этого пророка также соединяет с его именем имя и Манассии), 3ахария сын Варахии и Иоас, повелевший убить его (Мф. 23:25 и пар. срав. Евр. 11:37 349 ), Даниил с тремя отроками и Навуходоносор (сл. Евр. 11:34 350 ) и другие многие, о которых всех, по словам Апостола, недостало бы и времени повествовать ( Евр. 11:32 ), – все это были частные представители, следовательно, вместе и типы новозаветного семени погибели, то предсказывая собой определенные лица церкви новозаветной, то вообще отнесясь к уверовавшим и неуверовавшим во Христа в смысле новозаветного толкования. Более определенными из этих прообразов в отношении к новозаветным их первообразам поставляются в новозаветном толковании цари: Давид и Соломон – и пророки–Илия и Иона, на которых, как увидим, вместе с тем завершается и постепенно раскрывавшееся в раннейшие периоды развитие ветхозаветных прообразов – Христа – Истинного семени, как семени Авраамова, а теперь и Давидова (Мф. 1 глава) по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Третья заповедь закона Божия Не возмоши имени Господа Бога твоего всуе 1. Библейские изречения о третьей заповеди закона Божия Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. а) Имя Божие свято: сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его, говорит Св. Дева Мария ( Лyk. I, 49 ). – Свято и страшно ими Его (Псал. СХ, 9). б) Имя Божие славно и величественно: Господи, Боже ваш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! ( Ncaл. VIII, 2 ). – Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний (Псал. XCI, 1 – 2). Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Наказание за хулу имени Божия: и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти ( Лebum. XXIV, 16 ). Позволительность клятвы. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) слуги, (и к Нему прилепись), и Его именем клянись ( Bmop. VI, 13 ). – Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребял в посредство клятву ( Ebp. VI, 16 – 17 ). Клятвопреступление запрещено: не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь, (Бог ваш). ( Лebum. XIX, 12 ). Правильное употребление имени Бога дозволительно: а) Мы Его должны призывать во всех наших нуждах: и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Псал. XLIX, 15). – Близок Господь ко всем призывающим Его, ковсем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, я спасает их (Псал. CXLIV, 18 – 19). – Как лань желает в потокам воды, так желает душа моя в Тебе, Боже! (Псал. XLI, 2). б) в молитве: непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фессал. V, 17). Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, ве молитве, постоянны ( Puмл. XII, 12 ). в) в славословии Бога: благословию Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Псал. XXXIII, 2) . – И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога я взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лyk. II, 13 – 14 ). – Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Псал. 1). – Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину в ночи (Псал. XCI, 2 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псал.124 , [ст.1–2]. Надеющийся на Господа, как гора Сион… Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Какое прекрасное сопоставление: около жителей Иерусалима горы и Господь около них. [Ст.3]. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (о Промысле). Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками. 125 псал. О радости после пленения сынов Израилевых. 126 псал., [ст.1]. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Над всем Господня власть и помощь. 3 ст. Вот наследие от Господа: дети [слав.: достояние Господне сынове]; награда от Него – плод чрева. Дети – собственность Божия, а не наша. Псал. 127 . Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! Как это хорошо можно приложить к некоторым благочестивым семействам у нас! Псал.128 , [ст. 3–4]. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых [слав.: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников]. Как негодные дерева, Господь часто посекает нечестивых в раннюю пору их жизни. Псал. 129 , [ст. 1–2]. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего (то же, что и в первом стихе). И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием. Псал. 130 , [ст. 1–2]. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои… Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди [слав.: аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою (как плод, исчадие души моей, воздай мне на мучение мне гордость мою)]. 3 ст. Да уповает Израиль (христианин) на Господа отныне и вовек. Никто не колеблись в надежде: надейся до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот Кто есть предреченный Пастырь из семени Давидова (сн. Рим. 1:3 ) и – Блюститель душ, прежде блуждавших без истинного пастыря (Петр. 2:25), но соединяющихся теперь с язычниками в одно стадо, имеющее одну печать крови Христа (Срав. Деян. 20:28  и дальн.), по которой распознаются Его и не Его овцы (срав. 2Тим. 2:19 , сн. Числ. 16:5 ; также – Рим. 11:2 ) 652 . Так Господь – Пастырь добрый обнял Своим взором все прошедшее, настоящее и грядущее Своего стада, семени веры в В. и Н. Завете единого, но в Ветхом имевшего многих более или менее ясно прообразовавших Его собой, а иногда лишь омрачавших светлый образ (εκν) Его, почему и настояла нужда в Едином и, притом, вечном Пастыре, и Пастыреначальнике, Который, имея явиться на грядущий всемирный суд, в совершенстве рассудит не только между овцами и овцами, но и между пастырями и пастырями всех времен (срав. Иезек. 34:23; 1Пет. 5:4  в контексте, Деян. 20:28  и дал. и др.). 3) Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. Исаии 53:2 и дальн. Псал. 2:1–2 ; Захарии 11:12–13 (срав. Псал. 40:10 ); Иеремии 31:31–34 (сн. Прит. 9:2,5,6 ); Зах. 13:7 ; Исаии 50:6 и дал.; Псал. 21:17,19; 8:9 ; Псал. 68:10,22 ; Псал. 21:2 ; Зах. 14:6,7,13 (сн. Ам. 8:9 ); – 12:10; Псал. 67:19  (срав. Зах. 9:11 ); Псал. 109:4 . Ничего не было предоткрыто в В. 3. с такой дивной ясностью, как Евангелие уничижения Мессии для искупления рода человеческого от рабства греху и смерти 653 . Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? – начинает свое евангелие об Искупителе Исаия. Ибо Он взошел пред Ним (Богом) как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Надписи около святительского места: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Иоан. гл. 20, ст. 23». «Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете и плод ваш пребудет. Иоан. гл. 15, ст. 16». «Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем. Псал. 5 , ст. 8». Вонми гласу моления моего Царю и Боже мой, яко к тебе помолюся Господи. Псал. 5 , ст. 3». «Вниду в дом твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои. Псал. 65 , ст. 12–14». «Тебе пожру жертвы хвалы и во имя Господне призову. Псал. 115 , ст. 8». «Господи настави мя правдою твоею враг моих ради исправи пред тобою путь мой. Псал. 5 , ст. 9». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его во дворех дому Господня. Псал. 115 , ст. 9–10». «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия во гласе радования и исповедания. Псал. 41 , ст. 5». «Всяк первосвященник, во еже приносити дары-же и жертвы, поставляем бывает. Евр. гл. 8, ст. 3». На балдахине, под которым уставлена плащаница, надпись по средине балдахина: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть. Иоан. 3, 16 » и у возглавия: «Солнце позна запад свой». Д. О посещении Владимирского Успенского собора Государем Императором Николаем I в Октябре месяце 1834 года (Из 1 Влад. Губ. Вед. За 1858 г.) «Накануне Высочайшаго прибытия, т. е. 11 Октября, в кафедральном соборе места, по которым предполагаемо было неминуемо шествовать Государю, устланы были в одну точу красным сукном. «Пред местными образами Спасителя и Божией Матери Владимирския поставлены были, нарочито сделанныя на случай Высочайшаго прибытия, обитыя красным сукном, с тремя ступенями подставы. На другой день в 12 часов Его Величество прибыл к собору в открытой коляске и на первом, что у подезда, помосте встречен был Преосвященным Архиепископом Парфением в полном облачении с хоругвями и со крестом в руках, без посоха и орлеца; соборные диаконы, стоя по обеим Преосвященнаго сторонам, как только Государь вышел из коляски, производили каждение: архимандриты, соборяне и прочее градское духовенство, назначенное для встречи, стояли на площадке под колокольней в два ряда и все были, начиная с Преосвященнаго, в одинаковом серебренаго глазета облачении; певчие стояли за духовенством по четыре человека в ряд; все они одеты были в певческие голубые кафтаны, исключая священников и диаконов, которые находились в голубых рясах. Государь Император, приложась ко кресту и приняв окропление св. водою, которую держал в большом серебряном ковше протодиакон, изволил шествовать в собор; пред ним шел Преосвященный с крестом в руках, а далее архимандриты и белое духовенство по два в ряд, певчие шли впереди по четыре человека в ряд с пением тропаря: «Спаси Господи люди твоя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: «Бог царь наш прежде век содела спасение посреде земли» (Псал. 73:12). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется «знамением». И подлинно, что значат слова Давида: «сотвори со мною знамение во благо» (Псал. 85:17), «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Псал. 4:7), «дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» (Псал. 59:6)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: «и тогда явится знамение Сына человеческаго» (Матф. 24:30), и прежде сего: «род сей... знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка» (Матф. 12:39; Лук. 11:29), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: «се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лук. 2:34)? Не ясно ли словом «знамение» он указал на крест? Крест называется также «силою», на что указывает Давид: «сказал еси силу Твою в людех Твоих» (Псал. 76:15), — и «мышцею»: «избавил еси мышцею Твоею люди Твоя» (Псал. 76:16). А что сила Христова есть крест, об этом послушай Павла, который говорит: «слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1 Кор. 1:18, 24). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: «ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою» (Исх. 4:21, 7:3, 9:12), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев не без прообраза креста, на силу всемогущую — содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте; так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду разсеялась вера. Возделав им, как ралом, безплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом) мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающего: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лук. 9:23). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство. Им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны: ибо мы веруем, что им и в нем спасаются, и он есть знамение Сына Человеческого, и в нем, по написанному, «всяка плоть узрит спасение Бога нашего» (Лук. 3:6), и «воззрят иудеи нань, его же прободоша» (Зах. 12:10). Мы же, ходящие во свете Его, с ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святой Троицы, покланяемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вопрос. Что значит: «седмерицею днем хвалих Тя» и какие это седмь хвалений?          Выражение: «седмерицею днем хвалих тя» (Псал. 118:164), — часто означает: всегда, — как и в других местах сам Псалмопевец и Пророк говорит: «благословлю Господа на всякое время» (Псал. 33:1), и в другом месте — «выну хвала его во устех моих» (Псал. 33:2). И божественный Павел: «непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1 Сол. 5:17). Прекрасно также научает Спаситель: «бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21:36). Для чего? Для того, чтобы быть едино с Богом. Это занятие — непрестанно: потому что молитва соединяет нас с Богом. Это величайшее из всех дел. И что лучше того, как беседовать с Богом и быть с Богом? Это — постоянное дело Ангелов. Чрез него и мы становимся как бы Ангелами, священниками Божиими, творящими волю Его, чистыми сердцем, зрящими Бога, Божиими песнопевцами, воздающими Ему славу. Этим же мы очищаемся и испрашиваем отпущение во грехах, и избавляемся от зла и от всякого искушения, и от всех постигающих опасностей, и делаемся достойными предстоять Ему, и удостоиваемся света Его и царства. Да и кто изчислит, кто может изречь достойно то, что даруется нам чрез молитву? Чрез нее мы получаем все, чего просим у Бога, как Он сам возвестил. И знамения, и чудеса и совершались, и совершаются при посредстве молитвы, и спасение душ, и дарование исцелений, и всякое вообще благо, и без нея нет никакого блага. О сем деле Церкви постоянно напоминается и у Спасителя, и у Апостолов, и у Отцев. Итак для нас, как рабов и созданий, необходимо, мы обязаны постоянно посвящать Богу этот труд, и он для нас всего полезнее. Впрочем, ради немощи и ради тех, для кого обременительно постоянное моление, учреждены особые времена, которые и Давид наблюдал, и Церковь сохраняет. Поэтому, как он говорит: «полунощи востах» (Псал. 118:62), — так и мы поем с ним полунощницу; он — «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» (Псал. 62:2), и мы совершаем утреню; он «заутра услыши глас мой», и «заутра предстану ти и узриши мя» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

Считая Ветхий Завет сенью грядущих благ, преподобный Макарий нисколько, однако, не умаляет его значения. По его мнению он составляет необходимую часть Нового. Как два сопряжения лица составляют нечто совершенное, так и два Завета составляют одно целое 597 . Кроме прообразовательного смысла во многих местах Ветхого Завета преподобный Макарий усматривает еще переносный, – аллегорический. Так у него выражения: «воссмердьша и согниша раны моя» ( Псал. 37, 6 ) означают скверны греховные 598 . «Вино, веселящее сердце человека ( Псал. 103, 15 ) и елей радости ( Псал. 44, 8 ) – многообразную пищу Духа Святого 599 . Стеня н трясыйся (в тревоге) будеши на земли (быт. 4,12) – есть образ всех грешников 600 . Полевые цветы, о которых говорит Соломон и о которых упоминает Господь: «ни Соломон во всей славе Своей облечеся, яко един от сих» (Мате. 6, 29) по Макарию служат подобием христианина в день Воскресения 601 . Слова Господа к пророку Иезекилю о граде Иерусалиме и о его удалении от Бога (Иезек. 16, 8 – 15) преподобный Макарий, опять, переносит на всякую душу, удаляющуюся от Господа 602 . Слова: «вкусите и видите, яко благ Господь» ( Псал. 33, 9 ), по Макарию, указывают на вкушение христианином благодати Божьей 603 . То обстоятельство, что преподобный Макарий многие места Ветхого Завета объясняет в прообразователыном или переносном смысле, дало повод некоторым исследователям делать заключение, что наш отец, как мистик, устраняет из Священного Писания буквальный и исторический смысл и объясняет все духовно 604 . Однако не совсем это справедливо. В беседах нашего отца мы встречаем также тексты из Ветхого Завета, которые он толкует в буквальном, подлинном их смысле. Напр. «Аз есмь червь, а не человек» ( Псал. 21. 7 ) он относит исключительно к Давиду 605 . «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постель мою омочу» ( Псал. 6, 7 ) также понимает буквально и т. д. 606 . А что наш отец не устраняет исторического значения за событиями Ветхого Завета, об этом мы уже не говорим 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С чего начну я свою речь к вам? Не ясно ли, что всякому начинающему и слово и дело прилично ставить началом и концем мир, им начинать, им и оканчивать? Ибо Апостол говорит, что это полезно будет для спасения, при помощи наших молитв и при содействии Духа, которого дарует Иисус верующим в Него. И если кто глаголет назидание, или утешение, или утеху любви, или общение духа ( 1Кор. 14, 3 ; Флп. 2, 1 ), все это происходит от мира, который в Боге. Не всем без разбора это доступно, но любящим закон, как говорит Пророк; он разумеет закон не телесный, который заключает в себе образ и тень будущего, но духовный, который мудро раскрывает исполнение предвозвещенного. Мир мног, говорит он, любящим Тебя, и несть им соблазна ( Псал. 118, 165 ). Отсюда ясно, что соблазн пребывает на тех, которые возненавидели мир. Желающим освободиться от этого надлежит поставить пред собою любовь Божию, как бы некий щит: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию своею, закон заповедей ученми упразднив ( Ефес. 2, 14–15 ). И нельзя исполнять заповедь Господа, если не предшествует любовь Божия: аще любите Мя, говорит Господь, заповеди Моя соблюдите ( Иоан. 14, 15 ); и если заповедь не освещает, тогда не освещаются ни очи, ни сердце. Заповедь Господня, говорит Пророк, светла, просвещающая очи ( Псал. 18, 9 ). И не произнесет слова истины тот, кто не имеет в себе Христа говорящего, как говорит Апостол: понеже искушения ищете, глаголющего во мне Христа ( 2Кор. 13, 3 ), или лучше: не говорящего только, но и милующего. И да приидет, говорит Пророк, на мя милость Твоя и спасение Твое: и отвещаю поношающим ми слово ( Псал. 118, 41–42 ). Этого не было бы, если бы кто-либо не взыскал оправданий ( Псал. 118, 48 ). Тем, которые настроены не так, свойствен стыд в поношениях, так что они не могут сказать: отъими от мене понос и уничижение ( Псал. 118, 22 ). Из уст их слышится слово истины, что молящемуся ничего более не нужно, кроме сего: не отъими от уст моих словесе истины ( Псал. 118, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010